Спросить
Войти

Благотворительные спектакли в школах Тобольской губернии в годы Первой мировой войны

Автор: указан в статье

УДК 908 С-89

Сулимов Вадим Сергеевич

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры права и методики преподавания обществознания Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева vsulimov@km.ru.

Благотворительные спектакли в школах Тобольской губернии в годы Первой мировой войны

Аннотация:

В статье, посвященной проблемам истории народного образования Тобольской губернии в начале ХХ в., автором отмечается, что благотворительные спектакли в школах в период Первой мировой войны проводились с целью сбора средств на нужды армии и населения, пострадавшего от военных действий.

В начале ХХ в. в школах Тобольской губернии, как и по всей России, была распространена практика устройства спектаклей в светских школах в пользу армии и населения. В годы Первой мировой войны постановки носили благотворительный характер. Для спектаклей использовался преимущественно классический репертуар.

23 декабря 1914 г. к попечителю Западно-Сибирского учебного округа обратилась председательница Тюменского отделения Российского Общества Красного Креста (далее РОКК) Никольская с ходатайством о разрешении поставить в помещении Тюменской женской гимназии силами учащихся старших классов данной школы и реального училища какую-либо из классических пьес для увеличения средств названного отделения [1, л. 59]. Попечитель предложил председателю педсовета женской гимназии дать свое заключение по данному вопросу [1, л. 60].

Председатель педсовета женской гимназии Ивачев в январе 1915 г. ответил, что он не мог не сочувствовать устройству спектакля в здании гимназии. Однако Ивачев был против назначения платы за вход в школу. К тому же публика должна быть интеллигентной и приглашена начальством учебных заведений [1, л. 61]. Спектакль «На пороге к делу» А. Н. Островского был избран учащимися и репетирован в праздничные дни. Его постановка ожидалась на масленицу в пользу Общества вспомоществования учащимся. На добровольные пожертвования публики из учителей и приглашенных лиц предполагалось внести плату за несколько бедных учениц гимназии и учеников реального училища [1, л. 61].

Однако Ивачев признавал, что военные нужды были выше частных интересов и не считал возможным отказаться от постановки спектакля на масленицу в пользу Красного Креста при ранее высказанных условиях [1, л. 61об]. 19 января попечитель округа отправил Никольской уведомление о том, что с его стороны не встречалось препятствий к постановке в здании Тюменской женской гимназии классической пьесы, если только на это согласится начальство учебных заведений и местная администрация [1, л. 62].

В Ишиме мужская и женская гимназии устраивали совместные вечера со спектаклями, чередуя место проведения концертов в двух школах. 20 января 1915 г. председатель педсовета женской гимназии Курочкин отправил в Томск программу литературного вечера, предполагаемого к устройству на масляной неделе в здании гимназии для учащихся, их родителей и знакомых [1, л. 77]. В вечере планировалось активное участие по примеру прошлых лет учеников мужской гимназии. К постановке на вечере 30 января намечалась комедия А. Островского «В чужом пиру похмелье» и водевиль Иванова «По публикации» [1, л. 78]. 26 января Курочкин отослал попечителю телеграмму с просьбой почетной попечительницы сделать предстоящий вечер в женской гимназии платным в пользу Красного Креста [1, л. 79].

В сельской местности наблюдался дефицит зданий. Школа часто являлась единственным заведением, где могли проводиться спектакли и концерты. Инициатива благотворительных обществ в этом направлении не всегда находила отклик у местных чиновников народного образования. 4 апреля 1915 г. председатель Тарского комитета РОКК направил попечителю в Томск сообщение, что одним из главных источников, дающих комитету средства к осуществлению

196

стоящих перед ним задач по оказанию помощи раненым и больным, является устройство благотворительных спектаклей [1, л. 141].

Большую пользу в этом отношении приносил существующий в селе Викуловском Тарского уезда кружок любителей драматического искусства, периодически устраивающий спектакли в пользу РОКК. Спектакли, при отсутствии подходящего помещения в селе, ставились с разрешения учебного начальства в здании Викуловского училища, где около 10 лет назад была устроена сцена, оборудованная соответствующей обстановкой и изолированная от классов. Спектакли обычно ставились в дни, свободные от занятий, и не влияли на ход учебного процесса. Так продолжалось несколько лет, не вызывания никаких недоразумений и препятствий со стороны местной инспекции. Последнее разрешение на постановку спектакля последовало от инспектора 3 района в декабре 1914 г. Затем инспекция «совершенно неожиданно» изменила свой взгляд на проведение спектаклей [1, л. 141].

9 марта 1915 г. инспектор предъявил распорядителю спектаклей «категорическое требование» об освобождении помещения училища от сцены и всей обстановки. Тарский комитет РОКК находился в недоумении: «почему такое решительное воспрещение последовало лишь в настоящее время, когда работа любительского кружка в особенности полезна и плодотворна для осуществления тех высоких задач, какие возложены на комитет?» [1, л. 141]. Председатель комитета не понимал, отчего ранее в училище сцена была допущена, и лишь теперь инспекция ее запретила.

Комитет считал распоряжение инспектора беспричинным и ведущим «в сущности своей к подрыву интересов» РОКК [1, л. 146]. В связи с этим комитет убедительно просил попечителя сделать распоряжение об отмене «наложенного воспрещения на дальнейшее существование сцены и устройство спектаклей» в здании Викуловского училища [1, л. 146]. Комитет надеялся, что попечитель разрешит оставить сцену и продолжить в школе постановку спектаклей местным кружком любителей, хотя бы на время войны. В период войны деятельность комитета являлась особенно напряженной и требовала больших затрат. Средства изыскивались «исключительно путем сборов и устройством общедоступных и полезных развлечений, имеющих воспитательное значение для народных масс» [1, л. 146].

Данное отношение в апреле было направлено для подготовки заключения директору народных училищ Тобольской губернии. Маляревский ответил, что допущение спектаклей в помещении Викуловского сельского училища находил нежелательным, но ввиду «благой цели спектаклей», устраиваемых Тарским комитетом РОКК, полагал возможным дать разрешение на постановку пьес в пользу благотворительного общества только в течение военного времени, до окончания войны [1, л. 143].

11 ноября 1915 г. исполняющий обязанности директора Тюменского Александровского реального училища Курдяев просил у попечителя округа разрешение организовать в ноябре, в день храмового праздника, литературно-музыкальный вечер силами учащихся реального училища и женской гимназии в здании последней. Педсоветы учебных заведений высказались за устройство вечера в «обширном» зале гимназии с благотворительной целью. Сбор устроители хотели представить на нужды защитников Родины и беженцев. На вечер приглашались родители, родственники учащихся, а также почетные лица г. Тюмени. Для обеспечения лучшего сбора педагогами было признано желательным сделать вход на вечер для посетителей платным. Причем учащиеся могли внести посильные добровольные пожертвования [1, л. 304об].

Для учащихся младших классов 21 ноября устраивали литературное утро, в день Введения в храм Пресвятой Богородицы. Для старших классов предполагался вечер в день храмового праздника реального училища. В тот же день было решено устроить в женской гимназии беспроигрышную лотерею в пользу Комитета великой княжны Татьяны Николаевны. Курдяев далее писал попечителю: «Устраиваемые для учащихся вечера не только симпатичны по высокой патриотической благотворительной цели, но и доставят им высокое эстетическое удовольствие» [1, л. 304об]. В программе двух мероприятий планировалось в первом отделении исполнение трех сцен из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»: 1) Келья в Чудовом монастыре. 2) Корчма на Литовской границе. 3) Сцена у фонтана [1, л. 306].

Попечитель 18 ноября разрешил устройство литературного утра и платного литературно-музыкального вечера, намеченных для проведения в Тюменской женской гимназии. Между тем начальство напоминало, что благотворительные вечера следовало устраивать не накануне праздников и не во время, предназначенное для богослужения, так как накануне праздников, согласно распоряжению МНП от 8 ноября 1909 г., нужно было ставить лишь духовные концерты, и то после всенощного бдения [1, л. 307]. К тому же попечитель Н. Тихомиров находил неудобным публичное исполнение учащимися сцены в корчме на Литовской границе, предлагая ее выпустить, «от чего намеченная к выполнению программа вечера только выиграет» [1, л. 307об].

197

Отчет Курдяева о расходах при подготовке вечера помогает рассмотреть некоторые особенности, связанные с организацией спектакля. Деньги были уплачены типографии Крылова за бумагу и печатание программы вечера, парикмахеру Владимирову - за парики и грим, рабочим - за установку декораций в день вечера, магазину Соколова - за краски для декораций. Были также выданы деньги сторожам женской гимназии и реального училища за уборку здания школы к вечеру и после него, за фрукты для гостей, за чай, сахар магазину Аверкиева и кондитерские товары Некрасовой. Чистый доход от вечера составил 702 руб. 28 коп. [1, л. 325 об., 328]. Великая княжна Татьяна Николаевна в январе 1916 г. рескриптами выразила свою благодарность начальнице женской гимназии, и. о. директора Александровского реального училища и участникам, отметив их деятельность по организации музыкального вечера и лотереи [1, л. 372, 373].

С помощью спектаклей собирались деньги на приобретение средств химической защиты для русской армии. 29 декабря 1915 г. в Ишимской мужской гимназии состоялся вечер, вырученные средства от которого были переданы Ишимскому Комитету РОКК на покупку материалов для изготовления армейских противогазов [1, л. 355]. Вечер проводился совместно с ученицами женской гимназии. Вечер начался в 7 часов с народного гимна, затем последовал спектакль в трех действиях «Праздничный сон до обеда» по пьесе А.Н. Островского. Роли исполняли учащиеся старших классов гимназий. Далее следовала пьеса «Юбилей» А.П. Чехова, шутка в 1 действии [1, л. 356].

Спектакли способствовали сбору средств для восполнения запасов белья для раненых. 29 января 1916 г. председатель педсовета Тарской женской прогимназии сообщил попечителю ЗСУО, что он пошел навстречу пожеланиям учащихся принести посильную помощь раненым воинам, часто нуждающимся в белье. В результате педсовет постановил устроить в здании прогимназии 19 февраля спектакль, чистый сбор от которого поступит на приобретение материалов для белья раненым защитникам Родины. Исполнителями были назначены учащиеся женской прогимназии и мужского высшего начального училища. Планировалось исполнить комедию Островского «В чужом пиру похмелье» и сцену Чехова «Свадьба» в 1 действии [1, л. 386]. По поводу репертуара для постановок начальство возражений не имело.

12 февраля 1916 г. от начальницы Ялуторовской учительской семинарии Песнопевце-вой в Томск попечителю пришла телеграмма с просьбой разрешить воспитанникам устройство 19 февраля платного спектакля в пользу комитета великой княжны Татьяны Николаевны.

В сентябре 1916 г. директор Ишимской мужской гимназии Жудро доложил попечителю округа, что к нему обратились ученики с просьбой разрешить постановку в здании гимназии комедию Гоголя «Ревизор», пригласив в качестве исполнителей ролей слабого пола учениц женской гимназии. Со стороны начальницы женской школы препятствий не встречалось. Для подготовки спектакля была избрана комиссия из преподавателей. 15 сентября Жудро просил разрешения у попечителя округа о проведении платного ученического спектакля «Ревизор» в воскресенье 2 октября для образования фонда помощи детям павших и искалеченных воинов. Тем более что циркулярным предложением попечителя округа от 9 августа 1916 г. на мужскую гимназию было «возложено взыскание способов для образования денежного фонда, который на вечные времена служил бы при гимназии памятником великих переживаемых ныне событий». [1, л. 465-456об.].

Педсовету школы «показалось весьма соответственным», что первый почин в собирании денежных средств на упомянутый фонд будет сделан силами самих учащихся мужской и женской гимназий [1, л. 456 об.]. Постановка спектакля была назначена на выходной день, дабы не нарушать ход учебного процесса.

Для получения наибольшего сбора, по мнению директора гимназии, желательно было бы отнести расходы по устройству спектакля на специальные средства школы, тем более расходов этих предвиделось не слишком много. Спектакль ставился в помещении гимназии, где имелись приспособления для устройства сцены. К тому же необходимые декорации можно было позаимствовать у городского театра [1, л. 456 об.]. Жудро предлагал попечителю округа сбор от постановки употребить на образование фонда, обеспечивая 2/3 суммы при мужской и 1/3 при женской гимназиях. Из специальных средств мужской гимназии планировалось израсходовать около 75 руб. [1, л. 467]. Попечитель ответил директору гимназии, что не встречает препятствий к устройству спектакля со сбором добровольных пожертвований при согласии местной администрации и родителей учащихся и под наблюдением учебного начальства. Однако следовало пропустить в тексте комедии места, неудобные для ученических спектаклей, например объяснение в любви Хлестакова [1, л. 468 об.].

Устройство благотворительных спектаклей продолжилось в начале 1917 г. 11 января исполняющий обязанности председателя педсовета Ишимской женской гимназии на основании постановления педсовета ходатайствовал перед попечителем о разрешении поставить силами учащихся двух учебных заведений на масленицу, 9 февраля, спектакль в здании мужской гим-

198

назии для сбора пожертвований с лиц, пожелавших почтить постановку своим присутствием. Пожертвования планировалось пустить на организацию школьного фонда при гимназии на образование детей павших и искалеченных воинов. Поставить хотели пьесу А Островского «Бедная невеста». По окончании мероприятия, если останется время, собирались устроить для учащихся танцы до 12 часов ночи [1, л. 536]. Попечитель Тихомиров пьесу разрешил, однако был против танцев в конце вечера [1, л. 537].

25 января 1917 г. исполняющий обязанности директора Ишимской мужской гимназии Бирюков направил попечителю округа сообщение о решении педсовета школы от 16 ноября 1916 г. после слушания циркулярного распоряжения по поводу организации при гимназии Георгиевской стипендии императора Николая II и создания фонда для пособия на образование детей павших и искалеченных воинов. Собравшиеся высказали мысль о необходимости постоянного пополнения данного фонда и капитала на организацию Георгиевской стипендии, пожелав, что и последующие составы педсовета гимназии примут меры к увеличению указанных сумм [1, л. 534].

Для этого педсовет постановил устроить детский спектакль в здании гимназии в пятницу, 10 февраля, со сбором добровольных пожертвований от лиц, посетивших представление. К постановке предполагалась детская пьеса «Среди цветов» и дивертисмент. Пьесу планировалось разыграть силами учащихся младших классов мужской и женской гимназий. После спектакля и дивертисмента «в виду сильного желания учащихся», педсовет хотел устроить танцы «исключительно для детей» [1, л. 534 об]. 31 января попечитель учебного округа Тихомиров разрешил постановку пьесы, «но без танцев» для учащихся после спектакля. Надзор за учащимися во время спектакля возлагался на начальство учебных заведений и педагогический персонал гимназий [1, л. 535 об.].

Время для постановки спектаклей в школах было строго регламентировано Синодом и МНП с учетом проведения богослужений и подготовки к церковным праздникам. Спектакли также не должны были нарушать ход учебного процесса и назначались на выходные дни. Широко использовалась для проведения спектаклей масляная неделя.

Устройство спектаклей зависело от разрешения попечителя учебного округа, согласия местных властей, родителей учащихся. Пик постановки благотворительных спектаклей для удовлетворения нужд различных обществ и фондов приходится на 1915 г. В дальнейшем в связи с военным временем учащиеся и администрация учебных заведений прибегали к менее материально затратным способам для сбора средств.

Инициативу по устройству спектаклей проявляли учащиеся старших классов школ, педагоги, благотворительные организации. Проявлению данной инициативы способствовали распоряжения МНП, попечителя учебного округа, отношения обществ и фондов.

Спектакли, как правило, были составной частью концертов, литературно-музыкальновокальных вечеров. Для постановок использовался хорошо проверенный классический репертуар. Благотворительные спектакли проходили преимущественно в зданиях учебных заведений. Наиболее часто такие спектакли ставились в гимназиях Ишима.

Предпочтение отдавалось комедиям Островского. На втором месте по популярности находились сцены Чехова, встречались постановки Гоголя, Пушкина, Фонвизина.

Практика устройства благотворительных спектаклей на школьных вечерах в школах Тобольска была распространена довольно слабо. Это было связано с наличием в данном административном центре театра с профессиональной труппой. На фоне постановок театра спектакли учащихся школ выглядели самодеятельными. Отсутствие благотворительных спектаклей в школах Тобольска компенсировалось исполнением на вечерах фрагментов из опер, что свидетельствовало о неудовлетворенной потребности населения в постановках музыкального театра.

Учащиеся мужских и женских школ в Ишиме, Таре, Тюмени объединялись для успешной постановки пьес с разнополыми ролями. Постановки спектаклей в школах дополняли собой атмосферу, создаваемую любителями театрального искусства в этих городах.

Ссылки:

1. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2941.
199
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты