Спросить
Войти

Роль О. Н. Бадера в становлении школьной археологии Прикамья

Автор: указан в статье

А.В. Рубцов РОЛЬ О.Н. БАДЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЬНОЙ АРХЕОЛОГИИ ПРИКАМЬЯ

Пермский государственный

педагогический университет, г. Пермь

Вопрос об изучении родного края, о преподавании краеведения в школе, был актуален и ставился еще в начале XIX в., а наибольшего развития движение педагогов за повсеместное изучение родного края получило в середине XIX века.

Еще в 50-х гг. XIX в. деятельность пермских преподавателей-энтузиастов, направленная на введение краеведческого материала в школьную программу, получила высокую оценку со стороны Министерства образования. В то же время, у нас нет достаточных оснований утверждать, что в тот период времени школьники принимали участие в археологическом изучении Прикамья. К концу века это движение повсеместно угасло под влиянием «школьной схоластики». Ренессанс краеведения в школе пришелся на начало XX в., вплоть до 1916 года. Однако былого размаха оно уже не получило (Гринкевич 1925, с. 3).

С 1920 г. краеведение было включено в школьные программы. В 1921 г. была проведена 1 Всероссийская конференция научных обществ по краеведению (Матюшин 1987, с 45-46).

Об археологическом изучении нашего края в послереволюционный период известно лишь, что уже в 40-е гг. XX в. кружковцы Пермского городского дворца пионеров совершали экскурсии и проводили изучение памятников архе© Рубцов А.В, 2008

ологии на территории региона. До сих пор остается неясным вопрос: принимали ли школьники тех лет активное участие в археологических исследованиях, осуществляли ли они археологические изыскания наравне с профессиональными археологами того времени?

Лишь после окончания Великой Отечественной войны вопросам изучения родного края стало уделяться более значительное внимание. В нашем регионе это связано, в первую очередь, с выдающимся советским археологом ХХ в. Отто Николаевичем Бадером, который начал свою научную деятельность в Пермском (тогда Молотовском) государственном университете в 1946 г., став доцентом кафедры всеобщей истории исторического факультета (Мельникова 2003. с. 53).

Именно ему принадлежит идея создания в том же году студенческого научного археологического кружка. Первыми членами этого объединения стали студенты-историки, прошедшие полевую практику под руководством О.Н. Бадера на стоянке им. М.В. Талицкого. Создание кружка по времени совпало с постановкой Министерством высшего образования перед Пермским государственным университетом задачи по активизации научно-исследовательской работы на кафедрах. При этом делался акцент на то, чтобы каждая кафедра имела свое научное направление (Мельникова 2003, с. 69-70).

Следует отметить, что для нас создание и начало работы студенческого научного археологического кружка в Пермском государственном университете важно, прежде всего, тем, что практически одновременно с его появлением по инициативе О.Н. Бадера аналогичные кружки при кабинете археологии университета были созданы и для учащихся общеобразовательных школ г. Перми. Будучи сам увлечен археологией с юношеских лет, О.Н. Бадер, безусловно, понимал насколько важно как можно раньше выявить, поддержать и развить у молодого человека интерес к науке, к исследовательской деятельности (Лебедева http://www.opentextnn.ru/ history/archaeology)

Несомненно, что О.Н. Бадер, обладал незаурядными организаторскими способностями, педагогическим талантом, умением увлечь общим делом. Эти качества отмечались еще его коллегами по совместной работе в Институте антропологии МГУ в довоенный период. Наличие именно этих качеств позволило ему сплотить вокруг себя молодежь, увлеченную археологией. Кроме того, сама специфика археологии как науки, с ее необходимостью наиболее полного и широкого исследования имеющихся материалов, постоянного поиска новых, подталкивает археологов-профессиона-лов к постоянному поиску и воспитанию молодых кадров (Мельникова 2003, с. 68).

Как одного из наиболее известных учеников Бадера и кружковца, начавшего заниматься археологичей еще школьником, можно выделить В.А. Оборина, который впоследствии стал крупнейшим российским историком, археологом, доктором исторических наук, профессором Пермского государственного университета, руководителем Камской археологической экспедиции в 1956 - 1995 годах. Учась в 10 классе, В.А. Оборин принял активное участие в работе I Уральского археологического совещания, проходившего в Перми в 1947 году. В связи с этим представляется возможным и вполне обоснованным считать 1947 г. - год участия первого пермского школьника-ар-хеолога В.А. Оборина в Уральском археологическом совещании - временем возникновения школьной археологии в Прикамье.

Таким образом, с конца 40-х гг. ХХ

в. занятия археологией со школьниками стали подлинно систематическими, планомерными и поставленными на научную основу Сама научная деятельность школьников стала осуществляться на более высоком уровне.

Помимо практических и теоретических занятий со школьниками и студентами О.Н. Бадером проводилась и работа по популяризации археологии. Еще накануне Великой Отечественной Войны О.Н. Бадер, стимулируя рост интереса школьников к археологической науке, выпустил работу «По следам наших первобытных предков. В помощь краеведам-археологам и туристам». Но наибольшей популярностью и известностью и по сегодняшний день пользуется его учебник «Археологические памятники Прикамья их научное выявление. В помощь юным краеведам. Пособие для начинающих краеведов и археологов», изданный в Перми в 1950 году В этой работе помимо обширного фактического материала по древней истории региона раскрыто содержание археологии как науки, в доступной форме показана методика проведения полевых работ, также внимание читателя обращено на вопросы охраны историко-культурного наследия. Фактически благодаря этому учебнику юные археологи получили первоначальный багаж знаний, достаточный для выявления памятников археологии, их изучения (Бадер 1950). Более того, некоторые преподаватели ВУЗов региона использовали данную работу как порой единственный и наиболее полный источник для подготовки лекций по древней истории региона.

Уже позже, в 60-е гг. ХХ в., традиции школьной археологии, заложенные О.Н. Бадером, были продолжены его учеником В.А. Обориным. Так, на базе Пермского государственного университета проводились ежегодные областные конференции юных туристов-краеведов

Пермской области, позволяющие не только обобщить имеющийся опыт, обменяться им, но и скоординировать деятельность юных археологов. Работой секции истории и археологии на этих конференциях руководил В.А. Оборин. В рамках данных конференций школьникам, интересующимся археологией, давались задания, связанные с оказанием помощи ученым в поисках археологических памятников, в осуществлении сбора орудий труда и иных предметов, относящихся к деятельности древнего человека. Кроме этого, перед ними ставилась задача выявлять, описывать и паспортизировать памятники материальной культуры (Программа 2-й..., с. 4).

Подводя итог пермскому периоду научной деятельности О.Н. Бадера в части создания им целой научной археологической школы, можно с уверенностью утверждать, что ее основы были заложены именно в первые годы его научной работы в Прикамье, и не последнюю роль в формировании и развитии этой самобытной научной школы сыграло привлечение к занятиям археологией широких масс учащейся молодежи.

Благодаря именно энергии О.Н. Бадера, к изучению археологии, причем не только Прикамья, но и уральского региона в целом, было привлечено большое количество школьников. Многие из них после окончания школы продолжили свое дальнейшее образование на исторических факультетах ВУЗов, выбрав своей специализацией археологию.

Е.В. Иванова НАУЧНЫЕ СВЯЗИ О.Н. БАДЕРА С АРХЕОЛОГАМИ БАШКИРИИ

Башкирский государственный

педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Практически все историки археологической науки в Башкортостане в качестве основных этапов археологического изучения территории Республики в течение первой половины 20-го столетия выделяют следующие:

Раскопки В.В. Гольмстен и Д.Н. Эдинга на Уфимском (Чортовом) городище и расположенном рядом с ним могильнике в 1909-1912 гг.;

Раскопки А.В. Шмидта на Караа-бызском городище, городище «Соколиный Камень», Чандарском селище и Бах-мутинском могильнике в 1928 г.;

Обследование П.А. Дмитриевым и К.В. Сальниковым трассы железнодорожной линии Уфа-Ишимбай в 1934 г.;

Работы Башкирской археологической экспедиции Института археологии АН СССР под руководством А.В. Збруевой в 1953-1956 гг. (Васюткин 1975; Ва-сюткин 1975а; Археологическая карта Башкирии 1976, с.6-8; Пшеничнюк 1982, с.63).

Историческая специфика всех перечисленных работ состоит в том, что они проводились в контексте исследований сторонних организаций, то есть, как бы «в нагрузку», и исследователями, в тот момент научно не связанными с территорией Башкирии. Вместе с тем, в Научном архиве Уфимского научного центра РАН (УНЦ РАН) хранятся документы, свидетельствующие о том, что уфимские археологи уже тогда поднимали

© Иванова Е.В., 2008

ОТТО НИКОЛАЕВИЧ БАДЕР ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НАУЧНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ШКОЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ ПРИКАМЬЯ ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты