Спросить
Войти

Предпосылки формирования института власти прокурора в Государстве Российском

Автор: указан в статье

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ВЛАСТИ ПРОКУРОРА В ГОСУДАРСТВЕ РОССИЙСКОМ

В.Н. ГАЛУЗО, кандидат юридических наук

Аннотация. В статье за период с 1649 по 1721 г. на основе обширного нормативного материала реконструированы предпосылки формирования института власти прокурора в Государстве Российском. Тем самым, автором обнаружены истоки нового для России правового явления.

PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF THE INSTITUTE

AUTHORITIES ATTORNEY IN THE STATE OF ROSSIYSKOM

V.N. GALUZO, Candidate of Law

Annotation. In the article for the period 1649 to 1721 based on extensive normative reconstructed material prerequisites for the formation Institute of power in the State Prosecutor of Russia. Thus, the author of the origins of the new-out for Russia legal phenomenon.

При исследовании правового института — власти прокурора1 нами были установлены предпосылки его формирования, а также временные границы этого неизбежного для всякого правового явления процесса.

Под предпосылками мы понимаем: «исходный пункт какого-либо рассуждения»2; «суждение, которое служит основанием для заключения (вывода) и является необходимой частью любого умозаключения»3.

Точкой отсчета при определении предпосылок возникновения института власти прокурора избран 1649 г., а конечная граница — 1721 г. Для наименования государства в указанный период мы полагаем возможным использовать термин «Государство Российское»4.

Анализ законодательства за период с 1649 по 1721 г. позволил установить достаточно обширный перечень предпосылок возникновения института власти прокурора в Государстве Российском. Вот некоторые из них: надзор за долж-

ностными лицами; надзор старост; отдача под суд воевод; наблюдение за торговыми людьми; наблюдение земскими бурмистрами за исправностью таможенных и питейных сборов; установление запретов; надзор за государственными расходами; взыскание с губернаторов за учинение медленности; предписание вице-губернатору иметь надзор; строжайшее взыскание за неточное исполнение предписаний; взыскание штрафа с губернаторов за неисполнение предписаний по указам Сената; наказание вредителей государственного интереса; рассмотрение дел по Уложению; предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов; надзирание высшими должностными лицами (президентами и вице-президентами) коллегий.

Теперь рассмотрим каждую из указанных предпосылок возникновения института власти прокурора.

В подтверждение надзора за должностными лицами приводим

следующие два именных указа: «О надзоре за Касимовским Царевичем и его людьми, и о воспрещении им иметь какие либо сношения с Магометанами других государств» от 11 июля 1651 г.5 и «О надзоре за высолкою из Тюмени в Касимовскую деревню, на житье, вдовою Рафа Всеволоцкого, с сыном ее и дочерью, бывшею невестою Государя» от 17 июля 1653 г.6

Надзор старост как предпосылка возникновения прокурорского надзора предусмотрен в Именном указе «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей проб клейм, о переписке золотых и серебряных рядов и лавок, о выборе старост для надзора за торговыми и мастеровыми людьми для клеймения золотых и серебряных вещей, со взятием пошлины» от 13 февраля 1700 г.7

В Именном указе «Об отдаче под суд Воевод за противозаконные поступки и самовольство» от 16 февраля 1700 г.8 речь идет об ответственности подданного Государства Российского, осущест-

влявшего государственную службу не в соответствии с законодательством.

Именной указ «О наблюдении за торговыми людьми города Самары, чтобы они вина, пороху и других заповедных товаров и беглых людей на Яик не привозили» от 28 февраля 1700 г.9 фактически направлен против контрабанды и незаконного перемещения подданных Государства Российского.

В наказе «Брянским Бурмистрам из Московской Бурмистерс-кой палаты» «О выборе земских Бурмистров и о наблюдении за исправностью таможенных и питейных сборов» от 30 сентября 1700 г.10 фактически закреплена еще одна предпосылка формирования института власти прокурора — «наблюдение земскими бурмистрами за исправностью таможенных и питейных сборов».

Установление запретов как предпосылка формирования института власти прокурора предусмотрена в нескольких нормативных правовых актах. Так, о ней идет речь в Манифесте «О запрещении всякого чина людям оказывать Малороссийскому народу обиды, оскорбления, укоризны, порицание изменниками и причинять всякие притеснения» от 1 марта 1710 г.11 Манифест был обнародован путем выдачи грамоты «для известия всем в городах и в селах, прибить на стенах повелели». Этот же вид предпосылки предусмотрен в Именном указе «О взыскании с губернаторов штрафа, если они, по тем Сенатским указам, данных им предписаний не исполнят» от 15 февраля 1712 г.12, а также в Сенатском указе «О непритеснении Сибирских мастеровых людей при взятии с них подушного» от 26 октября 1713 г.13 Фактически о запрете речь идет в Именном указе «О непродаже крепостных людей по одиночке и неразлучении семейств», «объявленном Сенату Кабинет-Секретарем Макаровым» 15 апреля 1721 г. с целью пресечения продажи, «как скотов, чего во всем свете не видится», крестьян

помещика, а если сделать было невозможно, то допускалась продажа «целыми фамилиями или семьями, а не порознь».

В Сенатском указе «Подробные распоряжения во исполнение Высочайших пунктов состоявших 2 марта 1711 г.: 1) о свободной торговле, 2) о надзоре за Государственными расходами, 3) о сборе денег, 4) о казенных товарах и откупах, 5) об отдаче соли на откуп, 6) о Китайском торге и 7) о Персидском торге» от 13 апреля 1711 г.14 представляет интерес п. 2, в котором речь идет еще об одной предпосылке формирования института власти прокурора — надзоре за государственными расходами.

В Сенатском указе «О подтверждении Губернаторам, что если в сборе, достальных рекрутов, лошадей и третных доточных из подьячих и монастырских служек учинится медленность, то наложено будет на них Губернаторов взыскание» от 11 июля 1711 г.15 обнаруживается такая предпосылка формирования института власти прокурора, как «взыскание с губернаторов за учинение медленности».

О предпосылке формирования института власти прокурора прокурорского надзора — «предписание вице-губернатору иметь надзор» — речь идет в Сенатском указе «О предписании Архангельскому Вице-Губернатору иметь надзор за привозимою иностранцами на кораблях мелкою монетою под Московским гербом» от 16 июля 1711 г.16

Сенатский указ «О присылке в Правительствующий Сенат приходных и расходных книг и ведомостей из Приказов к 15 сентября, а из Губерний в течение сентября и октября месяцев, и о строжайшем взыскании с виновных за неточное исполнение сего предписания» от 11 сентября 1711 г.17 предусматривает следующую предпосылку формирования института власти прокурора — «строжайшее взыскание за неточное исполнение предписаний».

В Именном указе «О взыскании с Губернаторов штрафа, если они, по тем Сенатским указам, данных им предписаний не исполнят» от 15 февраля 1712 г.18 речь идет еще об одной предпосылке формирования института власти прокурора — «взыскании штрафа с губернаторов за неисполнение предписаний по указам Сената».

В Именном указе «О жалованье разным лицам; об учреждении при Губернаторах и Вице-Губернаторах Ландратского Совета и о наказании вредителей государственного интереса» от 24 апреля 1713 г.19 речь идет о следующей предпосылке формирования института власти прокурора — «наказание вредителей государственного интереса». В этом увзаконении, а также в Именном указе «О доно-шении всяким людям о Государственных интересах Царскому Величеству Самому» от 23 октября

1713 г.20 важное значение имеет использование термина «государственный интерес».

В Именном указе «О вершении дел по Уложению, а не по Новоуказным статьям» от 15 июня

1714 г.21 дано «повеление» «всякого чина судьям всякие дела делать и вершить все по Уложению; а по Новоуказным пунктам и сепаратным указам отнюдь не делать, разве тех дел, о которых в Уложении ни того не упомянуто». Причем всем судьям предписано правосудие осуществлять «без Богоненавистного лицемерия». Здесь обнаруживается такая предпосылка, как «рассмотрение дел по Уложению» (имеется в виду Уложение 7157 г. по летоисчислению от «сотворения мира», или 1649 г. по летоисчислению от «Рождества Христова»), а также допускается аналогия закона и тем самым предпринимается одна из первых попыток комплексного правоприменения.

Еще одна предпосылка формирования института власти прокурора — предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов — пре-

дусмотрена в Сенатском указе «О предостережении Губернаторов, Вице-Губернаторов и Воевод, чтоб посланные от них чиновники для поверки ревизских сказок вотчинах Архиерейских и монастырских, крестьянам и другим обывателям никаких обид и налогов не чинили» от 19 июня 1721 г.22

И, наконец, еще одна предпосылка формирования института власти прокурора — надзирание высшими должностными лицами (президентами и вице-президентами) коллегий — предусмотрена в Генеральном регламенте или Уставе (глава XXV) от 28 февраля 1720 г.23

Несколько предпосылок формирования института власти прокурора нами выделяются особо. Это гласная и негласная деятельность фискала; деятельность офицера, в том числе и отставного; деятельность «генерального ревизора»; использование зарубежного опыта.

Проведенный анализ законодательства за период времени с 1649 по 1722 г. не позволяет нам однозначно ответить на вопрос: является ли должность фискала «прообразом» должности прокурора? Можно лишь с уверенностью утверждать, что должность фискала сыграла свою положительную роль в обеспечении единообразного применения узаконений в Государстве Российском. Также велика роль должности фискала в формировании единого эффективного управления в Государстве Российском. И конечно, трудно переоценить значение должности фискала в противодействии преступности. Поэтому должность фискала являлась лишь одной из предпосылок возникновения и формирования в последующем (уже в Российской империи) должности прокурора. Но эта предпосылка формирования института власти прокурора никоим образом не может быть

определена как исключительная и единственная.

Основанием для выделения деятельности офицера, в том числе и отставного, в качестве одной из предпосылок формирования института власти прокурора послужило традиционное гипертрофирование роли «государевой службы» в Государстве Российском в целом и ее представителей в частности, среди которых особое место занимали офицеры, в том числе и отставные. Ввиду благонадежности и безотлагательности офицеров они использовались при выполнении тех задач, которые впоследствии ставились исключительно перед представителями должности прокурора.

«Должность Генерального Ревизора» сыграла определенную роль в формировании института власти прокурора. Речь идет о контроле за правотворчеством, что не утратило своей актуальности и для нынешнего времени.

Процесс совершенствования российского законодательства сопровождался (сопровождается и в нынешнее время) активным заимствованием зарубежного законодательства. Это было предопределено более совершенным европейским (ныне американским) законодательством, на что обращалось внимание (обращается и в нынешнее время) отечественных24 и зарубежных25 исследователей тенденций развития права. В этом отношении не является исключением и рассматриваемый в данной статье период с 1649 по 1721 г.

Итак, определение предпосылок формирования института власти прокурора позволило нам обнаружить истоки этого правового явления, хотя и в видоизмененном состоянии, однако сохранившегося и до нынешнего времени.

1 Подробнее о результатах данного историко-правового исследования

см.: Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 3-4, 24-40, 263-264.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 21-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. С. 579.
3 Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М.: Наука, 1975. С. 463.
4 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 4-5.
5 ПСЗ РИ-1. Т I. № 65.
6 ПСЗ РИ-1. Т. I. № 101.
7 ПСЗ РИ-1. Т IV. № 1752.
8 ПСЗ РИ-1. Т IV. № 1760.
9 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 1770.
10 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 1813.
11 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2261.
12 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2493.
13 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2727.
14 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2349.
15 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2396.
16 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2400.
17 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2425.
18 ПСЗ РИ-1. Т. IV. № 2483.
19 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2673.
20 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2726.
21 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2828.
22 ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3796.
23 ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3534.
24 Так, например, в свое время по этому поводу В.М. Грибовский писал: «Всякое какое бы то ни было заимствование по существу своему есть не что иное, как подчинение более слабой в культурном отношении общественной личности более сильной» (см.: Грибовский В.М. Народ и власть в Византийском государстве. Опыт историко-догматического исследования. СПб.: Типография. М.: Мерку-шева, 1897. С. III).
25 См. об этом, например: Ваге-манс Э. Петр Великий в Бельгии. СПб.: Гимерион, 2007.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты