Проведены наблюдения за зрительной деятельностью оператора при обзоре сзади. Технологическая операция: культивация по стерне после уборки зерновых культур. МТА: трактор К - 744Р2 с культиватором 300-310-КПА «Лидер».
Оператор: стаж работы 20 лет, класс первый, возраст 38 лет.
Длина поля 2200 м, ширина - 1800 м, рельеф поля равнинный, с небольшим уклоном, засоренность растительными остатками большая.
Способ движения МТА - челночный с петлевыми поворотами. Средняя скорость движения МТА 8.. .12 км/час.
Выводы
Для контроля работы сельхозмашин
оператор вынужден поворачивать туловище и голову назад. Доля времени на обзор сзади составляет от 0,15 до 0,29, следовательно, механизатор работает с высоким физическим напряжением из-за поворота туловища и головы назад. Такие повороты для человека связаны с напряжением мускулатуры и расходом энергии.
Улучшение обзорности задних зон с рабочего места оператора машины важно как для улучшения условий труда, так и для повышения экономических показателей.
Разработанная система показателей оценки обзорности при применении зеркал позволяет объективно и всесторонне оценить условия работы операторов.
УДК 316.334:21 И УДК 23/29
материальная культура старообрядцев симбирско-ульяновского Поволжья (поселения и жилища)
А.А. Виноградов, к.ист.н. Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
В зависимости от расположения в тех или иных условиях местности старообрядческие поселения так же, как и православные, относятся к трём основным типам: долинному, водораздельному, притрактовому. Наиболее распространённым является долинный тип. Преобладающей планировкой селений была линейная, уличная.
В состав старообрядческой сельской усадьбы XIX века входили: жилой дом (изба), двор с надворными постройками и «зады». Надворные постройки были связаны с избой по-разному, но преобладающей являлась открытая П-образная (постройка с жилым домом в плане имели форму буквы «п»), характерная для лесостепной ландшафтной зоны Среднего Поволжья.
Дома (4-стенки и 5-стенки) строили преимущественно из круглого леса, в южной, более степной части края, встречались саманные и глинобитные (у старообрядцев это встречалось среди выходцев с Украины и Астрахани). Сруб ставили на дубовые стойки, столбы. Он состоял из 12-15 брёвен-венцов.
Пол настилали на переводины, укреплённые во 2-3 венце сруба; окна вырубались в 5-7 венцах, окаймлялись наличниками, ставнями. Крышу дома устраивали на стропилах, преобладающей являлась её 2-х скатная форма. Крестьянские дома крылись соломой («в щётку», «в натруску»), а также дранкой, тёсом. В доме устраивали два выхода: один с фасадной части дома (оформлялся в виде парадного крыльца), другой - на двор усадьбы. В XIX веке жилые постройки сельского населения как старообрядческого, так и православного, имели 3-х камерное членение (изба - сени -клеть с подклетом), встречались 2-х камерные (изба - сени).
Крытые соломой крестьянские старообрядческие избы в конце XIX века в отличие от православного сельского населения составляли небольшую часть жилых строений (таблица). Преобладание сельских домов из более дорогих материалов у старообрядцев связано с тем, что они, как отмечалось выше, были более зажиточны.
Особенно много зажиточных старооб-
рядцев проживало в Алатырском уезде, где были значительно развиты промыслы. В том же уезде у старообрядцев встречалось немало каменных домов, крытых железом, что являлось наивысшим признаком сельской зажиточности не только во второй половине XIX века, но и в первой половине XX века. Такие дома в сёлах Ульяновского Поволжья были в диковинку [1].
Симбирские старообрядцы по своей зажиточности уступали Нижегородским. Одним из показателей этого факта являлось то, что в Нижегородских старообрядческих беспоповских общинах часто встречались двухэтажные молельни. В Симбирской же губернии во второй половине XIX века, по данным миссионеров официальной церкви, преобладали молельни в виде пристроев к жилым домам глав старообрядческих общин [2]. Этот факт является местной особенностью и ярким отличием от сельских православных жилых домов.
Встречались и отдельно стоящие молельни, но православные миссионеры часто обнаруживали их и делали всё от них зависящее, чтобы уничтожить данные строения [2].
Существовало и такое понятие, как келья. Это, как правило, были дома одиноких женщин, в которые постепенно переселялись старые девы, решившие полностью посвятить свою жизнь молитве. В XX в. в старообрядче-
ских общинах, испытавших на себе сильное нестарообрядческое влияние, как, например, в общине села Красный Яр Чердаклинского района, кельями называли любые дома одиноких старообрядок, но и там сохранилась традиция, не позволявшая посещать эти дома мужчинам и замужним женщинам.
Преобладающей внутренней планировкой избы была среднерусская (печь справа или слева у входа с челом к фасаду, передний угол
- по диагонали от печи). В южных районах встречалась западнорусская постановка печи (печь у входа челом к двери).
Жилое помещение избы состоятельных старообрядцев разделялось со второй половины XIX века на переднюю, чистую и заднюю, кухонную половины. Для отопления домов, помимо русской печи использовались подтопки, круглые голландки. В обстановке дома иногда встречались покупные предметы: шкафы для посуды, стулья, кровати, зеркала и прочая мебель городского быта. Обстановка же изб малоимущего крестьянства оставалась без изменения. «В избе, в переднем углу стоит всегда стол, а кругом, вдоль стен - лавки, кривое зеркало, большой крашенный масляной краской сундук, деревянная кровать (конник), изредка немудрёный шкаф для посуды
- состовляют всю мебелировку крестьянских изб... » - писал симбирский художник Д.И. Архангельский [3].
Жилище старообрядцев с. Троицкий Сунгур и с. Монастырский Сунгур Самайкин-ской волости Сызранского уезда, с. Полянки Промзинской волости Алатырского уезда, с. Томылово Малоборлинской волости Сенгилеевского уезда Симбирской губернии по результатам первой Всероссийской переписи 1895-97 гг., %
Населённый пункт Всего домов Деревянный дом Каменный дом
крытый соломой крытый тёсом крытый тёсом крытый железом
Монастырский Сунгур Сызранского уезда 61 29 32 - -
Троицкий Сунгур Сызранского уезда 73 30 43 - -
с. Полянки Алатырского уезда 17 4 11 - 2
с. Томылово Сенгилеевского уезда 20 5 14 1 -
Итого 171 68 100 1 2
Таблица составлена автором по данным: ГАУО, ф. 597, оп. 1, д. 25, 31, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 62.
Во внутреннем убранстве избы старообрядцев отличались большей строгостью, меньшим количеством ярких красок и узоров, нередко отличало наличие специальных полок, как правило, вдоль восточных стен для установки икон. Особенно это характерно было для пристроев, служивших молитвенными помещениями (молельнями). В них отводились места для аналоев и иконостасов со священными вратами. Все перечисленные богослужебные атрибуты в промежутки времени между богослужениями прятались в различные тайники.
Фасад дома, особенно наличники окон, украшали резьбой (ногтевидно-выемчатой, барельефной, пропильной, наиболее поздней).
К хозяйственным постройкам усадьбы относились: для содержания скота (хлева,
конюшни), для хранения хозяйственного инвентаря сараи, различные амбары, подвалы, погреб, баня; на «задах» усадьбы для выполнения хозяйственных работ устраивались гумно с током и др. Количество и добротность хозяйственных построек зависели от состояния хозяина.
Подводя итоги, можно заметить, что у старообрядцев сельские дома преобладали из более дорогих материалов в связи с тем, что староверы были более зажиточны, чем православные селяне. А это в свою очередь объясняется, как подчёркивалось выше, аскетичным образом жизни представителей старообрядчества, которые в труде и молитве видели смысл своего существования, а потому много работали и практически не тратились на различные праздники и увеселительные мероприятия.
Использованные источники:
УДК 316.334:12
традиция празднования мусульманских праздников: вчера и сегодня (на материалах села ПОПОВКА)
О.Р Хасянов, ассистент Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Религия на протяжении столетий оставалась связующей нитью, объединяющей прошлое и настоящее. Поволжье исторически ощущало на себе влияние христианской и мусульманской культуры. На территории Поволжья ислам начинает утверждаться с 922 г., т.е. с момента принятия Волжской Булгарией в качестве официальной религии. Во многом исламская культура влияет и на жизнь современных жителей нашего региона.
Цель статьи рассмотреть традицию празднования исламских праздников в поволжском регионе, на примере села Поповка
Чердаклинского района Ульяновской области.
Данное село является этноконфессио-нальным. Большинство жителей исповедуют ислам, по национальному признаку большинство татары. Село было основано в начале XIX века на удельных землях.
В дореволюционное время ключевую роль в жизни селян играл ислам, нормы которого были непререкаемы. Ислам с идеей религиозной общины объединял людей. До установления советской власти в селе действовали две мечети, а при них приходские школы. Священнослужители обучали араб-