Спросить
Войти

Исторический аспект состояния коммунального хозяйства Курской губернии в конце XIX начале XX вв.

Автор: указан в статье

innova-journaL.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОСТОЯНИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ.

THE HISTORICAL ASPECT OF THE STATE AND COMMUNAL ECONOMY OF KURSK PROVINCE IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES

| Ананьева Галина Викторовна 1 Щ Ananeva Galina Viktorovna 1

Резюме

В статье проводится исторический обзор трансформации органов местного управления, их роли в деятельности коммунального хозяйства Курской губернии в конце XIX начале XX. Опираясь на разные исторические источники, автор дает краткий анализ состояния основных отраслей коммунального хозяйства в указанный период, делает вывод о длительности процесса эволюции данной сферы как в Курской губернии, так и в масштабах всей страны.

The article presents a historical overview of the transformation of local authorities, their role in the activities of communal services of Kursk province in the end XIX beginning of the XX. Drawing on different historical sources, the author gives a brief analysis of the major industries and public utilities in the period, concludes that the duration of the process of evolution of this sector in the Kursk province and across the country. Key words: utilities, city regulations, City government, County councils, urban landscaping, utilities departments

Коммунальное хозяйство к XX веку прошло определенный этап своего развития. Процесс его изменения был связан, прежде всего, с длительной эволюцией законодательства (на протяжении трех веков), начиная с «Жалованной грамоты городам» [22]. Екатерины II, принятой в 1785 г «Городовые Положения» 1870 и 1892 гг. [см.: 23, 24]. открыли новый период муниципального развития [11]. Городские Думы начали заниматься хозяйственной деятельностью. Среди направлений, подведомственных Думам были, в том числе, и по городскому хозяйству. В «Городовых Положениях» раскрывались полномочия городского самоуправления, касаясь упорядочивания и эволюции городского хозяйства, приводилось определение городского хозяйства «заведывание городским имуществом, доходами и расходами» [см.: 12, 17, 19].

В решении хозяйственных вопросов, начиная с периода реформ, новые органы самоуправления принимали необходимые меры в области городского благоустройства и сыграли важную роль в хозяйственном и культурном развитии инфраструктуры города начала XX в. [см.: 2, 5, 16]

Законодательно предусматривались статьи расходов на непосредственное благообразие города, а также средства на осуществление воинского постоя, отопление и освещение тюрем, содержание смотрителей и чинов городской полиции.

Городские Думы принимали обязательные постановления, которые становились сводом правил, регламентирующих деятельность жителей города.

Однако благоустройство городов в начале рассматриваемого периода ограничивалось в основном уходом за состоянием центральных улиц, площадей, водоемов, городским освещением. На эти нужды расходовалось менее трети городских бюджетов, при этом большинство уездных городов имели низкие показатели расходной части, выделяемые суммы были очень маленькими и не могли в должном объеме обеспечить необходимый уровень благоустроенности городского поселения. Результативность и

приоритетность этих мероприятий во многом была обусловлена инициативой и личной заинтересованностью представителей выборных органов власти.

Городское самоуправление подверглось серьезному реформированию по «Городовому Положению» 1892 г, действовавшему до 1917 г

По положению 1892 г. усилилась административная опека над самоуправлением. Управы губернских городов утверждались министром внутренних дел, а уездных городов - губернатором. Согласно «Городовому Положению» К предметам ведомства городского общественного управления принадлежали: «4. содержание в исправности и устройстве состоящих в ведении общественного управления улиц, площадей, мостовых, набережных, пристаней, бечевников, тротуаров, общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав, мостов, гатей и переправ, а также освещения городского поселения...

6. участие в мероприятиях по охранению народного здравия ., развитие средств врачебной помощи городскому населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении.
7. попечение о лучшем устройстве городского поселения по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий» [24].

К ведению Городских Дум относились: содержание и устройство мостовых и тротуаров; очистка дымовых труб; содержание, в видах пожарной безопасности, ночных караулов; вывоз нечистот из городского поселения и удаление их посредством канализации - на общие городские средства или, по соглашению с домовладельцами, на особые, в переделах

УДК: 332.14:94(470.323)"1918/1928"

URL: http://innova-journal.ru/issues/2017-2-7/files/00.pdf DOI: https://doi.Org/10.21626/innova/2017.2/00 Для корреспонденции: Г.В. Ананьева,

1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

innova-journaL.ru

действительной надобности, сборы с домовладельцев.

Согласно пункту 79 «Городового Положения», нижеследующие постановления Думы подлежали утверждению министра внутренних дел.

Во всех городских поселениях: 2) о принятии на общие средства городского поселения: а) содержания и устройства мостовых и тротуаров; б) очистки дымовых труб; в) содержания, в видах пожарной безопасности, ночных караулов; и г) вывоза нечистот из городского поселения и удаления их посредством канализации; 5) о размерах платы: а) за пользование замощенными на средства общественного управления подъездными путями. Переправами и перевозами, а также городскими скотобойнями, водопроводами и другими подобными устройствами...[25].

На Городскую Управу возлагалось непосредственное заведование делами городского хозяйства и управления по правилам этого Положения. Управа вела текущие дела по городскому хозяйству, изыскивала меры к его улучшению, собирала нужные для Думы сведения и исполняла ее определения, составляла проекты городских смет, взимала и расходовала городские сборы на установленных законом постановлениями Думы (1) оценочный с недвижимых имуществ; 2) с документов на право торговли и промыслов; 3) с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавок. В случае надобности, от Городской Думы зависит также вводить в пользу города сборы: 4) с извозного промысла; 5) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами; 6) с собак, и 7) с перевозного промысла). Сверх сего, Управа собирала цены на . строительные материалы, которые доставлялись Губернскому Правлению по Строительному Отделению. Управе предоставлялось право разрешать устройство общественных купален [26].

Думе предоставлялось право составлять обязательные для местных жителей постановления по следующим вопросам: 1) о мерах предосторожности от пожаров; об устройстве кровель, печей и дымовых труб, об исправном содержании и осмотре оных; о местах, где не допускаются склады легковоспламеняющихся предметов и об условиях хранения этих предметов, а равно о мерах предотвращения опасностей, сопряженных с вспышкой или воспламенением осветительных масел; 2) о порядке содержания в исправности улиц, площадей, мостовых, тротуаров, набережных, пристаней, мостов, гатей, общественных садов, бульваров и других мест общественного пользования, а также сточных труб, каналов, прудов, колодцев, канав и естественных протоков, не исключая и тех, которые находятся на землях, принадлежащих частным лицам, учреждениям и ведомствам; 3) о мерах к охранению целости состоящих в заведовании общественного управления сооружений и памятников и об исправном их содержании; 4) об устройстве и содержании пристаней, переправ и перевозов 5) о содержании конно-железных и иных усовершенствованных путей и о пользовании ими; 6) о производстве извозного промысла и типе извозчичьих экипажей, о городских омнибусах и других общественных экипажах; 7) о санитарных мерах, которые должны быть соблюдаемы в помещениях для продажи съестных припасов и напитков для обеспечения безвредности оных; 8) об устройстве и порядке содержания, в санитарном отношении, фабричных и ремесленных заведений, бань и боен, о чистке дворов, устройстве и чистки помойных ям и отхожих мест; 9) о мерах против порчи воды, об уборке или уничтожении палых

животных, о предупреждении и прекращении заразительных и повальных болезней, а равно и скотских падежей; 10) о мерах безопасности против домашних животных [27]..

До начала ХХ в. органы городского самоуправления России продолжали работу по развитию хозяйства. В городах важное место уделялось думами модернизации городского хозяйства. Думы организовывали строительство электростанций, мостов, водопроводов, проводили освещение и мощение улиц, вели работу по развитию автомобильного транспорта, осуществляли наблюдение за общественным порядком. Но расходы по-прежнему были большими. Средств, получаемых из традиционных источников доходов, городам катастрофически не хватало, и они обращались за поддержкой к государству [8]. В 1909 г. наблюдался подъем муниципальной хозяйственной деятельности. Городские Думы в этот период проводили модернизацию своего городского хозяйства. Начиная с 1910 года, экономика России стала выходить из состояния застоя. С оживлением промышленности и торговли дальнейшее развитие получили транспорт и строительство [10]...

Одним из важных направлений в деятельности городского самоуправления Курской губернии являлось благоустройство, включавшее в себя поддержание в чистоте городских улиц и площадей, устройство систем канализации и водопровода, развитие транспорта и освещения и т.д.

В уездном городе Курске в первую очередь уровень благоустройства городов определялся состоянием городских улиц, поэтому одной из актуальных являлась проблема их покрытия. На покрытие этих нужд использовалось не более трети городского бюджета и составило 25-50 руб. [15]. Из-за недостатка денежных средств в бюджете не удавалось замостить все улицы даже в губернском городе, несмотря на сравнительно не дорогую стоимость камня.

Одной из насущных проблем в губернии являлась проблема чистоты на улицах городов, поэтому данный вопрос часто обсуждался в заседаниях городских дум и управ. Правила регламентировали порядок очистки улиц от мусора, ограничивали временные рамки уборки улиц и площадей. По предписанию городских дум граждане обязаны были производить мощение и перемощение улиц и тротуаров в сухое время года, а зимой очищать их от лишнего снега. По отношению к домовладельцам, не исполняющим данное предписание, предусматривались административные меры воздействия. Например, если хозяин неисправной мостовой не преступал к ее ремонту, то реставрация производилась за счет управы, взимая затраченные средства с недобросовестного домовладельца [21]...

Владельцы домов, магазинов и лавок обязаны были напротив своих владений подметать улицы, очищать от мусора канавы и тротуары. Предписывалось подметать дворы, вывозить один раз в месяц сор, навоз, нечистоты из помойных ям и ретирадных мест.

Исходя из содержания обязательных постановлений Городских Дум следовало, что санитарно-эпидемиологическая ситуация в городах Курской губернии была неблагоприятной, на что сказывались не только дефицит финансовых средств, но и низкий уровень культуры обывателей. Следует обратить внимание на то, что даже вполне состоятельные граждане не проявляли стремления к улучшению внешнего облика дворов и прилегающих к ним территорий, не говоря о малоимущих слоях населения. Так, в г. Белгороде крупными домовладельцами не уделялось внимание ремонту тротуаров,

innova-journaL.ru

которые летом были в выбоинах, а зимой в гололедице, что затрудняло движение по городу [20]...

Недостатки в деятельности органов городского управления вызывали беспокойство у жителей уездных городов. В «Историческом очерке города Корочи» большое внимание уделялось дефектам в управлении городским хозяйством. Одним из недостатков признавалось отсутствие мостовых и тротуаров, что значительно осложняло передвижение по городу в дождливое время [29]. Другой проблемой являлось резкое подорожание воды в распутицу. В плачевном состоянии находилась базарная площадь, которая располагаясь в центре города. Она была полностью завалена навозом. Несмотря на антисанитарное состояние города, власти не принимали никаких существенных мер к исправлению ситуации. Действия ограничивались протоколами и распоряжениями полицейских, что не всегда находило поддержку населения.

Вначале XX в. в регионах России, в том числе и Курской губернии, сложилась достаточно развитая система взаимодействия органов власти, государственных и общественных организаций и населения, что способствовало более эффективному решению хозяйственных вопросов.

Под воздействием модернизационных процессов, происходящих в стране, сильно изменился внешний облик и степень благоустроенности городов. Большая роль в данном процессе принадлежала органам общественного самоуправления, которые отвечали за внешнее благоустройство, санитарное состояние, противопожарную безопасность, строительство и ремонт социальных объектов городов.

Деятельность органов общественного управления была направлена на улучшение условий жизни горожан. Постепенный рост территории и увеличение городского населения требовал расширения уже имеющихся в пользовании и введение новых коммуникаций (водопровода, электростанции, транспорта). И хотя незначительные успехи были достигнуты, ограниченное финансирование тормозило инициативу органов городского самоуправления.

Наибольшего сосредоточения требовали вопросы противопожарной безопасности, так как коммунальное хозяйство сильно страдало от возникающих пожаров. Для более продуктивной деятельности требовалось расширение состава городских пожарных команд и усиление технического оснащения пожарных обозов, что приводило к увеличению расходов на противопожарные меры [8] ..

Одним из сложно разрешимых вопросов являлся вопрос поддержания санитарной чистоты на городских улицах, ряд других аспектов в области благоустройства города. Активно проводилось замощение улиц, особенно губернского города, так как их состояние было неудовлетворительным. В период оттепели даже в городе Курске образовывались непроходимые озера стоячей воды и грязные лужи. Бесплатный городской сад привлекал в летнее время босяков, жуликов и женщин «легкого поведения», выглядя очень неряшливо и запущено. Из трех городских скверов в приличном состоянии находился лишь один - на Красной площади. Со стороны губернаторских властей не раз вызывало нарекание состояние рек и прилегающей к ним территории. Река Кур, протекая по густонаселенной местности, превратилась к началу XX в., не без помощи жителей города, в место для свалки нечистот и имела вид грязной канавы. В реке Тускарь периодически наблюдалось противозаконное мочение кож, кроме того суда стекалась промывная вода из винокурного завода с примесью

серной кислоты, извести и других вредных для здоровья веществ [8] ... Важной проблемой являлась свалка мусора на берегах рек в зимнее время, которая не соответствовала санитарным нормам.

Немало было сделано для совершенствования систем канализации, отвода бытовых, промышленных, дождевых и талых вод. Дело в том, что долгие годы нечистоты вывозились ассенизационными обозами в сады и огороды, сточные воды спускались в ручьи, реки и пруды без предварительной очистки. С 1904 г. началось внедрение биологического метода очистки стоков.

В городе Курске к началу XX века активно функционировал водопровод. На 1910 г. в район магистрали водопровода попадало около 1280 домовладельцев. В городе существовала практика выдачи малоимущим горожанам билетов на право бесплатного пользования 4 ведрами воды в день. Из уездных городов только в городе Белгород в указанное время имелся водопровод. Жители уездных городов для хозяйственных и бытовых нужд брали воду из рек и артезианских колодцев.

Следует отметить, что к началу XX в. освещенность городов Курской губернии оставалась на очень низком уровне, осуществляясь преимущественно керосиновыми фонарями [см.: 3, 7]. Еще к концу XIX века в Белгороде появилось газовое освещение, которое продолжало в начале XX века использоваться для освещения улиц, крупных общественных зданий. Для газового освещения в городе были установлены дуговые фонари.

В губернском городе вопрос уличного освещения долго оставался не решенным. В Курске не был установлен газопровод, поэтому не представлялось возможным использование дуговых фонарей, вследствие чего городские улицы оставались не освещенными. Ночью обывателям приходилось передвигаться на ощупь, в результате горожане получали переломы рук и ног В помещении применяли керосиновые лампы. Начало электрификации Курска относилось к 1901 году, когда акционерное общество «Курский трамвай» заключило с Курском договор на устройство постоянной сети электрического освещения. Электроэнергию получили возможность использовать жители центральной части города, а также для уличных фонарей на Московской и Херсонской улицах [см.: 4, 6].

Важной частью хозяйственной инфраструктуры являлся городской общественный транспорт. В первой половине XX в. основным транспортным средством, обслуживающим потребности городского населения, являлись извозчики. Курск располагался на высоких холмах, что затрудняло использование в городе конки. Поэтому он был одним из первых русских городов, где появился трамвай. До 1917 г. курский трамвай перевозил около 30 тыс. пассажиров в год [31]. В уездных городах по-прежнему распространен был гужевый транспорт.

Развитие систем коммуникаций было связано с опасностью пожаров, существующей в городах с превосходством большинством деревянных строений. Городским думам предоставлялось право, в целях предупреждения пожаров, издавать обязательные для населения постановления по предмету устройства, чистки, осмотра дымовых труб, печей, о мерах предосторожности против пожаров. Так, например, в Судже очистка дымовых труб и печей производилась ежемесячно, причем содержание наемного трубочиста осуществлялось на средства городского общественного управления [30].

innova-journaL.ru

Завершал период действия Городового Положения 1892 г этап военного времени (1914-1916 гг.). В годы войны расширилась компетенция Городских Дум. Им пришлось решать вопросы мобилизации резервистов, размещения беженцев и военнопленных, оказания помощи раненым, расквартирования воинских частей. Экономический кризис, наступивший в связи с войной в 1914-1916 гг., рост инфляции, проблемы с продовольствием, новые траты из городского бюджета (на обеспечение раненых, беженцев и т.д.) — все эти факторы негативно повлияли на развитие коммунального хозяйства. Вполне естественно, что в таких условиях решать хозяйственные вопросы было очень сложно. Городские самоуправления поддержали правительственную политику ведения войны, и оно разрешило создать всероссийские объединения. 8-9 августа 1914 г. на первом Всероссийском съезде городов был создан Всероссийский союз городов (СОГОР). В декабре 1915 г. в него входило 464 города России.

Главной задачей, стоявшей перед городскими самоуправлениями г. Курска в годы войны, являлась перестройка жизни городов на военный лад.

Городские Думы приветствовали Февральскую революцию 1917 г. Они приняли активное участие в формировании новых органов власти.

Падение монархии и формирование Временного правительства под руководством князя Г Е. Львова открывало перед земствами и Городскими Думами благоприятные перспективы. Согласно Постановлению и Временному положению о волостном земском управлении в 43 губерниях России, в том числе и Курской, создавались волостные земства. Им поручалось заведывание рядом хозяйственных вопросов, в частности земскими повинностями в пределах своих волостей, содержание местных дорог и мостов и т.д. [8]. В декларации Временного правительства, опубликованной 3 марта 1917 г., намечалась масштабная реорганизация органов местного самоуправления - земств и Городских Дум [28 осуществляясь преимущественно керосиновыми фонарями]. Так в составе МВД были созданы Отдел по делам местного управления для координации деятельности губернских земских управ, заменивших губернаторов. 16 апреля 1917 г. Временное правительство опубликовало постановление о выборах гласных Городских Дум. Новым Городским Думам пришлось работать в условиях разрухи и острого бюджетного дефицита. 26 октября 1917 г. управление внутренних дел перешло в ведение Народного комиссариата внутренних дел. Городские органы самоуправления были воссозданы. Задача удовлетворения общественных нужд горожан была важнейшей в деятельности органов самоуправления. Это стимулировало города к созданию новых городских предприятий, развитию муниципального хозяйства. Они занимались урегулированием хозяйственных задач, но из-за дефицита бюджета ряд вопросов хозяйственного характера не нашло решения. В ноябре 1917 г. было создано Главное управление по делам местного хозяйства НКВД [13]. Во всех городах объявлена власть местного самоуправления, начался период централизации управления местным хозяйством. С целью объединения деятельности всех городских и земских учреждений в декабре 1917 г. был учрежден Комиссариат по местному самоуправлению. В распоряжение Комиссариата подлежало передать кассу городского и земского кредита и все относящиеся к местному самоуправлению учреждения [4].

Благоустройство уездных городов зависело от состояния

бюджетов [4]. Кроме того, для достижения успеха в намеченной цели необходимо было тесное сотрудничество населения и городских властей.

Изменение облика городов Курской губернии было возможным лишь благодаря совместным усилиям государственной и местной властей, а также прогрессивно настроенной части населения.

Благоустройство города являлось важной частью урабанизационного процесса, который проходил под влиянием социально-экономических и политических изменений. Модернизация, начавшаяся в производственной сфере, изменила инфраструктуру города. Старая патриархальная система устройства уже не удовлетворяла новым условиям зарождавшейся индустрии. Перемены коснулись всех сфер городского обустройства: водопровода, коммуникаций, транспорта, городского строительства и т. д. Пик дореволюционного благоустройства г. Курска пришелся на начало XX в., когда среди горожан начал зарождаться новый тип индустриальной культуры, который модернизировал городскую среду.

Изучение деятельности местных органов власти в начале XX в. показало их непосредственное влияние на состояние городского хозяйства. В связи с Февральской революцией были ликвидированы органы царской власти в центре и на местах и сформированы новые политические структуры. Однако все попытки сохранить порядок на вверенных территориях не увенчались успехом. Официальными представителями Временного правительства на местах в начале марта 1917 г. были объявлены представители губернских и уездных управ, ставшие представительными комиссарами. Их служебная деятельность с самого начала развернулась в сложной политической обстановке. Многие земские деятели были не готовы морально к исполнению новых административных обязанностей. Слабое руководство ими и медлительность со стороны Временного правительства в разработке нормативно-правовых актов отрицательно сказались на состоянии и деятельности местной административной власти [9]. Кроме того, большим препятствием для полноценной работы местных органов власти являлось несовершенство института

правительственных комиссаров, которые в рассматриваемый период находился в состоянии постоянной реорганизации и не пользовался авторитетом среди местного населения.

К осени 1917 г. под воздействием нерешенных экономических проблем, недостатка финансирования, слабости Временного правительства и роста усталости и озлобленности населения часть органов местной власти стала бездействовать (например, правительственные комиссары) или распадаться (прекращалась деятельность некоторых земских управ). Сохранившиеся структуры действовали не согласованно, не имели четких представлений о решении актуальных экономических и социальных проблем, не пользовались должной поддержкой населения, что крайне негативно сказывалось на состоянии и деятельности коммунальных отделов, как уездных городов, так и губернского города Курской губернии.

К концу декабря 1917 г. отношение нового правительства (большевиков) к институтам старого самоуправления изменилось. 27 декабря 1917 г. декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и го-родских органов

innova-journaL.ru

местного самоуправления. До 20 марта 1918г. дей-ствовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых соци-алистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.

С марта 1918 г. был организован Отдел местного хозяйства НКВД, что положило начало процесса «собирания коммун». Для четкого определения административных единиц было предложено считать таковыми относительно автономные в хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им единое название «коммуна», независимо от их размера (губернии, уезды, волости, города, деревни). Их хозяйственная деятельность была определена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководящие ими, были названы коммунотделами.

В январе 1920 г был создан Коммунальный отдел НКВД, а в 1921 г. учреждено Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР, центральный регули-рующий [1], который существовал до 1931 г, до создания Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР.

В период 1918-1922 гг. произошли качественные изменения, затронувшие все элементы системы городского хозяйства: возникли новые советские органы власти, система муниципальных предприятий, изменился состав населения (увеличилось количество городских жителей), произошло перераспределение собственности, трансформация потребностей в жилье и коммунальных услугах.

К 1920 г. при губернском уездном и городском исполкомах Советов появились самостоятельные коммунальные отделы. В круг деятельности коммунотделов входили муниципализация городской недвижимости; заведование ремонтно-строительными работами в муниципальных домовладениях, эксплуатация земель, отводимых коммунотделам; заведывание муниципальными предприятиями общегородского значения (водоповод, электростанция, канализация, уборка мусора, бани, прачечная и т.п.); благоустройство населенных пунктов; организация местного транспорта; распределение топлива жителям и советским учреждениям.

Коммунальные предприятия, находящиеся в ведении отделов коммунального хозяйства, действовали на основе собственных «уставов», имели своей целью обслуживание потребностей: населения, учреждений, предприятий и пр., находящихся на подведомственных территориях - каждый в

своей сфере [14].

Таким образом, с конца XIX по начало XX вв. шел длительный и сложный процесс эволюции коммунального хозяйства, в том числе и в Курской губернии.

В имперский период местной хозяйственной деятельностью занимались Городские Думы, принимая непосредственное участие в области городского благоустройства. Причем эта сфера ограничивалась лишь уходом за состоянием центральных улиц, площадей, парков, водоемов, городским освещением. Это объяснялось слабой финансовой поддержкой.

В связи с реформированием в государстве и вступлением в силу нового Городового положения с 1892 по 1917 гг. усилилась административная опека над самоуправлением и заведывание делами коммунального хозяйства было возложено на Городскую управу. Такая же ситуация складывалась и с органами сельского самоуправления [18]

Падение монархии и формирование временного правительства существенным образом изменило роль земств и Городских Дум. Часть их функций были переданы созданным волостным земствам. Однако их деятельность была мало эффективной ввиду начавшейся разрухи, дефицита бюджета, слабого руководства, правовой медлительности временного правительства.

Дальнейшая деятельность органов по руководству коммунальным хозяйством характеризовалась

несовершенством созданных институтов. Функции коммунального отдела выполняли правительственные комиссары затем Наркомат по местному самоуправлению, Главное управление коммунальным хозяйством, Исполкомы, при которых были созданы самостоятельные коммунальные отделы. Причем длительное время коммунальному хозяйству не уделяли должного внимания и круг его деятельности входил в сферу интересов различных хозяйственных органов (до введения НЭПа). В первую очередь преображались города имеющие государственное значение, так как они наделялись полной финансовой самостоятельностью, а второстепенным уездным городам уделялось внимания гораздо меньше.

Тем не менее, к 20-м гг. XX в. коммунальное хозяйство уже оформилось в отдельную отрасль. Была сделана попытка его структурировать и разграничить полномочия между государственными, региональными и местными органами управления, что создало определенные предпосылки для реализации функции планирования.

Список литературы

1. Буров А. Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов-на-Дону, 2000. С. 134
2. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1913. Л. 359.
3. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1913. Л. 86.
4. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1913. Л. 360.
5. ГАКО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 4. Л. 241-242.
6. ГАКО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 4. Л. 251.
7. ГАКО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 4. Л. 283.
8. ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 150. Л. 4.
9. ГАКО. Ф. 195. Оп. 1. Д. 11. Л. 16.
10. ГАКО. Ф. Р. 5214 Оп. 1. Д. 7. Л. 230-232.
11. Государственный архив Курской области. Путеводитель. Курск, 2005. С. 18.
12. Государственный архив Курской области. Путеводитель. Курск, 2005. С. 29-34.
13. Декреты советской власти. Т. 1 (25 октября 1917-16 марта 1918 г). М., 1957. С. 251.
14. Ильин А. Ю Институционные основы городского хозяйства регионального центра России в конце XVIII - начале XXI вв. (на материалах Тамбова) // Вестник ТГУ, 2013. - 272-279.
15. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М., 2008. С. 78.
16. Кравцова Е. С. Городская дума дореволюционной России и ее фискальные функции // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. № 2. С. 12-15.
17. Кравцова Е. С. Модернизация налоговой системы России:1885-1917 гг. Автореф. дис. на соис. уч. ст. д. ист. н. Курск, 2011. С. 36.

innova-journaL.ru

18. Кравцова Е. С. Роль сельского самоуправления в фискальной сфере в России на рубеже XIX - ХХстолетий // Экономическая история. 2012. № 1. С. 64-70.
19. Кравцова Е. С., Петрищева Н. С., Марковчин В. В., Шишкарева Т. Н., Курнецова Т. Л. История России: Учебное пособие для студентов юридического факультета специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Курск, 2016. С. 286.
20. Курская быль. 1910. 5 января. № 3.
21. Обязательное постановление Курской Городской Думы. Курск, 1913. С. 2.
22. Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗРИ). Собрание 1-е. №16187 от 21 апреля 1785 года. Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Т. 22. СПб., 1830. С. 358.
23. ПСЗРИ. Собрание 2-е. № 48498 от 16 июня 1870 года. Городовое положение. Т.45. СПб. 1874 С. 486.
24. ПСЗРИ Собрание 3-е. - Том 12. - № 8708 от 11 июня 1892 года. Городовое Положение. С. 343.
25. ПСЗРИ Собрание 3-е. - Том 12. - № 8708 от 11 июня 1892 года. Городовое Положение. С. 345.
26. ПСЗРИ Собрание 3-е. - Том 12. - № 8708 от 11 июня 1892 года. Городовое Положение. С. 448.
27. ПСЗРИ Собрание 3-е. - Том 12. - № 8708 от 11 июня 1892 года. Городовое Положение. С. 450.
28. Тропов И. А. Революция и провинция: Местная власть в России (февраль-октябрь 1917 г). СПб, 2011. С. 187.
29. Шатохина С. Б. «Всю себя отдавая своему делу, вкладывая в него, без всяких фраз и рисовки, всю свою душу и работая буквально не покладая рук...». Повседневная жизнь образованной женщины в российской провинции // Трансформация провинциальной повседневности в условиях модернизационного развития России во второй половине XIX- начале XX вв. Белгород, 2011. С. 99.
30. Шатохина С. Б. «Всю себя отдавая своему делу, вкладывая в него, без всяких фраз и рисовки, всю свою душу и работая буквально не покладая рук.». Повседневная жизнь образованной женщины в российской провинции // Трансформация провинциальной повседневности в условиях модернизационного развития России во второй половине XIX- начале XX вв. Белгород, 2011. С. 111.
31. Шпаков И. В. Трамвайные звонки в столице соловьиного края: как это было // Пантограф. 2009. № 5. С. 22-25.

References

1. Burov A. N. Mestnoe samoupravienie v Rossii: istoricheskie traditcii i sovremennaia praktika. Rostov-na-Donu, 2000. S. 134
2. Gosudarstvennyi arkhiv Kurskoi obiasti (daiee GAKO). F. 1. Op. 1. D. 1913. L. 359.
3. GAKO. F. 1. Op. 1. D. 1913. L. 86.
4. GAKO. F. 1. Op. 1. D. 1913. L. 360.
5. GAKO. F. 48. Op. 1. D. 4. L. 241-242.
6. GAKO. F. 48. Op. 1. D. 4. L. 251.
7. GAKO. F. 48. Op. 1. D. 4. L. 283.
8. GAKO. F. 54. Op. 1. D. 150. L. 4.
9. GAKO. F. 195. Op. 1. D. 11. L. 16.
10. GAKO. F. R. 5214 Op. 1. D. 7. L. 230-232.
11. Gosudarstvennyi arkhiv Kurskoi obiasti. Putevoditei. Kursk, 2005. S. 18.
12. Gosudarstvennyi arkhiv Kurskoi obiasti. Putevoditei. Kursk, 2005. S. 29-34.
13. Dekrety sovetskoi viasti. T. 1 (25 oktiabria 1917-16 marta 1918 g.). M., 1957. S. 251.
14. liin A. lu Institutcionnye osnovy gorodskogo khoziaistva regionainogo tcentra Rossii v kontce XVIII - nachaie XXI vv. (na materiaiakh Tambova) // Vestnik TGU, 2013. - 272-279.
15. Koshman L. V. Gorod i gorodskaia zhizn v Rossii XIX stoietiia. M., 2008. S. 78.
16. Kravtcova E. S. Gorodskaia duma dorevoiiutcionnoi Rossii i ee fiskainye funktcii // Munitcipainaia siuzhba: pravovye voprosy. 2014. № 2. S. 12-15.
17. Kravtcova E. S. Modernizatciia naiogovoi sistemy Rossii:1885-1917 gg. Avtoref. dis. na sois. uch. st. d. ist. n. Kursk, 2011. S. 36.
18. Kravtcova E. S. Roi seiskogo samoupravieniia v fiskainoi sfere v Rossii na rubezhe XIX - XXstoietii // Ekonomicheskaia istoriia. 2012. № 1. S. 64-70.
19. Kravtcova E. S., Petrishcheva N. S., Markovchin V. V., Shishkareva T. N., Kurnetcova T. L. Istoriia Rossii: Uchebnoe posobie diia studentov iuridicheskogo fakuiteta spetciainosti 40.05.01 «Pravovoe obespechenie natcionainoi bezopasnosti». Kursk, 2016. S. 286.
20. Kurskaia byi. 1910. 5 ianvaria. № 3.
21. Obiazateinoe postanovienie Kurskoi Gorodskoi Dumy. Kursk, 1913. S. 2.
22. Poinoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii (daiee PSZRI). Sobranie 1-e. №16187 ot 21 apreiia 1785 goda. Gramota na prava i vygody gorodam Rossiiskoi imperii. T. 22. SPb., 1830. S. 358.
23. PSZRI. Sobranie 2-e. № 48498 ot 16 iiunia 1870 goda. Gorodovoe poiozhenie. T.45. SPb. 1874 S. 486.
24. PSZRI Sobranie 3-e. - Tom 12. - № 8708 ot 11 iiunia 1892 goda. Gorodovoe Poiozhenie. S. 343.
25. PSZRI Sobranie 3-e. - Tom 12. - № 8708 ot 11 iiunia 1892 goda. Gorodovoe Poiozhenie. S. 345.
26. PSZRI Sobranie 3-e. - Tom 12. - № 8708 ot 11 iiunia 1892 goda. Gorodovoe Poiozhenie. S. 448.
27. PSZRI Sobranie 3-e. - Tom 12. - № 8708 ot 11 iiunia 1892 goda. Gorodovoe Poiozhenie. S. 450.
28. Tropov I. A. Revoiiutciia i provintciia: Mestnaia viast v Rossii (fevrai-oktiabr 1917 g.). SPb, 2011. S. 187.
29. Shatokhina S. B. «Vsiu sebia otdavaia svoemu deiu, vkiadyvaia v nego, bez vsiakikh fraz i risovki, vsiu svoiu dushu i rabotaia bukvaino ne pokiadaia ruk...». Povsednevnaia zhizn obrazovannoi zhenshchiny v rossiiskoi provintcii // Transformatciia provintciainoi povsednevnosti v usioviiakh modernizatcionnogo razvitiia Rossii vo vtoroi poiovine XIX- nachaie XX vv. Beigorod, 2011. S. 99.
30. Shatokhina S. B. «Vsiu sebia otdavaia svoemu deiu, vkiadyvaia v nego, bez vsiakikh fraz i risovki, vsiu svoiu dushu i rabotaia bukvaino ne pokiadaia ruk.». Povsednevnaia zhizn obrazovannoi zhenshchiny v rossiiskoi provintcii // Transformatciia provintciainoi povsednevnosti v usioviiakh modernizatcionnogo razvitiia Rossii vo vtoroi poiovine XIX- nachaie XX vv. Beigorod, 2011. S. 111.
31. Shpakov I. V. Tramvainye zvonki v stoiitce soiovinogo kraia: kak eto byio // Pantograf. 2009. № 5. S. 22-25.
коммунальное хозяйство Городовое положение Городская управа земства городское благоустройство коммунальные отделы utilities city regulations city government county councils
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты