К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЯНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОДЖОГАМИ, В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ДОПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ
О.В. Гаврилова, кандидат юридических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены вопросы ответственности за поджоги в российском законодательстве до правления Петра I. Особое внимание уделено таким документам, как «Русская Правда», «Соборное уложение», «Наказ о городском благочинии». Показана особая роль русских правителей (Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана Ш, Ивана Грозного, Алексея Михайловича Романова) в деле борьбы с огненной стихией.
TO THE QUESTION OF RESPONSIBILITY FOR ACTS INVOLVING ARSON, NATIONAL LEGISLATION BEFORE PITER I PERIOD
The questions of responsibility for arson in the Russian legislation before the reign of Peter
Говоря об ответственности за преступления, связанные с поджогами, в допетровскую эпоху в российском законодательстве, следует особо отметить, что карались такие общеопасные деяния очень строго (пытка с пристрастием, смертная казнь, смертная казнь путем сожжения виновного и т.д.). Это было вполне оправдано и закономерно (с точки зрения наших далеких предков), так как частые опустошительные пожары буквально стирали с лица земли многие русские поселения. В летописях отмечались «великие» пожары, погубившие многие древнерусские города, неоднократно горели Псков, Ярославль, Тверь, Ладога, Москва и другие города. Причины пожаров были различны: в результате природных явления (засуха, удары молний и т.д.), от неосторожного обращения с огнем, вследствие поджогов. Ужасающими последствиями сопровождались набеги половцев, хазар, древлян, печенегов, соседних князей в период междуусобных войн; в этот период огонь являлся одним из главных тактических приемов завоевания городов и уничтожения противника.
Великий князь Владимир I пытался осуществить и регламентировать меры пожарной безопасности. В «Судном Законе людям» - первом юридическом памятнике на Руси, Владимир вводит статью, касающуюся ответственности за «зажигательство». Она трактовала «зажжение» не как «простое уничтожение имущества», а как деяние особо опасное для лиц и имущества, которое наказывалось жестоко - смертной казнью путем сожжения виновного. Но к концу княжения, с совета бояр и городских старцев Владимир установил наказание преступников-поджигателей только «денежною пенею, вирою», по старым обычаям: «Удовлетворить потерпевшего», то есть возместить ему причиненный ущерб.
Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) продолжил начинания своего отца -Св. Владимира - в огнестойком строительстве и борьбе с огненными бедствиями законодательными мерами. В «Уставе Великого князя Ярослава Владимировича (1036-1054 гг.) о церковных судах и земских делах ... » есть фрагмент, касающийся ответственности за «зажигательство» (платилась вира), который затем целиком был включен в сборник древнерусских законов - «Русская Правда».
Между древними князьями до татарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах (1113-1125 гг.) - внук Ярослава Мудрого. «Устав Владимира Мономаха» отрегулировал в усложнившемся до этого законодательстве наказание за «зажигательство».
За сожжение дома или гумна устанавливалось более строгое, чем раньше наказание: «Аше зажжет гумно, то на поток и грабеж дом его, прежде пагубу исплативше, а в проце князю поточитии; тако же кто двор зажъжет». То есть, это ст. 83, вошедшая в пространную редакцию «Русской Правды», предписывала: «Зажигателя гумна или дома послать в заточения, а дом его отдать на разграбление, заплатя прежде за убыток тому, чей дом или гумно им сожжено; а посылка в заточение зависит от воли князя» [1].
Постановления «Русской Правды» возникли в такую эпоху, когда городская жизнь на Руси была еще в самом «зачаточном состоянии», когда города имели, по преимуществу, значения укреплений и когда нормальным образом жизни большинства населения являлась жизнь сельскохозяйственная, земледельческая; поэтому вполне закономерно, что «Русская Правда», имея в виду, главным образом, поземельную общину, упоминала в качестве объектов поджога только гумно и подворье, то есть строения, которыми в большинстве случаев ограничивался тесный круг сооружений земледельца-крестьянина.
Отсюда, естественно, что «Русская правда» при определении преступления поджога, имела в виду не общеопасность деяния в техническом смысле слова, а особую ценность объектов этого преступления и проистекающее отсюда гибельное влияние его на благосостояние каждого члена общины в отдельности, а через это и на благосостояние самой общины в целом. Поджог мог почти молниеносно уничтожить все поселение и привести к гибели людей.
Местом суда в той древности были княжеский двор и торг, и это означало, что был суд княжеский, но был суд и народный - вечевой, который придерживался древних обычаев и соображений, внушенных данными случаями. Доказательствами на суде служили показания свидетелей, присяга и, наконец, испытания водой и железом.
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. В г. Киеве и других городах воздвигались новые каменные церкви, монастыри. К этому времени относится составление первоначальной летописи, в которой упоминается об огненных и других стихийных бедствиях, постигавших Древнюю Русь. Мономах лично составил «Поучение» (так называемую «Духовную»), в которой он призывал к осторожному обращению с огнем в быту. «Поучение» стало настольной книгой в каждом доме.
Этот период характеризуется накоплением опыта в борьбе с пожарами. Но, несмотря на ряд предпринятых решений в области безопасности, касающихся в основном мер борьбы с поджигателями, их явно было недостаточно для успешной борьбы с огненной стихией.
Владимир Мономах впервые ввел различие между поджогом и неосторожным обращением с огнем.
Организация пожарной службы на Руси связана с именем Великого князя Московского и всея Руси Ивана Ш (1440-1505 гг.).
В правление Ивана III (1462-1505 гг.) вокруг Москвы сложилось территориальное ядро единого Российского государства. И мощь его столицы во многом зависела от того, насколько в ней развивалась торговля и ремесла, создавались и сберегались материальные ценности. В жизнь проводились важные предупредительные и оборонительные меры против стихийных бедствий, прежде всего, от огненных. В качестве строительного материала
применялся обожженный кирпич. С 1472 г., когда из красного кирпича в Кремле был воздвигнут «великокняжеский терем», предписания Ивана III чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу. Кремль был обведен мощною стеною из красного кирпича, которая имела высоту 17 м и ширину 5 м. В 1493 г. последовало распоряжение Ивана III - сносить церкви и дворы на 235 м от Кремлевских стен и строить на этом пространстве гидротехнические сооружения, каналы и пруды. Спустя два года, в лето 1495 г., выходит новое повеление Государя всея Руси -сносить церкви и дворы за Москвою-рекою против города и на тех местах «чинить сад».
В первые годы своего правления Иван III выезжал на московские пожары со своей стражей, в составе которой были отряды ведерников и топорников. Одни тушили пожар, вторые набирали в ведра воду и передавали их по цепочке к месту пожара от водоисточника и наоборот, третьи занимались разборкой заборов и соседних с горящим зданием строений, создавая разрывы, препятствующие распространению огня.
Для своевременного обнаружения пожаров в начальной стадии их возникновения к 1476 г. в Москве была установлена ночная, так называемая, рогаточная охрана: «Все городские улицы запирались, и ходить ночью дозволено по крайней необходимости». У рогаток несли службу в будках ночные сторожа, наряжаемые от горожан по одному с каждых десяти дворов. Впоследствии на улицах города устанавливали уже не рогатки (шлагбаумы), а особые заставы с решеточными воротами, которые на ночь закрывались. На заставах осуществлялось уже круглосуточное дежурство тех же сторожей от горожан, возглавляемых выбранными ими же из своего состава решеточными приказчиками. В обязанности сторожей вменялось наблюдение за тем, чтобы никакого воровства не было.
В 1504 г. Иван III начал более организованную борьбу с московскими пожарами и другими стихийными бедствиями. Его Указом была учреждена пожарно-сторожевая охрана, которая должна была беречь город от огня и всякого воровства. Эта охрана имела определенную организационную структуру. В каждой части стольного города ее возглавляли назначаемые государем из служилых значительных лиц «объезжие головы». В помощь им выделялись ярыжные (низший служитель полиции, для рассылки и исполнения разных приказов по обеспечению общественного порядка). Ярыжники ставились от общин.
Объезжие головы размещались на съезжих дворах, которые впоследствии стали центрами полицейской и пожарной службы. В обязанности этих первых должностных лиц входили надзор за выполнением жителями обнародованных Государем предупредительных мер и руководство борьбой со стихийными бедствиями, которая была обязанностью жителей города.
В состав пожарно-сторожевой охраны входил воевода со своей командой, который руководил тушением больших пожаров и борьбой с иными стихийными бедствиями.
В 1504 г. после очередного опустошительного пожара были изданы противопожарные правила, которыми запрещалась топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана Ш в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следовало, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня [2].
Взошедший на престол в 1547 г., Иван IV (Грозный) издал свой первый Указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах, а пищу разрешалось готовить только вдали от жилищ. Чтобы никто этого Указа не нарушал, на печи накладывались восковые
печати. Этот же документ обязывал жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой, а также ветки возле них, для захлестывания разлетающихся при пожаре искр.
В 1550 г. Иван IV издал новый Судебник, ст. 61 которого предписывала смертную казнь за поджоги.
В 1550 г. в России учреждается регулярное войско - стрелецкое, которое было размещено в специально отстроенных слободах. Согласно царскому Указу на это войско возлагались обязанности по борьбе со стихийными бедствиями. Такая мера была достаточно прогрессивной и эффективной, ибо стрелецкие полки стояли на довольно высоком организационном уровне.
В 1551 г. на Церковном соборе, получившем название Стоглава (по числу глав, в которых были выражены его решения), Иван IV при его открытии с горечью отметил: «Бог послал на страну различные беды и несчастия - неудачные войны, голод, мор, и после тяжкие великие пожары . ». Затем, молодой царь тут же предложил владыкам утвердить «Уставную грамоту», касающуюся некоторых вопросов российского законодательства. В ней появилось такое требование, как наказание за хищение имущества на пожаре: «После пожару бывает им (участникам тушения пожара) смотр, чтобы кто чего пожарных животов (имущества), захватя не унес, а кого на смотре не объявитца, им жесткое наказание -батоги».
Разбойный Приказ определял меру наказания за поджог уже после мучительных пыток: «И будет с первых пыток не вынятся и их спустя неделю времени, пытают в-другоряд и в в-третие, и жгут огнем: свяжут руки и ноги, вложат меж рук и меж ног бревно, подымут на огонь ..». Такая пытка называлась «пытка с пристрастием».
В 1553 г. в слободах при стрелецких избах были организованы конно-бочечные пожарные обозы с огнегасительными инструментами. В 1560 г. была укреплена пожарно-сторожевая охрана Москвы, решеточные приказчики получили статус штатных чиновников. После опустошительного летнего пожара в 1571 г. специальным Распоряжением Ивана IV предписывалось упорядочить действия по тушению пожара. Запрещалось допускать к месту пожара посторонних лиц, то есть лиц, не принимающих участия в его тушении. В 1583 г. московские правила борьбы с огненной стихией стали обязательными и для других поселений государства Российского. Указы Ивана IV (Грозного) призывали к этой борьбе не только горожан, но и сельское население.
В годы правления Бориса Годунова вместо ранее существовавшей наместнической системы, которая не соответствовала новому этапу развития государства, пришла система воеводского управления. Основным должностным лицом в воеводской администрации являлся воевода, осуществлявший широкие военные и гражданские функции.
В структуре воеводского управления находился особый орган центральной власти со специальным назначением - губной староста, сидевший в губной избе. В ряде уездов их было несколько - два и более. Эта высшая судебно-полицейская власть в уезде возникла еще в ХVI в. и имела смешанный характер: земский - по источнику полномочий, приказной - по ведомству.
Губной староста выбирался на «Всесловном» местном съезде, управлял местными земскими и общегосударственными делами по важнейшим уголовным преступлениям. В начале ХVII в. губное ведомство расширилось - к нему были отнесены дела о поджогах.
Продолжить высокополезное дело защиты населения и территорий Российского государства от огненной стихии суждено было сыну первого Романова на российском престоле Михаила Федоровича - Алексею Михайловичу (1645-1676 гг.). Самым главным событием этого времени, когда страна стала выходить из экономического и политического кризиса, следует считать выход в 1649 г. двух документов, имевших большое значение для России. Принятое на Земском Соборе в январе 1649 г. Соборное Уложение - сборник российских законов, не только окончательно укрепило власть самодержца всероссийского, оно содержало ряд статей, определивших правила обращения с огнем, вводило ответственность за поджоги и законодательно закрепило, установившееся еще в Киевской
Руси при правлении Владимира Мономаха, различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом, которого придерживались и при Михаиле Федоровиче.
«Наказ о градском благочинии» от 30 апреля 1649 г. явился первым общегосударственным документом, утвердившим и развивающим пожарную безопасность на Руси. Наказ содержал правила предупреждения пожаров, обязательные для всех. За нарушение этих правил налагался штраф, а виновник пожара, возникшего из-за нарушений Наказа, подвергался ссылке.
После Алексея Михайловича до конца XVII столетия издавались и другие указы, направленные на организацию тушения пожаров, их предупреждение; определялись суровые меры наказания вплоть до смерти за неосторожное обращение с огнем и поджоги.
Указы государей об организации мер пожарной безопасности, включенные в сборник российских законов, свидетельствуют о том, что эта проблема являлась общенародной и решение ее возможно было только на государственном уровне.