Спросить
Войти

Обобщающее исследование по истории ранневизантийской Палестины

Автор: указан в статье

УДК 94(4951.01

ОБОБЩАЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ПАЛЕСТИНЫ

А.М. БОЛГОВА

A.Ю. РЫШКОВСКАЯ

B.Н. ШИЛОВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: bolgova@bsu.edu.ru

В работе рецензируется одна из наиболее важных монографий последних лет, посвященных истории позднеантичной и ранневизантийской Палестины - книга Хагит Сиван «Палестина в Поздней античности» (2008). Особое внимание обращается на основные методологические проблемы, поднятые в монографии, и на то, как ее автору удалось раскрыть их содержание.

В 2008 г. вышла в свет монография известной исследовательницы позднеантичной и ранневизантийской эпохи, профессора Университета Канзас (США) Хагит Сиван1 «Палестина в Поздней античности»2.

Этот блестяще написанный очерк истории этноконфессиональных общин, которые жили в Святой Земле во время Поздней античности, использует теорию конфликта как организующий принцип для огромного количества первичных и вторичных источников, которые представляют собой истории христианской святоотеческой, имперской традиции, общин коренного населения - самаритян, евреев, окруженных остатками языческих политеистических общин в позднеантичной Палестине3.

Задача, предпринимаемая Х. Сиван и заключающаяся в том, чтобы переработать огромное количество литературных и археологических источников, а также и их современные интерпретации, является почти устрашающей. Доселе не было никого, кто попытался бы взять на себя решение этой задачи с такой исчерпывающей полнотой проекта, поскольку даже Майкл Ави-Йона, автор книги «Евреи в Римской и Византийской империи: Политическая история Палестины от восстания Бар Кохбы до арабского завоевания» (Иерусалим, 1946, 1984), не претендовал на исчерпывающую полноту.

Во Введении (с. 1-15) автор дает этногеографический экскурс в историю региона, характеризуя основные этноконфессиональные группы как в тексте, так и на картах. Х. Сиван сразу обозначает основные характеристики Палестины рассматриваемого времени с позиций двух основных групп ее населения: это «Святая Земля» для христиан и одновременно - «Земля Израиля» для иудеев (с. 1-2). Помимо этого выделяется и характеризуется община самаритян и остававшиеся в тот период язычники.

На с. 4-7 кратко характеризуются основные источники исследования. Это ранневизантийская письменная традиция, раввинистическая литература, папирусы и др., а также археологический контекст.

Далее специально обозначается главная методологическая линия исследования - это конфликт между этноконфессиональными общинами, проходящий красной линией сквозь всю позднеантичную эпоху. Отсылка к концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона (с. 13) делает методологические подходы автора вполне ясными и четкими.

Глава 1 называется «Пролог: от Константина к Абд-аль-Малику», и начинается она с общей характеристики римской Палестины в начале IV в. (с. 16-40). Главным содержанием этого времени для региона стала постепенная христианизация и начало оформления культа святых мест, приведшего в конечном итоге к оформлению культа Святой Зем-

1 Среди основных работ Х. Сиван следует назвать: «Авзоний из Бордо: происхождение галльской аристократии» (1993), и «Между женщиной, мужчиной и Богом: новая интерпретация Десяти заповедей» (2004), «Галла Плацидия: последняя римская императрица» (2011). В настоящее время она готовит исследование о судьбах различных социальных меньшинств в Поздней античности. Режим доступа: http://www.history.ku.edu/faculty/index2.shtml
2 Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford - New York, 2008. 430 p.
3 См.: Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. (eds.). Tabula Imperii Romani: Iudaea Palaestina: Eretz Israel in the Hellenistic, Roman and Byzantine Periods: Maps and Gazetteer. Jerusalem, 1994.

ли. Важной частью главы является описание римских городов провинции с характеристикой их полиэтничного населения в процессе христианизации. В следующей части главы речь идет о «пейзаже» провинции и произошедших в нем изменениях к эпохе Анастасия (начало VI в.). Главными вехами здесь автор считает деятельность императрицы Евдокии и св. Саввы по обустройству монастырей (с. 41).

Глава 2 «На краю мечты и пустыни» (с. 51-106) посвящена теоретическим аспектам организации и становления христианской монашеской жизни в регионе - концепту мечты, с которым связывались представления о Палестине у многих этноконфессиональных групп, и концепту пустыни, края земли обетованной. Особое внимание в последнем аспекте уделено пустыне Негев (с. 77-93) и Голанским высотам (с. 93-106).

Третья глава «Неподчинение, массовые беспорядки, и бунт: самаритяне и возникновение нетерпимости» (с. 107-142) является систематическим очерком истории общины самаритян в общей ранневизантийской истории региона. Особое место уделено ряду восстаний самаритян, о которых сообщается в письменной традиции (Иоанн Малала, Захария Ритор и др.).

Глава 4 носит название «Оспаривание священного: формы ритуального насилия» (с. 143-186) и рассматривает различные аспекты сакральной жизни иудеев, начиная с праздника пурим, сосуществования этноконфессиональных общин в Скифополе, и далее выходит на тему взаимоотношения и сосуществования этих общин в целом.

Пятая глава - «Иерусалим: контрастирующие взгляды созерцателей» (с. 187-229) -продолжает главную тему монографии - сосуществования различных народов - на материалах Иерусалима. Путь от римской крепости Элия Капитолина к сакральному городу Иерусалиму совершается постепенно, но неуклонно. В истории города выделяются эпоха св. Кирилла Иерусалимского, императора Юлиана, императрицы Евдокии (с. 210-219), Юстиниана Великого, а также период от персов до мусульман в I пол. VII в.

Глава 6 - «Оспаривание Писания и Земли: литургические даты и сезонные циклы» (с. 230-274) касается истории отдельных пунктов Святой Земли в связи с ветхозаветной и новозаветной историями. Здесь же дается аналитический очерк мозаичной карты из Ма-дабы (с. 255-263).

Седьмая глава - «Плоть и кровь. Женщины в палестинских обществах» (с. 275301) - является одной из наиболее важных и интересных, поскольку в ней рассматриваются жизнь и история этноконфессиональных групп ранневизантийской Палестины сквозь призму гендерного подхода в истории. Акцент здесь сделан скорее на иудейской общине, нежели на христианской.

Глава 8 - «Истории городов: Кесария, Сепфорис, Газа» (с. 302-347) - представляет собой систематические очерки истории рассматриваемых городов, на примере которых мы можем сделать выводы о путях исторического развития и прочих центров ранневизантийской Палестины.

Глава 9 представляет собой заключение (с. 348-361), в котором сделаны основные концептуальные выводы исследования.

В «Приложения» помещены указатель иудейских источников, библиография, индекс имен и географических названий.

Наиболее важной особенностью исследования Х. Сиван в целом является пристальный интерес к полной мозаике народов и конфессий Палестины во всем их сложном взаимодействии. В отечественной науке такой подход до сегодняшнего дня не был принят. Изучались либо провинции в составе империи, либо преимущественно христианская история региона. Первой попыткой вписать иудейское население в общий исторический контекст можно считать монографию А.Г. Грушевого4, вышедшую в том же 2008 г., что и книга Х. Сиван, но имеющую более широкие хронологические рамки. Вторая (и последняя пока) книга этого направления - исследование Л.С. Чаковской5. Однако данные труды посвящены истории иудеев Палестины. Комплексное исследование, подобное книге Х. Сиван, в отечественной науке отсутствует.

4 Грушевой А.Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской Республики и Римской империи. СПб., 2008.
5 Чаковская Л.С. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III-VI вв. н.э. М., 2011. Интересно, что в данной книге рецензируемая работа Х. Сиван 2008 г. не упоминается.

Исследование Х. Сиван вносит значительный вклад в разработку проблем позднеантичной истории на примере отдельного региона. Палестина как особый регион для целого ряда конфессий неисчерпаема для исследователя. Поэтому остается выразить надежду на то, что со временем появится более полная история как этого региона в це- лом, так и отдельных его городов и общин. Но путь, проложенный канзасской исследова- тельницей, позволяет надеяться на скорое продвижение в этом круге проблем.

SYNTHESIS STUDY ON THE HISTORY OF EARLY BYZANTINE PALESTINE

A.M. BOLGOVA A.YU. RYSHKOVSKAYA V.N. SHILOV

Belgorod National

Research University

e-mail: bolgova@bsu.edu.ru

The paper reviewed by one of the most important recent mono- graphs devoted to the history of late antique and early Byzantine Pales- tine - Hagit Sivan’ book "Palestine in Late Antiquity" (2008). Particu- lar attention is drawn to the main methodological issues raised in the monograph, and how the author managed to reveal their contents.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты