Спросить
Войти

ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ: ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

Автор: указан в статье

ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ: ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

PETERSBURG HOSPITALITY OF PETER&S TIME: HISTORICAL AND ECONOMIC ASPECT OF EVENT TOURISM

УДК 336.71 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.162.168

ВИВАТЕНКО Сергей Валентинович

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, svivat@bk.ru

VIVATENKO, Sergey Valentinovich

Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, svivat@bk.ru

СИВОЛАП Татьяна Евгеньевна

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, tntslp@mail.ru

SIVOLAP, Tatyana Evgenievna

Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, tntslp@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблемам изучения истории гостеприимства в Санкт-Петербурге, которую можно проследить с самого основания города в 1703 г. С основания Санкт-Петербурга индустрия гостеприимства в России изменилась до неузнаваемости. Новый город, обращенный в сторону Западной Европы, дал толчок для появления новых видов гостеприимства и изменения их стандартов. «Гостеприимство» следует трактовать как форму радушного приема по отношению к гостям. Она включает в себя огромнейшую сферу индустрии, охватывающую различные сферы деятельности людей, начиная от туризма в целом и заканчивая частными областями, например, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание и многое другое. В статье рассматриваются не только создание

© Виватенко С. В., Сиволап Т. Е., 2019.

сферы гостеприимства, но и формирование так называемой конгрессно-выставочно-ярмарочной деятельности, в частности создание гостиниц и постоялых дворов, а также проведение ассамблей, фейерверков, государственных похорон как особого вида событийных мероприятий.

Abstract.

The article is devoted to the problems of studying the history of hospitality in St. Petersburg, which can be traced from the very foundation of the city in 1703. Since the founding of St. Petersburg, the hospitality industry in Russia has changed beyond recognition. The new city, facing Western Europe, gave impetus to the emergence of new types of hospitality and changes in their standards. «Hospitality» should be interpreted as a form of a warm welcome towards guests. It includes a huge scope of the industry, covering various areas of activity of people, from tourism in general, and ending with private areas, for example, entertainment, hotel and restaurant business, catering and much more. The article discusses not only the creation of the hospitality industry, but also the formation of the so-called congress and exhibition and fair activities, in particular the creation of hotels and inns, as well as assemblies, fireworks, state funerals as a special type of events.

Все флаги будут в гости к нам и запируем на просторе!

А. С. Пушкин

С самого момента основания Санкт-Петербурга в 1703 г. можно говорить об особом характере «гостеприимства» этого города. Петербург изначально планировался как многонациональный город, и жить в нем предлагалось представителям всех национальностей. Город послужил основой для появления в России новых видов гостеприимства. «Гостеприимство» подразумевало различные области деятельности людей, включая туризм в целом, а в частности, создание гостиниц и постоялых дворов, ресторанное дело, различные развлечения, проведение ассамблей, фейерверков, государственных похорон как особого вида событийных мероприятий.

Поэтому практически сразу с началом городского строительства в городе появляются национальные районы - слободы.

Слобода или иное название Слобожа представляет собой особый вид поселения или района города, хорошо известный в России, Беларуси и на Украине уже начиная с Х-Х1 вв., жителям которого предоставлялась «свобода» от местных феодалов (бояр), поскольку они были государевыми людьми [1]. Слободские люди, проживавшие в таких поселениях, имели временные или частичные льготы - освобождение от государственных или феодальных повинностей, например, от уплаты податей и воинской повинности [2, с. 329]. Это в свою очередь было важным побудительным стимулом для осваивания новых земель. Они имели свои органы слободского самоуправления.

На современной Петроградской стороне возникла татарская слобода, недаром именно там сейчас находится Санкт-Петербургская соборная мечеть. Васильевский остров приглянулся французским и швейцарским переселенцам. В 10-е гг. XVIII в. в районе 2-й и 3-й линий они организовали «французскую слободу».

Армяне выбрали для проживания 4-ю и 5-ю линии Васильевского острова. Район между современной Миллионной улицей и рекой Мойкой облюбовали себе немцы и греки. Финны селились у истока Большой Невки. В этих национальных кварталах люди смогли жить в городе так, как они привыкли на своей родине. Там же селились первые гости Петербурга.

Русский царь Петр Великий был символом города и его гостеприимства. У Петра не было заранее обдуманного плана рекламы «Северного парадиза» и внедрения в нем основ гостеприимства. « Во всяком деле ему легче давались подробности работы, чем общий план!», - писал о нем величайший отечественный историк В. О. Ключевский [3, с. 271].

Петр I часто импровизировал. То государь лоцманом встречал корабли на рейде Финского залива или на пристани у Троицкого собора; то он самолично спасал севших на мель моряков; то прибывшие в город экипажи кораблей он приглашал на свои ассамблеи и другие празднества.

В Санкт-Петербурге появлялись различные виды отелей, и зависели они не от здравого смысла или городских потребностей, а от личного желания царя. Их можно разделить на несколько категорий.

Первыми петербургскими гостиницами были территории рынков - гостиных дворов. В них каждому приехавшему торговцу или купцу предлагалось место для хранения и охраны привезенных товаров, а также и комнаты для ночлега. Альтернативу гостиным дворам составляли религиозные сегрегации, в первую очередь - подворья монастырей, в кельях которых также можно было переночевать. Таких мест в городе было несколько: «Подворье каменное Александра Невского Монастыря», «Подворье Казанской Епархии»,

«Подворье Новгородской Епархии», «Подворье Псковской Епархии», «Подворье Ростовской Епархии», «Подворье "Семибратское" Новгородской Епархии», «Подворье Троицы Сергиева Монастыря», «Подворье Устюжской Епархии». А в целом по Петербургу их насчитывалось около двадцати [4, с. 3].

Вскоре появляются и постоялые дворы, а также почтовые станции. Между Царицы-ным лугом (Марсово поле) и Невой по приказу Петра I было построено мазанковое здание первой в городе Почты. В этом здании в 1715 г. появилась и первая официальная гостиница в России. Она предназначалась только для зарубежных гостей, посещавших невские берега по приглашению городских властей.

Известно, что Петр I с особым почтением и пиететом относился к Амстердаму. В первой официальной гостинице Петербурга при встрече гостей играл оркестр на рожках и трубах, как это обычно происходило в различных заведениях Амстердама. Из Восточной Пруссии Петр I для приобретения опыта выписал специалистов гостиничного дела. К сожалению, проживание в гостинице было не очень удобно для постояльцев в связи с тем, что там достаточно часто устраивались различные празднества, на которых присутствовал сам государь. Все проживающие в момент празднества должны были покинуть гостиницу, освободить помещения, независимо от состояния погоды и времени суток - и днем и ночью [5, с. 62].

Первая гостиница, созданная в Петербурге, вызвала большой интерес и оказалась достаточно востребована. В 1719 г. по указанию Петра I было издано специальное распоряжение «Об учреждении постоялых и гостиных дворов» во всех местах пребывания иностранцев.

В 1714 г., в районе современного здания Мюзик-холла, для иностранных чиновников, работавших при строительстве города, «были построены семь сначала мазанковых, а затем деревянных брусчатых хором» [4, с. 9].

При Петре I возникшие постоялые дворы являлись собственностью государства, которое отдавало их «на откуп» за определенную долю от прибылей. Такая форма отношений

представляла собой ранее существовавшее традиционное «кормление». Слабое развитие в России «института собственности» и отсутствие конкуренции не позволяли развиваться такой области экономики и сферы бизнеса, как гостеприимство.

Еще одним из видов отелей в петровском Санкт-Петербурге являлись трактиры, которые включали в себя помещения для проживания и обязательно «общие столы» для еды и питья [6, с. 82].

В 1720 г. в Санкт-Петербурге появились два трактира: один располагался на главной, Троицкой пристани города, рядом с первым портом, а другой - на главной общегородской Троицкой площади.

Для приезжавших в город иностранцев новым видом гостиничных услуг стали так называемые герберги, которые имели немецкое происхождение (немецкое название слова «ЬегЬе^» означало «постоялый двор»), подчеркивали их особый характер и отличие от ранее возникших постоялых и гостиных дворов. Они давали кров, постель и стол.

В 1724 г. в Петербурге было открыто 15 гербергов. Они являлись основной формой гостиниц для иностранцев, очень походили на трактиры, в которых предоставлялись различные услуги гостеприимства, помимо сервиса, проживания и питания.

На Васильевском острове в 1714 г. светлейший князь А. Д. Меншиков построил себе громадный каменный дворец. Его усадьба занимала огромнейшую территорию - от Большой до Малой Невы. Петр I назвал дворец Александра Даниловича Посольским домом и заселял в него многочисленные иностранные делегации, прибывавшие в его «парадиз». Там же он проводил почти все праздничные пиры и торжественные обеды.

Член польской делегации, посетивший Санкт-Петербург в июне 1720 г., очень подробно описал устроенный в честь делегации фуршет и все яства, которыми их потчевали [7, с. 147].

Австрийское посольство принимали более изысканными блюдами. Барон фон Мейерберг так описывает стол: «Семь видов паштетов, молочный суп с крупою и курицей, фрикасе из говядины с изюмом, два блюда жаркого и три различных пирожных» [8, с. 211].

Меншиковский дворец можно назвать и первым элитным дворцом бракосочетания в городе. В нем сыграли свои свадьбы царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна), а также племянница Петра I, будущая российская императрица Анна Иоанновна, сочетавшаяся браком с герцогом Курляндским Фридрихом Вильгельмом.

На Березовом острове (Петроградская сторона), около Троицкого собора, в 1716 г. Меншиковым был открыт и первый русский ресторан - трактирный дом с комнатами для иностранцев «Торжественная Австерия 4-х фрегатов» (название, видимо, произошло от названия небольших итальянских трактиров - Osteria). Кроме обычного меню, в Австерии посетителям предлагалось кофе, шахматы и подшивки газеты «Ведомости». «Австерия» считалась заведением для высокопоставленных особ и приближенных к царю иностранцев [9, с. 12-13].

К элитным заведениям, по уровню не уступавшим «Австерии», можно отнести «Красный кабачок». 16 ноября 1706 г. Петр I издает указ, по которому он подарил земельный участок на 10-й версте Петергофской дороги своему «толмачу» Семену Иванову «за его службу, раны, полонное терпение и уход из полону» [10, с. 115]. Недалеко от указанного участка, на пути в Стрельну и Петергоф, был сооружен попутный дом для отдыха царя и военных чинов. Указом царя от 7 июня 1713 г. это здание было отдано переводчику Иванову «для устройства в нем вольного дома, по немецкому обычаю, для торговли водкой и табаком» [10, с. 119]. Кабачок было запрещено продавать.

Для ускорения внедрения в Петербурге европейской кухни Петр Первый приказал выписать из Европы в новую столицу кухен-мейстеров и коков [11, с. 60]. К таким приглашенным специалистам можно отнести: датчанина Яна Фельтена и голландцев Яна Варпа и Яна Кока, которые получали за свою работу 300 и 200 руб. соответственно, а повару Францышке Свинтийскому платили 100 руб. в год [12, с. 137-138].

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2019 I

Праздники, как вид гостеприимства

Французский путешественник Обри де ла Мотрэ, посетивший Санкт-Петербург в 1726 г., в своих воспоминаниях писал, что «Петр I устраивал... чрезвычайно пышные увеселения своему дворянству, военной и другой знати» [13, с. 214-215].

Город начинал нарастать традициями и праздниками. Так, официальными гуляниями в молодом городе были: вскрытие и замерзание Невы. Всегда торжественно отмечался день Святого Александра Невского. Особо торжественно праздновались даты виктории Северной войны: Полтавы, Гангута, Гренгама, Калиша; Дни рождений детей Петра I, свадьбы родственников. Пышно отмечались Новый год и великие православные праздники. Всегда во время праздников играла музыка, раздавалось пиво, город иллюминировался, звучал колокольный Благовест. Центрами гуляний были Троицкая площадь, Царицын и Адмиралтейский луга [14, с. 92].

Для Петра Первого петербургское гостеприимство иногда подразумевало только бесплатную раздачу алкогольных напитков. Так, например, посетителей Летнего сада угощали вином или водкой. Источники содержат описание церемонии угощения, которая совершалась по определенной форме. Отмечалось, что по саду ходили гвардейские солдаты и на носилках переносили большой ушат с вином. Подходя к гостям, они каждого угощали, подносили большой ковш и предлагали выпить за здоровье царя. Никакие отказы не принимались, если кто-либо возражал и отказывался, то такого гостя насильно принуждали к питию специальные люди - майоры. Летний сад во время подношения закрывался, и никто не имел права без позволения царя выйти из него [5, с. 71].

Проводя описание празднеств молодого города Петербурга, хочется процитировать знатока петровской эпохи историка С. А. Князькова. Он считал, что в каждом петровском празднике удивительно соединились «попойка матросская и бал - все вместе» [6, с. 42-43].

Говоря о праздниках, нельзя не отметить такие события, как фейерверки. Они стали неотъемлемой частью городских торжеств. Фонтаны огня били с помпфейеров (невысоких деревянных столбиков, к которым были прикреплены пороховые заряды), на специальных кронштейнах стремительно крутились полыхавшие разноцветными огнями колеса, вечернее петербургское небо озарялось рвавшимися верховыми ракетами, с помощью которых рисовались причудливые узоры и даже символические картины (античные боги, аллегорические фигуры людей и животных). Кроме зарядов, фейерверкеры использовали невидимые тросы и блоки. Весь город утопал в грохоте и треске взрывавшихся шутих.

Празднества петровского времени были связаны с введением новых манер поведения, европейской одежды, этикета, танцев, увеселений и гостеприимства.

Петровские «виктории» положили начало прекрасной традиции отмечать победы русского оружия и почитать Отечество.

Новым видом привлечения народа в дни особых событий, появившихся в петровское время, являлись государственные похороны. Крупнейшим таким мероприятием, конечно, были похороны Петра Великого. Печальная церемония была специально разработана Яковом Филимоновичем Брюсом и утверждена Екатериной I и А. Д. Меншиковым.

Петр I умер 28 января 1725 г. в Зимнем дворце (сейчас данное место - Эрмитажный театр). 30 января, после того как прошла церемония прощания семьи и приближенных с умершим императором, набальзамированное тело покойного было выставлено в «меньшей дворцовой зале», и только после этого народ был допущен, чтобы проститься с царем. «Печальную залу» к 13 февраля приготовили генералы Брюс и Бокк.

В начале марта там же выставили другой гроб - с телом шестилетней дочери Петра I - цесаревны Натальи, которая ненамного пережила отца.

8 марта состоялось захоронение, сигналом к началу которого послужил выстрел из пушки. В похоронной процессии принимали участие свыше 10 тысяч человек, в том числе 200 священнослужителей. Несмотря на сильную метель, за гробом пешком шла императрица Екатерина I. Ее сопровождали и поддерживали А. Д. Меншиков и С. Ф. Апраксин.

Процессия шла по льду Невы от Зимнего дворца к крепости и в собор. По сторонам ее стояло 1250 гренадер с факелами. Шествие сопровождалось стрельбой из пушек.

Знаменитый проповедник и государственный деятель Феофан Прокопович после окончания литургии поднялся на кафедру в соборе и произнес проповедь, которая была достаточно краткая и постоянно прерывалась плачем слушателей. Оратор сказал: «...Оставил нас сей великий монарх и отец наш. Оставил нас, но не нищих и убогих. Оставил нам духовная, гражданская и воинская исправления. Убо, оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил нам» [15, с. 55].

В завершение церемонии тело Петра I посыпали землею, закрыли гроб, разостлали на нем императорскую мантию и оставили на катафалке под балдахином посредине церкви. В 1727 г. рядом поставили гроб Екатерины I. Захоронили царя 21 мая 1731 г., лишь через 6 лет и 123 дня после кончины.

Санкт-Петербург с момента основания отличался особым характером событийных мероприятий и развитием индустрии гостеприимства. В городе появляются новые подходы в области отельерства, праздников, ярмарок, конгрессов и других событий. Можно с уверенностью сказать, что современные стандарты гостеприимства опираются на фундамент петровских преобразований, которые были разработаны и применены в Петербурге.

«Гостеприимство» является особой формой приема гостей, специфической заботой и радушием по отношению к ним.

Гостеприимство и туризм возможно рассматривать только в тесной взаимосвязи, как особый вид услуг и достаточно сложную отрасль экономики, которая очень быстро развивается в настоящее время. При этом гостеприимство -наиболее точное понятие, поскольку направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще. Со временем оно превратилось в мощную индустрию, включающую в себя различные сферы деятельности людей - это отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионная деятельность и проведение различных мероприятий.

Особенностью туристской индустрии является технико-экономическая специфика составляющих ее областей, которые можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей. На базе индустрии туризма развивается туристский бизнес, который представляет собой деятельность предприятий туристской индустрии, основанную на использовании туристских ресурсов и направленную на получение прибыли посредством удовлетворения туристских потребностей.

Следует отметить, что индустрия гостеприимства - это комплексная сфера деятельности, удовлетворяющая запросы и желания туристов в отдыхе, развлечениях, питании, размещении, организации времяпровождения в определенной местности с целью извлечения прибыли и привлечения внимания к территории с целью ее экономического процветания. Индустрия гостеприимства является собирательным понятием для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей.

Список литературы

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (сокращенно ЭСБЕ) - универсальная энциклопедия на русском языке, изданная в Российской империи акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз -И. А. Ефрон (Петербург) в 1890-1907 годах. Слобода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
2. Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов

в XIX - начале XX в. / ответственный редактор доктор исторических наук С. А. Токарев. М.: Издательство академии наук СССР, 1956. С. 3-460; Слобода: статья из Большой Советской Энциклопедии. 2-е изд. Т. 39. 1956.

3. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Сочинения. Т. 2. М., 1988.
4. Богданов А. И. Описание Санкт-Петербурга. Северо-Западная Библейская Комиссия. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук. СПб., 1997.
5. Пыляев М. И. Старый Петербург. СПб., 1992.
6. Полное собрание законов Российской империи: собрание первое: с 1649 по 12 декабря 1825 года. Т. 5 : 1713-1719. 1830.
7. Краткое описание города Петербурга и пребывания в нем польского посольства в 1720 году / Ю. Н. Беспятых Петербург Петра I в иностранных описаниях. Пг., 1914.
8. Первушина Е. Петербургские женщины XVIII века. СПб., 2012.
9. Объяснение к историческим планам столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1739. СПб., 1843.
10. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1996.
11. Берхгольц Ф. В. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденый им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 год. М., 1857. Ч. I.
12. Нартов А. А. Рассказы о Петре Великом. СПб., 2001.
13. Де ла Мотре О. Из путешествия по Европе, Азии и части Африки / Ю. Н. Беспятых. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
14. Ден Д. История российского флота в царствование Петра Великого. СПб., 1999.
15. Слово на погребение Петра Великого // Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / сост. В. А. Западов. М., 1979.
ГОСТЕПРИИМСТВО ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СТАНДАРТЫ ГОСТИНЫЙ ДВОР ТРАКТИРНЫЙ ДОМ ПОДВОРЬЯ МОНАСТЫРЕЙ ГОСТИНИЦЫ ПРАЗДНИКИ ФЕЙЕРВЕРКИ hospitality
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты