Спросить
Войти

ПАРАСЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА КАК ОБЪЕКТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ

Автор: указан в статье

УДК 327.5:341.222(265.72) DOI 10.24411/2658-5960-2019-10027

Борис Иванович Ткаченко1 (boristkachenko@inbox.ru)

ПАРАСЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА КАК ОБЪЕКТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ

В статье рассматриваются Парасельские острова как один из спорных районов в северной части Южно-Китайского моря; предлагаются их физико-географический и исторический очерки. Исторический экскурс показывает, что Парасельские острова продолжали оставаться необитаемыми на протяжении длительного периода времени, за исключением моментов, когда их посещали морские экспедиции Вьетнама и Китая. Данный архипелаг характеризуется как объект двухстороннего международного территориального спора этих двух стран. Провозглашение суверенитета над Парасельскими островами Вьетнамом относится к XIX в., Французского Индокитая — к 1932 г., а Китая — к периоду после Второй мировой войны, когда острова оказались фактически разделёнными между Китаем и Францией: группа Амфитрит на северо-востоке архипелага стала с 1946 г. китайской, а группа Круассан на юго-западе — франко-вьетнамской территорией, контролируемой с 1947 г. Южным Вьетнамом. Парасельские острова оказались под режимом эффективной оккупации, т.е. были взяты во владение Китаем и Францией с созданием на указанных территориях поселений, постоянных хозяйственных построек, организацией там административного управления. Вьетнамская группа Круассан была захвачена КНР военным путём в 1974 г. Рассматриваются современные позиции КНР и Вьетнама по поводу территориальной принадлежности Парасельских островов, идентичные по своей сути и прямо противопоставленные друг другу. Показано экономическое и стратегическое значение архипелага. Анализируются проблемы территориальной принадлежности Парасельских островов и раздела исключительной экономической зоны и континентального шельфа в их акватории. Сделан вывод, что захват Китаем островной группы Круассан и распространение тем самым его эффективного контроля на весь архипелаг не может рассматриваться как окончательное решение вопроса, поскольку разрешение территориального спора путём вооружённого захвата противоречит основным принципам и современным нормам международного права.

Boris I. Tkachenko1 (boristkachenko@inbox.ru) ~

PARACEL ISLANDS AS OBJECT OF TERRITORIAL DISPUTE §

IN THE SOUTH CHINA SEA

The article studies the Paracel Archipelago as one of the disputed areas in the qnorthern part of South China Sea. Physical geography and historical background §

1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, ц

Владивосток, Россия. 35

Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, i? Vladivostok, Russia.

of the Paracel Islands are considered. The historical analysis shows that Paracel Islands continued to remain uninhabited during the long period of time with visiting these islands by sea expeditions of Vietnam and China. The archipelago is characterized as the object of a bilateral international territorial dispute between Vietnam and China. Declaration of the sovereignty above Paracel Islands Vietnam concerns to XIX century, the French Indochina — by 1932, and China — by the period after the Second World War. After the Second World War Paracel Islands appeared actually divided between China and France: the Amfitrit group in northeast of archipelago became since 1946 Chinese, and the Croissant group in a southwest — the French-Vietnamese territory controllable since 1947 by Southern Vietnam. Paracel Islands appeared under a mode of effective occupation, i.e. have been taken in possession of China and France with creation in the specified territories of settlements, constant economic constructions, the organization of administration managerial control by them. The Vietnamese Croissant group has been seized by Chinese People&s Republic in the military way in 1974. The modern positions of Chinese People&s Republic and Vietnam on the territorial jurisdiction of the Paracel Islands are considered. These positions are identical and directly opposite. Economic and strategic importance of the Paracel Islands is shown. The problems of the Paracel Islands& territorial belonging and delimitation of exclusive economic zones and continental shelf of the areas are analyzed. It is shown that capture by China of the Croissant island group and distribution thus its effective control on all archipelago cannot be considered as the final decision of a disputable territorial question as the decision of territorial dispute by the armed capture contradicts main principles and modern norms of international law.

жно-Китайское море представляет собой полузамкнутое море, входящее в бассейн Тихого океана и расположенное на его западной окраине у берегов Юго-Восточной Азии между полуостровами Индокитай и Малакка, островами Калимантан (Индонезия), Палаван и Лусон (Филиппины), Тайвань и побережьем южного Китая. На севере оно связано Тайваньским проливом с Восточно-Китайским морем, на северо-востоке — Щ проливами Баши, Лусон и Бабуян с Филиппинским морем Тихого океана, на юге — проливами Келаса и Каримата с Яванским морем, а на юго-за-~ паде — Сингапурским и Малаккским проливами с Андаманским морем е Индийского океана. Площадь поверхности моря — 3 млн 537 тыс. кв. км ^ [1, с. 573].

< В Южно-Китайском море имеются подводные возвышенности — плат§ формы с относительно небольшими глубинами (менее 200 м). Некоторые го из них поднимаются до уровня поверхности моря, образуя отмели, рифы И и острова. Такие платформы в Южно-Китайском море имеются вокруг Парасельских островов, вокруг и к югу от рифов Скарборо (Саут Рок) и отмели Макклесфилд-бэнк.

Мелкие островные группы — Парасельские острова (Сиша), острова Спратли (Наньша), острова Пратас (Дунша) и другие — имеют в подавляющем большинстве коралловое происхождение и расположены в основном невдалеке от побережья материка или крупных островов.

К спорным районам Южно-Китайского моря относятся Парасельские острова, архипелаг Спратли, острова Пратас, риф Скарборо, а также район Тонкинского залива (рис. 1). Разногласия по поводу государственной принадлежности Парасельских островов (китайское название — Сиша цюньдао, вьетнамское — Куандао Хоангша) и по разграничению континентального шельфа Тонкинского залива (китайское название — Бэйбу, вьетнамское — Бакбо) представляют собой двусторонние споры между КНР и Вьетнамом. Что касается архипелага Спратли, то в существующий здесь территориальный спор так или иначе вовлечены КНР, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней. Нельзя полностью исключить и того, что окажется вовлечённой в него и Индонезия.

Спор о территориальной принадлежности многочисленных островов, расположенных в акватории Южно-Китайского моря, в который вовлечены Китай и ряд стран АСЕАН, является источником потенциально наиболее серьёзных конфликтов в регионе. История данного вопроса свидетельствует о том, что даже достаточно продолжительные периоды относительного спокойствия в этой части Мирового океана сменяются напряжённостью вплоть до вспышек вооружённой конфронтации. Значительное улучшение в 1990-е гг. межгосударственных отношений КНР со странами Юго-Восточной Азии было во многом достигнуто благодаря тому, что удалось обойти взрывоопасную проблему раздела указанных островных территорий.

Неопределённость статуса Южно-Китайского моря с точки зрения международного права делает особенно актуальной задачу рассмотрения истории установления над ним эффективного контроля прибрежными государствами. Расположенные в его акватории островки (рис. 2) не имеют и никогда не имели постоянного населения, хотя многие из них испокон веков использовались рыбаками стран региона для кратковременных стоянок и отдыха. Помимо того, что мелководья, на которых расположе- ^ ны обе островные группы Парасельских островов — Амфитрит и Круас- == сан — богаты рыбой, почти на всех атоллах и островках имеются значи- 2 тельные залежи фосфатов. ~

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК °

Парасельские острова (кит. Сиша цюньдао; вьетн. Куандао Хоанг- И ша) — атолловый архипелаг в Южно-Китайском море, состоящий из уча- ^ стков суши небольшого размера и рифов. ё

Рис. 1. Районы территориальных споров в Южно-Китайском море

Рис. 2. Акватории районов территориальных споров в ЮжноКитайском море

Архипелаг находится в 230 км к югу от КНР (от о. Хайнань) и в 200 км к востоку от Вьетнама. Он занимает акваторию размерами примерно 250 на 100 км с координатами от 15°35& до 16°50& с. ш. и от 111 °30& до 112°52& в. д.

С физико-географический точки зрения архипелаг состоит из 130 маленьких коралловых островков, рифов, песчаных дюн и отмелей (банок). Крупнейшие острова: Вуди (2,1 кв. км), Линкольн (1,6 кв. км), Трайтон (1,2 кв. км), Мани (0,36 кв. км) и Паттл (0,31 кв. км). Общая площадь островов — 7,8 кв. км. Все острова низкие (до 14 м), сложены из кораллового песка и покрыты низкорослой растительностью. Климат тропический. Архипелаг разделяется на две группы островов — Амфитрит (на северо-востоке) и Круассан (на юго-западе) Рис. 3. Парасельские острова (рис. 3).

South China Sea

Amphitrite

North Reef^ GrouP

West SandooTree Island Woody Island°°Rocky Island

_. ... , , , . Lincoln Island" Pattle IslandjfV Robert Island8°DU°Drummond Island

Money Island° jsUand n®Vuladdore Reef

Discovery Reef^ Bombay Reef

Crescent „ 17 , O

Gr0up Passu Keah

o Triton Island

0 30 60 km i0 30 60 mi

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

На протяжении долгого времени на рассматриваемой территории отсутствовала деятельность человека, при этом сохранились сведения об экспедициях на Парасельские острова мореплавателей из Вьетнама. Как следует из документальных хроник, начиная от существования династии Нгуенов (1558—1945 гг.) архипелаг ежегодно посещали с различными целями вьетнамские морские корабли, что позволяет обосновать историческое право данного государства на эти земли. Китай, напротив, не имеет подобных доказательств, за исключением фактов использова- ^ ния островков пиратами в качестве укрытия. Существуют документы как ^ со стороны Китая, так и со стороны Вьетнама, подтверждающие, что ещё § с давних времён, в период династий Тан и Сун (Китай), на территории ^ Парасельских островов жили люди. е

Уже в начале XVI в. (с 1537 г.) в воды Южно-Китайского моря заходи- &г ли португальские, позже — голландские, английские, испанские и фран- < цузские суда. §

В 1816 г. императором Вьетнама был официально провозглашён су- го веренитет государства над островами Хоанг Ша и Чыонг Ша (Парасель- Ц скими и Спратли), а на территории острова Паттл, входящего в архипелаг Парасельские острова, тогда же впервые появился вьетнамский флаг.

Историческая хроника этой страны свидетельствует о прибытии в 1836 г. на Парасельские острова специального отряда, который по приказу императора установил там десять 5-метровых стел с надписями о принадлежности данной территории Вьетнаму. Китайские рыбаки появились в акватории островов лишь в середине XIX в., а в 1885 г. Китай заявил о своих правах на территорию архипелага. Китайцы посещали острова и ранее (с V в.), однако ни в средневековье, ни позднее они не делали попыток основать поселения и обжить безлюдные острова. Присутствие китайских рыбаков на островах ограничивалось возведением временных построек хозяйственного и культового назначения. В Китае морское побережье издавна считалось границей Поднебесной, за которую власть государя не распространяется, а также действовала политика «морского запрета», являвшаяся в тот период составной частью общей внешней политики «закрытых дверей». Не пытались обосноваться на островах и вьетнамцы, ограничиваясь посылкой туда отдельных экспедиций, вследствие чего Парасельские острова продолжали оставаться необитаемыми.

До начала XX в. никаких территориальных споров по поводу островов Южно-Китайского моря не возникало. После 1884 г. Вьетнам стал колонией Франции, и французское правительство стало представителем вьетнамского народа в международных отношениях, продолжая управлять этими островами.

В 90-е гг. XIX в. в ответ на запрос английского посланника Китай отрицал принадлежность ему Парасельских островов. Однако в 1887 г. была принята франко-китайская конвенция о границах, содержащая положение о том, что острова, лежащие к востоку от 108° в. д., должны принадлежать Китаю, а к западу от него — Вьетнаму. Восточнее этого меридиана лежат и Парасельские острова, и острова Спратли. Данное положение использовалось впоследствии китайской стороной в качестве одного из оснований для выдвижения своих претензий на указанные территории. Однако конвенция касалась делимитации границы между Вьетнамом и Китаем, т.е. речь шла максимум о Тонкинском заливе.

С 1902 г. Китай предпринял демарш по поводу Парасельских остро-^ вов, направив туда в начале XX в. ряд военно-морских экспедиций для де-== монстрации флага и установки стелы о принадлежности островов Китаю. § В то же время в 1905 г. публикуется «Общая карта Великой Цинской им-~ перии», на которой в состав государства в зоне Южно-Китайского моря е был включён лишь о. Хайнань, а также географический справочник Китая, |7 где крайней южной точкой страны был назван мыс Чжоуя, расположен-< ный на параллели 18°13& с. ш.

§ В 1905—1907 гг. Япония предпринимала действия, направленные

го на создание юридических основ для проникновения в район Парасель-Ц ских островов, начав разработку их ресурсов (территория архипелага ^ была богата залежами фосфата, а отмели в его акватории — рыбой). Хотя Ё французские колониальные власти считали острова входящими в состав

Французского Индокитая, в 1917—1929 гг. японские предприниматели практически беспрепятственно, хотя и нерегулярно, направляли без уведомления и разрешения местных властей к островам суда и партии рабочих для погрузки сырья. Однако это были эпизодические экспедиции, которые после непродолжительного пребывания на острове с целью добычи фосфатов отбывали на родину. Уже в 1920 г. Япония обратилась к Франции за лицензией на разработку фосфатов на Парасельских островах — данный факт позволяет сделать вывод, что уже в то время архипелаг находился под французским суверенитетом в полном объёме.

Лишь в 1929—1930 гг. французская администрация Индокитая осуществляла шаги для практического подтверждения своего суверенитета над островами и пресечения самовольной деятельности на них иностранных предпринимателей. Однако японское правительство отказывалось признавать права Франции на острова Южно-Китайского моря.

В период до 30-х гг. XX в. на Парасельские острова было направлено несколько военных и исследовательских экспедиций французского флота, а также были сделаны первые шаги по освоению ресурсов архипелага. В 1931 г. генерал-губернатор Французского Индокитая официально объявил о принадлежности островов Вьетнаму. В 1932 г. острова были включены в состав Французского Индокитая. Впоследствии острова отошли к Вьетнаму, который был частью Французского Индокитая. В 1937 г. власти Индокитая создали полицейский пост на о. Буазе (о. Вуди). Одновременно там же строилась метеорологическая станция. 30 марта 1938 г. декретом № 10 императора Аннама (Вьетнама) Бао Дая Парасельский архипелаг был включён в состав провинции Туа Тьен, а 15 июня 1938 г. распоряжением генерал-губернатора Индокитая был учреждён штат администрации Парасельских островов (Хоанг Ша). В июле 1938 г. Франция заявила об оккупации Парасельского архипелага. Острова были официально присоединены к Вьетнаму декретом французского генерал-губернатора, и на о. Паттл был поставлен столб с надписью: «Французская Республика. Королевство Аннам. Парасельский архипелаг. 1816 — о. Паттл. 1938». Там же была открыта метеорологическая станция, затем построен маяк и создан полицейский пост. Однако уже в 1939 г. Пара-сельские острова были захвачены Японией, а в период Второй миро- == вой войны они служили плацдармом японской экспансии в страны 2 Юго-Восточной Азии. ~

После капитуляции Японии Парасельский архипелаг был очищен ^ от японского военного присутствия, и сначала гоминдановские власти &г Китая (1946 г.), а затем французская администрация во Вьетнаме (1947 г.) < направили в этот район военные корабли. Во время экспедиции китай- § ские солдаты оккупировали острова, создав на них посты. Позднее, после го детального осмотра всех островов, посты были сняты, весь военный пер- И сонал Китая отведён на о. Буазе (Вуди), где и был создан китайский гар- ^ низон и начато строительство основной китайской военной базы в этом ё

районе. Существование данного гарнизона, хотя и фактически не контролировавшего положение на других островах архипелага, давало китайской стороне формальное право утверждать, что Парасельские острова оккупированы Китаем.

После завершения войны Франция в начале 1947 г. заявила протест в связи с действиями Китая в отношении островов Южно-Китайского моря и потребовала вывода его войск с двух архипелагов. Французские власти Индокитая также отправили к Параселам военное судно с новым гарнизоном на борту. Однако китайцы отбили попытку французов высадиться на о. Буазе группы Амфитрит, и гарнизон в составе 29 солдат и офицеров франко-вьетнамских войск был высажен на о. Паттл группы Круассан, заменив ранее существовавшие там полицейские посты. Восстановив на этом острове свой военный пост, французские власти Индокитая дополнительно к маяку и метеостанции построили радиостанцию. Пост на о. Паттл, ставшем позднее южновьетнамским, просуществовал вплоть до вооружённого конфликта в январе 1974 г. Вслед за этим китайское посольство в Париже выступило с заявлением о том, что Пара-сельские острова являются частью китайской территории. Последовавшая дипломатическая переписка между Китаем и Францией не привела стороны к соглашению. Каждая из них продолжала считать Парасельские острова принадлежащими только ей.

Таким образом, архипелаг оказался фактически разделённым между Китаем и Францией: группа Амфитрит стала китайской, а группа Круассан — франко-вьетнамской территорией, контролируемой с 1947 г. Южным Вьетнамом. На островах начали создаваться поселения, постоянные хозяйственные постройки, было организовано административное управление, — другими словами, был установлен режим эффективной оккупации.

После эвакуации в мае 1950 г. гоминдановского гарнизона с о. Буазе на Тайвань группа Амфитрит оказалась вне чьей-либо юрисдикции и никем не управлялась, тогда как на группе островов Круассан продолжал существовать франко-вьетнамский гарнизон. В это время французские колониальные власти Индокитая были заняты внутренними дела-^ ми в своей колонии и не обратили на данное обстоятельство внимания. § 14 октября 1950 г. правительство Франции подтвердило декреты импера-~ тора Бао Дая о присоединении Парасельских островов и островов Спрат-е ли к Вьетнаму и официально передало его правительству свои права на |7 управление этими архипелагами и их оборону.

< КНР стала выдвигать претензии на Парасельские острова с 1951 г.,

§ а в 1956 г., воспользовавшись сложностью обстановки внутри Вьетнама, го вернулась на острова группы Амфитрит без какого-либо военного сопро-Ц тивления с вьетнамской стороны, тем самым осуществив повторную ок-^ купацию северной части архипелага. В 1956 г. КНР восстановила в отно-Ё шении группы островов Амфитрит то положение, которое существовало

на конец 1940-х гг. В 1959 г. ВМС Народно-освободительной армии Китая предприняли несколько попыток вторгнуться на контролируемую Южным Вьетнамом группу Круассан, однако они закончились безрезультатно.

В январе 1974 г., на исходе вьетнамской гражданской войны, группа Круассан, находившаяся под контролем Республики Вьетнам, в результате военных действий была захвачена Народно-освободительной армией Китая. Оставшись без поддержки США, власти Южного Вьетнама не смогли продолжать военные действия, что и привело их к потере Парасельских островов. В 1975 г., после окончания войны, Северный и Южный Вьетнам объединились, и претензии Республики Вьетнам (Южного Вьетнама) на Парасельские острова были унаследованы Социалистической Республикой Вьетнам. Переход Парасельских островов в 1974 г. под полный контроль КНР путём их захвата породил возникновение международного спора по данной территории: помимо КНР, претензии на архипелаг предъявляют также Вьетнам и Китайская Республика на Тайване.

РЕШЕНИЯ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ В ОТНОШЕНИИ ПАРАСЕЛЬСКИХ ОСТРОВОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕ ЕЁ ОКОНЧАНИЯ

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. было указано, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем» (пункт 8) [6, с. 382—384]. Меморандумом главнокомандующего союзных держав японскому императорскому правительству № 677 от 29 января 1946 г. «территория Японии была определена в составе четырёх главных островов Японии (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и приблизительно 1000 мелких прилегающих островов» (пункт 3) [11, p. 212, см. также: 7], в числе которых Парасельские острова не значились.

В Сан-Францисском мирном договоре 1951 г. в статье 2 сказано: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на остров Спратли и острова Парасельские» (пункт 0 [2, с. 339], однако не ука- ^ зывалось, кому передаются эти территории. ^

В своём выступлении на конференции в Сан-Франциско 5 сентяб- ^ ря 1951 г. первый заместитель министра иностранных дел СССР А.А. Гро- ^ мыко говорил о принципах, на которых должен быть основан мирный ^ договор с Японией: «Бесспорно, что исконные территории Китая, отторг- &г нутые от него, как остров Тайвань (Формоза), Пескадорские, Парасель- < ские острова и другие китайские территории, должны быть возвращены § Китайской Республике. Что касается американо-английского проек- го та мирного договора с Японией в части, относящейся к территориаль- Ц ным вопросам, то делегация СССР считает необходимым заявить, что этот проект грубо нарушает бесспорные права Китая на возвращение

отторгнутых от него японскими милитаристами неотъемлемых частей китайской территории — острова Тайвань, Пескадорских, Парасельских и др. островов. В проекте содержится лишь указание на отказ Японии от права на эти территории, но сознательно умалчивается о дальнейшей судьбе этих территорий. Проект договора грубо нарушает законные права китайского народа на неотъемлемую часть Китая — Тайвань (Формозу), Пескадорские, Парасельские острова и другие территории, отторгнутые от Китая в результате японской агрессии. Советская делегация предлагает внести следующие поправки к проекту мирного договора, внесённому правительствами США и Великобритании на рассмотрение конференции. 1. По статье 2: а) Вместо пунктов „Ь" и „Р включить пункт в следующей редакции: „Япония признаёт полный суверенитет Китайской Народной Республики над Маньчжурией, островами Тайванем (Формоза) со всеми прилегающими к нему островами, над островами Пэнхуледао (Пескадорские), островами Дуншацюньдао (острова Пратас), а также над островами Сишацюньдао и Чжуншацюньдао (острова Парасельские, группа Амфитриты и банка Макксфилд) и островами Наньшацюньдао, включая остров Спратли, и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на названные в этой статье территории"» [5]. Таким образом, СССР признал право КНР на группу Амфитрит Парасельских остовов.

На конференции в Сан-Франциско премьер-министр и министр иностранных дел правительства Вьетнама (Бао Дая) Чан Ван Хыу заявил в своём выступлении 7 сентября 1951 г.: «Мы подтверждаем наши права на острова Спратли и Парасельские, которые всегда принадлежали Вьетнаму» [10, р. 595]. Участники конференции не высказали возражений по этому заявлению главы вьетнамского МИДа. Ни КНР, ни советская делегация на него не отреагировали, а само выступление вьетнамского делегата прошло незаметно.

15 августа 1951 г. правительство КНР впервые официально заявило о суверенитете Китая над всеми спорными островами Южно-Китайского моря. В частности, в заявлении Чжоу Эньлая относительно американо-английского проекта мирного договора с Японией указывалось: «Архи-^ пелаг Сиша и остров Наньвэй (Парасельские и Спратли. — Б.Т), как и весь архипелаг Наньша, архипелаги Чжунша и Дунша (острова Спратли, от-~ мель Макклесфилд-бэнк и острова Пратас. — Б.Т) всегда являлись тер-е риторией Китая» [9, с. 32].

|7 В апреле 1952 г. администрацией Тайваня, выступавшей от имени

< Китайской Республики, был подписан в Тайбэе мирный договор с Япо-§ нией, в статье 2 которого подтверждена статья 2 Сан-Францисского мир-го ного договора 1951 г. и зафиксирован отказ Японии от ряда территорий, Ц в том числе и от Парасельских островов. Договор о мире между Японией ^ и самой КНР был подписан только в 1978 г. и не содержал в себе статей Ё по территориальным вопросам.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЗИЦИИ КНР И ВЬЕТНАМА ПО ПОВОДУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПАРАСЕЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

На современном этапе позиции двух стран по вопросу о принадлежности спорных территорий, в принципе, идентичны и вкратце сводятся к следующему.

Аргументы Китая:

- Китайцы являются первыми, кто открыл и назвал острова в ЮжноКитайском море.

- Китайцы являются первыми, кто эксплуатировал природные ресурсы и управлял архипелагами.

- Китайское владение Парасельскими островами и архипелагом Спрат-ли признано другими государствами.

Аргументы Вьетнама:

- Вьетнамцы давно знали об островах Южно-Китайского моря, эксплуатировали их и управляли ими.

- Суверенитет Вьетнама над Парасельскими островами и архипелагом Спратли признан другими государствами.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРАСЕЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

Южно-Китайское море с архипелагами Парасельским и Спратли является стратегически важной территорией. Оно имеет большое значение для безопасности международной морской торговли и экономического развития, поэтому его акватория и стала спорным объектом для многих стран. Китай и Вьетнам являются главными участниками в этом споре.

Парасельские острова занимают выгодное стратегическое положение в Южно-Китайском море, которое играет очень важную роль в жизни более 300 млн человек, населяющих прибрежную территорию. ^ Южно-Китайское море является стратегической областью не только для ^ ближайших стран, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона, по- § скольку через него проходят основные морские маршруты, и все корабли, ^ идущие из Тихого океана в Индийский, должны зайти в его воды. Оно на- е ходится на морском перекрёстке, соединяя Восточную Азию на севере &г со странами ЮВА и Океании на юге, а также соединяя страны на запа- < де (страны Европы, Африки, Ближнего Востока, Южной Азии) со страна- § ми на востоке (Филиппинами, Индонезией, странами Америки). 90% то- го варооборота между этими странами осуществляется морским путём, при Ц этом 45% морских грузов доставляется через Южно-Китайское море; каждый день сотни судов заходят в его акваторию. Экономики многих стран

Восточной Азии зависят от этого морского пути, особенно Китая, который имеет здесь около 60% товарооборота, а 70% объёма потребляемой Китаем нефти перевозятся морским путём через Южно-Китайское море.

Архипелаги Парасельский и Спратли имеют большое значение для стратегической обороны государств: мимо них проходит много морских маршрутов, следовательно, они играют важную роль в безопасности морского судоходства. Сумев захватить эти острова, государство создаёт себе благоприятные условия для усиления обороны на земле и на море, тем самым получая возможность использовать данную акваторию в военных целях и контролировать проходящие через неё маршруты. Два архипелага располагаются в центре Южно-Китайского моря, благодаря чему являются идеальным местом для размещения радиолокационных и информационных станций, остановки, энергоснабжения судов и т.д. С таким значительным военным и экономическим потенциалом Южно-Китайское море и его острова стали предметом споров между многими государствами, которые продолжаются до сих пор. Эта проблема привлекла внимание и более отдалённых стран, поскольку любой конфликт в этом районе несёт угрозу безопасности морским путям, что может повлечь за собой серьёзные последствия.

Южно-Китайское море представляет собой акваторию, в которой много природных ресурсов, особенно биологических (морепродукты), минералов (нефть и газ). Рыбные запасы составляют около 3—3,5 млн тонн; морепродукты разнообразны, имеют высокую экономическую ценность. На Парасельском архипелаге имеются и крупные запасы гуано, которые можно использовать для сельского хозяйства и химической промышленности.

Парасельские острова окружены богатыми рыбой водами и шельфом с потенциально большими месторождениями нефти. Согласно экспертным оценкам, Южно-Китайское море обладает примерно 30 млрд тонн нефти и 16 трлн кубометров природного газа стоимостью в триллионы долларов, которые могут решить энергетические проблемы прибрежных стран. По данным китайских экспертов, на шельфе Южно-Китайского моря залегает до 213 млрд баррелей нефти и 25 трлн кубометров природного газа [8, с. 19]. Российские эксперты отмечают, что в районах двух архипелагов — Парасельского и Спратли — также содержатся большие ре-~ сурсы газовых гидратов, являющихся потенциальным источником топе лива. Богатство энергетических ресурсов играет особенно важную роль |7 в усилении территориальных споров прибрежных стран. < Местных жителей до настоящего времени на островах не было, одна§ ко там размещались китайские гарнизоны.

го В 2007 г. на о. Вуди (англ. Буазе, кит. Юнсиндао) был заложен город

Ц Саньша, который с 2012 г. стал административным центром трёх групп ^ островов: Пратас, Парасельских и Спратли и прилегающей к ним аква-Ё тории в Южно-Китайском море. Городской округ Саньша пров. Хайнань

включает в себя группу островов в Южно-Китайском море. На островах Вуди и Дункан имеются китайские портовые сооружения, которые планируется расширить. На о. Вуди имеются три главные дороги, а также длинная цементная дорога, которая соединяет его с о. Рокки.

КНР инвестирует сотни миллионов юаней в инфраструктуру и развитие острова, на котором продолжается большая строительная деятельность, чтобы подкрепить свои территориальные претензии по архипелагу. В последние годы о. Вуди (рис. 4) получил модернизированный аэропорт

Рис. 4. Город Саньша на острове Вуди (Буазе, Юнсиндао)

и морской порт, а также здание муниципалитета. Аэропорт на острове имеет взлётно-посадочную полосу с твёрдым покрытием, которая может принимать Boeing-737s или другие самолёты подобного размера. На причале имеются 9 стоянок, которые могут использоваться для разгрузки рыбы, снабжения льдом и топливом, наземного транспорта и других целей. На острове открыта современная начальная школа для детей рабочих-строителей и военнослужащих. Строительство школы началось в 2014 г. Есть почтовое отделение, больница, банк и общежитие.

ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПАРАСЕЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

К моменту захвата архипелага КНР острова группы Круассан эффективно контролировались южновьетнамскими властями, а группа Амфит-рит находилась под контролем китайской стороны. И лишь в 1974 г., воспользовавшись хаотической обстановкой, которая возникла на юге Вьетнама после Парижской конференции 1973 г. и эвакуации оттуда вооружённых сил США, Китай осуществил военное решение территориального спора по Парасельским островам.

Данное событие существенно изменило геополитическую обстановку в Восточной Азии. Строительство Китаем военной и гражданской инфраструктуры на Парасельском архипелаге укрепило позиции страны в этом регионе, превратив рассматриваемую территорию в плацдарм для дальнейшей экспансии КНР в Юго-Восточной Азии.

Вооружённый захват китайцами островной группы Круассан и распространение тем самым их эффективного контроля на весь архипелаг не может рассматриваться как окончательное решение спорного вопроса. Прекращение территориального спора путём вооружённого захвата противоречит основным принципам и современным нормам международного права и предусматривает международную ответственность страны-агрессора. Исходя из этого, установление КНР военного контроля над островами группы Круассан можно рассматривать как противоправную «временную оккупацию», не дающую оснований для включения островной группы в состав китайской территории.

С точки зрения международного права военный метод решения спорного территориального вопроса не может считаться ни законным, ни окончательным. В этой связи нельзя не вспомнить статью 2 Устава ООН, где отмечается, что все члены Организации Объединённых Наций должны разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться в международных отношениях от угроз применения силы или осуществления этих действий против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства [3, с. 112].

В дополнение этого положения Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд документов. Так, на XXI сессии ГА ООН в 1967 г. была утверждена специальная резолюция «Строгое соблюдение запрещения угрозы силой или её применения в международных отношениях и право народов на самоопределение», в которой прямо указано, что «вооружённое нападение одного государства на другое или применение силы в какой-то иной форме, противоречащей Уставу Организации Объединённых Наций, представляет собой нарушение международного права, вызывающее международную ответственность» [4, с. 455].

В «Декларации о принципах международного права, касающихся дру-со жественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций», принятой в 1970 г. Б XXV сессией Генеральной Ассамблеи ООН, содержится следующее по-^ ложение, имеющее непосредственное отношение к ситуации вокруг ост-§ ровной группы Круассан Парасельского архипелага: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или её применения с целью с£ нарушения существующих международных границ другого государства

1 или в качестве разрешения международных споров, в том числе терри2 ториальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ» [4, И с. 463]. Кроме того, в Декларации подчёркивается, что «никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными» [4, с. 482].

Что же касается островной группы Амфитрит, то вопрос представляется спорным. Полагаем, что Вьетнам имеет преимущественные права на обладание этой островной группой. Окончательное решение проблемы территориальной принадлежности данной группы может быть достигнуто только в результате непосредственных вьетнамо-китайских переговоров.

ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛА МОРСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЛАДЕНИЙ В АКВАТОРИИ ПАРАСЕЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

Проблемы раздела морских экономических владений (200-мильной исключительной экономической зоны и континентального шельфа) в акватории Парасельских островов обусловлены характером этих островных образований.

Согласно статье 121 Конвенции ООН 1980 г. «скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа» [3, с. 519—520], однако имеют территориальное море шириной 12 морских миль и прилежащую зону шириной 12 морских миль.

Острова, расположенные на атоллах, имеют территориальное море шириной 12 морских миль и прилежащую зону шириной 12 морских миль. Согласно статье 6 Конвенции ООН 1980 г. «в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращённая к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством» [3, с. 477]. Однако о распространении правового режима 200-мильной исключительной экономической зоны и континентального шельфа на эти острова в Конвенции ООН 1980 г. ничего не сказано.

Наконец, согласно статьям 60 и 80 Конвенции ООН 1980 г. в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе прибрежное государство имеет право сооружать искусственные острова, установки и сооружения (п. 1 ст. 60) с исключительной юрисдикцией над ними, в том « числе юрисдикцией в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касаю- б щихся безопасности (п. 2 ст. 60), вокруг которых могут устанавливаться ^ разумные зоны безопасности (п. 4 ст. 60), ширина которых не должна про- § стираться вокруг них более чем на 500 м, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепри- 2 нятыми международными стандартами или рекомендовано компетент- § ной международной организацией (п. 5 ст. 60); искусственные острова, д установки и сооружения не обладают статусом островов; они не имеют И своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение ^ границ территориального моря, исключительной эк

Южно-Китайское море Парасельские острова территориальный спор Сан‑Францисский мирный договор Китай Вьетнам исключительная экономическая зона континентальный шельф международное морское право south china sea
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты