Спросить
Войти

Роль академика Н. С. Самокиша в творческих организациях художников в 20-е г. XX в.

Автор: указан в статье

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 26 (65). № 1 - С. 430-437

РАЗДЕЛ 9. ЯЗЫКИ, КУЛЬТУРЫ И ЭТНОСЫ КРЫМА

УДК 7.071.1:061"1923/1932" (477.75)

Роль академика Н. С. Самокиша в творческих организациях художников в 20-е г. XX в.

Андреева Л.Ю.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина

В ходе проведенного исследования показано, что академик Н. С. Самокиш принимал активное участие в создании и деятельности организаций художников в Украине, России. В 20-е г. XXв. он являлся действительным членом Общины художников (г. Ленинград), членом Ассоциации художников революционной России (г. Москва), Ассоциации художников Красной Украины. Н. С. Самокиш стал одним из учредителей крымского общества революционных художников «Изофронт» (г. Симферополь). Он участвовал в выставках, организованных этими структурами, сотрудничал с издательствами. Введение в научный оборот неизвестных документов позволило более детально и достоверно реконструировать период жизни академика Н. С. Самокиша, связанный с деятельностью в творческих организациях художников.

Актуальность темы. Современные биографические исследования позволяют переосмыслить роль личности в истории Украины, необходимо рассматривать реального человека и объективную истину в историческом процессе, окончательно отказавшись от тенденциозности, политизированности. Введение в научный оборот ранее неизвестных документов дает возможность существенно восполнить пробелы в научной биографии академика Н. С. Самокиша, рассмотрев его выдающуюся роль и активную деятельность в создании объединений художников в 20-е г. XX в. Расширение и установление достоверности биографической эмпирической базы, исторические методы анализа фактов позволяют реконструировать жизнь и деятельность известного художника. В исследовании использовались документы, находящиеся в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (г. Киев), научном архиве Харьковского художественного музея (г. Харьков), Государственном архиве в Автономной республике Крым.

Анализ исследований и публикаций. Жизнь академика живописи Н. С. Самокиша (1860-1944) всегда привлекала внимание исследователей. Удивительная судьба уроженца Черниговской губернии, достигшего признания при разных правителях и формах государственного строя, была в центре внимания ученых. О нем написан ряд статей и монографий. Жизнь и творчество академика Н. С. Самокиша рассматривали в своих работах: Н. Г. Бурачек [1], Я. П. Бирзгал [2], А. И. Полканов [3], Г. С. Портнов [4], И. И. Пикулев [5], В. Я. Ткаченко [6], В. Ф. Яценко [7]. Эти труды наряду с достоинствами имели характерные для советского периода тенденциозные оценки, связанные с восхвалением существующего строя. В этом смысле недостаточно раскрыты достижения академика Н. С. Самокиша в педагогической и общественной жизни того времени. Однако, наследие выдающегося украинского художника настолько огромно и изучено настолько недостаточно, что требует дальнейших тщательных комплексных исследований.

Цель статьи - показать роль академика Н. С. Самокиша в создании и деятельности объединений художников в 20-е г. XX в.

Период 1920 - 1930-х гг. XX в. отличался бурным ростом внимания к специалистам в области изобразительного искусства. Советскому государству необходимы были художники, способные отразить переломные моменты «строительства новой жизни». Предпринимались попытки организации объединений художников. Так, например, в мае 1922 г. в Москве была создана организация художников-реалистов, носившая название «Ассоциация художников революционной России» (АХРР переименован в 1928 г. в «Ассоциацию художников России» (АХР)). Основу этой организации составили художники, стремившиеся к отражению действительности реалистическими методами. Это были бывшие участники Товарищества передвижных художественных выставок. П. А. Радимов (1887-1967), последний глава Товарищества передвижников, стал первым председателем АХРР. Необходимо было искусство сделать доступным и понятным народным массам. Ахрровцы выступали против формализма в искусстве, ратовали за реалистические принципы, за создание стиля героического реализма, являвшегося в известной степени предтечей социалистического реализма в советском изобразительном искусстве (В 1928 г. АХРР был переименован в «Ассоциацию художников России» (АХР).

Академик Н. С. Самокиш стал членом АХРР в 1923 г. В составе организации были и его ученики (М. И. Авилов, Р. Р. Френц), разделяющие традиции русской реалистической школы. Тема героики Гражданской войны, отражающая важнейшие победы и будни бойцов Красной Армии, была актуальной и востребованной советским государством. Батальный жанр стал одним из самых популярных, поэтому творчество академика Н. С. Самокиша и его учеников отражало крепнущую мощь советской власти. Н. С. Самокиш плодотворно сотрудничал с издательством Ассоциации художников революционной России. Производственно-издательское бюро АХРР заказывало картину «Взятие Перекопа» «но с тем, чтобы на ней был т. Фрунзе»[8; 9], предполагаемые размеры «5 арш. х 2» [10]. Акварельная работа «Фрунзе под Перекопом» представлялась на выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР» [11; 12]. В письме от 16 августа 1926 г. сообщалось о получении картины «Взятие Перекопа» [13]. Издательство АХРР продолжало развиваться и укреплять свою базу, поэтому обращалось к академику Н. С. Самокишу с предложениями о создании серии репродукций под общим названием «Оборона страны» [14], а также изготовлении «репродукций для массового, низового потребителя» [15]. Присланные картины (масло), просили сделать в акварели. Причем для лучшего качества (фото-хромо-лито) заказывали более четкие изображения. Размеры тоже оговаривались 24х34 см. А гонорар за каждую выполненную работу соответствовал 250 руб. [16]. 21 сентября 1928 г. заключили договор № 432 на создание картины «Советская артиллерия на маневрах» [17]. Эскиз данной работы был предоставлен еще в августе 1928 г.[18; 19; 20]. Вскоре был заключен договор о праве на воспроизведение и распространение этой картины тиражом 100000 экз. [21]. Однако возникали и определенные казусы. Так, в письме от 15 июня 1939 г. зав. издательством А. Антонов ставил в известность Н. С. Самокиша, что «ваш оригинал для народной картинки «Советская артиллерия на маневрах» не принят нашей художественно-экспертной комиссией». Оказалось, что по мнению комиссии, в трактовке темы и характеристике красноармейцев не выражены черты советской армии [22]. Вели переписку по поводу репродуцирования, тиражирования различных работ Н. С. Самокиша («Взятие Перекопа», «Взятие танка», «Ночной бой» ) [23; 24]. Произведения художника представлялись на многих выставках АХРР [25; 26]. Заказывали различные рисунки по военной тематике [27]. Работы Н. С. Самокиша, подготовленные для московских аххровских выставок, приобретались многими музеями. Акварельная работа академика Н. С. Самокиша «Захват танков в Северной Таврии» 1923 г., приобретенная с выставки «X лет РККА», в настоящее время находится в Центральном музее Вооруженных сил в г. Москве, согласно письма № 24 от 20 января 2011г. [28].

В 1926-1928 гг. Н. С. Самокиш часто выезжал в г. Ленинград. 9 октября 1926 г. он был избран действительным членом Общины художников, находящейся в ведении Главнауки Наркомата просвещения ( г. Ленинград, ул. Б. Пушкарская, 48). Членский билет № 14 [29]. В архиве художника сохранилась квитанция об оплате членских взносов за период Х/1926 - 1Х/1927гг. [30; 31; 32; 33]. Председатель Общины художников Т. П. Чернышев, члены художественного Совета: И. И. Бродский, Д. И. Митрохин, П. С. Наумов, А. П. Остроумова-Лебедева, Р. Р. Френц, П. А. Шиллинговский. Община организовывала и проводила конкурсы среди художников, как например, VII конкурс «Торжество пролетариата», приуроченный к Х-й годовщине Октябрьской революции с присуждением премий 1-ая - 200 руб., 11-ая - 75 руб. (две премии), Ш-ая - 50 руб. (три премии)» [34]. В 1927 г. увидел свет первый альбом «Красный Октябрь и годы гражданской войны», в котором публиковались работы Н. С. Самокиша [35; 36].

20-е г. XX в. в Украине характеризовались подъемом творческих сил, активно создавались различные объединения художников. Параллельно формировались две самые крупные и влиятельные организации Ассоциация революционного искусства Украины (АРМУ) [37] и Ассоциация художников Красной Украины (АХЧУ) [38]. В начале 1923 г. группа киевских художников Н. С. Самокиш, Ф. Г. Кричевский, И. С. Ижакевич, Г. П. Светлицкий и др. объединились для организации и проведения передвижных выставок в традициях Товарищества передвижников, на основе произведений революционно-демократической тематики по типу Ассоциации Художников Революционной России (АХРР) [39, с. 9]. Если первая инициативная группа АХЧУ была создана еще в 1923 г. в г. Киеве вследствие стихийного желания художников-реалистов объединиться для организации периодических выставок и широкой массовой работы, то только в начале 1925 г. киевская инициативная группа смогла перейти к активной организационной и подготовительно-выставочной работе с привлечением мастеров с разных мест Украины [40]. В конце 1925 г. инициативная группа АХЧУ была создана в г. Харькове. 30 декабря 1925 г. между АХРР и АХЧУ было подписано договорное соглашение, со стороны АХРР - А. В. Григорьев, со стороны АХЧУ - М. А. Козик [41; 42]. В Декларации АХЧУ основными задачами ставились: «художньо-документально зафшсувати величезний момент юторн у його революцшному запалЬ>, «образотворим сьогодняшнш день: побут Червоно! Армн, побут роб^ниюв, селянства, дiячiв революцп та геро!в пращ», создать «дшсну картину подш, а не абстрактш видумки, дискредитуючи нашу Револющю перед обличчям мiжнародного «пролетарiату» [43]. В августе 1926 г. Устав АХЧУ был утвержден уже как Всеукраинская организация [44]. Председатель Центрального Президиума АХЧУ стал Ф. Г. Кричевский, отв. секретарь - М. А. Козик [45].

Во многих городах возникали организации художников на принципах ахрровской декларации. В создание Севастопольской ассоциации художников значительный вклад внес ученик Н. С. Самокиша Я. П. Бирзгал [46]. Так, например, «будучи в мае 1922 г. в г. Москве, художник Я. П. Бирзгал получил от Центрального Правления АХРР-а задание также и в Крыму создать организацию художников, признающих принципиальные установки АХРР. Московских ахрровцев особенно интересовали художественные кадры г. Севастополя, где находилась база Черноморского флота и

были сосредоточены значительные массы индустриального пролетариата» [47]. Летом и осенью 1922 г. академик Н. С. Самокиш находился в г. Севастополе. Вместе с Я. П. Бирзгалом он участвовал в маневрах Черноморского флота. По просьбе Политуправления ЧФ академик помогал молодым художникам краснофлотцам в организации выставки картин, консультировал их. «Здесь в кают-компании одного из кораблей им была написана большая акварель на тему - «Восстание на броненосце «Потемкин» [48]. В 1923 г. по инициативе Я. П. Бирзгала была создана Севастопольская ассоциация художников (1923-1931), как отделение Ассоциации художников революционной России (АХРР), которая боролась «против различных формалистических группировок в искусстве, обеспечивала пропаганду реалистических принципов, оказывала активную помощь средствами изобразительного искусства социалистическому строительству» [49]. Председателем Севастопольской ассоциации художников был избран Ю. И. Шпажинский (1872-1940), выпускник мастерской А. И. Куинджи Императорской академии художеств. В организацию вошли «Ю. И. Шпажинский, М. П. Крошечкин, Протопопов, М. П. Крошицкий, скульптор С. Я. Жилинский, А. Со-глобов, Фиников, Аккуратов, Клименко, Ф. И. Копп, Л. Гауш и др.» [50]. На первую выставку Севастопольской ассоциации художников, проходившую в 1923 г. Ю. И. Шпажинский представил «Степной курган с Половецкой каменной бабой», «Закат солнца», а М. П. Крошечкин - балаклавские этюды и картину из рыболовецкой жизни «Сушка парусов». Я. П. Бирзгал выставил зарисовки, акварели и две композиции с сюжетами из гражданской войны. «Отдельный зал на выставке занимали работы трагически погибшего в 1918 году местного художника Казаса» [51]. Художники ассоциации устраивали выставки, проводили публичные лекции, участвовали в театрализованных представлениях, консультировали по вопросам искусства, руководили студиями, в которых занимались рабочие, военные моряки. В Государственном архиве Автономной республики Крым находится фотография «членов Организационного комитета и выставочной комиссии Севастопольской ассоциации художников, лето 1923 г.», на которой изображены художники М. П. Крошечкин, М. П. Крошицкий, Ю. И. Шпажицкий, Я. П. Бирзгал (председ. оргкомитета), Л. Н. Гауш, С. Я. Жилинский, Клименко, Фиников [52].

Кроме г. Севастополя подобная организация художников была создана и в г. Симферополе. Но она имела характер структуры, которая объединила художников на общекрымском уровне. В 1924 г. при организации этого творческого объединения художников в ее состав вошел академик Н. С. Самокиш. На общем собрании в начале 1924 г. присутствовало 10 - 12 человек. Это были художники г. Симферополя, г. Севастополя, г. Ялты. В созданную ахрровскую группу вошли: Н. С. Самокиш, Я. П. Бирзгал, Н. Н. Болдырев, В. Г. Акуленко, М. М. Щеглов, И. Головатый, А. В. Варфоломеев, Н. В. Смирнов, а также несколько учеников Н. С. Самокиша [53]. Художники, объединившиеся в организацию, отстаивали реалистические позиции в искусстве, основанные на декларации АХРРа. Состав организационного комитета ахрровского объединения художников менялся. Сначала были Я. П. Бирзгал, Н. С. Самокиш и Н. Н. Болдырев, затем присоединился И. Головатый и Ю. И. Шпажинский. Оргкомитетом был принят типовой устав для местных отделений, выработанный Центральным правлением АХРР. «Основным центром нашей деятельности считалась студия Ник<олая> Семеновича <Самокиша>» [54]. Симферопольское отделение установило связь с ахрровской организацией Украины.

Основными задачами, которые были необходимы для сплочения художников вокруг актуальных творческих проблем и вовлечения их в общественно-культурную и советскую работу, стали организации художественных выставок. Большую помощь художникам оказывали «Крымохрис» и Художественный отдел Центрального музея Тавриды.

На выставке, открытой весной 1924 г. в Симферополе, центральное место заняли работы Н. С. Самокиша «Буденновская кавалерия преследует врангелевцев», эскиз картины «Голод в Крыму». Художники В. Г. Акуленко, М. М. Щеглов представили много натурных зарисовок, карикатур и композиционных работ, исполненных преимущественно гуашью. Книжные иллюстрации показал А. В. Варфоломеев, акварельные композиции на темы из гражданской войны - Я. П. Бирзгал, эскизы театральных декораций - Н. Н. Болдырев, пейзажи «Гераклея» и «Морской берег» - Ю. И. Шпа-жинский. Особенностью выставки было включение по предложению «Крымохриса» произведений русских художников классиков из художественного отдела Центрального музея Тавриды, таких как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, В. А. Серов и др. [55].

В г. Симферополе также силами художников создавалось крымское общество революционных художников «Изофронт». И хоть это общество не сразу было зарегистрировано официально, его члены проводили деятельную работу, которую считали необходимой. Устав Общества революционных художников «Изофронт» был зарегистрирован 26 июля 1931 года в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 августа 1930 года и инструкции о регистрации добровольных обществ, союзов и объединений от 5 ноября 1930 года Центральным исполнительным комитетом Крымской АССР. В документе было записано:«Общество зарегистрировано под № 1» [56, л. 21]. В состав этого объединения на правах членов-учредителей входили « Симферополь - т. Самокиш, Глаголев, Медведовский, Людовый, Шалько, Соловьев, Анопян, Брен, Керчь - т.т. Бударин, Феодосия - Барсамов, Евпатория - т. т. Ярмуха-медов; Алупка - т. Крошицкий» [57]. В Общих положениях Устава Общества революционных художников «Изофронт» в первом параграфе сказано: «Крымское общество революционных художников «Изофронт» является организацией общественной самодеятельности трудящихся, ставящей своей задачей в области пространственного искусства активное участие в социалистическом строительстве СССР, а также содействие укреплению обороны страны» [58]. Деятельность Крымского Общества революционных художников «Изофронт» осуществлялась на всей территории Крымской АССР. А правление Общества находилось в Симферополе. Организация «Изофронт», судя по воспоминаниям соратников и друзей Н.С. Самокиша, всегда боролась против реалистического направления в искусстве и создана она была, как альтернатива АХРовской организации в Симферополе. Поэтому было удивительно, что Н. С. Самокиш оказался в числе ее организаторов [59]. Объясняется это тем, что художник, несмотря на высокие звания и заслуги, постоянно терпел нападки со стороны не очень грамотных псевдоколлег и работников различных органов власти, поэтому был вынужден принимать участие в обществах не всегда, отвечающих его жизненной позиции. В 1932 г., после исторического постановления ЦК партии «о перестройке литературно-художественных организаций» «изофронтовская» группа в Крыму была ликвидирована.

Выводы. Академик Н. С. Самокиш принимал активное участие в создании и деятельности художественных организаций в Украине, России, Крыму. В 20-е г. XX в. он являлся действительным членом Общины художников (г. Ленинград), Ассоциации художников революционной России (АХРР) (г. Москва), Ассоциации художников Красной Украины (АХЧУ) (г. Киев, г. Харьков), крымского общества революционных художников «Изофронт» (г. Симферополь). Академик участвовал во многих художественных выставках, плодотворно работал и помогал в становлении различных организаций, высоко поднимая уровень художественной культуры, основанной на принципах социалистического реализма. Эпистолярное наследие и неизвестные архивные документы позволяют приоткрыть неизвестные страницы жизни художника и очертить круг интересов и творческих тем. Отображение героических побед

и будней бойцов Красной Армии, укрепление мощи советского государства стало основным в творчестве академика Н. С. Самокиша.

Список литературы

1. Бурачек М.[Г.] Микола Самокиш / М.[Г.] Бурачек ; передмова К.Буревiя. -Харьков: РУХ, 1930. - 41 c, XXII арк. репрод.; серiя : «Украшське малярство».
2. Бирзгал Я. П. Н. С. Самокиш : жизнь и творчество / Я. П. Бирзгал. - Симферополь : Государственное издательство Крымской АССР, 1940. - 40 с.
3. Полканов А. И. Николай Семенович Самокиш : жизнь и творчество, 18601944 / А. И. Полканов. - Симферополь : Крымиздат, 1960. - 120с.
4. Портнов Г. [С.] Николай Семенович Самокиш / Г. [C.] Портнов. - Москва: Советский художник, 1954. - 78с.
5. Пикулев И. И. Николай Семенович Самокиш. 1860-1944 / И. И. Пикулев. -М.: Искусство, 1955. - 48с.
6. Ткаченко В. Я. Николай Семенович Самокиш : жизнь и творчество / В. Я.Ткаченко. - М.: Искусство, 1964. - 131с., 7 л. ил.
7. Яценко В. Ф. М. С. Самокиш. Нарис про життя та творчють / В. Ф. Яценко -Кшв : Мистецтво, 1954. - 48 с., порт., 14 л.ш.
8. Харьковский художественный музей (далее - ХХМ), научный архив, ф. 23, № 1281, письмо Ассоциация художников революционной России (далее - АХРР) - Н. С. Самокишу. - 19 декабря 1925. - л.1, л.1(об).
9. ХХМ, научный архив, ф. 23, № 883, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 25 ноября 1925. - л.1.
10. Там же, № 1885, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 27 января 1926. - 1л.
11. Там же, № 3100, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 30 апреля 1926. - л.1, л.1(об).
12. Там же, № 3608, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 1926. - 14 июля. - 1л.
13. Там же, № 3827, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 16 августа 1926. - 1 л.
14. Там же, № 7671, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 26 ноября 1927. - л.1, л.1(об).
15. Там же, № 6154, письмо АХРР - Н.С.Самокишу. - 5 ноября 1927. - л.1, л.1(об).
16. Там же, № 2133, письмо АХРР - Н. С. Самокиш. - 9 февраля 1926. - 1л.
17. Там же, № 432, договор. - 1928. - 21 сентября. - 1л.
18. Там же, № 7/40, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 21 августа 1928. - 1л.
19. Там же, № 7/87, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 2 октября 1928. - 1л.
20. Там же, № 3153, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 10 мая 1928. - 1л.
21. Там же, № 432, договор о праве на картину «Советская артиллерия на маневрах». - 21 сентября 1928. - 1л.
22. Там же , № 7/1/59, письмо Издательство АХРР- Н.С.Самокишу. - 15 июня1929. - 1л.
23. Там же, № 3793, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 10 августа 1926. - л.1, л.1(об).
24. Там же, № 7671, письмо АХРР - Н.С. Самокишу. - 26 ноября 1927. - л.1, л.1(об).
25. Там же, № 2133, письмо АХРР - Н. С. Самокиш. - 9 февраля 1926. - 1л.
26. Там же, № 3250, письмо АХРР- Н. С. Самокишу. - 21 мая 1926. - 1л.
27. Там же, № 8434, письмо АХРР - Н. С. Самокишу. - 30 декабря 1927. - 1 л.
28. Личный архив Андреевой Л. Ю., № 24, письмо Центральный музей Вооруженных Сил. - Андреевой Л. Ю. - 20 января 2011. - 1л.
29. ХХМ, научный архив, ф. 23, № 33/4, письмо Община художников - Н. С. Самокишу. - 30 октября 1926. - 1л.
30. Там же, № 73, квитанция об оплате членских взносов. - 29 ноября 1926. - 1л.
31. Там же, № 159, квитанция об оплате членских взносов. - 30 марта 1927. - 1л.
32. Там же, № 127, письмо Община художников - Н. С. Самокишу. - 26 февраля 1927. - 1л.
33. Там же, № 158, письмо Община художников - Н. С. Самокишу. - 2 апреля 1927. - 1 л.
34. Там же, объявление Общины художников. - 27 октября 1927. - л. 1, 1(об).
35. Там же, № 190, письмо Общины художников - Н. С. Самокишу. - 4 апреля 1927. - 1 л.
36. Там же, № 172/5, письмо Общины художников - Н. С. Самокишу. - 6 сентября 1926. - 1 л.
37. Центральный Государственный Архив высших органов власти и управления Украины (далее - ЦГАВОВУ), ф. 166, оп. 5, д. 417, л.1-3.
38. ЦГАВОВУ, ф. 166, оп. 6, д. 595, 69 л.
39. Шейко В. М. Формування об&еднань художниюв Украши у 20-х рр. XX ст. / В. М. Шейко // Культура Украши. Збiрник наукових праць. - 2012. - Вип. 39. - С. 4-15.
40. ЦГАВОВУ, ф. 166, оп. 6, д. 595, л. 54.
41. Там же, л. 34-35.
42. Там же, л. 38, л. 38 (об).
43. Там же, л. 36.
44. Там же, л. 57-60.
45. Там же, л. 61.
46. Андреева Л. Ю. Я. П. Бирзгал - ученик, друг и соратник Н. С. Самокиша / Л. Ю. Андреева // Тавршсью студи. - 2011. - № 1. - С. 57- 63.
47. Государственный архив в Автономной республике Крым (далее - ГААРК), ф. Р-3814, оп. 1, д. 91, л. 16.
48. Там же, л.17.
49. Басс Л. И. Севастопольская ассоциация художников / Л.И. Басс // Севастополь. Энциклопедический справочник. Ред.-сост. М. П. Апошанская. - Севастополь : Музей героической обороны и освобождения Севастополя, 2000. - С. 456.
50. ГААРК, ф. Р-3814, оп.1, д. 91, л.18.
51. Там же, д. 91, л. 20.
52. Там же, д. 609, 1л.
53. Там же, ф. 91, л. 25.
54. Там же, д.182, л. 23.
55. Там же, д. 91, л. 27.
56. ГААРК, ф. Р- 663, оп. 3, д. 745, л. 21.
57. ГААРК, ф. Р- 663, оп. 3, д.745, л. 8.
58. ГААРК, ф. Р- 663, оп. 3, д.745, л. 21-27.
59. Андреева Л.Ю. Николай Семенович Самокиш - учредитель крымского общества революционных художников «ИЗОФРОНТ» / Л. Ю. Андреева //«Н. С. Само-киш и его ученики» : матер. Международной науч.-практ. искусствовед. конф. / КРУ «Бахчисар. ист.-культ. Заповедник»; сост. И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. - С. 28-31.

Андреева Л. Ю. Роль академика М. С. Самокиша в творчих оргашзащях ху-дожникчв у 20-Ti р. XX в. // Вчен1 записки Тавр1йського нащонального yHieep-ситету iменi В. I. Вернадського. Серiя «Фiлологiя. Соцiальнi комунiкацii». - 2013. - Т. 26 (65). № 1 - С.430-437

В xodi проведеного до^дження показано, що академж М. С. Самокиш брав ак-тивну участь у створенн та дiяльностi оргатзацш художниюв в Украгм, Росп. У 20rni р. XX в. вт був дтсним членом Громади художниюв (м. Лентград), членом Асощацп художниюв революцтног Росп (м. Москва), Асощацп художниюв Червоног Украгни. М. С. Самокиш став одним i3 засновниюв кримськог стлки революцШних художниюв «1зофронт» (м. Омферополь). Вiн брав участь у виставках, оргатзова-них цими структурами, ствпрацював i3 видавництвами. Введення в науковий обiг не-вiдомих документiв дозволило бшьш детально i достовiрно реконструювати перюд життя академта М. С. Самокиша, пов&язаний з дiяльнiстю в творчих оргатзащях художниюв.

Ключовi слова: оргатзащя художниюв, Громада художниюв, АХРР, АХЧУ, «1зо-фронт», М. С. Самокиш.

Andreeva L. The role of Academician N. S. Samokish in creative organizations of artists in the 20s of XX century // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2013. - Vol. 26 (65). No 1 -P.430-437

In the course of the study showed that the academician N. S. Samokish took an active part in the creation of artists of organizations in the Ukraine and Russia in the 20 s of XX century. He was a member of the Community of Artists (Leningrad), a member of the Association of Artists of Revolutionary Russia (Moscow), the Association of Artists of the Red Ukraine (AHCHU). N. S. Samokish was one of the founders of the Crimean society of revolutionary artists «Izofront» (Simferopol). His collaboration with publishers AHRR, the Community of artists documented. N. S. Samokish participated in the exhibitions organized by these structures, such as «Life and culture of the Soviet Union», «Xyears of the Red Army». Introduction to the scientific revolution of unknown documents has allowed a more detailed and reliably reconstruct the period of life of N. S. Samokish, when ne took part in the activity of the organizations of artists. Correspondence with AHRR and the community of artists made it possible to determine the range of unknown topics . The main work was in a realistic display of heroic victories and everyday soldiers of the Red Army. Pictures, such as «The Taking of Perekop», «Soviet artillery on maneuvers», «Budenovskoe cavalry pursued Wrangel», «K.Voroshilov and S. Budenniy on the Polish front», «Frunze led the cavalry Budenniy», demonstrated the global power of the Soviet state.

Поступила в редакцию 08.04.2013 г.

организация художников Община художников АХРР АХЧУ «Изофронт» Н. С. Самокиш організація художників Громада художників АХРР АХЧУ
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов