АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Клавдиенко Ю.С. магистр исторических наук ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
julia. k-89@inbox. ru
ENFANT TERRIBLE СОВРЕМЕННОГО МИРА: ФЕНОМЕН КНДР КАК РЕЗУЛЬТАТ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация: в статье исследуется проблема урегулирования отношений мирового сообщества с КНДР. Автор обращается к истории развития вопроса и к роли иностранных государств в становлении образа КНДР на международной арене. Установлено, что появление ядерного оружия в КНДР является прямым следствием противостояния СССР и США. Сделан вывод о необходимости соблюдения принципа равноправия для установления надёжного сотрудничества с правительством Северной Кореи.
Ситуация на Корейском полуострове регулярно обостряется. КНДР продолжает проводить ядерные испытания, а мир не может найти пути влияния на неё. Россия, как правило, выступает за путь мирного урегулирования, США находят наиболее действенным использование методов устрашения и давления. Но для того, чтобы найти решение проблемы, необходимо обратиться к её сути, вспомнить, с чего всё начиналось, и проследить процесс превращения страны из отсталой японской колонии в одно из самых закрытых и тоталитарных государств в мире.
На момент окончания Второй мировой войны Корея уже 35 лет находилась под оккупацией Японии. Поражение последней поставило вопрос о судьбе её бывших подконтрольных территорий, в том числе Корейского государства.
На Потсдамской конференции было решено, что разграничительной линией между советской армией и американскими войсками станет 38-я параллель, к северу и к югу от которой союзные войска должны будут провести разоружение и пленение частей квантунской армии3. СССР, справившись со своей задачей раньше союзника, принялся налаживать связи с местными народными комитетами, надеясь в результате получить на границе лояльное государство4. США, в свою очередь, не были заинтересованы в распространении влияния Советского Союза на Корейский полуостров и 8 сентября 1945 г. поспешили высадиться на юге.
Ещё в ходе Тегеранской конференции, во время обсуждения судьбы бывших колониальных государств, в том числе Кореи, было достигнуто соглашение о создании
временного правительства, контролируемого союзниками до тех пор, пока новое государство не будет готово проводить самостоятельную политику1. Однако с приходом к власти Г. Трумэна советско-американские отношения обострились. И, если в Каирской декларации подчёркивалось, что подписавшие стороны выступают за освобождение и независимость корейского народа, не ставя своей целью получение выгоды или территориальный захват, то теперь две соперничающие державы рассматривали Корейский полуостров как важную зону влияния в набирающей обороты холодной войне. Таким образом, советское и американское руководство приступили к поиску лояльного наместника. СССР нашёл его в лице Ким Ир Сена, а США - в Ли Сын Мане. В итоге, обе державы настолько увлеклись своим противостоянием, воздействуя через своих ставленников на народные массы, что то ли намеренно, то ли случайно, привели корейский народ к гражданской войне, по окончанию которой разграничительная линия по 38-й параллели, после окончания мировой войны имевшая лишь номинальное значение, превратилась в фактическую границу, искусственно разделившую одно государство с общей историей на две противоборствующие страны. Однако на этом трагедия корейского государства не закончилась. США и СССР продолжали использовать Север и Юг в своих геополитических целях.
СССР в 1947-1950 гг. проводил на территории КНДР геолого-разведывательные работы, в результате которых было обнаружено до 26 млн. тонн запасов урана, из которых около 4 млн. тонн оказались пригодны для промышленной разработки2. В 1956 г. Советский Союз и КНДР подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, после чего началось строительство Центра ядерных исследований, где уже в 1965 г. был введен в действие исследовательский легководный ядерный реактор советского производства ИРТ-2000 .
США, в свою очередь, 1 октября 1953 г. заключили с Республикой Корея договор, по которому последняя гарантирует право американским вооружённым силам действовать на её территории4. Более того, с 1958 г. в Южной Корее было размещено американское ядерное оружие, число боеголовок которого в 1967 г. доходило до 9505.
При этом обе стороны заявляли, что на подобные действия они вынуждены идти лишь в оборонительных целях: США якобы сдерживали агрессию Севера, а СССР помогал КНДР выстоять против капиталистической угрозы с Юга. На деле же это не было ничем иным, как борьбой за сферы влияния двух противоборствующих лагерей.
До 1991 г. КНДР чувствовала себя в относительной безопасности, опираясь на Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР от 6 июля 1961 г., 1-я статья которого провозглашала союзнические обязательства в случае нападения на одну из сторон6. Однако в 1991 г. Советский Союз перестал существовать, а в ноябре 1992 г. Б.Н. Ельцин во время визита в Сеул заявил, что Договор 1961 г. необходимо пересмотреть, в частности упразднить его 1-ю статью7. Сомнений в том, что КНДР потеряла ядерное прикрытие, больше не возникало.
Фактически оказавшись в одиночестве, КНДР предприняла ряд шагов, направленных на поиск компромиссного решения существующих проблем. Так, в конце 1991 - начале 1992 г. КНДР подписала Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах между Севером и Югом, Декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова, а также Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ, в рамках которых КНДР давала согласие на инспекционную деятельность организации1. В ходе инспекции в мае 1992 г. в КНДР прибыл генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс. В своём докладе в апреле 1993 г. он упоминает о несоответствиях информации о ядерных разработках, заявленной КНДР, данным, выявленным в ходе инспекции2.
Давление на КНДР усиливалось: МАГАТЭ, ссылаясь на разведывательные данные, предоставленные США, требовало допустить инспекционную комиссию на объекты, которые, по утверждению КНДР, носили военный характер, не имели отношения к ядерному
комплексу, и, соответственно, не попадали под действие соглашения о гарантиях . В итоге, в октябре 1994 г. США удалось добиться от КНДР подписания Рамочного соглашения, которое предусматривало заморозку ядерных объектов КНДР с их последующим уничтожением, в обмен на строительство американцами двух легководных реакторов4.
Однако эти реакторы так никогда и не были построены. Но самое главное, КНДР не получила официального заявления США, что они не намерены атаковать Северную Корею, в то время как на протяжении 1990-х гг. военное планирование США основывалось на концепции борьбы на два фронта: против Ирака и КНДР5. К тому же, это происходило на фоне регулярных совместных военных учений США и Республики Корея, которые так же раздражали Пхеньян.
Осознав, что США не собираются выполнять данные обязательства, в декабре 2002 г. КНДР заявила о возобновлении ядерной программы, а в январе 2003 г. вышла из ДНЯО и МАГАТЭ. В то же время Пхеньян заявлял, что не намерен создавать ядерное оружие и собирается проводить ядерные исследования в мирных целях6. Однако уже в апреле 2003 г. на встрече с американскими дипломатами в Пекине, представители Пхеньяна заявили, что
КНДР обладает ядерным оружием .
Всего Северной Кореей с 2006 по 2017 гг. было проведено шесть ядерных испытаний, всё более мощных с каждым годом. И, несмотря на то, что сомнений в наличии ядерного оружия у КНДР больше не остаётся, мировое сообщество продолжает проводить политику, характерную для 1990-х гг., забывая при этом, что именно она привела к тому, что сейчас из себя представляет Северная Корея. Она слишком привыкла к роли изгоя и слишком привыкла действовать без оглядки на остальной мир. И только если в КНДР признать равного партнёра, заключить с ней новые соглашения на равных условиях, можно вернуть её доверие и добиться от неё соблюдения международных договорённостей.
Литература:
References:
ENFANT TERRIBLE OF MODERN WORLD: DPRK&S PHENOMENON AS A RESULT OF WORLD SOCIETY&S COLLECTIVE FUNCTIONING
Klavdienko Y.S.
Master of Historical Sciences
FSBEI of Higher Education «Kuban State University» julia.k-89@inbox.ru
Abstract: The article examines the issue of regulating relations between the world community and the DPRK. The author explores the history of the development of the issue and the role of foreign states in the formation of the image of the DPRK on the world stage. It has been discovered that the fact that the government of the DPRK has nuclear weapons is a direct consequence of the confrontation between the USSR and the USA. It has been concluded that the principle of equality must be respected in order to establish reliable cooperation with the government of North Korea. Keywords: DPRK, nuclear weapon, USA, USSR
Для цитирования: Клавдиенко Ю.С. Enfant Terrible современного мира: Феномен КНДР как результат коллективной деятельности мирового сообщества// Архонт, 2019. № 6 (15). С. 38-42.