Спросить
Войти

Динамика базовых ценностей российской хозяйственной культуры

Автор: указан в статье

Н. Н. ЗАРУБИНА

ДИНАМИКА БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье обсуждаются противоречия в рамках российской культуры вообще и хозяйственной культуры в частности. Выделены основные компоненты российской хозяйственной культуры: с одной стороны, прагматизм, индивидуализм, с другой - служение государству и обществу. На современном этапе прослеживается нарушение баланса элементов хозяйственной культуры, главная задача видится в восстановлении устойчивой структуры.

Хозяйственная культура в общей системе ценностно-смысловых координат

Проблемы переходного периода, переживаемого в настоящее время Россией, свидетельствуют о высокой степени сложности и противоречивости присущих ей социальных, культурных, институциональных структур, что усиливает рассогласование протекающих процессов. Присущее российской культуре глубокое расхождение базовых ценностей, слабость срединной культуры и медиативных институтов1 вновь и вновь проявляются в виде мучительных срывов и противоречий общественного развития, доходя до разных форм политического и культурного экстремизма, направленного на предание «анафеме» и подавление противной стороны.

Трудности современного развития нельзя объяснить, исходя лишь из сложности перехода от социалистической экономики к рыночной. В нашем обществе уже выявлены и довольно глубоко проанализированы процессы дезорганизации социально-экономической жизни - приватизация, обернувшаяся развалом производства, предпринимательский бум, выродившийся в олигархию

1 Эти характеристики русской культуры отчетливо выявлены в работах Н. О. Лосского, Г. П. Федотова и особенно Н. А. Бердяева.

Историческая психология и социология истории 2/2017180—205

и криминалитет, ограничение роли государства, обозначившее отказ от общественно значимого контроля за экономикой и его переориентацию на номенклатурную приватизацию и поддержку олигархических структур, а в целом - углубляющийся раскол в обществе по поводу выбора пути социально-экономического развития. Со все большей очевидностью выясняется, что причины такого разлада не только в содержании «реформ», которые проводятся «безответственными упрощенцами», исходящими, по признанию одного из активных участников гайдаровской команды П. Авена, из возможности «технократической подмены реального мира схемой, игрой под названием "экономический механизм"» (Авен 1999), который принципиально не учитывает ни общие принципы социокультурной регуляции, ни российскую специфику этой регуляции.

Важный урок, извлеченный из обширной и весьма разнородной веберианы, заключается в том, что хозяйственная культура не сводится к нормативным критериям экономической деятельности, а может быть понята лишь как компонент социокультурной системы. Данный компонент связан с другими факторами: с общей системой ценностной регуляции, характером межличностных отношений и коммуникаций, со статусом индивида, с соотношением индивидуальных и общественных принципов, государством и правом, с духовно-этической системой и ее институциональным устроением (Давыдов, Гайденко 1991; Зарубина 1998). Поэтому для понимания динамики российской культуры, в том числе и хозяйственной, особенно важно проследить как содержание ценностных ориентаций, так и их соотношение в общей системе социокультурной регуляции, формирующие противоречивую целостность на каждом этапе ее эволюции.

Существенные предпосылки широко отмечаемого нарастающего разлада в российском обществе, в полной мере проигнорированные «одномерным» мышлением (Ерасов 1995)2 «прорабов перестройки», коренятся в общем строе русской культуры, отличающейся не только крайним полиморфизмом, но и антиномичностью своих базисных ценностных и смысловых измерений, порождающей сильную тенденцию к сохранению «двух культур» и ряда

2 Метафору, введенную Б. С. Ерасовым для обозначения экономического редукционизма в концепциях реформаторов и утраты представления об обществе как целостном организме, можно распространить и на понимание самих принципов хозяйственной деятельности.

трудно совместимых субкультур. Это означает слабость и неустойчивость срединной культуры и ведет к тому, что изменения приобретают инверсионный характер. Такие общие характеристики накладывают существенный отпечаток и на функционирование хозяйственной деятельности: общинные уравнительные ориентации сосуществуют с индивидуалистическими и прагматическими, госу-дарственнические - со стремлением к независимости от государства, осуждение практицизма, накопления, богатства - с уважением к рачительному хозяину и богатому человеку.

Как и в других сферах, в российской хозяйственной культуре отмечается не только полиморфизм, то есть многообразие ценностей, что в той или иной степени присутствует в каждой развитой культуре, но и противоречивость ценностных ориентаций и тенденций, доходящая до взаимного неприятия ценностей противоположной стороны. Сторонники аграрного и индустриального развития, коллективного и частного, «открытого» и национального хозяйства, идеологи частного предпринимательства и коммунисты -все они стремились доказать свою правоту, и их споры порождали порой драматичные повороты истории.

И все же констатация противоречивости и антиномичности не исчерпывает специфики русской культуры, для которой характерно постоянство борьбы противоположных тенденций и инверсионных колебаний. На протяжении многих сотен лет соборно-общинный идеал сосуществовал с индивидуалистическим, осуждение богатства - с нормальным прагматизмом, в православной системе ценностей идеал стяжателей Иосифа Волоцкого нашел свое место рядом с идеалом нестяжателей Нила Сорского (оба одинаково почитаются и причислены к лику преподобных). Веками в русской хозяйственной культуре сохранялось подвижное равновесие в «многоукладности», в которой сочетались противоположные ценности, смыслы, традиции, тенденции развития. Все они занимали определенное место по отношению друг к другу в подвижной системе, дополняли и уравновешивали друг друга таким образом, что даже чрезвычайное усиление какой-либо одной тенденции не вело к полному исчезновению противоположной. На новом этапе развития она могла, выжив в процессе самой радикальной общественной ломки, предстать в подчиненном, «снятом» виде, чтобы затем снова вернуться на круги своя. Но и до своего проявления как альтернативная и преобладающая ориентация эта тенденция так или иначе присутствовала в общем культурном раскладе.

Достаточно распространена точка зрения, что причиной неустойчивости этого равновесия и его подвижности была слабость срединного начала и медиативных ценностей, неспособных установить взаимодействие и согласование различных начал и сторон. Исследователи по-разному оценивают постоянство этих колебаний. А. С. Ахиезер, например, видит в таких инверсиях сущностную характеристику русской культуры, ее коренное отличие от «нормальной» западной (Ахиезер 1991).

Впрочем, несмотря на инверсионные колебания, русская культура на протяжении многих столетий сохраняла принципы своего формообразования, в которых инверсионная подвижность приобретала смысл устойчивой специфики. Согласно А. С. Панарину, инверсионные циклы можно рассматривать как национально самобытный механизм исторической изменчивости, способ самобытной модернизации: «... тогда и злосчастные инверсии будут поняты как специфические способы переработки нового исторического материала и его ассимиляции национальным организмом... Нация активно ассимилирует внешний материал, воспроизводя самое себя в изменчивом виде» (Панарин 1998: 63).

Выделение антиномичных начал и ценностей русской культуры, совершающих инверсионные колебания и образующих циклы русской истории, оправдано при выявлении общесистемных положений, срабатывающих как крайности исторической динамики русской культуры. Однако в историческом бытии русской культуры (в том числе и хозяйственной) противоположные ценности образуют скорее не «пары», а систему координат, полюса смыслового поля, внутри которого формируются промежуточные типы отношений. Прямое столкновение противоположных начал образует жесткую смысловую основу классовой борьбы, борьбы на уничтожение, изживание смысла, например искоренение индивидуализма, практицизма, предпринимательских ценностей в рамках коммунистической уравнительной модели. Однако попытка ее реализации была предпринята в русской истории лишь однажды и достаточно быстро (в историческом масштабе времени) потерпела крах. Промежуточные формы взаимодействия противоположных начал существуют на протяжении длительного времени - стабильно критическое отношение к гипертрофированному индивидуализму и к стяжательству, выраженное в русской классической литературе и литературной критике XIX века, индивидуализм, ограниченный корпоративными и солидаристскими отношениями, практицизм

и предпринимательство, интегрированные в систему аскриптивных отношений с помощью этики служения.

При таком подходе русская культура и история предстают уже не как арена непримиримой борьбы противоположностей, а как становление динамичной многоукладной системы. Эта много-укладность не сводится лишь к разнообразию форм собственности, социальных отношений, способов ведения хозяйства, типов предпринимательской деятельности и т. д., а включает разнообразные промежуточные типы ценностных ориентаций и норм, лежащие в поле между крайними смыслами.

Таким образом, исходя из постоянства противоречивой природы русской культуры вообще и хозяйственной в частности, для понимания ее современного состояния и оценки перспектив развития необходимо рассмотреть динамику противоположных ценностей на разных этапах в контексте их постоянного присутствия и взаимодействия в рамках целостной, хотя и конфликтной культуры.

Достижительность - аскриптивность в российской хозяйственной культуре

Одно из самых распространенных суждений о русской хозяйственной культуре - приписывание ей слабости и маргинальности комплекса достижительных ценностей, связанных с индивидуализмом, этикой успеха и практическими установками. Здесь мы сталкиваемся с двумя крайними суждениями: с одной стороны, восхищение русской культурой как чисто «духовной», ориентированной исключительно на «мир горний», презирающей утилитаризм и практицизм, а с другой - ее критика за отсутствие ориентаций на активную практическую деятельность, предприимчивость, успех и обустройство бытия.

Какое место реально занимали достижительные ценности -практические установки, ориентации на активное самостоятельное хозяйствование, рациональное накопление, обустройство материального бытия - в системе русской культуры в целом? Н. А. Бердяев отмечал, с одной стороны, отсутствие достижительности и рационализма, буржуазности: «Россия - самая не буржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе... Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни» (Бердяев 1990: 19). С другой стороны, Россия погружена в косный традиционный быт,

озабочена материальными благами и стяжательством: «Россия... страна крепкого быта и тяжелой плоти. Россия - страна купцов, погруженных в тяжелую плоть, стяжателей, консервативных до неподвижности, страна чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства, страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли... страна духовенства, погруженного в материальный быт...» (Бердяев 1990: 21).

Критика практицизма и мещанства, приобретшего в русском языке устойчиво отрицательный смысл, стала у разных писателей и публицистов - от А. Добролюбова до М. Горького - важным компонентом содержания и смысла. Это и дает основание рассматривать такую литературу - и культуру в целом - как «направленную против реального утилитаризма» (Ахиезер 1991: 248).

Такого рода выводы вытекают из концепции, в соответствии с которой достижительные, утилитаристские и прагматические установки связаны прежде всего с личностным уровнем хозяйственной культуры, в них сильнее всего проявляются ценности индивидуализма. Накопление и развитие собственного дела, стремление к успеху, к обустройству быта традиционно воспринимались как сугубо эгоистические ориентации, отгораживающие человека от других людей, противопоставляющие его обществу (общине, миру), считавшемуся социальным и нравственным идеалом. У мыслителей демократической ориентации, которые во все времена провозглашали свободу высшей ценностью - от В. Г. Белинского до Д. И. Писарева, - практические ориентации относились к сфере духовного рабства, стяжательства как несвободы от материи и предпосылки для рабства других людей. Демократы XIX века видели в российском предпринимательстве лишь «темное царство», против которого должно восставать все подлинно человеческое.

Прагматические установки в любых социокультурных нишах общества, будь то торгово-промышленное сословие, инициативное крестьянство или кто бы то ни было еще, воспринимались как разрушение нравственных и духовных устоев жизни: «Утилитаризм оказался как бы на нелегальном положении. Он выступал антиподом нравственных принципов, дьявольской силой, разрушающей жизнь. И в этом смысле Россия представляла собой противоположность Западу, где рост утилитаризма на определенном этапе находил обоснование в философских, этических, религиозных системах» (Там же).

Впрочем, нетрудно отыскать на том же Западе и прямо противоположные представления. Достаточно назвать Шекспира, Сервантеса, да и впоследствии «новые» французы, англичане или немцы воспринимались подчас с иронией или явным осуждением.

Русская художественная литература и публицистика XIX -начала XX века свидетельствуют о том, что в России поддерживалось постоянное раздвоение между критикой мещанства и буржуазности, с одной стороны, и стремлением осмыслить материальную жизнь общества и найти ее подлинное место в системе ценностей -с другой. Критика распространялась не на практицизм вообще, а на его уродливые проявления. Вообще же литература и публицистика не только не чуждались конструктивного обсуждения проблем хозяйственной жизни и предпринимательства, но и уделяли им значительное место. С. Н. Булгаков (1993: 367) констатировал «живой интерес» к экономической жизни в общественном мнении России на рубеже веков. На страницах периодических изданий в пореформенный период развернулась полемика между сторонниками разных путей развития хозяйственной жизни России - промышленного и сельскохозяйственного с кустарными промыслами, свободной торговлей и протекционизмом. Те и другие демонстрировали не только глубокое знание хозяйственной жизни, но и высокую заинтересованность в предмете: выступления обеих сторон характеризовались большой эмоциональностью и убежденностью. Известный ученый и банковский деятель, профессор Московского университета И. К. Бабст (1999) писал о предпринимателе-промышленнике как о единственной силе, способной привести в движение материальные и интеллектуальные энергии общества, преодолеть традиционную патриархальность и рутину. Великий русский ученый Д. И. Менделеев (1995) горячо отстаивал идеи промышленного развития России как истинного венца творений Петра и небывалого расцвета русских сил.

Сторонники кустарных промыслов отстаивали их «подлинно народный» характер в противоположность порождаемой индустриализацией пролетаризации населения: «С политической точки зрения не расчет насаждать капиталистическое и демократизирующее производство в ущерб искони народному консервативному, как не расчет располагать массами негодных к исполнению воинской повинности, безземельных и бездомных людей, которым терять нечего и которые давно не пользуются у нас доброй славой»3. П. И. Мельников-Печерский, блестящий знаток этнографии и тор3 Из петиции Императорского Вольного экономического общества по поводу пересмотра таможенного тарифа (Бурышкин 1990: 44).

гово-промышленной жизни Поволжья, устами одного из героев своих хроник «В лесах» говорит: «Фабричный человек - урви ухо, гнилая душа, а мужик - что куколь: сверху сер, а внутри бел... Грешное дело фабриками его на разврат приводить... Да и то сказать, что на фабриках-то крестьянскими мозолями один хозяин сыт... Не фабрики, кустарей по какому ни на есть промыслу разводить - вот что надо» (Мельников-Печерский 1956: 155).

Общественное мнение стало склоняться в сторону индустриализации России в последней четверти XIX века, под влиянием реальных успехов российского делового мира, которые наглядно продемонстрировали Всероссийские торгово-промышленные выставки в Нижнем Новгороде в 1882 и 1896 годах. И все это время хозяйственная жизнь находилась под пристальным вниманием общества. Русская художественная литература XIX века содержит немало свидетельств тому, что общество испытывало естественное уважение к инициативе, деловой сметке и справедливой расчетливости, восхищение отлаженным хозяйственным механизмом и приносимым им изобилием. Россия как бы жила ожиданием хозяина, трезвого практичного человека, способного организовать экономический, материальный мир, заставить его продуктивно работать с выгодой для себя и окружающих. Другое дело, что мы, в большинстве знакомые с тенденциозно отобранными и снабженными соответствующими комментариями произведениями того периода, часто забываем (или не знаем) о произведениях Мельни-кова-Печерского, где выведена целая галерея образов честных и достойных предпринимателей - Чапурин, Доронин, Веденеев, Меркулов, - с которыми связаны надежды автора на будущее процветание народа, о «буржуазных» романах П. Боборыкина, где чувствуется искреннее восхищение неустанным движением деловой жизни купеческой Москвы в противоположность тихому загниванию и уходу в небытие Москвы дворянской, об образах хозяина у Н. В. Гоголя (Костанжогло, Муразов), И. А. Гончарова (Штольц), Д. Н. Мамина-Сибиряка (Привалов).

В России практицизм, умноженный на личную хозяйственную инициативу, как и везде, являлся предпосылкой становления частного предпринимательства. Многие из знаменитых купеческих династий XIX века имели крестьянские корни или постепенно в несколько поколений поднялись из мелких торговцев (Абрикосовы, Гучковы, Губонины, Солдатенковы и многие другие известные фамилии). Повседневный практицизм мелких торговцев, ремесленников, разбогатевших крестьян лежал в основе формирования значительной части русского предпринимательского класса.

Как подчеркивает, например, В. В. Радаев (1995: 171), это индивидуальное частное хозяйство, главным образом мелкое и среднее, составляло «низовой» сегмент русского делового мира в противоположность крупному промышленному предпринимательству, как правило, в своем генезисе и функционировании тесно связанному с государством. На основе генезиса российского предпринимательства из двух источников и развития его в двух основных социокультурных измерениях оформилась социальная неоднородность российского предпринимательства и двойственность его социальной позиции.

Одна группа российских предпринимателей была связана с государством, его протекционистской поддержкой и обслуживанием его потребностей, развивала крупную тяжелую промышленность (в том числе военную) и торговлю, машиностроение, транспорт, а также обслуживающие их финансовые учреждения. В целом для этой группы характерно слияние предпринимательской элиты с бюрократическим государственным аппаратом и высокая доля участия иностранного капитала. Вторая группа представляла собой слой негосударственного «низового» предпринимательства, тесно связанного как с общинной деревенской почвой, так и с постепенно отрывающейся от нее индивидуальной инициативой (в 80-х годах XIX века соотношение крестьянских дворов и сельских предпринимателей в Вологодской и Самарской губерниях составляло 8:1, в Новогородской и Петербургской - 12:1, Рязанской - 15:1) (Рын-дзюнский 1978: 247). Предприниматели этой группы обслуживали нужды населения, причем в первую очередь ориентировались на локальные рынки, поэтому развивали в основном легкую и пищевую промышленность. Центром индивидуального и «народного» предпринимательства являлась Москва, именно в таком качестве противопоставляемая Петербургу - не просто столичному «чиновничьему» городу, но центру связанного с государством и государственного, бюрократизированного предпринимательства (Барышников 1994: 101-104). О роли Московской промышленной области в хозяйственной жизни России свидетельствует тот факт, что в начале века на ее долю приходилось 11,5 % торгово-промышленного оборота (Бурышкин 1990). Именно здесь исконный народный прагматизм, инициатива, стремление к успеху получили воплощение и развитие.

Как раз здесь была особенно заметна выдающаяся роль старообрядцев в деловом мире дореволюционной России. Это объясняется тем, что, во-первых, именно в среде старообрядцев на протяжении всей их истории утверждалась ориентация на независимость от государства, даже на противостояние ему. Хотя бывали периоды, когда гонения ослабевали, в том числе по причине хозяйственной активности староверов и ее полезности для государства. Так было в начале XVIII века с Выговским общежитием, внесшим значительный вклад в развитие металлургии на Русском Севере (Рощин 1994: 130-131). Тем не менее именно в среде старообрядческих предпринимателей сильнее всего были распространены идеи освобождения личной инициативы от излишней государственной опеки и зарегулированности. Одним из таких активистов был П. П. Рябушинский - не только глава крупнейшей семейной фирмы, но и выразитель политического и социального сознания значительной части русской буржуазии. П. П. Рябушинский, А. И. Коновалов и другие представители молодого поколения российских предпринимателей в начале XX века стали активно проводить идею социального и политического лидерства предпринимателей в русском обществе («Купец идет!») и его противопоставления бюрократии. У старообрядцев были весьма сильны общинные устои, развита система взаимной поддержки и кредита из общинных касс (в первую очередь Рогожской и Преображенской общин Москвы, с конца XVIII века представляющих собой центры поповского и беспоповского согласий).

Противоречивость ценностей прагматизма и индивидуализма в русской культуре имела важнейшим последствием их выведение за пределы смыслового поля высших духовных ценностей. Интенсивно развивающаяся хозяйственная жизнь, вовлечение все большего количества людей из разных сословий в активную предпринимательскую деятельность, рост влияния предпринимателей в обществе сопровождались неизбежным распространением дости-жительных и индивидуалистических ориентаций. Однако общественное сознание не воспринимало их в качестве нравственно и духовно состоятельных. С. Н. Булгаков (1993: 363-364) сетовал, что «развитие производительных сил и вообще ценности производительного труда... в сущности находит далеко не достаточную оценку в нашем общественном сознании, встречает к себе высокомерное, пренебрежительное отношение. Стремление к развитию производства и творческая инициатива в этой области слишком

часто у нас рассматриваются исключительно под углом зрения классового бентамизма, как "буржуйство", стремление к наживе». Реально это оборачивалось распространением в сфере экономического сознания чистого материализма, культа стяжательства, а также слабостью деловой этики. Булгаков видел выход из создавшегося положения в сознательном привнесении высших духовных, религиозных ценностей в хозяйственную жизнь.

В то же время индивидуализм и практицизм в России типологически отличались от аналогичных ценностей, сложившихся к этому времени в западном обществе. В ходе религиозной Реформации индивидуализм и практицизм получили высшую религиозную санкцию и стали фундаментом духовной и социальной жизни; в России же практические достижительные ценности уступали по своему значению ценностям аскриптивным в их разных вариантах: семейных, общинных, конфессиональных и, конечно, государственных.

В русской культуре, как и во всякой другой, присутствуют как практицизм и индивидуализм, рациональные установки на богате-ние и бытовое обустройство, так и отрицание и осуждение этих установок. Важно установить соотношение этих ориентаций, их место в структуре культуры, их историческую динамику и перспективы развития. Но это можно сделать лишь сопоставив индивидуализм и прагматизм как вектор формирования хозяйственной культуры с другими его векторами - общинным (соборным) идеалом и ценностями государственности и служения.

Общинный идеал в российской хозяйственной культуре

По поводу роли общины в русской общественной мысли уже много десятилетий идут интенсивные споры, в которых стороны занимают подчас противоположные позиции. Принято считать, что общинный, т. е. коллективный, идеал мыслится как противоположность, антагонист индивидуального. Сама же крестьянская община в народнической традиции русской экономики конца XIX - начала XX века считалась национальной специфической моделью хозяйствования, которая противопоставлялась западному капитализму. Сходных взглядов на нее придерживаются и современные российские «почвенники» (Зарубина 1998). Однако реальное соотношение коллективного и индивидуально-практического, общинного (традиционного) и капиталистического было сложнее.

Известный знаток русской деревни прошлого века А. Н. Эн-гельгардт утверждал, что преследование индивидуальных прагматических целей было столь же свойственно русским крестьянам-общинникам, как и любым другим труженикам. Он писал: «В моих письмах я уже много раз указывал на сильное развитие индивидуализма в крестьянах; на их обособленность в действиях, на неумение, нежелание лучше сказать, соединяться в хозяйстве для общего дела. На это уже указывают и другие исследователи крестьянского быта. Иные даже полагают, что делать что-нибудь сообща противно духу крестьянства. Я с этим совершенно не согласен. Все дело состоит в том, как смотреть на дело сообща. Действительно, делать что-нибудь сообща, огульно, как говорят крестьяне, делать так, что работу каждого нельзя учесть в отдельности, противно крестьянам. На такое общение в деле, по крайней мере при настоящей степени их развития, они не пойдут, хотя случается и теперь, что при нужде, когда нельзя иначе, крестьяне и теперь работают сообща» (Эн-гельгардт 1987: 177).

Сельская же община сама по себе не являлась препятствием для развития предпринимательства в русской деревне: «. русское общинное крестьянство - не антагонист капитализма, а напротив, самая глубокая и самая прочная основа его. Самая глубокая - потому что именно здесь, вдали от каких бы то ни было "искусственных" воздействий и несмотря на учреждения, стесняющие развитие капитализма, мы видим постоянное образование элементов капитализма внутри самой общины» (Ленин 1934: 125).

Главной проблемой был поиск органичных форм сочетания индивидуальных интересов с удобной по многим причинам коллективной системой организации. Русская крестьянская община второй половины XIX - начала XX века была весьма гибким организмом, предполагавшим разнообразные формы собственности (общинную, общую, семейную, личную) и организации хозяйственной и социальной жизни.

Конечно, сочетать индивидуальные и общинные интересы не всегда и не везде удавалось, и между «миром» и индивидом всегда существовал реальный антагонизм4. Острее всего он проявлялся, во-первых, при земельных переделах, часто ущемлявших интересы наиболее состоятельных хозяев (хотя есть не меньше свидетельств

4 Этот антагонизм, например, прекрасно показал в своих хрониках «В лесах» и «На горах» П. И. Мельников-Печерский, убежденный противник общины.

того, как богатый и влиятельный общинник «вертит "миром", как хочет»); во-вторых, в ведении совместного хозяйства, когда требовалось оперативное принятие решения, мирская «демократия» явно тормозила продвижение дел и в этом безусловно уступала индивидуальной воле и ответственности (что отражено в пословицах: «Артели думой не владати», «Мужик умный, "мир" - дурак»).

Преимущества же общинных форм хозяйствования, прежде всего артельных, наиболее явно проявлялись в непосредственно трудовом процессе, в его артельной организации. Артель была характерна не только для сельскохозяйственных, добывающих и прочих производств: особенностью русской деловой культуры была артельная организация биржевых торгов. П. А. Бурышкин (1990: 244) вспоминает: «Биржевые артели представляли своего рода особенность русской торгово-промышленной жизни. Это были группировки лиц, связанных между собой круговой порукой, с ответственностью за возможные убытки при отправлении их профессиональной деятельности. ...В амбарах кассу и товары артель брала "на страх" и отвечала за целость. Она могла отвечать за убытки, потому что обладала артельным капиталом, часто весьма значительным, составлявшимся из вклада артельщиков, вносивших артельные паи».

Таким образом, община и артель как форма хозяйствования и собственности, самоорганизации, групповой солидарности и т. д. не препятствовала развитию характерных для капитализма форм деятельности ни в сельском хозяйстве, ни в других сферах: «... никакие особенности землевладения не могут, по самой сущности дела, составить непреодолимые препятствия для капитализма, который принимает различные формы, смотря по различным сельскохозяйственным, юридическим и бытовым условиям» (Ленин 1934: 247-248).

Основное противоречие общинного начала в русской истории состояло не в прямом противоречии общины и хозяйствующего индивида, которое в реальности всегда было опосредовано сетью отношений и принимало поэтому диффузный характер, а в более фундаментальном расхождении между индивидуализмом и общинным корпоративизмом как базовыми ценностями социокультурной системы. Здесь надо согласиться с А. С. Ахиезером (1991: 347), который видит в «соборном нравственном идеале», отчасти воплощенном в общине, антитезу индивидуалистического сознания. Однако традиционная ориентация на «мир», с которым человек привык сверяться во всех случаях жизни, сосуществовала со столь же традиционным стремлением соблюсти собственные интересы и автономность, отстоять их от возможных покушений «мира». Отсюда и такие парадоксы хозяйственной культуры, как сочетание в «едином» менталитете прагматических, а порой и стяжательских ориентаций с мечтами о поравнении, «черном переделе», допущение равенства в нищете как альтернативы индивидуальному обогащению и т. п. Показательно, что воплощение извечной мечты о земле обернулось впоследствии насильственной коллективизацией и превращением земли в «ничью».

Сочетание общинного и индивидуального идеалов осуществлялось с помощью выработки различных форм их сосуществования и структурирования. Индивидуальные ориентации на обогащение, развитие хозяйства (у зажиточных крестьян, крестьян-предпринимателей, которые собирали крупные состояния и развивали собственное дело даже во времена крепостного права) сочетались с круговой порукой в вопросах взаимоотношения общины и государства. Индивидуальное и общинное начала в российской хозяйственной культуре всегда взаимодействовали с государственным началом, бывшим здесь важнейшим фактором всей общественной жизни и одной из базовых ценностей.

Связь русского человека с государством была сложной и многогранной, в любом случае - неоднозначной. Общинное начало также было элементом этой связи. «Традиционная картина мира русских крестьян в части, касающейся общества, строилась по принципу "матрешки". Предполагалась исходная включенность каждого крестьянина с его семьей, наделом и имуществом в общину-мир, а последний, в свою очередь, вместе со всей Землей (общинно-организованным народом) - в Государство. Народ и Государство не разделялись ("народ - тело, царь - голова")» (Яхшиян 1996: 92).

Через посредство общины, а не лично крестьянин выполнял и свои обязанности перед государством - «мир» платил налоги на основе круговой поруки, «мир» сдавал рекрутов в периоды набора, выполнял судебные функции и т. д. Не только народ в целом, но и государство воспринимались как большой «мир», мир в широком смысле слова. Однако реальное государство таким миром никогда не было, и с его усилением нарастало и отчуждение мирского и государственного начал (Лурье 1997: 264-265). Исследователь русской общины К. Ф. Одарченко писал, что «история русского народа

представляет собой параллельное развитие двух начал: начала государственного и начала общинного... Государственное начало развивается все больше и больше и давит общинное, но это последнее не умерло, но и, постоянно живя в народном сознании, с особой энергией проявляло себя в экономической и юридической жизни низших слоев общества» (Одарченко 1897: 25).

Таким образом, государственное начало постоянно присутствовало в качестве фактора формирования российской хозяйственной культуры, вступая в сложные взаимодействия с индивидуальным и общинным началами. Само же взаимодействие, интеграцию этих трех начал в российской социокультурной системе обеспечивала этика служения.

Этика служения как фактор интеграции российской социокультурной системы

Важнейшим моральным началом в русской культуре до социалистической революции была этика служения. Она выступала как сквозная нравственная идея, пронизывающая все социальные слои и сословия, все стороны жизни русского общества. В силу своей универсальности этика служения выполняла функцию объединяющего начала, посредством которого индивид соединялся и с общиной, и с обществом, и с государством. Она формировала такой этический идеал, который, с одной стороны, создавал стимулы для активной деятельности индивидов, а с другой - обеспечивал признание их деятельности остальными членами общества, а также интеграцию носителей экономического прогресса в традиционную духовную и социальную систему.

При своей универсальности этика служения имела социально дифференцированные формы: для дворянства она представала как государственное служение, для духовенства - как служение духовное, для разночинной интеллигенции - просветительское служение народу, для купечества - служение социальное. Крестьянство воспринимало тягло как свой особый способ служения государству и главную предпосылку своего бытия в качестве земледельца: «Ар-хетипическая включенность в Государство выражалась в ощущении крестьянами вековой своей "крепости" государю и в признании необходимости государственного тягла. Это переживалось многими поколениями русских земледельцев в качестве психологической (правовой - во вторую очередь) предпосылки самой возможности крестьянского хозяйствования. Крестьяне понимали тягло не как ренту верховному собственнику земли, а как выпавший на их долю способ служения Государству. ...Существование крестьянского хозяйства как имущественно-бытового комплекса выступало условием тяглоспособности земледельца» (Яхшиян 1996: 92).

Дворянство, «служилые люди», также выполняли свой долг перед государством - в качестве непосредственно государственной, в том числе и военной, службы, а также в качестве помещиков, которые в принципе должны были являться организаторами сельского хозяйства и осуществлять контроль за крестьянским тяглом. Разрушаться эта система общего служения начала в конце XVIII века с постепенным освобождением дворянства от обязательной государственной службы и с нарастающим упадком дворянских помещичьих хозяйств.

Для российских предпринимателей идея социального служения выступала важнейшим инструментом интеграции в общество, формой нравственной легитимизации бизнеса.

Дело в том, что российские промышленники и купцы долго не могли завоевать общественное признание и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непрестижно?

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА economic culture МИР world ОБЩИНА commune АРТЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО entrepreneurship ЦЕННОСТИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты