Спросить
Войти

Кадровое обеспечение средних общеобразовательных школ Западной Сибири военными руководителями (1968-1980 гг. )

Автор: указан в статье

УДК 37.035.7

В. А. КУТЕПОВ Ц В. А. МАСЛЯКОВ Ь-

Омский государственный технический университет

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВОЕННЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ (1968-1980 гг.)

Переход с 2008 года на годичный срок военной службы в ВС РФ по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Вместе с тем введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не помогло добиться желаемых результатов. Данные обстоятельства требуют на современном этапе принятия самых действенных мер, которые, в первую очередь, предполагают изучение опыта прошлых лет в решении этого важного вопроса.

Изучение истории России показывает, что начальная военная подготовка (далее НВП) и военнопатриотическое воспитание (далее ВПВ) молодого поколения всегда считались залогом крепости государства. И это было логично. В последние же годы сложилась ситуация, когда прежняя система НВП и ВПВ учащихся средних общеобразовательных школ (далее СОШ), на которой выросло не одно поколение россиян, оказалась практически разрушена, а новая — четкая, эффективная, доступная и понятная — еще не создана. Исходя из понимания места и роли педагога в школе, для нашего исследования несомненный интерес представляет кадровое обеспечение СОШ военными руководителями. Можно отметить, что обучение и воспитание юношества в школах всецело зависят от учителя. Скажем больше: будущее страны во многом зависит от состава учителей. И связано это, с тем, что:

1. В настоящее время война вновь стала средством проведения политики. Идет активное противодействие укреплению России — как одного из влиятельных центров многополярного мира. Поэтому к призывной молодежи необходим новый подход: смена сознания молодых людей от воинской повинности к осознанной необходимости защищать интересы нашей Отчизны.
2. Школа в нашей стране является важнейшим учебно-воспитательным учреждением. Ни один человек её не минует. Основы миросозерцания, идеологии, нравственных устоев, как фундамент последующей профессиональной и специальной подготовки закладываются в школе. Если нет этого фундамента, по-настоящему заложенного, трудно ждать успехов на последующих ступенях обучения.
3. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

Исследование обозначенной проблемы на опыте СОШ Западной Сибири необходимо как для истори-

ческой науки, так и для совершенствования системы подготовки молодежи к военной службе. Эта сфера деятельности переживает подлинную перестройку. Идет процесс реставрации многих элементов советской системы НВП и ВПВ молодежи. Безоглядное отрицание всего, что было связано с понятием «советский», уступает место объективной оценке достигнутого в те годы, пониманию ценности отечественного исторического опыта вне политических пристрастий и партийной конъюнктуры.

12 октября 1967 г. третья сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О всеобщей воинской обязанности» [1, с. 552]. С принятием этого документа вступал в силу ряд принципиально новых положений — например таких, как сокращение сроков действительной военной службы для солдат, матросов, сержантов и старшин; установление для всех граждан единого призывного возраста, ежегодное проведение двух (вместо одного) призывов; введение начальной военной подготовки молодежи и др. Совет министров СССР принимает ряд постановлений: «О мерах в связи с принятием нового Закона о всеобщей воинской обязанности» (1967 г.), «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» (1968 г.). Министерство обороны СССР разработало и утвердило «Положение о начальной военной подготовке молодежи» (1968 г.) и «Программу начальной военной подготовки учащихся общеобразовательных школ» (1968 г.) [2].

В перечисленных документах была определена главная цель НВП школьников: обеспечить высокий уровень НВП с тем, чтобы молодежь в процессе обучения приобрела практические навыки в объеме одиночной подготовки солдата, освоила основы гражданской обороны и, будучи призванной в Вооруженные силы СССР, смогла в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой.

В состав штата средних общеобразовательных школ вводилась должность военного руководителя. На указанную должность предполагалось назначать,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

как правило, офицеров запаса, имеющих высшее или среднее военное образование. Начальную военную подготовку планировалось проводить с полным учетом присущих советской школе форм и методов работы. Для этого военрук должен был систематически совершенствовать навыки наставника и помнить, что обучение и воспитание — единый процесс. Как на занятиях, так и во внеучебное время от военного руководителя требовался вдумчивый подход к учащимся, чуткость, выдержка, настойчивость, педагогический такт. Необходимой была высокая личная дисциплинированность и культура, спокойная, ровная и справедливая строгость к каждому учащемуся. Все эти качества приобретались не только благодаря жизненному опыту, но и на основе глубокого знания педагогики и психологии. Именно поэтому в большинстве руководящих документов и методических рекомендаций по организации НВП молодежи указывалось военным руководителям заниматься самообразованием, читать педагогическую литературу, более того, получить заочное образование в педагогическом институте [3, с. 29]. Особое значение имела личная военная подготовка военрука. Он должен был образцово владеть оружием, правильно выполнять приемы одиночной подготовки солдата, уверенно стрелять, хорошо знать уставы и изучаемую военную технику и вооружение.

Размер должностного оклада военного руководителя в школе был приравнен к окладу заместителя директора школы по учебной работе. В должностные оклады военных руководителей школ включалась оплата за 12 часов педагогической работы в неделю [4]. В школах, имеющих три и менее классов, в которых проводилась НВП учащихся, оплата труда военного руководителя производилась в размере 0,5 должностного оклада. Размеры должностных окладов военным руководителям устанавливались в школах в зависимости от количества учащихся в V —Х(Х1) классах. При этом в обязанности военных руководителей включалось проведение учебных (в том числе и факультативных) и внеклассных занятий по НВП и ГО, организационная и военно-патриотическая работа с учащимися, а также выполнение обязанностей по руководству кружками по основам военного дела и заведованию военным кабинетом (без дополнительной оплаты). На военных руководителей школ распространялся порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные для учителей и преподавателей школ. В педагогический стаж военных руководителей НВП школ, инспекторов начальной военной подготовки засчитывалось время службы в ВС СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава.

Рассматривая перечисленные льготы, напрашивался вывод о том, что для офицеров запаса возможность трудоустроиться военным руководителем в школу и заниматься своим, хорошо знакомым делом, было бы выгодно и интересно; что проблем с подбором кандидатов у работников военных комиссариатов, отделов народного образования и директоров школ на указанные должности не должно было возникать. И все это с учетом того, что, согласно постановлению правительства, введение НВП молодежи предполагалось постепенно в течение 1968-1972 гг.

Однако анализ архивных документов за рассматриваемый период не подтверждает 100-процентного введения НВП в школах Западной Сибири и комплектования всех СОШ военными руководителями.

Согласно информации Новосибирского областного отдела народного образования (облОНО), в Министерство просвещения, «НВП в 1968 г. введена в 20, в 1969 г. в 20, в 1970 г. в 40 школах области. В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 1 декабря 1970 г. в г. Новосибирске на должности военных руководителей привлечено значительное число офицеров запаса. В сельских же районах такой возможности не было, вследствие чего на должности военруков подобрано 53 человека сержантов и рядового состава. Из них 31 человек направлен на курсы младших командиров при воинской части. Со всеми вновь назначенными руководителями проведены месячные сборы. В 1971/72 учебном году НВП вводится в 162 школах, в том числе в 47 школах г. Новосибирска. Из 162 штатных мест военных руководителей на 10 июня 1971 г. подобрано 126 человек» [5, л. 28].

Исходя из вышеизложенного получается, что из 428 средних школ Новосибирской области в 1971/

1972 учебном году НВП проводилась в 242-х школах. Это составляло всего 56 % от общего количества средних школ1. Сразу же остро обозначились проблемы подбора военных руководителей из числа офицеров запаса.

Не менее серьезной проблемой стал вопрос заработной платы военных руководителей и инспекторов НВП. Согласно статьи пятой постановления Совета министров СССР от 27 июля 1959 г. № 876, устанавливалось: пенсионерам из числа генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и лиц начальствующего состава, поступившим на работу, пенсия за выслугу лет и по инвалидности III группы выплачивалась с учетом заработка. Если пенсия и заработок, вместе взятые, превышали денежное содержание, из которого пенсия исчислена, пенсия снижалась на сумму, превышающую это денежное содержание, однако, за пенсионером во всех случаях сохранялось не менее 50 процентов назначенной пенсии [6].

Офицеры запаса, узнавая, что их пенсия будет уменьшена, отказывались от предлагаемой работы в школе в должности военного руководителя.

В ответ на доклады, поступающие в Министерство обороны и Министерство просвещения СССР о неудовлетворительном выполнении решения правительства по развертыванию НВП в СОШ, принимается постановление Совета министров СССР от 1 декабря 1970 г. № 965 «О мерах по укомплектованию СОШ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессиональнотехнического образования военными руководителями». В нем определялось: «...в целях более широкого привлечения пенсионеров из числа лиц офицерского состава к работе в качестве военных руководителей в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и учебных заведениях системы профессионально-технического образования выплачивать этим пенсионерам, работающим в указанной должности, а также в должностях инспекторов и методистов НВП в министерствах, ведомствах и в органах управления просвещением и профессионально-техническим образованием, пенсию в полном размере, независимо от получаемой заработной платы. Советам министров союзных республик рекомендовалось совместно с Министерством просвещения СССР и Министерством обороны СССР обеспечить укомплектование общеобразовательных школ, расположенных в отдаленных

сельских, горных и северных районах, (включая малокомплектные средние школы), военными руководителями путем назначения на эти должности выпускников педагогических институтов, прошедших военную подготовку, получивших звание офицера запаса и изъявивших желание работать в указанной должности, с предоставлением им возможности ведения преподавательской деятельности по полученной специальности» [7, л. 22-24].

Данное постановление Совета министров СССР сыграло свою положительную роль. Например, в Алтайском крае за 1971/72 учебный год количество военруков — офицеров запаса, работающих в СОШ, увеличилось по сравнению с 1970/71 уч. годом от 30 до 62 %. Однако и этот показатель был значительно ниже средних показателей по СССР. Военруки — офицеры запаса по Союзу составляли в 1972 г. более 70 %, 80 % из них имели высшее и среднее военное образование. В Алтайском крае только 1,6 % военруков имели высшее военное образование и 25,4 % среднее военное [8, л. 46-52, 80-112].

Аналогичные выводы о невыполнении плана развертывания НВП в СОШ Западной Сибири можно сделать не только по архивным документам Алтайского края [9, л. 166], но и других областей Западной Сибири. Так, в приказе Кемеровского областного отдела народного образования № 123-б от 24 мая

1973 г. «О проведении месячных установочных сборов с военными руководителями средних школ и педагогических училищ области» было определено «направлять всех военных руководителей школ, ранее не прошедших установочные сборы, в том числе военруков тех школ, в которых НВП будет вводиться с 1973/74 учебного года» [10, л. 105].

Действительно же только с 1974/75 учебного года во всех средних школах Западной Сибири проводилась начальная военная подготовка. При этом в официальных отчетах краевых и областных отделов народного образования Западной Сибири о состоянии НВП отмечались следующие проблемы: недостаток военных руководителей, имеющих высшее и среднее образование (особенно в сельских районах); отсутствие тесного контакта в деятельности директоров школ и военных руководителей; нагрузка военруков административно-хозяйственными поручениями, которые отвлекали от учебновоспитательной работы; более низкий процент военных руководителей — офицеров запаса в СОШ Западной Сибири, чем в других регионах; большая текучесть кадров, несмотря на заработную плату в размере должностного оклада заместителя директора школы по учебной работе (155-245 рублей, в зависимости от количества учащихся в школе), ряда льгот и получение пенсии в полном размере военнослужащими запаса; нежелание части военных руководителей, не имеющих высшего образования, обучаться в педагогических вузах заочно; отсутствие у военных руководителей специальной и методической подготовки, и вследствие этого низкое качество ~ 2

проведения занятий2.

2 марта 1973 г. Министерство просвещения издает инструктивное письмо «О повышении квалификации военных руководителей общеобразовательных школ и педагогических училищ». В данном письме, ссылаясь на закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», постановление Совета министров СССР, постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР [11, с. 98- 101], приказ Министра просвещения СССР [12, с. 129-130], была определена одна из главных задач общеобразовательных школ — обеспе-

чение хороших знаний и навыков учащихся по основам военного дела. В инструктивном письме указывалось на необходимость дальнейшего улучшения организации учебного процесса НВП школьников, повышение идейно-теоретического и организационно-методического уровня занятий. Важным звеном в решении этой задачи становится совершенствование знаний и методического мастерства военных руководителей.

Требования Министерства просвещения в регионе принимаются к руководству. На Всесоюзной учебно-методической конференции по НВП и ВПВ (сентябрь 1973 г.) инспектор Алтайского крайОНО по НВП Д. П. Воднев в своем докладе на тему «Об опыте работы методических объединений Алтайского края по повышению качества уроков НВП» отмечал: «.Ежегодно, крайвоенкомат совместно с крайОНО, институтом усовершенствования учителей, штабом гражданской обороны с вновь назначенными военными руководителями проводятся месячные установочно-методические сборы, а по окончании учебного года пятидневные. Перед проведением сборов проводим проверку организации и методики преподавания НВП, гражданской обороны и работу по военно-патриотическому воспитанию в школах» [13, л. 80-84].

Кроме того, в Алтайском крае с военными руководителями, которые заочно учились в высших педагогических институтах, учебно-методические сборы проводились отдельно в одну из недель учебного года. На сборах для военных руководителей читался курс лекций по идейно-политическому циклу, основам педагогики и психологии (примерно, 40 %). Остальное время (60 %) отводилось на методическую подготовку. На основе методической работы отделов народного образования был разработан «Примерный план работы методического объединения по НВП, гражданской обороне и военно-патриотическому воспитанию школьников на учебный год», который выслали в каждый отдел народного образования [14, л. 85].

Подобная работа давала немало положительных результатов, о чем свидетельствуют представленные данные (табл. 1) [15-17].

Как видно, из отчетов и представленной таблицы, в Алтайском крае проводилась заметная работа по повышению качественного состава военных руководителей СОШ. Однако увеличение количества военных руководителей офицеров (с 52 % в 1972 г. до 63 % в 1973 г.) было достигнуто за счет привлечения военруков из числа сержантов и солдат к обучению на двухмесячных курсах по подготовке офицеров запаса.

Аналогичный вывод можно сделать из анализа архивных материалов Омского областного отдела народного образования. Так, в 1977 г. 88 % военруков Омской области были — коммунисты и комсомольцы, 83 % — офицеры запаса. С целью обобщения и распространения передового опыта школ по организации военно-патриотического воспитания и НВП в области проводились научно-практические конференции; ежегодно перед началом учебного года созывались трех-пятидневные семинары военных руководителей при рай(гор)оно, райвоенкоматах, райкомах ДОСААФ; проводилась курсовая подготовка по плану института усовершенствования учителей. Кроме того, все военные руководители проходили обучение по методике ведения предмета при районном методическом объединении и командирскую подготовку при райвоенкоматах.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Характеристика состава военных руководителей СОШ Алтайского края

Годы 1972 1973 1974 1975

Всего СОШ 499 499 521 527

Назначено (подобрано) военруков 100 % 100 % 100 % 100 %

Офицеры запаса и в отставке 52,0 % 63,0 % 61,1 % 59,8 %

Из них пенсионеров МО (чел.) 40 40 41 47

Сержанты запаса 44,3 % 33,3 % 29,4 % 31,9 %

Рядовые запаса 3,7 % 3,7 % 9,5 % 8,3 %

Имеют образование: высшее педагогическое 20,4 % 19,3 %

высшее общее 0,4 % 20,8 % 20,8 % 1,5 %

высшее военное 1,6 % 1,7 %

среднее педагогическое 51,9 % 38,9 %

среднее военное 25,4 % 36,1 %

Из них: ускоренный курс военного училища (курсы) 26,9 % 79,2 % 79,2 % 29,7 %

военная кафедра вуза или служба в войсках 46,1 % 38,1 %

среднее общее 24,3 % 41,2 %

среднее других специальностей 3,0 % -

Учатся в пединститутах /других вузах (чел.) - - 58/3 58/3

Члены КПСС 52,1 % 52,1 % 47,4 % 45,9 %

Члены ВЛКСМ 32,1 % 32,1 % 29,2 % 30,0 %

Беспартийные 15,8 % 15,8 % 23,4 % 24,1 %

В возрасте до 40 лет 54 % - - 62,7 %

от 40 до 50 лет 23 % - - 19,0 %

старше 50 лет 23 % - - 19,3 %

Уволены в процессе учебного года (чел). 25 27 17 18

Таблица 2

Данные о составе директоров и военруков СОШ Западной Сибири в 1979/80 учебном году

Край, область Директор средней школы / из них женщин Военруки, имеющие образование (без совместительства)

высшее окончившие учительские институты и им равные учебные заведения среднее и не имеющие среднее образование Итого (сумма столбцов 4, 5, б)

1 2 3 4 5 6 7

Кемеровская область 468 257 185 41 133 359

Новосибирская область 580 233 205 66 310 581

Омская область 443 196 167 30 241 438

Томская область 154 66 75 14 36 128

Тюменская область 415 208 207 32 159 398

Алтайский край 674 312 331 74 254 659

ЗАПАДНОСИБИРСКИЙ РАЙОН 2734 1272 1170 257 1133 2563

Отделы народного образования

(инспекторы НВП)

— обеспечение подбора военных руководителей и преподавателей медико-санитарной подготовки;

— оказание помощи директорам СОШ в повышении их специальной и методической подготовки;

— организация и проведение трехдневных семинарских занятий с военными руководителями, и повышение квалификации военруков при ИУУ;

— создание и совершенствование УМБ НВП;

— организация и проведение с юношами полевых занятий;

— осуществление контроля;

— обобщение и распространение передового опыта;

— ведение учета.

Кандидаты на должность военного руководителя

Директор школы

— подбор военного руководителя;

— обеспечение повышения его квалификации и самообразования;

— своевременное планирование учебного процесса;

— создание и совершенствование УМБ;

— организация работы предметно-методической комиссии и внеклассной работы;

— осуществление контроля;

— подведение итогов учебновоспитательной работы

по НВП.

Военные комиссариаты

— подбор кадров военных руководителей и преподавателей медико-санитарной подготовки;

— методическая работа с ними;

— оказание помощи директорам СОШ

в организации шефских связей с воинскими частями, проведении полевых занятий;

— создании и совершенствовании УМБ НВП;

— организация и осуществление контроля за состоянием НВП;

— ведение учета.

Военный руководитель начальной военной подготовки

— месячные установочные сборы;

— ежегодные пятидневные учебно-методические сборы;

— ежемесячные однодневные методические занятия;

— трехдневные семинарские занятия в каникулярное время;

— один раз в пять лет 10-дневные учебно-методические сборы в войсках;

— обучение на курсах при институтах усовершенствования учителей продолжительностью один месяц;

— участие в предметно-методических комиссиях;

— самообразование (основной метод повышения квалификации;

— рекомендация военным руководителям, не имеющим высшего образования, поступать учиться на заочные и вечерние факультеты педагогических институтов;

— направление военных руководителей из числа сержантов и солдат запаса военными комиссариатами в войска на трехмесячные сборы по подготовке офицеров запаса.

Рис. 1. Система подбора военных руководителей и повышения их методического мастерства и профессиональной подготовки

Областной отдел народного образования и областной военкомат во время летних и зимних каникул организовывал семинарские трех-пятидневные занятия с представителями районных методических объединений с целью обобщения и распространения передового опыта в школах области. Для проведения занятий привлекались кадры пединститута и института усовершенствования учителей [18, с. 36 — 41].

В области была поставлена строгая отчетность о результатах НВП. Ежегодно издавались приказы облОНО, в которых подводились итоги за прошедший год и ставились задачи на новый, работал областной методический совет по военно-патриотическому воспитанию. По тематике НВП публиковались методические разработки и рассылались по школам. Областные газеты «Омская правда», «Молодой сибиряк» ежемесячно выступали с материалами на военно-патриотические темы. В СОШ области было установлено правило, когда все учащиеся на уроки по НВП прибывали в определенной форме одежды, а военные руководители — в военной форме.

Система тройного контроля позволяла минимизировать возможность выбора на должность военного руководителя человека, не обладающего необходимым уровнем военного образования, хорошими навыками и качествами к обучению школьной молодежи. И там, где все заинтересованные ведомства и директора СОШ согласованно занимались подбо-

ром кандидатов на должности военных руководителей, как правило, в школах военруками были настоящие профессионалы своего дела (рис. 1).

Анализируя архивные материалы по региону, приходишь к выводу, что в них не ощущалось особого бахвальства, хотя и его порой хватало, однако виделись и ставились серьезные проблемы, решение которых зависело от вышестоящих центральных органов. В основном эти обращения сводились к следующему: об изменении положения о сроках присвоения первичных офицерских званий военрукам, имеющим высшее или среднее педагогическое образование и работающих в школе 10—15 лет, по возрасту до 50 лет — присваивать первичное звание не ниже «лейтенант»; увеличении оплаты труда и сохранении размера пенсионного обеспечения военным руководителям; о принятии решения по повышению воинских званий офицерам запаса, работающим военными руководителями, через каждые пять лет, до «капитана» — имеющим среднее педагогическое образование и до «майора» — имеющим высшее образование; о ходатайстве перед командующим СибВО проводить сборы по подготовке офицеров запаса с кадрами военных руководителей ежегодно и т.д. [19, с. 80 — 85].

По многим предложениям оперативно принимались решения и издавались директивные документы. Подводя итог, можно отметить, что, несмотря име-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

ющие место проблемы, задачи по комплектованию СОШ кадрами военных руководителей в целом решались.

К окончанию рассматриваемого периода уровень образования военных руководителей СОШ Западной Сибири был следующим (табл. 2) [20, Л. 39 — 45].

Примечания

1 По подсчетам автора.
2 На основании архивных документов отделов народного образования. ЦДНИТО. Ф.608. Оп.42. Д.8. Л. 23-27; ГАНО. Ф.1366. Оп. 1. Д. 2481. Л. 28; ГАОО Ф. 1272. Оп. 1. Д. 1455. Л. 427; ГАТюмО. Ф. Р1823. Оп. 1. Д. 794. Л. 39; и др.

Библиографический список

1. Ведомости Верховного Совета СССР. — 1967. — № 42. — С. 552.
2. Программа НВП учащихся общеобразовательных школ. — М., 1968. — 132 с.
3. Новгородов, А Начальная военная подготовка / А Новго-родов // Военные знания. — 1968. — № 8. — С. 29.
4. О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи : постановление Совета министров СССР от 29 апреля 1968 г. № 289 // Консультант плюс. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/online/base/ (дата обращения: 02.11.2011).
5. ГАНО. Ф-1366. Оп. 1. Д. 2481. Л. 28.
6. Законы СССР 1953 — 1959 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://knukim-edu.kiev.ua/index.php?id = 585view = article (дата обращения: 02.11.2011).
7. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 708. Л. 22 — 24.
8. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (далее ЦХАФ АК). Ф.Р.-573. Оп. 5. Д. 355. Л. л. 46 — 52, 80—112.
9. ЦХАФ АК. Ф.Р.-573. Оп. 5. Д. 355. Л. 166.
10. ГАКО. Ф. Р-323. Оп. 1. Д. 813. Л. 105.
11. О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы : постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 июня 1972 г. // Народное образование в СССР : сборник нормативных актов. — М. : Юридическая литература, 1987. - С. 98-101.
12. Об итогах введения в средних общеобразовательных школах и педагогических училищах начальной военной подготовки и мерах по её дальнейшему совершенствованию : Приказ министра просвещения СССР от 27 ноября 1972 г. № 127 // Народное образование в СССР : сборник нормативных актов. — М. : Юридическая литература, 1987. — С. 129—130.
13. ЦХАФ АК. Ф.Р.-573. Оп. 5. Д. 355. Л. 80 — 84.
14. ЦХАФ АК. Ф.Р.-573. Оп. 5. Д. 355. Л. 85.
15. ЦХАФ АК. Д. 533. Л. 112—115.
16. ЦХАФ АК. Д. 355. Л. 1 — 5, 46 — 49, 52 — 53.
17. ЦХАФ АК. Д. 725. Л. 12-23.
18. Вооруженным силам — достойное пополнение. — М., 1978. — С. 36 — 41.
19. УАД АК. Ф.Р.-573. Оп. 5. Д. 355. Л. 80 — 85.
20. Архив Министерства образования и науки. Ф. 2306.

Оп. 76. Д. 6416. Л. 39 — 45. (в настоящее время документы

передаются в ГАРФ (июнь 2011 г.)).

КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, заместитель начальника Учебного военного центра.

МАСЛЯКОВ Владимир Анатольевич, начальник цикла, старший преподаватель Учебного военного центра.

Адрес для переписки: kutepviktor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2011 г.

© В. А. Кутепов, В. А. Масляков

УДК 94(470) 1850/ Н. Г. ПАНЧЕНКО

1899:94(460)1850/1899

Омский государственный педагогический университет

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ ИСПАНИИ РУССКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗА СТРАНЫ И НАРОДА________________________________________________________

Статья посвящена представлениям о прошлом Испании в очерках русских путешественников второй половины XIX века. Автор выявляет и анализирует исторические сюжеты, вызывавшие интерес со стороны путешественников и показывает особенности представлений об Испании и ее прошлом.

Путешествие играло огромную роль в русской главу в представлениях русских об этой стране, став культуре XIX века, и история путешествий русских фактором актуализации интереса в России к Испа-

в Испанию является неоспоримым доказательством нии. Несмотря на то, что в Испанию путешествовали

этого. «Письма об Испании» В. П. Боткина, создан- не так часто и не так много, как в другие страны

ные под впечатлением от реального путешествия Европы, очерки о поездках туда регулярно появля-

и опубликованные в конце 1840-х гг., открыли новую лись на страницах периодической печати и выходили

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты