Спросить
Войти

Софисты и епископы в риторической школе ранневизантийской Газы

Автор: указан в статье

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

А.М. Болгова

СОФИСТЫ И ЕПИСКОПЫ В РИТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ГАЗЫ*

В работе исследуется деятельность риторической школы в палестинской Газе конца V — 1-й пол. VI вв. по данным сохранившихся текстов газских христианских софистов — деятелей этой школы — Энея, Проко-пия и Хорикия. Показана общеисторическая ситуация соотношения языческого и христианского в городе, а также процесс взаимоотношений между софистами и епископами, между античной и христианской традициями, приведший в итоге к рождению ранневизантийской культуры.

В позднеантичное (ранневизантийское) время известно несколько важнейших центров специализированного образования.

Риторские школы были одними из наиболее универсальных, в которых сохранилась в наибольшей степени классическая традиция, так как в слово облекалась и словом выражалась сама суть античной культуры.

Школа риторов в Газе Палестинской, газская «академия»1 была одной из самых ярких центров такого рода в V—VI вв.

Уже после Константина Великого именно в Палестине угасающее язычество сохраняло свои позиции сильнее, чем в других частях империи, и держалось оно в ней еще особенно упорно во многих местностях. За исключением Маюма, обратившегося в христианство, все прибрежные города региона — Газа, Тава-аф, Анфедон, Рафия, Вефилия, Аскалон и Иоппия — оставались преимущественно языческими. В них, в отличие от Антиохии эпохи Юлиана Отступника, продолжали функционировать храмы богов. Даже в окрестных малолюдных городах и селениях возведенные на искусственных холмах великолепные храмы, окруженные колоннадами и портиками, продолжали быть главными топографическими доминантами всей местности.

Во внутренней части района Газы, в Панеаде, у подножья Ливанских гор, по прежнему существовала в качестве святилища пещера, посвященная Пану, с рядом надписей2. Севастия в Самарии и подошвы Гаризима, Скифополь на

* Исследование подготовлено в рамках научно-исследовательских работ по Федеральному государственному контракту, проект НК-70П ГК(5) «Человек переходной эпохи: Поздняя античность — Ранняя Византия»

берегах Иордана и далее между Мертвым морем и границами Аравии, Арео-поль, Пера, Фэно и посвященная Афродите Елуза, несмотря на императорские указы, оставались вполне языческими.

Твердыней язычества считались Газа со своими восьмью храмами в честь Гелиоса, Афродиты, Аполлона, Коры, Гекаты, Тихе и Героя (Vita Porph., 64).

3

Самым известным из них был храм Зевса-Марны3, возвышавшееся в виде огромной круглой башни, окруженной двойным рядом портиков, и в течении почти столетия сохранявшегося после императорских указов о его уничтожении. Вокруг Газы были расположены селения и небольшие города, для которых

она служила сакральным и идеологическим центром и которые оказывали ей

4

поддержку в ее сопротивлении христианизации .

Город Газа, начиная с IV века, был важным христианским и монашеским центром в Палестине наряду с Египтом, Синаем, Иудейской пустыней и Иерусалимом5. Истоки местного монашества восходят к Илариону Газскому (ок. 291—370), современнику Антония Великого6. Место рождения Илариона — Тавата — находится рядом с Газой, а его могила, расположенная неподалеку, уже в VI веке становится объектом почитания и паломничеств. После Илариона надо назвать Силуана (ум. 412), который, придя с учениками из Скита, поселяется в Гераре близ Газы. Грузинский князь Набарнугий, позднее монах Петр Ивер (ок. 417—491) проходит из Иерусалима близ Газы, основывает там монастырь и в 458 г. становится епископом Маюмы. Около 431 г. в Беф-Далфе, принадлежащей региону Газы, поселяется Исаия Скитский.

При Юлиане Отступнике язычники Газы, Анфедона, Аскалона и Вефилии напали на христиан, жгли церкви, разорили монастырь Св. Илариона и его самого преследовали до Брухиумского монастыря близ Александрии. Более всех потерпел Маюм — город-порт Газы — оплот христианства в регионе; по просьбе газских жителей Юлиан отменил все данные ему Константинополем преимущества, подчинив его городскому управлению Газы, предместьем которого он и остался навсегда, хотя церковь не подчинилась решению Отступника, не лишила Маюм утвержденного за ним самостоятельно епископского престола, что и было подтверждено за ним Палестинским собором V века.

Ситуация в Газе на рубеже IV—V вв. описана в «Житии св. Порфирия Газ-ского», созданном, как считается, около 600 года Марком Диаконом. Как следует из этого источника, на 30 тысяч жителей епископу Порфирию в 394 г. удается собрать не более 300 верных христиан, а христианская церковь действует всего одна (Vita Porph., 19). В 398 г. Порфирий закрывает все языческие храмы, а в 402 г. разрушается оплот язычества Марнейон.

Мозаическая карта из Мадабы (Медвы, совр. Иордания) середины VI в. представляет Газу как типичный ранневизантийский «мегаполис», устроенный по римскому образцу: улица с колоннами с севера на юг, амфитеатр и две христианские базилики. Сообщение паломника из Пьяченцы (ок. 570 г.) подтверждает это: «Газа — великолепный и восхитительный город, жители его очень почтенны и отличаются щедростью, они любят чужестранцев. В двух милях от Газы покоится святой отец Иларий».

Газа поддерживала отношения с Александрией, Константинополем и Анти-охией. Благоприятное географическое положение у моря и на пересечении тор-

говых путей в Египет и в Петру сделало город важным экономическим и культурным центром.

Близость к Газе оказала сильное воздействие на характер монашества в регионе. Как показывают письма Варсонофия и Иоанна, монахи имели тесные контакты с учеными, жившими в городе (напр., Вопросоотв. 793.802-803.831-832). Дорофей Газский передает в монастырь принесенные с собой книги, «чтобы все могли их читать» (Вопросоотв. 326). В своих Поучениях он упоминает разговор со знатным мужем из Газы о смирении (Бой. 2, 34). В противоположность пустынным отцам, хотя он и близок им в целом по образу мыслей, он не настроен враждебно к образованию. Это подтверждает письмо, предпосланное Поучениям, которое восхваляет Дорофея за ученость и умеренное использование мудрости языческих философов (Ер. аё йга1г. 6).

Христианизация города Газы окончательно побеждает ко 2-й половине V в. Парадоксальным образом именно с этого времени начинается общеимперская слава высшей риторической школы в Газе.

Дж. Дауни нарисовал яркую картину интеллектуальной жизни в ранневизан-тийской Палестине7. Его исследования в области истории образования в поздней античности уникальны. Однако, роль риторических школ в ранневизан-

тийском синтезе классического и христианского в регионе еще предстоит уяснить.

На протяжении всего позднеантичного (ранневизантийского) периода Газа оставалась эллинистическим городом с преимущественно светским образом жизни и окружением9. Существование монастырей в округе города ставит вопрос об отношениях, существовавших между светским обществом Газы и церковной иерархией10.

В самом центре этих взаимоотношений оказались виднейшие представители риторской школы в Газе — Эней Газский, Прокопий Газский и Хорикий.

Эней Газский (ум. после 518 г.) — христианский философ; после него остались 25 писем и сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении». Эней принадлежал сначала к школе неоплатоников, а потом принял христианство. Время его жизни относят к концу V века. Сочинение Энея «Феофраст»11 с богословской точки зрения имеет глубокий интерес, потому что в нем, вместе с основательным раскрытием христианских догматов бессмертия души человеческой и будущего воскресения, излагаются автором мнения по этим вопросам древних философов и основательно разбирается весьма распространенная в древнее время теория переселения душ.

Прокопий (ок. 475 — ок. 528 гг.) — грекоязычный экзегет и писатель. Родился и жил в Газе, где руководил школой риторики. Прокопий являет собой образец того нового формирующегося типа христианского ученого и учителя, который объединяет в своих сочинениях языческие и христианские темы. Этот «сплав» станет одной из наиболее характерных черт ранневизантийской культуры. Кроме светских произведений, ему принадлежат толкования почти на все книги Ветхого Завета. Эти толкования, дошедшие до наших дней не полностью, представляют собой катены из отцов Церкви и Филона Александрийского. Касался он и античных мифологических тем, внеся вклад в адаптацию хри-

12

стианством античного культурного наследия12. Библейские комментарии Про-

копия написаны вполне классическим языком со всем богатством классических выражений. В чисто классической манере Прокопий написал панегирик императору Анастасию, похвальное слово родному городу и монодию

13

на землетрясение в Антиохии.

Хорикий (ок. 500 — ок. 590 гг.)14, греческий оратор, был учеником Проко-пия и наследником его кафедры риторики в Газе, христианином, автором нескольких сохранившихся похвальных речей в честь светских и церковных сановников (среди них две речи в честь епископа Маркиана (520—540 гг.), содержащие описание церквей в Газе и их росписей), погребальных (над могилой матери, на смерть Прокопия) и свадебных (для своих учеников) речей. Написал также 14 лекций — диалектик (dialekseis) и школьных декламаций — мелетий (meletai). Представляет интерес юношеская апология Хорикия «В защиту мимов» (Hyper ton en Dionysu ton bion eikonizonton), представляющая ценный источник для изучения античных драматических форм15. Аттицист, он писал в риторическом стиле, старательно избегая несоответствий и используя акцентирующие паузы (клаузулы)16.

Как и другие софисты и риторы Газской школы, Хорикий смело использовал все богатство античного наследия, писал и на чисто античные сюжеты (например, одна из декламаций — о том, какие слова должна была произнести Афродита в поисках Адониса). В чисто христианские сюжеты (Энкомий Проко-пию) вводились имена персонажей классической мифологии, примеры из

17

жизни исторических деятелей античных времен17. По подсчетам Г.Л. Курбатова, Хорикий 274 раза упоминает Гомера, 356 раз Платона, 493 раза антиохий-ского ритора Либания18. Речь «В защиту мимов» защищала это осуждаемое церковью искусство, ссылаясь на «мимесис», характерный и для деятельности церкви. Христианство повлияло на особую эмоциональность стиля Хорикия, на элементы поэтического изложения, фигуративность и символизм.

Произведения Хорикия были вдохновлены его учителем Прокопием и матерью последнего — Марией. В речах ритор восхваляет добрые нравы указанных лиц и их благодеяния для городской жизни. Как можно понять из слов Хори-кия, он благодарит Прокопия и Марию за приверженность христианству.

Читая Хорикия19, мы обнаруживаем его умеренное и деликатное отношение к христианству и церкви. С одной стороны, ритор хвалит своих героев за религиозное благочестие, а с другой — открыто говорит о том, что христианским

20

священникам необходимо классическое образование20.

Во II речи к Маркиану Хорикий говорит об образовании епископа. При этом он употребляет термин «поэтические врата» (rcovçTiKaç 9vpaç), заимствованный у Платона («Федр»). Это синоним грамматической школы. Главой риторической школы Газы в период обучения там Маркиана был знаменитый Прокопий Газский. Хорикий проводит аналогии со своим собственным опытом обучения в этой школе. Вывод, проистекающий из речи, вполне однозначен: епископ должен быть лицом с классическим образованием и добропорядочным гражданином города.

Хорикий пишет, что епископ Маркиан получил широкую известность не только в Газе именно благодаря своему классическому образованию, полученному в родном городе Газе.

В речи, посвященной Прокопию, Хрикий пишет о «палестре Гермеса»

21

(&Ерцои яаёа(атрау), т.е., опять же о школе риторов21.

По Хорикию, создается впечатление, что в христианской Газе, как и в других городах позднеантичного мира, граждане обучались в муниципальных школах. И место школ в жизни города Газы было выше, чем во многих других городах.

Хорикий дает очень мало информации о специальном христианском (богословском) образовании в школах Газы. Как представляется, христианское образование в школах Газы не включало подготовку священников.

Эней Газский, знаменитый софист и философ, был братом Марии, матери епископа Маркиана. Следовательно, между церковью и риторической школой существовали особые отношения. Христианское образование было частью образовательной программы Газской «академии». Хорикий отмечает, что глава школы Прокопий был очень искушен в Священном Писании (Ог. йип. т Ргос., 21). При этом Прокопий не был монахом и, как утверждает Хорикий, не был и священником.

Возможно, епископом был софист Эней Газский. Тот факт, что христианский епископ возглавлял короткое время риторическую школу, является исключительным. Он демонстрирует сотрудничество софистов и клириков в отдельно взятом высшем учебном заведении.

Как известно, епископ в позднеантичном городе был одним из его руководителей, вел активную общественную, а нередко и хозяйственную 22

деятельность22. Хорикий описывает епископа Маркиана как организатора общественных празднеств, раздач хлеба нуждающимся и т. п.

В посвятительной речи Марии Хорикий провозглашает, что священство выше всех городских чиновников (собственно — «лучше» — тю каёёштю). Епископ и его клир были частью среднего класса муниципалов своих городов в Поздней империи.

Агиография изображает епископов святыми, акцентируя внимание на чудесах и т. п. Хорикий в своих речах изображает преимущественно общественную деятельность епископа, активное его участие в гражданской администрации.

Из речей Хорикия мы можем заключить, что церковь в Газе была неотъемлемой частью городской муниципальной и общественной жизни, а классическая риторическая высшая школа Газы обеспечивала образовательные потребности

не только города, но и клира, включая значительную часть всего Палестинско-

23

го региона .

Особенностью всей ранневизантийской эпохи было то, что императорская власть и государство поддерживали существование городской риторики и, соответственно, риторических школ вплоть до упадка городов со 2-й половины VI в.

Впоследствии Газа была известна не только классической интеллектуальной традицией, но также и великими христианскими учителями 2-й пол. и конца VI в. — Авва Исайя, Варсануфий и Иоанн, Дорофей Газский, Север Антиохий-ский, Захария Ритор.

Арабское завоевание 1-й пол. VII в. положило конец развитию христианства в регионе и ранневизантийскому периоду его истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. SeitzK. Die Schule von Gaza. Heidelberg, 1892.
2. Di Segni L. Dated Greek Inscriptions from Palestine from the Roman and Byzantine Periods. Jerusalem: The Hebrey University, 1997.
3. Марна — местное верховное божество Газы, которому Прокл посвятил один из гимнов (Марин. Прокл, 19); слился в синкретический образ Зевса-Марны; Чеха-новец Я.М. «Marnas victus est a Christo». К вопросу о христианизации древней Газы // Мнемон. 5. СПб., 2006. С. 437-439.
4. Курэ А. Палестина под властью христианских императоров (326-636 гг.). СПб., 1894 // http://ricolor.org/arhiv/redkie_knigi/kure/
5. Glucker C.A.M. The City of Gaza in the Roman and Byzantine Periods. L., 1987.
6. Житие св. Илариона написано бл. Иеронимом.
7. Downey G. The Christian School of Palestine: A Chapter of Literary History // Harvard Library Bulettin. 12. 1958. P. 297-319.
8. Van Dam R. From Paganism to Christianity in Late Antique Gaza // Viator. 16. 1985.P. 1-20; Чехановец Я.М. «Marnas victus est a Christo». К вопросу о христианизации древней Газы //Мнемон. 5. СПб., 2006. С. 421-456.
9. Ashkenazi Y. Paganism in Gaza in the Fifth and Sixth Centuries // Cathedra. 60. 1991. P. 106-115.
10. Ashkenazi Y. Sophists and Priests in Late Antique Gaza According to Choricius the Rhetor // Christian Gaza in Late Antiquity / Ed. Bruria Bitton-Ashkelony, Ariehl Kofsky. Brill, Leiden, 2004. P. 195.
11. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» // Православный Собеседник. 1902. Апрель.
12. Talgam R. The «Ekphrasis Eikonos» of Procopius of Gaza: The Depiction of Mythological Themes in Palestine and Arabia During the Fifth and Sixth Centuries // Christian Gaza in Late Antiquity / Ed. Bruria Bitton-Ashkelony, Ariehl Kofsky. Brill, Leiden, 2004. P. 209-234; Hunger H. On the Imitation (Mimesis) of Antiquity in Byzantine Literature // Greek Literature in the Byzantine Period / Ed. Gregory Nagy. Routledge, 2001. P. 80-102.
13. Курбатов Г.Л. Риторика // Культура Византии. IV - первая половина VII вв. М., 1984. С. 355.
14. Abel F.M. Gaza au VIe siecle d&apres le rheteur Chorikios // Revue Biblique. 40. 1931. P. 5-31.
15. Litsas F.K. Choricius of Gaza and His Description of Festivals at Gaza // Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 32-33. 1982. S. 427-436.
16. Litsas F.K. Choricius of Gaza: An Approach to His Work. Chicago, 1980; Browning R. The Language of Byzantine Literature // Greek Literature in the Byzantine Period / Ed. Gregory Nagy. Routledge, 2001. P. 118.
17. Несколько ранее в Египте в той же манере писал Исидор Пелусиот.
18. Курбатов Г.Л. Риторика // Культура Византии. IV - первая половина VII вв. М., 1984. С. 356.
19. Choricii Gazaei Orationes Declamationes Fragmenta/ Ed. J.F. Boissonade. Lips., 1846; Choricii Gazaei Opera / Ed. R. Forster, E. Richsteig. Leipzig, 1929; Rhetorical Exercises from Late Antiquity: A Translation of Choricius of Gaza&s Preliminary Talks and Declamations / Ed. Robert J. Penella. Cambridge: Univ. Press, 2009. 336 p.
20. Ashkenazi Y. Sophists and Priests in Late Antique Gaza According to Choricius the Rhetor // Christian Gaza in Late Antiquity / Ed. Bruria Bitton-Ashkelony, Ariehl Kofsky. Brill, Leiden, 2004. P. 196.
21. Невероятно интересно употребление Исидором Пелусиотом несколько ранее термина «палестра монахов» — яаёаютлрюу ^ova/iró (I, 262), где прямо смешано античное и христианское.
22. BrownP. Pwerty and Leadership in the Late Roman Empire. Hanover, New Hapshire, 2002.
23. Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford, New York, 2008; Gaza dans l&antiquite tardive. Archeologie, rhetorique et histoire / Ed. C. Saliou. P., 2005.

SOPHISTS AND BISHOPS IN RHETORICAL SCHOOL OF EARLY BYZANTINE

A.M. Bolgova

The article investigates rhetorical school of Palestinian Gaza of the late 5th — the first half of the 6th century. It is based on the data of the survived texts by Gaza Christian sophists, namely Aeneas, Procopius, Chorikos. It also reveals common historical situation concerning the relationship between Christians and Heathens in the city, between sophists and bishops, and between ancient and Christian traditions, which in the long run brought forth early Byzantine culture.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты