Спросить
Войти

Ведомости о монашествующих синодального периода как исторический источник (на материале уральских епархий)

Автор: указан в статье

УДК 322:27-788(470)«18/20» Б01: 10.24411/2224-5391-2018-10408

М. Ю. Нечаева

ведомости о монашествующих синодального периода как исторический источник

(на материале уральских епархий)

Аннотация. В статье анализируется информационная структура ведомостей о монашествующих, составлявшихся в православных монастырях Российской империи на протяжении всего синодального периода. На основе изучения законодательной базы и обширного круга делопроизводства Синода, епархиальных органов и монастырей Среднего Урала (с привлечением материалов Сольбинской Николаевской пустыни Владимирской епархии и Оптиной пустыни Калужской епархии) выявлены основные этапы изменения этой структуры, ее устойчивые компоненты, а также региональные и локальные различия в практике ведения документации.

За 200 лет своего существования именные ведомости, составлявшиеся в монастырях, претерпевали изменения, но обладали преемственной структурой, что позволяет положить именно этот вид источника в основу просопографического изучения монашества синодального периода. По сравнению с формулярными списками на чиновников и военных, именные ведомости монашествующих меньше регламентировались, поэтому имели более вариативную структуру. Самой «бедной» информационной структурой обладали именные ведомости, составляемые для получения штатного жалования после 1764 г., а также списки насельников после 1917 г. остальные содержали ценную информацию не только социодемографического характера, но и относительно жизненного пути насельника в самом монастыре. Поскольку ведомости о монашествующих и послушниках составлялись регулярно, при хорошей сохранности архивных фондов некоторых монастырей имеется уникальная возможность проследить основные вехи жизни насельника в обители на протяжении ряда лет и даже десятилетий. Ведомости о монашествующих возникли не из внутренних потребно© М. Ю. Нечаева, 2018

231

стей монастырей фиксировать социальные, возрастные характеристики насельников, их способности к послушаниям, а в ходе реализации реформы монастырской жизни, проводимой центральными светскими и церковными властями. Поэтому они отражали те сегменты монастырского сообщества, которые подлежали реформированию в различные временные промежутки.

Автор благодарит коллег по историческим изысканиям за возможность познакомиться со структурой документов Сольбинской Николаевской пустыни (Константина Геннадиевича Капкова) и Оптиной пустыни (о. Платона (Рожкова)).

Цитирование. Нечаева М. Ю. Ведомости о монашествующих синодального периода как исторический источник (на материале уральских епархий) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 4 (24). С. 231-265. Б01: 10.24411/2224-5391-2018-10408

Одной из популярных тем исследований истории Русской Православной Церкви с конца 1980-х гг. стало изучение социокультурных характеристик и повседневной жизни монашества1. Наибольшее число работ посвящено периоду XIX — начала XX вв., что в немалой степени обусловлено структурой и сохранностью источниковой базы: именно за этот период достаточно хорошо сохранился массив текущего церковного делопроизводства, частью которого были ведомости о монашествующих, имеющие стабильную информационную структуру.

Во многих работах ведомости называют «послужными списками», «формулярными списками». Эти названия встречаются и в самих документах, но, как правило, применительно к ведомостям о настоятелях, часто составляемым отдельно от ведомостей о братии, или в выписках из ведомостей относительно той или иной персоны, представляемой к церковным и светским наградам2. В начале XX в. уже бытовали и отпе1 Подробнее см.: Нечаева М. Ю. Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 302-319.

2 См., напр.: Государственный архив в г. Шадринске (ГАШ). Ф. 224. Оп. 1. Д. 2147. Л. 33-34; Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 603. Оп. 1. Д. 440.

чатанные типографским способом формуляры ведомостей о всем наличном составе братии под названием «Послужной список о монашествующих и послушниках»3. Такая терминология ставит данный вид источника в один ряд с формулярными списками, которые велись для служащих в государственном аппарате, по умолчанию объединяя и цели их введения — отслеживание карьеры, дававшей основание к повышению или понижению по службе, награждению и пенсионному обеспечению4.

Детальный анализ ведомостей о монашествующих на всем протяжении их существования — с 1722 г. — показывает, что цели введения данного вида документации были иные.

Составление данного вида делопроизводственной документации было обусловлено задачами текущего управления кадровым составом монастырей со стороны церковных властей в русле общей политики по отношению к православным обителям синодального периода.

В XVII в. имели случаи составления «росписей» монахов и монахинь, однако они проводились нерегулярно и содержали ограниченную информацию. Например, сохранившаяся «Роспись Покровского монастыря старицам», составленная в 1667 г., содержит только поименный список монахинь Верхотурского Покровского монастыря, с указанием места принятия пострига, имени и фамилии, социального статуса мужа (в том числе для вдов)5. Имеющиеся в историографии попытки доказать, что документация XVII в. содержит достаточно биографической информации для прослеживания жизненного пути широких кругов монашества, заканчиваются построением гипотез о вероятной идентичности лиц, упоминаемых в различных источниках, без достаточной доказательной базы, поскольку гипотезы строятся на идентичности монашеских имен или на идентификации мирских имен и монашеских, начинавшихся с той же буквы, что и мирское, а это весьма шаткая основа6.

Л. 1-2; Д. 444.

3 ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 719.
4 Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С. 9-14; Киселев И. Н., Мироненко С. В. О чем рассказали формулярные списки // Число и мысль. Вып. 9. М., 1986. С. 6-31.
5 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1111. Оп. 2. Д. 152. Л. 73-74.
6 См., напр.: Полетаев А. В. Опыт реконструкции биографий иноков Верхотурского Свято-Николаевского монастыря в первое столетие существования обители // ВестВозникновений ведомостей о монашествующих

Составление ведомостей о монашествующих было предписано указом Синода от 21 мая 1722 г. Цель определялась весьма выразительно: «.. .учинить формы подобно табелей, в которых бы всякое начальствующее лице содержащихся в монастыре ево всегда знать, а святейший Синод всех ко-еждо до монастыря обывателей как в зеркале видеть мог... А дабы во оных реэстрах не написано было какой во изъявленьи лет фалшивости, того ради в тех реэстрах лета оным написать при инквизитерах, которые тогда и самолично тех монахов и монахинь видеть и объявляемые ими лета по персонам признавать могли, а впредь монахом и монахиням из монастыря в монастырь отныне не переходить и властем их без указу не отпущать и приходящих не принимать под страхом жестого штрафования»7. Итак, открыто объявленная цель составления ведомостей — искоренение самовольных переходов монашествующих в другие обители. Именно этим можно объяснить наличие в предписанном формуляре таких рубрик, как имя и возраст монаха, социальное происхождение и семейный статус насельников («из каких светских чинов мужеские персоны в монашество пришли, а монахи[ни] какова звания в мире мужей или отцев имели»), время поступления в данный монастырь. Этим может объясняться и требование личного присутствия при проведении переписи инквизитора.

К указу о составлении реестров была приложена и форма для такой переписи (см.: Табл. 1)8.

Таблица 1

Формуляр ведомости о монашествующих 1722 г.

Имяна Фамилия или прозвание Из какова чина и которого города Лета ! Дело послушания

Мирское Монашеское От рождения От пострижения Пребывание Восприятие мона шества В какие рукодели

Роман Рафаил Кутузов Из столников Москвитин 60 20 20 В Троицком Келарь

ник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 2 (4). С. 60-73.

7 ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 69. Л. 4.
8 Там же. Л. 4 об.-5.

« о а Из купече- -н ы « е ч

а о я М р а м Нечаев ства нового-родец 67 25 24 н м о к с а я з а К

Феодор Филарет Буллыгин Из подъячих каргополец 64 30 30 В Крутиц ком Крылоша-нин Композите пения

Монахинь

Мария Милофрофия Соловцова Дворянская жена 69 25 23 В Вознесен- ском Келарь Златошвение

Планами преобразования крупных монастырей в благотворительные учреждения, занимающиеся призрением отставных военных, нищих и воспитанием детей-сирот, и сохранения мелких обителей только в том случае, если они содержат себя «трудами рук своих» было обусловлено появление в ведомостях рубрик о рукодельных навыках и послушаниях, а усиливавшимся контролем со стороны центральных и региональных властей за соблюдением ограничений на постриг (по возрасту, социальному статусу, сроку искуса)9 — соответствующих рубрик.

По получении указа от 21 мая 1722 г. в монастырях приступили к составлению ведомостей. Так, в Далматовский Успенский монастырь указ из Тобольского архиерейского приказа переслали 10 сентября, а уже 9 октября монастырь отправил реестр монашествующих далма-товских Успенского мужского и Введенского женского в Тобольск (там его получили и зарегистрировали 1 февраля 1723 г.)10. Предписанная в 1722 г. Синодом форма была озаглавлена «Реэстр обретающихся в ... городе [или уезде или протчем каком месте] монастыря монахом с показанием коемуждо имени и лет и протчего, к ведению потребного»11.

9 Подробнее см.: Кустова Е. В. Ведомости монашествующих 1724 г. как исторический источник: информационный потенциал и степень достоверности // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2015. Вып. 4. С. 48-55; Нечаева М. Ю. «Послужные списки» монахов: история возникновения и информационные границы // Научный диалог. 2015. № 11 (47). С. 163-180.
10 ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 76. Л. 6.
11 Там же. Д. 69. Л. 4-5.

Составленные в Далматове реестры полностью соответствовали предписанной форме, но сохранились только в копии 1735 г., где получили дополнительное название «Книга первой переписи монахам»12. Впоследствии такие документы назывались «табелями», «именными книгами», но чаще всего «ведомостями о монашествующих».

Ведомости было предписано составлять в двух экземплярах: один должен был остаться в монастыре (этот экземпляр и остался, например, в фонде Далматовского Успенского монастыря13), второй отправлялся в Синод через архиерейский приказ. Вероятно, в епархиях перед отправкой в Синод составляли копию и для себя, так, например, сохранился комплекс ведомостей по всем монастырям епархии в фонде Вятской духовной консистории14. Эти реестры были составлены в текстовой нетабличной форме, хотя и по всем содержательным параметрам. По монастырям Вятской епархии формы были разосланы из архиерейского приказа только в декабре 1724 г., таким образом, можно говорить о том, что процесс составления ведомостей по всем епархиям растянулся на достаточно продолжительное время.

В фонде канцелярии Синода в настоящее время массив этих ведомостей — а это действительно первая перепись монашествующих по всей России — не обнаружен, хотя указ предписывал отправлять их именно туда.

Перепись проводилась как разовая акция. Ей подлежали только монашествующие, поскольку, как явствует из вышесказанного, целью был сбор информации о соответствии монашествующих социальным и возрастным ограничениям на постриг, одновременно вводимым Прибавлением к Духовному регламенту.

В том же мае 1722 г., когда был издан указ о переписи монахов, было издано и Прибавление к Духовному регламенту, в котором, в частности, значилось: «Во всяком монастыре да будет записная книга, в ню же постриженного монаха писать время и имя и какового чина был он в мире, за подписанием руки начальствующего»15. Как часть основного нормативного документа для Церкви синодального периода — Ду12 ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 176. Л. 1.

13 Там же. Л. 1-10 об.
14 Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 237. Оп. 81. Д. 6.
15 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830 (ПСЗ-1). Т. VI. № 4022. п. 53.

ховного регламента, — это положение считалось действующим вплоть до 1917 г. В сборниках законов о монашествующем духовенстве конца XIX — начала XX в. упоминались «монастырские записные книги», куда должны были вноситься имя каждого монашествующего, звание, которое он носил в миру, кто из монашествующих лиц до поступления в монашество состоял в супружестве и после какого брака, оставшись вдов, поступил в монашество, время пострижения16.

Однако в фондах монастырей17 отдельные от экземпляра ведомостей о монашествующих, остававшегося в обителях, монастырские записные книги не обнаружены. Полагаем, что практика их ведения так и не утвердилась, их заменяли ведомости о монашествующих, дубликаты которых отправлялись епархиальным властям. Тем более, что предписанная информационная структура этих документов в основном совпадала.

Именной указ Петра I от 28 января 1723 г., вводивший запрет на постриг, требовал «вовсямесячно» рапортовать в Синод о количестве убывающих «из обретающагося ныне числа оных монахов и монахинь», чтобы на эти «убылые места» определять отставных солдат на пропитание18. Этот тип ведомостей нами в сохранившихся архивных фондах не найден, вероятно, речь шла о сводных данных. Далеко не все предписания властей исполнялись, так что, возможно, «вовсемесячных рапортов» из монастырей (или части из них) и не было.

Изменения в системе учета монашествующих в 30-е гг. XVIII в.

В 1732 г. Синод констатировал, что «многие монахи, презрев и не помянув должности чина своего, не токмо внутрь монастырей не весьма исправны, и не как во время пострижения обещались, пребывают, но из монастырей самовольно исходя (что и самая есть продерзость непроститель-

16 Проволович А. Сборник законов о монашествующем духовенстве. Свято-Троицкая лавра, 1902. С. 14-15.
17 Мы располагаем информацией о составе архивных фондов монастырей Среднего Урала, Оптиной пустыни и Сольбинской Николаевской пустыни, соответственно, о разных регионах страны. Сердечно благодарю за предоставленную возможность познакомиться с документами Сольбинской пустыни К. Г. Капкова (из фондов ГАВО, ГАКаО, ГАЯО, РсГА-ЯО), а с документами Оптиной пустыни — о. Платона (Рожкова) (из фонда РГБ ОР).
18 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания (далее — ПСПиР). Т. III. 1723 год. СПб., 1875. № 997; ПСЗ-1. Т. VII. № 4151.

ная) и по разным местам без потребы скитаяся, безчиннаго жития образ произносят»19. Первейшей из «полезных и потребных мер» к искоренению этого Синод предписал всем настоятелям монастырей иметь «нарочные всякому книги», в которых вписывать всех монашествующих. Информационная структура книг устанавливалась следующая: «.имя, прозвание, место, и время рождения [от] родителей, чин мирский до монашества, искусство книжное и прочее, место и время пострижения и принятия иеромонашеского и иеродиаконского чина, и от кого пострижен и в чин церковный поставлен, и имеет ли о том ставленую грамоту». В целом эта структура повторяла формуляр 1722 г., лишь несколько конкретизируя его (относительно принятия иеромонашеского и иеродиаконского чина, а также указания персон, совершивших постриг и поставление в церковный чин). Совершенно новой статьей было только «искусство книжное», под которым подразумевалась грамотность, требуемая еще Духовным регламентом от всех крестьян, желавших принять постриг.

Указ от 9 сентября 1732 г. подробно описывал, что в нарочных книгах надо оставлять «довольное число» пустых листов, дабы вести их впредь; книги требовалось шнуровать, заверять монастырской печатью и собственноручными расписками настоятеля и старшей братии и «иметь книги оныя в крепком хранении». Таким образом, поручителями достоверности документов становилась вся старшая братия во главе с настоятелем. На основании книг ежегодно требовалось составлять три экземпляра «перечных табелей» по образцу реестров 1722 г., одна из которых должна была оставаться в монастыре, а две другие отправлялись в епархиальное управление (одна из них — для Синода). Все они также скреплялись подписями старшей братии и настоятеля, монастырской печатью, а синодальный экземпляр должен был подписать еще и епархиальный архиерей20.

Нарочные книги 1732 г. должны были зафиксировать наличный состав монашествующих каждой обители: в них полагалось внести всех монахов, кроме имеющих «правильные» паспорта, подтверждающие легальность их отлучки из другого монастыря. В книгах требовалось фиксировать информацию о смерти монашествующих, о принятии пострига (с ежегодной отправкой соответствующих реестров епархиальному архиерею, а

19 ПСЗ-1. Т. VIII. № 6177; ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 155. Л. 14-33 об.
20 В ставропигиальных монастырях следовало составлять 2 экземпляра реестра: один для себя, другой — для Синода.

тому — в Синод). Отдельными реестрами должны были поименовываться беглые монахи, с подробным описанием примет, на основании которых сначала епархиальный архиерей объявлял их в розыск по епархии, а в случае неудачи — пересылал в Синод, для составления списков на поимку беглых монахов по всей России. Сохранившиеся комплексы монастырского делопроизводства с 30-х гг. XVIII в. показывают, что предписания действительно стали выполняться, хотя случаи бегства монахов бывали.

Перечные табеля также сохранились в монастырском делопроизводстве, а вот нарочных книг обнаружить в архивах нам не удалось, даже упоминаний о их существовании. В отличие от табелей, книги должны были оставаться в монастыре и никаких мер контроля со стороны внешних инстанций за их составлением предусмотрено не было, а внутренней потребности в такой документации монастырские настоятели не видели. Вероятно, нарочные книги в практике делопроизводства не прижились, их роль исполняли те экземпляры табелей, которые оставались в монастырях. Впоследствии церковные и светские власти не напоминали обителям о необходимости ведения нарочных книг, а вот ежегодные реестры требовали исправно. В условиях начавшегося резкого сокращения численности монашествующих из-за ограничений на постриг особой надобности в ведении нарочных книг и не было — и так скоро все стали наперечет в каждом монастыре.

Ведомости 1722-1724 гг. и составленные по указу 1732 г. активно использовались в ходе следствий 30-х гг. о постриженных «из запрещенных чинов». Следствия 30-х гг. породили целый спектр дополнительной информации биографического плана.

Во-первых, именно в ходе следствий были найдены в монастырских архивах и откопированы ведомости, составленные по указу 1722 г., и в некоторых монастырских фондах ведомости 1722 г. доныне сохранились только в копии 30-х гг.21

Во-вторых, в ходе следствий была зафиксирована информация о постриженных в монашество за тот период, когда ведомости не составлялись: с 1723 г. (время введения запрета на постриг) до начала следствий. Следователей интересовали все «постриженные за запретительными указами»: и дожившие до следствий, и умершие до того. Списки

21 Например, по далматовским мужскому Успенскому и женскому Введенскому монастырям: ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 176. Л. 1-10.

таких постриженных могли составляться по каждому монастырю или даже более дробно — по времени настоятельства игуменов и архимандритов, которые несли ответственность за неподчинение указам. В этих документах фиксировались мирские имена и фамилии, монашеское и схимническое имена, социальный статус и место жительства до ухода в монастырь, год, место пострига и имя совершившего его лица, наличие судимостей и порицаний, дата смерти или возраст на время составления ведомости следователем. Информация могла фиксироваться как в табличной форме, так и в текстовом варианте22.

Кроме ведомостей, следователи с каждого постриженного «из неуказных чинов» брали допросные сказки, содержащие не только имеющуюся в ведомостях информацию, но и более подробные описания жизненного пути монаха до прихода в монастырь и переходов из монастыря в монастырь, автографы допрашиваемых лиц или свидетелей в случае неграмотности монахов.

Приведем в качестве иллюстрации информационной ценности одну из таких сказок: «Монах Мисаил сказал: Мирское де ему имя Ми-хайло Иванов сын Старостин, родился он в Устюжском уезде в Ситилв-ской волосте в 1670 году, крестьянской сын, а после отца своего жил де он в том же Устюжском уезде гостиной сотни у Василья Групцына в половниках, а оттоле сошел де он к Соли Камской в 1715 году и жил у соляных промыслов в работе, а от Соли Камской пришел в вышепи-санный Далматов мнстрь при бывшем архимандрите Исааке в 1720 году бес пашпорта и жил при том мнстре в черной работе за вклад семь лет, а из работников по прошению ево пострижен де он в монашество в 1728 году бывшим во оном Далматове мнстре настоятелем, а Троицкого Рафаилова мнстря игуменом Филиппом, а по коликому де указу оной игумен постригал, того де он Мисаил не знает [Подпись]»23.

Собирал Синод по епархиям и ведомости о том, какое наказание постигло постриженных из запрещенных чинов: куда они были отправлены «на прежние жилища» и кто предварительно был подвергнут публичному наказанию в светских судах (ему подлежали беглые, принявшие монашество). Ряд таких ведомостей, датированных 1735-1742 гг. (по

22 ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 151. Л. 37-37 об.; Д. 167. Л. 26-27, 44-54 об.; Д. 3233. Л. 20 об.; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 15. Д. 350. Л. 5-28.
23 ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 167. Л. 30-42 об.

мере завершения следствий в епархиях) сохранился в архиве Синода24. В них указывались и лица, совершившие неправомочные постриги. Для расстриженных указывались монашеские имена и мирские фамилии.

Сведения о настоятелях и иеромонахах, совершивших незаконные постриги, также собирались в Синоде. В таких ведомостях фиксировались (с привязкой к монастырям) мирские и монашеские имена, «какова чина деды и отцы их были», в каком монастыре, кем и когда были пострижены и был ли о их постриге указ епархиального архиерея (и кого именно), а также взысканы ли с них штрафные деньги за проведенные ими постриги «из неуказных чинов» и в каком сане они пребывают (за неуплату штрафа было положено лишать сана и ссылать в другие монастыри). Некоторые такие ведомости также сохранились в архиве Синода25.

Поскольку по мере завершения следствий и исполнения наказаний по ним (расстрижению в мирское состояние и лишению настоятелей их игуменского и архимандритского сана) уже к концу 30-х гг. практически во всех монастырях стала ощущаться острейшая нехватка иеромонахов и иеродиаконов даже для проведения ежедневных служб в монастырских храмах, а также настоятелей для управления обителями, о чем рапортовали епархиальные архиереи, уже 4 августа 1738 г. Синод издал указ о присылке из всех монастырей в Синод по форме 1732 г. ведомостей об иеромонахах, иеродиаконах и настоятелях, постриженных из «запрещенных чинов» «в самой крайней скорости, и конечно с получения указов учиня отправить оныя в три, а по крайней мере в четыре недели без всякого отлагательства и отговорок». Такие ведомости действительно поступили в Синод в ближайшие несколько лет26.

Таким образом, следствия 30-х гг. породили развернутую отчетность о постриженных после запретительного указа 28 января 1723 г., что позволяет прослеживать динамику пополнения обителей. К сожалению, отсутствие контроля за требуемым ежегодным представлением сведений об умерших монашествующих (до начала следствий) не позволяет прослеживать судьбы тех монашествующих, которые были в монастырях еще до запретительного указа 1723 г.

24 РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 350.
25 Там же.
26 ПСПиР. Т. X. 1738-24 ноября 1741 г. СПб., 1911. № 3265; РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 350.

По окончании следствий 30-х гг. утвердилась практика ежегодного составления по монастырям ведомостей о монашествующих по форме 1732 г. и отправки их копий в епархиальное управление. Конечно, сохранились не все эти ведомости (их можно обнаружить в архивных фондах как монастырей, так и епархий)27, но свидетельства такой практики их составления есть в книгах входящей и исходящей корреспонденции, сохранившихся в некоторых архивах и за те годы, по которым утрачены сами ведомости.

Изменения в структуре отчетов, предоставляемых в Синод

Синод поначалу пытался собрать из всех епархий именные ведомости о монашествующих. Однако сразу выявилась необязательность и нерасторопность монастырских и епархиальных властей. В ряде мест ссылались на нехватку писцов для изготовления нужного количества копий ведомостей. Сохранившееся в архиве Синода дело показывает всю практику этого церковного администрирования28. Ставропигиальным монастырям в 1732 г. было предписано отсылать свои ведомости в епархиальные правления, а в 1733 г. — непосредственно в Синод29.

Уже в 1737 г. Синод разослал по епархиям указы о том, что на основании именных ведомостей, присылаемых из монастырей в епархиальные правления, надо присылать в Синод только перечневые «табели», в которых указывать, «сколько в котором монастыре оных числом находится, различа чиновных с рядовыми, то есть архимандритов, игуменов, строителей, иеромонахов, иеродиаконов с простыми монахами». Внизу перечневой «табели», отсылаемой в Синод, требовалось указывать, «сколько когда каких чинов и кто имянно по каким указам или определениям прибудет и каким случаем убудет». В некоторых епархиях еще несколько лет перестраховывались: посылали в Синод именные ведомости о всех монашествующих30. Присылать перечневые ведомости надо

27 В архивах монастырей Восточного Урала такие ведомости сохранились с 50-х гг. XVIII в. (Государственный архив в г. Тобольске (ГАТ). Ф. 156. Оп. 1. Д. 1293. Л. 9 об.-11; Д. 2586. Л. 18 об.-20; ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 520, 533, 555, 609, 653, 689).
28 РГИА. Ф. 796. Оп. 13. Д. 254; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 12. 1732 г. СПб., 1902. С. 462-473.
29 ПСЗ-1. Т. IX. № 6362; ПСПиР. Т. IX. 1735-1737 гг. СПб., 1905, № 3167.
30 ПСПиР. Царствование государыни императрицы Елисаветы Петровны. Т. I. 25 ноябыло трижды в год, поэтому и именные ведомости, составляемые в монастырях и отсылаемые в епархиальные правления, стали иметь такую же периодичность31. В 1745 г. снова был разослан указ Синода с требованием прислать такие перечневые ведомости за 1739-1745 гг.32

Хотя требования присылать перечневые ведомости вместо именных аргументировались Синодом «неудобством» к сочинению генеральной табели о монашествующих (с целью введения штатов), явно было и еще одно основание: осознание избыточности информации именных ведомостей для текущей работы Синода и недостатка кадров для работы со все нараставшим массивом документов.

В архиве канцелярии Синода именные ведомости о монашествующих всех монастырей России должны бы были составлять значительный массив, однако их нет (Ф. 796 в РГИА). Время и обстоятельства этой утраты неизвестны. Можно предположить, что по мере увеличения архива и недостаточности площадей они были уничтожены как утратившие актуальность. Возможно, это происходило неоднократно, по мере накопления ведомостей, еще с XVIII в. Вероятно, это произошло еще до начала работы Комиссии для разбора и описания дел архива Синода в 1865 г.33

В 1774 г. Синод установил структуру ежегодных отчетов из епархий, в которых подавались сведения и о монашествующих.

1. ведомости о монастырях: «.которого класса сколько в них в штатных по штатам, а в заштатных и на своем содержании оставленных по указному положению по чинам быть надлежит, толикое ль их число в наличии или где чего недостает или же где сверх указанного положения излишних остается, а малороссийских епархий и о находящихся заграницею в их ведомстве благочестивых монастырях (коим штатного положения нет), сколько где их на лицо состоит». Если прежде в ведомостях показывали только монашествующих, то теперь было указано, что надо «в наличном числе и определенных по желаниям в монастыри в надежду монашества на монашеские порции вдовых попов и диаконов и прочих бельцов по

бря 1741-1743 гг. СПб., 1899. № 406.

31 Периодичность составления ведомостей впоследствии менялась: в 50-е гг. их стали снова составлять ежегодно, а в 1762 г. вернулись к третичной периодичности.
32 ГАКО. Ф. 237. Оп. 74. Д. 56. Л. 1.
33 крылов Н. с. Из истории синодального архива в XVIII в. // Отечественные архивы. 2014. № 4. С. 3-11; Здравомыслов к. я. Архив и библиотека Святейшего Синода и консисторские архивы. СПб., 1906.

чинам во всех местах означать не упустительно». Включение в ведомости сведений о послушниках-бельцах было отражением все отягощавшейся ситуации в монастырях: к этому времени во многих обителях количество монашествующих было меньше количества штатных мест, но поскольку на них отводилось содержание (в штатных монастырях), церковные власти старались не оставлять вакантные места праздными, в крайнем случае определяя на них вдовых священнослужителей или безместных священников, хотя и учитывая при этом естественно сформировавшийся «кадровый ресурс» в лице бельцов или излишних по штатам монашествующих в других монастырях. Что особо важно для просопографических исследований, с этого времени ведомости начинают отражать весь наличный состав насельников монастырей, а не только монашествующих.

2. ведомости «о качествах монастырских настоятелей» (включая сведения о заштатных архимандритах и игуменах).

Информация о настоятелях «состоящих в классах монастырей» (уже без заштатных, только действующих) дублировалась и в ведомостях, присылаемых в Синод к 1 октября (генеральные отчеты из епархий подавались по окончании календарного года), но они составлялись только на тех, «где кому последует перемена или кто выбудет». Эта информация требовалась для издания ежегодных адрес-календарей. Во избежание разночтений в документах к указу от 24 ноября 1774 г. прилагались формы всем ведомостям (см.: Табл. 2)34.

В архиве Канцелярии Синода (РГИА. Ф. 796) сохранилось множество перечневых ведомостей о монастырях, присылаемых с конца XVIII до начала XX вв. в Синод (они хранятся либо в составе епархиальных отчетов, либо отдельными подборками по монастырям одной епархии за несколько лет). Анализ их структуры показывает, что они соответствуют тем формулярам, которые были предписаны еще в 1774 г. (а по содержательным характеристикам соответствуют и перечневым ведомостям, предписанным в 1737 г.). Таким образом, структура информации о монашествующих, аккумулировавшейся в Синоде, установилась еще в 1737 г. и впоследствии по сути не менялась.

Формы ведомостей по женским монастырям были такими же, только отсутствовали неактульные для них поля (монахини не могли иметь иеродиаконского, иеромонашеского, архимандритского сана).

34 ПСПиР. Царствование государыни императрицы Екатерины Второй. Т. 2. 17731784 г. СПб, 1915. № 768.

Таблица 2

Формуляр ведомости о монашествующих, установленный в 1774 г.

Табель колико_епархии при доме Архиерейском и в нижеписанных мужеских и девичьих монастырях

и пустынях монашествующих порознь и рядовых имелось в_году35

Звание монастырей Какое число в штатных по штатам заштатных монастырей и пустыней по указному положению быть надлежит Ныне налицо состоит Где против штатного положения каких чинов недостает или в излишестве состоит

Архимандритов Игуменов Строителей Экономов Казначеев Иеромонахов Иеродиаконов Монахов служебенных и прочих рядов Болничных Итого Архимандритов Игуменов Строителей Экономов Казначеев Иеромонахов Иеродиаконов Монахов служебенных и прочих рядов Болничных Итого

В девичьих монастырях Коликое число по штатам ныне надлежит Ныне налицо состоит Где против штатного положения каких чинов недостает или в излишестве состоит

игуменей казначей прочих монахинь Итого игуменей казначей прочих монахинь Итого

Подписи членов консистории.

35 Там же; РГИА. Ф. 796. Оп. 89. Д. 956; Оп. 90. Д. 1097; Оп. 96. Д. 1002 а, 1002 б и другие дела этого фонда; Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. ХЬ. Отд. 2. 1865 г. СПб., 1867. № 42701; Устав духовных консисторий: [Утв. 9 апр. 1883 г.]. СПб., 1883. С. 36,138-139, 146; Устав духовных консисторий. СПб., 1900. С. 33-34, 162-163, 170. В архивных фондах монастырей также сохранились перечневые ведомости, посылаемые в Синод: Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 193. Оп. 1. Д. 5. Л. 140-144; Д. 6. Л. 149-150.

По мере увеличения количества монастырей в XIX — начале XX вв. вместо сводных перечневых ведомостей Синод стал запрашивать в составе епархиальных отчетов несколько более простых форм, но все они содержали не персональную информацию, а только статистические данные (о количестве штатных и заштатных, мужских и женских монастырей, монашествующих и послушников в них, недостающих по штату и сверштатных (по чинам) монашествующих, о количестве поступивших в послушники и послушницы, о числе принявших постриг (по различным социальным группам)36.

Персональная информация в составе епархиальных отчетов в Синод относительно монастырей посылалась только о монастырских настоятелях (штатных и заштатных).

Присылать ведомости о настоятелях монастырей Синод потребовал еще в 1735 г. Это было вызвано первыми результатами следствий о постриженных из запрещенных чинов: множество настоятелей оказались проштрафившимися и даже снятыми с настоятельства, и епархиальные архиереи стали рапортовать в Синод о серьезной кадровой проблеме. Требовалось прислать сведения о монахах, достойных настоятельских, наместнических, приказных, экономических послушаний. В ведомостях следовало зафиксировать, «где кто обретается», возраст, «какое послушание по искусству своему понесть может»37. Присылка ведомостей была разовой акцией.

18 января 1738 г., уже после установления новой формы отчетности о монастырях перед Синодом, был издан указ Синода, предписывающий в месячный срок прислать ведомости о настоятелях (архимандритах, игуменах, строителях), «кто где ныне имянно обретаются и с которых времен и по каким указом, или определениям», и впредь присылать такие же по третям года38 с объяснением «в другие места о переведенных, или умерших и на их места о произведенных»39. Практика составления таких ведомостей (иногда в нетабличной форме) действительно прослеживается по архивным фондам40. При отсутствии в монастыре настоятеля в ведомости мог фигурировать наместник.
36 РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 963-1027.
37 ПСПиР. Т. IX. № 2908.
38 Впоследствии периодичность менялась в соответствии с периодичностью представления епархиальных отчетов в Синод.
39 ПСПиР. Т. X. № 3173.
40 ГАТ. Ф. 156. Оп. 1. Д. 2777. Л. 56 об.-57.

В 1768 г. несколькими указами Синод предписал указывать в ведомостях о настоятелях характеристику их качеств; были разработаны новые формы и разосланы по монастырям. Присылать такие ведомости о настоятелях ставропигиальные монастыри должны были в Московскую контору Синода, а остальные — в составе епархиальных отчетов в Синод41. Декларировалась задача разработки «генеральной ведомости» о настоятелях, и поэтому форма ведомостей рассылалась по монастырям, дабы обеспечить единообразие информации. Она включала такие параметры: «Из каких они чинов, чего училися и сам учили, которого года, месяца и числа и где в монашество пострижены, какие где проходили послушания и с коего года в настоящем ныне чину, коликих ныне отроду лет». Для настоятелей из числа вдовых священнослужителей указывался их семейный статус. Характеристику способностей настоятелей должен был давать епископ, поэтому в ряде ведомостей, сохранившихся в фондах монастырей, а не епархиальных консисторий, эта графа могла отсутствовать42.

Указом Синода от 28 сентября 1769 г. было предписано ежегодно присылать еще и отдельные ведомости о заштатных игуменах и архимандритах (по той же форме 1768 г., но с дополнительным указанием возраста, времени увольнения от настоятельства и «на каком содержании ныне находится»)43.

Указом Синода от 23 апреля 1781 г. было уточнено, что по формуляру 1768 г. надо ежегодно присылать ведомости и о настоятельницах44, как действующих, так и заштатных, и в ведомости о заштатных настоятелях и настоятельницах отмечать даты их смерти.

К 1781 г. ведомости о настоятелях получили еще более развернутую форму:

• звание монастырей и в них настоятелей;

• какой нации;

• из каких чинов;

?

русская Православная Церковь монашество секуляризация Церковь и государство формулярные списки послужные списки ведомости о монашествующих просопография источниковедческий анализ. russian orthodox church
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты