Спросить
Войти

ФЕЛИКС КОН - РЕВОЛЮЦИОНЕР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУВЫ

Автор: указан в статье

Библиографический список

1. Курочкин, А. В. Этапы формирования советской обрядности / А. В. Курочкин // Советские традиции, праздники и обряды. - Киев: Политиздат Украины, 1988. - С. 208-212.
2. Мелешко, А. А. Советская социалистическая обрядность / А. А. Мелешко. - Минск: Общество «Знание» БССР, 1985. - 16 с.
3. Вересаев, В. В. Об обрядах старых и новых (к художественному оформлению быта) - М.: Новая Москва, 1926. - 34 с.
4. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви // Декреты Советской власти. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. - Т. 1. // 1000 документов по Советской и Германской истории. - URL: http:// 1000dokumente.de/index.htmi?c=document_ ru document=0010_kirobject=i=ru (дата обращения: 27.10.2017).
5. Безгин, В. Б. Старый и новый быт в традиционной крестьянской культуре (советская доколхозная деревня) / В. Б. Безгин // Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX - начало XX в.): сб. науч. статей. Вып. 2. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. - 298 с.
6. Декрет СНК «О кладбищах и похоронах» // Декреты Советской власти. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1968. - Т. 4. - С. 163-164.
7. Фицпатрик, Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. / Ш. Фицпатрик; пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 422 с.
8. Соколова, А. Д. Трансформация похоронной обрядности русских в XX-XXI вв. (на материалах Владимирской области): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 / А. Д. Соколова. - М., 2013. - 303 с.

© Арчимачева М. Ю., 2018

УДК 929Кон:314.122(571.52)(=161.1)

ФЕЛИКС КОН - РЕВОЛЮЦИОНЕР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУВЫ

С. А. Дары-Сурун

Научный руководитель — В. Н. Тугужекова, доктор исторических наук, профессор. Тувинский институт развития образования и повышения квалификации

Статья посвящена жизни, общественно-политической и научно-исследовательской деятельности польского революционера Ф. Я. Кона — одного из участников революционного движения в Польше и России, исследователя истории и этнографии коренных народов Сибири. Рассмотрены вклад Ф. Я. Кона в изучение истории заселения Усинского края, развития здесь земледелия, взаимоотношений русских переселенцев и тувинце и т. д., а также в становление тувинской науки в период его ссылки в Сибирь (1886—1904 гг.).

Феликс Яковлевич Кон являлся одним из выдающихся и неординарных исследователей Тувы. Он был одним из старейших представителей международного и русского революционного движения, членом партии большевиков с 1918 года, видным деятелем Исполкома Коминтерна. В период своего пребывания в сибирской ссылке (1886-1904 гг.) Ф. Я. Кон занимался изучением истории и этнографии сибирских народов, а также истории политической ссылки в Сибири. Заслуги Ф. Я. Кона в деле изучения истории и этнографии сибирских народов и особенно тувинцев до сих пор вызывают заслуженное уважение, а его труды по этнографии и фольклору тувинского народа имеют большое значение для истории изучения культуры и фольклора как тувинцев, так и других народов Южной Сибири. Кроме того, не теряется интерес к его трудам и потому, что они содержат уникальные сведения по материальной и духовной культуре, по устному народному творчеству тувинцев и других народов Южной Сибири.

Ф. Я. Кон родился 30 мая 1864 года в Варшаве, в семье революционеров [1, с. 8-9]. Самое большое впечатление в детские годы на Ф. Я. Кона произвела его сестра Елена своей активной борьбой за освобождение польского народа. За это её отправили в ссылку в Сибирь. В 1883 году, будучи студентом юридического факультета Варшавского университета, Ф. Я. Кон вступает в первую в Польше революционную партию рабочего класса «Пролетариат». Эта партия впервые в истории польского рабочего движения поставила вопрос о социалистическом государстве и обобществлении средств производства.

Члены этой партии поддерживали тесную связь с русской революционной эмиграцией, в частности с П. Л. Лавровым, Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и др., а через них стремились установить контакты с русским революционным движением. В марте 1884 года между «Пролетариатом» и «Народной волей» было заключено соглашение о сотрудничестве [2, с. 55]. В жизни Ф. Я. Кона это событие сыграло огромную роль: он навсегда остался интернационалистом, который боролся за сплочение всех революционных сил Польши и России в борьбе против общего классового врага. 20 июня 1884 года за участие в подготовке покушения на помещение прокурора Варшавской судебной палаты его арестовывают и подвергают заключению в Варшавскую цитадель. Он приговаривается к 10 годам и 8 месяцам каторги с последующей ссылкой [3, с. 13].

28 ноября 1886 года Ф. Я. Кон был помещён в Нижне-Карийскую каторжную тюрьму. Здесь он воспользовался имевшейся библиотекой и энергично занялся самообразованием. Здесь же зародился и его глубокий интерес к вопросам этнографии и антропологии. Впоследствии Ф. Я. Кон писал, что Карийская каторжная тюрьма стала для него «университетом» [4, с. 99], а каторжные годы - лучшими годами жизни; об этом он подробно рассказал в книге «Этапом на каторгу». Во время пребывания в каторжной тюрьме революционер знакомится с революционным движением России, входит в тесный контакт с его деятелями, вступает на путь революционера-марксиста.

С окончанием срока каторги 10 марта 1891 года Ф. Я. Кон прибыл в Иркутск, затем в Бетюнский наслег Амгинской волости Якутского округа, который был его местом ссыльного поселения. За эти годы его здоровье заметно ухудшилось, и 7 июля он был помещён в гражданскую больницу Якутска из-за варикозного расширения вен. После лечения его отправили в церковь православного вероисповедания им. Александра. Там он женился на еврейке Христине Григорьевне Гринберг. Вскоре их переселили в I Модутский наслег Нам-ского улуса вблизи Якутска. Там Ф. Я. Кон начал издавать рукописную газету, но из-за низкого спроса прекратил её издание.

В 1895 году в связи с прибавлением в семье Ф. Я. Кон обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири А. Д. Горемыкину с прошением о переезде с семьей в г. Минусинск. 30 сентября 1895 года генерал-губернатор удовлетворил просьбу ссыльного, позволив семье Кона выехать из Якутска в Иркутск [3, с. 28]. 19 ноября 1895 года Ф. Я. Кон с женой и детьми выехал из Якутска, и через месяц семья прибыла в Иркутск [4, с. 109]. Здесь ему пришлось обратиться к губернатору по гражданскому управлению с просьбой остановиться в городе для обработки материала, собранного им во время ссылки в Якутске. Из-за отсутствия генерал-губернатора, который в то время находился в Москве, Ф. Я. Кону удалось задержаться в Иркутске до июня 1896 года.

Во время пребывания в Иркутске Ф. Я. Кон начал знакомиться «со всей ссыльной семьёй», с обстановкой, в которой жили политические ссыльные. Одни из них принимали участие в издании газеты «Восточное обозрение», другие были активными работниками Восточно-Сибирского отделения Русского Географического общества (ВСОРГО), третьи работали в качестве служащих в банках и коммерческих предприятиях, кто-то работал в педагогических училищах. По идейно-политическим взглядам ссыльные разделились на два лагеря: народников и марксистов. Ф. Я. Кон устроился в редакцию газеты «Восточное обозрение» в качестве обозревателя русского населения. Он был редактором газеты, и вокруг него группировалась научная интеллигенция. Весьма благотворно подействовали на Ф. Я. Кона споры с народовольцами по вопросу о том, на какую массу можно опереться в политической борьбе: на крестьян в деревнях или на пролетариат в центрах промышленности. Ф. Я. Кон впоследствии писал: «Я начал отрезвляться, во мне проснулся «пролетарианец» [4, с. 121].

5 июня 1896 года по распоряжению генерал-губернатора Горемыкина семья Кона выехала из Иркутска в Ба-лаганск. Затем, спустя недолгое время, 20 марта 1897 года семья Кона выехала из Балаганска: жена по истечении срока ссылки - в Николаев, сам Ф. Я. Кон - в Красноярск. Жена в то время была беременна третьим ребёнком. Это стало поводом для отъезда семьи из Балаганска. По прибытии в Красноярск Ф. Я. Кон начал бесконечную переписку с властями с просьбой выехать в Минусинск для поселения. За ним был учреждён гласный надзор [3, с. 33]. Позже в своих воспоминаниях он писал: «Меня приписали. Я стал мещанином из ссыльных гор. Минусинск, а Минусинск - моей второй родиной. Должен сказать, что даже в момент приезда Минусинск производил на приезжающих огромное впечатление» [5, с. 54].

На пароходе, в котором Ф. Я. Кон плыл в Минусинск, оказалась экспедиция П. Е. Кулакова, А. А Ярилова и А. А. Кузнецова, которая направлялась для изучения качинских татар. Члены экспедиции обратились к нему с просьбой по приезде в Минусинск зайти в музей и оказать помощь в ознакомлении с экспонатами, которые были собраны ими у качинских татар. В одной из своих статей Ф. Я. Кон писал: «Н. М. Мартьянов, о котором мне приходилось уже говорить и писать не раз, принадлежал к тем людям, которые, увлёкшись определённой идеей, с упорством проводят её в жизнь, которые умеют использовать людей и делать то, чем мы - большевики -отличаемся и сейчас, умеют расшевелить массы, заинтересовать и привлечь их к деятельности» [6, с. 4]. К этому времени при музее была огромнейшая библиотека, в которой имелись книги по всем отраслям знаний. В первое время Ф. Я. Кон «штудировал книги Струве и Бельтова, пытаясь найти ответ на вопрос о дальнейшем пути революционного движения» [6, с. 4].

Результатом такого штудирования стало то, что Ф. Я. Кон провёл большую исследовательскую работу, посвятил монографию музею, опубликованную в 1902 года в Казани [7, с. 468]. В ней дана краткая история изучения Сибири, обобщён огромный материал по истории создания и работы музея, приведены ценнейшие сведения по истории изучения природы Минусинского округа, его археологии и этнографии. Период с 1897 по 1904 годы стал временем наиболее интенсивной этнографической работы исследователя. Помогал Ф. Я. Кон и А. А. Ярилову, заполняя таблицы статистического комитета. Он был активным инициатором постройки здания Минусинского драматического театра, открытия воскресной школы для обучения грамоте взрослого населения, магазина ученических принадлежностей. По его инициативе в старом здании театра устраивались благотворительные вечера, на которых труппа народного театра и политссыльные ставили спектакли и концерты [6, с. 4].

6 мая 1904 года по истечении 20-летнего срока со дня ареста Ф. Я. Кон прибыл в Варшаву [8, с. 3], где окунулся в революционное движение [9]. В начале 1906 года Ф. Я. Кон ведёт активную организаторскую работу как редактор «Солдатской памятки», выступает на митингах рабочих и солдат. На одном из собраний рабочих он был арестован и отправлен в тюрьму «Павиак» [10, с. 5], но вскоре из-за болезни освобождается под залог и уезжает за границу. В эмиграции он писал: «Очутившись в 1907 году в эмиграции без копейки денег, я должен был много работать, чтобы просуществовать; для обработки материала оставалось времени немного, и я успел обработать лишь часть материала об Усинском пограничном округе, которая так, в неоконченном виде, и была напечатана» [11, с. 78]. В эмиграции им были написаны такие крупные работы, как «История революционного движения в России от 1861 года до разгрома II Думы», «Военные суды в Королевстве Польском».

В эмиграции он продолжал оставаться одним из руководящих деятелей ППС (Польская партия социалистов), редактировал газету «Голос», выступал с лекциями среди рабочих. Во время мировой войны Ф. Я. Кон выступал против политики лидеров II Интернационала, «за создание нового Интернационала», участвовал в работе Циммервальдской конференции. Как член Секретариата Союза помощи политическим заключённым и ссыльным Ф. Я. Кон активно содействовал освобождению В. И. Ленина, арестованного австрийскими властями в Поронине в августе 1914 года, а затем как руководитель Бюро эмигрантских касс и член Исполнительной комиссии «Центрального комитета для возвращения политэмигрантов в Россию». Осенью 1914 года Феликс Яковлевич переехал в Швейцарию, а затем, после Февральской революции, в мае 1917 года приехал в Россию.

24 декабря 1917 года Ф. Я. Кон вступает в ряды РКП (б) и проводит большую работу среди польских беженцев, бывших военнопленных. 28 октября 1919 года СНК РСФСР назначает его членом коллегии Нар-компроса, руководителем отдела просвещения национальных меньшинств. Летом 1920 года Ф. Я. Кон вместе с Ф. Дзержинским, Ю. Мархлевским, Э. Прухняком и Ю. Уншлихтом вошёл в состав первого польского рабоче-крестьянского правительства - Временного революционного комитета Польши. Ф. Я. Кону было поручено руководство отделом народного образования и редактирование печатного органа Польревкома -газеты «Красный вестник». В 1920-1921 гг. Феликс Яковлевич стал членом Киевского губкома Украины, Оргбюро ЦК КП (б), секретарём ЦК КП (б), он избирался делегатом на все съезды партии. В 1922 году на IV конгрессе Коминтерна Ф. Я. Кона избирают секретарём Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала.

В 1924 году Ф. Я. Кон вошёл в состав редколлегии журнала «Каторга и ссылка», а в 1927 году стал его главным редактором. С 1925 года принимал активное участие в работе Польской комиссии Истпарта ЦК ВКП (б), был заместителем главного редактора газеты «Красная звезда», ответственным редактором «Рабочей газеты» (1928 г.). С начала 1930 года заведовал сектором искусства Наркомпроса РСФСР, возглавлял Всесоюзный комитет по радиовещанию и радиофикации, музейный отдел Наркомпроса, Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры, Общество политкаторжан. Он считал, что искусство должно служить делу революции, делу социализма.

С именем Ф. Я. Кона связано широкое развитие радиовещания в нашей стране. Возглавляя с 1931 года Всесоюзный комитет по радиовещанию, Ф. Я. Кон добивается повышения роли радио как важного орудия политической пропаганды, культурного просвещения и организации трудящихся в деле социалистического строительства. К работе на радио привлекались лучшие артисты, учёные, писатели, создавались радиофильмы по произведениям русской и советской классики. С 1934 года Ф. Я. Кон становится членом Союза советских писателей. На страницах журнала «Каторга и ссылка» в 1928-1929 гг. появляются его воспоминания, представляющие большой интерес для изучения истории политической ссылки Якутской области. Впоследствии они составили второй том его книги «За пятьдесят лет». Эта автобиографическая книга является воспоминаниями, она в достаточной степени документирована и содержит элементы научного исследования. В первом и втором томах книги изложены факты жизни автора, его общественно-политической и научной деятельности; в ней говорится о формировании мировоззрения Ф. Я. Кона, освещены вопросы истории сибирской ссылки, истории революционного движения в Польше и России. В третьем томе обобщены материалы экспедиции по Урянхайскому краю в 1902-1903 гг.

Ф. Я. Кон большое внимание уделял изучению социально-экономических проблем и освоению русскими крестьянами Урянхайского края, а также изучению культуры и быта тувинцев. Ф. Я. Кон считал, что освоение Тувы переселенцами из России уходило корнями в первую половину XVII века, когда возникали экономические связи между Россией и Тувой. Эти связи получили дальнейшее развитие в XVIII и XIX вв.

Первыми начали экономический обмен с тувинцами крестьяне Минусинского края; после проведения пограничной линии в 1727 году по Буринскому трактату в торговлю активно включились и жившие на границе с Тувой казаки, которые в рамках службы постоянно встречались с тувинцами в пограничных знаках и на съезжих пунктах. Ф. Я. Кон установил, что переселение русских крестьян в Туву началось из Усинского пограничного района, и в связи с этим он восстановил историю создания этого округа. Усинский пограничный округ занимал южную часть Енисейской губернии и граничил на севере и северо-западе с Минусинским уездом, а на востоке, юге и юго-западе - с Тувой [12, с. 220]. Созданию округа предшествовала инициатива минусинских купцов и золотопромышленников по учреждению должности пограничного комиссара для оказания содействия русской торговле в Туве [3, с. 111].

В монографии «Усинский край» Ф. Я. Кон показал, что первыми засельщиками Усинского округа были жители Минусинского края. Однако решающую роль в освоении нового края сыграли старообрядцы, которые хлынули за Саяны в поисках обетованной земли «Беловодье». В шестой главе монографии освещены история заселения, описаны земельный надел крестьян, количество и состав населения деревень, земледелие, скотоводство, звероловство, рыболовство, пчеловодство, торговля и извоз. Ф. Я. Кон считал, что эти деревни стали перевалочным пунктом через Саяны в Туву, пунктом, через который шёл главный поток русских товаров и переселенцев в Засаянский край. По данным Ф. Я. Кона, Усинские старообрядцы занимались не только земледелием, но и торговлей с тувинцами, способствуя формированию местного рынка [13, с. 350]. Исследователь восстановил историю возникновения первого русского посёлка в Туве - Турана. Вскоре появился второй русский посёлок - Уюк. Автор счёл нужным отметить, что эти поселения были официально причислены к Усин-скому отдельному сельскому обществу [14, с. 340].

Все эти наблюдения Ф. Я. Кона, основанные на богатом фактическом материале, показывают, что во второй половине XIX века в Туве развернулась русская крестьянская колонизация. Также он усмотрел в земледельческой колонизации Тувы русским крестьянством важный фактор в истории края и потому признал её изучение актуальной задачей исторических исследований. Он отмечал, как тяжело было для тувинского арата платить китайским купцам, обиравшим их. Китайские купцы разоряли тувинцев из-за долга, начисленного при раздаче товаров в кредит с уплатой исключительно высоких процентов, кроме того, товар они продавали по двойной цене против предлагаемой за него же русскими торговцами.

Находясь в сибирской ссылке, Феликс Яковлевич не смог оставаться равнодушным к социальным и политическим проблемам окружающей его сибирской действительности. Научно-исследовательская деятельность Ф. Я. Кона в условиях сибирской ссылки являлась подвигом. Он рассматривал её как большое общественное дело и как средство сохранения и продолжения общественно-политической активности. Возможности его исследовательской работы жёстко регламентировались администрацией сибирских регионов, где он находился в ссылке, а также были ограничены суровым режимом жизни политического ссыльного, необходимостью обеспечить себя, а потом и семью предметами первой необходимости.

Ф. Я. Кон впервые ввёл в научный оборот историческую карту тувинского земледелия конца XIX - начала XX вв., которая прочно вошла в современную литературу о Туве. При изучении комплексного хозяйства он пришёл к выводу, что охота имеет второстепенное значение для всех тувинцев, кроме оленеводов-тоджинцев. О рыболовстве он пишет, что оно не имеет серьёзного значения в жизни тувинца, так как рыба является пищей только для бедняков. Необходимо заметить, что сведения Ф. Я. Кона о состоянии тувинского ремесла конца XIX - начала XX вв. представляют большую ценность для исторической науки: современные исследователи, разрабатывая этот вопрос, опираются на сведения из трудов Ф. Я. Кона, дополняя их данными других авторов. Одним из важнейших итогов исследовательской деятельности Ф. Я. Кона является освещение им процесса положительного влияния русской культуры на хозяйственное развитие Тувы.

Несмотря на то, что Ф. Я. Кона интересовали и волновали многие вопросы истории Сибири, предпочтение в своих исследованиях он отдавал истории и этнографии народов Якутии, Хакасии и Тувы.

Библиографический список

1. Чернышева, В. Г. Патриот и учёный / В. Г. Чернышева // Минусинский край. - 2009. - № 5-6. (38). - С. 8-9.
2. Кон, Ф. Я. Под знаменем революции (воспоминания) / Ф. Я. Кон. - М.: Детская литература, 1970. - 174 с.
3. Иванов, В. Н. Народы Сибири в трудах Ф. Я Кона / В. Н. Иванов: отв. ред. Р. Ф. Итс. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. - 172 с.
4. Кон, Ф. Я. За пятьдесят лет. Т. II. / Ф. Я. Кон. - М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933. - 520 с.
5. Кон, Ф. Я. В Минусинске / Ф. Я. Кон // Енисейская ссылка. Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльных-поселенцев. -№ 3. - М., 1934. - С. 54-67.
6. Вайнштейн, С. И. Антропологические и этнографические исследования Ф. Я. Кона / С. И. Ванштейн // Советская этнография (отдельный оттиск). - 1965.- 13 с.
7. Кон, Ф. Я. За пятьдесят лет. - Т. 1-2. / Ф. Я. Кон. - 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1936. - 516 с.
8. Владимиров, Е. Ф. Я. Кон в Сибири / Е. Владимиров // Знамя октября. - 1972. - С. 3-4.
9. Феликс Яковлевич Кон. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кон_Феликс_Яковлевич (дата обращения: 24.12.2015).
10. Шмыков, И. Феликс Кон и наш театр / И. Шмыков // Искра Ильича. - 1981. - 3 ноября. - № 177. - С. 4-5.
11. Неволина, В. С. Феликс Яковлевич Кон / В. С. Неволина // Вопросы истории КПСС. - М., 1964. - С. 77-81.
12. Кон, Ф. Я. За пятьдесят лет. Т. III. Экспедиция в Сойотию / Ф. Я. Кон. - М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934. - 293 с.
13. Дулов, В. И. Социально-политическая история Тувы XIX - начала XX вв. / В. И. Дулов. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 608 с.
14. Кон, Ф. Я. Усинский край. В 7 т. Т. III. / Ф. Я. Кон // Урянхай. Тыва дептер. - М.: «Слово/Slovo», 2007. - 549 с.

© Дары-Сурун С. А., 2018

УДК 796(571.513)«1917»

ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКИХ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

О. С. Домогашев

Научный руководитель — Н. Я. Артамонова, доктор исторических наук, профессор.

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии Октябрьской социалистической революции на развитие физической культуры и спорта в Хакасии в первое десятилетие существования Советской власти. Особое внимание уделяется такому аспекту проблемы, как сохранение национальных видов спортивных состязаний и внедрение новых видов спорта в жизнь коренного народа указанного национального региона. Отмечается, что одним из показателей развития спортивных кружков и соответственно физкультуры в Хакасии является проведение спартакиад.

Октябрьская социалистическая революция 1917 года является одним из величайших политических событий XX века, которое повлияло не только на дальнейшую судьбу России, но и на мировую историю в целом. В настоящее время интерес исследователей к названной революции усилился в связи с юбилейной датой. В первые годы существования Советская власть поставила своей целью коренные преобразования в культурной полити-

Ф. Я. КОН РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ revolutionary movement СИБИРЬ ССЫЛКА УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ ЭКСПЕДИЦИЯ expedition РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ russian population
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты