Спросить
Войти

ЯПОНСКИЕ КУРГАННЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ КОФУН

Автор: указан в статье

УДК 903.53

DOI 10.24411/2658-5960-2019-10038

Мария Сергеевна Кузнецова 1 (markuz97@mail.ru)

ЯПОНСКИЕ КУРГАННЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ КОФУН

Статья посвящена комплексному исследованию кофун — курганных захоронений, воздвигавшихся в III—VII вв. на Японских островах. Представлена общая характеристика кофун, рассмотрена история их изучения в период с XVII по XXI в., а также история становления и развития типологии кофун по форме, особенности скоплений данных захоронений и их локализация. Кроме того, описаны характерные черты внутреннего и внешнего устройства кофун и их региональная специфика. Особое внимание уделено основным теориям происхождения кофун: китайской, корейской, северо-кюсюской и сибирской. В заключение, обобщая все рассмотренные проблемы, автор описывает основные этапы исторического развития данного типа захоронений на территории Японии и возможные причины угасания курганной культуры в период Асука.

Mariya S. Kuznetsova1 (markuz97@mail.ru)

KOFUN - JAPANESE BURIAL MOUNDS

The article is devoted to a comprehensive study of kofun — burial mounds, which were erected in the III—VII centuries in the Japanese islands. The article presents a general description of kofuns, as well as issues such as the history of the study of kofuns from the XVII to the XX centuries, the typology of kofuns in form, the history of the formation and development of this typology, the features of the clusters of kofuns and their localization. In addition, the characteristic features of the internal and external decoration of kofun and their regional specifics are described. Particular attention is paid to the main theories of the origin of kofuns: Chinese, Korean, North Kyushu&s and Siberian. In conclusion, summarizing all the problems considered, the main stages of the historical development of this type of burial in Japan and the possible causes of the extinction of the barrow culture during the Asuka period are described. Keywords: kofun, Yamato, Japanese culture, Japanese archaeology, history of Japan, burials of Japanese emperors, burial mound, interment, haniwa, Iron Age.

1 Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия. EJ

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia. Ё

III—VII вв. н.э. — время серьёзных социально-экономических, культурных и политических трансформаций на Японских островах. Именно в этот период здесь появляется крупное государственное образование — Ямато (Sansom 1977). Данный период в японской историографии известен под названием Кофун (что в переводе с японского языка означает «древний курган»), так как наиболее характерной его чертой является возведение многочисленных и разнообразных по форме курганов на о-вах Хонсю, Кюсю и Сикоку. Кофун представляют собой большие земляные насыпи, часто окружённые рвами с водой и рядами полых глиняных фигурок — ханива (рис. 1).

Эпоха Кофун с археологической точки зрения классифицируется как железный век, хотя начальный период (III в.) относят и к бронзовому веку. Согласно устоявшейся японской периодизации эпоха Кофун делится на ранний (III—IV вв.), средний (конец IV—V в.) и поздний (VI—VII вв.) периоды культуры курганов (Иофан 1974: 35). Стоит отметить, что кофун возводились и в VIII в., однако их небольшое количество и скромные размеры наводят на мысль, что в это время курганы перестали являть собой лицо исторической эпохи.

Рис. 1. Внешний вид кофун (Кофун маппу; Мидзуно 1994)

Точных данных о количестве кофун на Японских островах нет; в ряде работ по истории и культуре древней Японии упоминается об открытии более десяти тысяч курганов (Теймс 2009: 26; Мещеряков, Грачёв 2002: 82), а на крупнейшем интернет-ресурсе, посвящённом кофун — Кофун мап-пу — подробно описано 5456 курганов (по состоянию на 27.07.2019), и эта база данных постоянно пополняется (Кофун маппу). Разумеется, отсутствие данных о количестве кофун объясняется объективными факторами. Во-первых, несмотря на то, что кофун являются предметом исследования ещё с XVII в., их количество настолько велико, что многие курганы до сих пор остаются неизученными и даже неучтёнными. Во-вторых, разрушение кофун под действием природных сил усложняет идентификацию курганов и их обнаружение.

В крупнейших кофун хоронили императоров и членов императорской семьи, поэтому в литературе их часто называют императорскими курганами. Стоит отметить, что термин тэнно («император») начал активно использоваться только с VIII в. По надписям на гравировках мечей из префектур Кумамото и Сайтама, датируемых V в., было установлено, что в период Кофун по отношению к верховному правителю использовался термин оокими — «великий король» (Кожевников 1998: 113—114). Впрочем, в летописных сводах «Кодзики» и «Нихон сёки» (VIII в.) всех правителей Японии, начиная от легендарного Дзимму, именуют императорами, поэтому использование данного термина при описании кофун представляется уместным (Кодзики 1994; Нихон сёки 1997).

Для императорских курганов характерен не только большой размер, но и квадратно-круглая (дзэнпо:ко:энфун) форма, в англоязычной историографии получившая название «замочной скважины» — «keyhole-shaped mound» (также встречается вариант «keyhole-shaped tomb»). Разумеется, у самих японцев такой ассоциации возникнуть не могло ввиду отсутствия у них европейских замко&в. В работе «Prehistory of Japan» М. Айкенс и Такаясу Хигути отмечают, что термин «замочная скважина», несомненно, выживет из-за его удобства, даже несмотря на то, что тип замка&, от которого он берёт своё значение, больше не используется повсеместно (Aikens, Takayasu 1982: 255).

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ б

По причине многочисленности курганов на Японских островах и их § внушительных размеров кофун издавна привлекали внимание исследователей. Научное изучение японских курганов получило своё раз- 2 витие уже в период Эдо (1603—1868). Первое упоминание о раскопках § кофун относится к 1692 г., когда на территории современной префек- ^ туры Тотиги были исследованы два кургана: Симосамураидзука-кофун И и Камисамураидзука-кофун. Следом стали появляться первые работы, посвящённые кофун, например «Описание императорских усыпальниц»

Мацусита Кэнрин (1637—1703) (Кофун дзидай-но кэнкю: 1993: 139—140) и «Санрё:си» Гамо: Кумпэй (1768—1813) (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 5).

В последние годы сёгуната Токугава в японском обществе всё больше разгоралась дискуссия о роли императора в жизни страны, в связи с чем крупному военному феодалу (так называемому даймё) Тода Тадаю-ки (1809—1883) было поручено установить последовательность возведения императорских кофун и организовать реставрационные работы. Тода Тадаюки собрал группу учёных для изучения кофун и работы по установлению личностей захороненных в них членов императорской семьи. В число учёных, проводивших первые практические полевые исследования, входили Китаура Садамаса (1817—1871), Танимори Ёсиоми (1817—1911) и Хира-цука Хё:сай (1794—1875). Результаты их исследований были представлены в работе Танимори Ёсиоми «Общие признаки императорских усыпальниц». Описание и анализ материалов раскопок периода Эдо в 1944 г. опубликовал археолог Киёно Кэндзи (Кофун дзидай-но кэнкю: 1993: 140).

В эпоху Мэйдзи (1868—1912) кофун впервые исследуются иностранцем—англичанином Уильямом Говландом (1842—1922), которого называют отцом японской археологии. Результаты его исследований были опубликованы в Великобритании в 1897 г. в работе «Дольмены и курганы Японии». Известный английский дипломат и японовед Эрнест Сатоу (1843—1929) в своей книге «Древние могильные курганы в Кадзукэ» дал общую характеристику внешнему виду кофун и обратился к проблеме изучения статуэток ханива (Гнездилова 2015: 62). В конце XIX в. научными исследованиями кофун активно занялись и японские учёные: первый японский антрополог Цубои Сё:горо: провёл сравнительный анализ погребального инвентаря и погребальных камер, а в 1901 г. выпустил первую японскую работу, посвящённую ханива (Кофун дзидай-но кэнкю: 1993: 143).

Рост интереса к данным захоронениям привёл к существенному увеличению числа археологических раскопок. Ответной реакцией на это стал запрет на проведение раскопок императорских кофун с 1874 г. В связи с этим крупнейшие дзэнпо:ко:энфун до сих пор исследованы только по внешним данным.

С начала XX в. по всей Японии стали активно проводиться раскопки ^ кофун, не принадлежавших к числу императорских захоронений. Постепенно формировалась источниковая база, осуществлялись попытки клас-о сификации форм кофун, погребального инвентаря. Крупнейшими специа-¡¡Т листами по курганному периоду в это время являлись Такахаси Кэндзи, § Томиока Кэндзо, Го:то Сюити, Суэнага Масао и др. (Кофун дзидай-но кэнкю: 1993: 147). Особенно стоит отметить Кобаяси Юкио, обратившегося с£ к проблемам изучения формы курганов, их эволюции, периодизации эпохи | Кофун (Кобаяси 1961). Он пришёл к выводу, что форма кофун зависит в ос-2 новном не от местных традиций, а отражает происхождение и политичес-И кий статус похороненного в нём человека (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 6). В период Второй мировой войны и вплоть до конца 1940-х гг. изучение кофун было почти полностью прекращено. Новый подъём в исследовании

курганов наблюдается с 1950-х гг. В 1966 г. результаты почти столетних научных исследований кофун были обобщены и опубликованы в 4-м и 5-м томах «Археологии Японии» (Гнездилова 2015: 63). Продолжавший в это время свою научную деятельность Суэнага Масао издал фундаментальные труды по периоду Кофун: «Курганы Японии» (1961), «Кофун» (1969) и «Хрестоматия ханива» (1987) (Кофун дзидай-но кэнкю: 1993: 147).

В 1980—2000-е гг. японский археолог Кондо: Ёсиро: (1925—2009) опубликовал ряд важнейших работ по изучению кофун, имеющих форму замочной скважины: «Эпоха дзэнпо:ко:энфун» (1983), «Общий обзор дзэнпо: шэнфун» (1992), «Дзэнпо:ко:энфун и курганы периода Яёй» (1995), «Происхождение дзэнпо:ко:энфун» (1998), «Изучая дзэнпо:ко:энфун» (2001) и др. (Кофун дзидай-но кэнкю: 1993: 149). В 1990-е гг. был опубликован 13-томник «Исследования периода Кофун», до сих пор остающийся наиболее полным собранием сведений о периоде Кофун и самих курганах.

К началу XXI в. были накоплены обширные материалы по исследованию кофун, раскопки которых активно проводятся и в настоящее время, поскольку многие из курганов до сих пор были изучены только внешне. Особое внимание продолжает уделяться классификации, систематизации материалов раскопок, построению хронологии. В настоящее время для изучения кофун используются современные технологии, например ЗD-мoдeлиpoвaниe.

ТИПОЛОГИЯ КОФУН

При изучении кофун исследователи в первую очередь обращают внимание на их форму, так как она даёт представление о времени возведения кургана и статусе захороненных в нём людей без проведения раскопок. Типология кофун по форме широко применяется японскими исследователями и в достаточной степени разработана. Существуют три основные формы кофун: круглая (энфун), квадратная (хо:фун) и квадратно-круглая (дзэнпо:ко:энфун). Однако помимо основных форм существует множество подвидов и модификаций (рис. 2).

О существовании различных форм кофун было известно ещё до начала их изучения учёными-археологами. Кофун круглой формы в народе именовали по-разному: маруяма (круглая гора), маруцука (круглая насыпь), б марухакаяма (круглая могильная гора). Масуяма (четырёхугольная гора) ю и масуцука (четырёхугольная насыпь) — донаучные названия кофун квад- § ратной формы. Тё:сицука (насыпь в виде бутылочки для сакэ), хё:танъя-ма (гора в форме тыквы горлянки), футагоцука (насыпь-близнецы) — так 2 необычно японцы называли форму курганов дзэнпо:ко:энфун (Кофун § дзидай-но кэнкю: 1992: 5—6). д

Курганы круглой формы, энфун, были распространены на протяжении И всего периода Кофун. Однако при этом они отнюдь не были одинаковыми, варьировались их размеры и пропорции. Самые маленькие энфун имеют

Дзэнпо:ко:энфун

Со:хо:тю:энфун

Энфун

Со:хо:тю:хо:фун

Хо:фун

Дзэнпо:ко:хо:фун

Хаккакуфун

Роккакуфун

Хотатэгаикеи-кофун

Дзё:энкахо:фун

Дзё:энфун

Рис. 2. Типология кофун по форме

го <

диаметр 2—3 м, а наиболее крупные — более 100 м. Крупнейшим кофун круглой формы является Марухакаяма-кофун, воздвигнутый в первой половине VI в. в районе современной префектуры Сайтама. Диаметр данного кургана составляет 105 м, высота — 18,9 м (Кофун маппу).

Кофун квадратной формы, хо:фун, как и курганы круглой формы, возводились на протяжении III—VII вв. во всех основных районах влияния государства Ямато. Известно около 260 крупных кофун квадратной формы. До второй половины VI в. хо:фун были наиболее распространёнными курганами на территории влияния клана Идзумо (независимая от Яма-то до IV в. провинция на западном побережье о. Хонсю) (Мещеряков, Грачёв 2002: 94). В среднем хо:фун имеют размеры 20*20 м в основании. Крупнейшие хо:фун находятся в префектурах Осака {Муко:хакаяма-кофун со стороной 68 м и высотой 10,7 м) и Тиба (Ивая-кофун со стороной 78 м и высотой 13,2 м).

Дзэнпо:ко:энфун — достаточно широко представленный тип кофун, захоронения данной формы занимают с 1-го по 44-е места в рейтинге крупнейших курганов Японии. В дзэнпо:ко:энфун префектуры Нара хоронили императоров и членов их семей в III—V вв. В числе императорских курганов данной местности можно назвать: Нэнбуцудзияма-кофун (курган императора Кайка; длина около 100 м), Андонъяма-кофун (в нём похоронен император Судзин; длина — 242 м, диаметр круглой части — 158 м, высота около 23 м), Хо:райсан-кофун (императора Суйнин; длина — 227 м, диаметр круглой части — 123 м, ширина передней части — 118 м), Сибута-нимуко:яма-кофун (императора Кэйко; длина — около 300 м, ширина передней части — 170 м) (Мидзуно 1994: 86, 90, 98, 104).

Интересной модификацией дзэнпо:ко:энфун являются курганы, которые по форме сравнивают с гребешками: их передняя часть значительно меньше и ниже, чем задняя круглая часть. Данная форма называется хотатэгаикеи-кофун (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 5—7). Кофун в виде гребешков в основном распространены в центральной и восточной части о. Хонсю: в регионах Канто (на территории современных префектур Гумма, Ибараки, Сайтама), Тюбу (в префектурах Аити, Сидзуока, Исика-ва) и Кансай (в префектурах Осака, Сига, Хёго, Нара, Киото). Возведение хотатэгаикеи-кофун характерно для V—VI вв. Крупнейшим курганом этой формы является Осаходзука-кофун (префектура Миядзаки) длиной 175 м и шириной 19 м, построенный в V в. (Кофун маппу).

К первой четверти XX в. относится выделение квадратно-квадратной ^ формы кофун, дзэнпо:ко:хо:фун. Известно около 500 захоронений дан- ^ ного типа, их возводили на протяжении всего исторического периода ^ Кофун. Данная форма, как и хо:фун, характерна для территории бывше- ~ го княжества Идзумо (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 6—7). Крупнейшим ^ дзэнпо:ко:хо:фун является Маэбасихатиманъяма-кофун (префектура &г Гумма), длина которого превышает 130 м. Другие наиболее крупные дзэн- < по:ко:хо:фун локализованы в префектурах Нара, Окаяма, Сидзуока, Хёго, § Гифу и Тотиги (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 33). го

Дзё:энкахо:фун характеризуется сочетанием квадратного основа- И ния кургана и круглой насыпи на нём. Кофун данной формы возводились в VП—VШ вв., т.е. в конце одноимённого периода, и, как считают учёные,

являлись производными от императорских курганов (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 6). Это очень малочисленная группа кофун, среди наиболее крупных дзё:энкахо:фун можно назвать Исинокарато-кофун, расположенный на границе префектур Нара и Киото (со стороной квадратной части 14 м и диаметром круглой части 9 м), и Симидзуянаги-китаити- го:фун в префектуре Сидзуока (со схожими параметрами) (Кофун маппу).

К числу редких форм кофун можно отнести со:хо:тю:энфун. Курган данной формы представляет собой круглую насыпь с двумя прямоугольными либо квадратными выступами. Все со:хо:тю:энфун были построены в IV в. Такие захоронения обнаружены на о. Сикоку (префектура Кагава) и в префектуре Нара. Расположенный на территории последней Кусияма-кофун считается крупнейшим кофун данной формы (длина — 155 м, диаметр круглой части — 90 м). Отмечается сходство этого типа курганов с захоронениями периода Яёй на о. Сикоку, что говорит о влиянии местных традиций на формы кофун.

Существует близкая к со:хо:тю:энфун разновидность — со:хо:тю:хо: фун, которая представляет собой квадратную центральную насыпь с двумя четырёхугольными выступами (по форме близки к трапециям). Акеаи-кофун (префектура Миэ), построенный в первой половине V в., является ярким образцом данного типа кофун (сторона центральной насыпи — 60 м).

Уникальной формой кофун является дзё:энфун — «двойной круг». На данный момент лишь один курган во всей Японии, Канаяма-кофун (префектура Осака), идентифицирован как дзёэнфун. Он представляет собой две соединённые круглые насыпи высотой 9,4 и 6,8 м, общая длина кургана — 85,8 м. Северная насыпь диаметром 38,6 м состоит из двух ярусов, а южная (диаметром 55,4 м) — из трёх. Датируется постройка Канаяма-кофун концом VI — началом VII в. (Кофун маппу).

В конце периода Кофун появляются шестиугольные (роккакуфун) и восьмиугольные (хаккакуфун) курганы. Причиной распространения восьмиугольных кофун стало влияние на культуру государства Ямато даосизма и конфуцианства (цифра 8 всегда имела особое значение в китайской религиозно-философской традиции); данный факт знаменует собой серьёзные изменения в японской картине мира (Мещеряков, Гра-^ чёв 2002: 92). Изначально восьмиугольные кофун считались императорскими (как и кофун в виде замочной скважины), однако широкий ареал Б распространения курганов данной формы (префектуры Токио, Тотто-¡¡Т ри, Яманаси, Нара, Хёго, Гумма, Ибараки) говорит о том, что в них мог-§ ли хоронить не только императоров, но и представителей знатных родов.

Крупнейшим хаккакуфун является Ногутио:бо (префектура Нара), счи-с£ тающийся местом захоронения императора Тэмму (673—686) и императ-I рицы Дзито (686—697). Кофун имеет пять ярусов, его длина по диагонали 5 составляет 40 м, высота — 7,7 м (Мидзуно 1994: 246). В префектуре Нара И находится и захоронение императрицы Когёку (правившей дважды: в периоды 642—645 и 655—661), Кэнгосидзука-кофун (длина по диагонали — 20 м, высота — 4 м) (Мидзуно 1994: 232).

Кофун поражают широчайшим разнообразием форм, зачастую не имеющих аналогов в мире. Выделяя среди них три основные — круглую, квадратную и квадратно-круглую, — при изучении кофун не стоит также забывать об уникальных и малораспространённых формах, ведь именно они подчёркивают культурное своеобразие Японии.

СКОПЛЕНИЯ КОФУН

Многие кофун учёные рассматривают как часть территориальных групп — скоплений (кофун-гун). Определённые размеры и форма составляющих скопление курганов могут свидетельствовать о времени их возведения, социальном статусе похороненных, а также о степени влияния Ямато и местных элит. Описано более 160 скоплений кофун на территории Японии (Кофун маппу).

Для раннего и среднего периода курганной культуры на Японских островах (III—V вв. н.э.) были характерны скопления, состоящие, как правило, из нескольких крупных дзэнпо:ко:энфун и множества небольших кофун различных форм. В крупных кофун хоронили императоров либо глав местных элит (количество дзэнпо:ко:энфун на территории Японии превышает тысячу курганов; данный факт позволяет предположить, что в них погребены не только императоры), в кофун несколько меньших размеров — ближайших родственников, а в небольших — людей, имевших большое влияние при императорском дворе либо на местах.

В районе г. Сакураи (префектура Нара) располагается одно из древнейших скоплений кофун — Макимуку-кофун-гун. Крупнейшим курганом данной группы является Хасихака-кофун (длина — 278 м, высота — 30 м). Данное скопление состоит в основном из дзэнпо:ко:энфун и датируется второй половиной III в. — самым началом периода Кофун, поэтому его изучение важно для понимания генезиса квадратно-круглой формы курганов (Кузнецова 2018а: 93).

В префектуре Кагава находится скопление Ивасэояма-кофун-гун (III—IV вв.), включающее в себя ряд небольших по сравнению с кофун в префектурах Нара и Осака квадратно-круглых курганов, а также уни- i? кальные по форме со:хо:тю:энфун (Кофун маппу). Заметна тенденция к увеличению размера кофун в этом скоплении — самый маленький отно- б сится ко второй половине III в., а крупнейшие — ко второй половине IV в.

Во второй половине IV в., как отмечалось выше, правителей Ямато стали g хоронить в районе Саки (северо-западная часть современного города Нара), где находится большое скопление квадратно-круглых курганов — Саки- g кофун-гун. Наиболее крупные кофун в этом районе — Госаси (длина — 275 м, § высота — 27 м; предположительно, курган императрицы Дзингу), Уванабэ- g кофун (длина — 255 м, высота — 20 м), Итинива-кофун (длина — 253 м). И Большинство курганов данной группы имеют трёхступенчатую конструкцию ^ и окружены рвами, заполненными водой (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 51). ё

В долине Нара есть ещё одно скопление крупных кофун IV—V вв. — Умами-кофун-гун. Интересно, что среди самых больших по размеру курганов в нём присутствуют не только квадратно-круглые, но и квадратно-квадратные (например, Синъяма - кофун длиной 126 м), которые более характерны для княжества Идзумо, чем для Центральной Японии.

Крупнейшее скопление среднего периода культуры Кофун — Фуруити. Эта группа состоит из 123 курганов, датируемых концом IV — началом VI в. (31 — в форме замочной скважины, 30 — круглой формы, 48 — прямоугольной формы, 14 — неопределённой формы). Находится Фуруити на территории современной префектуры Осака. В состав данного скопления входит второй по величине в Японии кофун, Кондагобё:яма-кофун (форма замочной скважины, длина — 425 м, диаметр задней окружности — 250 м, высота — 36 м), в котором похоронен пятнадцатый император Японии О:дзин (Мидзуно 1994: 122—123).

Второе крупное скопление курганов IV—V вв., Модзу-кофун - гун, расположено в районе г. Сакаи (префектура Осака). Именно здесь находится крупнейший кофун — захоронение императора Нинтоку (так называемый Дайсэн-рё) (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 50—51). Курган императора Нинтоку — поистине уникальный объект культурного наследия Японии. Его размеры поражают: длина составляет 486 м, ширина — 400 м, высота прямоугольной части — 27 м, круглой — 35,8 м, диаметр задней части кургана — 245 м (Мидзуно 1994: 132—134). Объём использованной при строительстве земли учёные оценили в 1,5 млн куб. м. По подсчётам археологов, если каждый день на строительстве данного кофун была задействована тысяча человек, то на постройку должно было уйти четыре года (Мещеряков, Грачёв 2002: 84).

В поздний период культуры Кофун круг людей, которые могли быть похоронены в кофун, значительно расширяется. Изменения стали особенно заметны по резкому увеличению числа небольших круглых курганов диаметром до 10 м. По всей территории государства Ямато появились скопления круглых кофун: Акай-кофун-гун (префектура Окаяма), Ао-кофун-гун (префектура Хиросима), Аиносимацумиисидзука-гун (префектура ~ Фукуока) и др. За огромное количество сконцентрированных кофун археологи называют такие группы «курганными кладбищами» (Мещеряков, g Грачёв 2002: 91). Наиболее масштабными скоплениями конца VI—VIII в. ~ являются Кинугасаямахокурокуно-гун-сюфун (префектура Сига, около s 180 курганов), Оомуро-кофун - гун (префектура Нагано, около 500 курга-|7 нов) и величайшее скопление кофун — Ивасэсэндзука-кофун - гун (префек-< тура Вакаяма, около 800 курганов) (Кофун маппу). g Изучение скоплений кофун помогает больше узнать об историческом

го развитии данных захоронений: до V в. наблюдается постепенное увеличение И размеров кофун, преобладают постройки дзэнпо:ко:энфун, а в VI—VII вв. появляется тенденция к увеличению числа энфун и одновременно к существенному уменьшению размеров курганов.

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО КОФУН

Внутреннее и внешнее устройство японских курганов изменялось в течение всего периода Кофун. Эти изменения связаны со множеством факторов: культурным обменом с Китаем и Кореей, развитием государства Ямато, расширением кланов, распространением влияния Ямато на новые территории, восприятием традиций покорённых племён, увеличением числа зависимого населения, усилением местных элит и т.д. При постройке курганов японцы очень ловко использовали особенности естественного ландшафта, поэтому иногда бывает сложно определить точные границы кофун — с годами они сглаживались и разрушались под действием природных сил (Aikens, Takayasu 1982: 255).

Внешне кофун отличаются не только по форме, но и по способу оформления кургана. Чаще всего кофун представляет собой земляную насыпь, которая может иметь несколько легко отличимых уровней (ярусов). Наличие ярусов (обычно их было 1—2, реже — 3) объясняется тем, что насыпать высокий земляной холм, избежав обрушения склонов, было трудно (Чан Су Бу 1988: 118).

На о. Кюсю (за исключением префектуры Фукуока), в Восточной и Центральной Японии (кроме региона Кинки) кофун часто оформлялись с помощью каменной кладки. Камни покрывали весь курган снаружи, что обеспечивало ему большую сохранность. Наибольшее распространение такое внешнее оформление получило на территории современных префектур Нагано, Яманаси и Гумма. В средний период Кофун каменная обкладка курганов часто встречается в префектурах Нагасаки и Кагава, а также на севере о. Кюсю. Самое крупное скопление кофун, с внешней стороны облицованных камнем, находится в префектуре Нагано — Оомуро-кофун-гун (около 500 курганов) (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 39). В оформлении восьмиугольных курганов использовался туф — лёгкая пористая горная порода. Плитами из туфа покрывали внешнюю поверхность, а также оформляли коридоры и погребальные камеры внутри кофун.

Как правило, курганы окружали ряды ханива. Археолог Кобаяси Юкио ^ приводит следующее определение: ханива — это общее название для глиняных изделий из неглазурованной керамики, располагавшихся на внеш- g ней поверхности кофун (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 69). Глиняные ^ фигурки были массовым явлением: вокруг кофун императора Нинтоку ^ обнаружено более 20 тыс. ханива различных форм, и даже вокруг доста- |т точно скромных круглых курганов находят до 200 ханива. Создание по- < добной ограды было обязательным этапом оформления кофун, обеспе- g чивающим охрану покойного от злых духов. Ханива могли изображать m здания, людей, лошадей и предметы домашней утвари (рис. 3). Их сред- ü няя высота колеблется от 30 до 130 см; наиболее крупные образцы достигали в высоту до 242 см (Мещеряков, Грачёв 2002: 89). Ханива были

Рис. 3. Ханива — глиняные фигурки, окружавшие кофун (Кофун дзидай-но кэнкю: 1991; Ханива ума 2005)

го <

полыми керамическими изделиями с небольшой толщиной стенок (около 15—18 мм), препятствовавшей образованию трещин при обжиге; хорошая сохранность большинства из них говорит о высоком уровне мастерства изготовителей. Особенно искусно оформлялись фигурки, изображавшие всадников на лошадях: декоративные элементы (грива, упряжь, седло) кропотливо проработаны, в оформлении данных ханива использовался металл (Ко:когаку дзя:нару 2017: 18).

Ханива в виде домов изначально устанавливались на вершине кофун прямо над погребением. К IV в. их стали окружать изгородью из глиняных цилиндров, имевшей форму прямоугольника или круга; количество рядов ханива увеличивалось с развитием культуры курганов. Во второй ряд ставили фигурки в виде оружия и доспехов, а в третий — в виде балдахинов, щитов и т.д. Порядок расположения ханива, изображавших бытовые предметы и животных, был неопределённым. Как правило,

антропоморфные фигурки, а также фигурки в виде животных и предметов утвари устанавливались вместе на одной стороне кофун или у его основания (Чан Су Бу 1988: 128).

Особенным элементом внешнего оформления кофун были рвы, число которых могло доходить до трёх. Наибольшее распространение курганы, окружённые рвами, получили в Центральной и Восточной Японии в средний период Кофун. Как правило, рвы наполнялись водой, что делало курган неприступным. Скопление кофун Фуруити-кофун-гун (префектура Осака) включает в себя множество дзэнпо:ко:энфун, окружённых рвами с водой. Рвы встречаются у наиболее крупных квадратно-круглых кофун — императорских (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 51).

Судить о внутреннем устройстве курганов гораздо сложнее, чем о внешнем, особенно когда дело касается дзэнпо:ко:энфун. Внутри кофун располагается погребальная камера либо простая вырытая в земле могила. Последние в основном характерны для раннего периода культуры курганов. Захоронение в погребальной камере было гораздо более распространено, чем в обычной могиле, так как это обеспечивало сохранность останков и защиту усопшего от злых духов.

Погребальные камеры старались строить ближе к вершине холма; их стены были выложены каменными плитами. В период Кофун на Японских островах были распространены два способа помещения гроба (саркофага) в камере. В первом случае сначала в яму опускали гроб, а затем из камня возводили стены; потолок состоял из цельной каменной плиты, надёжно защищавшей помещение от давления земли. Погребальные камеры такого вида называют вертикальными. Во втором случае создавалась горизонтальная камера: сначала её оформляли камнями, а затем помещали туда гроб (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 96). Вертикальные камеры характерны для раннего периода Кофун. Строительство горизонтальных камер, которые были широко распространены в Китае и на Корейском полуострове, началось в V в. на севере о. Косю, затем эта традиция распространилась по всей территории государства Ямато (Чан Су Бу 1988: 120).

Гробы изначально изготавливались из японского кедра путём выдалбливания двух половин бревна и их дальнейшего соединения. К среднему периоду Кофун кедровые гробы были постепенно вытеснены их аналога- ^ ми из более долговечных и крепких материалов — каменными саркофагами (рис. 4); известны также случаи захоронения в керамических гробах б (История Японии 1998: 56). ю

Стенки у каменных саркофагов могли быть прямыми или скруглён- g ными. Саркофаги изготавливали не только прямоугольной формы, но и в виде лодки, — данный факт наводит некоторых исследователей на g мысль, что представления о способе переноса души в загробный мир со § временем претерпевали изменения. Прямоугольные либо квадратные g саркофаги вызывают ассоциацию с домом, так как крышка гроба пред- И ставляет собой четыре наклонённых друг к другу камня. Такие саркофаги ^ характерны для захоронений V—VI вв. (Кофун дзидай-но кэнкю: 1992: 84). ё

Если говорить о декоративном оформлении каменных саркофагов, то оно было довольно скромным и ограничивалось незамысловатыми узорами и полосами, напоминающими бамбук. Богатый декор из диагональных линий и кругов отличает несколько саркофагов, найденных при раскопках в префектуре Фукуока. Изредка саркофаги окрашивали в красный цвет, обычно же они сохраняли естественный цвет камня (Киддер 2003: 200).

С VI в. погребальная комната, судя по всему, начинает восприниматься как место обитания души после смерти. Об этом говорит увеличение числа керамики, в том числе посуды, в погребальном инвентаре, который помимо этого представлен, как и прежде, оружием, украшениями, бронзовыми зеркалами и конской упряжью (Кожевников 1998: 135).

Важной особенностью внутреннего оформления кофун является расположение погребального инвентаря. В III—IV вв. в гроб помещали небольшое количество вещей (как правило, только личные украшения умершего). Остальную часть погребального инвентаря располагали вне гроба, вдоль стен погребальной камеры. Постепенно, к V—VI вв., большую часть вещей стали помещать в гроб, вне которого оказывались наименее ценные предметы, в том числе ритуального назначения. В горизонтальных камерах погребальный инвентарь вне гроба расставлен более аккуратно, чем в вертикальных. В особенно богатых захоронениях для погребального инвентаря сооружались отдельные небольшие камеры (Чан Су Бу 1988: 122).

Художественное оформление внутренних помещений курганов стало распространённым явлением уже в период угасания курганной культуры. Известно около 300 кофун с росписями стен погребальных камер, большая их часть находится на о. Кюсю, где значительную роль играло континентальное влияние (рис. 5). Так, о сильном китайском влиянии на специфику внутреннего оформления кофун говорят изображения животных и их расположение относительно сторон света (Мещеряков, Грачёв 2002: 94).

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОФУН

В контексте изучения японских курганных захоронений кофун одним из наиболее интересных и в то же время дискуссионных оказывается во- б прос об их происхождении. Несомненно,

вает мысль о связи с культурой кочевников, так как данный способ захо- § ронения характерен в основном для кочевых народов.

Одной из теорий происхождения кофун является заимствование дан- 2 ного обычая захоронения с Корейского полуострова. Этого мнения при- § держиваются многие зарубежные учёные, в том числе Дж. Киддер (Кид- ^ дер 2003: 186). В пользу данной теории говорит сходство погребального И инвентаря и самих погребений; особенно чётко это можно увидеть, сравнивая украшения из японских кофун и из курганов корейского государства

Рис. 5. Росписи стен погребальной камеры в Такэхара-кофун, префектура Фукуока (Ханива ума 2005)

Силла. Единственным отличием здесь является металл, из которого сделаны украшения: в Силла они выполнены из золота, тогда как в Японии — из железа или бронзы. Другие элементы погребального инвентаря — подвески, локотные украшения и части лошадиной сбруи — совершенно идентичны обнаруженным в Корее, что говорит об их континентальном происхождении. Оружие, найденное в кофун, также аналогично корей-5 ским образцам (Иванов 2005: 81). В.В. Кожевников отмечает сходство ко-^ фун IV в. с корейскими курганами того же времени (в государствах Пэкче е и Силла). Это сходство, по мнению учёного, говорит о «культурном импорте» из Кореи и прямом влиянии корейской культуры на культуру Японских g островов (Кожевников 1998: 111).

§ Некоторые исследователи не разделяют устоявшегося взгляда на

го японское происхождение кофун в виде замочной скважины, указывая на Ц наличие подобных курганов в Южной Корее. В частности, Уильям Фэррис в пользу корейского происхождения данного типа кофун приводит результаты исследования южнокорейских археологов, проведённого в 1983 г.

Группы курганов, напоминавших по форме дзэнпо:ко:энфун, были найдены на юге Корейского полуострова, где в период Кофун локализовался союз племён Кая. Помимо формы, курганы из района Кая сходны с кофун наличием расставленных вокруг глиняных полых фигурок (Farns 1998: 87—88).

Существует также версия о китайском происхождении кофун. Дж.Б. Сэн-сом указывает, что найденные в кофун доспехи, шлемы и конская сбруя имеют следы заимствований из Китая и, возможно, Монголии. Бронзовые зеркала, изготовленные в эпоху Хань, подтверждают это мнение (Сэн-сом 2002: 18). Ханива в виде лошадей могут быть сопоставимы с терракотовыми фигурами людей и лошадей, найденными в китайских захоронениях знати. Лошади были завезены в Японию именно из Китая, и это также свидетельствует о взаимодействии культур (Ханива ума 2005: 7).

Многочисленные образцы оружия, найденные в кофун, имеют континентальное происхождение и заметное сходство с оружием Китая соответствующего периода. Курганы, по своей форме наиболее близкие к квадратным, японскими учёными сопоставляются с гробницами китайской знати периода Воюющих царств (V—III вв. до н.э.), что служит ещё одним аргументом в пользу китайского происхождения кофун (Кофун дзидай-но кэнкю: 1993а: 25—27). Кроме того, форма и внутреннее устройство императорских гробниц периода Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) имеют схожие черты с кофун (Сяофэнь 2003: 128, 146). В пользу китайского происхождения последних А.Е. Жуков приводит следующие аргументы: ориентация ранних кофун по оси север — юг, использование в оформлении погребальных камер специфических китайских красителей, а также наличие у некоторых курганов насыпи с тремя ступенями-платформами (История Японии 1998: 55).

Появление дзэнпо:ко:энфун также связывают с влиянием китайской культуры. Суэнага Масао объясняет наличие квадратного либо трапециевидного выступа попыткой создать видимость пристроенного храма, как это делалось при строительстве курганов в Китае. Дж. Бюхо видел причину появления кофун данного типа в символике, а именно в ассоциации с тыквой горлянкой (что косвенно подтверждается донаучным названием дзэнпо:ко:энфун — хё:тан-яма, «гора в форме тыквы горлянки»). Традиция считать тыкву горлянку символом изобилия была заимствована японцами ^ из Китая. А.Н. Мещеряков и М.В. Грачёв утверждают, что японцы переняли китайское видение мира, где земля квадратная, а небо круглое. Посколь- б ку смерть императора и членов его семьи воспринималась как «поднятие к божествам», возвращение к предкам, архитектурное исполнение импе- § раторских кофун имеет космологическое значение — захоронение в круглой части кургана символизирует переселение умершего на небо (Меще- ёЕ ряков, Грачёв 2002: 98). |

Исследователь древнеяпонской культуры Н.А. Иофан счит?

кофун Ямато японская культура японская археология история Японии захоронения японских императоров курган погребение ханива железный век.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты