Спросить
Войти

Из воспоминаний учеников

Автор: указан в статье

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧЕНИКОВ

Е.М. Четыркин, д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН (с 1975 по 1999 г. — эксперт МИДа, член Комитета актуариев Пенсионного фонда ООН):

«С Павлом Петровичем Масловым я познакомился на втором курсе Московского финансового института (1952 г.). Он читал нам курс общей теории статистики. Лекции были живыми, разительно отличались от той нудной “жвачки”, которой были полны учебники по статистике того времени — типа “статистика общественная наука, которая... количество наряду с качеством ... социальная ...” и т.д. Много позже я осознал, что лекции Маслова были, скорее, мировоззренческими, а не набором сведений о том, как считать средние и индексы. Не забывал он и об общей культуре студентов (а это были послевоенные годы). На его лекциях многие из нас впервые познакомились с некоторыми понятиями в области изобразительного искусства, получили представление о мировых шедеврах архитектуры. Причем эти сведения органично увязывались с предметом лекции.

Как-то получилось, не помню, но Павел Петрович обратил на меня внимание и стал поручать небольшие темы для разработки и публикаций, а затем и работы, которые тогда очень поддержали меня материально и дали возможность закончить институт. Основная из них

— перевод трети учебника по статистике Ф. Миллса.

Надо сказать, Павел Петрович подготавливал меня (бывшего техника-механика) к научной и преподавательской деятельности в своей оригинальной манере. Как-то он поручил мне выступить с небольшим сообщением после его доклада в Институте экономики (на Волхонке). Я подготовил текст и показал ему. Он сказал: “Женя, вы собираетесь читать? Не делайте этого (а тогда все читали выступления по бумажке, такое было время). Да будет вам известно, что если в Государственной Думе докладчик читал заранее подготовленный текст, то его лишали слова”.

Другой пример. Однажды он предложил мне проехать вместе с ним в Тарасовку, где он по совместительству работал в одном из институтов. Когда мы вошли в аудиторию, он сообщил собравшимся: “Вот ваш новый преподаватель.” До сих пор помню, как мне

достались эти два часа практических занятий. Но затем в течение года я преподавал там на почасовой оплате, а между тем я еще был студентом.

Павел Петрович был эмоциональным, динамичным, остроумным человеком, большим знатоком и ценителем старой московской архитектуры (он собирал материалы для альбома “Москва до конки”), прекрасным рассказчиком. А ему было, что рассказать. Например, о переписи населения Тувы в предвоенные годы или жизни нашего института в эвакуации и т.д. Никогда не давал почувствовать разницу в положении (он профессор, заведующий кафедрой — я студент, а затем лаборант и ассистент). Общение с ним всегда доставляло удовольствие».

В.И. Рябикин, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой страхования

Российской

экономической академии им. Г.В. Плеханова:

«Феномен П.П. Маслова можно лучше понять, если принять во внимание научное окружение, место и время, в границах которых ему пришлось работать. Его научное и профессиональное становление пришлось на ряд переломных моментов в истории России ХХ века, включая гражданскую войну, НЭП, пятилетки и одновременно репрессии 30-х годов, вторую мировую войну и восстановление народного хозяйства, сопровождавшееся жестким политическим прессингом и редкими оттепелями последующих лет.

Все общественные науки были ограничены рамками государственной идеологии того времени — Кратким курсом ВКП(б)

— и почти функционально связанной с ней марксистской политической экономией. Статистика также обязана была подчиняться данной идеологии и экономической теории. Она и подчинялась, но — не профессор Павел Петрович Маслов.

Давление плановых начал в экономике и директивных установок партийных съездов объективно и субъективно сказывалось на статистике. Последним форпостом статистики того времени, ее научным кредо было учение о статистической закономерности, которое либо вовсе не вписывалось, либо весьма своеобразно вписывалось в директивную экономику СССР. Профессор Маслов всегда отмечал эту дисгармонию, утверждая, что наша экономика того времени это “военная” экономика, управление которой всегда имеет директивный характер (статистика продукции неизменно подтверждала данный факт).

Этим П.П. Маслов вызывал на себя огонь тех, кто — что называется, опережая время, — говорил об оптимизации плановой экономики, о высоких темпах ее развития, якобы позволяющих догнать и перегнать Америку. "Военную” экономику, как утверждал Маслов, нельзя оптимизировать по определению; директивные установки (на то и директивы) в любой момент могут изменить любой оптимальный план. Павел Петрович был блестящим оратором. Когда он выступал с данными суждениями на статистической секции Дома ученых, то возбуждение слушателей достигало высшего предела. Однако профессор Маслов не только мог быть, но и оказался прав!

Он не был бы собой, если бы не видел второй стороны социальноэкономических явлений — их стохастики. Укажем на следующий факт. Выход на русском языке книги Миллса “Статистические методы” оказал на нашу статистическую общественность сильнейшее воздействие. Стохастические связи в области экономики и социологии стали не просто понятными, о них стали говорить и писать. И к этому приложил свою голову и свои руки профессор Маслов. Зная французский и английский языки, имея доступ к иностранной литературе (в том числе и при посредничестве московского Дома ученых), он находил оригинальные труды и продвигал их, как сейчас сказали бы, на российский рынок. Они тотчас же становились достоянием его учеников.

По совету учителя мною была написана и защищена кандидатская диссертация по проблемам применения выборочного метода в хозяйственном (финансовом) контроле. Это было в 60-х годах, когда слово “аудит” еще отсутствовало в нашем лексиконе, а словосочетание “социализм — это учет и контроль” было чуть ли не заклинанием. Стохастика стала постепенно проникать не только в сознание ученых и учащихся, но и в хозяйственную практику. Мои дальнейшие исследования в области статистики денежных накоплений населения и страховой статистики также были в значительной мере инициированы трудами Павла Петровича, которые были посвящены проблемам применения статистики в социологии.

Отмечу при этом, что данные труды профессора Маслова также появились не вдруг и не на пустом месте. Маслов знал и пропагандировал работы лучших российских статистиков, которые вынуждены были эмигрировать или слишком рано закончили свой жизненный путь. К их числу, безусловно, относятся труды О. Андерсона, которые профессор Маслов знал и всегда рекомендовал для изучения своим последователям.

Павел Петрович, как отмечено выше, был несравненным оратором и лектором. Он никогда не брал с собой конспекта лекций и даже плана. Все было у него в голове. Студенты валом валили на его лекции. Потому что это было великолепное, заранее продуманное действо: содержание и форма лекции укладывались в строго отведенное время; примеры приводились к месту, с использованием колоссального объема памяти и жизненного опыта.

П.П. Маслов любил и вел активную общественную деятельность, которая распространялась на многие ее сферы. Особое значение он придавал сохранению архитектурного наследия г. Москвы. Гостиница “Россия” появилась, увы, вопреки мнению Маслова. Она построена на том месте древней столицы, архитектура и своеобразие которого в тысячу раз дороже любого гостиничного комплекса, не считая скрытых потерь от невостребованных туристических услуг.

Профессор Павел Петрович Маслов был человеком большой культуры, колоссальных знаний и дара предвидения. Он — гордость не только отечественной статистической науки, но и России”.

В.Н. Румянцев, к.э.н., доцент кафедры “Статистика” Государственного университета управления:

“Это было напряженное, заполненное до отказа трудом время. Вокруг любимого профессора всегда были студенты и аспиранты. Павел Петрович Маслов обладал удивительным даром — создавать атмосферу творческого поиска и в научной, и в педагогической деятельности.

Вспоминаются его дискуссии — экономисты и математики, что называется, за “круглым столом”. В своих подчас резких выступлениях он отстаивал свой взгляд на содержание статистического анализа. Именно особенности социально-экономических явлений и процессов предопределяют выбор статистического инструментария. Формальный подход в статистике опасен, поскольку приводит к необоснованным выводам и неправомерным решениям.

Профессор Маслов отстаивал комплексный подход в формировании статистической информации, сочетающий современные методы сбора, обработки и статистического анализа. Статистическая база данных в то время разрабатывалась недостаточно, была скована ограничениями “можно-нельзя”. И Павел Петрович подчеркивал необходимость научного формирования информационного ресурса,

возможности статистического метода, статистики, которая и в

настоящее время переживает не лучшие времена.

Изменение государственного управления, перенос акцента на

региональный уровень требуют новых восприятий, новой информации, применения современных методов статистического анализа, прогнозирования, основы которых закладывались трудом лучших ученых-статистиков, в плеяду которых заслуженно входит П.П. Маслов.

От своих учеников Павел Петрович требовал и активного

педагогического труда. Он говорил: “Берите мел и идите к доске. Объясняйте и показывайте — что требуется и как это можно сделать”.

Не терпел выступлений “по бумажке”. Требовал свободного и

логического изложения материала. И сам в совершенстве владел педагогическими приемами. Не упускал случая пошутить на лекции, разрядить обстановку. Порой трудно было что-то записать, так как метод изложения материала, логика и аргументация в сочетании с известным артистизмом завораживали слушателей, заставляя сопереживать взглядам и трактовке социально-экономических проблем, над которыми работала статистическая наука. Иногда короткий совет или реплика оказывались ценными и полезными на долгие годы.

Доверял и верил людям. К сожалению, не все оправдывали доверие учителя. Переживал случившееся и уходил в себя.

Сейчас, по прошествии многих лет, когда за плечами уже четыре десятилетия вузовской и практической работы, особенно ясно понимаешь — насколько были притягательны его огромный опыт, знания, общение. Какого труда стоило ему решить тот или иной конкретный вопрос или организовать командировку по сбору и разработке определенной статистической информации.

Многие ученики школы П.П. Маслова и в настоящее время сотрудничают в решении научных и практических проблем, встречаются вместе. С огромной благодарностью вспоминают своего учителя и продолжают его дело”.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты