Спросить
Войти

Григорий Эдуардович зенгер

Автор: указан в статье

Григорий Эдуардович Зенгер

Г.Э. Зенгер родился 13 марта 1853 г. Будущий министр происходил из дворян, владел достаточно обширными землями в различных губерниях Царства Польского, пожалованными его отцу за участие в подавлении Польского восстания 1863 г.

Он считал себя в первую очередь ученым, всю жизнь стремившимся сделать академическую, преподавательскую карьеру, но никак не административную.

Окончив историко-филологический факультет Петербургского университета в 1874 г., он начал службу в октябре 1874 г. преподавателем древних языков в 5-й Петербургской гимназии, где проработал недолго. В январе 1875 г. был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории. Вскоре увольняется в отпуск для подготовки к магистерскому экзамену; оставив преподавание в гимназии, выехал в Берлин на стажировку, где слушал лекции немецких профессоров (Т. Моммзена, Г. фон Трейчке и др.).

В июле 1877 г. Г.Э Зенгера утвердили исполняющим должность экстраординарного профессора по кафедре всеобщей истории в Нежинском Историко-филологическом институте кн. Безбородко. В качестве квалификационной работы новый профессор представил конференции института статью по римской эпиграфике «Эпиграфические заметки». Работая в институте, он состоял по избранию библиотекарем (1877-1880) и ученым секретарем (18811883). Летом 1883 г. совершил научную командировку в Рим.

В августе 1885 г. по собственному

желанию Г.Э. Зенгер был переведен на службу в Царство Польское в качестве исполняющего должность доцента Варшавского университета по кафедре всеобщей истории, а с мая 1886 - по кафедре римской словесности. Летом 1886 г. вновь направлен в научную командировку, по возвращении из которой защитил на историко-филологическом факультете университета Св. Владимира (г. Киев) магистерскую диссертацию «Критический комментарий к некоторым спорным текстам Горация». Его диссертация впоследствии была опубликована двумя изданиями.

В октябре 1886 г. Г.Э. Зенгер был утвержден в степени магистра римской словесности, а с февраля 1887 г. - в должности экстраординарного профессора Варшавского университета. «Как профессор, - отмечал современник

Н.И. Афанасьев, - Зенгер пользовался большой популярностью. Обладая редким талантом лектора, он привлекал к себе множество слушателей» [1, с. 109].

Работая в Варшавском университете, Г.Э. Зенгер много внимания уделял библиотечному делу. В 1886-1887 гг. и в 1892-1895 гг. он был членом, по избранию, библиотечной комиссии при Варшавском университете. В 1886/87 учебном году временно преподавал в университете римскую историю, с ноября 1889 г. - всеобщую литературу в педагогических классах при Варшавской женской гимназии. В августе 1887 г. участвовал в работе археологического съезда в Ярославле.

В январе 1894 г., уже в Московском университете, Г.Э. Зенгер получил степень доктора римской словесности без представления диссертации (honoris

causa) «как приобретший известность своими научными трудами». С апреля 1894 г. он уже ординарный профессор, а в январе 1896 г. его избирают деканом историко-филологического факультета.

В апреле 1897 г. Г.Э. Зенгер был назначен ректором Варшавского университета, где временно преподавал римскую историю. На отдыхе, в Италии, Г.Э. Зенгер произвел большое впечатление на двух молодых девушек, одна из которых, Е.В. Герцык, оставила об этом воспоминания. По ее замечаниям, «о любимом Цезаре рассказывал как об интимном знакомом», выражал убеждение, что жизнь пронизана стихийной и корыстной жестокостью, утверждал необходимость религиозных форм для народа [2, с. 72-74].

В августе 1899 г. Г.Э. Зенгер по прошению увольняется с должности ректора, но продолжает преподавательскую деятельность. Список научных трудов профессора был обширен и включал главным образом работы по истории Древнего Рима, греческой и римской литературе.

В январе 1900 г. Г.Э. Зенгера вызвал министр народного просвещения Н.П. Боголепов для участия в работе Комиссии по реформе средней школы, где председательствовал в одной из подкомиссий, подготовил несколько проектов.

После закрытия Комиссии Г.Э. Зен-гер получил назначение на должность попечителя Варшавского учебного округа. Как отмечал современник, Зенгер «...проявил себя знатоком русских государственных задач, поборником законности, энергичным, внимательным и сердечным администратором» [1, с. 109]. При нем было завершено введение в округе института инспекторов народных училищ, открыты параллельные классы для увеличения количества учащихся в ряде учебных заведений, учреждены Гостынское городское 4-классное училище, Ловичская женская прогимназия и несколько народных школ, преобразована Новоалександрийская женская прогимназия, усилен контроль за частными учебными заведениями.

Петербургские чиновники не забыли активного и деятельного попечителя, привлекли его к работе в различных комиссиях и комитетах. Так, в мае-июне 1901 г. Г.Э. Зенгер участвовал в работе комиссии по преобразованию средней школы (министром народного просвещения был в это время П.С. Ван-новский). 17 ноября 1901 г. Г.Э. Зенгер получил официальное назначение на пост товарища (заместителя) министра народного просвещения. Одновременно он становится председателем комиссии по вопросу о сосредоточении дел по проступкам студентов в особых профессорских дисциплинарных судах.

В придворных кругах сразу почувствовали, что Г.Э. Зенгера готовят заменить П.С. Ванновского на его посту. Знаток придворной жизни А.В. Богданович записывала в дневнике: «Его готовят в преемники Ванновскому, и так как видно, что Ванновский сам хочет остаться, то, чтобы дискредитировать Зенгера, сразу его посылают в Харьков для усмирения там молодежи, которая в таком возбуждении, что усмирить ее невозможно. Положение Зенгера там будет критическое» [3, с. 273].

После отставки П.С. Ванновского, в апреле 1902 г. Г.Э. Зенгер становится управляющим министерством, а через год назначается министром народного просвещения.

В июне 1902 г. на имя Г.Э. Зенгера последовал Высочайший рескрипт, которым определены главные черты предстоящей образовательной реформы (законченность начального и среднего образования, особое внимание воспитанию нравственности, порядка и дисциплины). Император Николай II главным требованием определил, «чтобы в школе с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и отечеству и уважения к семье» [4, с. 703]. Он выражал уверенность, что «беспорядкам, позорящим науку и университеты... должен быть положен конец».

Характеризуя нового министра, С.Ю. Витте писал, что Зенгер «человек кристальной чистоты, но не от мира сего. Классик, до такой степени увлекавшийся классическим языком, что перевел, и очень хорошо, на латинский язык «Евгения Онегина» Пушкина, Зен-гер вел Министерство народного просвещения в духе порядка, но не реакционном, потому в скором времени он должен был оставить свой пост, и на его место назначен был генерал Глазов, начальник военной академии. Зенгер по краткости времени ничего хорошего не мог сделать. Он чистый, честный, но слабый человек» [5, с. 205, 209]. А.С. Суворину С.Ю. Витте говорил: «Человек необычайно увлекательный, поэт классицизма, но администратор никудышный» [1, с. 77].

Летом 1902 г. новый министр и его команда подготовили целый ряд мероприятий. В первую очередь, циркуляр 29 июля 1902 г. внес существенные изменения в порядок приема в высшие учебные заведения. Секретные характеристики абитуриентов были отменены и заменены выписками из их школьных кондуитов за последние годы. Эти выписки не могли иметь решающего значения при зачислении в студенты, если окончательная оценка поведения абитуриента была положительной. Вместе с тем циркуляр предлагал отдавать, при равенстве прочих условий, предпочтение выпускникам тех гимназий и реальных училищ, из которых за последние годы поступало в данное учебное заведение сравнительно меньшее число лиц, участвовавших затем, уже студентами, в беспорядках.

После рассмотрения в Особом совещании с участием всех ведущих министров 24 августа 1902 г. Николай II утвердил «Временные правила о профессорском дисциплинарном суде в высших учебных заведениях Министерства народного просвещения» и новые правила об организации студентов по курсам под руководством избираемых советом университета кураторов, а также об устройстве научных, литературных и других кружков. Новые правила были значительно более либеральны. Появились основы студенческого самоуправления в лице курсовых старост.

В конце 1902 г. Г.Э. Зенгер созвал Комиссию для выработки нового университетского устава, собравшую несколько томов материалов по проблемам высшего образования в России и за рубежом. Советы профессоров деятельно обсуждали программу реформ, в частности, по упразднению инспекции.

Однако и эта попытка разработки нового университетского устава оказалась бесплодной. Николая II тогда больше всего заботил вопрос о студенческих беспорядках, одну из причин которых император усматривал в чрезмерной концентрации студентов в столицах. В 1902 году он наметил к обсуждению в Государственном совете вопросы: «О необходимости значительного сокращения студентов в столичных университетах. О необходимости закрытия высших женских курсов в Петербурге и об утверждении их, если нужно, во второстепенных городах. О недопущении устройства новых высших курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе» [6]. В проекте рескрипта на имя Г.Э. Зенгера император первоначально планировал включить указание «разработать вопрос о перенесении отдельных факультетов столичных университетов в загородные местности», но в окончательный текст это положение не вошло.

К моменту отставки П.С. Ваннов-ского и назначения Г.Э. Зенгера был готов проект реформы средней школы. Более того, в экспериментальном порядке некоторые новые положения реформы (касавшиеся сокращения часов на древние языки и увеличения на русский язык, историю и географию) уже осуществлялись. Поскольку общий проект реформы был отложен, министерство оказалось в довольно сложном положении. Тем более что Николай II, инструктируя нового министра, четко указал: «Только классические гимназии (с одним или двумя древними языками) дают право на поступление в университеты» [7, с. 65]. Признавая невозможность полностью вернуться к старому порядку, Г.Э. Зенгер испросил Высочайшее соизволение на создание комиссии из директоров гимназий и реальных училищ для выработки нового комплекса временных мер на 19021903 гг., с тем, однако, чтобы для школы планируемые меры оказались наименьшим потрясением и не предрешали заранее окончательные выводы.

