УДК 008:74:726 КАЛИТА С. П.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
СОЦИУМ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Калита Светлана Павловна, кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов (РУДН), Москва. Директор Центра культурного наследия и инновационных проектов в культуре и образовании РУДН
Аннотация. В статье рассматривается бытование и функционирование в социуме одного из наиболее распространенных видов военно-исторического памятника - танка. Выделяются общие особенности, характерные для разных видов памятников и уникальные характеристики, присущие только конкретно этому виду памятников, а также изучается его символическая составляющая.
Впереди колонн, Я летел в боях, Я сам нащупывал цель, Я железный слон, И ярость моя Глядит в смотровую щель.
И занял я тихий Свой престол В весеннем шелесте трав, Я застыл над городом, Как Христос, Смертию смерть поправ. (Анчаров М. (Баллада о танке «Т-34», который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте) "26 октября 2006 года во время выступлений оппозиции в Будапеште демонстрантам удалось запустить двигатели музейных экспонатов - Т-34-85 и БТР-152 и использовать их в качестве военной техники в ходе столкновений с
полицией." (Из новостей)
Целью данной статьи является рассмотрение бытования, без преувеличения, самого распространенного вида военно-исторического памятника - танка.
Попытки автора классифицировать ипостаси артефакта данного вида не претендуют на полноту, ибо, по меткому замечанию О.В Ромах, Т.С. Лапиной, "Любая классификация приблизительна, она в чем-то омертвляет (препарирует) реальность и что-то в нее укладывается с трудом, но, как верно считается, пусть и не совсем совершенная и не полностью завершённая классификация помогает нам понять действительность, правильнее действовать, а ее наличие все же лучше, чем вообще отсутствие таковой (классификации) [ 1, с. 57 ] ".
В современном памятниковедении считается, что есть два вида памятников -«памятник-подлинник» и «памятник-символ», отличающиеся тем, что «памятник-подлинник» - это результат исторического действия, его разрушение ведет к утрате реальных следов исторического события, а памятник-символ, или памятник-знак сооруженных в память о событии уже после того, как оно свершилось, может быть улучшен, изменен, перенесен на другое место и т.д. [ 2, с.7 ] В таком случае танк как памятник выступает в этих двух ипостасях: он является и подлинником, и символом. Танк, пребывая в настоящем, сохраняет и удерживает в настоящем прошлое, демонстрируя потенциал будущности. Практически в каждом крупном российском городе на площади или перекрестке, перед музеем, на месте былого сражения, на участках шоссе. К ним привыкли, их воспринимают как часть городской среды, пространства, но не только: такой танк - не просто танк как таковой, он означает не только себя как боевую машину тяжелого класса, а нечто более значительное. И когда вдруг вспыхивает дискуссия по проблемам переустройства пространства, нового строительства или переносу монументов, горожане (не только ветераны) проявляют достаточно лояльное и заинтересованное отношение к этому виду монумента, а когда это необходимо - встают на защиту « наших танков». Танков, которые стали памятниками. Потому что памятники - это не просто предметы. Это - элементы социальной памяти общества, через которые передаются определенные культурные образцы, нормы, традиции, обряды, а также ментальные послания последующим поколениям. И вновь пришедшие поколения, даже еще не «считавшие» еще эти послания, хранят их до времени, интуитивно ощущая их важность.
По мнению М. Хальбвакса, движение социальной жизни неизбежно влечет за собой изменение рамочных конструкций, определяющих память о прошлом: «припоминание» или «забвение» тех или иных исторических событий. Именно постепенное «свыкание с пугающим чуждостью историческим прошлым», преодоление разрыва между «живой» памятью и историей и обусловливает формирование исторической памяти. Причем это «свыкание» представляет путь, пролегающий через концентрические круги, образуемые семьей, социальными связями родственников, дружескими отношениями, а более всего — открытием исторического прошлого благодаря памяти о предках[ 3, с.111 ] . И танк в качестве памятника в послевоенном социуме является олицетворением и одновременно средством подобного «свыкания», выступая своебразным связующим звеном между военным, послевоенным и после-после- послевоенным поколениями.
Широко известно афористическое изречение академика Д. С. Лихачева, что памятник - это своеобразно закодированный «документ своей эпохи». А если это так, то код танк понятен и свободно читается разными поколениями. Танк представляет, репрезентирует сам себя и через самого себя в сжатом, образном и фигуративном виде целый пласт истории - военной истории. И в этом (а не только в мощи и в броне) его сила. Танк, демонстрируя себя и войну через себя, выступает
особым способом трансляции социально значимой героически окрашенной информации, в контексте которой фиксируется, осознается, оценивается, переживается прошлое, настоящее и будущее. По мнению Ф. Анкерсмита, только после того, как нация, сообщество, культура или цивилизация получили «возвышенный исторический опыт», прошлое и его осознание становится неотвратимой реальностью. «Прошлое для них является такой же частью их самих, как наши конечности являются частями наших тел - и забвение прошлого станет тогда чем-то вроде интеллектуальной ампутации» [ 4, с.14 ] .
Особенности танка как памятника Танк - прежде всего памятник о войне и событиях, связанных с войной. Считается, что военно-историческим памятникам « присущи противоречивые функции для поддержания наднациональности, и, одновременно, сопричастности к национальной славе, которые превалируют над эстетическими аспектами их рецепции. В связи с этим военные памятники воспринимаются не столько как символы, сколько как объекты, обеспечивающие связь прошлого, настоящего и будущего в рамках таких духовных субстанций как национальная гордость и национальное самосознание.» [ 5, с.14 ] . Танк как памятник отличается одновременностью конкретности идеи (это танк , и точка!) и высокой степенью обобщения (символизирует все танки, танковую мощь), военную силу ( символизирует не только танки, но военную технику в целом).
По мнению Н. Дьячкова, «памятники истории и культуры - одна из функций элементов предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». [ 6, с.43 ] . Эта функция выполняется танком очень наглядно, ведь памятник обладают стабилизирующей функцией в обществе и является основой формирования исторически конкретного индивидуального сознания, включающего нравственный, эстетический и эмоциональный компонент. Согласно концепции Н. Дьячкова, все памятники истории и культуры являются частью более крупного множества - предметного мира культуры, а каждый элемент множества одновременно может отражать конкретную человеческую деятельность и выступать носителем культурной традиции. Культурная традиция, заключенная в элементах предметного мира культуры, проявляется лишь при трех условиях: во-первых, предмет должен обратить на себя внимание человека; во-вторых, человек должен быть способен прочитать его историю; в-третьих, человек должен включить предмет в контекст жизни своего времени. Танк как памятник отвечает всем этим условиям. К тому же еще
компьютерных играх в реальном и в виртуальном пространстве бытуют в современном сознании.
назначения, изъятая из первоначального обихода и превратившаяся в памятник. Что изготовляется специально под памятник-танк - это пьедестал, подставка, место, на которое танк устанавливается. Но все это - вторично, ибо основополагающая категория в этом ансамбле - танк.
Музей танка Т-34 ( Московская область, Мытищинский район ) Как его называют, «маленький музей, посвященный большому танку», из названия видно, что именно танк является главной концепцией и главным экспонатом данного музея.
Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда". Пос. Марьино Ленинградской области. В этом музее, посвященном конкретному военному событию, представлены танки КВ-1, БТ-5, Т-38, Т-26 и др.
Историко-культурный и природный комплекс Бородинского поля. В
комплексе с другими воинскими атрибутами разного времени и разных военных действий поставлен памятник-танк воинам 5 армии, установленный в 1971 г.
Бронетанковый музей в Кубинке. В составе экспозиции не только целые танки, но и их фрагменты. Например, в составе композиции памятника погибшим танкистам - башня танка Т-70М.
Танк Т-70М имеется в музее Великой Отечественной войны в Москве. Также Т-70 имеются в военных музеях в Киеве, Орле, в техническом музее в Тольятти, музее в Познаньской цитадели (Польша), а также в финском танковом музее в Парола (у финского экспоната нет пушки). В качестве памятников «семидесятки» установлены в городах Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Волгограде, Днепропетровске, Ужгороде, Мелитополе, Харькове, Каменске-Шахтинском, Бахчисарае и Нежине. Есть они и в ряде меньших по размеру населённых пунктов — Красном Осколе, Константиновке, Езерище и Варшавцах. Как примеры одинарных танков ( монопамятников) можно рассматривать все нижеописанные примеры.
ЗГТЧ «-» 1 гр V-» и
.Танк как исторический источник. 1. Танк как маркер военных действий конкретных территорий. На конкретных территориях шли военные действия. И спустя время те же самые и ли того же типа машины установлены там. Таким образом маркируется мемориальное пространство военных действий. В качестве примера (в реальности этих примеров значительно больше!) можно рассмотреть:
Тула. Танк - на месте переднего края обороны Тулы в 1941 году. Тула всегда защищала Москву с южных рубежей, начиная со времен татаро-монгольских нашествий. И во время военных действий 1941 года Тула тоже выполняла миссию южного форпоста столицы. Теперь на этом месте -мемориальный знак и танк. I Каменск-Шахтинский
Ростовской области. Танк-памятник «Т-70» был установлен здесь в составе Мемориального комплекса 9 мая 1971 г. Этот танк был подбит фашистами в январе 1943, когда шли бои загород. В боях участвовали 23-й танковый корпус
генерал-майора Е.Г. Пушкина, 169-я танковая бригада полковника А.П. Кодинца, передовой отряд 3-й танковой бригады.
Ропша Ленинградской области. Танк, стоящий в Ропше - танк КВ-1. Это первый танк, ворвавшийся Ропшу и подбитый немецкой противотанковой артиллерией. Танк после войны был поднят из болота и поставлен на постамент. На танке установлена мемориальная доска: "В этом районе 19 января 1944 года танкисты Ленинградского фронта, наступавшие из района Ораниенбаума и из района Пулково, сомкнули стальное кольцо вокруг группировки фашистских убийц, обстреливавших из артиллерии город Ленинград".
Москва, Строгино, ул. Катукова - Танк (САУ) - памятник полигону ВОВ в Строгино. Этот танк затонул в болотах, которые во время войны были в этих местах. После военных действий танк был вытащен из болота и водружен как памятник.
до октября 1943 года. Потом на его базе стали выпускаться самоходно-артиллерийские установки СУ-76. Всего было произведено более восьми тысяч танков данной модификации.
июля в ходе Нарвской наступательной операции Ленинградского фронта в 1944
т/» • • т т и II и и и
году. Кстати, Нарвский танк - это, пожалуй, единственный оставшийся памятник времен Великой Отечественной войны а территории Эстонии. В Украине стоят танки в Харьковской, Донецкой, Черниговской, Днепропетровской, Киевской, Запорожской и других областях, а также в Крыму.
Таким образом, танк как памятник активно функционирует в современном обществе, выступая в самых разнообразных ипостасях. Причем многообразие способов его бытования в социуме демонстрирует многослойность семиотических смыслов и интересные возможности их дальнейшего прочтения.
Библиография