ПАРТИЙНАЯ НОМЕНКЛАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ В ЭПОХУ ПОСТСОЦИАЛИЗМА: ЛИЧНЫЕ СУДЬБЫ И КАРЬЕРНЫЙ АНАЛИЗ1
МИТРЕВСКА Ягода
Международный Славянский университет «Гаврило Романович Державин», Республика Македония, политический аналитик, e-mail: jagoda_mitrevska@yahoo.com
СЕЛЬЦЕР Дмитрий Григорьевич
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, доктор политических наук, профессор, заместитель ректора -директор Центра исследования политических трансформаций, профессор кафедры международных отношений и политологии, e-mail: seltser@yandex.ru
В статье анализируется транзит элит в Македонии. Авторы рассматривают, как сложились судьбы - человеческие и политические - представителей бывшей номенклатуры Союза коммунистов Македонии, сохранили ли они власть, как приспособились к новым политическим и экономическим реалиям.
Митревска Я., Сельцер Д.Г. Партийная номенклатура социалистической республики Македония в эпоху постсоциализма: личные судьбы и карьерный анализ // PRO NUNC. Современные политические процессы. № 1(13): Вновь об элитах. Тамбов, 2014. С. 198-213.
Союз коммунистов Македонии (СКМ): политические изменения рубежа 1980-1990-х гг.
С введением многопартийности СКМ поменял название на Союз коммунистов Македонии - Партия демократических пре1 Статья написана в рамках проекта «Власть партии versus «партия власти»? Сравнительное исследование кадровой политики, механизмов, каналов и «лифтов» элитного рекрутинга, управленческих кадров послевоенного СССР (1946-1991 гг.) и постсоветской России (1991-2016 гг.)», поддержанного РГНФ. Грант № 14-33-01017 (руководитель - Д.Г. Сельцер).
образований (СКМ-ПДП) и принял участие в первых многопартийных выборах Республики Македония (РМ) в 1990 г. Одновременно с этим партия преобразовала свою коммунистическую идеологию в социал-демократическую. По сути, это случилось еще на 10-м конгрессе СКМ (25-27 ноября 1989 г.) [1; 2]. Само это событие, ознаменовавшее победу реформистского течения в партии над консервативно-догматическим, стало поворотной точкой не только в судьбе партии, но и в новой политической истории Македонии.
На своем следующем 11-м конгрессе (21 апреля 1991 г.) СКМ-ПДП поменял название еще раз и стал Социал-демократическим союзом Македонии (СДСМ). Небольшая часть членов СКМ-ПДП, не согласная с его преобразованием в СДСМ, в 1992 г. отделилась от партии и образовала собственную политическую партию, названную «Союз коммунистов Македонии - Движение за свободу» («македонский филиал» сербской партии «Союз коммунистов - Движение за свободу»). К слову, на парламентских выборах 1998 г. в Македонии эта партия получила лишь 2756 голосов избирателей (всего 0,25%).
Именно по инициативе СКМ-ПДП, находящегося у власти в конце 1980-х гг., для создания конституционных и правовых рамок введения плюралистической концепции развития РМ перед первыми многопартийными выборами была сформирована Комиссия по проведению социальных реформ. Это был своего рода политический и интеллектуальный «детонатор» процесса политической трансформации в РМ. Членами этой комиссии стали эксперты в области политики и права: Владе Поповски, Любомир Фрчковски и Светомир Шкарич. Именно они разработали Закон о выборах [3] и стали авторами новой Конституции РМ.
На первых многопартийных выборах СКМ-ПДП позиционировался как партия, выступающая за демократическую перспективу: за мир и процветание Македонии как суверенного государства, за справедливое общество, за достоинство человека и за европейскую интеграцию. Выдвигая лозунг создания независимого государства, партия, вместе с тем, допускала возможность участия страны в некоторой форме югославского союза. Таким образом, к первым многопартийным выборам партия изменилась и программно, уточнив идеологию, и институционально, сменив название [4].
На «учредительных выборах» СКМ-ПДП выдвинул 108 кандидатов в депутаты, из которых был выбран 31, в то время как в общинах из 1320 кандидатов в депутаты были выбраны 512. Кроме того, главами общин стали 17 членов СКМ-ПДП из 29.
Руководство СКМ, возглавившее партию на 10-м конгрессе, настаивало на либеральной концепции политического и социально-экономического развития страны, на ускоренном переходе к рыночной экономике. Молодой и энергичный состав руководителей партии во главе с Петаром Гошевым рассматривал перемены как стержень партийно-политической программатики и именно с идеей их ускорения пошел на первые выборы независимой Македонии [5]. Петара Гошева можно охарактеризовать как сторонника демократических реформ и успешного руководителя, уверенно трансформировавшего партию македонских коммунистов.
Предложенный партией кандидат на должность Президента РМ Киро Глигоров после долгих переговоров и компромисса с ВМРО-ДПМНЕ - партией, на «учредительных выборах» получившей наибольшее число мест в парламенте, - занял главную должность в РМ.
На 11-м конгрессе партия, как упоминалось выше, поменяла свое имя на «Социал-демократический союз Македонии» (СДСМ). Тогда же Петар Гошев оставил должность председателя партии, и на его место пришел Бранко Црвенковски.
Можно констатировать, что деятельность партии, которая была у власти до 1990 г., оказалась в той или иной мере успешной и в многопартийной Македонии. Об этом свидетельствует
число полученных мест в органах власти, а также то, что первый председатель РМ Киро Глигоров был членом СКМ-ПДП, а также членом СКЮ, функционером этой партии и союзного исполнительного совета, советником в области экономики кабинета премьер-министра Югославии Анте Марковича. Киро Глигоров был выбран президентом и на вторых президентских выборах в 1994 г. В период его президентства РМ провозгласила свою независимость на общенародном референдуме, а также была принята Конституция, которая установила основы гражданского общества, правового государства, парламентарной демократии и рыночной экономики.
Политические карьеры, стартовавшие в СКМ: Киро Глигоров, Петар Гошев, Бранко Црвенковски, Любисав Иванов, Стоян Андов
После выражения недоверия первому «экспертному» правительству премьера Николы Клюсева премьером в 1992 г., по предложению президента Киро Глигорова, стал лидер СДСМ Бранко Црвенковски. Бывшие коммунисты, таким образом, вернулись к власти в РМ спустя год после первых выборов.
Наибольшее число мест в парламенте на первых выборах получила ВМРО-ДПМНЕ. Однако ее руководство проявило политическую неопытность, отказавшись сформировать правительство в коалиции с албанской партией ПДП.
Преобразованная бывшая коммунистическая партия, таким образом, смогла адаптироваться к новым социально-политическим реалиям, освоить правила игры в условиях многопартийности. Этому немало способствовал Киро Глигоров, используя тактику «мягких компромиссов».
Реформированные коммунисты со своим богатым административно-политическим опытом и интеллектуальным потенциалом (в руководство партии входило большое количество ученых и экспертов) пребывали у власти до 1998 г. Новое руководство бывшей коммунистической партии, в отличие от их ортодоксальных предшественников, выступало под лозунгами плюрализма и либерализма. Большинство из новых руководителей являлись молодыми кадрами из «Союза социалистической
молодежи» (молодежная организация коммунистов). Символично, что председателем партии и главой правительства в начале 1990-х гг. стал самый молодой в Европе премьер 29-летний Бранко Црвенковски.
Бранко Црвенковски был ранее членом ЦК СКМ, работал в комиссии Петара Гошева, занимавшейся в 1989 г. подготовкой социально-экономических реформ. В 1991 г. он был выбран председателем СДСМ, после чего ушел с поста члена комиссии.
Петар Гошев - первый председатель СКМ-ПДП - довольно долго участвовал в политической жизни и часто занимал ведущие посты в партии и государстве. Между 10-м и 11-м конгрессами он возглавлял реформирующийся СКМ, затем вышел из СДСМ и в 1994-1999 гг. занимался парламентской работой в качестве депутата и, наконец, привел свою партию к победе на парламентарных выборах в 2002 г.
На первых выборах СКМ-ПДП не только завоевал депутатские места в Собрании РМ, но и достиг большого успеха на общинных выборах, получив большое число депутатских мест. Это позволило партии провести большое количество своих сторонников на должности глав общин. В существовавших тогда 34 общинах 19 мест глав общин принадлежали СКМ-ПДП. Напротив, ВМРО-ДПМНЕ - национальная партия, возникшая в условиях плюрализма как новый политический субъект, - завоевала лишь 6 мест глав общин.
Причем, ВМРО-ДПМНЕ побеждала преимущественно в крупных территориальных образованиях. В то время как в маленьких общинах было велико влияние местных авторитетных лидеров -многолетних функционеров СКМ, которые и становились депутатами и главами общин.
В результате первых выборов посты глав ряда общин заняли члены партий, возникших из СКМ: «Союз реформаторских сил Македонии» (4 главы общин) и Социалистическая партия (1 глава общины). В целом, деятели бывшего СКМ приняли активное участие в формировании новых политических сил. Объединенная ранее рамками союза коммунистов, партийно-политическая элита в новых условиях многопартийности «рассредоточилась» по нескольким партиям.
Например, руководитель Социалистической партии (СПМ), сформированной из членов Социалистического союза рабочего народа, Любисав Иванов (Зинго) был членом Союза коммунистов Югославии и Македонии. В социалистический период он был генеральным директором Горно-геологического комбината «Силекс», а позднее - во время «трансформации государственных фирм» (приватизации) - стал основным собственником этого предприятия.
На первых выборах Любисав Иванов был избран депутатом Собрания РМ вместе с пятью депутатами-однопартийцами. 174 представителей этой же партии стали депутатами общинных собраний. Следует сделать вывод, что партия, сформированная из бывших коммунистов, приспособилась к переменам, которые произошли в 1990-е гг. В 1992 г. СПМ вошла в коалицию с идейно близкой партией СДСМ и приняла участие в новом правительстве, возглавляемым Бранко Црвенковски. Более того, лидер Социалистической партии Любисав Иванов входил в разные составы правительства Македонии на протяжении 20 лет (вступая в тактически выгодные коалиции, в том числе - в коалицию с ВМРО-ДПМНЕ).
Вторая партия, которая произошла от СКМ, - это «Союз реформаторских сил Македонии» во главе со Стояном Андо-вым. Его политическая биография впечатляет. Стоян Андов -экономист и многолетний функционер СКМ и СКЮ в СФРЮ, занимал различные ответственные посты, связанные с экономической деятельности, был помощником председателя Союзного исполнительного совета Анте Марковича, являлся одним из авторов экономической реформы СФРЮ. Стоян Андов долгое время был послом СФРЮ в Ираке. В 1990 г. Анте Маркович назначил его руководителем Союза реформаторских сил Македонии. Таким образом, он стал основателем и лидером политической партии, которая позже была переименована в Либеральную партию. На первых выборах его партия провела в парламент Македонии 17 депутатов, 312 кандидатов от Союза реформаторских сил стали депутатами общинных собраний, из которых 4 стали главами общин.
Стоян Андов на первых выборах был выбран в депутаты, на последующих народных выборах - первым председателем Собрания РМ (с 1991 до 1994 г.); после получил еще два депутатских мандата (с 1994 до 1996 г. и с 2000 до 2002 г.). После покушение на Президента Македонии Киро Глигорова 3 октября 1995 г. Стоян Андов временно выполнял его функции с 5 октября 1995 г. до 10 января 1996 г.
Карьерные траектории номенклатуры СКМ: высший уровень
Чтобы проанализировать транзит на верифицируемых и, соответственно, надежных материалах, мы, помимо статистического, использовали биографический метод. (Сведения, приведенные в таблицах 1 и 2, собраны, главным образом, в ходе полевых исследований - серии интервью, проведенных Я. Мит-ревской).
Таблица 1
Карьерные траектории, личные судьбы секретарей и членов Президиума ЦК СКМ
№ Фамилия и имя члена Президиума и секретаря ЦК СКМ Должность в СКМ Политическая ориентация, деятельность после 1990 г.
№ Фамилия и имя члена Президиума и секретаря ЦК СКМ Должность в СКМ Политическая ориентация, деятельность после 1990 г.
ской журналистики. Автор влиятельной информационно-политической передачи на «Радио-Скопье». Публицист, главный редактор газеты «Пульс». Уже нет в живых
№ Фамилия и имя члена Президиума и секретаря ЦК СКМ Должность в СКМ Политическая ориентация, деятельность после 1990 г.
Карьерные траектории номенклатуры СКМ: локальный уровень
Карьерные траектории локальной номенклатуры СКМ в постсоветской Македонии сложились следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Карьерные траектории, личные судьбы секретарей комитетов СКМ общин
№ Община Фамилия и имя секретаря комитета СКМ Деятельность после 1990 г.
Вардарский регион
№ Община Фамилия и имя секретаря комитета СКМ Деятельность после 1990 г.
тическую карьеру. С 1992 г. и до пенсии работал в Стопанком банке
Юго-западный регион
Юго-восточный регион
№ Община Фамилия и имя секретаря комитета СКМ Деятельность после 1990 г.
Пелагонский регион
№ Община Фамилия и имя секретаря комитета СКМ Деятельность после 1990 г.
Положский регион
Северо-восточный регион
Анализ карьерных траекторий показывает, что руководство СКМ, возглавившее партию на 10-м конгрессе в 1989 г., непосредственно участвовало в трансформации партии сначала в СКМ-ПДП, а затем - в СДСМ. В число руководителей партии входили опытные эксперты в различных областях: ученые, академики, доктора наук, магистры. Большинство из них в течение 20-летнего периода парламентской демократии в Македонии постоянно находились на политической сцене как депутаты, министры, послы.
Многие секретари общинных организаций СКМ стали главами этих же территориальных образований, депутатами, директорами государственных предприятий. Они сохранили свой авторитет и в независимой Македонии [6]. Власть оставалась в руках бывших коммунистов, перешедших на социал-демократические позиции, 12 лет (1990-1998 гг., 2002-2006 гг.) из немногим более 20 лет существования независимой РМ. На данный момент Социал-демократическая партия Македонии является одной из двух самых влиятельных политических сил в стране.
В заключение отметим, что реформированный Союз коммунистов, равно как и партии, отколовшиеся от СКМ («Союз реформаторских сил Македонии», «Союз коммунистов Македонии -Движение за свободу», «Новая социал-демократическая партия»), по своей идеологии были левыми и должны были выступать за социальное равноправие и улучшение жизненных условий широких слоев населения. Но необходимость проведения системных экономических реформ обусловила то, что партия СКМ-ПДП / СДСМ проводила скорее правую политику. В рамках такой политики было осуществлено преобразование государственной собственности в частную. В результате приватизации большинство бывших высокопоставленных коммунистов стало собственниками крупных предприятий. Логика элитной трансформации оказалась малочувствительной к унаследованным изначальным идеологическим установкам и продемонстрировала существенную зависимость от экономической динамики и от перехода к новым -плюралистическим - правилам политической жизни.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВМРО-ДПМНЕ - Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия за македонское национальное единство.
ПДП - Партия демократического процветания.
РМ - Республика Македония.
СДСМ - Социал-демократический союз Македонии.
СКМ - Союз коммунистов Македонии.
СКМ-ПДП - Союз коммунистов Македонии - Партия демократических преобразований.
СКЮ - Союз коммунистов Югославии.
СПМ - Социалистическая партия Македонии.
СФРЮ - Социалистическая Федеративная Республика Югославия.
ЦК СКМ - Центральный комитет Союза коммунистов Македонии.
PARTY NOMENCLATURE OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF MACEDONIA UNDER THE POSTSOCIALISM EPOCH: PERSONAL FATE AND ANALYSIS OF CAREERS
Mitrevska Yagoda, International Slavic Univeristy «Gavrilo Romanovich Derzhavin», the Republic of Macedonia, Political Analyst, e-mail: jago-da_mitrevska@yahoo.com
Seltser Dmitriy Grigorievich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of Political Science, Professor, Vice Rector - Director of the Center for the Study of Political Transformation, Professor of the Department of International Relations and Political Science, e-mail: seltser@yandex.ru
The article presents the analysis of elite transit in Macedonia. Authors consider how the fate was - human and political - representatives of former nomenclature of the League of Communists of Macedonia, whether they maintain their power, how they adjusted to new political and economic realias.