Спросить
Войти

ОБ ИСТОРИИ КОНФЕРЕНЦИЙ "ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ" В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Автор: указан в статье

УДК 37.037 ББК Ч457

DOI 10.26170/sp19-03-01 ГСНТИ14.01.13 Код ВАК 13.00.03

М. Г. Храковская M. G. Khrakovskaya

Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

ОБ ИСТОРИИ КОНФЕРЕНЦИЙ «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Аннотация. Многогранность деятельности логопеда диктует необходимость приобретения им знаний в смежных науках: психологии и патопсихологии, неврологии и психиатрии, нейропсихологии и нейрофизиологии, лингвистике и психолингвистике, общей и специальной педагогике. Для обмена опытом между специалистами соответствующих научных областей с 1989 г. стал регулярно на общественных началах работать открытый для всех городской семинар «Нейропсихология и логопедия. Вопросы теории и практики» (рук. М. Г. Храковская), во время которого собирались логопеды, врачи, студенты. Душой и желанным участником этих заседаний была Н. Н. Трауготт. В 1992 г. руководитель этого семинара М. Г. Храковская и А. Н. Шепо-вальников на базе Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова организовали конференцию «Центральные механизмы речи». Организаторы были едины в понимании необходимости взаимодействия ученых и практиков, совместного знакомства и обсуждения современных достижений как в логопедии, так и во всех смежных с этой профессией областях. Эти убеждения разделяла и Н. Н. Трауготт, прочитавшая на первой конференции лекON THE HISTORY OF THE CONFERENCES"CENTRAL SPEECH MECHANISMS" IN ST. PETERSBURG

Abstract. The versatility of the speech therapist dictates the need for him to acquire knowledge in related sciences: psychology and pathopsychology, neurology and psychiatry, neuropsychology and neurophysiology, linguistics and psycholinguistics, general and special pedagogy. Since 1989, an open-to-all city seminar "Neuropsychology and Speech Therapy Questions of theory and practice" (headed by M. G. Khrakovskaya) has been regularly opened on a voluntary basis to exchange experience between specialists in relevant scientific fields, during which speech therapists, doctors, and students gathered. The soul and coveted participant in these meetings was N. N. Traugott. In 1992, the head of this seminar was M. G. Khrakovskaya and A. N. She-povalnikov at the Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry named after I. Sechenov organized the conference "Central mechanisms of speech". The organizers were united in understanding the need for interaction between scientists and practitioners, joint acquaintance and discussion of modern achievements both in speech therapy and in all areas related to this profession. These beliefs were shared by N. N. Traugott, who lectured at the first conference. The next conference, held in May 1995, was dedicated to the 90th anniversary of

цию. Следующая конференция, проходившая в мае 1995 г., была посвящена 90-летию со дня рождения умершей за год до этого Н. Н. Трауготт, и все последующие конференции «Центральные механизмы речи» были посвящены памяти Н. Н. Трауготт. К конференциям 1997, 1999, 2001 и 2004 гг. были подготовлены и изданы представляющие значительный интерес для специалистов сборники методических материалов, содержащие описания методических подходов к организации и конкретные методики работы с детьми с отклоняющимся развитием и со взрослыми с нарушениями речи и психических функций.

Сведения об авторе: Храковская Мария Григорьевна, кандидат психологических наук.

Место работы: логопед клиники Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН.

Контактная информация: 197396, лова, д. 9.

E-mail: khrakovm@gmail.com.

the birth of N. N. Traugott, who died the year before, and all subsequent conferences "Central mechanisms of speech" were dedicated to the memory of N. N. Traugott. To the conferences of 1997, 1999, 2001 and 2004 collections of methodological materials of considerable interest to specialists were prepared and published, containing descriptions of methodological approaches to organization and specific methods of working with children with developmental disabilities and adults with speech and mental impairments.

About the author: Khrakovskaya Mariya Grigor&evna, Candidate of Psychology, Logopedist.

Place of employment: Clinic of the N.P. Bechtereva Institute of the Human Brain of the Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russia.

Россия, Санкт-Петербург, ул. Ак. ПавМне довелось уже с первых шагов трудовой деятельности сначала в качестве логопеда в детском отделении психоневрологического диспансера, затем в неврологической клинике с больными с афазией убедиться в том, насколько многогранна наша © Храковская М. Г., 2019 Специальное образование. 2019. № 3

специальность, а также как много знаний нужно логопеду в областях смежных наук: психологии и патопсихологии, неврологии и психиатрии, нейропсихологии и нейрофизиологии, лингвистики и психолингвистики, общей и специальной педагогики.

В середине 1980-х годов в Москве в Институте неврологии Э. С. Бейн, соратник А. Р. Лурии, устраивала всесоюзные декадники для логопедов, неврологов, психиатров, на которых выступали А. Р. Лурия, Е. Н. Винарская, В. М. Коган, Е. П. Кок, сама Э. С. Бейн, Э. Г. Симерницкая, Л. С. Цветкова. Все они были высочайшими мастерами в исследовании мозговых механизмов речи и других психических функций как в норме, так и при очаговых поражениях головного мозга. Во многих монографиях этих ученых обсуждались принципы и методы восстановительной работы. После прослушивания их лекций было значительно легче понимать их книги и статьи.

Позже я ездила по всей стране для участия в работе съездов психологов (в Москве, Киеве, Тбилиси), съездов невропатологов и психиатров (в Харькове), психологических конференций (Гродно), семинара А. А. Леонтьева по зарождавшейся тогда в нашей стране психолингвистике, Международных психологических конгрессов памяти А. Р. Лу-рии.

Это была очень хорошая школа, нужная для профессии, поскольку информация получалась из первых рук от корифеев науки, а не от интерпретаторов их трудов. Кроме того, на таких мероприятиях происходили знакомства с практиками из разных уголков страны и из других стран, оценивались методические подходы, завязывались дружеские отношения.

Я прекрасно понимала, что большинство ленинградских логопедов, тем более те из них, кто работал в системе просвещения, никогда не видели специалистов подобного уровня и не посещали их лекций, а порой и не знали о работах этих ведущих деятелей не только отечественной, но и мировой науки. В результате возникло желание организовать в родном городе (Ленинграде) подобное знакомство с исследователями высочайшей квалификации. Первую встречу удалось провести на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А. И. Герцена. К нам приехала Елена Николаевна Винарская. В большой аудитории, заполненной до отказа не только логопедами города, но и преподавателями и студентами, наши ведущие логопеды демонстрировали своих пациентов с дизартрией при ДЦП (канд. пед. наук Л. А. Данилова); при гиперкинезах после удара молнии (Э. Я. Сизова); с последствиями инсульта и другими заболеваниями, рассказывали о программах своей работы. По мнению всех присутствующих, это была очень полезная встреча, а Е. Н. Ви-нарская не могла не заметить, что не ожидала увидеть такой высокий уровень знаний и умений логопедов нашего города.

С 1989 г. стал регулярно работать на общественных началах городской семинар «Нейропсихология и логопедия. Вопросы теории и практики» (рук. М. Г. Храковская). Семинар был открытым для всех. Собирались логопеды, врачи, студенты. Демонстрировались пациенты (взрослые и дети) с редко встречающимися формами речевой патологии, разбиралась клиническая картина состояния речи и других психических функций; обсуждалась методика восстановительной или коррек-ционной работы. Душой и желанным участником на этих заседаниях была Н. Н. Трауготт. Наталья Николаевна была для нас примером не только глубокого и широкого научного подхода к диагностике и пониманию механизмов нарушений речи и психических функций, но и гражданского мужества. А уже в 1992 г. совместно Институт эволюционной физиологии и биохимии (ИЭФиБ) им. И. М. Сеченова (А. Н. Шеповальников) и семинар «Нейропсихология и логопедия» (М. Г. Храковская) организовали на базе ИЭФиБ конференцию «Центральные механизмы речи». Организаторы — проф. А. Н. Шеповальников и М. Г. Храковская были едины в понимании необходимости взаимодействия ученых и практиков, совместного

знакомства и обсуждения современных достижений как в логопедии, так и во всех смежных с нашей профессией областях. Н. Н. Трауготт полностью разделяла наши убеждения и приветствовала наши усилия. К сожалению, она смогла быть с нами только на первой конференции в 1992 г., которую мы посвятили 90-летию со дня рождения А. Р. Лу-рии, где прочитала лекцию «Афазия, агнозия, апраксия — дискуссионные вопросы, современное состояние проблемы». На следующей нашей конференции в мае 1995 г., через год после ее смерти, воспоминания о ней были настолько живы, что мы посвятили конференцию не ее памяти, а 90-летию со дня рождения. Все последующие конференции «Центральные механизмы речи» мы посвящали памяти Н. Н. Трауготт.

На наших конференциях, которые поначалу носили относительно регулярный характер (проводились каждые 2—3 года), выступали ведущие специалисты, в том числе преподаватели вузов: нейрофизиологи (Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская, Р. И. Мачин-ская, И. А Вартанян, А Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин, Ю. Д Кро-потов, М. М. Безруких, Л. М. Шипи-цына), лингвисты, нейролингви-сты и нейропсихологи (В. Б. Ка-севич, С. Н. Цейтлин, Т. В. Черниговская, Н. К. Корсакова, В. В. Лебединский, Т. В. Ахутина, С. Б. Бу-клина, Ж. М. Глозман, О. А. Крот-кова, И. Ф. Рощина, Ю. В. Микад-зе, А. А. Цыганок, М. Ю. Макси-менко, М. С. Ковязина), психиатры и неврологи (Т. А. Доброхотова, Р. И. Райчев, Е. С. Иванов, Э. Г. Крутикова, С. В. Ураков, О. С. Зайцев, С. Ю. Бенилова), логопеды (В. А. Ковшиков, О. В. Орлова, Э. Я. Сизова, Н. Е. Старосельская, И. Ж. Рулле, Т. С. Резниченко, Г. М. Сумченко, Н. М. Пылаева, Т. Г. Визель, Т. А. Ку-чумова, Р. Д. Аванесян, С. А. Дорофеева, Г. Б. Рудая, М. Г. Храковская, О. С. Жукова). При этом не было ни одного «свадебного генерала», которого организаторы привлекли бы за регалии, а не за профессиональные достоинства.

В качестве заинтересованных слушателей присутствовали логопеды, психологи, педагоги, врачи, нейрофизиологи. Их число росло от конференции к конференции начиная с чуть более сотни участников и вплоть до более 500 участников на конференции 2017 г. Все отмечали не только полезность новых знаний, их высокий научный уровень, но и необыкновенную теплую, дружескую атмосферу, царящую на всех наших конференциях.

К конференциям 1997, 1999, 2001 и 2004 гг. были подготовлены и изданы Сборники методических материалов, где практики представляли свои методические подходы к организации такой

работы и конкретные методики работы с детьми с отклоняющимся развитием и со взрослыми с нарушениями речи и психических функций. Так, впервые увидели свет в печати уникальная методика работы с неговорящими детьми Н. Е. Старосельской, нейропсихологический подход в развитии речевых функций лаборатории Т. В. Ахутиной, блестящий по результатам эксперимент Детского сада для детей с алали-ей, руководимого Р. Д. Аванесян, по организации и разработке программы обучения в первых классах выпускников этого и подобных детских садов и многие другие очень полезные для практики статьи. Мы с Г. М. Сумченко были собирателями и редакторами этих сборников. Это была сладостная мука: не обидеть специалистов, творящих чудеса в практической работе, но подвигнуть на описание своих приемов. Зато какое счастье осознавать, что некоторые из них поверили в себя, а наша помощь для них стала трамплином для дальнейшей научной работы:

Т. С. Резниченко блестяще защитила диссертацию на степень кандидата педагогических наук, стала автором многих печатных изданий, в том числе Букваря для детей с тяжелыми нарушениями речи; С. Ю. Бенилова стала кандидатом медицинских наук, автором Методических рекомендаций

для врачей, сопровождающих детей с отклоняющимся развитием, в соавторстве с Л. Р. Давидович издала фундаментальную монографию «Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика)»; М. В. Лейкин, блестяще защитив диссертацию под руководством Г. М. Сумченко, стал профессором Университета в Хайфе.

Подводя итоги, могу сказать, что моя мечта дать возможность энтузиастам своей профессии, специалистам не только родного города, но и самых отдаленных уголков нашей страны (а на участие в последней конференции подали заявки около 500 человек, представляющих 67 городов и поселков нашей страны, при этом заявки поступили из 9 стран; особо следует отметить, что вызвалось участвовать более 80 студентов) увидеть и услышать ведущих специалистов, обсудить новые эффективные методики осуществилась. Однако конференцию такого масштаба, несмотря на приобретенный за минувшие годы опыт в организации подобных мероприятий, нам вдвоем с А. Н. Шеповальни-ковым устроить было бы не по силам. Значительную поддержку в проведении конференции нам оказала наша бывшая студентка, ныне талантливый логопед и организатор Олеся Станиславовна Жукова. Она со своей командой из руководимого ею центра «Логопед-профи» сделала возможным проведение нашей конференции на высоком современном уровне с сохранением всех содержательных традиций. Как было сказано в кулуарах мероприятия, последняя конференция «Центральные механизмы речи», проходившая в 2017 г., своим масштабом, широтой и глубиной научных и методических докладов, синтезом науки и практики «взбудоражила наше профессиональное сообщество», при этом по-прежнему сохранялась дружеская, доброжелательная атмосфера, не отменяющая требовательности к работам коллег. А мы, организаторы, старались сделать конференцию достойной и верной памяти проф. Н. Н. Трауготт.

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ЛОГОПЕДИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ МЕТОДЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ scientific conferences
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты