Т.Ф. Сабитов
ВЛИЯНИЕ «ХИСПЭНИКС» НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ИММИГРАНТА В США
Статья посвящена проблемам современной латиноамериканской иммиграции в США, которая отличается своей массовостью, нелегальным характером, региональной концентрацией и постоянством. Автор рассматривает смену ассимиляционных парадигм, а также мифы об иммигрантах, бытующие в американском обществе. Особое внимание уделяется вопросу о влиянии «хиспэникс» на формирование образа современного иммигранта в США.
Интенсификация процессов международных миграций поставила практически все развитые страны перед лицом новых вызовов, которые в условиях глобального кризиса приобрели особую актуальность.
Для Соединенных Штатов, принимающих больше иммигрантов, чем какая-либо другая страна в мире, иммиграция непосредственно связана с процессом формирования национальной идентичности. Ее ключевыми элементами на протяжении веков являлись английский язык, протестантские ценности, представления о верховенстве закона, ответственности правителей, гражданские права и свободы, индивидуализм, трудовая этика, убежденность в том, что люди имеют возможность выстраивать собственное счастье. Иммигранты едут в США в надежде достичь вершин успеха или, по крайней мере, добиться обеспеченного существования и привилегии принадлежать к почетному среднему классу. Эта вера является важной составляющей «американской мечты»1.
© Сабитов Т.Ф., 2012
Новые иммиграционные потоки всякий раз актуализировали парадигмы ассимиляционного развития, меняли образ покинутой страны, образ самой Америки, а так же способствовали конструированию представлений об иммигранте.
В конце XX - начале XXI в. американской культуре и национальной идентичности американцев был брошен очередной вызов: новая волна иммигрантов из стран Азии и Латинской Америки, растущая популярность доктрины мультикультурализма, распространение испанского в качестве второго общепринятого на территории США языка и испанизация части американского социума, утверждение групповых идентичностей, основанных на расовых, этнических и гендерных признаках, растущее влияние этнических диаспор2. Все это актуализировало вопрос об истинном американце.
В рамках англоконформизма таковым признавался WASP - белый, англосакс, протестант. Эта парадигма, существовавшая с середины XIX в. вплоть до 20-х годов ХХ в., трансформировались в идею «плавильного котла», в основе которой лежало представление об истинном американце как о человеке смешанного происхождения. В 1960-е годы наряду с концепцией «плавильного котла» получила распространение теория «мультукультурализма», предполагавшая сосуществование различных этнических сообществ, скрепленных американским кредо.
Отношение к иммигрантам со стороны «коренного» населения также изменялось в зависимости от того, насколько успешно вновь прибывшие люди интегрировались в американский социум.
В последние десятилетия национальная идентичность США подвергается существенной трансформации и заслуживает самого пристального внимания и изучения. В американском обществе возник страх, что Соединенные Штаты утрачивают свое внутреннее единство, так как набирает силу центробежная тенденция, которую, в первую очередь, связывают с латиноамериканской иммиграцией, многочисленные представители которой плохо знают английский язык, но все активнее заявляют о своих претензиях.
Дебаты по вопросам идентичности разгораются в связи с постановкой вопроса о возможности США принять и адаптировать новых иммигрантов.
Современная латиноамериканская иммиграция во многом отличается как от иммиграции прошлого, так и от нынешней иммиграции из других стран. Новые иммигранты, пересекающие Рио-Гранде, не желают ассимилироваться, создавая замкнутые сообщества внутри сообщества американского.
По мнению эксперта журнала «Forbes» Питера Браймлоу (кстати сказать, тоже иммигранта из Великобритании), Соединенные
Штаты больше не в состоянии позволить себе быть нацией иммигрантов.
На сегодняшний день каждый восьмой житель США - иммигрант в первом поколении. В 1970 г. иммигрантом был каждый 21-й житель, в 1980 - каждый 16-й, в 1990 - каждый 13-й житель Соединенных Штатов. С 2000 г. в страну въехало 10,3 млн иммигрантов. Это рекордный показатель за любые отдельно взятые семь лет в истории государства3.
Современная латиноамериканская миграция отличается своей массовостью, нелегальным характером, региональной концентрацией и постоянством.
Латиноамериканская диаспора является сегодня самым многочисленным национальным меньшинством США. Если в 2000 г. количество «хиспэникс» составляло 31,5 млн, то к июлю 2007 г. их уже было 37,9 млн чел. (включая нелегальных иммигрантов). «Латинос» в Америке впервые обошли по численности чернокожее население4.
В настоящее время доля выходцев из Латинской Америки достигла 54,6% от общего числа мигрантов, а количество мексиканцев за последние четыре десятилетия выросло с 14% до 31,3%5 и превосходит ближайших преследователей (китайцев, индийцев и филиппинцев) в шесть раз. Иммигранты из стран Латинской Америки вытеснили европейских и канадских переселенцев. В 2008 г. процент «хиспэникс» и выходцев из Латинской Америки составил 15,1 от общей численности населения Соединенных Штатов6.
Несмотря на существующее многообразие латиноамериканских стран-доноров, появился доминирующий источник иммиграции -Мексика. Согласно результатам опросов 44% мексиканцев из всех желающих переехать на постоянное место жительства в другую страну, остановили бы свой выбор на США, будь у них такая воз-можность7. Среди первых 25 государств-доноров находятся, не считая вышеупомянутой Мексики, такие страны как Куба, Сальвадор, Доминиканская республика, Гватемала, Колумбия, Ямайка, Гондурас, Эквадор, Перу и Бразилия.
По оценкам социологов, к 2050 г. численность латиноамериканцев в Соединенных Штатах возрастет до 25% всего населения8. Эти цифры обусловлены не только притоком новых иммигрантов, но и многодетностью иммигрантских семей. Так, с 1990 г. естественный прирост населения в этой группе достигает 60%.
Латиноамериканские иммигранты, к сожалению, находятся в самом низу экономической пирамиды в США, что напрямую связано с их низким уровнем образования и нелегальным методом проникновения в страну.
По словам известного американского политолога Сэмюэля Хантингтона, испаноязычная иммиграция является «наиболее <...> серьезным вызовом традиционной американской идентичности. <...> Игнорируя эту проблему, американцы толкают свое общество к трансформации на две культуры (англо- и испаноязычную) и два языка»9.
Действительно, по данным социальных опросов число «хиспэникс», говорящих на родном языке дома увеличивается (за период 2007-2008 гг. оно, например, увеличилось на 3%)10. Если прежние иммигранты, говорившие на десятках языков и диалектах, оказывались вынуждены переходить на английский, который в Америке был, говоря по-советски, «языком межнационального общения», то десятки миллионов латинос общаются не только с земляками, но и с переселенцами из других стран континента, на испанском. Латинос много и становится все больше. В результате они в состоянии не только сохранять свою культуру в новой стране проживания, но и бросить вызов доминировавшей в ней культуре. Иммигранты из стран Латинской Америки не только не ассимилируются, но и сами латиноамериканизируют отдельные категории населения США. Например, оставившие резервации индейцы предпочитают общаться с мексиканцами, в жилах большинства которых течет индейская кровь. К тому же, часть проживающих в США 1,5 млн филиппинцев (а Филиппины - католическая страна, испытавшая сильное испанское культурное влияние за 300-летнее колониальное господство Испании) также охотно сближаются с латинос.
Не следует забывать, что многих иммигрантов с островов Карибского моря, в свою очередь, можно отнести к латинос. Триста тысяч гаитян, говорящих на своеобразном диалекте французского, или миллион англоязычных ямайцев культурно ближе латинос, чем черным американцам.
Выходцы из стран Латинской Америки предпочитают селиться в иммигрантских анклавах, напоминающих им родные места. Они имеют собственные средства массовой информации, предпочитают свою - испанскую - культуру и испанский язык американской культуре и английскому языку и все больше превращаются «в нацию внутри нации»11.
За 1990-е годы численность жителей США с испано-мексиканскими корнями увеличилась на 50% и к 2000 г. достигла 21 млн человек. Ежегодно их численность возрастает почти на 1 млн человек. Причем значительная часть переселенцев из Мексики оседает в анклавах на Юго-Западе США, в штатах Техас и Калифорния. Подобные компактные поселения представляются «коренным» американцам крайне опасными, во-первых, из-за заложенного в
них потенциала «балканизации», то есть возможного вытеснения пришлым этносом коренного населения с занимаемой территории; и, во-вторых, из-за возможного возникновения на территории США этнического Ольстера или Квебека, население которого в дальнейшем может потребовать формального признания «своей отдельной и уникальной испанской культуры и своей принадлежности к ней» и права на особые отношения с Мексикой.
Специалисты Центра по изучению иммиграции (ЦИИ) полагают, что и 300 тыс. легальных иммигрантов было бы достаточно: «Нам следует принимать меньше людей, с тем, чтобы мы могли оказывать вновь прибывшим более теплый прием»12.
Однако не только количественные параметры иммиграционного потока являются камнем преткновения в дебатах по вопросу иммиграции. Образовательный уровень иммигрантов вызывает не меньшее беспокойство. Ведь за необразованность иммигрантов приходится в прямом смысле слова расплачиваться американским налогоплательщикам: на протяжении жизни иммигранты без полного школьного образования остаются потребителями разного рода дотаций и льгот, которые не компенсируются суммой выплачиваемых ими налогов.
«Хиспэникс» уже фактически заставили заговорить Америку на двух языках, и именно они поставили под сомнение необходимость адаптации к американской культуре. «Плавильный котел» американского общества уже давно перестал работать, а это может стать угрозой культурной и политической целостности США13. По мнению одного из лидеров консервативной партии Патрика Бью-кенена, латиноамериканские иммигранты, особенно мексиканцы на юго-западе США, скоро достигнут такой численности и консолидации, что это позволит им при желании сохранить свою отличительную культуру и реализовать то, о чем не удавалось и мечтать ни одной из предыдущих иммигрантских групп. А именно: бросить вызов социокультурным ценностям американского общества14.
Подобные перспективы меняют отношение граждан США к иммигрантам в целом и способствуют поддержанию старых мифов об иммигрантах и формированию новых. Эти мифы, безусловно, под-питываются реальностью, однако, актуализируют лишь ее отдельные составляющие, апеллируя к антимиграционным настроениям и антииностранным фобиям американцев. Попробуем выяснить, за какие из этих мифов «несут ответственность» выходцы из стран Латинской Америки.
Самый распространенный миф: Америка имеет дело с бесконтрольной и беспрецедентной латиноамериканской иммиграцией.
На самом деле иммиграционная система США содержит четкие ограничения и является хорошо регулируемой.
Тем не менее опрос общественного мнения, проведенный в 2010 г., показал, что 45% американцев считают, что уровень иммиграции должен быть снижен и выступают за ужесточение иммиграционного законодательства (за его смягчение, в свою очередь, высказалось лишь 17%)15.
В данном случае недовольство американских граждан вызывает огромное количество нелегальных иммигрантов, ежегодно пересекающих Рио-Гранде. Масштабы нелегальной иммиграции в начале XXI в. действительно имеют беспрецедентный характер. Бороться с нелегалами - первоочередная задача американской иммиграционной политики.
Второй иммиграционный миф: нынешнее иммиграционное законодательство допускает массовую «цепную миграцию». Последний термин используется для описания того, что происходит, когда иммигрант въезжает в Соединенные Штаты, а затем «вытягивает» своих родственников, один за другим проникающим в страну в течение короткого промежутка времени.
На самом деле ни одно положение существующих иммиграционных законов не позволяет кому бы то ни было выступать поручителем для своих тети, дяди, двоюродного брата/сестры или других «отдаленных» членов семьи.
Более того, латиноамериканская иммиграция часто имеет сезонный характер. Значительная часть латинос приезжает в США поработать в течение нескольких лет и вернуться домой.
С другой стороны, переселенческие группы всегда отличаются более высокой рождаемостью, чем коренные жители, ведь в чужую страну едут, как правило, молодые люди. Если учесть, что латиноамериканцы в подавляющем большинстве являются ревностными католиками, свято выполняющими запрет на аборты и прочие виды прерывания беременности, то неудивительно, что почти все семьи латинос многодетны. Высокая рождаемость в семьях латинос значительно улучшает статистику рождаемости в США в целом. В итоге в достаточно короткий срок латинос превратились в самое многочисленное расово-этническое меньшинство в Соединенных Штатах, оттеснив с этих позиций афроамериканцев16.
Третий миф: латиноамериканские иммигранты возлагают дополнительное финансовое бремя на налогоплательщиков.
«Хиспэникс» несколько интенсивнее, чем «коренные» американцы, пользуются некоторыми программами социальной помощи. Однако поскольку иммигранты имеют тенденцию прибывать в Соединенные Штаты в начале своей трудовой жизни - в возрасте между 18 и 35 годами - и стремятся к легализации, в дальнейшем они вносят очень большой нетто-вклад в две крупнейшие программы по перераспределению доходов: «Social Security» («социальная безопасность») и «Medicare» («медицинское попечение»), сами становясь налогоплательщиками.
Миф номер четыре: латиноамериканские иммигранты малообразованны и живут за чертой бедности.
Это обвинение справедливо лишь для иммигрантов первого поколения. Как показывают социальные исследования ЦИИ, даже не самые успешные иммигранты добиваются значительного прогресса за 20-25 лет. Это значит, что их дети, будучи иммигрантами второго поколения, в большинстве своем получают полное среднее образование и шанс найти более достойную работу, а также начинают бегло говорить на двух языках.
Пятый миф: нелегалы несут ответственность за рост преступности в США.
Вообще образ «мексиканского бандита» еще с начала XX в. укоренился в массовом сознании американцев17. Именно эта причина сыграла главную роль в принятии некоторыми штатами строгих мер по отношению к нелегально проживающим чужестранцам.
И тем не менее статистика криминальной активности нелегалов вступает в конфликт с общепринятым мнением об их главенствующей роли в распространении преступности в США. Криминолог из Университета Джорджа Вашингтона Рональд Вейтзер констатировал: «Люди часто утверждают, что чем больше у нас в стране нелегалов, тем выше уровень преступности. Это невольное заблуждение не соответствует фактам. Среди содержащихся в тюрьмах уголовников нелегалов меньше всего»18.
И еще один статистический факт. Иллинойский департамент исправительных учреждений сообщил, что в тюрьмах Иллинойса содержится 45 тыс. уголовников, среди которых 1 700 нелегалов. Аналогичную картину можно наблюдать и в других штатах19.
Наконец, последний миф: иммиграцию следует сократить, поскольку так высказываются американцы в ходе опросов общественного мнения.
В целом позицию населения можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, большинство «коренных» американцев всегда выражали недовольство высоким уровнем иммиграции (а со второй половины 1960-х годов этот уровень неизменно представлялся им слишком высоким) и во всех опросах указывали, что предпочли бы сокращение числа иммигрантов, допускаемых в страну. Во-вторых, в сознании «коренных» американцев прочно закрепился стереотип: «Кто въехал в нашу страну раньше, все были парни что надо, но те, кто приезжают сейчас - чистые подонки» (основная вина которых, по мнению каждого второго американца,
заключается в том, что они в большинстве своем проникают в страну нелегально, а потом сколь бессовестно, столь и безосновательно пользуются социальными пособиями)20.
С другой стороны, имеет место и небезызвестный феномен «как спросили - так и отвечаем». Поэтому совершенно иное впечатление об американском гостеприимстве складывается, если обратить внимание на отношение «коренных» жителей к иммигрантам, которых они знают лично. Тогда оказывается, что американцы испытывают вполне дружеские чувства к иммигрантам, проживающим в непосредственном соседстве, в пределах сложившихся местных сообществ, или работающим с ними бок о бок. Очевидно, что раскол в восприятии иммиграции проходит по линии абстрактных представлений, сформированных в основном СМИ, и персонального опыта общения и общежития.
Подавляющее большинство американцев (73%) согласны, что латиноамериканские иммигранты подвергаются дискриминации на территории Соединенных Штатов21.
Несмотря на все это, население практически единодушно в оценке той роли, которую иммиграция сыграла в истории США в целом и развитии национальной экономики в частности. Опросы 1980-1990-х годов показывают, что суммарный эффект иммиграции оценивается абсолютным большинством американцев как безусловно положительный, что совпадает и с результатами многих экспертных опросов22. В 2010 г. 57% американцев отнесли иммиграцию в целом к положительным явлениям в обществе23.
По результатам опроса, проведенного в начале 2006 г., более двух третей американцев (67% - да, 27% - нет) считает, что труд мексиканских иммигрантов выгоден для экономики США24. И все же, несмотря на то, что 78% американцев считает латиноамериканцев в целом трудолюбивыми25, в общественном сознании прочно укрепился образ не слишком умного, грубого, невежественного, тяжело обучаемого человека, который как бы самой природой создан для тяжелого и неблагодарного сельскохозяйственного труда, для
грязной и низкооплачиваемой работы26.
Таким образом, современная латиноамериканская иммиграция не имеет прецедентов в американской истории, а выходцы из стран Латинской Америки оказывают влияние на социально-политические процессы в американском обществе и формирование нового образа иммигранта.
Из человека, способного достичь многого за счет своих персональных качеств и влиться в так называемый «плавильный котел»
американского общества, он превращается во внутреннего «Чужого», бросающего вызов национальной идентичности. Ярким примером общественной полемики на тему иммиграции может послужить огромное количество публикаций в прессе в связи со скандальным законом27, принятым в штате Аризона летом 2010 г.28 Согласно нему, полиция имеет право задерживать людей по подозрению в нелегальной иммиграции. Помимо Аризоны меры против нелегалов приняты также в штате Небраска.
Мифы об иммигрантах, в тиражировании которых латиноамериканским иммигрантам принадлежит особая роль, помогают манипулировать настроениями в американском обществе. Во многом под влиянием этих настроений формируется новая внешнеполитическая стратегия по отношению к странам-донорам.
Президент Соединенных Штатов Барак Обама взял курс на перезагрузку отношений США со странами Латинской Америки. Вашингтон заинтересован в развитии экономики региона, который на протяжении всей истории Североамериканской республики занимает особое место в ее внешнеполитической стратегии29.
Иммиграция была, есть и будет безальтернативным тезисом для страны, выросшей из иммиграции, живущей ею физически и духовно, реально и виртуально. И антииммиграционные настроения по-американски на самом деле означают лишь то, что в обществе присутствует недовольство текущим состоянием дел в иммиграционной сфере, недовольство, связанное с ощущением угрозы национальной идентичности в условиях, когда Соединенные Штаты могут превратиться в двуязычную страну, четверть населения которой будет говорить по-испански.
Примечания
Лоуренс К, Ньюланд К. Четыре составляющие иммиграционной политики США [Электронный ресурс] // Сайт «Демоскоп Weekly» [М., 2002]. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2002/079/analit02.php (дата обращения: 22.02.2011). Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2004. С. 15.
CamarotaS. Immigrants in the United States, 2007: A Profile of America&s Foreign Born Population [Электронный ресурс] // Center for Immigration Studies. [Washington, 2007]. URL: http://cis.org/immigrants_profile_2007 (дата обращения: 22.02.2011). Hispanics Outlive Whites and Blacks in U.S. [Электронный ресурс] // New York Times. [NY., 2002]. URL: http://www.nytimes.com/2010/10/14/us/14brfs-HISPANICSOUT_BRF.html?scp=4sq=st=nyt (дата обращения: 22.02.2011). Camarota S. Op. cit.
archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/usa-debat/mif/ (дата обращения: 22.02.2011).
Винокур Б. Мифы о нелегалах // Независимая газета. 2007. 13 ноября. Андерсон С., Мур С. Указ. соч.
Stephens A. Americans, Mexicans Reject Border Fence [Электронный ресурс] // World Public Opinion. [Washington, 2006]. URL: http://www.worldpublicopinion. org/pipa/articles/brlatinamericara/184.php?lb=bruscpnt=184nid=Id= (дата обращения: 22.02.2011).
Лопухина Т. Команда, без которой нам не жить [Электронный ресурс] // Сайт проекта «Русский Архипелаг». [М. 2004]. URL: http://www.archipelag.ru/ agenda/povestka/povestka-immigration/usa-debat/lopuhina-komanda/ (дата обращения: 22.02.2011). Morales L. Op. cit Stephens A. Op. cit.
Larochelle G. Image and Representation of the Other: North America Views South America // Diogenes. 1992. Spring. No. 157. P. 27. Латиноамериканские диаспоры в США. С. 129.
Arizona Immigration Law (Senate Bill 1070) [Электронный ресурс] // Arizona State Legislature. [Phoenix, 2010]. URL: http://www.azleg.gov/legtext/49leg/2r/ bills/sb1070s.pdf (дата обращения: 22.02.2011).
Lacey M. Challenge to Immigration Law Is Upheld // The New York Times. 2010. October 8; DeParle J. Arizona Is a Haven for Refugees // The New York Times. 2010. October 9; Lacey M. Arizona Immigration Law Divides Latinos, Too // The New York Times. 2010. October 31; Schumacher-Matos E. The case for immigration enforcement // The Washington Post. 2010. October 28; Markon J. Arizona&s immigration law goes before appeals court // The Washington Post. 2010. October 31. National Security Strategy of the United States of 2010 [Электронный ресурс] // The White House. [Washington, 2010]. URL: http://www.whitehouse.gov/ sites /default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 22.02.2011); Administration Officials Announce U.S.-Mexico Border Security Policy: A Comprehensive Response Commitment / The White House. Press Release. 2009. March 24 [Электронный ресурс] // The White House. [Washington, 2009]. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Administration-Officials-Announce-US-Mexico-Border-Security-Policy-A-Comprehensive-Response-and-Commitment// (дата обращения: 22.02.2011).