7. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 30.12.2015) [Labor code of Russian Federation of 30.12.2001 № 197-FZ (an edition of 30.12.2015]. Sobranie zakonodatel&stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 1 (pt. 1), art. 3; 2016, no. 1 (pt. 1), art. 54.
of the organization and conduct of practice of the students of MGTU of N. E. Bauman who are trained on the main educational programs of a bachelor degree, a specialist programme, a magistracy). Available at: http://hoster.bmstu.ru/~det/norm_docs/%D0%9F%D 0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0% 9D%D0%98%D0%95%20%D0%BF%D0%BE%20 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D 0%B8%D0%BA%D0%B5-2016.pdf (accessed 4 July 2016).
УДК 342.843.32
РАЗВИТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАЙНЕ ГОЛОСОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Д. А. Кравец
аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: dariakr2004@mail.ru
Введение. Избирательное законодательство Российского государства на различных этапах его развития закрепляет открытое или тайное голосование на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Цель. Основная цель статьи состоит в анализе процесса развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период. Результаты. Правовое закрепление принцип тайного голосования получил в дореволюционной России. В первое десятилетие Советской власти голосование проводилось открыто, даже в случае альтернативного закрепления тайного голосования в нормативно-правовых актах, регламентирующих проведение выборов в Советы. Дальнейшее развитие тайного голосования в Советской России характеризуется наличием прогрессивного демократического законодательства и политизированной практики его реализации. Реализация тайного голосования в избирательной практике СССР началась в последние годы перестройки. Заключение. Предложена периодизация основных этапов развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период. Ключевые слова: закрытая подача голосов, тайное голосование, избирательное законодательство Российской империи и СССР.
йС1: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-365-370 Введение
Развитие институтов избирательного права в нашей стране имеет достаточно длительную историю. Еще во времена военной демократии и вечевого строя в древнерусских городах появились предпосылки к созданию избирательного законодательства. По мнению исследователей, на вече зародились первые выборные традиции, формировались и получили развитие основы
представительной и непосредственной демократии [1, с. 3].
На различных этапах развития Российского государства выборы в органы государственной власти и местного самоуправления осуществлялись посредством открытого и тайного голосования. В рамках данного исследования под открытым голосованием понимается способ голосования, при котором воля голосующего выражается в присутствии других лиц и видна им. Указанный способ голосования проводится различными действиями: поднятием рук, вставанием с мест и др. Таким образом, при открытом голосовании человек открыто демонстрирует свою позицию по тому или иному вопросу.
Тайное голосование - это способ голосования, при котором воля голосующего остается неизвестной другим лицам, что обеспечивается специальными механизмами (использование бюллетеней, наличие оборудованных кабин и урн для голосования и т.д.). Тайное голосование исключает возможность отслеживания результатов голосования и дальнейшего преследования граждан в зависимости от их выбора, что, в свою очередь, укрепляет веру людей в институт выборов и честность их результатов.
Цель
Основная цель статьи состоит в анализе процесса развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в современный период.
Результаты
Исследование развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России следует начать с анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих выборы в Государственную думу 1905 г. Правовой основой указанного избирательного процесса являлось Положение о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г., в котором проведение выборов в городское избирательное собрание проводилось «закрытою подачею голосов, посредством записок» [2]. Анализ норм Положения 1905 г. и практики его применения позволяет сделать вывод о том, что в Российской империи понятие «закрытая подача голосов» выступало аналогом современного тайного голосования, так как сходно с ним по содержанию и мерам обеспечения (закрытое волеизъявление избирателей и фиксация его результатов на записке; личное вручение избирательной записки председателю избирательной комиссии; помещение записки в особый ящик для голосования). Таким образом, в 1905 г. были созданы правовые основы закрытого голосования. Позднее Положение о выборах от 3 июня 1907 г. сохранило нормы, регламентирующие закрытый порядок подачи голосов [3].
Понятие «тайное голосование» появилось в российском законодательстве в 1917 г., когда власть в стране перешла к Временному комитету членов Государственной думы (Временному правительству). Так, согласно ст. 1 Положения о выборах от 2 октября 1917 г. Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщего, без различия пола, и равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства [4]. Таким образом, избирательная система переходного периода 1917 г. имела весьма прогрессивный характер, поскольку основывалась на еще не ставших в тот период общепризнанными принципах всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Однако с момента установления в стране жесткой однопартийной политической системы выборы стали проводиться открытым путем, несмотря на то, что в Конституции РСФСР 1918 г. порядок голосования не определялся, это подразумевало, что он мог быть как тайным, так и открытым. Сходное положение о самостоятельности выбора избирательными комиссиями тайного или открытого способа голосования содержалось и в Декрете ВЦИК «Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских
(областных) съездов советов» 1924 года [5]. Однако на практике как такового выбора избирательные комиссии не совершали. Так, из 46 обследуемых волостей только в одной из них - в Тамбовской губернии - использовалось тайное голосование, во всех остальных случаях на собраниях голосование было открытым. В случае проведения тайного голосование не избрали кандидатов, предварительно утвержденных партийной ячейкой, и итоги выборов оказались неожиданными для вышестоящих органов власти [6, с. 154].
При этом важно отметить, что Конституция СССР 1924 г. отошла от закрепления выбора между тайным и открытым голосованием, и более того - не содержала норм, регулирующих избирательное право граждан [7].
Безальтернативное правовое закрепление открытого голосования произошло в ст. 41 Декрета ВЦИК «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов» 1925 г. [8]. Советские правоведы оценивали применение открытого способа голосования в указанный период по-разному: одни поддерживали его, так как «в отличие от буржуазного государства, в пролетарском государстве избирателям опасаться нечего» [9, с.158], а другие оправдывали ограниченностью ресурсов: «...неграмотность подавляющего большинства населения страны и отсутствие элементарных технических средств для организации выборов (бумаги, типографских материалов)» [10, с. 163]. Однако, по нашему мнению, открытое голосование в Советском государстве использовалось как эффективный способ воздействия на волеизъявление людей с целью полного контроля их выбора, а также выявления оппозиционных настроений и их дальнейшего подавления.
Значимым этапом развития законодательства о тайне голосования в советский период стало принятие Конституции 1936 г., в которой появилась отдельная глава, посвященная избирательной системе, где регламентировалось проведение выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [11]. Однако, несмотря на закрепление тайного голосования, в тексте Основного закона 1936 г. отсутствует его понятие, в то время как другие универсальные принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права уточняются в ст. 135-139 Конституции.
Понятие тайного голосования также не раскрывается и в других нормативно-правовых актах, регламентирующих электоральные отношения в СССР. При этом Положение о выборах в Верховный Совет СССР 1937 г. регламентирует отдельные механизмы обеспечения тайного голосования:
- выделение в помещении особой комнаты для заполнения бюллетеней;
- запрет присутствия кого бы то ни было в особой комнате кроме голосующих;
- наличие перегородок или ширм в особой комнате в случае одновременного допуска нескольких избирателей;
- возможность приглашения в особую комнату другого избирателя для заполнения избирательных бюллетеней в силу неграмотности или какого-нибудь физического недостатка голосующих [12].
Интересным также представляется восприятие политическими деятелями закрепления принципа тайного голосования в советском законодательстве. В. М. Молотов в своем докладе «Об изменениях в Советской Конституции» на VII Съезде Советов 6 февраля 1935 г. отмечал, что «сам факт перехода от открытых к закрытым выборам ярко подчеркивает рост пролетарского демократизма в Советском Союзе и стремление советской власти поставить работу своих органов под усиленный контроль рабочих и крестьян»
[13, с. 2].
Таким образом, к 1936 г. тайное голосование было закреплено не только на конституционном уровне, но и развернуто были регламентированы механизмы его обеспечения в избирательном законодательстве СССР. Однако практика применения рассмотренных норм была совершенно иной и свидетельствовала о том, что на исследуемом историческом этапе тайна голосования стала дополнительным средством достижения «нужных» результатов выборов для партийных деятелей путем фальсификаций при подсчете голосов.
Примерами подтверждения формализма процедуры тайного голосования являются письма избирателей, хранящиеся в фонде Центральной избирательной комиссии Государственного архива Российской Федерации, в которых они высказывали свое недовольство и неравнодушие к реалиям правовых нарушений избирательных принципов. Так, в письме Я. С. Шульмана из г. Николаева обращено внимание на игнорирование тайны голосования: «В нашей стране выборы имеют свои особенности. Одной особенностью является выдвижение, регистрация и баллотировка на выборах одного кандидата в депутаты. Поэтому когда избиратель, являясь в помещение для выборов и получив избирательные бюллетени, от стола участковой избирательной комиссии прямо направляется к избирательной урне и опускает в нее избирательные бюллетени, то это нарушение порядка голосования, явное игнорирование и пренебрежение конституционным принципом тайны голосования. Специальные помещения существуют для "заполнения избирателями избирательных бюллетеней" и избиратель, оставив в избирательном бюллетене фамилию кандидата, за которого голосует, в помещении, отведенном для заполнения избирательных бюллетеней. На практике делается наоборот. Зайти с избирательным бюллетенем в кабину -что прямо предусмотрено законом - считается предосудительным, почти явным показателем голосования против. Подобная практика сводит на нет тайну голосования и профанирует выборы, давая пищу недоброжелательной критике и подрывая престиж и авторитет избирательной системы государства.» [14].
Законодательство СССР конца 1970-х гг. стало прогрессивным в отношении регламентации тайного голосования. Конституция СССР 1977 г., в которой была сохранена глава «Избирательная система», закрепляла тайное голосование среди других универсальных принципов избирательного права (всеобщего, равного и прямого). При этом впервые в тексте Основного закона появилось разъяснение понятия «тайное голосование», целью которого является недопущение контроля за волеизъявлением избирателей (ст. 99) [15]. Указанное положение дублируется в ст. 5 Закона «О выборах в Верховный Совет СССР» 1978 г. [16].
Также в указанном Законе были регламентированы следующие изменения механизмов организации тайного голосовании:
- введение понятия «кабина или комната для тайного голосования»;
- запрет присутствия членов избирательных комиссий в качестве помощников избирателям, не имеющим возможности самостоятельно заполнить бюллетени;
- закрепление нарушения тайны голосования в качестве оснований привлечения к ответственности членов избирательных комиссий, должностных лиц государственных и общественных органов.
Таким образом, к концу 1970-х гг. впервые на конституционном уровне было разъяснено понятие «тайное голосование». Появление нарушения тайны голосования среди оснований привлечения к ответственности в советском законодательстве тех лет свидетельствует о значении реализации указанного принципа для избирательного процесса.
Этап перестройки в Советском государстве не отразился на избирательном законодательстве, в котором сохранилось закрепление всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. При этом сохранились и расхождения декларируемых принципов и избирательной
практики, что, в свою очередь, было вызвано кризисным периодом смены политического режима в государстве.
Дальнейшее развитие механизмов организации тайного голосования в СССР произошло в ходе избирательной реформы конца 1980-х гг.:
- закрепление требований для специально отведенных помещений для голосования;
- оборудование достаточного количества кабин или комнат для тайного голосования;
- определение места выдачи избирательных бюллетеней;
- установка избирательных ящиков таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования (ст. 52 Закона СССР «О выборах народных депутатов СССР» 1988 г. [17]).
Таким образом, избирательное законодательство этапа перестройки регламентировало не только обязательность тайного голосования на выборах, но и закрепляло дополнительные меры предотвращения игнорирования данного принципа посредством размещения кабин для голосования на пути к избирательным ящикам. Также важно отметить, что к концу 1980-х гг. в СССР были преодолены ранее обозначенные проблемы формализма закрепленного принципа тайного голосования. На выборах народных депутатов СССР 1989 г. было положено начало соответствия избирательной практики декларируемым нормам советского избирательного законодательства о тайне голосования.
Заключение
По нашему мнению, на основе проведенного исторического анализа следует выделить важные этапы развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и СССР.
В Конституции 1977 г. тайное голосование впервые не просто было закреплено среди основных принципов избирательного права, но и раскрыто его содержание в тексте Основного закона, а также на уровне Положений о выборах всесторонне регламентировало избирательные процедуры. В советском избирательном законодательстве конца 1970-х гг. нарушение тайны голосования стало основанием для привлечения к ответственности.
Список литературы
bibliotek_Buks/History/Article/pol_vubor.php (дата обращения: 09.03.2016).
Development of Electoral Legislation on Secret Ballot in Pre-Revolutionary and Soviet Russia
D. A. Kravec
Saratov State University,
E-mail: dariakr2004@mail.ru
Introduction. The electoral legislation of the Russian state at various stages of its development enshrines the open or secret ballot in elections to bodies of state authority and local self-government. Purpose. The main purpose is to analyze the development of the electoral legislation of the secret ballot in pre-revolutionary Russia and throughout the Soviet period. Results. Legal consolidation of the principle of the secret ballot took place in pre-revolutionary Russia. During the first decade of the Soviet power voting was conducted openly, even in the case of an alternate consolidation of the secret ballot in the legal acts which regulated the conduct of elections to the councils. Further development of the secret ballot in the Soviet Russia is characterized by progressive democratic legislation and politicized practice of its implementation. Implementation of the secret ballot in the election practice of the USSR began in the last years of perestroika. Conclusion. The author suggests a periodization of the main stages of the development of electoral legislation on secret ballot in pre-revolutionary Russia and throughout the Soviet period. Key words: closed suffrage, secret ballot, electoral legislation of the Russian Empire and the USSR.
References
the convening of rural municipality (district), county and provincial (regional) congresses councils. Decree of the All-Russian Central Executive Committee on 08.11.1924]. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of Laws of the RSFSR], 1924, no. 71, art. 695.
of Soviet Socialist Republics of December 5, 1936)). Moscow, Legal Publisher of Commissariat USSR, 1937. ATP «Garant» [electronic resource].