Спросить
Войти

Формирование и развитие неформальных экономических отношений в странах Западной Европы в докапиталистический период (историко-экономический аспект)

Автор: указан в статье

2 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 37. М., 1991. С. 426-427.

3 См.: Филиппов М.А. Судебная реформа в России. Т. 1. СПб., 1871. С. 617.
4 См.: Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы: Сборник статей. М., 2004. С. 40 и след.; Его же. Эпоха великих реформ. СПб., 1905. С. 371 и след.
5 Высочайшее повеление 1862 г. Цит. по: Джаншиев ГА. Основы судебной реформы. С. 47.
6 См. там же. С. 51-55.
7 А.Ф. Кони. Указ. соч. С. 432.
8 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 ч. Ч. 1. СПб., 1899. С. 49, 47.
9 См.: Принтц Н.Г. Случайности, влиявшие на судебное преобразование 1864 г. // Журнал Министерства юстиции. 1894.
10 См.: Судопроизводство у мирового судьи / Под общей ред. В.М. Лебедева. Ростов н/Д., 2001.С. 13
11 См.: Сухарев А.Я., Зорькин В.Д., Крутских В.Е. Большой энциклопедический словарь. М., 1997.С. 256.
12 См.: Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 8. Судебная реформа. М., 1991. С. 32.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же.
16 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. ХЬУІІ. Отд. 1. № 50956.
17 Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 8. С. 33.
18 См.: Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 290.
19 См.: Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913. С. 107.
20 См. там же. С. 108.
21 См. там же. С. 111.
22 См.: Шаркова И.Г. Мировой судья в дореволюционной России // Государство и право. 1998. № 9. С. 80.
23 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 640.
24 Учреждение судебных установлений // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.8. С. 34.
25 Там же. С. 87.
26 См.: Случевский В. Указ. соч. С. 107.
27 См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. ІХ. № 6196, 6483.
28 Устюжанинов В.А. Институт мировых судей. М., 1999. С. 26.

М.П. Гуров*, А.В. Дашин**, В.Ф. Мартынов***, Г.З. Щербаковский****

Формирование и развитие неформальных экономических отношений в странах Западной Европы в докапиталистический период (историко-экономический аспект)

Неформальная экономическая деятельность как явление возникает с появлением первых норм, регулирующих отношения в первобытном обществе, проявлявшихся в форме обычаев, традиций и т.д. Об общественных отношениях в этом обществе Ф.Энгельс писал: «Без солдат, жандармов и полицейских, без дворянства и королей, наместников, перфектов или судей, без тюрем, без процессов

- все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой; и лишь крайнее, редко применяемое средство, грозит кровная месть»1. Уже и в этот период возникают первые формы неформальной экономики: грабительские набеги на другие народы, захваты территорий, имущества, рабов, наложение различных платежей и т.д. Огромное влияние на развитие всего мира оказал скотоводческий тип хозяйства, построенный на регулярных управляемых миграциях скота в места, где есть трава, из тех мест, где она уже выедена. Из просторов Великой степи стартовали миграции многих народов, осевших на просторах Европы2. Меняются и места проживания древних людей, о

*Начальник кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук, доцент, полковник милиции.

** Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Краснодарской академии МВД России, кандидат исторических

наук.

*** Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

**** Доктор экономических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

чем свидетельствуют раскопки, в этот период селища (неукрепленные поселения) сменяются городищами (укрепленными поселениями стеной, валом и т.д.).

С появлением вождей и расслоением первобытного общества, происходит выделение привилегированных слоев, появляется частная собственность и возникает имущественное неравенство. Неформальная экономика проявляется в форме присвоения чужого имущества с нарушением сложившихся обычаев и традиций (формальных правил). С возникновением и развитием обмена неформальные отношения проникают и в товарообмен, в т.ч. и между племенами. Уже в этот период возникают зачатки таких явлений как обман, воровство, ростовщичество, долговое рабство, проституция, дань и т.д.

С возникновением первых древних государств около V тыс. лет назад в зонах поливного земледелия произошло формирование первых командно-распределительных систем, основанных на централизованном управлении и учетно-распределительных органах, без которых невозможно было поддерживать гидромелиоративную сеть вдоль великих рек. Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими (120-150 тыс. чел./час на 1 км. канала), управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным. Отсюда - огромное значение в управлении хозяйством мифологии и жрецов как ее интерпретаторов, а также бюрократии - для контроля и учета3. Постепенно формировалась привилегированная социальная прослойка, стремившаяся к закреплению своего положения и реализации собственных интересов. Возникновение и существование частной собственности было тесно увязано с должностным положением чиновника, которое он мог потерять вместе с имуществом, а нередко вместе с головой. В традициях восточной деспотии: царь не подчинялся закону, а его воля была законом для подданных. Поэтому система неформальных экономических отношений направлена на формальное закрепление положения привилегированных слоев, для чего использовались религиозные идеи, законы, институт собственности, должностное положение, родственные связи и т.д.

Возникшее социальное неравенство и эксплуатация человека человеком перестали казаться справедливыми. Участились нарушения древних обычаев, разрушался закрепленный веками и сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений периодически приходила в противоречие с их изменившимся содержанием, что приводило к многочисленным волнениям, гражданским бунтам и восстаниям, которые нередко заканчивались сменой правящей элиты. Для закрепления сложившегося положения и пресечения нарушений возникли новые правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечивались государством. В результате процессы классообразования, формирования государств и возникновения законодательства протекали параллельно, подкрепляя друг друга. Появились новые источники и формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры и т.д., дополнявшие обычаи и традиции. Таким образом постепенно происходил процесс формализации в нормах законодательства сложившихся неформальных отношений и сложившейся социальной структуры общества. Это нашло отражение в Сводах законов и наставлениях по государственному управлению: «Поучения гераклеопольского царя своему сыну» (III тыс. до н.э.); «Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (II тыс. до н.э.); «Анналы Тутмоса III» и «Папирус Вильбура» (вторая половина II тыс. до н. э.); «Речения Ипусера» и других документах.

С расширением территорий сформировавшихся государств в связи с активными военными походами и захватом других народов начала формироваться система рабовладения. В различных странах типы рабства существенно отличались. Если на Древнем Востоке преобладало патриархальное рабство - сравнительно мягкий тип рабства, когда рабы не использовались в производстве, то в античных странах развитие получил классический тип рабства, характеризовавшийся высокой степенью эксплуатации рабов в производстве. Система рабовладельческих отношений ещё больше усилила социальную дифференциацию в обществе, стимулировала постоянные войны, которые выступали основным источником рабов, втянула в систему работорговли другие народы. Если в V в. до н.э. рабы составляли в Афинском полисе 25-35% всего населения, то в IV в. до н.э. - уже 40-50%4.

Труд в мелких крестьянских хозяйствах не мог конкурировать с дешевым трудом рабов. Крестьяне покидали свои земельные участки, уходили в Рим и другие города, где становились пролетариями, живущими за счет государства, обеспечивающего их бесплатным хлебом и зрелищами (цирковые бои рабов-гладиаторов). К концу I в. до н.э. в Италии проживало 500-600 тыс. пролетариев. Крестьянские земли рабовладельцы приращивали к своим владениям. Так возникла латифундии -обширные плантации, обслуживаемые трудом рабов, живших в казарменном режиме5.

Постепенно происходил процесс формализации складывающихся рабовладельческих отношений. Так, в Вавилонском царстве был создан кодекс царя Хаммурапи (около 1760 гг. до н.э.),

направленный на укрепление положения рабовладельца, частной собственности, упорядочивания товарно-денежных отношений. От «Двенадцати таблиц» (451 г. до н.э.) принято вести отсчет юридической истории Рима, Законы еще более упорядочили отношения частной собственности, детализировали долговое право, регулировали ростовщические операции. По существу эти законы утверждали рабовладельческий строй, но при наличии стойких пережитков родовых отношений. Правовое регулирование общественных отношений стало важнейшим методом государственного руководства обществом.

Если первоначально государство занимало пассивную позицию в борьбе с нарушителями законов, сравнимую с ролью арбитра, то постепенно, с осознанием необходимости поддержания общих правил как общественной ценности, оно стало выступать в качестве активного участника регулирования общественных отношений. Начали создаваться органы обеспечения правопорядка, которые, «отпочковавшись» от органов общей компетенции, приобрели судебные и полицейские функции6.

Таким образом, с возникновением государства нормы права были возведены в закон, освященный свыше, поддерживавшийся и обеспечивавшийся государством в лице его специальных судебных и правоохранительных органов. В законах была реализована воля господствующих классов, вследствие чего все возникало все большее противоречие между естественным правом и законом, который переставал выражать традиционную общинную справедливость и превращался в орудие реализации своих неформальных интересов правящим классом. Возникла внеправовая неформальная экономика, которая посредством использования закона, т.е. формальных норм, реализовывала интересы меньшинства и ущемляла естественные права большинства граждан.

Сложившаяся система экономических отношений породила аналогичную систему неформальных отношений, включавшую должностные и имущественные злоупотребления господствующих слоев общества. Начали формироваться традиции коррупции государственных чиновников, возникло привилегированное распределение продуктов и доходов с одной стороны, а с другой - уклонение от выполнения обязанностей эксплуатируемыми слоями общества (в форме общественных работ, налогов и т.д.), разнообразные покушения на собственность, мошенничество в сфере обмена, ограбление и закабаление других народов и т.д.

Для обеспечения товарообращения постепенно развивалось денежное обращение: первоначально в форме слитков металлов. В дальнейшем для удобства денежного обращения правители начали чеканить монеты. В отличие от слитков металла, монеты7 были первым достаточно универсальным платежным средством. Поскольку их качество и вес удостоверялись пробой, они были узнаваемы, долговечны, делимы и транспортабельны. Монеты, подобно флагу, служили символами могущества. Первым государем, изобразившим свой профиль на монете, был Александр Македонский8.

По мере распространения чеканки монет правительства вскоре обнаружили, что исключительное право на чеканку не только заманчивый источник дохода, но и мощное орудие власти. С рождением самих денег в виде монет исторически возникло такое явление, как инфляция9. Первой причиной проявления инфляции стала чеканка властями или фальшивомонетчиками избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуск их в обращение по номиналу полноценных.

Развитие рабовладельческих отношений расширяет возможности обогащения. Особая роль в этом процессе принадлежит ростовщичеству. Первоначально богатые семьи предоставляли своим более бедным сородичам кредиты в натуральной форме - зерном или продуктами. Условия погашения таких кредитов были весьма жесткими: они предоставлялись под залог земли или личности заемщика (самозаклад). В результате произошло еще большее углубление имущественной дифференциации в обществе. Так, во II до н.э. из 60-70 млн. населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн. человек - около 3%10.

Характерной особенностью ростовщического кредита являлся чрезвычайно высокий уровень процента. Так, ростовщик и глава римских всадников Аттик давал взаймы частным лицам и городам в Греции и Азии под 36-48% годовых, известный римский политик Брут царю Каппадокии и городу Саламину - под 48% годовых, а крупный ростовщик Рабирий - царю Птолемею даже под 100% годовых. Крупным ростовщиком была католическая церковь (хотя христианское учение запрещало заниматься ростовщичеством). Орден тамплиеров, который давал кредиты для крестовых походов, скопил к XIV в. огромные богатства, что и привело его к гибели: французский король решил эти богатства присвоить и объявил орден вне закона11.

Высокий ростовщический процент был наиболее распространенным инструментом неформальной экономики, т.к. создавал реальную возможность деградации и разорения мелкого

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

производителя вплоть до потери им имущества и последующего закабаления с потерей свободы. Массовое недовольство населения вынудило власти ввести законодательное ограничение ссудного процента определенным минимумом, а в дальнейшем запретить долговое рабство. Это стало важнейшим завоеванием римских плебеев в экономической области, создало основу их гарантированного существования в качестве активных членов общества и тем самым обеспечило расцвет классического полиса в Древней Греции и Древнем Риме. Так, законом 357 г. до н.э. был установлен максимальный размер процента — 81/3% (ранее, по Закону двенадцати таблиц (VII, 18а)

— 12%), а в 347 г. до. н.э. этот предел был снижен в два раза — до 41/6%12.

С каждым столетием рабство развивалось: росло количество рабов, усиливалась их эксплуатация, расширялись районы рабовладельческого хозяйства. Всякое расширение рабовладельческого хозяйства требовало новых рабов. Давали их главным образом войны и пиратство, т.к. увеличение численности рабов естественным путем шло слишком медленно. Расцвет римского рабовладельческого хозяйства явился результатом завоевания и ограбления провинций. Однако такая система грабежа в конце концов должна была подорвать производительные силы Средиземноморского района.

В течение многих столетий рабство истощало древний мир. Италию, главный очаг рабства и главная арена опустошительных гражданских войн, раньше прочих государств охватил кризисом. Он все расширялся и начал охватывать провинции, т.к. был не только местным явлением: это был кризис всей рабовладельческой системы. Римская империя отчаянно боролась за свое существование. В этой борьбе налоги оставались последним и единственным ресурсом, т.к. новые завоевания стали практически невозможны.

К основным налогам в Римской империи относились: сбор на содержание надзора за рынком; портовые пошлины при погрузке и выгрузке; дорожная пошлина; налог за закрепление сделки (налог с продаж); сбор за ярлык для ослов; налог на наследство; сбор за обмен и размен денег; сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати; сбор со скота; налог на владение рабами; налог в продовольственный фонд столицы; земельный налог; специальный налог на огороды; налог на вино; налог на пшеницу; налог на огурцы; сбор с квартирной платы; сбор с рыботорговцев; сбор с ломовиков; сбор с банщиков; сбор с проституток; подушная подать; налог на доход от фиников; налог на доход с земли под постройкой; сбор на воздвижение статуй; сбор на содержание неимущих; квартирный налог; пошлины с вина; сбор на содержание бань; сбор на содержание именитых гостей; сбор на содержание речной стражи; сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков; сбор на содержание гарнизона; сбор на содержание сторожевых вышек; сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти; сбор на жалованье полиции; сбор на содержание и ремонт плотин; сбор на содержание сборщиков налогов; сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений; сбор на устройство зрелищ; сбор на содержание начальника района; сбор на благотворительность; налог на торговый оборот; налог на мыло; пошлины ввозные и вывозные; пошлины на пропуск в ворота и другие13.

К концу существования империи ее государственный аппарат располагал огромными богатствами. Эти богатства формировались преимущественно за счет налогов, причем римлянами была построена дорожная сеть протяженностью 80 тыс. км не только ради облегчения перевозок грузов, но и для того, чтобы ускорить собираемость налогов со всех территорий огромной империи.

Система налогообложения была столь тяжкой, что породила массовую коррупцию: налогоплательщикам было легче и дешевле платить взятки чиновникам, чтобы те не замечали неуплаты налогов. Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100-44 годы до н.э.) был вынужден пойти на налоговую реформу - уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением. Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи14. Поэтому непомерное бремя налогообложения следует рассматривать как одну из специфических форм неформальной экономики.

Следует упомянуть и такую древнейшую форму неформальной экономической деятельности, как проституция, которая существовала всегда. Латинское слово «рго81аге» означает «продаваться публично». От него и произошло слово «проститутка», или «продажная девка». Первым «организатором» такого рода бизнеса считается Солон (между 640-635 - ок. 559 г. до н.э.), покупавший и продававший проституток в общее пользование. В законах Солона впервые появился налог на проституцию. Кстати, по этим же законам жена, изменившая мужу, могла быть им убита. Он же учредил государственные бордели, приобрел для них рабынь, которые стояли нагими у входа. Во времена египетских фараонов проституток набирали из музыкантш и танцовщиц. В увеселительных заведениях они должны были удерживать мужчин пением, танцами и прелестями.

Римское право ввело различия для разных категорий женщин, живших вне брака с мужчинами. К низшей категории отнесены были проститутки, которые отдавались публично или тайно разным мужчинам. Наложница - возлюбленная женатого мужчины - занимала более «почетное» положение. Конкубинатка, жившая с неженатым мужчиной без юридического оформления, почиталась наравне с женой. В Средние века ряды проституток пополнялись торговцами людьми. Средневековые бордели находились в ведении государства, города или владетельного князя. Духовным лицам и женатым мужчинам запрещалось посещать бордели. Проституток, провинившихся за сводничество, наказывали клеймением, отрезанием носа, ушей, рук, ног и даже казнили. А для раскаявшихся проституток устраивали специальные заведения или помещали их в монастыри. Римский папа Иннокентий III в 1198 г. объявил для мужчин, вступавших в брак с проституткой, полное отпущение грехов. Но чаще проституткам обратная дорога была заказана. Даже если кому-то из них и удавалось выйти замуж, они не могла знаться с «честными» женщинами.

Людовик IX был очень добродетельный монарх, но в то же время и очень наивный, потому что мечтал искоренить в своем государстве проституцию. Закон об изгнании всех распутных женщин из пределов Франции, изданный им в 1254 г., не мог быть исполнен по той простой причине, что противоречил природе вещей. В течение того недолгого времени, когда проституция принуждена была существовать тайно, все таверны превратились в дома терпимости и наоборот, последние сделались трактирами. Появившийся в Европе в конце XV в. сифилис стал ударом для общества. Публичные дома превратились в очаги эпидемии и стали закрываться15.

Осознавая глубокое кризисное положение, рабовладельческое государство постепенно пришло к решению двух взаимосвязанных проблем: изменению статуса рабочей силы, ее раскрепощению (что вело к зарождению феодальных отношений) и оснащению труда более эффективными устройствами (техникой), а также способами обработки (технологией), что является необходимым условием развития товарного производства и обеспечения прогресса общества. Именно на этой стадии в Римской империи зародились феодальные отношения (от лат. feudum — феод, владение). Аналогичные процессы происходили и в других государствах Европы. Так, Салическая правда фиксировала зарождение частной собственности (аллода), передаваемого по мужской лини, предусматривала наказание за кражу крупного рогатого скота, рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, ульев и плодовых деревьев и т.д., т.е. древнейших форм неформальной экономики. Дальнейшее развитие эти правовые обычаи получают в «Баварской Правде» VI-VIII вв., «Саксонской Правде» IX16 и других документах раннего средневековья.

В ходе развития феодального общества увеличивалось число разнообразных повинностей. Так, во Франции, как и в других феодальных государствах, крепостное крестьянство облагалось все новыми повинностями и налогами по произволу феодалов. Крестьянин не был защищен законом, не мог ни жениться, ни переменить жилище, ни передать кому-либо свое имущество без разрешения сеньора. Следует отметить, что в период раннего Средневековья большинство государств были едины только по названию: многие крупные феодалы были полными хозяевами на своих территориях и часто промышляли разбоем на дорогах, грабежом соседних народов, что негативно сказывалось на развитии экономических отношений. К тому же феодалы вводили многочисленные феодальные монополии (баналитеты): следовало печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и молоть зерно на господской мельнице и т.д. Поэтому вводимые феодалами монополии, с одной стороны, выступают как специфические формы неформальной экономики, а с другой, порождают другие неформальные экономические явления - нелегальную экономическую деятельность: нелегальное производство и переработку продукции в целях неуплаты налогов и сборов и т.д.

На фоне начавшегося экономического подъема шел процесс централизации королевской власти, которая устанавливала не только новые налоги, но и собственные многочисленные монополии: на производство и продажу мыла, вина, угля, железа и т.д., что увеличивало цены на товары, порождало недовольство буржуазии и всего населения.

Государство требовало, чтобы население покупало только казенный товар, однако нерадивые подданные упорно предпочитали приобретать контрабанду, которая отличалась меньшей ценой и лучшим качеством. Первая известная в истории дискуссия по экономическим проблемам касалась именно негативных последствий казенного монополизма. Это «Янь те лунь», «Спор о соли и железе», который состоялся в 81 г. до н.э. при дворе китайского императора17. Именно в Древнем Китае был впервые открыт этот легкий источник доходов государственной казны - монополизация относительно редких, но пользующихся широким потребительским спросом разнообразных товаров.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Во Франции в XVII-XVIII вв. одним из наиболее ненавистных для народа сборов стал габель

- налог, включенный в цену соли, легальную торговлю которой с XIV в. монополизировала корона. Естественно, «народ защищался, прибегая к массовой контрабанде»18. «Война» между контрабандистами и жандармами стала постоянным лейтмотивом социально-экономической истории как своеобразная форма сопротивления режиму. Конец массовой контрабанде пришел только вместе с концом казенных монополий (в частности, во Франции габель был отменен в 1790 г.)19.

В этот период происходит быстрое развитие городов, ремесла и торговли, возникают ремесленные цехи и купеческие гильдии. На первых этапах цеховая организация ремесла имела прогрессивное значение, т.к. защищала ремесленника от произвола феодалов, обеспечивала благоприятные условия конкуренции для развития ремесла. С развитием ремесла возникла и такая форма неформальной экономики, как коммерческий шпионаж. Если первоначально шпионаж осуществлялся в основном сугубо в военных и политических целях, то с развитием международной торговли в зону его интересов была вовлечена информация о товарах, ценах, рынках сбыта, потребительском спросе, конкурентах и т.д. Лидирующее место в международной торговле в XII-XV вв. захватывают Венеция и Генуя, которые вели активную торговлю с Востоком через гавани Сирии и Египта, куда привозились товары из Китая и Индии.

Активная внешняя торговля в бассейнах Средиземного, Балтийского и Северного морей столкнулась с многочисленными случаями пиратства20, являющимся одной из древнейших форм неформальной экономики. Для борьбы с этим явлением, вредившему развитию торговли, купцы отдельных городов объединялись в союзы-гильдии для обеспечения безопасности и установления монополии оптовой торговли. С середины XIV в. для борьбы с пиратством и развитием торговли создаются союзы городов. Так, например, Великая немецкая Ганза («Ганза» - союз купцов за границей), союз северных городов, объединял более 70 городов Европы, организовавших широкую посредническую торговлю и получавших огромные прибыли. Обычно пиратство и торговля шли рука об руку и использовались в зависимости от соотношения возможностей и целей. К примеру, финикийцы заслужили среди народов Средиземного моря славу не только торговцев, но и работорговцев и морских разбойников. В Средние века с именами пиратов связано множество географических открытий, ибо профессия превращала их в лучших моряков своего времени.

Дальнейшее развитие хозяйства, подъем городов и рост товарно-денежных отношений происходили на фоне ослабления личной зависимости и усиления борьбы народных масс против феодальных порядков. В Англии крепостная зависимость исчезла фактически в конце XIV в., когда основу населения составляли свободные крестьяне. Такие же процессы происходили и в других странах Европы, Уже XIV-XV вв. отдельные города по берегам Средиземного моря получили статус вольных городов.

Однако становление капитализма все более обостряло экономические противоречия между буржуазией и христианской церковью. Церковные суды, по мнению папы, были недостаточно сильным орудием для искоренения ереси. Так появилась инквизиция. Обвинение в ереси распространили в первую очередь на колдовство. Жертвами инквизиции стали беззащитные женщины, которым дьявол якобы передавал потаенные знания. В действительности их вина состояла в том, что природа одарила их красотой, умом и состоянием. Папа Инокентий VIII «прославился» тем, что по его булле уничтожили сотни тысяч женщин в разных европейских странах. Процессы против ведьм прекратились только в 90-х гг. XVIII в. Нередко ведовское доносительство являлось лишь средством, чтобы лишить человека его имущества, и это можно рассматривать как одну из специфических форм неформальной экономики. В то время появилась «самая роковая книга» человечества - «Молот ведьм». Это практическое руководство по борьбе с ведьмами. Ее написали монахи-инквизиторы Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, лично казнившие сотни женщин.

Важную роль в ответ на усиление инквизиции, увеличение богатств церкви и поддержку в становлении капитализма сыграла Реформация, начавшаяся 31 октября 1517 г. с объявления 95 тезисов пастором Мартином Лютером, которого Маркс назвал «старейшим немецким политико-экономом»21. Эти тезисы стали ответом на развитие церковью хозяйственной деятельности, включавшей продажу светским лицам церковных должностей, участие в доходных операциях купцов по приобретению банков и торговых домов, выдаче ссуд под грабительские проценты и особенно -широко распространившуюся торговлю индульгенциями на все случаи жизни, даже впрок. Идеи Лютера быстро распространились и получили поддержку большинства общества22. Вспыхнувшая Великая крестьянская война (1524-1526 гг.), ставшая ответом крестьянства на усиление феодального гнета, была жестоко подавлена. Результатами войны воспользовалась феодальная верхушка,

присвоившая церковные земли и ужесточившая гнет крестьян. Однако эти процессы коренным образом изменили облик феодального общества и создали предпосылки развития капитализма.

Подводя итоги краткого историко-экономического анализа развития неформальных отношений в докапиталистический период, можно сформулировать следующие выводы:

1. Возникновение неформальных экономических отношений - это процесс становления классового общества и формального закрепления складывающихся имущественных отношений, с одной стороны, а с другой - разнообразные формы протеста обездоленных слоев населения.
2. Развитие неформальных экономических отношений связано с разнообразными формами эксплуатации зависимого населения и варварскими методами использования труда рабов в целях процветания господствующей элиты.
3. Постепенно в сферу неформальных отношений частично попадает система государственного регулирования экономики в форме расширения монопольных прав и полномочий, используемых для обогащения казны - как следствие расширение нелегальных форм торговли и хозяйствования.
4. Дальнейшее развитие неформальных экономических отношений отражает процесс развития производительных сил и все больше перемещается в сферу насилия и внеправовых отношений со стороны господствующих классов при колонизации новых территорий и эксплуатации населения этих стран. С другой стороны, рождаются неформальные экономические отношения как своеобразный вид промысла, различных слоев населения. Они проявляются в формах работорговли, пиратства, проституции, коммерческого шпионажа, финансовых махинаций и т.д.
5. Особый расцвет неформальных экономических отношений приходится на кризисные периоды развития общества, когда субъекты неформальных экономических отношений выступают основной движущей силой революционных преобразований.
6. Формирование новой системы экономических отношений на основе сложившихся неформальных отношений подкрепляется системой нравственных норм на основе идей протестантства и духа капитализма.
1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978. С. 105.
2 См.: Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М., 1998. С.14.
3 См. там же. С. 16.
4 См.: Доватур А.И. Рабство в Аттике. VI-V вв. до н.э. М., 1980. С. 56-57.
5 См. там же. С. 23.
6 Самые ранние свидетельства о существовании специальных органов такого рода относятся к цивилизации Востока. В период IV династии (2815-2294 гг. до н.э.) существовали должностные лица, ответственные за безопасность в провинциях Египта.
7 Согласно одной из версий, слово «монета» берет свое начало от древнеримской богини Юноны Монеты (Юноны Советчицы), к предсказаниям которой прибегали в затруднительных случаях. Римляне на территории храма Юноны Монеты разместили мастерские для производства металлических денег, на которых чеканились ее изображение и надпись «Монета». Такие деньги и стали называть монетами. Впоследствии термин был распространен на все виды металлических денег.
8 См.: Пашкус Ю. Деньги: прошлое и современность. Л., 1990.
9 Термин «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист А.Делмар. Основанием явилось то обстоятельство, что в период Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) Федеральное правительство для покрытия дефицита госбюджета выпускало в громадном количестве неразменные на золотые монеты банкноты и казначейские билеты - «гринбакс» («green backs» - «зеленые спинки»).
10 См.: Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М., 2002. С. 63.
11 См.: Гофф ле Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
12 См.: Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е.Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред. В.В. Иванова, Б.И.Соколова. М., 2003. С 410-411.
13 См.: http://www.r31.nalog.ru.
14 Тит, будущий римский император (79-81 гг н.э.), упрекал отца, императора Веспасиана (69-79 гг. н. э.), в том, что он «и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. “Нет” (буквально: “Non olet” - “Не пахнут”), - ответил Тит. - “А ведь это деньги с мочи”, - сказал Веспасиан» (Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990. С. 205).
15 См.: http://www.souz.co.il
16 См. работы Ф.Энгельса: «Марка», «К истории древних германцев», «Франкский период» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 19).
17 См.: Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т. 1. СПб., 1997.
18 Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992. С. 280.
19 См.: Латов Ю.В. Теневая экономика: экономический и социальный аспекты: Проблемно-тематический сборник. М., 1999. С. 13-29.
20 «Пират» (по-латыни «pirata») происходит в свою очередь от греческого «peirates», с корнем «peiran» - «пробовать, испытывать».
21 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. II. С. 430.
22 См.: Гаков В. Великая октябрьская Реформация // Деньги. 2002. № 42. С. 85-89.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты