Спросить
Войти

Деятельность службы участковых уполномоченных полиции в период реформирования системы МВД России: историко-правовой и прикладной аспекты

Автор: указан в статье

А.Г. Репьев,

кандидат юридических наук,

УМВДРоссии по Пензенской области

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ

ACTIVITY OF SERVICE OF DISTRICT POLICE OFFICERS DURING REFORMING OF SYSTEM OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL AND APPLIED ASPECTS

Опираясь на генезис становления службы участковых уполномоченных полиции, автор поднимает вопрос об имеющихся в их деятельности проблемах прикладного характера.

In article, relying on genesis of formation of service of district police officers, the question of available problems of activity of applied character at the present stage is brought up.

На этапе реформирования правоохранитель -ной системы государства нельзя не отметить сложившуюся тенденцию. Как бы ни оптимизи -ровали и ни модернизировали ее структуру, ад -министративное построение, штатную числен -ность, есть подразделения, которые при любых переменах остаются стержнем деятельности по профилактике преступлений и защите прав и свобод граждан. Речь в данном случае идет о службе участковых уполномоченных полиции. Сотрудники этого подразделения выполняют ключевую работу по обеспечению общественной безопасности, правопорядка, выступают первым и определяющим звеном при построении отно-шений «гражданин — государство». На данный факт не раз обращалось внимание руководителей Министерства внутренних дел России [1].

Г енезис развития подразделений участковых уполномоченных показывает, что с момента их образования и до настоящих дней в отношении граждан, привлекаемых к данной службе, всегда предъявлялись повышенные требования. Сего -дня они продолжают ужесточаться. Для тех, кто хоть раз сталкивался с работой полицейского на административном участке, не секрет, что он должен сочетать в себе качества правоведа, психолога, педагога, при всем этом быть социально -ориентированным, коммуникабельным. Вместе с тем в вопросе развития и становления службы участковых уполномоченных отмечается значи-тельное количество противоречий.

Среди наших современников бытует мнение, что институт участковых уполномоченных взял свое начало с момента образования советской милиции. Это не совсем верно. Первые свидетельства появления одной из старейших поли -цейских служб мы наблюдаем уже в период со-

словно-представительной монархии — XVI— XVIII вв. Так, во время правления матери Ивана IV Елены Глинской была проведена губная реформа, в результате чего повысилась роль губных (окружных) учреждений. Из местных дворян избирались старосты, в обязанности которых входила борьба с наиболее опасными преступле -ниями («разбоями»), а также розыск и наказание «лихих людей». Затем, в результате земской реформы Ивана IV, старосты стали главным органом уездного управления, в чьи функции входи -ло ведение уголовных дел, надзор за обществен -ным порядком и другие полицейские обязанности [2. — С. 50]. По мнению ряда ученых, именно губные старосты послужили прообразом будущего участкового уполномоченного полиции, поскольку осуществляли контроль за порядком, поддерживали власть, нейтрализовывали антиго -сударевы настроения [3].

Периодически возникавшие восстания сре -ди населения подтолкнули государство к от -ветственному, но своевременному шагу — ор -ганизации на местах прочной системы поли -цейских органов, способных эффективно осу -ществлять охрану общественного порядка. Страна была поделена на губернии и уезды, применительно к которым и стала строиться сеть полицейских учреждений [4. — С. 25]. 7 ноября 1755 г. издается «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» [5], документ, который заложит основы мест -ной полиции. Регламентировал деятельность данной службы и Устав благочиния, утвержденный Екатериной II в 1782 г.

Следующий период реформирования сис-темы участковых полицейских относится ко

времени становления государства и права Рос -сийской империи. В первой половине XIX в. император Александр I провел крупную реор -ганизацию органов центрального управления. Министерство внутренних дел оказалось в числе первых, учрежденных правителем. Зада -чи ведомства были сформулированы достаточ -но абстрактно, но содержали в себе проблема -тику времени: «...заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи» [6. — С. 92—135].

Необходимо также отметить, что на завер -шающей стадии реформы 1810 г. было создано министерство полиции, которое получило самостоятельный статус и просуществовало в таком виде до 1819 г. На данном этапе глав -ными обязанностями ведомства являлись: поддержание общественного порядка и борьба с преступностью, содержание мест заключения и использование труда заключенных, поимка беглых крепостных и др.

Приход к власти императора Александра II ознаменовал период «великих реформ». Если проследить ход реформ 1862 и 1880 годов, то в учредительных документах можно увидеть свидетельства изменения роли органов внут-ренних дел в государственной жизни, в том числе за счет службы участковых уполномоченных. В 1859 г., накануне крестьянской ре -формы, по предложению трех министерств — юстиции, государственных имуществ и внут -ренних дел — объединены городская и земская полиция под общим руководством уездного исправника.

В 1878 г. в штатах уездных управлений по -явилась должность полицейского урядника, который должен был заниматься предупреж-дением и пресечением преступлений, произво -дить дознание по уголовным делам [2. — С. 140]. Вместе с тем в крупных, преимуществен -но губернских, городах сохранялась городская полиция. К примеру, в Москве полицейское управление, возглавляемое обер-полицмей -стером, включало в себя полицейские дома и управление полицейских участков, а послед -ние, в свою очередь, формировались за счет околотков и околоточных надзирателей (горо -довых и дворников) [7. — С. 20—22].

Завершающая для имперской России и са -мая крупная реформа полиции в целом и служ -бы участковых уполномоченных в частности была проведена в 1880 г. В обстановке непре -кращающегося террора это была вынужденная мера. Заключалась она в упразднении из лиш -него бюрократического аппарата полицейского ведомства, с одной стороны, и создании спе-циализированных подразделений (розыскных отделений, служб по распространению дезин-

формации, дискредитации лидеров революци -онных движений и др.) — с другой.

Официальной датой создания службы уча -стковых уполномоченных полиции считается 17 ноября 1923 года, когда приказом началь -ника милиции Республики Советов была утверждена «Инструкция участковому надзира-телю милиции». Распорядительный документ гласил: «Участковый надзиратель есть долж-ностное лицо милиции, надзору и охранению коего поручен участок города или поселение городского типа».

В настоящее время, в юбилейный для службы год, вопросам деятельности участко-вых уполномоченных традиционно уделяется особое внимание. Интерес проявляют как ру-ководители Министерства внутренних дел, так и научное сообщество. Это объясняется объек -тивными причинами. Как и девяносто лет на -зад, участковый уполномоченный решает чрез -вычайно широкий спектр задач, находится в непосредственном контакте с населением, пре -бывает на переднем крае борьбы с преступно -стью. Сегодня участковый уполномоченный полиции по-прежнему выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граж-дан Российской Федерации, иностранных гра-ждан, лиц без гражданства; по противодейст-вию преступности, охране общественного по -рядка, собственности и обеспечению общест-венной безопасности. К вышеизложенным на -правлениям деятельности XXI век добавил не -обходимость разрешения множества вопросов юридического, организационного и материаль -но-технического характера.

Произошли изменения в правовом регули -ровании деятельности службы. Более десяти лет ее регламентировал приказ МВД России от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по со -вершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции». Данный норма -тивный документ выдержал не одно рецензи-рование, трижды был подвержен изменению — редакции от 2003, 2006 и 2007 годов. Результа -том реформы органов внутренних дел, начатой в 2010 году, стала разработка и вступление в законную силу с 7 апреля 2013 года приказа МВД России от 31.12.2012 года № 1166 «Во -просы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Сегодня, как и десятки лет назад, основная нагрузка по предупреждению преступлений, оказанию индивидуального профилактическо -го воздействия на криминальный элемент ле -жит на службе участковых уполномоченных. Одно из старейших звеньев полиции России по-прежнему является лицом всей правоохра -нительной системы страны, олицетворяет со -бой государственный аппарат борьбы с пре -

ступностью. Возможно, что население не все -гда удовлетворено эффективностью проводи -мой работы. Причиной тому может служить как недостаточная обеспеченность материаль-но-технической базой, непоследовательная кадровая политика, которая в период реформы существенно сократила численность наружных служб полиции, так и недобросовестность отдельных сотрудников. Однако очевиден факт — повседневная работа участкового уполно -моченного полиции напрямую сказывается на состоянии правопорядка на отдельно взятом административном участке, влияет на состояние спокойствия в обществе в целом. В этой связи в юбилейный для службы год выразим надежду на плодотворность предпринимае-мых попыток оптимизации органов внутрен-них дел, повышение социального статуса и престижа службы участкового уполномочен -ного полиции.

Литература

1. Барщевский М. Поручись за участкового // Российская газета. — 2013. — 10 февр.
2. Иванов С. В. Русь — Россия — России -ская империя: история государства и права в схемах, таблицах, комментариях. 862 — 1917 гг.: учебное пособие. — Саратов: СЮИ МВД России, 2008. — 192 с.
3. Ермаков А. Г. Деятельность участковых уполномоченных полиции: историко-педагогические аспекты // Вестник Санкт -Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 3. — С. 180—185.
4. Иванова Е. А. Правовые основы органи -зации и деятельности общей полиции России (XVIII — начало XX вв.): дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов -на-Дону, 2003. — 220 с.
5. Для управления губерний Всероссий-ской Империи: учреждения благочестивейшей самодержавнейшей Великой государыни им -ператрицы Екатерины II.
6. Общее учреждение министерств: мани -фест от 25 июня 1811 г. // Российское законо -дательство X — XX веков. Т. 6. Законодатель -ство первой половины XIX века. — М.: Юрид. лит., 1988. — 432 с.
7. Меняйло Д. В. История органов внут -ренних дел в схемах и таблицах: учебно -методическое пособие. 2-е изд., доп. — Белго -род: БЮИ МВД России, 2009. — 92 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты