Спросить
Войти

Актуальность разработки методики оценки исполнения государственных функций органами власти в рамках реализации административной реформы в 2005-2008 годах

Автор: указан в статье

T.B. КОВАЛЬ

в живую ткань социальных отношений общества, подкрепить инструментами реализации. К числу таких инструментов относятся: нормативно-правовой, экономический, информационный, административный, финансовый.

Учет особенностей различных системных уровней эколого-экономического риска осуществляется с помощью экологического аудита, который представляет собой процесс проверки всех аспектов сделки для выявления потенциальных экологических рисков, определения степени ответственности предприятия, принятия соответствующих мер по управлению рисками и их мониторингу. Обычно экологический аудит включает в себя пять этапов: предварительную проверку экологического состояния предприятия; оценку экологического воздействия и риска; контроль экологического риска; мониторинг экологического риска; решение проблем реструктуризации и санирование3.

УДК 342. ББК 66.3(

Системный подход к управлению эколо-го-экономическими рисками в предпринимательской деятельности позволит определить механизмы управления системой, регуляторы, осуществляющие прямую и обратную управляющую функцию, привести систему к транспарентности и, в конечном итоге, к устойчивому развитию, обеспечивающему достижение прибыли при непременном условии сохранения качества окружающей среды.

Примечания

1 Яйли Е.А., Музалевский A.A. Традиционный и коэволюционный взгляды на системные подходы к проблеме управления экологическими рисками // Управление рисками. 2006. № 2. С. 10-24.
2 Нерсисян Т.Я. Риски предпринимательской деятельности: Экологический аспект // Там же. № 1. С. 41-46.
3 Епифанцева Е.И. Формирование учета природоохранной деятельности российских предприятий // Все для бухгалтера. 2004. № 14. С. 4-7.
6:352 Т.В. КОВАЛЬ

[2)123 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: margy_mail@hotbox.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В 2005-2008 ГОДАХ

Рассматриваются вопросы реформирования системы государственного управления, реализации одного из его направлений и эффективности проведения административной реформы. Автор фокусирует внимание на проблемах проведения функционального анализа, разработки и внедрения административных регламентов. Внесены предложения, касающиеся способов повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Сфера государственного управления в современном виде превратилась в ограничивающий, существенно сдерживающий фактор для социально-экономического развития нашей страны и повышения ее мировой конкурентоспособности. Насущной стала проблема повышения эффективности государственного управления, для чего было принято

решение о проведении в нашей стране реформы государственного управления.

В настоящее время реформу государственного управления в Российской Федерации следует рассматривать целостно, как реализацию трех направлений. К первому направлению относится реформа государственной службы. С 2004 г. к нему добавилось еще два

© Т.В. Коваль, 2008

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

направления — административная реформа и бюджетная реформа (или бюджетирование, ориентированное на результат).

Административная реформа рассматривается как одно из направлений реформы государственного управления в целом. Срок ее реализации был определен на 2005-2008 гг. Административная реформа предполагает реструктуризацию органов государственной власти, удаление избыточных и дублирующих государственных функций посредством проведения функционального анализа, разграничение полномочий органов исполнительной власти в сферах оказания услуг и исполнения функций.

В ходе реализации мероприятий в рамках административной реформы в 2005-2008 гг. ставились цели увеличения степени удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, снижения издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, повышения позиции Российской Федерации в основных международных рейтингах эффективности государственного управления.

Для отражения достижения каждой из поставленных целей были определены показатели:

- повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 г. до 50%, к 2010 г. — не менее чем до 70%;

- снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 г. до 5%, к 2010 г. — до 3%;

- повышение значений показателей эффективности государственного управления на федеральном и региональном уровнях1.

На данном этапе проведения административной реформы можно говорить о положительной тенденции роста перечисленных показателей.

В конце 2004 г. на федеральном уровне была проведена большая работа по анализу, оценке и упорядочению функций органов исполнительной власти.

Экспертами было оценено 5,5 тыс. функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Среди них около 40% признано или избыточными, или дублирующими, или требующими сокращения масштабов исполнения: 800 функций признано полностью или частично избыточными, 500 — дублирующими, в отношении 300 функций предложено изменить масштаб исполнения2.

От качественного и эффективного выполнения функций органами исполнительной власти зависит эффективность государственного управления в целом.

Исторически система органов государственной власти создавалась для «служения» народу посредством оказания услуг и реализации государственных функций.

На данный момент оценка исполнения государственных функций проводится каждым органом исполнительной власти самостоятельно. Единой методики такой оценки ни на федеральном, ни на региональном уровне управления пока не существует. Автор статьи считает, что создание подобной методики повысит эффективность реализации административной реформы.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. государственная функция определена как «направление деятельности исполнительного органа государственной власти»3. Также определение государственной функции встречается в следующих нормативных актах: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Передача функции на более низкий уровень управления или появление новой функции рассматривается только вышестоящим органом государственного управления. Исполнение функции фиксируется в ограниченном промежутке времени и может оцениваться более чем по 30 параметрам.

Понятие «государственная функция» закреплено только нормативно, «на бумаге». Эффективное исполнение государственных функций осуществляется посредством принятия административных регламентов. А методики мониторинга исполнения государственных функций не существует.

Автор данной статьи считает, что разработка методики оценки эффективности административных регламентов исполнения государственных функций посредством анаИзвестия ИГЭА. 2008. № 4 (60)

Т.В. КОВАЛЬ

лиза административных регламентов является актуальной на сегодняшний день и найдет практическое применение при реализации государственных функций органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне управления.

Для повышения качества исполнения органами исполнительной власти государственных функций необходима разработка административных регламентов посредством:

- упорядочения административных процедур и административных действий;

- устранения избыточных административных процедур и избыточных административных действий.

Для создания методики оценки административных регламентов исполнения государственных функций автор разработал алгоритм мониторинга и показатели для оценки эффективности и результативности разрабатываемых административных регламентов исполнения государственных функций.

Цель предлагаемой методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти посредством анализа административных регламентов — повышение качества исполнения государственных функций органами исполнительной власти на уровне субъектов РФ.

Для достижения данной цели нужно решить ряд задач:

- экспертиза внедрения регламентов в подразделениях ОИВ субъектов РФ;

- выявление отклонений в соблюдении регламентов;

- разработка комплекса мер по улучшению процесса исполнения государственных функций;

- вовлечение всех членов гражданского общества в процесс мониторинга исполнения государственных функций.

Мониторинг внедрения административных регламентов исполнения государственных функций предполагает реализацию следующих мероприятий:

- проведение социологического опроса заявителей по вопросам исполнения государственных функций;

- проведение интервью с государственными служащими, непосредственно задействованными в исполнении государственных функций;

- анализ документов, подготавливаемых при исполнении государственных функций;

- анализ должностных регламентов деятельности государственных служащих, непосредственно задействованных в исполнении государственных функций;

- анализ ресурсного обеспечения государственного органа при исполнении государственных функций.

Результат разработки методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти на различных уровнях управления может быть выражен в составлении аналитического доклада по итогам оценки внедрения административных регламентов исполнения государственных функций и в составлении базы данных лучших практик органов исполнительной власти, а также разработки методики независимого мониторинга деятельности органов исполнительной власти и системы составления рейтингов (по ОИВ субъектов РФ, их подразделениям и отдельно реализуемым ими государственным функциям).

В результате, по мнению автора, мы получим мобильную систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. На начальной стадии реализации методики появится возможность координировать деятельность органов исполнительной власти более десяти субъектов РФ одновременно, во взаимодействие вступит более 10 тыс. респондентов, появится возможность определить эффективность административных регламентов исполнения более 100 государственных функций.

Создание методики оценки исполнения государственных функций органами власти на федеральном и региональном уровнях управления сделает возможным формирование позитивного информационного поля в связи с переходом на новый качественный уровень управления в нашей стране в части исполнения государственных функций.

Примечания

1 Соколова Л.Г. Основные направления реформы государственного управления / / Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований: сб. науч. тр. Иркутск, 2006. Вып. 3.
2 Васильев А. Из 6 000 функций государства автоматизированы будут не все / / Известия. 2004. 19 февр.
3 СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

Известия ИГЭА. 2008. № 4 (60)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ administrative reform state function estimation method of activity efficiency of the executive bodies efficiency of state management
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты