Спросить
Войти

Концепция «Плавильного тигеля» как модель этнического развития

Автор: указан в статье

КОНЦЕПЦИЯ «ПЛАВИЛЬНОГО ТИГЕЛЯ» КАК МОДЕЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Н.Т. Арзиева, студент

Научный руководитель: Г.А. Чеджемов, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10856

Аннотация. В данной статье раскрывается суть концепции «плавильного котла», затрагивается ее история развития; анализируется критика данной этнической политики на конкретном примере. Автор прослеживает влияние межэтнических браков на процесс ассимиляции, также считает тему актуальной, так как до сих пор существуют условия для данной концепции: тесное межэтническое общение, вхождение прибывших во сферы общества и их оседание в основном в городах и другие.

Плавильный котел или плавильный тигель (англ. melting pot) - это модель этнического развития, пропагандируемая в американской культуре в ХХ веке [1]. Данная концепция предполагает «смешение» всех народов в единую нацию. При этом происходит культурное и биологическое смешение. Кроме того, концепция отрицает наличие каких-либо конфликтов социального или этнического характера. Она пришла на смену англо-конформизму, который оказался несостоятельным в этническом развитии страны.

Она является очень близкой к теории амальгамации, что означает объединение различного рода частей (индивиды, массы) в единое социальное целое (группа, общество) [4].

Британский драматург И. Зангуилла в своей пьесе утверждал, что все иммигранты, пришедшие со своим языком, культурой и историей, объединялись в единую нацию-американцев.

В истории много моментов, доказывающих существование данного явления еще в XVIII веке. Так, например, Томас Пейн, которого прозвали «крестным отцом США», считал, что Америка - это нация иммигрантов, что являлось чистой правдой.

Также не стоит забывать Дж. Кревкера, утверждавшего, что причиной смешения «крови» являются межэтнические браки,

доказывающие существование «плавильного тигля» еще в те времена.

Американизация, по мнению Кревкера, проходило быстро и легко, также многие иммигранты стремились освободиться от оков Старого Света и на их пути не было значительных препятствий.

Однако все его положения, приведенные по поводу американизации, было ошибочны и не были реализованы.

Концепция «плавильного котла» нашла своих сторонников и в XIX веке. Она была поддержана одним из влиятельных интеллектуалов американцем Р. Эмерсоном.

Концепция в полной мере была развита в трудах Ф.Дж. Тернера, который говорил о так называемом факторе границы. То есть иммигранты, прежде чем попасть в тигель, проходили разные ассимиляционные процессы, связанные с географическим фактором или «окружением». Они проходили через разные географические регионы, всё более освобождаясь от Старого Света и воспитываясь под влиянием новых условий, смешивались в американскую расу.

В конце XIX века «переселенческий плавильный котел» уступил место «городскому плавильному котлу», который получил свое развитие в работах социолога Чикагского университета Р. Парка [2]. Р. Парк уделял большое внимание тому, что иммигранты по большей части стремились выбраться из сел и переехать в города. Поэтому Парк считался, что именно городской образ жизни сплачивает людей. Котлом, по его мнению, являлась каждая нация и цивилизация, которая вносила свой вклад в процесс слияния. Основной путь решения национальных проблем он видел в ассимиляции различных культур, в результате которой все пережитки старых эпох должны исчезнуть в процессе урбанизации, модернизации, индустриализации.

Кроме того, можно заметить, схожесть мнений Дж. Кревкера и Р. Парка в том, что межэтнические браки являлись инструментом достижения идеала «плавильного котла».

Ирландцев, евреев и другие этнические группы охватила биологическая ассимиляция, настолько, что многие страны задумались о сохранении своей этнической группы [2]. Многие смешанные семьи настолько американизировались, что утратили своими отличительные этнические черты.

Вместе с биологической ассимиляцией мы можем наблюдать и социальную и культурную ассимиляцию. Однако она сдерживалась расовой дискриминацией и этническими предубеждениями, которые остро проявлялись в годы экономического кризиса. Особенно сильно подверглись дискриминации иммигранты, черные американцы и японцы, устроившие нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор. Это вызвало антияпонскую волну. В результате всех японцев выслали из страны, ведь они представляли угрозу американской нации.

Теперь более подробно рассмотрим, как межэтнические браки влияли на процесс ассимиляции.

Социолог Р. Кеннеди установила некую закономерность заключения межэтнических браков. Она пришла к выводу о том, что большинство браков заключаются по религиозной принадлежности. Существовала определенная система: британцы, немцы и скандинавы заключали браки в основном между собой; к следующей группе относились ирландцы, итальянцы и поляки; к третьей - евреи, заключавшие браки только внутри своей этнической

общности. Таким образом, появился термин «тройственного плавильного котла».

У Л. Уорнера и Л. Сроула была своя точка зрения. Они утверждали, что на этнические браки влияют культурные и физические признаки. То есть оценке поддается в основном цвет кожи и волос представителей различных народностей. При этом меньшую возможность к ассимиляции имели чернокожие и узкоглазые.

Делаем выводы: межэтнические браки оказали большое влияние на процесс «смешения» культур.

Многие культуры были подвержены также языковой ассимиляции. Национальные языки все более оттеснялись английским, родной язык стал реже употребляться в таком важном институте как церковь [2], что особенно сказалось на отличительных этнических признаках различных народов.

Кроме того на утрате этих черт значительное влияние оказали межэтнические браки. Так как находящиеся в таких браках иммигранты и их дети, внуки, правнуки-практически все не могли уже точно определить к какому этносу они относятся, и называли себя американцами.

Одной из причин утраты эффективности концепции является наплыв иммигрантов в конце XX века, что привело к переполнению тигля, который больше не мог вмещать в себя другие культуры [3].

Второй причиной может послужить сокращение в начале XXI века удельного веса беглых англосаксонов - ядра американской ассимиляционной модели.

Третья - дискриминация чернокожего населения и иммигрантов.

Примером плавильного тигля является американский город Чикаго [5]. Еще после Первой мировой войны туда съезжались волны иммигрантов. Среди них значительную часть также занимала черная иммиграция - афроамериканцы - число которых к 20-30-ым годам 19 века увеличивалось с ростом спроса на рынке труда. На тот момент Чикаго считался процветающим городом.

В самом городе приезжие селились раздельно по этническому признаку, но постепенно начали смешиваться. Сначала

проходил процесс аккомодации (близкий к термину «адаптация»), и только потом появлялись мультиэтничные районы, люди могли сами выбирать, где им жить.

Но было одно исключение, афроамери-канцы жили в так называемой черной зоне. Они имели довольно низкий социальный статус. Их брали в основном на малооплачиваемые работы и они жили в низкокачественных домах. А в результате экономического спада на рынке труда афроамериговорит о том что, расовые границы оказались сильнее, чем притяжение различных этнических культур.

Чернокожее население осталось вне «плавильного котла», занимая положение «второго сорта».

До сих пор существуют условия для данной концепции. Это тесное межэтническое общение, вхождение прибывших во сферы общества и их оседание в основном в городах. Поэтому данная тема актуальна и в наше время и имеет место быть.

канцев увольняли в первую очередь. Это

Библиографический список

1. Википедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wikiШлавильный_котёл
2. Чертина З.С. Плавильный котел. Парадигмы этнического развития США. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 2000.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleшnka.m/artide/v/k-voprosu-o-sotsiokultumoy-integratsii-migrantov
4. Социологический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vslovare.info/slovo/sotziologicheskiij-slovar/amalgamatzija/1672
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/107481/sotsiologiya/plavilnyy_kotel

THE CONCEPT OF "MELTING CRUCIBLE" AS A MODEL OF ETHNIC

DEVELOPMENT

N.T. Arzieva, student

Supervisor: G.A. Chedzhemov, senior lecturer Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. This article reveals the essence of the concept of "melting pot", touches upon its history of development; analyzes the criticism of this ethnic policy on a specific example. The author traces the influence of interethnic marriages on the process of assimilation, also considers the topic relevant, since there are still conditions for this concept: close interethnic communication, the entry of newcomers into the spheres of society and their settling mainly in cities and others.

нация плавильный тигель иммиграция социальный идеал ассимиляция. nation melting pot immigration social ideal assimilation.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты