Спросить
Войти

Картина мира по представлению древних индоиранских племен Центральной Азии

Автор: указан в статье

Мирбабаев Абдуллоджон Кенджабоевич,-д.и.н., профессор ТГУПБП Усмонов Негматжон Насимович,соискатель ТГУПБП

КАРТИНА МИРА ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДРЕВНИХ ИНДОИРАНСКИХ ПЛЕМЕН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Археологические находки, а также письменная традиция, прежде всего Авеста, сложившаяся в VII - V вв. до н.э., свидетельствуют о том, что представление древних индоиранцев о сотворении мира и в целом о картине Вселенной была окутана мифами и противоречиями. Истоки познания Земли уходят в глубокую древность. Земля, согласно космологии Авесты, имеет шарообразную форму.1 Её творцом считается Ормазд.2 По мифологии Авесты, первые три тысячи лет от сотворения мира - Земли, в нем ещё отсутствовала материальная жизнь. И только позже Ахурамазда посредством Амэша Спэнта сотворил материальный мир, живые существа на Земле. 3

На территории Центральной Азии в III - II тысячелетиях до н. э. первые борозды представлений о тайнах Вселенной проложили древние арийцы и родственные им племена - саки. Например, арийские племена Южного Зауралья и саки левобережья Амударьи строили свои укрепленные жилища и храмы круглыми, шарообразной формы. В этом районе археологами раскопано более 20 урбанизированных поселений с четкой

4

организацией как внутреннего, так и прилегающего пространства. Несколько таких же поселений с круглой планировкой, напоминающих собой модель Вселенной,5 обнаружено также в Балхском оазисе, недалеко от левобережья Амударьи,6 а также в Конараке в Индии. Планировка здания составлена так, что она дублирует социальную структуру общества того времени, а также космический порядок и другие символы трехчастного деления мира. В целом Земля в представлении индоиранских племен мыслилась круглой. В этом мы лишний раз убедились при научном анализе одной уникальной находки, обнаруженной в известных скальных склепах Курката, расположенных в Спитаменском районе.

Это массивная бусина, размером 35х30мм, сделанная из глины, а затем обожженная в гончарной печи. Она шаровидной формы (рис. 1), слегка уплощена, с круглым широким отверстием на уплощённых концах. На

1 История таджикского народа. Т.! - М., 1963.-с. 181.
2 Муминджанов Х.Х. Философские проблемы зороастризма. -Душанбе, 2000. - с. 79.
3 Мери Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М., 1988.- с. 35,36.
4 Зданович Г.В. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы// Авеста и мировая цивилизация. -Душанбе, 2001. -с. 127.
5 Шептунова И.И. Храм Солнца в Конараке как модель Вселенной// Борбад и художественные традиции народов Центральной Азии. - Душанбе, 1990. - с.323,324.
6 Сарианиди В.И. Древняя Бактрия: новые аспекты старой проблемы// Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. - М., 1981. - с. 180.

корпусе бусины, по сырой глине до обжига, были прочерчены острым режущим инструментом схематичные меридиальные и параллельные линии. Меридиальная линия достаточно чёткая и глубокая, а параллельные линии, всего их одиннадцать, довольно узкие и неглубокие. Мы отнесли эту редкую находку к серии предметов, имевших прямое отношение к изображению Вселенной и к астральному культу древних племён, населявших бассейн реки Сырдарьи, и назвали свою находку недвусмысленно «глобусом». Такое же мнение было у всех, кому доводилось хоть раз держать в руках это бесхитростное творение мастера - керамиста.1

Насколько нам стало известно, бусины наподобие нашей встречаются в археологии очень редко. В 1966г. в одном из курганов Тлийского могильника, расположенного в районе Южной Осетии, были обнаружены три бусинки, подобные куркатской. Но в отличие от куркатской, на них отсутствовали меридиальные линии, а широтные были обозначены проведением тоненькой золоченой проволоки. Исследователь данного могильника, археолог Б.В. Трехов, впрочем, как и мы, назвал свою находку «глобусом». Тлийский могильник дотирован I тыс. до н.э.2 Куркатская находка несколько моложе. Тлийский «глобус», по всей видимости, входил в состав женского ожерелья. Куркатская же находка, как уже подчеркивалось, довольно массивная, сделана из глины с последующим обжигом. Он, очевидно, играл роль амулета. Такие амулеты в прошлом, как правило, носили рабочие волы и лошади как бы от сглаза.

Известный этнограф Н.Н. Ершов ещё в середине 50 - годов XX в. наблюдал в селение Костакоз рабочих волов с подвешенными на их шеи крупными бусами, вырезанными из дерева боярышины.3 В космологии древних таджиков бык и корова были тесно связаны с божествами Солнца и Луны. Наш глобус, очевидно, являлся моделью какого - то реально существовавшего крупного монументального сооружения, связанного с календарем и с исчислением времени суток по Солнцу, например, с круглым храмом Койкрыгланкала, существовавшем в Хорезме в 1Ув. до н.э.4 Что же касается линии меридиана в центральной горизонтальной части бусины, то она, возможно, отражала представления людей о деление земли на два равных полюса - южный и северный. Широкий канал на глобусе, кроме его практического значения, мог ещё символизировать представление людей о так называемой земной оси, так хорошо нашедшей отражение в элементах

1 Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката: раскопки и исследования// Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. - Душанбе, 2003.- с. 359.
2 Трехов Б.В. Раскопки Тлийского могильника в 1966.// Советская археология. - 1970. - №4. -с.100.
3 Ершов Н.Н., Кисляков Н.А., Пещерёва Е.М. и др. Культура и быт таджикского колхозного крестьянства. - М., - Л., 1954. -с. 107.
4 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М., 1972. -с. 125.

интерьера памирского жилища и которую памирцы называли «Царским столбом».1

Представление индоиранских племен о нашей Вселенной и, в частности, самой Земле, были весьма разнообразными. Например, процесс изготовления сосуда керамистом сравнивался ими с актом сотворения мира, а сам сосуд - со Вселенной. Он у них, как известно, был трехчастным, объединяющим три сферы мироздания. Трехчастное устройство космоса особенно четко отразилось в символике композиции сакской короны -кулаха, обнаруженной в кургане Иссык в районе Семиречья, являвшемся в II - I тыс. до н.э. местном обитания арийских племен.2 Композиция кулаха символизировала устройство космоса по вертикали и горизонтали. В целом же она представляла собой космограмму, отражавшую сакско - арийскую композицию «мирового дерева».3

О связи быка с солнечным божеством говорит наличие солярного знака на лобной части головы быка, обнаруженного в Пенджикенте. В эпоху Сасанидов были в ходу монеты с «бычьим головным убором».4

Этот сюжет также связан с космологическими представлениями предков таджиков. До недавнего времени в сознании старожилов прочно удерживался миф о быке, якобы поддерживающем Землю на своих рогах. В частности, в одной версии мифа, записанной в начале XX в., сообщалось такое: «Господь создал семь слоев земли, ниспослал на землю одного ангела. Этот ангел взял на плечи землю и стал поддерживать ее двумя руками, из которых одна держала землю с востока, а другая с запада. Так как под ногами у ангела не было никакой опоры, то Господь послал из рая одного быка, у которого было 40 тысяч рогов и столько же ног. Ангел встал ногами на горб этого быка, но так стоять было довольно трудно, а потом Господь с высших слоев, или ярусов неба, спустил одну зеленую скалу и поместил ее у быка между горбом и ушами. Толщиною эта скала была в 500 лет пути. Таким образом, ангел встал на эту скалу и нашел себе прочную опору. Бык выставил свои рога с двух краев Земли, а нос уставил к морю. Благодаря его дыханию стали происходить прилив и отлив. Но так как у него не было опоры, Бог сотворил одну скалу и поставил на нее быка - миродержца. Эта скала величиною в семь слоев Неба и Земли. Однако у этой скалы не было опоры. Тогда Бог создал одну большую рыбу и скалу поместил на ее спину».5 Однако иранский литературовед Садык Хидаят сохранил более простую версию этой легенды. Согласно ей, «Земля покоится на рогах быка, бык стоит на рыбе. Когда бык устает, она перебрасывает Землю с одного рога на другой,

1 Акишев К.А., Акишев А.К. Искусство саков Семиречья. // Наука и человечество. 1982. -М., 1982. - с. 96.
2 Там же. - с. 96.
3 Там же. - с. 98.
4 Ричард Фрай. Наследие Ирана. - М., 1972. - Рис. 110.
5 Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката. Указ. раб. - с. 406.

и это является причиной землетрясений».1 Данная легенда нашла отражение в одной настенной живописи городища Пенджикента. Однако глубоко космологическое значение этой находки осталось за пределами внимания издателя этого памятника А.М. Беленицкого.

На многих памятниках изобразительного искусства арийцев довольно часто наблюдается свастикообразный мотив. По мнению Е.В. Антоновой, истоки их возникновения необходимо искать в истоках возникновения образа и понятия пространства. Этот знак, по мнению многих искусствоведов, означал четыре части света: Восток, Запад, Север и Юг. Из этих четырех стихий состоит и сама Вселенная. Это также четыре цикла жизни человека: детство, юность, молодость и старость, четыре цикла природы: весна, лето, осень, зима. Равноконечный крест означал также соотношение двенадцати судьбоносных знаков зодиака.4 По мнению исследователя Е.В. Антоновой, истоки появления крестообразных сооружений следует искать в истоках сложения образа пространства среди неолитических племен Передней и Средней Азии. В представлениях древних обитателей немаловажную роль играли четыре стороны света.5 Образ этого креста возник из космологического представления ранних арийский племен, по представлению которых «Мир имеет четыре направления, а человек находится в его центре. Защитив себя с четырех сторон, он оказывается в безопасности».

В шумерских и аккадских сказаниях Земля представлялась как плоскость с четырьмя плоскостями - ориентирами: сторонами света. В 2006г., в Год арийской цивилизации, в селении Калачаи Мазор Исфаринского района при археологических раскопках были обнаружены черепки сосуда с изображением колеса (чарх) и арийский символ - свастика / салиби чахоргуша. Данный сюжет, нам представляется, отражает взгляды древних исфаринцев на круговорот Вселенной.

Космологические представления арийцев нашли отражение также в их погребальной традиции, а также связанным с ним культом коня как посредника между земной жизнью и потусторонним миром. В Согде, Хорезме, а также в Худжанде обнаружены многочисленные носилки в виде скульптурной фигуры лошади. В Худжанде, например, старожилы именуют погребальные носилки - «аспи чубин». В Хорезме выражение «сесть на деревянного коня / аспи чубин» говорило об умершем.8 Культ легендарного

1 Садек Хидаят. Найрангистан. -с 324.
2 Беленицкий А.М. Изображения быка на памятниках искусства Пенджикента. - с. 90. Рис. 2.
3 Мирбабаев А.К., Бустонова Н.Б. Ещё раз о семантике арийской символики // Центрально -азиатские гуманитарные исследования. - Худжанд, 2008. - с. 121.
4 Рузиев М.О. Символика равноконечного креста «Чархи фалак» //Вклад таджиков в мировую цивилизацию. -Душанбе, 2002. - с. 363.
5 Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. - М., 1984. -с. 69.
6 Мирбабаев А.К., Бустонова Н.О. Семантика арийской символики. Указ. раб. - с. 126.
7 Газ. Адабиёт ва санъат. 20.07.2006. - № 16 (1311).
8 Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката. Указ. работа. - с. 393.

Сиявуша как «Черного жеребца» свидетельствует о том, что конь был очень важным атрибутом погребального ритуала.

У многих ираноязычных народов Центральной Азии он играл такую же роль, как, например, лодка - «корабль мертвых» - у народов Океании, Индонезии или тех же древних греков или германцев, у которых, ввиду плохого знания географического устройства мира, лодка служила посредником между загробным миром предков и миром живых. Показательным в этом отношении является миф «о корабле духов», приплывающем за духом очередного умершего к миру живых людей и перевозящего его в загробный мир. Согласно рассказу историка Прокопия Кесарийского, древние германцы считали загробным островом Британию, куда отправлялись лодки с душами умерших. 1 Примерно такое же представление о загробном мире имели жители Самоа, Фиджи, Новой Зеландии, Индонезии и других островных народов, которые трупы своих умерших отправляли в лодке в открытое море. Известный этнограф Фрезер связывал этот обычай с верой в существование «водного барьера», отгораживающего мир живых от мира мертвых. 2 Настоящее представление о географии окружающей среды было свойственно населению, живущему рядом с морем. Для степной и полустепной зоны Центральной Азии, удаленной от больших морей тысячами миль, в частности для саков, скифов и других арийских племен, таким связующим звеном мира живых и мира мертвых служил конь. Он играл такую же роль, как, например, лодка - «корабль мертвых» у народов Океании, балтов и других. Представляется, что в древности и в раннем Средневековье для согдийцев, уструшанцев и бактрийцев именно конь служил посредником между загробным миром предков и миром живых людей, т.е. субстанцией, связывающей живой мир с миром загробным.

В этом плане большой интерес представляет также география Авесты. К данной теме обращались многие, однако в ней ещё очень много неисследованного. В связи с этим исследование географии Авесты по зороастрийским источникам, а именно Авесты и пехлевийских рукописей, до настоящего времени не утратило своей актуальности. До недавнего времени многие исследователи ограничивали родину Авесты современными пределами Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а также Северо - Западного Китая. Однако помимо 16 стран, перечисленных в Видевдате, в заключительной части этой книги отмечается, что «Существуют и другие прекрасные, чудесные, богатые природными данными и пригодные для жизни земли и страны». 3 Исследования последних лет свидетельствуют о том, что географию Авесты нельзя ограничивать только пределами территории Центральной Азии. В Авесте помимо названий

1 Петрухин В.Я. Погребальная ладья викингов и «корабль мертвых» народов Океании и Индонезии. Символика культов. - М., 1986. - с. 80.
2 Человек и животное в мифе и ритуале: Мир природы в символиках мира культов. //Мифы культы, обряды народов зарубежной Азии. - М., 1986. - с. 16
3 Авесто. Гузориш ва пажуаиши Лалили Дустхоа. - Душанбе, 2001. -с. 422.

стран и городов указаны также названия гор, рек, морей и озёр, отождествление которых в большинстве случаев до недавнего времени не удавалось.

Индийский авестолог Бал Гандадхар Тилак в своем капитальном труде «Арктическая родина в Ведах», опубликованном в 1903г., на основе геофизических, а также астрономических описаний, содержащихся в Ригведе и Авесте, пришел к выводу, что древнейшие формы общества арьев сложились в период последнего межледниковья, который, согласно современным данным, длился от XXX - го до XII - го тыс. до н.э.1 О том, что люди жили в Заполярье до начала ледникового периода, свидетельствует авестийский «Миф о Йиме», в котором содержится пророчество Ахура Мазды о том, что предстоит сильное похолодание, и «на этот плотский мир сойдут зимы, а от них сильный смертельный холод».

Бог Ахура Мазда повелел Йиме - Джамшеду уходить на юг. Согласно Бируни, арийцы во главе с Джамшедом три раза были погребены сильным снегопадом и только в третий раз двинулись в сторону юга.3

Материалы Аркаима и «Страны городов», о чем упоминалось в начале этой статьи, свидетельствуют о том, что прародину индоиранцев следует локализовать в Южном Зауралье, Поволжье и Северо - Восточном Казахстане. Отсюда они последовательными волнами распространились на юг, в Центральную Азию, Афганистан, Иран и в Индию.4

А.К. Мирбабаев, Н.Н. Усмонов.

Картина мира по представлению древних индоиранских племен Центральной

Азии

В статье впервые исследуются истоки формирования космологического представления предков современных таджиков на основе материалов археологии, а также письменных источников, в том числе Авесты. Подчеркивается, что эти представления сложились ещё в III - II тыс. до н.э. К примеру, Авеста даёт сведения о 16 историко - географических областях, часть которых расположена за

1 Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. - 2002.
2 Авасто. -с. 427, банди 22.
3 Берут. Осор - ул - бокия. - Душанбе, 1991. -с .235, 236.
4 Зданович Г.Б. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы //Авеста и мировая цивилизация. -Душанбе, 2001. -с. 29. Об этом также см. Гусева Н.Р. Арьи - это индоиранцы // Ирано -Славика. - 2/6/. - М., 2005. -с. 17, 20.

пределами Центральной Азии. Предстоит ещё большая работа по локализации областей, находившихся в Заполярье и по обе стороны Уральских гор.

Mirbabaev A.K., Ysmonov N.N.

World view according ancient IndoIran tribes of Central Asia

For the first time is researched the sources of ancestors cosmological formation of modern Tajiks on the base of archeological materials, and also sources of handwriting including Avesto. It is emphasized that these facts appeared in III -II thousands B. Ch. For example, Avesta gives information about 16 historical - geographical spheres, part of which is situated out of Central Asia. They are going to hold much work on localization of regions, which is located in Zapolyare and two sides of Ural mountains.

Ризоев Бурхонджон Мирзоевич,д.и.н., профессор, заведующий кафедрой международных отношений ТГУПБП, Назаров Алимардон Абдумансурович,-преп. каф. теории государства и права и конституционного права ТГУПБП.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Проблема обеспечения региональной безопасности - одна из наиболее актуальных тем не только для экспертов из стран центральноазиатского региона, но также и для ведущих аналитиков из России, Евросоюза, Соединённых Штатов Америки (США). Этот интерес вполне закономерен, поскольку за последние несколько лет вопрос: «От кого и как нам следует защищаться?» приобрёл совершенно новое звучание1.

После событий 11 сентября 2001 года казалось, что на ближайшее будущее главный «враг» прогрессивного человечества очевиден, это -мировой терроризм и его союзники. Но уже спустя 2-3 года пришло понимание: терроризм - это не только зловещего вида бородатые мужчины с автоматами и взрывчаткой, но и огромный комплекс социальных, экономических, религиозных, политических проблем, которые это явление порождают.

В противодействие прямым и явным угрозам региональные игроки, внешние силы так и не нашли пока оптимальных рецептов от воздействия негативных факторов, которые порождают бедность, неграмотность, социальное неравенство, ограничение демократических свобод. Между тем,

1 Зинглер Ч. Стратегия США в Центральной Азии и ШОС // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №7.
ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ cosmological imagination ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ writing sources АВЕСТА ИСТОРИКО ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ historical geographic sphere ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ АРИЙЦЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты