Спросить
Войти

"македонское царство": спор о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ

Е. А. Колосков (Санкт-Петербург)

«Македонское царство»: спор о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией

Статья посвящена проблеме спора о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией. В рамках исследования наибольшее внимание уделяется сюжетам, связанным с раннеславянскими государственными образованиями — в рамках исследования легенд о древних (полу)мифических правителях, — державой Самуила, как наиболее оспариваемому контрагентами, и пред-османскому периоду истории региона — периоду, на долгие годы положившему конец существованию независимых государств в регионе.

Как известно, нацию создает история, и без представления о связи исторического прошлого с настоящим и будущим современный процесс государство- и нацио-строительства представить практически невозможно. Получив государственность или стремясь к ее обретению, национально-ориентированные интеллектуальные и политические элиты стремятся легитимизировать свои претензии путем обращения к славному историческому прошлому, формирующему национальную историю.

Однако далеко не всегда или, скорее, практически никогда, если мы говорим о Балканах, это обращение к прошлому не дается просто. И хотя насыщенная история народов Юго-Восточной Европы полна войн и конфликтов — правителей, героев, государств и даже названий не хватает на всех. И здесь в особенно сложном положении оказываются страны, получившие государственность позже других. Им приходится доказывать свое право на историческое наследие как внутри

Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10080 «"Мобилизованное средневековье": обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время». Код ГРНТИ 03.91.00.

страны, формируя национальную мифологию, так и за ее пределами, легитимизируя свое право на существование. Непросто также и «старожилам», которые внезапно оказываются в ситуации, когда то, что они считали своим героическим прошлым, внезапно становится объектом исторических претензий молодых государств. Хрестоматийным примером, отражающим позицию таких «старожилов», можно считать слова известного греческого историка Е. Кофоса в отношении притязаний македонцев на античное наследие, которое греки традиционно полагали своим: «Это как если бы грабитель пришел в мой дом и украл мои самые драгоценные камни — мою историю, мою культуру, мою идентичность»1.

Помимо претензий на античное наследство, македонские историки и политические деятели в стремлении удревнить свою государственность все чаще обращают свое внимание на средневековую историю, вступая в жаркие дебаты со своими болгарскими соседями, которые достаточно резко реагировали на саму идею македонской средневековой истории2. Так, известный ранее как активный сторонник антично-македонского наследства академик Б. Ристовский уже в начале XXI в., т. е. через 10 лет после обретения бывшей югославской республикой независимости, в рамках «преднационального периода» (датируемого временем до конца XVIII в.) выделял «[под]-период этнокультурного структурирования», ограничивая его «маке-донско-римско-византийско-болгарским правлением» в Македонии и формированием державы Самуила, в рамках которой, по мнению Ристовского, происходили «процессы конституированя отдельного народа»3. 3 из 4 таких (под)периодов можно отнести к средневековой истории: «иностранное правление, народные восстания и кратковременные самостоятельные государственные образования от Петра Деляна и до Добромира Стреза» и «сербское правление и реконститу-ирование Македонии»4. Профессор института национальной истории М. Бошковский в своей книге выделил следующих главных действующих лиц средневековой истории Македонии: князь Хацон, князь Пребонд, князь Акамир, царь Самуил, царь Гаврил Радомир и царь Иван Владислав5.

Монументальное строительство, развернувшееся в Скопье в рамках проекта «Скопье-2014», добавило наглядности размышлениям академических историков. По нашим наблюдениям, из крупных монументов (больше человеческого роста) в столице Македонии присутствуют композиции в честь святых Кирилла и Мефодия, Климента и Наума, Юстиниана I и Самуила, а из малых (сопоставимых или

меньше человеческого роста) — деятелям Средневековья посвящено едва ли не наибольшее количество памятников. В открытом 18 октября 2014 г. Археологическом музее Македонии средневековая история богато представлена (хотя и уступает античной), а из 15 восковых фигур6 едва ли не половина — деятели средневековой истории.

Задача данного исследования — проанализировать сложности в развитии взаимоотношений на почве дележа «исторического наследства» между двумя наиболее близкими в культурном плане народами Западных Балкан — Республики Македония (РМ) и Республики Болгария (РБ) — на примере спора за право на средневековую историю. Отметим, что с нашей точки зрения вопрос о македонском государстве в эпоху Средневековья, равно как и спор о многих других событиях и деятелях последующей истории региона, безусловно является вариацией продолжающейся дискуссии в кругах болгарской политической и интеллектуальной элиты о существовании македонской нации.

Мы остановим свое внимание на следующих основных сюжетах, являющихся, на наш взгляд, ключевыми в развернувшейся «войне памяти»: Македонской Славинии («Македонска Славинща» по определению македонских историков), Державе Самуила («Самоилово царство или Славинща», реже «Самоилово царство» у македонцев и «Първа българска държава», соответсвенно, в болгарском варианте) и истории Македонии периода антивизантийских восстаний.

В первую очередь необходимо обратиться к югославской историографии средневековой истории македонских земель. Необходимо подчеркнуть, что определение «македонцы» применительно к населению, проживающему на территории современной РМ начиная с раннего Средневековья, содержится в официальной «Истории югославского народа», изданной в 1953 г.7 Идея обособленности державы Самуила от Первого Болгарского царства активно разрабатывалась в югославской историографии в трудах С. Антоляка и Д. Ташковского в 1960-70-х гг.8

С точки зрения югославской и современной македонской историографии, Македонская Славиния — первое государство македонских славян. Отметим, что иногда под этим термином упоминается и держава Самуила9. Как правило, данное государственное образование датируется, со ссылкой на «Хронографию» Феофана Исповедника, VII веком10. В русском переводе В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского данный политоним/топоним упоминается как «Славяния»11.

Упоминаются и правители данного государственного образования. Ими выступают Хацон, называемый «первым королем первого

государства македонских славян» и даже «первым македонским адмиралом»12, и второй правитель «король Пребонд»13. Оба «короля» имеют персональные памятники в Скопье и восковые фигуры в Археологическом музее Македонии. Отметим, что и Хацон, и Пребонд являются достаточно популярными персонажами еще югославской исторической мифологии: они упоминаются в «Истории народа Югославии» в рамках сюжета «Возникновение "Славинии" и борьба за Солунь в VII в.» и являются главными героями популярного комикса 1967 г.14 Отметим, что данные персонажи и связанные с ними сюжеты можно воспринимать в качестве отражения популярных в Македонии в 1990-х годах претензий на Эгейскую Македонию в рамках концепта единства всех македонских земель. На наш взгляд, этих двух персонажей можно рассматривать в рамках национальных мифов о первых (полу)мифических правителях.

В болгарской традиции данный сюжет не особенно популярен, хотя также используется для обоснования претензий на Эгейскую Македонию с точки зрения топонимики региона15.

Под терминами Держава Самуила — (Македонское) царство Самуила (реже — Славиния) — Западно-Болгарское царство в советской, российской, югославской, немецкой и современной македонской историографии, как правило, понимается период истории западных территорий Первого болгарского царства с 976 по 1018 гг., после захвата его восточной части Византией и до окончательного упадка после битвы при Беласице 1014 г. С точки зрения официальной македонской историографии данное политическое образование со столицей в Охриде принципиально отличается от собственно Первого болгарского царства и является сюжетом именно македонской истории. В ряде публикаций даже упоминается, что в 963 г. в Македонии имело место антиболгарское восстание под руководством комитопула Николы и его сыновей Давида, Арона, Моисея и Самуила, которое и привело к отделению от Болгарии16.

После активизации программы официального Скопье по включению царя Самуила в македонский национальный пантеон и объявлению его государства Македонским царством «война памяти» стала неотъемлемой чертой любой исторической дискуссии на данную тему. Битва при Беласице, таким образом, стала отныне черным днем и для македонской национальной истории, а царь Самуил — трагическим героем еще и македонского пантеона. Отметим ряд публикаций македонских ученых, затрагивающих историю державы Самуила: статья Г. Гроздановского, посвященная поискам места памяти правителя17,

литературоведческий анализ образа царя в болгарской библиографии Мелвила18 и попытки выйти за пределы традиционной источниковой базы в работах Р. Ильовского19. В рамках программы монументального строительства 28 июня 2011 г. на площади Македония в самом центре Скопье торжественно открыли памятник царю Самуилу20.

Данное событие, разумеется, не осталось без внимания болгарских журналистов, политиков и исследователей21, что во многом стало толчком, в свою очередь, к празднованию тысячелетней годовщины битвы (2014 г.) в Болгарии, которое носило торжественный и официальный характер. Отметим и активизацию полемики относительно исторической принадлежности царя Самуила, как в публицистических, так и в научных кругах Болгарии22. На октябрьских мероприятиях (приуроченных к дате смерти царя Самуила) в обновленном национальном парке-музее «Самуилова крепость» присутствовали президент Болгарии, премьер-министр страны и патриарх БПЦ. После просмотра исторического спектакля «Неослепленная память» («Не-ослепена памет») президент Р. Плевнелиев выступил с речью, в которой подчеркнул, что «царь Самуил служил интересам страны и ее людям [...] Своим примером побудил полководцев и простых болгарских солдат всегда сражаться за Болгарию до последнего, защищать независимость и честь болгар»23. 8 июня 2015 г. в центре Софии был открыт памятник, под которым значилось: «Самуил, царь Болгарии»24.

В 2014-2015 гг. публикуется большое количество работ, посвященных державе Самуила, от сборников научных трудов25, солидных монографий до достаточно своеобразных произведений околонаучного характера26. Также можно упомянуть научно-популярную книгу болгарского историка, публициста и шоумена П. Павлова «Век царя Самуила»27. Отметим, что в академическом сообществе Болгарии значительную активность в деле «болгаризации» Самуила и его «Бе-ласицкого наследства» проявляет Македонский научный институт в Софии (далее — МНИ). МНИ был основан 21 декабря 1923 г. на базе Софийского университета имени святого Климента Охридско-го и ставил своей целью «изучение истории, этнографии, географии и экономической жизни региона; собирание материалов об истории освободительной борьбы македонских болгар [...] заботиться о создании македонского культурного центра, в котором найдется место и македонскому этнографическому музею»28. История его существования была весьма непростой. Активное участие деятелей института в аргументации политики болгарского правительства по оправданию аннексии территорий разгромленной в 1941 г. Югославии не прошло

даром, и 9 сентября 1944 г. деятельность МНИ была ограничена, а в 1947 г. он был окончательно закрыт. В ходе недолгого существования в рамках социалистической Болгарии институт издавал периодический журнал «Македонская мысль», в котором содержалась критика великоболгарской политики и пропаганды Болгарии до 1944 г.29, признавалось существование македонской нации, а создание Македонской республики — «результатом долгой исторической революционной борьбы всей македонской нации и воплощением стремления, идеалов и отличительных особенностей этой борьбы»30.

После начала Перестройки в СССР и с развитием многопартийности в странах соцлагеря МНИ был восстановлен. Было возобновлено и издание журнала. После провозглашения независимости югославской республикой Македония осенью 1991 г. и падения идеологических препон институт вступил в борьбу за историческое наследие со своими македонскими коллегами. Учитывая, что практически все средневековые герои созданной македонскими учеными истории родной страны являются с точки зрения болгар — болгарскими, между двумя научными сообществами не могла не вспыхнуть «война памяти».

Так, в 2015 г. под эгидой МНИ публикуется книга «Самуил — царь-воин» П. Петрова31 и сборник научных трудов «Тысяча лет битве при Беласице и смерти царя Самуила (1014-2014)». Короткая монография П. Петрова акцентирует внимание на военном аспекте деятельности царя Самуила: военных походах, захваченных территориях. Подчеркивается болгарский состав войска Самуила, традиционная для болгар военная тактика, логистика и вооружение.

В сборнике по итогам международной научной конференции «Тысяча лет битвы при Беласице и со дня смерти царя Самуила» наибольший интерес для нашего исследования представляет статья одного из самых влиятельных болгарских медиевистов Г. Н. Нико-лова, посвященная протоболгарским государственным традициям в державе Самиула. Автор акцентирует внимание на преемственности государственных традиций от Аспаруха и до Самуила, заочно, таким образом полемизируя с македонской концепцией антиболгарского восстания32. Кроме того, Г. Н. Николов публикует в «Македонском обозрении» статью «Эпоха великого царя Самуила»33, где пытается по-новому переосмыслить и личность оспариваемого царя, и его эпоху. Отметим, что в данный период ученый публикует также короткую монографию «Болгарский царь Самуил» в серии «Малая македонская библиотека»34. В конце 2015 г. в «Македонском обозрении» выходит еще одна работа Николова о царе Гавриле-Романе Радомире, охватывавшая, следовательно, период истории державы Самуила после его смерти35. Отметим, что претензии на Гаврилу Радомира и на Ивана Владислава как героев национальной истории еще ранее заявила македонская сторона36, установив им памятники в Скопье. В свою очередь, македонское научное сообщество отреагировало на юбилей Беласицкой битвы публикацией сборника «Держава Самуила в исторической, военно-политической, духовной и культурной традиции Македонии»37.

Две публикации болгарских исследователей в 2016 г., В. В. Пери-клиевой и И. Д. Маркова («Царь Самуил и Беласицкая битва в пограничном регионе Петрич (Болгария) — Струмица (Македония): культурная память и культурная политика») и М. Ч. Христовой («Сакральные места и культурная память на тройной границе между Болгарией, Сербией и Македонией»), в значительной мере отражают результаты попыток исследователей локализовать места памяти, связанные с царем Самуилом, в обеих странах38.

Помимо исторических сочинений и установки памятников царю Самуилу обе дискутирующие стороны предприняли воссоздание мест памяти, связанных с местом пребывания правителя. В Македонии в Ох-риде с 1991 г. восстанавливалась (фактически создавалась заново) крепость Самуила (основная часть работ завершилась в 2003 г.), а в Болгарии в период с 1982 по 2012 гг. проходил процесс воссоздания Самуиловой крепости в селе Ключ, недалеко от места судьбоносной битвы39.

В македонском национальном нарративе X — первая половина XIV вв. носят наименование периода «иностранного правления, народных восстаний и кратковременных самостоятельных государственных образований от Петра Деляна и до Добромира Стреза»40. Петр Делян — личность достаточно популярная в историографии обеих стран, хотя связанная с ним проблематика лучше разработана болгарскими учеными: в качестве примера можно привести работы Й. Андреева41 и П. Павлова42, а также множество статей, вышедших в начале XXI в.43 Гораздо больше Петр Делян известен в художественной литературе, благодаря романам Р. Радкова44 и книге А. Поп-Йовановского45. Отметим также переиздание в 2005 г. популярного романа Д. Ташковского «Царь Делян»46.

Персона Д. Стреза, наоборот, лучше изучена в Македонии, видимо, в силу локального интереса к городу Просек. В современной Болгарии можно вспомнить лишь его упоминание в научно-популярном сборнике Й. Андреева, И. Лазарова и П. Павлова «Кто есть кто в средневековой истории Болгарии»47 и в аналогичной по жанру книге

П. Павлова «Забытые и непонятые»48. В Македонии фигуре Д. Стреза посвящены, в частности, статьи Е. Маневой49 и К. Аджиевского50.

В целом можно заключить, что дальнейшая история двух стран, начиная с позднего Средневековья и вплоть до периода национального возрождения, расходится и не вызывает значительных споров: македонское прошлое начинает рассматриваться в рамках сербской истории.

В перспективе потенциальное стремление македонцев включить Стефана Душана (ему поставлен памятник в Скопье) и «последнего короля Македонии»51 Марко в свой национальный пантеон может вызвать недовольство сербских историков и общественных деятелей, однако пока этого не происходит. Сегодня македонские историки, занимающиеся ХШ-Х1У вв., в том числе А. Атанасовский, перу которого принадлежит монография «Македония в XIV в.»52, и уже упомянутый К. Аджиевский, занимающийся в основном историей региона Велес53, все большее внимание уделяют истории Македонии как объекта постоянной экспансии сербов, болгар и османов в период феодальной раздробленности. Отдельно необходимо отметить цикл исследований, связанных с поисками истоков македонского языка в церковных грамотах XIII и XIV вв.54

Современные претензии на средневековую государственность со стороны македонских историков вполне понятны, как с политической, так и с научной точки зрения. Македонскому обществу необходима опора на «славянскость» в условиях албанского вызова конца 1990-х — начала 2000-х гг., с одной стороны, и бескомпромиссности позиции Греции в вопросе спора о государственном наименовании с постоянными нападками и обвинениями в эскалации македонской стороной данной темы путем заявлений официальных лиц и монументального строительства, с другой. Отсутствие непрерывности македонской истории, вернее огромная лакуна между античной историей и османским владычеством, безусловно, являлось определенным вызовом как для профессиональных историков, так и для политиков. Средневековая история Балкан полна событий, а территория современной РМ стала ядром формирования нескольких государств, что создало благодатную почву для формирования сюжетов национальных мифов и поиска новых национальных героев. Фактически македонские историки в рамках заданного концепта непрерывности национальной истории при поддержке государства активно занимаются разработкой этого недостающего звена.

Болгарская научная и политическая элита столкнулась с проблемой, когда то, что они считали своей историей, стало частью

истории соседней страны, которой многие в Болгарии отказывают в праве не только на собственную историю, но и на самостоятельный язык. Понятно, что в этих условиях реакция болгарской стороны на притязания официального Скопье была, как кажется, несколько иррациональна, что, впрочем, типично для подобных «войн памяти». Повышенное внимание к царю Самуилу как одной из центральных фигур национального пантеона Болгарии, проявившееся именно после 2011 г., — самое яркое тому подтверждение.

На сегодняшний день очевидно, что претензии македонских историков на «Самуилово наследство» и Беласицкую битву крайне болезненны для определенных болгарских академических кругов и официальной Софии, стремящейся превратить царя Самуила чуть ли не в подобие князя Лазаря Сербского, а Беласицкую битву — в битву на Косовом Поле, на общем фоне популяризации и коммерциализации средневековой военной истории. В подобных условиях крайне низка вероятность нахождения некого компромиссного решения для основных контрагентов этой «войны памяти» в ближайшем будущем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Kaufman J. Name war over Macedonia widens into a political crisis // The Boston Globe. Jan. 5. 1993. P. 1, 9.
2 См., например: Младенов Н. Е. Няма да позволим Македония да ни отнеме историята: интервю с Николай Младенов, министър на външните работи // 24 часа: всекидневник за новините, каквито са. Год. 22. Бр. 327 (30 ноем. 2012). С. 13; Кадев Г. Отношенията между Бълга-рия и Република Македония — проблеми и противоречия // Международна политика. Год. 9. Бр. 1/2 (2013). С. 226-233; Радулов Г. Н. История(та) на Македония: апология на македонството. София, 2010; Тодев И. Митът «Македония» // Демократически преглед: списание за либерално граж-данско общество и култура. 1997. 34 (1997/1998). С. 554-563.
3 Ристовски Б. Периодизацща на процесот на рагааето, развито-кот и афирмацща на Македонска национална свест // Македонска нацио-нална свест: корените, развитокот и афирмацща. Делчево, 2002. С. 15-16.
4 Там же. С. 16.
5 Бошковски М. Великаните на македонскиот среден век, кн. 1. Кнез Хацон, кнез Пребонд, кнез Акамир, цар Самоил, цар Гаврил Радо-мир и цар Jован Владислав. Скоще, 2007.
6 Отворен е новиот Археолошки My3ej на Македонща // МКД. 19 Октомври 2014 — 08:43. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mkd. mk/makedonij a/skopj e/otvoren-e -noviot-arheoloshki-muzej -na-makedonij a-foto#20
7 Historija naroda Jugoslavijе. I. Zagreb, 1953. S. 127-136.
8 Антол)ак С. Самуилова држава. Скоще, 1969; Ташковски Д. Цар Самуил. Cranje, 1967; Он же. Рагааето на македонската нацща. Скоще, 1967; Он же. За Македонската нацща. Скоще, 1976. С. 18.
9 Самуиловото царство — Слaвиja // Macedonium.org. [Электронный ресурс]. http://www.macedonium.org/Macedonium.aspx?jazik=2kid= 1pid=2ppid=9tid=254
10 См., например: Микулчик И. Средновековни градови и тврдини во Македонща. Скоще, 1996. С. 72.
11 Феофан Исповедник. Хронография / Восточная литература [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text9. phtml?id=11653
12 Сто]&чев В. Оруж1ето и воената вештина во Македонща низ исторщата // Одбрана. Год. 11. Бр. 75 (]ули 2002). С. 25-30.
13 Енциклопедща Македоника. Т. II. Скоще, 2009. С. 1212, 1574.
14 Tashovski D. Hacon // Nikad Robom. Broj 109. 1967; Он же. Kra-li Brebond // Nikad Robom. Broj 112. 1967. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/pg/macedoniaendless/photos/?tab=albumalbum_ id=749407665085126
15 См., например: История на България. Т. II: Първа българска държава. София, 1981. С. 41- 42; Дуриданов И. Значението на топоними-ята за етническата принадлежност на македонските говори. София, 1996. С. 185.
16 Антол]&ак С. Средновековна Македонща. Т. 1. Скоще: Мисла, 1985. С. 295-314.
17 Гроздановски Г. Преспа — царска престолнина и гробница: гробот на Самоиловата керка Косара во Ресенскиот дел на Долна Преспа // Македонща: илустровано списание на Матицата на иселениците од Македонща. Год. 40. Бр. 479 (март 1993). С. 18-19.
18 Мелвил Д. Романот «Самоил» романсирана хроника за второ-то македонско царство од Димитар Талев // Македонща: илустровано списание на Матицата на иселениците од Македонща. Год. 45. Бр. 561 (1 ноември 1999). С. 52-53.
19 Иловски Р. Латински извор за исторщата на Самуиловото царство // Гласник на Институтот за национална исторща. Год. 46. Бр. 1 (2002). С. 139-142.
20 Споменикот на цар Самоил стигна на плоштадот «Македония» // Дневник 28.06.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dnevnik.mk/ default.asp?ItemID=E96A2FA4FAECB34697607E35AE088F1A
21 Грудев И. Истината за Македония и Македонизма. Варна, 2011.
22 Цеков Н. Чий е цар Самуил? / DW България 18.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/bg/%D1%87%D0%B8%D0%B-9-%D0%B5-%D1%86%D0%B0%D1%80-%D1%81%D0%B0%D0%B-C%D1%83%D0%B8%D0%BB/a-17932158
23 Президентът, премиерът и патриархът почетоха цар Самуил // Dnes.bg 09.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dnes.bg/strana-ta/2014/10/09/prezidentyt-premieryt-i-patriarhyt-pochetoha-car-samuil.241603
24 Хамдан Н. Откриха паметника на цар Самуил отново със скан-дали // Nova.bg. 08.06.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://nova.bg/ news/view/2015/06/08/113950/
25 Трети международен конгрес по българистика, 23-26 май 2013 г.: кръгла маса «Златният век на цар Симеон: политика, религия и култу-ра» / състав. Владимир Станев. София, 2014; Цар Самуил ([997]-1014) в битка за България / ред. Людмил Вагалински. София, 2014; Цар Самуил ([997]-1014) в битка за България / ред. Людмил Вагалински. София, 2014.
26 Генов Г. С. Българските царе Самуил и Иван Владислав имат живи роднини в Западна Европа и главно в Италия. София, 2014.
27 Павлов П. Векът на цар Самуил. София, 2014.
28 Кратка история на Македонския научен институт // История / Македонски научен институт http://www.mni.bg/2013/06/kratka-istoria-na-makedonskia-nauchen.html
29 Анастасов Ю. Великобългарската политика и Македония // Македонска мисъл. Кн. 1-2. Год. 1. 1945. С. 15.
30 Калайджиев Х. Федерална Македония // Македонска мисъл. Кн. 1-2. Год. 1. 1945. С. 4.
31 Петров П. Самуил — царят воин. София, 2014.
32 Николов Г. Н. Българският цар Гаврил-Роман Радомир (10141015) // Македонски преглед: Списание за наука, литература и обществен живот. Год. XXXVIII. 2015. № 3. С. 35-62.
33 Николов Г. Н. Епохата на великия български цар Самуил // Македонски преглед: Списание за наука, литература и обществен живот. Год. XXXVII. 2014. № 3. С. 7-28.
34 Николов Г. Н. Българският цар Самуил. София, 2014.
35 Николов Г. Н. Българският цар Гаврил-Роман Радомир (10141015) // Македонски преглед: Списание за наука, литература и обществен живот. Год. XXXVIII. 2015. № 3. С. 35-62.
36 Бошковски М. Великаните на македонскиот среден век. Кн. 1 (Кнез Хацон, кнез Пребонд, кнез Акамир, цар Самоил, цар Гаврил Радо-мир и цар Jовaн Владислав). Скоще, 2007.
37 Самуиловата држава во историската, воено-политичката, духов-ната и културната традицща на Македонща / под ред. И. Велев, В. Г. Ликин. Струмица, 2015.
38 Периклиева В. В., Марков И. Д. Цар Самуил и Беласишката битка в пограничния регион Петрич (България) — Струмица (Македония): културна памет и културни политики // Библиотека: списание за библи-отечна теория и практика. Год. 23. Бр. 4 (2016). С. 27-39; Христова М. Ч. Сакрални места и културна памет на тройната граница между България, Сърбия и Македония // Българска етнология. Год. 41. Бр. 1 (2015). С. 79-93.
39 История на Самуиловата крепост // Уебсайт на Самуиловата кре-пост [Электронный ресурс]. URL: http://samuilovakrepost.com/history/
40 Ристовски Б. Периодизацща на процесот на рагааето, развито-кот и афирмацща на Македонска национална свест // Македонска нацио-нална свест: корените, развитокот и афирмацща. Делчево, 2002. С. 15-16.
41 Андреев Й. Цар Петър II Делян (1040-1041) в книгата Български-те ханове и царе. VII-XIV век. София, 1998.
42 Павлов П. Бунтари и авантюристи в средновековна България. В. Търново, 2000 [Электронный ресурс]. URL: https://liternet.bg/ publish13/p_pavlov/buntari/samozvanecyt. htm
43 См., например: Станев К. Миграция на българи през 30-те г. на XI в. от Северна България към западните български земи. Нов поглед към предисторията на въстанието на Петър Делян // Минало: Тримесечно списание за история. 3 (2004). С. 38-46; Младенов М. Петър II Делян и Алусиан: «кралските знаци» в средновековна България // Епохи: Истори-ческо списание на ВТУ Св.св. Кирил и Методий. Год. 16. Бр. 1-2 (2008). С. 65-73.
44 Радков Р. Цар Петър Делян. Народна трагедия в 5 действия. Търново, 2001.
45 Поп^овановски А. Петар Делjaн. Скоще, 1990.
46 Ташковски Д. Цар Дел]ан. Скоще, 2005.
47 Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в средновековна България. София, 1995. С. 353-356.
48 Павлов П. Забравени и неразбрани (Събития и личности от българското средновековие). София, 2010.
49 Манева Е. Средновековен Просек: престолнина на самосто]ни господари, несуден дом на византиски принцови, средиште на сценски

игри // Културен живот: списание за култура, уметност, општествени прашааа. Год. 44. Бр. 1 (]ануари-март 1999). С. 48-55.

50 Ациевски К. Стрез и Латинското царсто // 60 години Институт за исторща: зборник на трудови од Мегународна научна коференцща «Македонща и соседите», Скоще, 08-09.12.2006 година. Скоще, 2010. С. 27-30.
51 Енциклопедща Македоника. Т. 2. Скоще, 2009.
52 Атанасовски А. Македонща во XIV век. Тетово, 2009.
53 Ациевски К. Сакрални споменици во Велешката област од сред-ниот век в.) // Исторща: списание на Со]узот на историските друштва на Македонща. Год. 37. Бр. 1/2 (2001). С. 7-13; Он же. Манастир-ски имоти во Велешката област во XIII и XIV век // Исторща: списание на Со]узот на историските друштва на Македонща. Год. 39. Бр. 1/2 (2003). С. 111-120.
54 Макарц]оска Л. Деривацщата на прилозите во македонски-те црковнословенски текстови од XIII и XIV век // XXIV научна конференцща на XL мегународен семинар за македонски ]азик, литература и култура (Охрид, 13.-30.VIII 2007). Лингвистика. С. 243-251; Би-цевска К. Правописни и фонетски особености во ракописите од северна Македонща од XIII и XIV век. Скоще, 2012.

E. A. Koloskov «The Macedonian Kingdom»: An argument about the right on the Medieval history between Macedonia and Bulgaria

The article is devoted to the problems of the medieval history dispute between Macedonia and Bulgaria. In the article, most attention is paid to the following questions: the early Slav state formation, as a part of the study of legends about ancient (semi)mythical rulers, Samuel&s kingdom, as the most contradictory issues between counterparties, and the pre-Ottoman period of Balkan history that put an end to the existence of independent states in the region for centuries.

МАКЕДОНИЯ macedonia БОЛГАРИЯ bulgaria НАЦИОНАЛИЗМ nationalism АКТУАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ usable past БАЛКАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ balkan peninsula
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты