Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 2 (1), с. 243-246
УДК 321(091)
ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЁННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДЧИНЕНИИ ЕВРЕЕВ В ГОРОДАХ И УЕЗДАХ ОБЩЕМУ УПРАВЛЕНИЮ С УНИЧТОЖЕНИЕМ ЕВРЕЙСКИХ КАГАЛОВ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 1844 г. КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК РЕГУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ
© 2013 г. Н.И. Биюшкина, В.В. Егоров
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
vadimego@gmail. com
Поступила в редакцию 26.11.2012
Анализируется Высочайше утверждённое положение о подчинении евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением еврейских кагалов от 19 декабря 1844 г. как важнейший источник регулирования самостоятельности еврейской общины. Подчёркивается стремление законодателя к уничтожению самоуправления еврейской общины с сохранением рекрутской повинности евреев и неравенства в сборе податей между еврейским и коренным населением.
евреев, на которых не распространялось действие данного Положения, то их было приблизительно 58 550 чел. Если вычесть полученное число из общей суммы, то получается, что действие Положения распространялось приблизительно на 969 480 чел. В соответствии со ст. 2 в городах, где не имелось ни Дум, ни Ратуш, евреям запрещалось проводить самостоятельную хозяйственную деятельность. Хозяйственное управление в этих городах поручалось Думам ближайших городов с разрешения генерал-губернатора. В тех городах, где «хозяйственная часть находилась в управлении Магистратов, они заведовали Евреями на правах Дум и Ратуш». В соответствии со ст. 3 «Думы, Ратуши и Магистраты в заведовании Евреями» обязаны были руководствоваться общими правилами учреждения Городской думы. «К обязанностям сих мест относились: 1) исправное содержание посемейных списков о евреях, рекрутских очередей, податных раскладок и приходно-расходных шнуровых книг; 2) ведомство коробочных доходов и прочих сборов с Евреев; 3) записки их в подлежащее состояние, перечисление, увольнение в другие города и снабжение паспортами». Ст. 4 гласила: «Никакое особое Еврейское управление существовать не должно, и потому все кагалы и прикагалки уничтожаются, а дела их немедленно передаются в Городские Думы и Ратуши». Уничтожение еврейского самоуправления шло вразрез с национальной традицией, сохранённой евреями ещё из древности. О.А. Платонов указывает, что после изгнания евреев римскими войсками из Палестины в 71 году н.э. они жили
во многих странах, повсюду образуя сплоченные общины - гетто и создавая национальные органы управления - кагалы [4, с. 14]. В соответствии со ст. 5 кагалы были обязаны передать городским думам и ратушам в исправном состоянии: «1) посемейные списки всех потомственных Евреев с означением каждого; 2) алфавитные списки начальников семейств евреев;
По ст. 8 губернские правления собирали подробные сведения о всех расходах еврейских обществ по содержанию синагог, школ, богаделен, раввинов и др., а также стремились «означить в какой степени все сии предметы в каждом уезде и местечке могут быть допущены и покрываемы коробочными сборами». Ф.С. Кан-дель полагал, что правительство не желало от-
менять специальный еврейский налог [11, с. 121]. По ст. 10 Казённая палата должна была уведомлять думы и ратуши «о всякой прибыли или убыли в ведомостях их ревизских Еврейских душ. Губернское правление должно было уведомлять Думы и Ратуши: 1) о всяких переменах, признанных необходимыми, по содержанию синагог, молитвенных школ, богаделен и пр., 2) о всяком увеличении или уменьшении расходов, отнесённых на коробочный сбор, 3) о назначении с разрешения губернского начальства содержания каких-либо лиц и предметов на счёт коробочного сбора или местной раскладки с Еврейских обществ». В соответствии со ст. 11 думы и ратуши обязаны были по всем доходам и расходам общего и вспомогательного коробочного сбора и о всех предметах расходов по еврейским обществам составлять смету, как по уезду, так и, в частности, по каждому местечку, «и означив, сколько из оных может быть отнесено на коробочный сбор общий и вспомогательный, и сколько за тем должно подлежать к сбору с обществ, объявлять таковые сметы Евреям через местные полицейские начальства. При сём извещать, когда именно и при каком месте должно быть собрание Евреев для раскладки сборов». Ст. 12 гласила: «Раскладка сборов с евреев двоякая: 1) Раскладка государственных податей и земской повинности. 2) Раскладка на содержание всяких еврейских общественных богоугодных и служебных предметов. В первой из сих раскладок участвует вообще всё Еврейское общество, вторая же раскладка производится через избранных от еврейских обществ уполномоченных, которые назначаются для одной только именно порученной им раскладке». В ст. 13 говорилось о том, что «для соблюдения порядка и тишины в городах имеет наблюдение городская полиция», а в тех местах, где не было особого городского управления, земская полиция. Ю.И. Гессен указывал, что, таким образом, евреи были поставлены в зависимость от полиции, а по делам хозяйственным и податным - в зависимость от дум, ратуш или магистратов [12, с. 259]. В ст. 14 говорилось о том, что по каждой раскладке, означенной в ст. 12, составлялся отдельный реестр за подписью уполномоченных, который надлежало предоставить в городские думы и ратуши. В соответствии со ст. 15 думские чиновники, при рассмотрении переданных им реестров, должны были отслеживать в них нарушения. Даже в случае возникновения каких-либо сомнений они имели право вызвать к себе уполномоченного и потребовать от него пояснений. По ст. 18 сбор податей с евреев, живших в казённых селениях, в помещичьих деревнях
или фольварках, возлагался, во-первых, на сельских сборщиков податей под наблюдением сельских управителей и администраторов, а во-вторых, на самих владельцев «с выдачею тем и другим окладных листов». Ст. 19 обязывала сборщиков податей вести приходно-расходные книги. По ст. 21 «денежные суммы на разные предметы для Еврейских обществ отпускаются по всяким ассигновкам, внесённым в годичные сметы или, в некоторых случаях, по предписаниям Гражданских Губернаторов». С.М. Дубнов полагал, что появление Высочайше утверждённого положения о подчинении евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением Еврейских кагалов от 19 декабря 1844 г. должно было бы привести к упразднению самой общины вне тесных пределов синагогального прихода, если бы одновременно последовало полное податное уравнение еврейского населения с христианским [13, с. 92].
Важно отметить, что 19 декабря 1844 г. параллельно с Высочайше утверждённым положением о подчинении евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением еврейских кагалов было издано Высочайше утверждённое положение о коробочном сборе с евреев [14, с. 876-887, ст. 18545 ], согласно которому коробочный сбор в первую очередь должен был употребляться на уплату правительственных налогов и долгов общин, а затем на содержание еврейских школ, устройство еврейских сельскохозяйственных поселений и на благотворительные цели [15]. По нашему мнению, появление данных законодательных актов в один день свидетельствовало о том, что правительство стремилось к контролю финансово-экономического положения еврейских общин, а также к получению от евреев большей экономической выгоды.
В ст. 22 говорилось о том, что рекрутским старостам, сборщикам податей и их помощникам думские чиновники выдавали письменные приказы, «посылая оные, находящиеся в уезде, через Земский суд при разностной книги без особых отношений». Земские суды, по получении данных приказов, обязаны были «немедленно отправить их посредством земской почты по адресу». Ю.И. Гессен указывал, что выделение из числа евреев рекрутских старост, сборщиков податей и их помощников было частью специального правительственного плана «Разбора». Согласно данному плану, всех евреев принято было разделять на «полезных», к которым относились купцы, ремесленники и земледельцы, и «бесполезных», т.е. всех остальных. С точки зрения правительства, «бесполезных» евреев надлежало подвергнуть разным мерам
ограничения, в т.ч. рекрутскому набору, втрое большему против обыкновенного, приписывая их по увольнении от службы к ремесленному цеху или в состояние земледельцев и, таким образом, уменьшая людей бесполезных, обращать их постепенно к деятельности [16, с. 715]. По мнению С.М. Дубнова, выделение из числа евреев рекрутских старост, сборщиков податей и их помощников делалось с целью сохранения рекрутского и податного неравенства евреев с коренным населением [13, с. 92]. В ст. 23 говорилось о том, что в канцеляриях городских дум и ратушах, занимающихся еврейскими вопросами, должны были работать бухгалтеры и писари. Расходы на содержание канцелярий, ратуш и их работников, а также ведение строгой отчётности возлагались на евреев особым сбором, «с включением оного в смету расходов».
А.К. Тихонов указывает, что Высочайше утверждённое положение о подчинении евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением еврейских кагалов от 19 декабря 1844 г. было важнейшим законодательным актом о евреях в период царствования Николая I (18251855) [17, с. 331]. По мнению М. Бейзера, упразднение кагалов было характерной чертой правления императора Николая I, который преследовал всякое инакомыслие в стране, стремясь превратить её в казарму. Важно отметить, что император негативным образом относился к иудаизму [18]. По мнению Г.В. Костырченко, упразднение кагалов было важной мерой «пере-ковывания» евреев в полезных для государства подданных. Правительство стремилось к изменению еврейского быта, который чиновники считали исполненным невежества, косности и фанатизма. Корень зла виделся в вековой этнокультурной обособленности евреев, поэтому во главу угла была поставлена задача их «слияния» (в значительной мере форсированного, а значит, и социально болезненного, с остальным населением империи [19, с. 29]. Я. Брафман указывает, что с 1844 г. прекращается официальная история кагала и самое слово «кагал» снимается со скрижалей русского закона [20]. Важно учесть, что для евреев кагальное управление было частью национальной традиции. По мнению М.И. Мыша, уничтожением кагалов был, без сомнения, нанесён удар по прежнему строю еврейских обществ, лишившихся того цемента, который плотно связывал отдельных членов этого общества в компактное целое [21, с. 56]. По нашему мнению, упразднение кагалов негативным образом сказалось на национальном самосознании евреев.
Список литературы
канд. юр. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 2006. С. 211.
REGULATIONS APPROVED BY HIS IMPERIAL MAJESTY ON SUBORDINATION OF JEWS IN THE CITIES AND DISTRICTS TO GENERAL ADMINISTRATION WITH ABOLITION OF THE JEWISH KAHAL DATED DECEMBER 19, 1844 AS A KEY SOURCE ON REGULATION OF JEWISH COMMUNITY&S INDEPENDENCE
N.I. Biyushkina, V. V. Egorov
We analyze the Regulations approved by His Imperial Majesty on subordination of Jews in the cities and districts to general administration with abolition of the Jewish kahal dated December 19, 1844 as a key source on regulation of Jewish community&s independence. The emphasis is laid on the legislator&s desire to destroy the Jewish community&s self-rule while retaining compulsory military service for the Jews and inequality in taxes collected from the Jewish and the indigenous population.