Спросить
Войти

НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)

Автор: указан в статье

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК/UDC 374(091)

О. Ю. Левченко

O. Levchenko

НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)

PUBLICREADINGS AS A FORM OF OUT-OF-SCHOOL EDUCATION IN RUSSIA (THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURY)

Введение. В статье представлено исследование по проблеме становления и развития внешкольного образования в России во второй половине XIX - начале XX в. Цель статьи — рассмотреть внешкольное образование, являющееся неотъемлемой составной частью истории российского образования, уделить особое внимание народным чтениям как одной из его форм.

Методология. Исследование проводится на основе метода теоретического анализа различных видов источников.

Результаты заключаются в выявлении специфики внешкольного образования и многообразия его форм, среди которых школы и профессиональные курсы для взрослых, народные чтения, библиотеки, народные университеты, книжные склады, повторительные классы, народные дома и т. д. Инициатором его организации чаще всего выступали местная интеллигенция и земства. Одной из распространенных форм внешкольного образования были народные чтения, порядок проведения которых регламентировался соответствующими документами. Перечень разрешенных к использованию книг был первоначально ограничен и расширялся за счет выпуска печатных изданий, проведения специально ориентированных чтений. Чтения проводились с различной периодичностью, их тематика охватывала широкий круг вопросов, привлекая различные слои населения. Для повышения воздействия на слушателей использовались технические средства. Проблемы внешкольного образования широко обсуждались педагогической общественностью, что нашло свое отражение в многочисленных работах. В имеющихся исследованиях представлена специфика, задачи и принципы внешкольного образования, изучена практика его организации, проанализированы статистические данные об уровне грамотности населения и его образовательных потребностях.

Заключение. Автором отмечается, что внешкольное образование содействовало не только просвещению и образованию личности, но и гармоничному духовному ее развитию. В современных условиях дополнительное образование при положительном опыте внешкольного призвано способствовать формированию духовно-нравственных, интеллектуальных и творческих характеристик личности.

Introduction. The article presents a study of the formation and development of out-of-school education in Russia in the second half of the 19th and early 20th centuries.

The purpose of the article is to consider out-of-school education, which is an integral part of the history of Russian education, with particular attention to public reading as one of its forms.

Materials and Methods. The study is based on the method of theoretical analysis of various types of sources.

Results. The results consist of identifying the specifics of out-of-school education and the diversity of its forms, including schools and professional courses for adults, public reading, libraries, public universities, bookstores, repetition classes, public houses, etc.The initiators of its organization were most often the local intellectual class and institution of local government (zemstvo). One of the common forms of out-of-school education was reading, the procedure of which was regulated by relevant documents. The list of books allowed for use was initially limited and expanded through the publication of print media specifically oriented to readings. The topic of the readings covered a wide range of issues, involving various segments of the population, and they were carried out with different intervals. Technical means were used to increase the impact on students. The problems of out-of-school education were widely discussed by the pedagogical community, and it was reflected in numerous works. The existing studies present the specifics, objectives and principles of extracurricular education, the practice of its organization was studied, statistical data on the level of literacy of the population and its educational needs was analyzed.

Conclusions. The author notes that out-of-school education contributed not only to enlightenment and personality education, but also to its harmonious spiritual development. In modern conditions, additional education, while maintaining the positive experience of out-of-school education, is intended to contribute to the formation of spiritual, moral, intellectual and creative personality characteristics.

Введение

Изучение истории внешкольного образования второй половины XIX — начала XX в. имеет несомненную актуальность в контексте целостного осмысления состояния российского образования данного периода. Его становление и развитие шло в контексте широкомасштабных реформ, инициированных государством в 60-е гг. XIX в. в различных сферах жизни. С одной стороны, интенсивно развивающаяся экономика и промышленность требовали работников, имеющих определенный уровень грамотности, с другой — остро обозначилась потребность народа в получении образования и личностном саморазвитии, что стало осознаваться как «социальный лифт», открывающий принципиально новые возможности в профессиональном плане.

Методология

Необходимым условием создания исторической ретроспективы становления и развития внешкольного образования в России во второй половине XIX — начале XX в. является всестороннее изучение всего многообразия имеющихся источников. Материалом для написания статьи послужили законодательные акты и нормативные документы, регулирующие деятельность государственных и общественных органов, справочно-аналитические издания, педагогические и историко-педаго-гические издания, а также учебные пособия, использовавшиеся в образовательной деятельности. Проведенный теоретический анализ позволил выявить цели, специфику и принципы организации внешкольного образования, рассмотреть народные чтения как одну из форм его организации.

Результаты

Термином «внешкольное образование» в отечественных историко-педагогических источниках обозначают развившуюся во второй половине XIX — начале ХХ в. «просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных вопросов населения» [2], то есть на «просвещение и обучение зачастую низших слоев взрослого населения посредством проведения образовательных и культурно-просветительных мероприятий», и, по утверждению Н. В. Чехова, оно имело самостоятельное и весьма важное значение [14, c. 127].

Имеющиеся источники наглядно свидетельствуют о большой потребности во внешкольном образовании, так, в одном из них приведены сведения о том, что в нем нуждались около 80 млн человек [4]. Решению данной проблемы способствовала инициативная деятельность общественных организаций, частных лиц и земств. Следует отметить, что данный процесс осуществлялся весьма неравномерно, в некоторых регионах был задействован практически весь спектр форм внешкольного образования, в то время как в других лишь отдельные из них.

Внешкольное образование регулировалось рядом правил и положений, и в целом государственная политика в этом направлении подвергалась существенной трансформации в течение рассматриваемого периода. Так, в 1876 г. были изданы «высочайше утвержденные правила» для губернских городов, а в 1894 г. было получено разрешение для уездных городов и сел [11, с. 659] Позднее внешкольным образованием стали заниматься общественные организации. Так, в 1901 г. были утверждены правила о народных чтениях по гигиене, медицине, ветеринарии, животноводству.

Организация и проведение народных чтений строго регламентировались. Надзор за мероприятием возлагался на директора народных училищ или заменяющее его лицо. Согласно требованиям, проводить их могли преподаватели, духовенство и другие «благонадежные лица», кандидатуры которых согласовывались с губернским начальством. Допускалось использовать только книги, указанные в утвержденном перечне и получившие одобрение соответствующих органов. В 1896 г. было разрешено использовать книги, допущенные в ученических библиотеках низших учебных заведений, что позволило расширить перечень изданий.

Желающему организовать народные чтения надлежало не менее чем за 7 суток до предполагаемого времени их проведения обратиться к начальнику местной полиции с письменным заявлением с точно указанными датой, временем, местом и темой (предметом), сведениями о лекторе и организаторе. Большой вклад в организацию чтений внесли представители местной интеллигенции, которые «выступали лекторами и исполнителями музыкальных произведений, хлопотали о разрешении чтений, выписывали на свои средства книги, фонари и картины» [7, с. 223].

По всей стране создавались общества содействия внешкольному образованию, деятельность которых регламентировалась уставами, дающими четкое представление об их задачах и функциях. Согласно одному из них, общество было призвано содействовать распространению теоретических и прикладных знаний и имело право подбирать и издавать статьи, брошюры и книги по всем отраслям знания, ремеслам и искусствам, коллекции картин и иных наглядных пособий; устраивать с разрешения властей чтения и беседы, систематические курсы по разным отраслям знания, ремесел и искусств, передвижные выставки картин и иных наглядных пособий; учреждать библиотеки и читальни, с разрешения власти филиалы общества в провинции; а также иметь собственный периодический орган. Средства общества составляли членские взносы, оплата за использование коллекций общества, сборы от устраиваемых концертов, спектаклей, публичных лекций, чтений, капиталов и имущества, оставленных по завещанию, и добровольных пожертвований [13].

Значимость народных чтений, являющихся «необходимым и спешным делом», хорошо осознавалась на местах, и они часто становились предметом обсуждения на различного рода совещаниях. Так, в материалах одного из них подчеркивается, что программу чтений с маршрутами следования по районам надлежало разрабатывать на уездных совещаниях по внешкольному образованию с участием лекторского персонала и привлекать к этой работе земских врачей, ветеринаров, агрономов, кооператоров с обязательной оплатой их труда [10].

Следует отметить, что в работах педагогов дореволюционного периода (В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. Н. Медынский, В. И. Чарнолуский, К. Д. Ушинский и др.) подробно освещены различные аспекты теории внешкольного образования и проанализирована практическая деятельность общественности и органов местного самоуправления в этом направлении. В этой связи заслуживают особого упоминания исследования Е. Н. Медынского, который, в частности, выделил принципы организации внешкольного образования: общественность, бесплатность, районная организация обучения, систематичность и планомерность. Так, принцип бесплатности предусматривал бесплатное посещение лекций, библиотек, музеев и школ для взрослых, недопустимость залогов, штрафов за потерю и порчу книг. Принцип районной организации заключался в создании в центре района народного дома или избы-читальни со специалистами по внешкольному образованию, так называемой районной ячейки, вокруг которой объединялись более мелкие подразделения. Такая структура давала возможность обеспечивать населенные пункты книгами, оборудованием для чтений, лекторами, что экономило кадровые ресурсы и значительные материальные

средства. И, наконец, реализация принципа общественности предполагала, что дело внешкольного образования лежит в зоне ответственности самого народа, и его активное («энергичное») развитие возможно лишь при условии «широкой самодеятельности населения» [7, с. 16].

Внешкольное образование, развиваясь последовательно и динамично, трансформировалось в разветвленную сеть разноплановых организаций, включающую, в том числе, различные мероприятия, публичные лекции, повторительные классы, библиотеки, школы для взрослых, книжные склады, библиотеки, книгоиздательства и книжную торговлю, музеи и выставки, экскурсии, театры, кинематограф, певческие праздники, народные дома, клубы для рабочих и т. д.

Особое место среди форм внешкольного образования занимали народные чтения, которые В.П. Вахтеров справедливо называл лучшим средством «убедить безграмотного крестьянина в пользу книги, заставить его полюбить грамоту и школу» [3, с. 85].

По имеющимся сведениям, истоки возникновения народных чтений восходят к 1871 г. и связываются с именем обер-полицмейстера Санкт-Петербурга генерал-адъютанта Ф. Ф. Трепова, высказавшего в своем докладе мысль, что «лишь путем поднятия в населении нравственности и умственного уровня и путем смягчения грубых нравов возможно достичь уменьшения пьянства» [7, с. 215]. Данное обращение послужило поводом для серьезных обсуждений и привело к созданию специальной комиссии, занимающейся организацией народных чтений.

Важно, что народные чтения не рассматривались изолированно от других видов образовательных и культурно-просветительных мероприятий. В этой связи можно сослаться на А. И. Масловского, по утверждению которого библиотека и народные чтения — «две родные сестры школы в деле образования» [6, с. 2]. Например, при астраханской комиссии народных чтений существовал склад, оборот которого за 1891/92 отчетный год составил 9 тысяч рублей [3, с. 86].

В зависимости от используемого материала выделялись чтения воспитательного характера (художественные произведения, биографии, книги религиозно-нравственного содержания), общеобразовательного характера (книги по естествознанию, географии, истории) и «на темы прикладного знания» (по сельскому хозяйству, кооперации, медицине, гигиене, животноводству и ветеринарии) [7, с. 205]. По периодичности проведения они могли быть эпизодическими, то есть ориентированными на изложение определенной темы, заинтересовавшей местное население на одном-двух чтениях, или систематическими, когда тема последовательно рассматривалась в течение определенного времени [8, с. 21]. В. Н. Ладыженский основными требованиями к используемой книге называл содержание и доступность [5].

Представляет несомненный интерес и выбор приоритета тематики чтений слушателями. В этой связи можно сослаться на сохранившийся доклад об организации внешкольного образования взрослых в 1911/12 г. в Нижнем Новгороде. В нем сообщается, что наибольший интерес вызвали произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, басни И. А. Крылова, чтения о св. Николае Чудотворце, а также темы «Откуда взялись камни», «Великие и грозные явления природы», «Вино пить — беде быть», «Смута в Московском государстве) [12].

Вызывали интерес чтения с использованием специализированного журнала «Народное чтение» объемом 150-200 страниц и имевшего 6 выпусков в год. По мнению Я. В. Абрамова, журнал «недурен для своего времени» [1, с. 21]. «Язык статей был вообще довольно удобопонятен; темы для статей выбирались если не всегда удачно, то и не слишком уже неудачно. Сведения о правительственных действиях и распоряжениях излагались в очень доступной форме» [1, с. 21]. Пользовались популярностью чтения правовой направленности, не только расширяющие общий кругозор, но и имеющие практическое значение для слушателей. В качестве примера можно привести книгу для народного чтения, составленную М. М. Щуцким, содержащую разделы о важности соблюдения законов, государстве и его структуре, государственной символике, престолонаследии, законных случаях ограничения частных имущественных прав, веротерпимости, сельских сходах и старостах, городской думе и управе, губернском правлении, кредитных и потребительских союзах, собственности и видах имущества, наследовании, преступлениях и проступках, деятельности судов, а также предлагающую образцы написания деловых писем (договоров, доверенностей, прошений, жалоб, духовного завещания и т. д.) [15].

Народные чтения быстро приобрели популярность, их подготовка не требовала значительных материальных и кадровых ресурсов, но при этом они позволяли охватывать значительную аудиторию, будучи одинаково доступными для грамотных и неграмотных слушателей различных возрастов. По имеющимся сведениям к началу 90-х годов народные чтения проводились в 42 губернских и 19 уездных городах [7, с. 218]. Подобная ситуация имела место и в начале ХХ в. Например,

в Московской губернии в 1910/11 г было проведено 6157 чтений, из них для взрослых — 922, для детей — 2882, смешанных — 2355, а в Вятской губернии в следующем отчетном году было организовано земством 2372 чтения в 394 населенных пунктах [7, с. 232]. Количество проведенных чтений могло быть больше, но этому препятствовали сложный бюрократический («громоздкий»] порядок получения разрешения на их проведение, отсутствие помещений или их теснота, ограниченность тематики, неисправность оборудования и др.

Для достижения большего воздействия на слушателей рекомендовалось использовать так называемые туманные картины (с помощью волшебного фонаря, представляющего собой специальный аппарат для проекции изображений], причем раскрашенные (цветные]. Разрешались различные способы их использования: прерывать чтение и объяснять содержание картины; сперва читать, а затем показывать; читать и параллельно демонстрировать [8, с. 34]. В книгах для чтения имелся перечень рекомендованных картин, например, в книге «Московский Кремль» их было представлено 38 [9].

В имеющихся работах по внешкольному образованию подчеркивается важность живого отклика на прослушанный в ходе чтений материал. В конце лекции рекомендовалось проверить, насколько она заинтересовала слушателей и при необходимости ответить на имеющиеся вопросы. Другим вариантом контроля был проверка составленного конспекта лекции. В аудитории, где народные чтения устраивались впервые, рекомендовалось переходить от лекции к беседе очень осторожно, так как «не привыкшая к изложению своих мыслей малоразвитая (и в большинстве случаев щепетильная] аудитория вначале стесняется высказаться» [8, с. 39].

Большое внимание уделялось личности лектора, от которого требовались специальная подготовка в определенной сфере научного знания и умения доступно и популярно излагать материал с «выразительным произношением» [7, с. 206]. «Задача лектора, не отпугивая одних и не обращая чтения в забаву для других, так поставить чтения, чтобы они незаметно для слушателя из праздника развлечения превратились в праздник приобщения к знанию», — пишет Е. Н. Медынский [7, с. 207].

Заключение

В дореволюционной историографии обобщен большой фактический материал по проблеме внешкольного образования, освещены основные теоретические вопросы, касающиеся различных форм образовательной и культурно-просветительской деятельности. Возникновение и развитие внешкольного образования в России были тесно связаны с общественно-педагогическим движением и вызваны имевшим место противоречием между состоянием народного образования и растущими потребностями общества в просвещении, образовании и культуре. Благодаря общественной и частной инициативе, деятельности земств, внешкольное образование развивалось последовательно и динамично, решая не только образовательные задачи, но и способствуя интеллектуальному, эстетическому, нравственному воспитанию.

Среди многообразия форм внешкольного образования особое место занимали народные чтения, отличавшиеся тематическим разнообразием и охватывавшие значительные массы слушателей. Предпринимались попытки совершенствовать методику их проведения, широкое распространение получили «туманные картины».

Итак, внешкольное образование второй половины XIX — начала XX в. являлось важнейшим институтом просвещения, обучения, развития, воспитания и социализации личности, одним из оптимальных способов вхождения в мир науки и культуры. Реалии современности актуализируют дальнейшее развитие системы дополнительного образования, являющегося правопреемником внешкольного образования, что требует всестороннего изучения имеющегося положительного опыта.

Литература

1. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900. 351 с.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. М., 2002. С. 36-37. URL: http: https://pedagogical_dictionany.academic.nu.
3. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа: Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы. М., 1896. 380 с.
4. Каптерев П. Ф. Современные задачи народного образования в России. М., 1913. 80 с.
5. Ладыженский В. Н. Помощь народного учителя внешкольному образованию. М., 1902. 71 с.
6. Масловский А. И. О народных чтениях при второклассных школах. Киев, 1900. 10 с.
7. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1916. 327 с.
8. Медынский Е. Н. Методы внешкольной просветительной работы: Опыт методики для г.г. библиотекарей, лекторов, лиц,

ведущих занятия со взрослыми, заведующих народными домами и пр.: с прил. ст.: П. П. Гайдебуров. Внешкольное образование и театр. — Петроград, 1915. 110 с.

9. Плечко А. М. Московский Кремль: два чтения. СПб., 1889. 57 с.
10. Постановления Новозыбковского съезда по школьному и внешкольному образованию 1-5 сентября 1916 года. — Новозыбков, 1916. 30 с.
11. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902. 785 с.
12. Сведения по вопросам внешкольного образования взрослых 1911-12 г. Н. Новгород, 1912. 21 с.
13. Устав Общества содействия внешкольному образованию. М., 1907. 13 с.
14. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912. 224 с.
15. Щуцкий М. М. Сведения из русских законов для народного чтения. М., 1902. 278 с.

References

1. Abramov Y. V. Nashi voskresnye shkoly. Ih proshloe i nastoyashchee [Our Sunday schools. Their past and the present]. St. Petersburg, 1900, 351 p. (In Russian).
2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar& [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2002, pp. 36-37. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru. (In Russian).
3. Vakhterov V. P. Vneshkol&noe obrazovanie naroda: Sel&skie biblioteki. Knizhnye sklady. Voskresnye shkoly i povtoritel&nye klassy [Extracurricular education of the people: Rural libraries. Book warehouses. Sunday schools and repetitive classes]. Moscow, 1896, 380 p. (In Russian).
4. Kapterev P. F. Sovremennye zadachi narodnogo obrazovaniya v Rossii [Modern problems of national education in Russia]. Moscow, 1913, 80 p. (In Russian).
5. Ladyzhensky V. N. Pomoshch& narodnogo uchitelya vneshkol&nomu obrazovaniyu [Help of the national teacher to out-of-school education]. Moscow, 1902, 71 p. (In Russian).
6. Maslovkaya A. I. O narodnyh chteniyah pri vtoroklassnyh shkolah [About national readings at second-class schools]. Kiev, 1900, 10 p. (In Russian).
7. Medynsky E. N. Vneshkol&noe obrazovanie, ego znachenie, organizaciya i tekhnika [Out-of-school education, its value, organization and equipment]. Moscow, 1916, 327 p. (In Russian).
8. Medynsky E. N. Metody vneshkol&noj prosvetitel&noj raboty: Opyt metodiki dlya g.g. bibliotekarej, lektorov, lic, vedushchih zanyatiya so vzroslymi, zaveduyushchih narodnymi domami i pr.: s pril. st.: P. P. Gajdeburov. Vneshkol&noe obrazovanie i teatr [Methods of out-of-school educational work: Experience of the methodology for librarians, lecturers, persons engaged in classes with adults, heads of folk houses, etc.: with the attached article: P. P. Haideburov. Extracurricular education and theater]. Petrograd, 1915, 110 p. (In Russian).
9. Plechko A. M. Moscow Kremlin: two readings [Moscow Kremlin: two readings]. St. Petersburg, 1889, 57 p. (In Russian).
10. Postanovleniya Novozybkovskogo s&ezda po shkol&nomu i vneshkol&nomu obrazovaniyu 1-5 sentyabrya 1916 goda [Resolutions of the Novozybkovsky congress on school and out-of-school education on September 1-5, 1916 year]. Novozybkov, 1916, 30 p. (In Russian).
11. Rozhdestvenskiy S. V. Istoricheskij obzor deyatel&nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniya, 1802-1902 [Historical overview of activities of the Ministry of national education, 1802-1902]. St. Petersburg, 1902, 785 p. (In Russian).
12. Svedeniya po voprosam vneshkol&nogo obrazovaniya vzroslyh 1911-12 g [Materials concerning out-of-school education of adults of 1911-12]. Nizhny Novgorod, 1912, 21 p. (In Russian).
13. Ustav Obshchestva sodejstviya vneshkol&nomu obrazovaniyu [Charter of society of assistance to out-of-school education]. Moscow, 1907, 13 p. (In Russian).
14. Chekhov N. V. Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-h godov XIX veka [National education in Russia since the 60th years of the 19th century]. Moscow, 1912, 224 p. (In Russian).
15. Shchutsky M. M. Svedeniya iz russkih zakonov dlya narodnogo chteniya [Data from the Russian laws for national reading]. Moscow, 1902, 278 p. (In Russian).

УДК/UDC 352:371.2(571.1) К. В. Лен

РОЛЬ ГОРОДСКИХ САМОУПРАВЛЕНИЙ СИБИРИ В РАСШИРЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ

(70-90-Е ГГ. XIX В.)

THE ROLE OF SIBERIAN CITY GOVERNMENTS IN EXPANDING THE AVALABILITY OF EDUCATION TO THE POPULATION (70-90S OF THE 19TH CENTURY)

Введение. Данная статья посвящена анализу различных аспектов доступности образования для населения во второй половине XIX в. в городах Российской империи (на примере сибирских губерний) с целью выявления в этом процессе роли городских самоуправлений.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ history of pedagogy out-of-school education popular reading social-pedagogical movement
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты