Спросить
Войти

Национальный проект и целевые программы как инструменты государственного регулирования продовольственного комплекса России

Автор: указан в статье

специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране около 50 млн. человек находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание. Бедность увеличивается как по удельному весу, так и по категориям населения, а доля среднего класса по-прежнему неоправданно низка 18-20%.

Располагая огромными финансовыми запасами, сосредоточенными в золотовалютных резервах и стабилизационном фонде, правительство преследовало одну цель - изъять как можно больше средств из экономического оборота в стране под предлогом борьбы с инфляцией. Однако ежегодно инфляция остается значительно выше запланированной, а из экономики изымаются огромные финансовые ресурсы, которые замораживаются за рубежом, финансируя экономики развитых стран. В результате кризиса российское государство «бросилось» спасать интересы олигархов и представителей влиятельных зарубежных кругов. Реализация же важнейших социально-экономических задач, и в первую очередь повышения уровня жизни всех слоев населения, обеспечения минимального потребительского стандарта, достойного человеческого существования, откладывается на очередную перспективу-2012 год. Это свидетельство игнорирования общепринятых показателей качества жизни, таких как продолжительность жизни, качество образования и здравоохранения, уровень доходов населения.

Таким образом, возможности страны в современных условиях определяются не столько факторами экономической состоятельности общества, сколько человеческим потенциалом, уровнем воспроизводства рабочей силы с учетом удовлетворения количественно, качественно и структурно различных потребностей людей на территории проживания, соответствующего достигнутому этапу развития производства. Поэтому для реализации стратегической цели - преодоления бедности, повышения реального уровня доходов населения и качества жизни - необходимо не на словах, а на деле обеспечивать приоритетное развитие России с точки зрения ее национальных интересов и выбранной модели социально ориентированной рыночной экономики.

Литература:

1.Жеребин В.М., Ермаков НА. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения //Вопросы статистики. 2001. № 6.
2. Газета «Правда». 2008. Октябрь.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, иии www.gks.ru.
4. См.: Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных изменений. М., 2000.
5. Советская Кубань. 2007. Октябрь. Спец. вып.
110

УДК 32 А-16

Абрамова Ирина Евгеньевна

кандидат исторических наук, доцент,

Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия

Тел. (928) 171-59-77

mag101741@mail.ru

Национальный проект и целевые программы как инструменты государственного регулирования продовольственного комплекса России

В статье освещаются проблемы формирования эффективного механизма государственного регулирования аграрного сектора России, успешное функционирование которого обеспечило бы увеличение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции и рост ее потребления как условие повышения уровня и качества жизни населения. Одним из основных механизмов реализации государственных целей становятся целевые и региональные программы и национальные проекты, которые характеризуются масштабностью целей и задач, реализацией на всей территории страны.

В силу объективных причин сельское хозяйство, в том числе и в развитых странах, не может конкурировать с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому правительства всех стран оказывают государственную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Реализованная в России модель либеральных экономических реформ привела к резкому падению сельскохозяйственного производства, разрушению его материально-технической базы, финансовому и инвестиционному кризису в АПК, угрожая продовольственной безопасности нации. Поэтому важнейшей государственной задачей является необходимость создания условий для развития аграрного сектора России. Инструментом

государственной аграрной политики становятся национальный проект «Развития АПК», федеральные и региональные целевые программы.

«Государство не будет экономить на нацпроектах даже в условиях кризиса, поскольку они остаются одним из ключевых направлений деятельности государства в социальной сфере и других отраслях», -заявил премьер-министр В.В. Путин в декабре 2008 года. Тот факт, что с 2009 года приоритетные национальные проекты будут именоваться госпрограммами, по сути, ничего не меняет. Сельское хозяйство России отличается консервативностью и неэластичностью реагирования на условия и требования рынка. В связи с этим эффективная работа аграрного сектора возможна только при активном участии и поддержки государства как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Важная роль в решении этих проблем отводится органам управления АПК регионов, поскольку на этом уровне осуществляется системное, комплексное регулирование агропромышленного комплекса в целях создания благоприятных финансовых и социальных условий для обеспечения населения продуктами питания, а сельскохозяйственных производителей - необходимым уровнем доходности.

Наиболее масштабным и действенным государственным вмешательством в развитие аграрного сектора страны является реализация в 2006-2007 годах приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Инструментарием реализации названного проекта является ряд Постановлений Правительства РФ, в том числе Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Отношение общества к нацпроекту неоднозначное и противоречивое. Социальный фон осуществления аграрных преобразований характеризуется тем, что практически 90% сельских жителей не понимают и не принимают смысла и целей государственной политики на селе. Усилия государства по реформированию АПК не имеют широкой общественной поддержки [1]. Компонентная полнота институционального проектирования должна учитывать многообразие социальной мотивации. Многие институциональные преобразования проваливались в том случае, если участники новых отношений не были заинтересованы в изменении, не видели для себя выгоды и даже сталкивались с прямыми убытками в результате нововведений. Поэтому важно: определить, кто из действующих экономических субъектов окажется вовлеченным в функционирование нового института; разработать систему стимулов, не соблазняясь идеей сведения мотивации

112

рыночных преобразований исключительно к модели «экономического человека». Для анализа функционирования и конструирования институтов в переходном обществе, каковым является Россия, необходимы нетрадиционные подходы и теории. И, прежде всего, потому, что в таких обществах политика, экономика и социальная сфера тесно переплетены, а чем меньше развит рынок, тем выше роль нерыночных форм координации [2, с. 95].

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» [3].

Социальная политика - одно из направлений деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Система сельского жилищного строительства включает в себя долевое строительство и продажу жилья в рассрочку, региональные программы кредитования жилья, «ведомственную» ипотеку, которая уже в силу своего некоммерческого характера не имеет ничего общего с классической банковской ипотекой, показавшей свои недостатки во времена мирового финансового кризиса. Решение жилищной проблемы - один из многих инструментов изменения негативной мотивации значительной части жителей села в отношении перспектив трудовой деятельности.

В условиях экономического кризиса остро встает вопрос о приоритетности сфер ресурсного обеспечения, который не только определяет очередность выделения средств из бюджета, но и является индикатором курса экономической политики. Крупное сельскохозяйственное предприятие, оснащенное современным технологическим оборудованием, способное наладить взаимовыгодные отношения с поставщиками и потребителями, способное к аккумулированию средств и привлекательное для потенциальных инвесторов, естественно, более эффективно, в то время как мелкие производители получаютдоходызасчетогромныхтрудозатрати прибывают в постоянном риске полного разорения и потери собственности. Поэтому проект ставит задачи поддержки этих форм хозяйствования через кооперацию мелких сельхозпроизводителей и выдачи льготных кредитов для ЛПХ, чтобы поддержать уровень жизни сельского населения. На наш взгляд, необходима поддержка всех форм аграрного производства, и более всего необходимо направить усилия на поддержку сельскохозяйственной кооперации, способной взять на себя решения проблем организации производства и быта отдаленных сельских регионов за счет эффекта аккумуляции усилий производителей.

Реализация основных направлений агропродовольственной политики государства требует системной разработки экономической стратегии

развития АПК и его продуктивных подкомплексов. Анализ рынка мяса и мясопродуктов показал существенное снижение как поголовья скота и птицы в РФ, так и производства мяса, что вызвало соответствующее снижение объемов производства животноводческой продукции -важнейшего сегмента продовольственного рынка. Страна стала терять продовольственную независимость. Такое положение в животноводстве требует быстрого и адекватного реагирования государства, гармоничное сочетание стратегического, тактического и оперативного управления. В сложившихся условиях оживление инвестиционной деятельности структур агробизнеса является ключевой проблемой, так как сельское хозяйство не может нормально функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий.

Подводя итоги, следует отметить, что одним из важнейших результатов реализации национальных проектов является изменение отношения к ним со стороны сельского населения, выражающееся в большем доверии к их результатам. В реализации национальных проектов принимают активное участие все регионы России. Успешность реализации нацпроектов будет во многом зависеть от того, насколько качественно будут следить государственные органы, партии и все общество заходом их осуществления, сопоставляя достигаемые результаты с поставленными целями, внося коррективы в механизмы их реализации, ужесточая требования к рациональности использования выделяемых ресурсов.

Главным стратегическим направлением антикризисных мер государства является усиление его координирующей роли, при реализации уже существующих проектов, а также при формировании новых проектов, ориентированных на создание достойных условий труда, обеспечение высокого качества продукции, эффективного размещения воспроизводственных сил в национальном хозяйстве России. Эти меры должны послужить успешному продвижению российской продукции на мировых рынках, а значит и укреплению позиций РФ в мировом экономическом сообществе.

Литература:

1. Информационно-аналитические материалы «Приоритетный национальный проект «Развития АПК» - ориентир государственного влияния на развитие сельскохозяйственного производства». Ростов н/Д, 2007.
2. Тевено Л. Ценности, координация и рациональность: экономика соглашений или эпоха сближения экономических, социальных и политических наук. М., 2005.
3.Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов. URL: http://rost.ru/hab tation doc 1.doc
114

УДК 930.85 А-38 Акаев Вахит Хумидович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории

социальной работы Чеченского государственного университета akaiev@mail.ru

Национальные интересы России в контексте цивилизационных перемен

Автор проводит мысль о том, что национальные интересы России не должны заключаться в слепом копировании ценностей западной цивилизации. При этом имеет большой смысл в укреплении естественной национально-исторической почвы, пересмотре ориентиров, нацеленных на чужие социально-экономические достижения и ценности, переключении максимум ресурсов и национальной энергии на укрепление общенационального фундамента.

Современные цивилизационные перемены и модернизация России сопряжены со сложными и противоречивыми процессами зарождения и развития рыночной экономики, соответствующими политико-правовыми и демократическими преобразованиями, устройством постсоветского российского общества, трансформацией международных отношений, попытками интеграции России в мировое сообщество. И эти процессы базируются на сомнительной мотивации о необходимости превращения её в западный тип цивилизации. Сторонники такого подхода, искусственно навязывая России иной тип образа жизни, экономические и политико-правовые ценности, ставят её в прямую зависимость от цивилизационных перемен в западном мире.

За 17 лет, прошедших с момента уничтожения СССР, несмотря на переход России к рыночным отношениям, либеральнодемократическую идеологию и соответствующую практику, достигнутые социально-экономические результаты, не только не превратили её в западную цивилизацию, но и не приблизили к ней. Но при этом реанимировались и обострились социальные проблемы, которые в годы советской власти были успешно решены. Такая ситуация

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЯ АПК" РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ national project "development of apk" national having a special purpose programs government control adjusting of agroindustrial complex
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты