Спросить
Войти

Историко-археологические данные к изучению эколого-хозяйственной модели древнекавказского общества

Автор: указан в статье

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Строительство оборонительной полосы вокруг Севастополя было начато 3 июля 1941 года. Оно осуществлялось силами местного населения, но главным образом, воинскими частями. Все работы производились под руководством инженерного отдела Черноморского флота, в подчинении которого были: 178-й отдельный инженерный батальон - 350 чел., Севастопольский отдельный саперный батальон береговой обороны- 600 человек, строительство № 1 - 1300 человек, 95-й отдельный строительный батальон - 750 бойцов. Нужды строительства обеспечивали два предприятия инженерного отдела: мехстройзавод численностью 600 человек и завод бетонных изделий. Кроме того, на оборонительные работы ежедневно выделялось 2000 военных моряков и 3000 горожан [3, оп. 14, д. 2, л. 32]. Таким образом, на строительстве оборонительных рубежей вокруг Севастополя, начиная с июля и по конец октября 1941 года ежедневно работало около 9000 человек (подсчет автора). Список использованной литературы:

1. Ванеев Г.И. Черноморский флот в Великой Отечественной войне (1941-1945). Севастополь, 1980, с. 499.
2. Великая Отечественная война 1941-1945 // в 12 томах т.2. Происхождение и начало войны / коллектив авторов. - М.: Воениздат, 2011-2015. - 11200 с.
3. Крымский облпартархив, ф. 152, оп. 1, д. 2, л. 1
4. Центральный военно-морской архив СССР (РФ) (далее ЦВМА) - ф. 2095, оп. 1, д. 58, л. 29-32.
5. Центральный военно-морской архив СССР (РФ) (далее ЦВМА) - ф. 2084, оп. 14, д. 2, л. 32; ф. 2092, оп. 1, д. 28,- л. 352; ф. 2092, оп. 1, д. 43, л. 165; ф. 2095, оп. 1, д. 58, л. 93.

© Лысяков О. А., 2016

УДК 902(531)

Чшиев Владимир [Хасан]Таймуразович

старший научный сотрудник ИИА РСО - А

г. Владикавказ, РФ E-mail: hacht@mail.ru

ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

МОДЕЛИ ДРЕВНЕКАВКАЗСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается некоторые данные истории и археологии, свидетельствующие об определенной системе в хозяйственно-экономической деятельности древнего общества, связанной с учетом древнекавказским населением географических и экологических аспектов региона.

Эколого-хозяйственные системы древнего и средневекового населения Северного Кавказа, табуированные рощи, участки лесов и горных земель как своеобразные заповедники в эпоху древности и средневековья Северного Кавказа.

Особенности географии Кавказа - высокогорье, суровость климата, тонкий гумусный слой почвы, весенние сели и камнепады, зимой - снежные лавины и др., способствовали раннему пониманию человеком хрупкости экологии этого региона. Одновременно, древнекавказские племена рано научились умело использовать особенности географии и климата Кавказа для гармоничного встраивания в эту особую экологическую нишу.

В частности солнечные склоны гор использовались на Кавказе для строительства земледельческих террас еще в эпоху бронзы. Примером этому могут служить материалы раскопок в нагорной части Северного Кавказа археологической экспедиции Института истории и Археологии РСО - Алания. В 2005 г. во время

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

археологических работ в высокогорье Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания нами был зафиксирован слой чернозема мощностью от 0, 4 - до 0,5 м. на глубине двух с половиной метров от современной дневной поверхности. Черноземы такой мощности в естественных природных условиях на территории как горной, так и предгорно-равнинной части РСО - Алания отсутствуют. Как оказалось, данная местность представляла собой в древности обширные, слегка наклонённые земледельческие террасы, построенные с использованием подпорных каменных стен и снабженные дренажной системой. Сегодня, вся эта местность представляет собой каменистые склоны с высоким углом наклона. В настоящее время, эти, бывшие земледельческие поля, использовавшиеся в древности и средневековье для выращивания зерновых и огородных агрокультур, или вышли из сельскохозяйственного оборота местных жителей, или используются как пастбища, и в некоторых случаях - сенокосы. В то же время, высокая аридность этих склонов, и достаточно высокое естественное увлажнение, при возвращении их в сельскохозяйственный оборот, сделают их весьма перспективными для высокорентабельного выращивания зерновых и огородных агрокультур в высокогорье РСО - Алания.

Это же свойство - использование перепада высот склонов гор, использовалось древним и средневековым кавказским населением для подвода родниковой и речной воды к населенным пунктам. В 2003 г. в Правобережном районе РСО - А, нами были зафиксированы керамические сегменты от составного водовода, посредством которого, в эпоху средневековья, вода из родника расположенного на высотах Кабардино - Сунженского хребта самотеком подавалась к средневековому городищу аланской археологической культуры близ современного селения Заманкул (рис. 1). Фрагменты керамического водовода зафиксированы, также, у средневековой крепости в Дарьяльском ущелье Центрального Кавказа [1, с. 278.] В некоторых случаях, древним и средневековым населением Кавказа, для подвода водных источников к поселениям использовалась система каналов, вырытых в грунте или скале, а также, в редких случаях - деревянные водоводы. Посредством этих ирригационных и технических сооружений, используя горные перепады высот, вода подавалась самотеком в населенные пункты, где использовалась и для бытовых нужд и для орошения огородных полей и садов.

Одним из важных элементов хозяйства древнего и средневекового населения Северного Кавказа было отгонное (айлажное) скотоводство [2, с. 45 - 51, 61 - 65]. Этот способ скотоводства, гармонично сочетал в себе и высокую хозяйственную отдачу человеку и щадящее отношение к экологии [3, с. 301]. Стада северокавказцев древности, зимовали в относительно теплых, увлажненных прикаспийских «Черных Землях» - в нижнем течении р. Терек, где и в холодное время года присутствовал травостой. С весной, скот перегонялся в предгорья Северного Кавказа, которые покрывались первой травой. К июню трава в предгорьях уже выгорала, в то время как альпийские луга находились в активной фазе вегетации и стада рогатого скота перегонялись в горы. Грамотно организованное отгонное скотоводство играло исключительно важную задачу по сохранению хрупкой горной экосистемы. Эта простая модель скотоводства давала древнему и средневековому кавказскому населению не только высокий выход продуктов скотоводства при незначительных затратах, но и решала важную задачу сохранения плодородия почвы вокруг высокогорных поселений и на земледельческих террасах. Как показывают данные фольклора и археологии, для предотвращения эрозии плодородного слоя почвы вокруг населенных пунктов из-за чрезмерного воздействия на него скота, древнее и средневековое население использовало обычай их табуирования. Важные для сохранения экологического баланса земли объявлялись священными, и фактически выполняли в древности ту же роль, что современные заповедники. В противном случае, большое количество скота скученное в горах, «выбило» бы в скором времени тонкий плодородный слой горных почв и сделало бы невозможным ни зерновое ни огородное земледелие. Таким образом, выпас скота вблизи горных поселений и земледельческих террас не был бессистемным, а напротив, грамотно регламентировался. Для этого использовалась отдаленные пастбища и система отгонного скотоводства.

Активно развивавшееся на территории Центрального и Северного Кавказа в древности и средневековье металлургическое производство (племена кобанской и аланской археологических культур) требовало большого количества древесного угля, производившегося из стволов и крупных веток деревьев. При нерациональном пользовании лесами, при сплошных массовых неконтролируемых вырубках, в течение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

короткого времени, относительно немногочисленный массив горных лесов был бы полностью истощен. Это лишило бы население не только важного сырья для металлургического производства, но и катастрофически сказалось бы на всех других сферах жизнеобеспечения. Однако, историко-археологические исследования кавказского общества, свидетельствуют о весьма активном развитии в эпоху древности и средневековья его материальной и духовной культуры. Как и в случае с вышерассмотренными, важными с эколого-хозяйственной точки зрения землями, данные истории, археологии и фольклора свидетельствуют, что рациональное использование лесов, являлось важным элементом хозяйствования древнекавказского населения, сохранявшего и воспроизводившего определенное устойчивое количество лесных массивов, рощиц и т.д. Достигалось это, также системой религиозных запретов, в реликтовой форме сохранившихся в фольклоре современных народов Северного Кавказа (табуировнные участки леса, рощиц, размещения на их территории святилищ) [4, с. 131; 5, с. 176].

Таким образом, данные истории, археологии и фольклора, свидетельствуют о наличии в эпоху древности и средневековья у населения Кавказа, в частности, на территории современной Осетии, продуманной, структурированной эколого-хозяйственной модели. Эта модель, включавшая гармоничное сочетание и использование особенностей Кавказа, проявляется в перспективных и одновременно, экологичных, способах земледелия, скотоводства, пользования водными источниками и лесами. Эта модель позволила древнекавказскому населению не только выжить в сложных природно-климатических условиях Кавказа, но и достичь высокого уровня духовной и материальной культуры, свидетельством которого являются шедевры древнего и средневекового искусства и техники, который мы наблюдаем по артефактам из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии Кабардино-Балкарии, Абхазии, Армении, Грузии, Азербайджана. Иллюстрации

Рисунок 1 - Сегмент средневекового керамического водовода. Северная - Осетия - Алания.

Список использованной литературы:

1. Сланов А.А. Дарьяльская крепость // Е.И.Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. ХХУШ Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. Москва, 21 - 25 апреля 1914 г. / Отв. ред. Д.С.Коробов. - М.: ИА РАН, 2014
2. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУШ в. // Отв. ред. А.Л.Нарочницкий. - Москва: Наука, 1988.
3. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. Москва: Институт археологии АН СССР, 1960.
4. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. - Владикавказ: Ир, 2008.
5. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. - Владикавказ, 1994.

© Чшиев В.Т., 2016.

ЭКОЛОГО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ТАБУИРОВАННЫЕ РОЩИ УЧАСТКИ ЛЕСОВ И ГОРНЫХ ЗЕМЕЛЬ КАК СВОЕОБРАЗНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты