Спросить
Войти

Морская спасательная служба Дальнего Востока России: историография вопроса

Автор: указан в статье

12. Habarovskiy komsomol v dokumentah i illyustraciyah [Khabarovsky Komsomol in documents and illustrations], 1978, Khabarovsk: Knizhnoe izdatelstvo. (in Russ.)

13. Shirokorad, A.B., 2003. Russko-yaponskie voyny 1904-1945 gg. [Russian-Japanese War,
1904-1945]. Minsk: Izdatelstvo Horvest. (in Russ.)
14. Shishoff, A.V., 2001. Rossiya i Yaponiya. Istoriya voennyh konfliktov [Russia and Japan. History of military conflicts]. Moskva: Izdatelstvo Veche, (in Russ.)

УДК 94 (571.6)

А. В. Усов*

МОРСКАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

В статье представлен анализ историографии морской спасательной службы Дальнего Востока России, обобщаются основные направления исследования проблемы в отечественной и зарубежной историографии, дается общая характеристика работ дальневосточных исследователей. Автор приходит к выводу, что история региональных структур Госморспасслужбы изучена неравномерно и необходимы более глубокое осмысление исторического опыта деятельности морской спасательной службы Дальнего Востока России, научный и критический подход к оценке имеющихся исследований, поиск новых источников.

Far Eastern branch of the Russian Sea Rescue Service: towards the historiography of the issue. ALEXEY V. U SOV (Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs).

The article analyzes the historiography of the sea rescue service of the Russian Far East, defines a number of stages in the history of its study and summarizes the main directions of research of this issue in Russian and foreign historiography, offering a broad overview of the studies undertaken by Far Eastern scholars. The author concludes that most of the papers devoted to the history of branches of the service were concerned with central regions of Russia. The history of the Far Eastern branch of National Sea Rescue Service was studied irregularly and requires a serious scientific and critical approach and a search for new sources.

В нашей стране менялись государственный строй и политический режим, но во все времена оставалась потребность в спасательной службе. Помощь терпящим бедствие на море, снятие севших на мель или подъем затонувших судов, океанские буксировки громоздких объектов, природоохранные и ЛАРН-мероприятия - дело специфическое, оно требует от исполнителей не только определенных знаний, но и большого практического опыта.

За годы безупречной службы российские морские спасатели показали высочайший профессионализм, мужество и верность долгу. Их работа заслужила признание не только в нашей стране, но и во всем мире.

Государственная морская служба Российской Федерации в целом и Дальнего Востока в частности - важная составляющая морской отрасли. Как невозможна жизнь современного города без неотложной медицинской помощи, так и немыслима деятельность морского флота без спасателей. Рискуя нередко собственной жизнью, они в самых трудных условиях выручают из беды моряков, рыбаков, летчиков, пассажиров транс* УСОВ Алексей Вячеславович, преподаватель кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД.

E-mail: 10 l-mvd®. mail.ru ©Усов А.В., 2014

портных средств, спасают суда и перевозимые ими грузы.

Наряду с традиционной деятельностью по спасению человеческой жизни на море, подъемом затонувших судов и грузов, водолазно-спасательным работами возникла необходимость экологической защиты морских вод, ликвидации последствий разливов нефти и других вредных веществ, очистки гаваней и фарватеров, обслуживания не-фте - и газодобывающих комплексов на российском шельфе [27].

Изучение деятельности морской спасательной службы Дальнего Востока начинается с середины 1950-х годов и продолжается по настоящее время. Историографию проблемы можно условно разделить на два периода:

1. сер. 1950-х - 1991 гг. - время создания и развития океанского флота.
2. 1991-2010 гг. - организация и деятельность аварийно-спасательной службы в условиях реформирования государственных структур и отрасли в целом.

В период создания и развития океанского флота (сер. 1950-х - 1991 гг.) важнейшей проблемой судоходства, судостроения и смежных областей оставалось обеспечение безопасности человека на море.

Безопасность человека в море зависит от состояния всего комплекса технических средств, обеспечивающих транспортировку людей и грузов, а также выполнения разнообразных работ в морских условиях. Риск для жизни людей может быть вызван различными обстоятельствами: ошибками, допущенными судоводителем либо кем-нибудь из судового персонала, недочетами при проектировании и постройке судна, воздействием неблагоприятных факторов, отказами систем и устройства судна.

В комплексном исследовании В.Н. Зобриди [15] рассматриваются организация и технология аварийно-спасательных, судоподъемных и подво-дно-технических работ, их подготовка и материально-техническое обеспечение. Кратко рассмотрена история развития аварийно-спасательной службы; изучаются прогрессивные методы спасения на море, техника безопасности аварийно-спасательных и судоподъемных работ. Особое внимание уделяется технологическим процессам спасательных операций: обследованию затонувшего судна и акватории; оборудованию рейда и затонувшего судна; работе с судоподъемными понтонами; водолазным работам.

Опасные гидрометеорологические явления и другие поражающие факторы на море, обстоятельства кораблекрушений и их причины рассматриваются в работе Г.Н. Клинцевича [16]. В книге И.М. Короткина «Аварии и катастрофы кораблей» [19] систематизированы материалы по авариям и катастрофам надводных кораблей флотов стран мира, произошедшим в результате пожаров и внутренних взрывов, столкновений, посадки на мель и действия штормов. Рассказывается о мероприятиях, проводимых с целью повышения живучести и безопасности кораблей.

В справочном пособии П.П. Грузинского и П.М. Хохлова содержатся основные материалы и рекомендации по подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна и по ее организации [10]. Рассматриваются мероприятия по обеспечению живучести судов при плавании в штормовых условиях и в осенне-зимний период, действия экипажа и используемые средства при борьбе с водой, паром, пожарами, дымом и при спасании людей на море.

Анализ характерных аварийных случаев с судами, рекомендации по их предупреждению, вопросы техники безопасности и морского права нашли отражение в сборниках статей «Безопасность мореплавания и ведения промысла» и «Проблемы безопасности мореплавания» [4, с. 37].

В изучаемый период публикуются специальные издания, в которых рассматриваются вопросы правовой регламентации спасательной службы [24, 45]. В них дается характеристика международных конвенций, универсальных и двусторонних соглашений по вопросам оказания помощи и спасения на море; анализ советского и иностранного законодательства по данным вопросам; анализ основных международно-правовых положений, норм и принципов, лежащих в основе оказания помощи и спасения на море; обоснование, с точки зрения международного права и законодательства СССР, действий советских спасателей и судов, нуждающихся в оказании услуг по спасению; требования по оформлению различного рода документации в связи с имевшим место фактом оказания помощи; практические рекомендации командирам (капитанам) кораблей (судов) по применению правовых норм при оказании помощи на море, документальному оформлению имевших место спасательных работ и предъявлению требований.

Классификация, назначение и характеристика спасательных судов исследуются в работах В.Ф. Сидорченко, инженера-судоводителя, капитана дальнего плавания, доктора юридических наук, специалиста в области морского права. Работа «Суда-спасатели и их служба» [44] является результатом научных исследований, личных наблюдений и морского опыта автора, который на

ярких примерах показывает нелегкий и опасный труд спасателей. Анализ технических данных советских и зарубежных судов-спасателей сочетается с освещением деятельности организации служб спасения СССР и других стран. Впервые в литературе раскрываются технические и правовые вопросы спасения от нефтяного, радиоактивного и иного загрязнения, особенности спасения крупных танкеров, ядерных судов и грузов.

В книге «Морские буксиры и их операции» [43] приводятся примеры из практики буксирных служб и компаний СССР, Великобритании, Италии, Канады, США, ФРГ, Франции и других стран. Представлены также классификация и техническая характеристика основных типов советских и зарубежных морских буксиров; показаны принципы буксировочной службы в СССР и за рубежом; рассмотрена специфика отношений, возникающих при буксировке груза, служебно-вспо-могательной и экспедиционной буксировке, при лоцманской и ледовой проводке с участием буксира, при оказании спасательных услуг; раскрывается сущность сигналопроизводства при буксировке и анализируются последствия нарушения правил подачи сигналов.

Анализу основных задач аварийно-спасательной службы на морском флоте посвящена работа

A.В. Лоскутова, в которой рассматриваются техническая база аварийно-спасательных операций, водолазные и подрывные работы, заделка пробоин и откачка судовых отсеков, особенности буксировки аварийных судов [22]. Критерии эффективности и совершенствование спасательных операций анализируются в монографии М.Н. Александрова [1].

Методы производства работ по снятию судов с мели в различных условиях представлены в исследованиях Л.Е. ПолинаиЯ.И. Дунаевского [13; 35]. Приводятся расчеты, необходимые для этих работ, определяются первичные меры по спасанию судна после посадки на мель, основные виды судовых работ по снятию судна с мели.

Особенностям оказания аварийной помощи в борьбе с огнем посвящено исследование

B.И. Мартыненко и М.Г. Ставицкого [23], в котором приведены описания как специфических, так и характерных кораблекрушений, аварий и пожаров на судах во время рейсов, стоянки в портах или нахождения в ремонте. Особое внимание уделено раскрытию методов профилактики и борьбы с пожарами на судах.

Специфическая проблема - предотвращение загрязнение моря с судов - рассматривается в учебном пособии С.М. Нунупарова [31], где раскрываются основные отечественные и международные нормативные требования и конвенционные положения по предотвращению загрязнения моря с судов. Приводятся также методы использования наиболее эффективных судовых и портовых технических средств, предназначенных для предотвращения вредных сбросов в море; средств локализации, сбора и рассеивания с поверхности моря плавающих загрязнений и мусора, средств очистки судовых нефтесодержащих емкостей. Рассмотрены береговые и плавучие сооружения для приема с судов отходов.

Проблемы управления морским флотом, этапы его становления раскрываются в работах Г.М. Алексеева, М.М. Лескова, А.И. Литвиненко, B.C. Гаврилова, М.М. Гальперина и юбилейном издании «Морской транспорт СССР» [2; 7; 29].

Исследования периода 1991-2010 гг. содержат сведения об организации и деятельности аварийно-спасательной службы в условиях реформирования государственных структур и отрасли в целом.

Этот период отмечен изданием справочников и инструкций по вопросам организации, содержания и объема специальной подготовки судов и подразделений Государственной морской аварийно-спасательной специализированной службы Российской Федерации при Федеральной службе морского флота России к ликвидации последствий морских аварий. В них приведены методы и способы спасения людей и судов в море в аварийных ситуациях, а также расчеты, необходимые для проведения спасательных работ. Рассмотрено оформление спасательных документов и меры по защите интересов судовладельца при спасении судна [12; 20].

Морская спасательная служба Дальнего Востока руководствуется нормативными документами, обеспечивающими правовую базу ее деятельности. В изучаемый период нормативные документы были опубликованы в специальных сборниках [8; 25; 30; 39; 42; 44], содержащих анализ решений международных организаций МОТ и ИМО, включающих полные тексты и выдержки из конвенций и резолюций, положения которых регламентируют условия труда и быта, безопасность, укомплектование и социальную защиту экипажей морских судов [32]. Приводится справочный перечень соответствующих международных, национальных и ведомственных нормативных документов.

В 2003 г. был опубликован «Путеводитель по поправкам за период 1993-2003 гг. к Международной конвенции СОЛАС-74» [39], представляющий собой обновленную версию информационно-справочного пособия. «Путеводитель» облегчает практическое использование Международной конвенции (СОЛАС-74) в ее изданиях ЦНИИМФ 1993 г. и 2002 г. и помогает ориентироваться в многочисленных поправках к ней, которые даны в материалах Международных конференций и Международной морской организации (ИМО), принятых за период 1993-2003 гг. и опубликованных ЗАО ЦНИИМФ в периодических Бюллетенях № 1-18.

В специальной серии «Судовладельцам и капитанам» опубликовано «Руководство по ликвидации разливов нефти на морях, озерах и реках» [41]. Оно содержит описание стратегий, методов, техники и технологий, применяемых при ликвидации разливов нефти на морях, реках и озерах и их берегах, с учетом природных и сезонных условий.

Специальное исследование П.А. Боровикова посвящено истории становления водолазного дела в России [5]. В основу книги положены документы, относящиеся к описываемым периодам: статьи, книги, учебные пособия, инструкции по эксплуатации снаряжения, распоряжения правительства, фотографии и гравюры, а также представлены образцы водолазной техники, хранящиеся в архивах, музеях, частных коллекциях.

В изучаемый период вышел ряд учебных пособий по управлению работой морского флота и безопасности мореплавания [34; 38; 40; 47]. В пособиях по управлению работой морского транспорта приведены сведения и понятия из области теоретических основ управления и общей теории систем, представлена принятая в России современная вертикаль управления морским флотом; подробно изложены принципы и структура управления флотом судоходной компании и рейсами судов; приведены математические модели оптимизации управленческих решений; даны понятия о строении и характеристиках автоматизированных систем ведения судоходного бизнеса. Особое внимание в пособиях по безопасности мореплавания уделяется материалам для начальной подготовки моряков, согласно Конвенции ПДМНВ-78/95, и материалам по расширенной программе подготовки по борьбе с пожарами. В пособиях рассмотрены вопросы конструктивной противопожарной защиты, расположение противопожарных средств, требования к способам эвакуации пассажиров и членов команды морских судов в соответствии с положениями СОЛАС-74, вопросы, связанные с классификацией судовых пожаров, характеристиками воспламеняющихся материалов и огнетушащих средств. Большое внимание уделяется системам обнаружения пожаров, что представляется вполне обоснованным с учетом их роли в обеспечении пожарной безопасности судов.

Актуальной проблеме современности - борьбе государств за безопасность морского судоходства - посвящено исследование Л.А. Моржоряна [26]. В книге рассказывается о сотрудничестве государств в области безопасности морского судоходства, рассматриваются вопросы о захватах судов, закладке мин в открытом море, в портах и на судах, обстреле судов и пр. Особое внимание уделено вопросу ответственности за терроризм на море.

Проблеме обобщения зарубежного опыта практики аварийно-спасательных работ на море посвящен сборник материалов ведущих зарубежных компаний, где изложены правовые, финансовые, юридические и технологические аспекты этих работ [36]. Сборник является полезным пособием в практической деятельности бассейновых аварийно-спасательных подразделений при заключении контрактов на выполнение аварийно-спасательных работ, обучении судоводительского и инженерного состава, для понимания руководящим составом своей роли при заключении контрактов с зарубежными партнерами по выполнению спасательных, буксировочных и других работ, связанных с авариями судов на море.

В изучение проблем морской спасательной службы внесли свой вклад и дальневосточные ученые. Н.А. Колотов [17] одним из первых на опыте работы морского флота Дальневосточного бассейна описал наиболее часто наблюдавшиеся аварии судов, которые могли бы послужить поучительным предостережением для моряков. Несмотря на труднейшие условия плавания в дальневосточных морях (жестокие тайфуны, продолжительные туманы, неизученные течения, осуществление грузовых операций на открытых рейдах и т. д.), моряки Дальневосточного пароходства успешно выполняли производственные планы снабжения самых отдаленных населенных пунктов нашей Родины разнообразными грузами. В книге дается подробный анализ повреждений брашпилей, потери якорей и якорных цепей; пожаров на судах; посадки судна на подводные опасности; столкновений судов; ледовых повреждений.

В работе РВ. Вахненко приводится характеристика природных условий, анализируются исторические предпосылки возникновения и развития портов и портовых пунктов, рассматриваются основные технико-экономические показатели их работы (грузооборот, номенклатура обрабатываемых грузов и основные направления перевозок), дается описание прилегающих поселений (численность населения, характеристика хозяйства, транспортно-географическое положение) [6]. Изложены оценки возможных изменений в работе портов и варианты перспективного развития.

Некоторые исследования и учебные пособия по данной теме были подготовлены сотрудниками Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского (в разные годы ДВИНМУ, ДВГМА, МГУ им. адм. Г.И. Невельского). Е.И. Жуков (руководитель работ),

A.И. Щетинина, М.И. Письменный, А.К. Кузьмин,

B.И. Коковкин, В.М. Попело (отв. исполнители) разработали материалы по организации, подготовке и действиям экипажа по спасению людей на море судовыми спасательными средствами [33]. Материалы явились «Добавлением № 3» к «Наставлению по борьбе за живучесть судов морского флота Союза СССР» и включали в себя нормы снабжения судов спасательными средствами и их основные данные, организацию, подготовку и действия экипажа по спасению людей на море судовыми спасательными средствами. В учебном пособии А.Л. Лентарева рассматриваются системы обеспечения безопасности мореплавания: система управления путей движения; системы управления движением судов; глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности и системы судовых сообщений [21].

К 110-летию морского образования в Приморье вышло юбилейное издание, где опубликованы исторические очерки, архивные документы, воспоминания очевидцев [28]. Специальное исследование, посвященное изучению морского образования на Дальнем Востоке, проведено

В.П. Королюком [18]. В книге рассказывается о почти трехвековой истории мореходного обучения россиян на берегах Тихого океана, в первую очередь о крупнейшей в регионе кузнице морских кадров, ДВГМА им. адмирала Г.И. Невельского. Под редакцией В.И. Седых вышла книга «День памяти морских катастроф» [11], где обобщены материалы о морских катастрофах. Кроме документальных публикаций в нее вошли художественные произведения. Повесть Льва Князева «У врат блаженства» - рассказ о страшной трагедии, произошедшей с пароходом «Индигирка» у берегов о. Хокайдо в декабре 1939 г., когда погибло более семисот человек и было спасено около четырехсот. В издании приводятся документы, фотографии, рассказы очевидцев о гибели парохода «Индигирка» и судьбах людей, связанных с этой трагедией.

В учебном пособии Г.Н. Шарлай изложены основы системы управления безопасностью судоходной компании и судна; особенности внешнего и внутреннего аудита; готовности к аварийным

ситуациям; функции государственного портового контроля [46].

Интересной с точки зрения личности автора и приводимого им в книге фактического материала является работа М.А. Зильбермана «Считай себя ближе к опасности» [14]. Автор, Макс Абрамович Зильберман, родился 1 мая 1919 г., был капитаном дальнего плавания, участником Великой Отечественной войны (эвакуация Таллинна, ленд-ли-зовские перевозки, оборона Ленинграда, война с Японией). После войны Зильберман остался работать на Дальнем Востоке: тридцать семь лет жизни были отданы Сахалинскому морскому пароходству. В настоящее время Макс Абрамович живет во Владивостоке, он - почетный член Дальневосточной ассоциации морских капитанов, грамотный квалифицированный эксперт, который провел свыше 60 судоводительских экспертиз. Книга содержит три части, в них включены главная заповедь моряка, записки аварийного эксперта и былое (о жизни М.А. Зильбермана).

Юбилейные издания занимают важное место в дальневосточной историографии проблемы. К 100-летию морской отрасли издана книга М.С. Бабиевского «Дальневосточное морское пароходство 1880-1980 гг.» [3]. К 50-летнему юбилею «гражданской ветви» Государственной морской аварийно-спасательной службы России (Госмор-спасслужба), ее становлению и развитию как важной и безальтернативной составляющей мирового торгового судоходства выпущено издание «Морские спасатели России» [27]. В нем кратко рассмотрена ретроспекция морского спасательного дела, а также более подробно - история создания и повседневная работа подразделений морской государственной службы на всех морских бассейнах страны (в т.ч. дальневосточном). Представлены материалы об уникальных поисковых и аварийно-спасательных, судоподъемных и буксировочных операциях, о работе по ликвидации аварийных разливов нефти, водолазной деятельности, рассказывается о людях мужественной профессии - морских спасателях и водолазах, морских капитанах.

В монографии Ф.А. Григоренко «История развития спасательных судов и средств российского флота» [9] исследуются основные этапы развития спасательных судов и средств российского флота (речного и морского), даются классификация и назначение спасательных судов и средств, показываются пути организации поисковых и аварийно-спасательных служб России и их взаимодействие. Основное внимание в исследовании уделено истории развития спасательных судов и средств военно-морского флота.

Таким образом, анализ литературы, изданной за период с середины 1950-х гг. до настоящего времени включительно, демонстрирует нам, что накоплен большой фактический и научный материал, освещающий процесс становления и развития океанского флота, в т.ч. и на Дальнем Востоке. Значительную часть публикаций составляет научная литература: монографии, сборники статей, а также учебные пособия и научно-популярные издания. Следует отметить, что история региональных структур Госмор-спасслужбы изучена неравномерно, наибольшее количество исследований посвящено службам центральных регионов России разных лет и сфер деятельности. Главный вывод, который можно сделать по результатам анализа изучаемой проблемы, сводится к необходимости создания обобщающего исследования. Требуется более глубокое осмысление исторического опыта деятельности морской спасательной службы Дальнего Востока России, научный и критический подход к оценке имеющихся исследований, поиск новых источников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров М.А. Безопасность человека на море. М.: Судостроение, 1983. 208 с.
2. Алексеев Г.М., Лесков М.М., Литвиненко

А.И. Морское дело. Л.: Транспорт, 1967. 880 с.

3. Бабиевский М.С. Дальневосточное морское пароходство 1880-1980 гг.. Владивосток: Дальиз-дат, 1980. 590 с.
4. Безопасность мореплавания и ведения промысла. Вып. 46. Ленинград: Транспорт, 1978. 64 с.
5. Боровиков П.А. Водолазное дело России. М.: Мысль, 2005. 240 с.
6. Вахненко РВ. Тихоокеанское побережье России. Сахалин и Курильские острова (морские порты). Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-т,
1999. 76 с.
7. Гаврилов B.C., Гальперин М.М. Управление технической эксплуатацией морского флота. М.: Транспорт, 1987. 300 с.
8. ГОСТ 22.0.09-97, ГОСТ Р 22.0.09-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения. Минск: ИПК Издательство стандартов, 2000. 8 с.
9. Григоренко Ф.А. История развития спасательных судов и средств Российского флота. Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2007. 322 с.
10. Грузинский П.П., Хохлов П.М. Аварийно-спасательное дело и борьба за живучесть судна. М.: Транспорт, 1977. 288 с.
11. День памяти морских катастроф / под ред.

В.И. Седых. Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2005. 288 с.

12. Дунаевский Е.Я., Жбанов А.В. Спасение на море. М.: Транспорт, 1991. 143 с.
13. Дунаевский Я.И. Снятие судов с мели. М.: Транспорт, 1971. 136 с.
14. Зильберман М.А. Считай себя ближе к опасности. Владивосток: Морск. гос. ун-т им. Г.И. Невельского, 2009. 119 с.
15. Зобриди В.Н. Аварийно-спасательные и судоподъемные операции. М.: Транспорт, 1976. 216 с.
16. Клинцевич Г.Н. Выживаемость терпящих бедствие на море. М.: Транспорт, 1977. 97 с.
17. Колотов Н.А. Аварии морских судов и их предупреждение. М.: Морской транспорт, 1959. 232 с.
18. Королюк В.П. История ДВГМА (морское образование на Дальнем Востоке в очерках и документах). Владивосток: Морск. гос. ун-т им адм. Г.И. Невельского, 2001. 384 с.
19. Короткин И.М. Аварии и катастрофы кораблей. Л.: Судостроение, 1977. 296 с.
20. Курс подготовки экипажей судов и подразделений Госморспасслужбы к ликвидации последствий морских аварий (КПСП-93). М.: В/О Мортехинформеклама, 1995. 96 с.
21. Лентарев А.А. Морские районы систем обеспечения безопасности мореплавания. Владивосток: Морск. гос. ун-т, 1996. 114 с.
22. Лоскутов А.В. Аварийно-спасательное дело на морском транспорте (Вопросы морской практики). Л.: Морской транспорт, 1957. 292 с.
23. Мартыненко В.И., Ставицкий М.Г. Когда на борту пожар. Л.: Судостроение, 1983. 192 с.
24. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972. М.: Издание Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Союза ССР, 1982. 83 с.
25. Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА). = International life -saving appliance code (LSA Code). 3-е изд. доп. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2001. 160 с.
26. Моджорян Л.А. Терроризм на море. Борьба государств за безопасность морского судоходства. М.: Междунар. отношения, 1991. 168 с.
27. Морские спасатели России / под ред.

В.И. Карева. М. : Морской флот, 2007. 448 с.

28. Морские судьбы начинаются здесь... К 110-летию морского образования в Приморье. Исторические очерки, архивные документы, воспоминания очевидцев. Владивосток : Издатель Светлана Кунгурова, ООО ТОНИ, 2000. 240 с.
29. Морской транспорт СССР (к 60-летию отрасли). М. : Всесоюзное объединение Мортехин-формреклама ММФ, 1984. 272 с.
30. Наставление по борьбе за живучесть судов (РД. 31.60.14-81) (НБЖС с Приложениями и Дополнениями) = Manual on Emergency Plans in Ships: СПб. : ЗАО ЦНИИМФ, 2004. 384 с.
31. Нунупаров С.М. Предотвращение загрязнения моря с судов: М.: Транспорт, 1985. 288 с.
32. Об экипаже морского судна (Международная организация труда, Международная морская организация и морская практика). СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2000. 232 с.
33. Организация, подготовка и действия экипажа по спасению людей на море судовыми спасательными средствами. М.: ЦРИА Морфлот, 1977. 73 с.
34. Песков Ю.А. Системы управления безопасностью в международном судоходстве. Новороссийск, 2001. 145 с.
35. Полин J1.E. Снятие судов с мели без посторонней помощи. М.: Морской транспорт, 1954. 116 с.
36. Практика аварийно-спасательных работ на море: обзор зарубежного опыта. М.: Мортехин-формреклама, 1997. 140 с.
37. Проблемы безопасности мореплавания: сб науч. тр. М.: В/О Мортехин-формеклами, 1990. 120 с.
38. Прокофьев В.А., Вепринская Т.А. Управление работой морского флота. СПб.: ГМА им. адм.

С.О. Макарова, 2005. 116 с.

39. Путеводитель по поправкам за период 1993-2003 гг. к Международной конвенции COJIAC-74. СПб.: ЗАО ЦНИИ морского флота, 2003. 64 с.
40. Развозов С.Ю., Страшко А.Н. Безопасность плавания. Ч. 2. СПб.: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2002. 125 с.
41. Руководство по ликвидации разливов нефти на морях, озерах и реках. - СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2002, ООО МОРСАР. 344 с. (Сер. Судовладельцам и капитанам. Вып. 22).
42. Сборник руководящих документов по поиску и спасению людей на море. Владивосток: Морской гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2000. 177 с.
43. Сидорченко В.Ф. Морские буксиры и их операции. Л.: Судостроение, 1986. 240 с.
44. Сидорченко В.Ф. Судаспасатели и их служба. Л.: Судостроение, 1983. 240 с
45. Спасание на море. Правовая регламентация. М.: Воениздат, 1983. 168 с.
46. Шарлай Г.Н. Основы системы управления безопасностью в соответствии с требованиями МКУБ. Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2004. 47 с.
47. Шишкин А.В. и др. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). М.: РомКонсул,
2001. 272 с.

REFERENCES

1. Alexandrov, М. А., 1983. Bezopasnost&

cheloveka па more [Human safety at sea]. Moskva: Sudostroyeniye. (in Russ.)

2. Alekseyev, G.M., Leskov, M.M. and Litvinenko, A.I., 1967. Morskoye delo [Seamanship], Leningrad: Transport, (in Russ.)
3. Babievskiy, M.S., 1980. Dal&nevostochnoye morskoye parokhodstvo 1880-1980 gg. [The Far Eastern Shipping Company, 1880-1980]. Vladivostok: Dal&izdat. (in Russ.)
4. Bezopasnost& moreplavaniya і vedeniya promisla [Safety of navigation and fishing], 1978, Issue 46. Leningrad: Transport, (in Russ.)
5. Borovikov, P.A., 2005. Vodolaznoye delo Rossii [Diving in Russia]. Moskva: Misl. (in Russ.)
6. Vakhnenko, R.V., 1999. Tikhookeanskoye

poberezhie Rossii. Sakhalin і Kurilskiye ostrova (morskiye porty) [The Pacific coast of Russia. Sakhalin and the Kuril Islands (seaports)]. Vladivostok: DaTnevostochniy gosudarstvenniy universitet. (in Russ.)

7. Gavrilov, V.S. and Galperin, M.M., 1987. Upravleniye tekhnicheskoi ekspluatatsiyei morskogo flota [The management of marine fleet maintenance and operation], Moskva: Transport, (in Russ.)
8. GOST 22.0.09-97, GOST R 22.0.09-95,
2000, Bezopasnost& v chrezvichainikh situatsiyakh. Chrezvichainiye situatsii na akvatoriyakh. Terminy і opredeleniya [Safety in emergency situations, emergencies in water areas, terms and definitions]. Minsk: IPK Izdatel&stvo standartov. (in Russ.)
9. Grigorenko, F.A., 2007. Istoriya razvitiya spasatel&nikh sudov і sredstv Rossiyskogo flota [History of the development of rescue vessels and salvage appliances in the Russian fleet]. Vladivostok: Morskoi gosudarstvenniy universitet. (in Russ.)
10. Gruzinsky, P.P. and Khokhlov, P.M., 1977. Avariyno-spasatel&noye delo і bor&ba za zhivuchest sudna [Emergency rescue work and shipboard damage control]. Moskva: Transport, (in Russ.)
11. Sedykh, V.I. ed., 2005. Den& pamyati morskikh katastrof [The day of remembrance for maritime disasters]. Vladivostok: Morskoi gosudarstvenniy universitet imeni admirala G.I. Nevelskogo. (in Russ.)
12. Dunayevsky, E.Ya. and Zhbanov, A.V., 1991. Spaseniye na more [Maritime Rescue]. Moskva: Transport, (in Russ.)
13. Dunayevsky,Ya.I., 1971. Snyatiye sudovsmeli [Refloating a ship], Moskva: Transport, (in Russ.)
14. Zilberman, M.A., 2009. Schitai sebya blizhe k opasnosti [Consider yourself closer to a danger], Vladivostok: Morskoi gosudarstvenniy universitet imeni admirala G.I. Nevelskogo. (in Russ.)
15. Zobridi, V.N., 1976. Avariyno-spasatel&niye i sudopodiemniye operatsii [Emergency rescue and ship salvaging operations]. Moskva: Transport, (in Russ.)
16. Klintsevich, G.N., 1977. Vizhivayemost& terpyashchikh bedstviye na more [Survival in distress at sea]. Moskva: Transport, (in Russ.)
17. Kolotov, N.A., 1959. Avarii morskikh sudov i ikh preduprezhdeniye [Accidents of sea-going vessels and accident prevention], Moskva: Morskoi transport, (in Russ.)
18. Korolyuk, V.P., 2001. Istoriya DVGMA (morskoye obrazovaniye na Dal&nem Vostoke v ocherkakh i dokumentakh) [History of the Far Eastern State Maritime Academy: maritime education in the Russian Far East in essays and documents], Vladivostok: Morskoi gosudarstvenniy universitet imeni admirala G.I. Nevelskogo. (in Russ.)
19. Korotkin, I.M., 1977. Avarii i katastrofy korablei [Ship accidents and ship disasters]. Leningrad: Sudostroeniye. (in Russ.)
20. Kurs podgotovki ekipazhei sudov i podrazdeleniy Gosmorspassluzhby k likvidatsii posledstviy morskikh avariy (KPSP-93) [A training course for ship crews and the units of the national sea rescue service in eliminating the consequences of sea accidents (TCSU-93)]. Moskva: Vserossiskoye obiedineniye Mortekhinformreklama. (in Russ.)
21. Lentarev, A.A., 1996. Morskiye raiony sistem obespecheniya bezopastosti moreplavaniya [The maritime application regions for navigation safety systems]. Vladivostok: Morskoi gosudarstvenniy universitet. (in Russ.)
22. Loskutov, A.V., 1957,. Avariyno-spasatel&noye delo na morskom transports [Emergency rescue work in the maritime transport sector], Leningrad: Morskoi transport, (in Russ.)
23. Martinenko, V.I. and Stavitsky, M.G., 1983. Kogda na bortu pozhar [When the ship is on fire]. Leningrad: Sudostroyeniye. (in Russ.)
24. Mezhdunarodniye pravila preduprezhdeniya stolknoveniya sudov na more, 1972 [International regulations for preventing collisions at sea, 1972], 1982, Moskva: Izdaniye Glavnogo upravleniya navigatsii i okeanografii Ministerstva oborony Soyuza SSR. (in Russ.)
25. Mezhdunarodniy kodeks po spasatel&nim sredstvam (Kodeks LSA) [International Life-Saving Appliance Code (LSA Code)], 3rd enlarged

edition, 2001, Sankt-Peterburg: Tsentral&niy

nauchno-issledovatel&skiy institut morskogo flota. (in Russ.)

26. Modzhoryan, L.A., 1991. Terrorizm na more. Bor&ba gosudarstv za bezopasnost& morskogo sudokhodstva [Terrorism at sea. the struggle of the states for maritime navigation safety]. Moskva: Mezhdunarodniye otnosheniya. (in Russ.)
27. Karev, V.I. ed., 2007. Morskiye spasateli Rossii [The sea rescuers of Russia]. Moskva: Morskoi flot. (in Russ.)
28. Morskiye sud&by nachinayutsya zdes&... K 110-letiyu morskogo obra-zovaniya v Primorye. Istoricheskiye ocherki, arkhivniye dokumenty, vospominaniya ochevidtsev [Seafaring destinies start to unfold here... In commemoration of the 110th anniversary of maritime education in Primorye: historical essays, archival documents and memoirs of eyewitnesses], 2000, Vladivostok: Izdatel& Svetlana Kungurova, OOO TONY, (in Russ.)
29. Morskoi transport SSSR (k 60-letiyu otrasli) [Maritime transport of the USSR (in commemoration ofthe 60th anniversary ofthe industry)], 1984, Moskva: Vsesoyuznoye obiedineniye Mortekhinformreklama MMF. (in Russ.)
30. Nastavleniye po borbe za zhivuchest& sudna (RD. 31.60.14-81) (NBZhS s Prilozheniyami i Dopolneniyami) [Manual on emergency plans in ships (RD. 31.60.14-81) (MEPS with appendices and addenda attached)], 2004, Sankt-Peterburg: ZAO Tsentral&niy nauchno-issledovatel&skiy institut morskogo flota. (in Russ.)
31. Nunuparov, S.M., 1985. Predotvrashcheniye zagryazneniya morya s sudov [Prevention of marine pollution from ships]. Moskva: Transport, (in Russ.)
32. Ob ekipazhe morskogo sudna (Mezhdu-narodnaya organizatsiya truda, Mezhdunarodnaya morskaya organizatsiya i morskaya praktika) [About the crew of a ship (the International Labour Organization, the International Maritime Organization and Seamanship), 2000 Sankt-Peterburg: ZAO Tsentral&niy nauchno-issledovatel&skiy institut morskogo flot. (in Russ.)
33. Organizatsiya, podgotovkai deistviyaekipazha po spaseniyu lyudei na more sudovimi spasatel&nimi sredstvami [The organization, training and actions of the crew to rescue people at sea by using the ship&s rescue appliances], 1977, Moskva: Tsentral&noye reklamno-informatsionnoye agentstvo Morflot. (in Russ.)
34. Peskov, Yu.A., 2001. Sistemy upravleniya bezopasnostiyu v mezhdunarodnom sudokhodstve [Security management systems in international shipping], Novorossiysk, (in Russ.)
35. Polin, L.E., 1954. Snyatiye sudov s meli bez postoronnei pomoshchi [Refloating a ship by using her own equipment]. Moskva: Morskoi transport, (in Russ.)
36. Praktikaavariyno-spasatel&nikh rabot namore: obzor zarubezhnogo opita [The practice of emergency rescue operations at sea: a review of international experience], 1997, Moskva: Mortekhinformreklama. (in Russ.)
37. Problemybezopasnostimoreplavaniya: sbomik nauchnikh trudov [The problems of navigation safety: a collection of scientific papers], 1990, Moskva: Vserossiskoye obiedineniye Mortekhinformreklama. (in Russ.)
38. Prokofiev, V.A. and Veprinskaya, T.A., 2005. Upravleniye rabotoi morskogo flota [The control of sea fleet operations]. Sankt-Peterburg: Gosudarstvennaya morskaya akademiya imeni admirala S.O. Makarova, (in Russ.)
39. Putevoditel& po popravkam za period 19932003 gg. k Mezhdunarodnoi konventsii SOLAS-77 [A guide on the amendments to the SOLAS-74 convention over the period of 1993 to 2003], 2003, Sankt-Peterburg: ZAO Tsentral&niy nauchnoissledovatel&skiy institut morskogo flota. (in Russ.)
40. Razvozov, S.Yu. and Strashko, A.N.,
2002. Bezopasnost& plavaniya. Chast& 2 [Safety of navigation. Part 2], Sankt-Peterburg: Morskaya gosudarstvennaya akademiya imeni admirala S.O. Makarova, (in Russ.)
41. Rukovodstvo po likvidatsii razlivov nefti na moryakh, ozerakh i rekakh [The guidelines for

marine, lake and river oil spill response], 2002, Sankt-Peterburg: ZAO Tsentral&niy nauchnoissledovatel&skiy institut morskogo flota, OOO MORSAR. (in Russ.)

42. Sbomik rukovodyashchikh dokumentov po poisku i spaseniyu lyudei na more [A collection of guidance documents on search and rescue of human life at sea], 2000, Vladivostok: Morskoi gosudarstvenniy universitet imeni admirala G.I. Nevelskogo. (in Russ.)
43. Sidorchenko, V.F., 1986. Morskiye buksiry i ikh operatsii [The marine tugs and their operations]. Leningrad: Sudostroyeniye. (in Russ.)
44. Sidorchenko, V.F., 1983. Suda-spasateli i ikh sluzhba [Rescue vessels and their branch]. Leningrad: Sudostroyeniye. (in Russ.)
45. Spasaniye na more. Pravovaya reglamentasiya [Rescue at sea. Statutory regulations], 1983, Moskva: Voyennoye izdatel&stvo. (in Russ.)
46. Sharlay, G.N., 2004. Osnovy sistemy

upravleniya bezopasnostiyu v sootvetstvii s trebovaniyami MKUB: uchebnoye posobiye [The fundamentals of the safety management system in compliance with the requirements of the ISM code: a training manual]. Vladivostok: Morskoi gosudarstvenniy universitet. (in Russ.)

47. Shishkin, A.V., Koshevoy, V.M., Kuprovsky, V.I. and Efimov, S.L., 2001. Glogal&naya morskaya sistema svyazi pri bedstvii i dlya obespecheniya bezopas-nosti moreplavaniya (GMSSB) [The global maritime distress and safety system (GMDSS): a training manual]. Moskva: RomKonsul. (in Russ.)
ИСТОРИОГРАФИЯ МОРСКОЙ ФЛОТ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ МОРСКАЯ СЛУЖБА СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК historiography marine fleet sea transport sea service
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты