Спросить
Войти

Методические аспекты реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов промышленного предприятия

Автор: указан в статье

Концессия — одна из наиболее развитых рыночных форм партнерства государства (органа местного самоуправления) и частного сектора на современном этапе. В отличие от других форм она носит долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам (государству и частному бизнесу) осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. При этом предоставляется в сфере ЖКХ частному оператору высокая степень свободы в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий и принятии по данному вопросу самостоятельных управленческих решений.

Примечание

1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5 изд., т. 43, С. 190.

С.В. ГОРЕЛИК

аспирант

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Современный этап развития российских предприятий характеризуется необходимостью их непрерывного преобразования. В основе данного явления — реформирование экономики страны. Практически все отечественные предприятия стоят перед проблемой постоянных структурных изменений.

Несмотря на большое количество исследований в области преобразований предприятий, названная проблема сохраняет свою актуальность. Многие издания трактуют такие подходы, методы и понятия теории управления изменениями как организационное развитие, процессное консультирование, организационные изменения, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация, аутсорсинг, менеджмент качества, бизнес-инжиниринг и др. Прикладные пособия определяют последовательность процесса осуществления практических форм бизнес-преобразований.

Казалось бы, теоретическая проработка данного вопроса достаточна. Однако на практике успешный опыт преобразований можно наблюдать далеко не на каждом предприятии. При этом факторами неудач являются и законодательство, и неэффективность собственников и менеджеров, а также деятельность профсоюзов и криминальных групп. В то время как законодательство и несовершенство налогообложения являются объектом исследования и критики многих специалистов по экономике и управлению, некоторые элементы внутренней среды предприятия не имеют «соответствующей духу времени» теоретической проработки. Это касается, например,

вспомогательных подразделений (бизнес-процессов), значение которых в большинстве случаев недооценивается менеджментом предприятий. Между тем практический опыт показывает, что без разработки методических основ реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов, преобразование предприятия в целом является слабоструктурированной проблемой. Данный факт обусловливает необходимость использования современного методического обеспечения преобразований применительно не только к основной, но и к вспомогательной деятельности предприятия.

Под современным методическим обеспечением преобразований в данном случае понимается совокупность методов, позволяющих в короткие сроки создавать модели состояний предприятия на каждом этапе процесса его преобразования с различным уровнем детализации для разных уровней менеджмента. Эти методы имеют четко прослеживающиеся связи методологий со стандартами по управлению, графических способов визуализации элементов бизнеса с информационно-технологической поддержкой преобразований. Они синтезируют в себе элементы функциональной и процессной парадигмы управления, ориентированы на непрекращающиеся изменения бизнеса.

В общем случае методы преобразований достаточно разнообразны, они имеют историю своего становления и различны по своей сути. В чем их различие?

Абстрагируясь от деталей можно заключить, что главным отличием методов является

© С.В. Горелик, 2006

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

их направленность на преобразование той или иной подсистемы предприятия. Методы могут быть ориентированы на преобразование внутренней или внешней среды предприятия, направлены на социальную или техническую подсистемы, на реальные или виртуальные объекты. В некотором роде методы конфликтуют между собой, что на практике приводит к тому, что преобразования одних элементов, происходят без учета других, а нередко и в ущерб им.

Независимо от направленности преобразований методы могут быть: революционными и эволюционными; инициированными «сверху-вниз» и «снизу-вверх»; ориентированными на разделение целого на части и объединение отдельных элементов в единое целое; краткосрочными, долгосрочными и непрерывными; автоматизированными и неавтоматизированными. Вариация перечисленных характеристик методов в сочетании с возможными комбинациями направлений определяет сущность тех или иных форм преобразований, позволяя позиционировать их в ряду других бизнес-инициатив.

При всем многообразии методы преобразований могут быть условно разделены на две группы, которые отличаются объектом инновационных воздействий и областью применения. К одной из них относятся функционально-ориентированные методы. Главным объектом преобразований этой группы является структура управления предприятия. Эти методы преимущественно применяются на этапе внедрения преобразований. Другая группа методов включает в себя процессноориентированные методы, которые применяются на этапах диагностики предприятия и внедрения информационных технологий в процесс управления изменениями Их объектом являются бизнес-процессы. Указанные группы методов имеют взаимодополняющее значение для предприятия. Практическая направленность функционально-ориентированной группы обусловливает нацеленность ее методов на решение вопроса об уровне централизации управления. Процессно-ориентированные методы, основанные на применении информационных технологий, детерминируют характер этого решения (революционный, эволюционный, непрерывный).

Если говорить о тенденциях современной зарубежной теории и практики преобразований, то необходимо указать на развитие процессно-ориентированных, автоматизированных методов, предполагающих непрерывность процесса преобразований. Названная тенденция позволяет говорить о применении относительно новой концепции управления изменениями — концепции бизнес-инжиниринга.

Анализ методического обеспечения инжиниринговой концепции позволяет определить бизнес-инжиниринг как совокупность методов нематериального моделирования, удовлетворяющего целям структурирования (реструктуризации) и автоматизации бизнес-процессов предприятия, осуществляемого в соответствии с инженерными принципами проектирования, на основе применения информационных технологий, специальных стандартов и систем обозначений. Другими словами, назначение методов бизнес-инжиниринга заключается в построении моделей бизнес-процессов (статических, динамических, имитационных) для упрощения их анализа и преобразования.

В отечественной практике методы бизнес-инжиниринга не имеют широкого применения. Преобразования отечественных предприятий в большинстве случаев связываются с понятием реструктуризации. В общем случае под реструктуризацией принято понимать комплексную оптимизацию системы функционирования предприятий, направленную на достижение целей реформирования.

Начиная свое развитие в теории системного анализа и операционного менеджмента, пополняясь терминологией науки управления, методы реструктуризации могут быть и процессно-, и функционально-ориентированными, они могут быть и революционными, и эволюционными, автоматизированными, и неавтоматизированными. На практике для отечественных предприятий в большей степени характерно использование функционально-ориентированных, революционных, неавтоматизированных методов, направленных на техническую подсистему предприятия с акцентом на реальные объекты.

Нельзя сказать, что отечественные предприятия не используют процессно-ориентированные методы. Все больше промышленных предприятий вовлекается в процесс информационно-технологической реструктуризации. Многие предприятия в конце 1990-х годов использовали методы бизнес-инжиниринга для регламентации и автоматизации своих основных бизнес-процессов (финансы, логистика, производство). Однако вспомогательные

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

бизнес-процессы продолжают оставаться на вторых ролях.

В тоже время более низкий уровень методического обеспечения реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов вполне обоснован. Это связано со спецификой организации вспомогательной деятельности. На процесс реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов оказывает влияние и способ их организации, и уровень централизации, и статус вспомогательных подразделений (центр прибыли, центр затрат). Важным моментом, определяющим практические трудности принятия решения о реструктуризации вспомогательной деятельности, является сложность определения экономического эффекта преобразований, что обусловливает необходимость использования статистических данных и механизма бенчмаркинга. Существенным организационным моментом является конфликт между требованиями нормативных документов, регулирующих основную и вспомогательную деятельность, который лишает прозрачности механизм организации вспомогательных процессов на условиях внутрифирменного расчета. Объективным признаком реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов является необходимость использования методического инструментария аутсорсинга, основанного на теории трансакционных издержек. Кроме этого на процесс реструктуризации оказывает влияние такой признак как разнонаправленность финансовых и управленческих целей, связанный с различиями мотивов преобразований акционеров и менеджмента предприятий.

Основной целью реструктуризации вспомогательных бизнес-процессов является оптимизация объемов реализации вспомогательных услуг и соответствующих им затрат.

Среди наиболее существенных проблем, влияющих на возможности оптимизации затрат на вспомогательную деятельность, следует выделить: низкий уровень полномочий и несогласованность действий владельцев вспомогательных процессов — главных специалистов предприятия (строителя, механика, энергетика); недостаток внутрипроизводственных нормативных документов, регламентирующих вспомогательную деятельность; планирование затрат от достигнутого, приводящее к увеличению объемов непредвиденных вспомогательных услуг; низкий уровень заработной платы вспомогательного персонала, сказывающийся на его демографических характеристиках (пол, возраст, образование).

Подводя итоги, следует отметить, что в практической деятельности реструктуризация вспомогательной деятельности чаще всего связывается с разукрупнением предприятия, процессами дивизионализации, отдельными элементами арендного и коллективного подряда. В последнее время наиболее популярным стал такой метод управления изменениями, как аутсорсинг, который синтезирует в себе отдельные элементы перечисленных функционально-ориентированных методов. Между тем, принятие решение об аутсорсинге подразделений вспомогательных производств, нередко характеризуется отсутствием как количественных, так и качественных показателей эффективности предпринятых преобразований. И если количественная оценка в большинстве случаев ограничена сущностью вспомогательной деятельности, то для качественной оценки преобразований вполне подходящими являются методы бизнес-инжиниринга, которые позволяют составить наглядное представление о том «как есть» и «как должно быть».

О.В. КАШПУРОВА

аспирант

КАДРОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Создание и функционирование интегри- — центры по подбору и обучению кадрованной РТЛС обеспечивают следующие ров;

основные элементы — звенья логистической — страховые компании;

системы (ЛС): — инвестиционные компании, банки и дру— информационно-аналитические центры; гие финансовые институты;

© О.В. Кашпурова, 2006

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ economic theory change control business economics
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты