Спросить
Войти

Благотворительная деятельность татарской общины Акмолинской области Республики Казахстан в начале ХХ века

Автор: указан в статье

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.11

Махмутов Зуфар Александрович

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Татары представляют собой одну из исторически сложившихся диаспор Казахстана. Крупнейшими городами концентрации татарского населения на территории современной Акмолинской области были Нур-Султан (Акмолинск), Атбасар, Кокшетау (Кокчетав). Татарская диаспора в данном регионе отличалась от других этнических групп преобладанием городского населения над сельским и высокой долей купцов и мещан. На основе архивных материалов и газетных публикаций того времени анализируется благотворительная деятельность татарской общины Акмолинской области в дореволюционный период. Рассматриваются различные формы и направления благотворительности татар. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/6/11.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 65-68. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 94(394) Дата поступления рукописи: 13.03.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.11

Татары представляют собой одну из исторически сложившихся диаспор Казахстана. Крупнейшими городами концентрации татарского населения на территории современной Акмолинской области были НурСултан (Акмолинск), Атбасар, Кокшетау (Кокчетав). Татарская диаспора в данном регионе отличалась от других этнических групп преобладанием городского населения над сельским и высокой долей купцов и мещан. На основе архивных материалов и газетных публикаций того времени анализируется благотворительная деятельность татарской общины Акмолинской области в дореволюционный период. Рассматриваются различные формы и направления благотворительности татар.

Махмутов Зуфар Александрович, к.и.н.

Институт истории Академии наук Республики Татарстан имени Ш. Марджани, г. Казань zufar@inbox. гы

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В настоящее время тема меценатской деятельности становится все более актуальной вследствие резкого расслоения общества на территории всего постсоветского пространства. В процессе формирования новых благотворительных институций познавательным и полезным представляется изучение опыта функционирования данных организаций в дореволюционное время. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что общественная деятельность татарских меценатов Акмолинской области до настоящего времени не становилась предметом научных изысканий. Хотя исследователи, изучавшие торговые дела таких известных представителей татарского общества, как Нурмухамет Ахметдуллович Забиров [4], Багаутдин Бадретдинович Баязитов [11, с. 911], так или иначе касались отдельных аспектов данной темы.

Целью настоящей работы является комплексное изучение благотворительной деятельности татарской общины Акмолинской области в начале XX века, задачами - определение масштаба и приоритетных направлений меценатства, ее институциональной основы.

Главными местами концентрации татарского населения в Акмолинской области были города Атбасар, Акмолинск (ныне Нур-Султан) и Кокчетав (ныне Кокшетау). В Акмолинске долгое время существовала татарская слобода и улица Татарская (ныне Баянауыл), в Кокшетау - улица Казанская (ныне Ауэльбекова). Жили татары и в сельской местности, так, местами их компактного проживания являлись села Джемалеев-ское (ныне Нуресиль), Радовское (ныне Радовка) и Джилтавское (ныне Желтау).

С момента появления в данных населенных пунктах татар в них начинается строительство мечетей. В Акмолинске основные финансовые затраты на возведение мусульманских храмов взяли купцы Нурмухамет Заби-ров (мечеть построена в 1888 году), Курмангали Кощегулов (мечеть построена в 1920 году), в Кокчетаве -Шаймардан Усманов (мечеть построена в 1897 году) [3, б. 134]. В с. Джилтавском инициаторами сооружения молитвенного здания были братья Миргалим, Шариаздан и Миркасым Акаевы (мечеть построена в 1921 году), в Атбасаре - имам Мухамет Юсуп Темнукеев (мечеть построена во второй половине XIX века) [5, д. 5727] и мещанин Карим Романов (мечеть построена в начале XX века) [14, д. 8359].

Активное участие в сборе средств на строительство мечетей принимали и другие представители мусульманской уммы (общины), например, кокчетавский купец Абдул Латиф Халиков выделил под молитвенное здание два участка своей земли и около 3000 рублей на его содержание [6, д. 370].

Мечеть выполняла не только религиозные функции, но и служила центром уммы: местом встречи, общения и собраний мусульман, проживающих в районе, в ней велись также метрические книги, где фиксировались рождение, смерть браки и разводы.

Большое значение для мусульманской общины имело и функционирование школ (мектебов и медресе), которое осуществлялось тоже без финансовой поддержки государства.

В 1910 году купцы Акмолинска Нурмухамет Забиров и Хусаин Бегишев, а также общество прихожан Акмолинской мечети № 2 (Абасс и Абдулла Канцеровы, Баймухамет Кощегулов, Ахунжан Нурбаев, Арыскан Дадудов, Рамазан, Шаймордан (Шахимардан), Абдулгани Абубакировы, Нигматулла и Хафиз Ибаттулины, Гильмутдин Хусаинов, Мирсалих Мирсагитов, Хусаин Урманов, Хусаин Юсупов, Шакир Латипов, Сулейман Абусяров, Карим Максютов, Умар Манзаров, Шаихмарадан Гайнутдинов, Агзям Ахтямов и др.) попросили Акмолинского уездного начальника об открытии мусульманской приходской женской школы для «предоставления возможности дочерям своих прихожан ученического возраста получать первоначальное образование в религиозно-нравственном отношении». Строительство и содержание школы общество брало полностью на свой счет [14, д. 4059а, л. 3-5].

Необходимость в существовании подобной женской школы была обоснована, по мнению одного из инициаторов ее строительства купца Хусаина Бегишева, несколькими причинами:

• «детям-магометанам перед поступлением в русские училища необходимо пройти курсы по своей религии, усвоить магометанскую грамоту, что имеет важное воспитательное значение;

• девочкам воспрещается показываться среди русского населения с открытыми лицами, и эта причина также создает препятствие большинству из них посещать русские школы;

• многие мусульманские бедные дети по материальным причинам не могут посещать русские школы, не имея средств для покупки необходимой одежды, в магометанскую же школу они могут приходить в национальном костюме и зачастую босыми» [Там же, д. 4712а, л. 177].

Данный вопрос был вынесен на обсуждение Акмолинской городской думы 5 апреля 1910 года, и прошение было удовлетворено. Обществу второй соборной мечети было предоставлено два участка земли между улицами Церковной и Училищной (современные улицы Абая и Отырар) [Там же, д. 4059а, л. 6].

В 1913 г. в Акмолинске на средства, собранные прихожанами мечети № 2 (значительные суммы пожертвовали Хусаин Бегишев, Нурмухамет Забиров, Баймухамед Кощегулов), были выстроены здания двух медресе, мужского и женского, в которых обучалось 120 мальчиков и 130 девочек [Там же, д. 4712а, л. 177]. Школы были рассчитаны на трехгодичное преподавание, в них велись такие предметы, как чтение, богословие, мусульманская этика, история, пение, чистописание. Обучение в учебных заведениях было бесплатным. Жалование учителям платили зажиточные члены мусульманской общины, также они помогали бедным ученикам. Известно, что в 1917 году на эти цели существенную сумму выделил Шарип Ялымов [7].

В 1910-е годы в Кокчетаве, благодаря финансовым вложениям купцов Багаутдина Баязитова и Шаймардана Усманова, была открыта первая новометодная школа для мальчиков и девочек. Предметы в ней вели уже не муллы, а специально подготовленные учителя, которых Багаутдин Баязитов приглашал из Казани [12, с. 168].

В сфере внимания благотворителей была и театральная деятельность. Акмолинская татаро-казахская семья Кощегуловых являлась попечителем местной татарской театральной труппы, которая функционировала в городе с 1912 года под руководством Галима Абубакирова.

Помимо строительства мечетей и медресе, а также театральной деятельности, большое внимание, в соответствии с исламскими традициями, татары уделяли социальной поддержке. Например, известно, что в Кокчетаве около 500 рублей из своего состояния купец Абдул Латиф Халиков завещал малоимущим и муллам [6, д. 370, л. 21], Багаутдин Баязитов устраивал раздачи товаров бедным из своего магазина [12, с. 169]. Акмолинский купец Нурмухамет Забиров (1851-1920) инициировал строительство детского и ночного приютов [4, с. 13].

Не оставались мусульмане в стороне и в трудные для Отечества годы. В 1904 году мусульманское общество Акмолинска собрало существенную сумму для укрепления флота в русско-японскую кампанию [10]. Деньги пожертвовали купцы Хусаин Бегишев, Латиф Бабаев, Мухамадей Мухамедияров, Шатурсина Аб-драсулеева, В. Каипова, семья Хальфиных и Темиргали Яушев [1]. В период Первой мировой войны мусульмане Кокчетава активно собирали пожертвования на поддержание нуждающихся. На эти цели было собрано около 2000 рублей [15]. Купец Нурмухамет Забиров входил в Акмолинский благотворительный Комитет Ее Императорского Величества Великой Княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи семьям, в которых кормильцы были призваны на Первую мировую войну [9, с. 144], Курмангали Кощегулов - в Уездный комитет помощи пострадавшим от войны [Там же, с. 145].

В начале XX века меценатская деятельность татар Акмолинской области приобретает институциональную основу: создаются благотворительные общества, названия которых подчеркивают важное исламское влияние.

В 1911 году в Атбасаре Макамутдин Масхутович Салихов, имантавский казак Нурмухамеда Абдул Жали-ловича Абдрашитова и петропавловский мещанин, приказчик атбасарского купца А. Белова, Абдулхамид (Хамид) Рахимович Сутюшев просят атбасарского уездного начальника разрешить открыть им «Атбасарское благотворительное мусульманско-татарское общество». В своем заявлении они отмечают: «Вам известно, что в городе Атбасар проживает довольно много татар-мусульман, большинство из них бедное, кое-как добывающее средства к существованию; нередки случаи, когда у умершего или умершей ничего не оказывалось даже на погребение, немало бедных сирот, которые ввиду отсутствия всякого призрения нищенствуют и с малолетства приучаются к бродячей ненормальной жизни; часто бывают больные, не имеющие возможности и средств получить надлежащую медицинскую помощь, немало детей бедных родителей, не могущих получить даже начальное образование. Для оказания некоторой помощи в перечисленных случаях мы из человеколюбия находим целесообразным организовать общество» [14, д. 2962а, л. 5]. Это прошение подписали и другие состоятельные мусульмане Атбасара, живущие в собственных домах. Среди них: Галей Мухамеджанович Каримов, Губайдулла Шагивалеевич Яхин, Ахметжан Мухамеджанович Богданов, Шариф Касимович Сутю-шев, Ибрагим Касимович Бабаджанов, Гариф Саитович Майсов, Галимжан Латыпович Сагитов, Гатаулла Фай-зуллович Файзуллин, Ханафий Юнусович Мухаметов, Хафиз Масхутович Салихов, Хасан Шагимарданов, Усман Умарович Абдрашитов, Хамза Касимович Сутюшев, Мирех-Гиреем Шарипович Усманов, Мухаметдин Мухамедович Хафизов, Юлмухамед Баймухамедович Богданов [Там же, л. 7].

Согласно Уставу, общество имело целью «доставление средств на улучшение нравственного и материального состояния бедных мусульман-татар города Атбасара и его окрестностей, без различия пола, возраста и мусульманского вероисповедания, но татарского происхождения» [Там же, л. 9]. Помощь могла выражаться в предоставлении одежды нищим и приюта неимущим, в поиске работы, в погребении умерших, в воспитании и обучении сирот или детей неимущих, в финансовой поддержке нуждающимся в возращении на Родину,

в устройстве народных читален, содержании мусульманского кладбища (в том числе оплате работы сторожа), мечети и мусульманской школы. Члены общества делились на:

• почетных - члены общества, сделавшие значительные пожертвования или оказавшие ему иные существенные услуги и избранные в этом звании общим собранием членов клуба;

• действительных - ежегодно уплачивающих в кассу общества взнос в размере, определенном общим положением, но не менее 3 рублей или внесения единовременно за 5 лет;

• соревновательных - вносящих ежегодно меньше 3, но не менее 1 рубля.

На общем собрании членов организации избиралось Правление общества (от 6 до 12 человек). Члены правления выбирали из своей среды председателя, его заместителя, казначея и секретаря [Там же, л. 10 - 11 об.].

Позже появляются и женские благотворительные общества. Так, в 1917 году было образовано «Общество атбасарских мусульманок», целью которого было улучшение нравственного и материального состояния бедных мусульман-татар города Атбасара и его окрестностей. В задачи общества входило оказание помощи в обучении, снабжении неимущих одеждой, пищей, в отдельных случаях - деньгами, содействие в поиске работы, содержании в порядке кладбища, библиотек и кабинетов для чтения, а также школы кройки-шитья для мусульманок. Общество насчитывало около 90 членов. На первом заседании, состоявшемся 4 мая 1917 года, было избрано правление в количестве 15 человек. Председателем стала Газиза Сутюшева (супруга купца Шари-фа Касимовича Сутюшева), заместителем председателя - Магсума Афлятунова (супруга имама Фатхурахма-на Афлятунова), временным секретарём - Зайнап Максудова.

На внеочередном заседании «Общества атбасарских мусульманок», состоявшемся 20 мая 1917 года, обсуждалась судьба соотечественников, а также мусульман Анталии (провинция в Османской империи, оказавшаяся в результате наплыва беженцев с Балкан и эпидемий на пороге гуманитарной катастрофы в период Первой мировой войны), попавших в трудное положение. Присутствовавшие члены общества собрали пожертвований в размере 91 рубля 45 копеек. Решено было из них 65 рублей направить в пользу казахских мусульман, а 25 рублей - в пользу анатолийских [2].

Казахско-татарской молодежью Кокчетава было создано «Кокчетавское мусульманское благотворительное общество». Его целью стало оказание благотворительной помощи и повышение культурно-образовательного уровня мусульманского населения. Председателем организации был избран Шахнигмат Шасаитов (приказчик Багаутдина Баязитова), секретарем - Шахгарай Усманов, казначеем - Ширмухаммад Надыров. Для всех членов общества был определён членский взнос в размере 5 рублей в год. Записались членами общества и внесли свои пожертвования 25 человек. Самый весомый материальный вклад принадлежал сыну Багаутдина Баязитова, Шахмурату, который пожертвовал 100 рублей и был удостоен звания почётного (постоянного) члена общества. В 1917 году обществом была организована мусульманская библиотека, оформлена подписка на 10 наименований газет и журналов [8].

В 1917 году в Акмолинске был организован кружок мусульманских учеников города, который занимался сбором средств в пользу новых политических институций Милли Шуры (Всероссийский мусульманский совет) [7], а также «Мусульманское дамское благотворительное общество города Акмолинска» (председатель Фатима Бурнашева), основной целью которого было оказание помощи бедным ученикам-мусульманам. Сразу после образования «Мусульманского дамского благотворительного общества города Акмолинска» было собрано пожертвований на сумму около 1000 рублей, самый значительный вклад внесли Фатима Бурнашева и Таиба Исмагилова. Для того чтобы привлечь дополнительные финансовые средства, проводились розыгрыши лотерейных билетов [13].

После революционных событий все татарские благотворительные организации, мусульманские школы Акмолинской области были закрыты. Чуть дольше просуществовали мечети и библиотеки. Одна из организаторов атбасарского женского мусульманского благотворительного движения, Зайнап Максудова, стала в советское время известным деятелем народного просвещения, археографом. Однако судьбы большинства татарских меценатов сложились не столь успешно: акмолинские купцы Нурмухамет Забиров, Баймухамет Ко-щегулов умерли от эпидемических заболеваний, получивших небывалый размах в гражданскую войну, атба-сарец Хамид Сутюшев был репрессирован и расстрелян в 1937 году, кокчетавские предприниматели Багату-дин Баязитов и Шаймардан Усманов были лишены практически всего имущества. Татарская мечеть в Акмолинске долгое время использовалась как Дом пионеров. В 1950-х годах деревянные конструкции были разобраны, а затем на этом месте построили дом для партийной элиты, где жили первые секретари компартии области. До настоящего времени в Астане сохранились здания двух старинных мусульманских школ, в Кокше-тау и Атбасаре - молитвенных храмов, построенных на средства татарских меценатов. Если кокшетауская мечеть Жация Кджы включена в государственный список памятников истории и культуры местного значения, то атбасарская мечеть в него не попала и в настоящее время находится в аварийном состоянии.

Итак, благотворительная деятельность являлась одним из центральных элементов ценностей татарской общины региона. В условиях отсутствия государственной финансовой поддержки она обеспечивала жизнеспособность мусульманских институтов. Меценатство было сконцентрировано в нескольких приоритетных направлениях: поддержке религиозной, просветительской и образовательной деятельности (открытие и содержание мечетей, школ, театральных трупп, краткосрочных курсов и библиотек), социальной помощи (снабжении неимущих одеждой, пищей, содействии в поиске работы и т.д.). В 1910-е годы благотворительность татар Акмолинской области приобрела институциональную основу, которая была практически полностью разрушена с приходом советской власти. Тем не менее некоторые архитектурные памятники, построенные на средства татарских благотворителей, сохранились до настоящего времени.

Список источников

1. Акмолинские областные ведомости. 1904. № 21. 22 сентября.
2. Атбасар меслимэлэре // Вакыт. 1917. 28 июня.
3. Баруди Г. Кызылъяр сэфэре. Казан, 2004. 167 б.
4. Гибадуллина Э. М. Торгово-промышленная деятельность татар на территории Акмолинской области Казахстана во второй половине XIX - начале XX в. // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 12-14.
5. Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан «Центральный исторический архив Республики Башкортостан» (ГКУ РБ «ЦИА РБ»). Ф. 295. Оп. 3.
6. ГКУ РБ «ЦИА РБ». Ф. 295. Оп. 6.
7. Курмашев Г. Акмулла // Вакыт. 1917. 17 ноября.
8. Кукчэтау жэмгыяте // Тормыш. 1917. 3 мая.
9. Памятная книжка Акмолинской области за 1916 год. Омск: Акмолинский обл. стат. ком., 1916. 240 с.
10. Переводчик. 1904. 16 июля.
11. Садвокасова Б. Купец 1 гильдии // Степной маяк. 2010. № 23.
12. Салахов И. Кукшетау татарлары // Мирас. 1995. № 11-12. C. 167-173.
13. Хэкимов С. Акмулла ханымнар ^эмгыяте // Вакыт. 1917. 16 июня.
14. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 369. Оп. 1.
15. Ша^аедов Ш. Кукчэтаудан // Вакыт. 1917. 12 мая.

CHARITABLE ACTIVITY OF THE TATAR COMMUNITY OF AKMOLINSK REGION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Makhmutov Zufar Aleksandrovich, Ph. D. in History Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan

zufar@inbox. ru

The Tatars are one of the historically formed diasporas of Kazakhstan. Within the territory of modern Akmolinsk region, the Tatar population was concentrated mainly in big cities, such as Nur-Sultan (Akmolinsk), Atbasar, Kokshetau (Kokchetav). In comparison with other ethnic groups, the Tatar diaspora in this region was distinguished by prevalence of the urban population over the rural one and high percentage of merchants and bourgeois. Relying on archival materials and newspaper publications of that period the author analyses charitable activity of the Tatar community of Akmolinsk region in the pre-revolutionary period, examines the forms and trends of the Tatar charity.

УДК 93/94; 327; 130.2 Дата поступления рукописи: 07.03.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.12

Авторы прослеживают становление и развитие Харбинского политехнического института в Маньчжурии в период 1920-1976 гг. Раскрываются основные причины активного развития высшей инженерной школы в Харбине. В качестве источниковой базы используются все выпуски журнала «Политехник». Обобщен новый материал по исследуемой теме, применяются методы постструктурализма в изучении отечественной истории. Рассмотрены отдельные аспекты межкультурной коммуникации русских, китайцев и японцев в пространстве Политехнического института.

Мещеряков Александр Юрьевич Антропов Олег Константинович, к.и.н., доцент

Астраханский государственный университет daomesheryakov@gmail. com; olegantropov1@gmail. com

ХАРБИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В 1920-1976 ГГ.

Статья выполнена при поддержке РФФИ 17-33-01069 «Встреча с Чужим: российский и дальневосточный опыт межкультурной коммуникации».

Актуальность. На сегодняшний день применение методов постструктурализма в изучении истории основания и развития высшей инженерной школы в Маньчжурии в 1920-1976 гг. представляет интерес, так как позволяет по-новому взглянуть на историю взаимодействия России и Китая. Согласно работе французского философа М. Фуко «Надзирать и наказывать» [21], университет - это механизм муштры в пользу господствующей власти на той или иной территории. М. Фуко представил ряды параллелей между тюрьмами,

ТАТАРЫ АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ КАЗАХСТАН НУР-СУЛТАН КОКШЕТАУ АТБАСАР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ МЕЧЕТИ МЕДРЕСЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты