Спросить
Войти

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ. ФРАГМЕНТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА ("О БОЛЕЗНЯХ, ИЛИ О БЕЗДЫХАННОЙ", ФР. 82-95 SCHüTRUMPF)

Автор: указан в статье

Гераклид Понтийский Фрагменты и свидетельства

(«О болезнях, или Бездыханная», Фр. 82-95 Schütrumpf)

Е. В. Афонасин, перевод и комментарий Институт философии и права СО РАН afonasin@post.nsu.ru

Eugene Afonasin, a translation into Russian, commentaries Institute of philosophy and law SB RAS (Novosibirsk), Russia

Heraclides of Pontus. Fragments and testimonia

(On diseases, or the one without breath (Apnous), fr. 82-95 Schütrumpf)

Abstract. Heraclides of Pontus (c. 388-310 BCE), a Platonic philosopher, worked in various literary genres. He discussed such typical Platonic topics as the transmigration of the soul, composed philosophical lives, dialogues or treaties about politics, literature, history, geography, etc., and wrote a series of works on astronomy and the philosophy of nature. Nothing is preserved. The present publication contains a collection of the testimonies about Heraclides& lost dialogue On diseases, or the one without breath (Apnous). The evidences are translated and numbered according to a new edition by Schütrumpf et al. 2008.

О болезнях, или Бездыханная1

82. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.51: Так же [как Тимей из Тавромения (FGrH 566 F 26b) и Гермипп из Смирны (FGrH F 60)] Гераклид в своем сочинении О болезнях сообщает, что Эмпедокл происходил из знатного рода, ведь его дед разводил лошадей.
1 Здесь и далее нумерация фрагментов Гераклида приводится по изданию: Heraclides of Pontus. Texts and translations, edited by Eckart Schutrumpf; translators Peter Stork, Jan van Ophuijsen, and Susan Prince, New Brunswick, N.J., Transaction Publishers, 2008; актуальный источник каждый раз эксплицитно указан. Старое издание Ф. Верли (Wehrli, F. Herakleides Pontikos. Die Schule des Aristoteles. vol. 7, 2nd edn. Basel, 1969) в некоторых отношениях не утратило своего значения. ЕХОЛН Vol. 12. 2 (2018) © Е. В. Афонасин, 2018

www.nsu.ru/classics/schole DOI: I0.2i267/schole.i2.2.25

83. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.52: Грамматик Аполло-дор в Хрониках [FGrH 244 F 32] говорит, что «Пишущие, будто он (Эмпедокл) был изгнан из родного города / в Сиракузы, и с ними на войну / пошел против афинян, совершенно заблуждаются, / как мне кажется, ведь тогда его либо уже не было, / либо он был дряхлым стариком, что вряд ли». Ведь и сам Аристотель, и Гераклид говорят, что он умер в шестьдесят лет.
84. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов, Предисловие 12 (ср. 8.8): Первым стал пользоваться именем «философия» (любомудрие), а себя называть «философом» (любомудром) Пифагор, во время беседы в Сикионе с Леонтом, тиранном сикионцев или флиунтийцев, как говорит Гераклид Понтийский в сочинении О бездыханной [девушке].2 Ведь мудрецом, по его словам, не может быть никто (из людей), но только бог.3
85. Цицерон, Тускуланские беседы 5.3.8-9: За ними [Ликургом и др.] один за другим последовали все те, кто посвятил себя созерцанию разных предметов; всех их считали и называли мудрецами, и имя это употреблялось по отношении к ним до времен Пифагора. Ведь он, как об этом пишет слушатель Платона и муж исключительной учености Гераклид Понтийский, как-то явился в Флиунт и там обстоятельно и долго обсуждал разные вопросы с правителем флиунтийцев Леонтом. Поразившись его дарованиям и красноречию, Леонт спросил, в какого рода искусстве он сведущ более всего. Он же ему ответил, что его познания - это не искусство [аге = аоф(а], а сам он философ. Удивившись новому слову, Леонт спросил, кто такие философы, и чем они отличаются от остальных людей? Пифагор же ему ответил, что человеческая жизнь ему представляется подобной ярмарке (шегсаШш), на ко2 В названии стоит просто «О бездыханной», однако, учитывая то обстоятельство, что далее, возможно, упоминается ее отец (фр. 93), можно предположить, что речь идет о девушке или молодой женщине. Вообще то говоря, у нас нет полной уверенности, что это был диалог, так как сохранившиеся свидетельства не сохранили никакой диалогической структуры, а некоторые авторы дают этому сочинению название, больше подходящее для трактата - О болезнях. Единственным ясным указанием на действие в этом тексте определенных персонажей является замечание Диогена о том, что ученик и друг Эмпедокла Павсаний «не согласился» в сочинении Гераклида с интерпретацией смерти Эмпедокла, альтернативной той, которую предложил он сам (фр. 95А).
3 Многие исследователи отмечают, что эта последняя фраза должна быть позднейшим дополнением, так как мысль о том, что философия вторична по отношению к мудрости не может восходить к доплатоновской традиции и не соответствует концепции, развиваемой Гераклидом ^оАзеЬаГк 1980, 29). Не случайно Ямвлих (О пифагорейском образе жизни 58) ее исключает.

торой устраиваются великолепные игры и куда люди собираются со всей Греции. И некоторые, тренируя свои тела, стремятся прославиться на этих играх и заслужить венец, других привлекает прибыль и выгода от купли и продажи, но есть и такой род людей, и он самый благородный (ingenuus), который не ищет ни похвалы, ни выгоды, но пришел для того, чтобы смотреть, и он внимательно изучает и что происходит и каким образом. Точно так же и мы пришли в эту жизнь из другой жизни и природы, подобно гостям, прибывшем на ярмарку из другого города, и выбираем кто славу, кто деньги, и лишь немногие из нас не придают всему этому никакого значения и старательно созерцают природу вещей. Вот их то и называют «стремящимися к мудрости» (sapientae studiosos) или «любителями мудрости» (философами). И как на ярмарке наиболее свободному человеку (liberalissimum) подобает просто смотреть, ничего не желая для себя, так и в жизни созерца«.» 4

ние и постижение природы вещей превосходит все другие занятия.

86. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.4-5: Пифагор, по словам Гераклида Понтийского, рассказывал о себе, что будто бы некогда он был рожден как Эфалид и почитался в качестве сына Гермеса, и что Гермес предложил ему выбрать все, что угодно, кроме бессмертия. Тогда он попросил, чтобы ему и при жизни и после смерти было позволено сохранять память обо всем, что с ним приключалось. Так что он помнил обо всем, что с ним происходило при жизни, и сохранял эти воспоминания и после смерти. Спустя какое-то время он вошел в тело Евфорба, которого ранил Менелай.5 И Евфорб рассказал, как он некогда был Эфалидом и как получил свой дар от Гермеса, и как странствовала его душа, где скиталась и в скольких растениях и животных побывала, и сколько всего испытала в Аиде, и что претерпевают там все остальные души. Когда Евфорб умер, его душа воплотилась в теле Гермотима, который, желая подтвердить это, появился в Бранхидах и, войдя в храм Аполлона, указал на щит, некогда посвященный богу Менела-ем, уже истлевший так, что сохранялось лишь покрытие из слоновой кости. Ведь, по его словам, отплывая из Трои, он (Менелай) посвятил этот щит Аполлону. Когда умер Гермотим, он стал Пирром, делосским рыбаком. И снова помнил все, и как был сначала Эфалидом, и как стал затем Евфор4 Эту аналогию пересказывает и Диоген Лаэртий (8.8). Пояснение по этому поводу см. во вступительной статье.
5 Эфалид участвовал в путешествии Арго (Аполлоний Родосский, Аргонавтика 1.640-49) и часть своей жизни проводил в этом мире, а часть - под землей, получив от Гермеса дар помнить все, что с ним происходит. Согласно Гомеру, Евфорб был троянским героем, ранившим Патрокла и погибшем от руки Менелая (Илиада 16.806 сл. и 17.59 сл.).

бом, Гермотимом и, наконец, Пирром. После смерти Пирра он стал Пифагором и припомнил все то, о чем рассказывал.

87. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.60-62: Гераклид в сочинении О болезнях сообщает, что Эмпедокл давал Павсанию наставления касательно бездыханной [девушки]. Павсаний, по сообщению Аристиппа и Сатира,6 был его любовником [...]

Эта бездыханная же, по словам Гераклида, была такова, что тело ее он (Эмпедокл) тридцать дней сохранял без дыхания и биения пульса.7 Потому он (Гераклид) и называет его (Эмпедокла) не только врачом, но и магом, заключая это из таких стихов:

О друзья! Вы, живущие в великом городе,

что раскинулся на склонах желтого Акраганта, в высокой крепости, в заботах о добрых делах,

привет вам! Вот перед вами бессмертным богом, непохожим на смертных, всеми почитаемым я предстаю,

украшенный венцами и гирляндой из свежих цветов.

Как только вхожу я в их процветающий город,

мужчины и женщины - все мне поклоняются, и за мною

следуют без числа, одни - спрашивая, как проложить путь к богатству,

другие жаждут пророчества, третьи об избавлении от болезней

различных желают услышать совет.

Акрагант он назвал здесь «великим» потому, что в нем живет восемьсот тысяч жителей.8

6 См. Schorn 2004. Сатир жил в III в. до н. э. или позже и был автором биографий философов, поэтов и политиков. Его часто цитируют Диоген Лаэртий и Афиней, причем последний называет его перипатетиком. Фрагменты написанной им биографии Еврипида сохранились в одном папирусе из Оксиринха. Эпи-тому его жизнеописаний составил (также в III в. до н. э.) Гераклид Лемб. См., например: «Дикеарх говорит, что Пифагор умер так: укрывшись в Метапонте в храме Муз он уморил себя голодом за сорок дней. Согласно же "Обзору Сатаровых Жизнеописаний" Гераклида [Лемба], похоронив на Делосе Ферекида, Пифагор вернулся в Италию и, увидев там пирующего Килона Кротонского, не вынес этого зрелища, бежал в Метапонт и уморил себя голодом» (Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.40).
7 Эту фразу следует, должно быть, понимать так, что Эмпедокл каким-то образом поддерживал жизнь в своей пациентке, например, спасая ее от обезвоживания.
8 Далее Диоген Лаэртий относит эти стихи к поэме Эмпедокла «Очищения», со ссылкой на Фаворина отмечая, что они были оглашены на Олимпийских играх рапсодом Клеомедом (Жизнеописания философов 8.63). Открытие Страсбургского папируса доказало, что у Эмпедокла была всего одна поэма (Афонасина 2016, 225).
88. Ориген, Против Кельса 2.16: ...основываясь на авторитете Платона, говорящего об Эре, сыне Армения, который проснулся на погребальном костре через двенадцать дней и рассказал о том, что видел в Аиде, а также на истории, которую Гераклид рассказывает о бездыханной [девушке].
89. Гален, О пораженнъх местах 6.5: Так как мне довелось видеть много женщин в состоянии истерии., одних лежащих без чувств и в то же время без движения, обладающих очень слабым и еле различимым пульсом или кажущихся совсем лишенными пульса, других в сознательном состоянии, способных передвигаться и не проявляющих признаков помутнения рассудка, третьих же в обморочном состоянии и еле дышавших или даже судорожно двигающих руками и ногами, то я могу заключить, что истерические состояния проявляются совершенно по-разному, различаясь между собой степенями своего проявления и причинами, из вызывающими. Загадочна причина первого из вышеупомянутых состояний; описано оно в книге Гераклида Понтийского. Там говорится, что эта женщина была без дыхания и пульса, и от трупа ее отличало лишь то, что в центральной части ее тела сохранялось некоторое тепло. Сочинение Гераклида названо О бездъханной, и он рассказывает, что среди врачей возник спор по поводу того, следует ли

«-» «-»о

считать ее живой или мертвой.

90. Гален, О затрудненном дъхании 1.8: Из болезней. в случае тех, что сопровождаются жаром, и в особенности если излишек тепла концентрируется вокруг органов дыхания или сердца, само дыхание также становится усиленным, быстрым и затрудненным. В случае болезней, сопровождаемых охлаждением, верно обратное, так что кому-то может даже показаться, что больной уже умер. Именно о такой бездыханной пациентке и писал Герак-лид Понтийский. Ведь как в этом случае, так и в остальных, ему подобных, дыхание взаимосвязано с пульсом. Ни один из этих признаком не может полностью исчезнуть, пока существо живо, однако не удивительно, что оно может выглядеть мертвым из-за слабости этих признаков.
91. Плиний, Естественная история 7.52.175: Женщины похоже в наибольшей мере подвержены этому недугу (то есть состоянию, когда их тело лежит долгое время, словно мертвое), и это из-за заворота матки. Если его исправить, дыхание восстанавливается. Как раз об этом написано в кни9 Далее в этом трактате Гален рассуждает в том смысле, что, поскольку основная функция дыхания - это охлаждение внутренних органов с целью спасения их от перегрева (а античные врачи, вслед за Аристотелем, считали именно так), то, учитывая слабость жизненных функций больной, ей достаточно было дышать одной кожей, подобно тому, как это наблюдается у животных, впавших в спячку.

ге Гераклида, знаменитой среди греков, где рассказывается о женщине, которая не дышала семь дней, но затем была возвращена к жизни.10

92. Гален, О дрожи 6: Асклепид же, не признавая те только тепло, но и ни одну из других врожденных способностей, утверждает, что любой жар всегда представляет собой симптом задержки частиц в порах (oyxwv sv nôpoiç), различия в нем (жаре) ставя в зависимость от величины пор. Свое искусство он практикует соответственно этой теории, показывая, в каких случаях ощущение дрожи сопутствует жару, а в каких нет... Афиней, упомянувший об Асклепиаде, Гераклиде Понтийском и Стратоне физике, 11 и не упомянувший об остальных, не заслуживает похвалы. Ведь он вполне мог бы упомянуть не только мнения этих людей о дрожи, но и другие мнения, не менее известные и правдоподобные.
93. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.67-68: Рассказав о бездыханной [девушке] и о той славе, которой удостоился Эмпедокл, вернув ее к жизни, Гераклид далее рассказывает, что он совершал жертвоприношение у поля Писианакта.12 Были приглашены некоторые из его друзей, в том числе Павсаний. После празднества некоторые отправились отдыхать, кто в тени деревьев, кто на соседнее поле, в общем, кто куда пожелал, он же оставался в том самом месте, где возлежал во время пира. Но когда наступило утро и все поднялись, его на месте не оказалось. Начались поиски, были до10 Галена в двух предыдущих фрагментах интересует вопрос о жизненных признаках, Плиний же не только напрямую связывает состояние пациентки Эмпедок-ла с «истерическим удушьем», но и приводит обычное в античной медицинской литературе объяснение причины этой болезни. Соран (Гинекология 3.26-28) пишет, что это состояние связывают с перемещением матки внутри тела, что приводит к ощущению удушья, полного (apnoia), частичного (dyspnoia) или проявляющегося в том, что больная способна дышать только в положении стоя (orthopnoia). Идея эта восходит к Гиппократу (О женских болезнях 2.126, 2.201, О природе
26 и 32 и др.) и Платону (Тимей 90е). Подробнее см. Еук 2009, 244 sq. Из дошедших до нас свидетельств о диалоге Гераклида никак не следует, что больную поразила именно эта болезнь. Кроме того, в медицинской литературе не засвидетельствованы случаи столь длительного «истерического удушья». Не случайно, возможно, Плиний сокращает срок с 30 дней до 7 (что выглядит более правдоподобно).
11 Афиней Атталийский (I в. н. э.) был основателем медицинской школы «пнев-матиков». В источнике, которым пользуется Гален, Афиней обсуждал теории о дрожи Асклепиада, Гераклида и Стратона из Лампсака (главы перипатетической школы после Теофраста, 287-269 гг. до н. э.). Следует ли приписывать объяснение, предложенное Асклепиадом, также и Гераклиду, не ясно.
12 Вероятно, отца бездыханной девушки.

прошены его слуги, и все они сказали, что ничего не знают, кроме одного, который посреди ночи слышал грохочущий голос, призывающий Эмпедок-ла, и когда встал, то видел небесный свет, отблески факелов и больше ничего. Все были поражены случившимся, а Павсаний отправился сам искать пропавшего и послал еще людей на поиски. Спустя некоторое время он сообщил, что можно больше не беспокоиться, так как то, что случилось, похоже на чудо и что ему (Эмпедоклу) уже подобает принести жертву, как если бы он стал богом.

94. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.70-72: Диодор Эфесский, писавший об Анаксимандре, сообщает, что Эмпедокл перенял театральную помпезность и страсть к напыщенным одеяниям у этого последнего.

Когда из-за зловонных испарений из ближайшей реки в Селинунте началась эпидемия, так что люди умирали, а у женщин начались выкидыши, Эм-педокл на свои средства перебросил в эту реку воды двух ближайших источников, и вода очистилась. И когда болезнь отступила и селинунтяне пировали на берегу этой реки, перед ними появился Эмпедокл. Все они тут же вскочили и, пав на колени, поклонились ему и вознесли молитвы, как богу. Желая подтвердить это представление о нем, он и бросился в огонь.

Однако Тимей [из Тавромения] решительно возражает против этой истории, говоря, что Эмпедокл уехал на Пелопоннес и назад уже не возвращался. По этой причине обстоятельства его смерти не ясны. Против Герак-лида он высказывается в четырнадцатой книге, называя его по имени. Он говорит, что Писианакт происходил из Сиракуз, так что у него не было земли в Акраганте. Да и Павсаний поставил бы памятник в честь своего друга, если бы эта история получила распространение; он воздвиг бы статую или же посвятил ему святилище, как это подобает богу, ведь он был богат. «Как бы, - по его словам, - он прыгнул в жерла, если никогда не упоминает о них как расположенных неподалеку? Значит, умер он на Пелопоннесе. И не удивительно, что могила его неизвестна. Мы не знаем мест захоронения многих известных мужей». И после этого Тимей добавляет: «Да и вообще, Гераклид - еще тот рассказчик невероятных историй (парадоксолог), утверждающий даже, что человек упал с луны».13

95А. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.69: Гермипп [из Смирны] сообщает, что спасенную [девушку] звали Панфея из Акраганта, что врачи утратили в ее отношении всякую надежду, и что по этой причине
13 Возможно, саркастическое замечание по поводу известных рассуждений Гераклида о небесном путешествии души (ср. Ямвлих, О душе, фр. 26 Finamore-Dillon = Гераклид, фр. 50).

он (Эмпедокл) совершал жертвоприношения. А приглашенных гостей было около восьми десятков. Гиппобот пишет, что проснувшись, он отправился по дороге, ведущей к Этне, и поднявшись, бросился в кратеры с огненной лавой и исчез в них, дабы закрепить слухи о том, что он стал богом, и что впоследствии это подтвердилось, так как жерло вулкана выбросило одну из его сандалий. Ведь он имел обыкновение носить медные. Однако Павсаний [в диалоге Гераклида] возражает против такой истории.14

95В. Григорий Назианзен, Речи 4.59: Эмпедоклы, аристеи и эмпедотимы, а также трофонии и многие подобные им: один из них, попытавшийся обожествить себя в кратерах Сицилии, был предан своей собственной сандалией.
95С. Григорий Назианзен, Поэма к Немесию 281-283: Эмпедокл, ты, напыщенный глупец, к тому же смертный, как кратеры Этны показали, выбросив назад сандалию слабоумного бога.
95D. Псевдо-Нонн, Комментарий к речам 4, ист. 1: Трофоний, Эмпедотим и Аристей были родом из Беотии, из города Лебадейя. Они владели магическим искусством. Все они, тщетно желая прославиться и заставить людей поверить, что будто бы они вознеслись на небеса, ввергли себя в подземные пещеры, чтобы и после смерти их останки не были обнаружены. Все они умерли. И считается, что это случилось именно в тех местах, где был воздвигнут оракул в их честь.
14 Имя спасенной и детали праздника, сообщенные Гермиппом, вполне могут быть отнесены и к Гераклиду. Однако альтернативная история, приписываемая историку II в. до н. в. Гиппоботу, противоречит версии, рассказываемой в диалоге устами Павсания, и должна происходить из других источников. Замечание Диогена относительно Павсания можно понимать и как указание на то, что в диалоге он сознательно опровергал уже распространившуюся теорию о том, что Эмпедокл погиб во время извержения Этны.
АНТИЧНАЯ БИОГРАФИЯ ancient biography ДИАЛОГ ПИФАГОР pythagoras ПЛАТО ЭМПЕДОКЛ empedocles dialogues
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты