Спросить
Войти

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКИХ СОСЛОВИЙ НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX ВВ.

Автор: указан в статье

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65), 2013. № 3, с. 282-287.

УДК 008(=512.145):316.342"18/19"

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

КРЫМСКОТАТАРСКИХ СОСЛОВИЙ НА РУБЕЖЕ XVIII - XIX ВВ.

Хайрединова З. З.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: hzarema@gmail.com

Статья посвящена повседневной культуре крымских татар на рубеже XVIII - XIX вв. Рассматривается понятие «культуры повседневности» в культурологическом дискурсе. Разграничиваются понятия «повседневная культура» и «обыденная культура». Исследуются особенности культуры повседневности крымскотатарских сословий на рубеже XVIII - XIX вв.

В последние годы большое внимание в рамках культурологических исследований уделяется разработке методов культурологического анализа в целом, и специфике их применения к изучению повседневной культуры в частности. Так, М. В. Луков [1]. в своих исследованиях предлагает обзор теоретических подходов в осмыслении культуры повседневности, а также проводит разграничение между нею и «обыденной культурой».

Исследование О. И. Горяиновой [2]. посвящено проблемам методов культурологического анализа и специфики их применения к изучению повседневной культуры. О. И. Горяинова считает важным в исследовании повседневности «переход исторического анализа в историко-антропологическую плоскость» [3]. Трудно не согласиться с мнением автора, что анализ документов, историография, конкретно-историческая проблематика являются фундаментом исследования. Однако изменился его фокус, появился интерес к обыденному, мелочам, деталям, усилился интерес к тем представлениям и смыслам, которые «таили» эти «простые вещи» [4].

В 2011 году Рязанским государственным университетом имени С. А. Есенина был проведен VII международный философско-культурологический симпозиум «Человек в мире культуры: история и культура повседневности». «Участники симпозиума предприняли попытку посмотреть на повседневность через оптику теории культуры, что позволяет провести деконструкцию повседневности и раскрыть ее онтологические и эпистемологические слои», - так сформулировал основные векторы исследований симпозиума доктор философских наук, профессор А. В. Соловьев, заведующий кафедрой культурологии Рязанского госуниверситета [5]. Работа симпозиума охватила три основных направления: философия повседневности (этика, эстетика, антропология), история повседневности (традиция, современность, социокультурные практики) и социология повседневности (субкультуры, сообщества, группы, социокультурная среда). Таким образом, участники симпозиума представили большой спектр

концепций в разработке теоретических и практических подходов к изучению понятия культуры повседневности.

Обычно в научной литературе, в выступлениях на научных конференциях граница между обыденной культурой и культурой повседневности не устанавливается, для большинства исследователей это синонимы. М. В. Луков утверждает, что более плодотворным представляется дифференциация этих понятий при изучении новейшей культуры. «В этом случае под «обыденной культурой» логично понимать ту сферу культурной жизни, которая связана с бытом и обыденным сознанием. Под «культурой повседневности» - весь объем культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, здесь и сейчас» [6]. М. В. Луков приводит интересный пример. «Человек встал утром, оделся, позавтракал, добрался до работы на транспорте. Все это элементы жизнедеятельности, связанные с «обыденной культурой», потребовавшей от него многочисленных специальных действий, слов, жестов, освоенных нередко до автоматизма и поэтому не замечаемых, но не перестающих от этого быть частью «культурного капитала». И принял участие в научной конференции - как слушатель, докладчик, участник дискуссии. А вечером пошел в консерваторию на концерт Баха. Это явно элементы не обыденной, а другой (в данном случае научной, художественной) культуры. Но и то, и другое совместилось в рамках одного дня, актуализировано, причем не в полном объеме, а только в актуальных аспектах» [7]. Слой интеллигенции неуклонно расширялся, а для него «обыденная культура» уже не составляет основы жизнедеятельности. Итак, М. В. Луков приходит к выводу, что «постепенно намечается масштабный переход от господства «обыденной культуры» к господству включающей ее, но и не только ее, «культуры повседневности»... [8].

Процесс формирования традиционной культуры крымских татар был долгим и сложным. Таким же сложным был и процесс этногенеза крымских татар, вызывающий сегодня большую полемику. Бесспорно, одним из консолидирующих факторов в развитии культуры и повседневной практики крымских татар явился ислам. В период Крымского ханства ислам являлся основным регулятором жизни крымских татар, определяющим мировосприятие и формирование традиций и обычаев. В ханский период культура крымских татар достигла наивысшего расцвета, что проявлялось в литературе, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

В период Крымского ханства сложилась определенная сословная иерархия. Во-первых, - это крымскотатарская знать, беи и мурзы. Они пользовались большими привилегиями в государстве. Крымских хан был вынужден прислушиваться к мнению знати. Во-вторых, - духовенство, оно было довольно многочисленно и играло большую роль в духовной жизни мусульман Крыма. В-третьих, определенный слой крымскотатарского населения представляли ремесленники, которые объединялись в цеха, занимались кустарными промыслами. Они же нередко являлись торговцами. И, наконец, четвертая группа - крестьяне, занятые в сельском хозяйстве и животноводстве.

О повседневной культуре каждой группы населения можно говорить лишь в общих чертах. Первое, и основное, общее для всех групп, - это выполнение всех требований, правил и норм ислама. В повседневной культуре это проявлялось

284

следующим образом. Любой крымский татарин, независимо от происхождения и принадлежности к той или иной сословной группе, обязан был совершать пятикратную молитву (намаз), придерживаться поста (ураза) и по мере возможности платить налог в пользу бедных (закят). Второе - служение хану и духовному главе -шейх-уль-исламу.

После присоединения Крыма к России уклад жизни крымских татар стал существенно меняться. Основная и главная проблема, возникшая перед населением, - русский язык. Известно, что в Крымском ханстве языком общения был крымскотатарский. Включение крымскотатарского населения в сословную иерархию Российской империи проходило довольно сложно. Документы Государственного архива в АРК свидетельствуют о долгих разбирательствах в деле утверждения, например, крымскотатарских мурз и беев в дворянском статусе [9].

Манифест Екатерины II, подписанный 8 апреля 1783 года «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую Державу» обещал «охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру» [10]. Позже в указе князю Г. А. Потемкину от 28 июня 1783 года говорилось, что необходимо «определить надлежащее и нескудное содержание мечетям и служащим в оных школах их и на другие тому подобные полезные дела» [11]. Таким образом, сословные группы, существовавшие в период Крымского ханства, постепенно были адаптированы к сословной структуре Российской империи.

Очевидно, процесс адаптации местного населения к реалиям новой жизни был сложным и долгим. Новые правила жизни, новые законы, незнание русского языка -в повседневной жизни часто приходилось обращаться за разъяснениями по многим вопросам.

Повседневная жизнь крымскотатарского дворянства конца XVIII - XIX века делилась на две половины. Во-первых, дворянин как частное лицо посвящал себя семье и хозяйственным заботам. И, во-вторых, дворянин вел определенную общественную жизнь. Служба военная или статская также входила в обязанность дворянского сословия. Кроме того, крымскотатарское дворянство активно участвовало в жизни губернии, например, при выборах Таврического муфтия, уездных кадиев они занимали высокие должности в администрации края. В повседневной жизни крымскотатарского дворянства большое внимание уделялось приему гостей. Общение, гостеприимство было особенно важно.

Духовенство играло огромную роль в повседневной жизни всех сословных групп как до присоединения Крыма к России, так и после. Понимая всю важность духовной жизни мусульманского населения, Российское правительство решает вопрос об открытии в губернии Таврического магометанского духовного правления, целью которого явилась регуляция повседневной жизни мусульманского населения Крыма. Известно, что благодаря исламу крымские татары сохранили свои традиции, культуру, язык. Благодаря консолидирующей роли религии, сохранилось то богатое культурное наследие, некоторые элементы которого можно наблюдать и в современной жизни.

Рождение ребенка сопровождалось определенным обрядом - имя наречением. Мулла читал определенную молитву и давал ребенку имя. Существует также и свадебный обряд, и духовенству здесь отводилась важная роль в наставлении и

воспитании молодежи в духе мусульманских традиций уважения супругов друг к другу, уважения к старшим (родителям и родственникам молодых), ответственности в воспитании детей. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что мусульманское духовенство играло большую роль в повседневной культуре крымских татар в рассматриваемый период.

Ремесло в истории крымских татар играло также большую роль. Известно, что основу городского населения Крымского ханства составляли ремесленники. Эта значительная прослойка общества пользовалась широкими правами и привилегиями, а период ханства активно развивалась и процветала. Ремесло было уважаемым занятием и приносило хороший доход. Существовали целые корпорации ремесленников, которые специализировались на конкретных видах товара. Процветали кожевенное дело, известны мастера-литейщики - тёкмеджилер - железные казаны всех размеров славились далеко за пределами Крыма. Среди ремесленников много было кузнецов, медников, лудильщиков, ножевых дел мастеров, ювелиров, ткачей и вышивальщиц. В этот период активно развивается декоративно-прикладное искусство, керамическое и гончарное производство.

Становление профессионального ремесла в Крымском ханстве как части культуры крымскотатарского народа привело к возникновению цеховых организаций и артелей. В первую очередь цеховые корпорации, в которые объединялись ремесленники, защищали интересы производителей и способствовали благоприятным условиям развития ремесла [12].

Однако, ситуация в XIX веке существенно меняется. Об этом пишет Исмаил Гаспринский в газете «Терджиман» («Переводчик»). Статья посвящена кустарным промыслам и была опубликована в октябре 1890 года. Он пишет: «Два-три десятилетия назад в Крыму, можно сказать, процветали кустарные промыслы, особенно в Бахчисарае, Евпатории и Карасувбазаре. Еще раньше крымские татары, особенно в горной части, производили для собственного потребления грубые сукна (сокма), алажду (грубая шерстяная мебельная материя) и холст бумажный и льняной (последний на Южном берегу). Крымские ножи, войлоки, обувь, медная посуда, сафьян, шубы, шорные изделия имели сбыт и за пределами Крыма, но, увы, теперь все эти производства пали и, кажется, окончательно» [13]. И. Гаспринский обращает внимание читателей на то, что восточные изделия славились богатством рисунка и прочностью материала и краски. «В этом случае надо быть стойкими и не погубить добрую славу употреблением плохого материала и дешевой краски. В последнее время начали раздаваться жалобы на недобротность красок - пишет редактор «Терджимана». Это происходит от введения в употребление дешевых, но непрочных анилиновых красок, вместо местных, более дорогих. ...Работайте своими, завещанными отцами красками, хотя и более дорогими [14]. Сегодня возрождаются кустарные промыслы крымских татар. Проводится множество конференций, выставок, что способствует возрождению ремесленной традиции.

Большое значение отводилось самому яркому празднику - торжественному дню посвящения в мастера - Ревану. Реван буквально означает «ищущий высшего знания». На торжество своим долгом считали прийти мастеровые всех цехов города и близлежащих сел и, конечно же, горожане всех сословий. Этот праздник-экзамен был итогом длительного учения и признания мастерства [15]. Таким образом, ремесленничество крымских татар имеет глубокие корни и давние традиции.

286

Особенностью повседневной культуры данного сословия были постоянное совершенствование навыков и умений в развитии «кустарных промыслов».

Интересной особенностью повседневной культуры крымскотатарских сословий явились вопросы, связанные с воспитанием и этнопедагогикой. В крымскотатарской семье дети часто слышали пословицы и поговорки, соответствующие тому или иному случаю. К концу XIX века происходит активизация образовательных процессов. Благодаря Исмаилу Гаспринскому и джадидистскому движению образование в среде крымских татар быстро распространялось.

Повседневная жизнь крымскотатарского дворянства и духовенства отличалась от жизни ремесленников и крестьян. Это проявлялось и в пище, и в использовании той или иной посуды, и в одежде, и в стремлении получить образование.

Важным фактом в истории крымскотатарского народа явилось возникновение нового метода в обучении детей в начальной школе (мектебе). Новометодные школы послужили толчком к зарождению крымскотатарской интеллигенции и активному их участию в общественно-политическом движении мусульман России в конце XIX - начале XX вв. Особо следует отметить возникновение национальной прессы. Газета «Терджиман-Переводчик» стала определенным проводником в общественной и повседневной жизни крымских татар. Газета пользовалась большой популярностью среди крымскотатарского народа, ее читали в кофейнях и активно обсуждали все новости.

Таким образом, повседневная жизнь крымских татар к концу XIX века постепенно менялась. Большое внимание уделялось образованию, вопросам улучшения быта и жизни крымских татар. Все больше звучали голоса о «национальной идее», о судьбе народа и его будущем.

Список литературы

1. Луков М. В. Обыденная культура и культура повседневности / М. В. Луков // Высшее образование и мировая культура. - 2005. - №3. - С.119-203; Луков М. В. Культура повседневности / М. В. Луков // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение.» -Культурология. - 2008. - №4. Электронный ресурс : http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov MV/
2. Горяинова О. И. Культура повседневности в контексте методологии культурологического познания / О. И. Горяинова // Культурологический журнал (Journal Of Cultural Research). - 2010. -№1. Электронный ресурс : http://www.cr-journal.ru/rus/iournals/34.html.
3. Там же.
4. Там же.
5. Человек в мире культуры : история и культура повседневности. Материалы VII международного философско-культурологического симпозиума. - Рязань : «Рязань. М!р», 2011. - 230 с.
6. Луков М. В. Культура повседневности М. В. Луков // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение.» - Культурология. - 2008. - №4. Электронный ресурс : http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2008/4/ Lukov MV/
7. Там же.
8. Там же.
9. ГААРК, ф. 49, оп. 1, д. 444. О доставлении Таврическим дворянским собранием сведений в Таврическое губернское правительство о мурзах, не утвержденных в дворянском сословии и не имеющих чинов (10.02.1816 - 03.04.1816 гг., 4 л.); ГААРК, ф. 49, оп. 1, д. 476 Дело об образования при Таврическом дворянском собрании особой комиссии для разбора дел магометанских и греческих дворянских родов и внесения их в родословные книги (19.08.1816 -02.12.1820 гг., 413 л.); ГААРК, ф. 49, оп. 1, д. 680 Переписка Херсонского военного губернатора и Таврического гражданского губернатора с Таврическим дворянским собранием по разбору дел магометанских и греческих родов (25.02.1820 - 10.12.1824 гг., 22 л.) и др.
10. ПСЗРИ (I), Т.21, №15708.
11. ПСЗРИ (I), Т.21, №15798.
12. Абдулла Г. Ремесленные производства в Крымском ханстве / Г. Абдулла // Qasevet. - 2012. - №40.

- С.17.

13. О кустарных промыслах // Терджиман-Переводчик. - 1890. - 14 октября. - № 35.
14. Там же.
15. Абдулла Г. Ремесленные производства в Крымском ханстве / Г. Абдулла // Qasevet. - 2012. - №40.

- С.18.

Хайредшова З. З. Особливосп культури повсякденност кримськотатарських прошарок у рубежi

XVIII - XIX ст. / З. З. Хайредшова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серш: Фiлософiя. Культуролопя. Полiтологiя. Соцюлогш. - 2013. - Т. 24 (65), -№ 3. - С.282-287.

Стаття присвячена повсякденно! культурi кримських татар у рубежi XVIII - XIX ст. Розглядаеться поняття «культури повсякденностi» в культурологiчному дискурсг Розмежовуються поняття «повсякденна культура» i «буденна культура». Дослiджуються особливостi культури повсякденносп кримськотатарських прошарок у рубежi XVIII - XIX ст.

Ключовi слова: культура повсякденносп, культура кримських татар, дворянство, мусульманське дух1вництво.

Khairedinova Z. Features daily Tatar culture classes at the turn of XVIII - XIX centuries. / Z. Khairedinova // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series : Philosophy. Culturology. Political Science. Sociology. // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series : Philosophy. Culturology. Political Science. Sociology. - 2013. - Vol. 24 (65), - No 3. - P. 282-287. The article is devoted to everyday culture of the Crimean Tatars in the late XVIII - XIX centuries. Discusses the concept of a "culture of everyday life" in a cultural discourse. Delineates the concept of "everyday culture". The features of the Crimean Tatar culture daily classes at the turn of XVIII - XIX centuries. In the period of the Crimean Khanate has developed a certain social class hierarchy. First - this is the Crimean Tatar know bey and nobleman. They enjoyed great privileges in the state. Crimean Khan was forced to listen to the nobility. Secondly - the clergy, it was quite plentiful and played a big role in the spiritual life of Muslims of Crimea. Third, a certain layer of the Crimean Tatar people were artisans who were united in the shop, doing handicrafts. They often are the traders. Finally, the fourth group - the peasants engaged in agriculture and animal husbandry. About the everyday culture of each community can only speak in general terms. The first, and basic, common to all groups - is that all the requirements of the rules and regulations of Islam. In everyday culture is manifested in the following way. Any Crimean Tatar, regardless of their origin or membership in a particular social class group had to make five times prayer (namaz), stick to the fast (Eid) and as far as possible to pay the tax to the poor (zakat). Second - ministry Khan and religious head - Sheikh-ul-Islam. After the annexation of Crimea to Russia lifestyle Crimean Tatars began to change significantly. The main and the main problem that arose before the population - Russian. We know that in the Crimean Khanate was the Crimean Tatar language of communication. The inclusion of the Crimean Tatar people, at the Estates hierarchy of the Russian Empire was rather difficult. Documents in the State Archives of the ARC indicate many trials in the adoption, such as Tatar MPD and beys in the noble status.

Daily life of the Crimean Tatar nobility late XVIII - XIX century was divided into two halves. First, a gentleman, as an individual dedicated to his family and economic concerns. And, secondly, the nobleman led a social life. Military service or a civilian were also part of the obligation of the nobility. In addition, the Crimean Tatar nobility actively participate in the province, such as the election of the Tauride Mufti, county qadis, they held high positions in the administration of the province. In the everyday life of the Crimean Tatar nobility received considerable attention for guests. Communication, hospitality was especially important. The clergy played a huge role in the daily lives of all class groups as to the Crimea to Russia, and after. Realizing the importance of the spiritual life of the Muslim population, the Russian government decides to open in the province Tauride Mohammedan Spiritual Board, the purpose of which was the regulation of the daily life of the Muslim population of the Crimea. It is known that by Islam Crimean Tatars preserved their traditions, culture and language. Thanks to the consolidating role of religion, maintaining the rich cultural heritage, some elements of which can be seen in modern life.

Thus, the daily life of the Crimean Tatars by the end of XIX century gradually changed. Much attention was paid to education, to improving the daily life of the Crimean Tatars. More and more voices on the "national idea" about the fate of the nation and its future.

288
культура повседневности культура крымских татар дворянство мусульманское духовенство культура повсякденності культура кримських татар дворянство мусульманське духівництво
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов