2000.02.033. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ.
AN EMOTIONAL HISTORY OF THE UNITED STATES / Ed. by Stearns P., Lewis J. - N.Y.: New York univ. press, 1998. — X, 476 p.
В последние годы в исторических исследованиях довольно часто присутствовали постулаты, основанные на эмоциональном подходе к изучаемым событиям. Но подобного рода подход практически оставался незамеченным критиками и рецензентами. Поэтому "история эмоций" является своего рода революционным начинанием. В работах историков, начиная с Фукидида, обычно упоминаются или описываются те или другие эмоциональные моменты. Однако эмоциональные всплески, которых у него было немало, последующие историки стали относить в разряд "анахронизмов", хотя при этом прибегали к описаниям, основанным на эмоциях. История эмоций обращается к сфере человеческих чувств и страстей в разные времена и в разных условиях.
Ключевая идея очерка, открывающего сборник, сводится к тому, что каждая социальная группа в каждую эпоху "вырабатывала" свою собственную культуру эмоций, которая определяла выражение чувств, по-своему их оценивала и предписывала соответствующие правила их реализации в жизни. История эмоций отличается от психоистории. Если первая исследует историческую подоплеку эмоций, то психоистория исходит из того, что многие теории об эмоциях имеют универсальный характер, не зависящий от времени и культуры исследуемых.
По мнению составителя сборника, эмоциональная культура США претерпела два главных изменения. Первое изменение происходило при переходе страны в XIX в. Второе произошло в первые десятилетия ХХ в. На описаниях этих изменений покоятся 22 очерка сборника.
В первой группе очерков описываются возникновение и развитие эмоциональной культуры, которую редакторы именуют "викторианской". Викторианский стиль выражения эмоций наиболее ярко проявлялся в семейных и дружеских взаимо-отношениях. Такой стиль, по мнению авторов очерков, возник где-то в 1820-1830-е годы.
В последующих очерках акцент делается на первых десятилетиях ХХ в. Исследователи этих лет чуть ли не единогласно настаивают на том, что именно в эти годы появилась на свет современная эмоциональная культура. Ее главные проявления - сдержанность при выражении своих чувств и управляемость ими. Этот вывод авторы подкрепляют изысканиями в сфере взаимоотношений между женщинами среднего
класса, а также ссылками на выводы в области "бихейвиоральных" (поведенческих) наук.
Авторы вскользь упоминают об эмоциональной жизни при возникновении классовых конфликтов, которых было немало в США в первые десятилетия ХХ в. Эти авторы относят эмоциональные вспышки при конфликтах такого рода к "культурной истории". А историки культуры такого рода вспышки объясняют чаще всего стремлением класса собственников навязать свою идеологию наемным рабочим. Поэтому представителям класса собственников рекомендуется научиться "управлять" своими эмоциями, не "драматизировать" конфликтные ситуации.
В сборнике есть сюжеты, касающиеся эмоциональных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, как в труде, так и в повседневной жизни. Авторы при этом призывают женщин научиться "гасить" свои "неуемные страсти".
Редакторы сборника в заключении пишут о том, что исследование показало, что "большинство людей" в XIX веке вели себя "более или менее рационально", что их выгодно отличало от поведения людей в ХХ-ом веке.
А.В. Валюженич