Предположения комиссии директоров рассмотрели Ученый комитет и Совет министра, и 20 июля 1902 г. последовало утверждение Николаем II Положения о временном устройстве учебной части в гимназиях, прогимназиях и реальных училищах. В ряде гимназий (рижской городской, при обоих историко-филологических институтах, гимназических классах Лазаревского института восточных языков и Лицея цесаревича Николая) учебные программы не менялись, сохранив старые учебные планы 1890 г. Во всех остальных гимназиях и реальных училищах курс первых двух классов был сделан общим, в 3-м классе гимназий вводился латинский

язык, а для 4-го класса составлены две таблицы уроков - с греческим языком и без него. Данный комплекс мероприятий было решено оставить в силе до утверждения в законодательном порядке новых уставов гимназий и реальных училищ. Таким образом, классическая система Д.А. Толстого, начиная с осени 1901 г., подвергалась все более и более серьезной деформации [8, с. 57-58].

В августе 1902 г. Николай II утвердил предложения Г.Э. Зенгера о том, чтобы в те недели, на которые не приходятся праздники, учащимся предоставлялся лишний день отдыха, наполненный «разумным развлечением», под контролем педагогов и общим числом не более 7 дней в учебном году.

В целом же реформа средней школы (как и высшей) была лишь подготовлена, но до конца не проведена. В 1904 г., с учетом бюджетов различных ведомств и органов местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на образование превышала 100 млн. руб. (в 1894 г. - 22 млн. руб.) [9, с. 182].

В августе 1902 г. Г.Э. Зенгер был произведен в тайные советники. Он стал также членом-корреспондентом Петербургской академии наук. 23 января 1904 г. Г.Э. Зенгер был уволен с поста министра и назначен сенатором. Не видя возможности совместить государственную деятельность с научной работой, Зенгер исходатайствовал себе разрешение не причисляться ни к одному из департаментов Сената, а в ноябре 1905 г. полностью уволился со службы. Последние годы жизни посвятил филологическим исследованиям [1, с. 110].

Скончался в 1919 г.

Литература

1. Афанасьев Н.И. Современники. Альбом

биографий. - Т. 1. - СПб., 1909.

2. Герцык Е.В. Воспоминания. - М., 1996.
3. Богданович А.В. Три последних самодержца. - М., 1990.
4. Рождественский С.В. Исторический обзор

деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 гг. - СПб., 1902.

5. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 тт. - Т.
2. - М., 1960.
6. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале ХХ вв. - М., 1991.
7. Заметки Николая II о народном образовании // Былое. - 1917.- № 2/30.
8. Сервис Р. Ленин. - М., 2002.
9. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. - М., 1992.

Владимир Гаврилович Глазов

Владимир Гаврилович Глазов родился 12 сентября 1848 г., происходил из семьи лекаря. Он стал выдающимся государственным и военным деятелем, но ничто не предвещало, что он займет пост министра народного просвещения.

Окончил Константиновский межевой институт [1, с. 63] и 3-е Александровское военное училище (1869). Службу начал поручиком во 2-м гренадерском Ростовском полку. Окончил Академию Генштаба в1876 г.

В.Г. Глазов участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг. (старший адъютант штаба 9-й пехотной дивизии 8го армейского корпуса), отличился в сражениях у Систово и на Шипке (в составе отряда генерала Ф.Ф. Радецко-го). В ходе войны был произведен в капитаны, а затем - в подполковники генерального штаба. Во время военных действий сделал ряд записок и зарисовок, одна из которых была использована художником В.В. Верещагиным в качестве сюжета для картины «На Шипке все спокойно»; за участие в войне удостоился орденов Станислава и Владимира с мечами.

С октября 1878 г. В.Г. Глазов - офицер для поручений при штабе 10-го армейского корпуса, с 1881 г. - начальник штаба 10-й кавалерийской дивизии, одновременно преподавал в Чугуевском юнкерском училище, позднее становится начальником штаба Кронштадтской крепости. С 1891 г. В.Г. Глазов назначается командиром лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Императорского Величества батальона, с 1893 г. - командиром лейб-гвардии Московского полка. В 1895 - 1899 гг. служил начальником штаба Гвардейского корпуса.

Глубоким увлечением В.Г. Глазова была археология. В конце 1890-х гг. он окончил Петербургский археологический институт с золотой медалью и тут же был избран в почетные члены института. В.Г. Глазов неоднократно участвовал в различных археологических раскопках в Псковской, Гдовской, Ям-бургской губерниях, о чем публиковались научные отчеты [2, 3, 4].

Военной карьере В.Г. Глазова способствовал не только его талант, но и близкое знакомство с великим князем Николаем Николаевичем-младшим, который покровительствовал растущему военачальнику.

В 1899-1901 гг. В.Г. Глазов был назначен начальником штаба Финляндского военного округа. Служа в округе, разделял взгляды и был сторонником политики Н.И. Бобрикова, которая была нацелена на ограничение автоно-

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты