Спросить
Войти

Размышления об истории франкмасонства

Автор: указан в статье

ИДЕИ И ПОЛИТИКА В ИСТОРИИ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ФРАНКМАСОНСТВА

А.Л. Энсинас Мораль

Кафедра романской филологии, славистики и общей лингвистики Университета Комплутенсе ул. проф. Арангурена, б/н Мадрид, Испания, 280040

В статье рассматриваются мифические истоки оперативного масонства, рассмотрены разные концепции его происхождения, показаны исторические корни спекулятивного масонства, причем особое внимание уделено истории ордена во Франции, Англии, Германии, Испании.

Чтобы написать полную историю франкмасонства, потребуется не один год. Результат этого длительного труда выльется в многотомное издание. По этой причине автор данной статьи поставил задачу ограничиться кратким очерком легендарно-мифических истоков масонства оперативного и показать исторические корни масонства спекулятивного, уделив особое внимание истории и современному положению ордена в Испании и его непростой истории (1). Кроме этого, в статье предлагается рассмотреть отношения между масонами и иерархами католической церкви, без понимания которых невозможно прояснить исторические перспективы ордена в Испании. Мы также полагем важным ознакомить читателя с панорамой взглядов и воззрений на проблему масонства, разнящихся от его полной поддержки до абсолютного отрицания. Необходимо иметь представление если не обо всех, то хотя бы о наиболее важных и репрезентативных, и в этом смысле нельзя не вспомнить слова выдающегося кубинского поэта и писателя, известного масона Хосе Марти: «Быть образованым — это единственная возможность быть свободным».

По мнению таких авторов-масонов, как Андерсон (2), Оливер (3) и Престон (4), масонство, появившееся во время сотворения мира, обязано своим зарождением Великому Строителю (Архитектору) Вселенной. Другие авторы относят возникновение масонства к эпохе строительства вавилонского зиггурата, описанного в Библии, — Вавилонской башни (5). Они утверждают, что ее создатель, царь Немрод (6), и был первым известным в истории масоном, а «само ее строительство есть масонское деяние» (7).

В ряде работ зарождение масонства выводят из египетских мистерий (8). Эту точку зрения высказал Алекс Ленуар, котрый увязывал его происхождение с языческими мистериями Древней Индии (9), а позднее ее поддержали такие авторы-масоны, как Найт и Ломас, которые обнаруживали истоки масонства в Древнем Египте (10). Эмиль Реболд и К.Ф.С. Краузе выдвинули версию о том, что прародителями Ордена явились римские коллегии ремесленников и архитекторов (11).

К наиболее древним языческим таинствам относятся египетские таинства Озириса-Изиды, различного направления и содержания орфические, диономий-ские, элевзинские и другие.

Однако наибольшее влияние на позднейшие ордена, в том числе и масонские, имели легенды о боге Пта (Птах). Он, величавшийся египтянами Великим, был бог-творец, создавший первых богов, мир и все в нем существующее «сердцем и языком». Птах считался покровителем ремесел, искусства, а также богом истины и справедливости. «Птах... был искусным обработчиком металла, кузнецом и скульптором, кроме того, он слыл архитектором и творцом всего, что существовало в мире. В Древней Греции и Риме он отождествлялся с Гефестом и Вулканом (13). Птах и Кхнему (Хнум) приводили в исполнение указания, которые давал в момент творения бог Тот, будучи сам занят созданием людей, животных, сотворением неба и земли.

Как «ваятель земли» Птах участвовал в деяниях бога Тота, когда с помощью молота он выковал железное основание для земной тверди; в этом смысле его деяния напоминают бога Шу. Кроме того, он был наделен силой, которой мы обычно наделяем других египетских богов, а потому в религиозных и погребельных текстах его часто именуют Птах-Асур (Птах-Осирис), Птах-Хапи, Птах-Ну, Птах-Секер, Птах-Секер-Асур, Птах-Секер-Тему, Птах-Тенему и т.д.» (14).

Осирис, бог и мифологический основатель Египта, считался основателем первого храма, посвященного Птаху, Хет-Ка-Пта [«Крепость (или дом) души-Двойника Птаха] (15), откуда и произошло имя, которым греки окрестили страну, расположенную на берегах Нила: Агуипто^ — «Айгюптос» (16), откуда и пошло современное название — Египет.

Для некоторых древнеегипетских авторов Птах был «наиболее могущественным богом, жившим в древнейшие времена... отец отцов, властитель над властителями, отец царей и создатель яиц Солнца и Луны... господин богини Маат, царь земли, бог с пркрасным лицом из Фив... который создал своий собственный образ, свое собственное тело, который восстановил Маат через две земли; Птах — диск небес, который освещает обе земли огнем своих глаз» (17).

В древнеегипетской «Книге мертвых» о Птахе встречаются частые упоминания (18), некоторые из которых имеет смысл процитировать:

«Я есть Сегодня. Я есть Вчера. Я есть Завтра. Через мои многочисленные возрождения я остаюсь молодым и сильным» (19).

«Имя духа, твоего привратника — Мес-Птах» (20).

«По правде я очистился в тех водах, в которых прежде очистился Птах, когда он путешествовал на Солнечной ладье» (21).

«Говорит Места: Я твоя дочь. Я пришла, чтобы оберегать тебя, и, подчиняясь приказам Ра и Птаха, чтобы сделать неприступным твое жилище» (22).

«Я — Птах, здесь, подчиняясь решению суда, разбил твоих врагов» (23).

«Птах-Сокари принес тебе орнаменты своего храма» (24).

«Моя праведность, как колонны храма Птаха...» (25).

Примечательно, что еврейское слово «ключ» [П Л 3 а (Mafteaj)] имеет в основе египетский корень P-T-J, что означает «бог Птах». Этот ключ, возможно, тот самый, который открывал врата построенного Соломоном иерусалимского храма всех святых, первого значительного архитектурного сооружения монотеизма, связанного с таинством посвящения, над которым работал выдающийся архитектор Хирам де Тиро и в котором происходили невероятно многочисленные драматические события, которые и до сегодняшнего дня воспроизводятся в ритуалах масонов различной степени посвящения.

Стоит также отметить, что Пифагор, как и другие древнегреческие мудрецы, был посвящен в таинства Древнего Египта, которые следовали ритуалам священнослужителей бога Птаха. Да и само имя «Пифагор» есть перевод на греческий первых слов египетской молитвы, посвященной Птаху, P-T-KH-GH-R, что означает «Птах — великий» (или «самый великий») (26).

Церемонии имели обычно погребальный характер, в ходе которых осуществлялся ритуал мирской смерти с последующим воскрешением посвященного. Об этом говорится в отрывке из работы, обнаруженной Хуаном де Стоби, который мы хотели бы здесь привести:

«Смерть воздействует на людей и возбуждает их также, как и посвящение в Великие Таинства; первая сцена являет собой только отражение ошибок и сомнений, сложностей, опасностей и невежества. И сейчас, на краю смерти и посвящения, каждая деталь церемонии кажется страшной, вызывает ужас, трепет и страдания. Но эта сцена мимоходом проливает божественный и чудодейственный свет... совершенный и посвященный; участники ощущают свободу и триумф, они фланируют вверх и вниз, ощущая блаженство. Свет, нисходящий во время элевзинских таинств, т.е. по время истинных посвящений, как признается всеми древними, был Светом Жизни, который мог разбудить и укрепить их дух, а все действо было истинно божественно» (27).

Культ единобожия стал той основой, на которой в основном формировалось большое количество божеств языческой мифологии, в которой свет поднимавшегося Солнца олицетворял собой божество, тогда как Запад, где этот свет угасал, символизировал места смерти.

Без сомнения, более поздние таинства во многом деградировали, но это не снижает оценки первоначальных обрядов, которым характер оргий был абсолютно чужд. Те же, кто прикасался к таинству посвящения во времена первоначальных или «чистых» ритуалов, обогащались верой в провидение и светлое будущее. Однако с течением времени в эти ритуалы добавляли новые элементы, которые были им изначально чужды. Развитие философии и особенно активизация связей с Египтом и Востоком заметно повлияли на изменение характера таинств. Греки заимствовали многие элементы у египтян и персов, чьи храмы посещали все, в том числе и известные философы.

Греки называли египетское искусство теургией и практиковали его в элев-зинских таинствах и, в большей или меньшей степени, в храмах всех своих божеств. Философия, согласно Страбону, была объектом элевзинских ритуалов; он полагал, что без посвящений Дионису и Деметре никогда бы не была достигнута наиболее важная ветвь человеческого познания.

У Плавта говорится следующее: «Сейо signum si Нагипе Ваеекагит ез («Дай мне знак, если являешься одним из поклонников секты Диониса»)» (28). Описывая действия одного из участников таинства Осириса, Апулей пишет следующее: «Он мягко ступал покачивающимся шагом, лодыжка его правой ноги имела форму небольшого изгиба, что должно было дать мне знак, по которому я бы узнал его» (29).

Джамблико рассказывает историю об одном из учеников Пифагора, который во время длительного путешествия сильно занемог и, поскольку все свои сбережения он уже потратил, перед смертью он вручил трактирщику, который очень ему помог, письмо, в котором он выражал ему благодарность и которая была подписана знаком Пифагора. Трактирщик прикрепил бумагу на дверь соседнего храма. Месяцы спустя другой пифагореец, проезжавший тем же путем, узнал секретный символ и, расспросив трактирщика об этой истории, полностью расплатился с ним (30).

Другую историко-мифологическую составляющую масонства следует искать в иудейской секте ессеев, которая зародилась около 160 г. до н.э. и проживала в обособленных колониях в местности Вади-Кумран на берегу Мертвого моря (31). Ессеи жили коммуной, которая строилась на обобществлении имущества, проповеди, сельском труде, изучении и переписывании Торы и текстов еврейского Священного писания — Танах. В Кумране были обнаружены и другие, неканонические тексты, почти все в пергаментных и папирусных свитках (32). Эти тексты, изучением которых занимались профессор Е.Л. Сукельник, его сын Йигаэль Ядин (33), Г. Вермес (34) и И.Д. Амусин (35), находятся в настоящее время в Музее истории Израиля в Иерусалиме.

Большинство из них придерживались целибата, хотя были и женатые ессеи (36). Между ними не было никаких различий, кроме степени посвящения. Известно, что кандидаты в секту проходили испатания на двух уровнях. На первом они находились год, после чего допускались на второй уровень и назывались «испытуемые». Через два года, если поведение кандидатов вызывало одобрение членов коммуны, они превращались в «братьев» или полноправных членов коммуны. Далее они могли подняться на третий уровень, именуемый «ученик» или «товарищ», что дозволяло им осуществлять более тесное общение с высшими членами коммуны. Те, кто достигал этой степени, вели образ жизни, основанный на любви к Богу, добродетели и человечности. Некоторые исследователи пытались увязать воззрения и деятельность Христа с сектой ессев (37).

Некоторые авторы находили истоки франкмасонства у друидов (38).

Другие исследователи, и среди них, например, др. Уитт Клинтон, относили происхождение масонов к ремесленникам и строителям, сооружавшим под руко-

водством Хирама де Тиро (39) первый храм в Иерусалиме во времена правления царя Соломона (40). Хирама де Тиро не надо путать с Адонирам (41) Бен Абда, которого звали также Адорам (42), который «был собирателем налогов» (43) и который основал масонский ритуал, ключевым персонажем которого стал Адони-рам, разработанный позднее бароном Чуди (44), который включал в себя 13 степеней (45).

Здесь хотелось бы напомнить о полемике, разгоревшейся в Израиле, когда профессора кафедры археологии Тель-Авивского университета Давид Усышкин и Исраэль Финкельштейн опубликовали исследование, в котором утверждали, что храм Соломона был на самом деле построен на двести лет позже царем Иезеки-лем, что противоречило написанному в Библии. Эта публикация вызвала ожесточенную критику со стороны раввина Авраама Равица из религиозной партии сефардов Шас и раввина Аарона Меши Захава, которые угрожали даже побить обоих ученых за их заявления камнями (46).

Известный арабист, лингвист, исследователь, антрополог и масон сэр Ричард Бёртон, переводчик на английский язык «Тысячи и одной ночи», утверждал, что «суфизм являлся восточным прародителем масонства» (47).

Группа ученых полагает, что масонство зародилось во время крестовых походов (48) и распространялось с помощью рыцарей-тамплиеров (49) и членов ордена госпитальеров (50).

Еще один современный исследователь (51), который обнаружил связь в таинствах между египетскими суфиями, принадлежавшими к братству Бадавиййа, и современными масонами, писал следующее: «История Фатимидов, — по утверждению Амеера Али (52), — не может считаться полной, если не упомянуть о пропаганде, которую они вели, чтобы продвигать среди своих подданных распространение знаний. Они не забывали и о политических преимуществах от пополнения своей секты прозелитами. К университету Дар-ул-Ликмат была присоединена Великая ложа, где кандидатам в посвящение излагали эзотерические доктрины исмаилизма. Два раза в неделю, по понедельникам и средам, Дай-уд-Даават, Великий Приор ложи, созывал собрания, в которых принимали участие одетые в белые одежды и занимавшие места отдельно мужчины и женщины. Эти ассамблеи получили название «Майялис-ул-Ликмат», или «философские собрания». До начала посвящения Дай-уд-Даават встречал Имама (халифа), Великого Мастера, и излагал ему речь, которую он собирался произнести перед неофитами, и получал из его рук манускрипт с тайными знаками. После лекции слушатели целовали руку Приору и касались лицом подписи Мастера. Рассказ Макризи о разных степенях посвящения, принятых в ложе, являет собой неоценимый источник по истории масонства. В конце концов, ложа в Каире стала образцом для всех лож, созданных позже в христианстве».

Мы полностью согласны с этим последним утвержденим и полагаем, что нет никакого сомнения считать ритуалы и церемонии этих секретных сирийских сект основой для современных ритуалов множества степеней, связанных с масонством, как и с тремя степенями искусства.

Первым автором, который связал масонов с архитекторами, был Грандидье Страсбургский (53). Его точку зрения позднее поддержал Альбрехт (54), но именно Краузе стал первым, кто начал изучать и демонстрировать старинные масонские документы (55). Следуя его примеру, целая плеяда ученых XIX века начала изучать различные аспекты масонства. Наиболее известными среди них были Джордж Шлосс (56), Альберт Фэллон (57) и Иоганн Шамберг (58).

Из исследователей конца XIX — начала XX в. следует назвать Роберта Фре-ке Гоулда, написавшего «Историю франкмасонства (59), военных лож или франкмасонства под ружьем (60)» и «Полную историю франкмасонства» (61), в которую включены не только вопросы происхождения и эволюции масонства и франкмасонства, но и распространения масонства по всей планете, а также история многочисленных национальных великих лож до начала XX в.

Средневековье стало эпохой распространения так называемого оперативного масонства. После падения в 476 г. Западной римской империи, вследствии наводнения Европы нескончаемыми варварскими ордами, а также государственной и территориальной раздробленности начался период упадка классической архитектуры и общественных работ.

Тем не менее, именно Церковь начала играть ключевую роль в построении в Западной Европе новых варварских государств на месте развалившейся Римской империи. А монашеское движение, распространению которого во многом способствовал основатель ордена бенедектинцев Бенедикт Нурсийский, построивший для ордена монастырь в Монтекасино и многие другие монастыри в различных местах Европы, вновь возродил искусство архитектуры. Ему также приписывают и покровительство ремесленникам, строителям и архитекторам, которые получили заметный импульс для совершенствования благодаря поддержке новых европейских монархов и тесным узам, которые стали связывать государство и церковь начиная с правления Меровея, победителя Аттилы, и Клодовея, который принял христианскую веру после победы над аллеманами в 496 г.

Его наследники, особеннно Дагоберт, Карл Мартелл и Карл Великий, создали могущественное франкское государство, превратившееся в 800 г., когда Карл Великий был коронован папой Львом III, в Священную римскую империю германской нации.

Карл, признав верховную власть пап и христианскую веру как объединительный элемент каролингского государства, создал основы нового политического порядка, просуществовавшего в тех пор в Европе почти 700 лет. Карл реформировал и систему государственного устройства, согласно которой отдельными округами управляли графы, сосредоточившие в своих руках функции административные, финансовые, военные и отчасти судебные; пограничные округа, имевшие по преимуществу военную организацию, назывались марками и управлялись маркграфами. Наблюдение за областным управлением он поручил «государевым посланцам» (missi dominici). Государевыми посланцами бывали и светские, и духовные лица.

Карл объявил об обязательном начальном образовании, причем не только в своей дворцовой школе в Аквисгране (совр. Аахен — прим. ред.), он заботился

об устройстве школ при церквях и монастырях. Основой его образовательной политики стал римский Trivium (грамматика, риторика и диалектика) и Cuadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С точки зрения экономической каролингское государство оставалось изолированным как от варваров-скандинавов (норманы или викинги), так и от андалузских мусульман Кордовского халифата и от Византийской империи. Только евреи оставались единственными подданными императора, которые сохраняли экономические связи со своими единоверцами по всем границам империи Карла Великого.

Со временем, поскольку в государстве не хватало золотых резервов, на смену золотому солиду пришел серебряный, равный 1/20 фунта серебра. Отсутствие централизованной системы взимания налогов привело к тому, что император делегировал систему взимания налогов в руки церкви и дворян, в результате чего собственность на землю и ее эксплуатация стали основой экономики, способствуя возникновению огромных феодальных поместий, потере крестьянами своей свободы, постепенному их закрепощению и формированию в конце концов системы феодализма как нового способа экономического производства в Европе (62).

В результате феодальной раздробленности и роста вследствие этого частых междоусобных войн жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. Ранние замки строились преимущественно из дерева, а позднее их стали строить из камня и окружать городскими стенами. Средневековые города, в которых проживали ученые, строители, ремесленники, а также новые монастыри и аббатства, возникавшие благодаря распространению ордена бенедиктинцев (Сен-Дени 775 г., Клюни 910 г., Сито 1098 г., Клэрво 1115) становились новыми культурными центрами Средневековья.

При строительстве бенедиктинских монастырей в Западной Европе появляются новые профессиональные организации ремесленников, которые заменили древнегреческие thiasoi y ethairias и древнеримские Collegia caementariorum (63). Первые подобные организации появились на Апеннинском полуострове в V в. н.э. и объединяли мастеров на каменоломнях и рабочих-каменотесов. Влияние этой профессиональной группы было так велико, что лангобардский король Ротар в статьях CXLIII и CXLV Кодекса «Legum Langobardorum», изданного в 646 г., признал их права на ассоциацию. Многие светские и церковные сооружения в Италии и Европе того времени, считающиеся предвестниками европейского романского стиля, были сооружены именно ими. Это описано в «Historia gentis Langobardo-rum», принадлежающей перу Пабло Диаконо. Этот историк, родившийся в 720 г. во Фриули (Ломбардия), после падения государства лангобардов, которое в 773 г. захватил Карл Великий, нашел убежище в монастыре Монтекасино (построенном также ломбардцем Бенедиктом Нурсийским), а в 782 г. начал работать в дворцовой школе в Аквисгране.

Некоторые авторы (64) выводят истоки этих организаций из объединений палеохристианских строителей, которые были заняты на сооружении надгробий в катакомбах, а позднее после Миланского эдикта в христианских храмах и на кладбищах. Эти объединения со временем транформировались в Totenbunde (65) и в элитные братства (confraternitas) феодальной эпохи.

Также нельзя не упомянуть и о сооружениях остроготов времен правления Теодориха, особенно выдающийся мавзолей этого монарха в Равенне, бывшей столицей его государства.

Объединения ремесленников играли важную роль и в вестготской Испании. К сожалению, материальные свидетельства этой исторической эпохи были практически все разрушены либо во время мусульманского нашествия, либо во время войн Реконкисты, которые продолжались до окончательной победы над мусульманами в 1492 г. Наиболее известные из оставшихся — это храм Сан Педро де ла Наве, Сан Хуан де Баньос де Серрато, Санта Мария де Мельке, Санта Лусия де Алькуэскар, Санта Комба де Банде и Кинтанилья лас Виньяс.

В VII в. папа Онорий I на холме Целия в Риме выстроил базилику на месте руин храма Дианы. Она была посвящена Северию, Севериану, Корпофору, Викторину, четырем римским чиновникам, которые, будучи христианами, отказались выполнить приказ императора Диоклетиана воскурить ладан на алтарь Эскулапия, за что были распяты 8 ноября 300 г. В 310 г. во времена римского папы Мильти-ада они были прозваны Quator Согопай. Их тела позже были захоронены рядом с телами четырех христианских каменотесов, работавших на каменоломнях Диоклетиана в Панонии: Клавдия, Никострата, Синфориана и Кастория, а также их помощника Симплиция, которые были распяты 8 ноября 298 г. за то, что отказались создать статую одного из языческих богов. Любопытно то, что через какое-то время четыре чиновника, о которых речь шла выше, оказались покровителями архитекторов и строителей, поскольку их перепутали с 5 каменотесами. «Quator Согопаё» «пересекло» Аппенины и распространилось в Германии и Франции, а затем во Фландрии и Британии, где в 597 г. в Кентебери во времена аббатства Св. Августина в их честь был сооружен храм (66). Эта легенда позднее, в 1390 г., была записана в МапшегНо Regio.

Дальнейшее развитие профессиональных объединений связано с появлением гильдий, возникших на территории современной Великобритании, начиная со времени короля Ине (или Ина) Уэссекского, который правил на юге Англии с 668 по 728 г. Он издал законы о создании этих объединений, которые остались в памяти потомства благодаря тому, что король Альфред Великий включил их в свой кодекс законов (67). Эти гильдии строителей, первая из которых была основана в 705 г., развили наиболее активную деятельность в Шербурне. Они занимались строительством храмов и культовых зданий, которыми потом покровительствовал сам король.

Культовое строительство получило заметный размах в Центральной и Западной Европе с 1000 по 1200 гг. в связи с возникновением романского стиля в архитектуре. В этом строительстве активную роль играли монахи, которые не только инициировали сооружение культовых зданий, но и сами занимались их постройкой (68). Бенедектинцы, а позже и цистерианцы участвовали в работах под началом своих аббатов (69), которые исполняли там роль архитекторов и мастеров, но в ближайшем будущем рядом с ними уже появились и светские архитекторы.

В связи с этим постройка новых культовых и светских зданий вызвала необходимость разделения труда и новой формы его организации. Для того чтобы

воплотить эту философию профессионального сосуществования и социального договора в условиях строительства, были созданы корпорации, или ложи, где мастера-архитекторы обучали каменщиков и резчиков секретам строительства. Они располагались в специальном крытом помещении, в нескольких комнатах, где проживали бессемейные строители и хранили свои инструменты. Мы не можем не согласиться с М. Райхенспергером, утверждавшим, что «чувство единения предшествовало процессу создания лож» (70).

Обычно основателем первых лож называют аббата Вильгельма фон Хир-шана (1000—1091), герцога Шерена, который во времена строительства аббатства Хиршан объединил рабочих и ремесленников разных специальностей, поселил их в монастыре и обучил основам мастерства для успешного завершения строительства.

ФРАНЦИЯ

Начиная со второй половины XII в. в Европе начинают появляться братства строителей и гильдии взаимопомощи. Они возникали в северной Франции, Париже и окрестностях, Англии и Германии. Их появление совпало с возникновением в Европе нового архитектурного стиля — готики. Истоки стиля относят к строительству в 1157 г. коллегиатской церкви Нотр-Дам в Во, в городке Шалон на Марне в провинции Шампань (71). Братства строителей во Франции выстояли перед натиском бурного раннего Средневековья и ударами в период Столетней войны, пережили периоды дезорганизации, а исчезли только тогда, когда Франциск I повелел своим указом 1539 г. их распустить.

АНГЛИЯ

В 1174 г. после пожара в клиросе Кентеберийского собора — кафедрального собора английской церкви — архитектор Вильгельм из Сена (Сеносенсис) начал его перестройку в раннем готическом стиле (74). Оперативные английские масоны по примеру своих французских собратьев начали создавать свои братства: пароли и тайные знаки существовали у их членов, они создавали свои собственные ритуалы, чтобы избежать внедрения чужаков. Вот как описывает их английский историк начала XX в.:

«Они объединялись в первую очередь по принципу взаимопомощи, равноправия, и с того момента, как они становились братьями, они получали равные привилегии, права на собственность в организации. В случае необходимости они могли просить материальной помощи из фондов братства. Их правом было также участвовать в ежегодном собрании гильдии или цеха, осуществлять там свои посвящения в таинства, обсуждать и совершенствовать положение в корпорации и выбирать руководителей братства из числа наиболее подготовленных.

Встречи масонов проходили ежедневно. Они встречались на рассвете: мастер располагался на восточной стороне, а члены садились вокруг него полукругом. После молитвы каждому объясняли характер его работы и способ, как ее осуществлять. Ночью они вновь собирались на молитву, после которой каждый рабочий получал свой дневной заработок. Не существовало каких-либо специальных помещений для их собраний — при плохой погоде они собирались в монастыре или под каким-ни-

будь укрытием; при хорошей — на свежем воздухе, обычно у склона холма, чтобы никто посторонний не мог услышать их разговоры» (75).

Английские масоны за всю свою историю назывались по разному: сначала — Coementarius, в 1212 г. — Scultores Lapidum Liberorum, в 1350 г. — Freestone-mason (76), в 1396 — Lathomos vocatorfreemaceons, а в 1435 —franc-masons.

Начиная с 1360 г. королевская власть, усмотрев в собраниях строителей-ка-менщиков угрозу оппозиции, начинает на них гонения. В правление Эдуарда III (1327—1377) в их отношениях наступает котроткий период примирения: король поддерживал франкмасонов с целью дать новый импульс церковному строительству и лично изучить принципы их объединений. С 1389 г. за масонами начинают усиленно следить шерифы, а в 1436 г. принимается парламентский акт, в результате которого усиливаются репрессии в их отношении. Однако именно тогда масоны получают поддержку и покровительство главы английской церкви — Кен-теберийского епископа.

С 1440 г. франкмасоны принимают участие в строительстве Росслинской часовни (78) под руководством сэра Уильяма Сен Клера, семья которого происходила от Великого магистра ордена тамплиеров, французского рыцаря Уго де Пай-ена. Работы прервались в 1484 г. из-за смерти У. Сен Клера (79).

В 1495 г., в правление Генриха VII, выходит еще один парламентский акт, запрещающий масонам общение с помощью тайных знаков. А в 1549 г. английские власти приравняли франкмасонов к обычным рабочим. Несмотря на это, Великий мастер ордена, Томас Сэквиль, до 1567 г. совершал поездки в Италию для изучения чертежей и макетов новых построек, которые он привозил в Англию.

В годы правления Якова I английского и VI шотландского Уильям Хемберт, граф Пемброкский, посетил Италию вместе с Иньиго Джонсом (80), молодым художником, который, потрясенный творчеством Палладио, решил посвятить себя полностью архитектуре. В 1607 г. Джонс был назначен главным интендантом английского королевского дома и по предложению короля Якова I — Великим мастером франкмасонов, коим он оставался до 1618 г. Вместо ежегодных собраний масонов Джонс разработал календарь, согласно которому масоны собирались три раза в год: 24 июня (Сан Хуан), 27 декабря (Сан Мигель) и 25 марта (Успение). Именно при Джонсе в 1600 г. Джон Босуэлл, в 1641 г. сэр Роберт Морей, а в 1646 г. сэр Элиас Эшмоул — первые люди, не принадлежавшие к братству масонов — были приняты в их ложи (81).

Уильям Престон (82) цитирует одно любопытное письмо Томаса Найпа, автора биографии Эшмоула, в котром тот говорит о масонах следующее:

«нельзя отрицать способность масонов выделяться всегда, даже в самые жестокие и трудные времена. Их потрясающий союз, их готовность помогать друг другу, какова бы ни была разница в их положении, их несокрушимое упорство в сохранении своих тайн спасали их даже в самые сложные эпохи, во времена потрясений и преследований... Следует также заметить, что во все времена масоны были верными подданными и даже тогда, когда сила попирала законы, когда сами предатели казнили якобы за предательство тех, кто оставался верен своей клятве, они благородно сносили все жестокости» (83).

С этого момента — с момента посвящения в масоны английских дворян — начинается новый период в истории этой организации — переход от оперативного масонства к современному спекулятивному масонству и процесс прогрессивной трансформации их лож, что, соответственно, привело к изменению характера их деятельности.

В 1660 г. в Англии была восстановлена монархия. Масонский орден оказался одним из основных катализаторов этого процесса, поскольку Карл II был посвящен в масоны еще в период ссылки, и стал называться Arte Real. 27 декабря 1663 г. на общем собрании масонов в Йорке, на котором присутствовало большое число влиятельных лиц (84), для регулирования деятельности ордена был принят специальный регламент (85). Через три года, во время реконструкции Лондона, вызванной пожаром 1666 г., сэр Кристофер Рэн, последний Великий мастер оперативного масонства, не только осуществлял восстановление города, уделив особое внимание строительству Собора Св. Павла, но и руководил процессом, в результате которого в 1717 г. четыре старинные ложи английской столицы объединились в Великую ложу Лондона.

ГЕРМАНИЯ

Первым сооружением в готическом стиле в Германии стала церковь Св. Гидеона в Кельне, построенная с 1212 по 1227 г. (86). Примерно годом раньше в Германии была организована первая ложа франкмасонов (87), хотя первое документальное подтверждение о ней относится только к 1459 г. (88). В 1326 г. авиньонский консилиум высказался за ее запрет, подчеркнув следующее:

«...В некоторых местах нашей провинции встречаются люди, и дворяне, и простолюдины, которые под названием «братств» образуют союзы, общества, коалиции, запрещенные как церковным, так и светским правом. Они собираются раз в год в разных местах для проведения встреч, во время которых произносят клятву оказывать друг другу во всех ситуациях взаимопомощь. Иногда, одетые в особые одежды и обмениваясь тайными знаками, они выбирают из числа членов своего руководителя, которому клянутся повиноваться во всем. Это способствует беспорядкам, потому что совершаются преступления и ограбления» (89).

В XIII в. известный схоласт Альберт фон Больштедт, более известный под именем Альберта Великого, проживавший с 1249 г. в Кельне, занялся изучением тайных знаков масонов, посвятив жизнь составлению языка символов архитекторов древности и его использованию в архитектурных сооружениях готики. Опираясь на эти знания, он изобрел систему символов, характеризовавших профессиональные нормы и порядок работы архитектора и строителя. Благодаря этому немецкие средневековые строители (90), обычно неграмотные, имели возможность с помощью этих символов передать свои знания тем, кого они считали достойным быть принятым в это элитарное братство (91). Эта символика достаточно хорошо различается в некоторых немецких храмах, например, в куполе кафедрального собора Вюрцбурга, где находятся колонны, копирующие те, которые столи по обеим сторонам портика в храме Соломона (93), в церкви Добе-ран в Мекленбурге (94).

Братство строителей существовало в Германии до XVIII в., когда 16 марта 1717 г. оно было распущено.

ИСПАНИЯ

Как и франкмасонство в целом, испанское масонство окутано тайнами и легендами, особенно в вопросе происхождения. Первое свидетельство о присутствии масонов на современной территории Испании принадлежит Роберту Макою, который, рассказывая об эпохе сооружения Второго Иерусалимского храма во времена Зоробабеля, говорит буквально следующее: «С этого времени братство путешествующих масонов проникло в Грецию, Рим, Испанию и другие страны, где их способности сооружать великолепные здания были востребованы» (95).

Академик и проессор Висенте де Лафуэнте, автор «Истории секретных и современных обществ Испании, особенно франкмасонских» (96), находил корни ордена в иудаизме, который, по его мнению, привел к зарождению вальденсов, альбигойцев, храмовников и Интернационала. Лафуэне не был посвященным и не мог проникнуть в тайны франкмасонов изнутри. По этой причине он относился к масонству как к причине всех ересей, возникавших в лоне католической церкви.

Пино утверждал, что франкмасонство прошло в своем развитии два периода: в первый оно существовало в эпоху конфуция, Зороастра, Сократа, Платона и Марка Аврелия, второй период продлился до Константина и его наследников (97).

Арус и Ардериус видели его происхождение в строительстве первого Иерусалимского храма во времена Соломона и представляли над суд читателя коллекцию ритуалов и принципов масонов (98).

Йозеф Гайдн и Бенджамин Висент выдвигают только один тезис о происхождении испанского масонства, заявляя: «Считается, что архитекторы магометанской веры, пришедшие с африканского побережья, привнесли в Испанию масонство к IX в.» (99). Николас Перес-и-Диас в работе «Испанское франкмасонство. Историко-критический очерк об испанском Ордене франкмасонов от его происхождения до наших дней» относит происхождение масонов в Испании к XIII в., приводя примеры строительства церкви Благовещения в Авиле, известную в народе под названием «Часовня Мозена Руби из Бракамонте» (100).

Правда, далее он указывает на присутствие оперативных масонов в Испании в XI и XII вв., подчеркивая, что папа Николай III подтвердил привилегии Ордена в 1270 г. (101). Кроме того, он публикует дворянский герб семьи Серда и Карва-халь, потомков Мозена Руби (102).

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Вниманию читателей предлагается первая часть статьи проф. А.Л. Энсинаса Мораля. Продолжение статьи будет опубликовано в Вестнике РУДН. Серия «Всеобщая история». — 2010. — № 2.

(2) Anderson J. The Constitutions of the Freemasons. — L., 1723. Есть также 2-е изд. этого труда, испр. и доп. — L., 1738.

(3) Oliver G. Antiquities of Freemasonry. G. and W.B. Whittaker. — L., 1823.

(4) Preston W. Illustrations of Masonry. — L., 1772. Всего было 9 изданий: 1772, 1775, 1781, 1788, 1792, 1796, 1801, 1804, 1812.

(5) Genesis XI, 1—9.

(6) Он правил около 2500 до н.э. Borger R. Zur Ausprache des Gottesname Ninurta. — «Orientalia», 1961. Его ассоциируют с ассирийским царем Тукулти-Нинурта I, который правил с 1244 по 1208 г. до н.э.

(7) Blaschke J., Rio S. La verdadera historia de los masones. — Barcelona: Planeta, 2006. — P. 74.

(8) Mystagog. Osnabruck, 1789; La Francmasoneria en sus semejanzas con la religion de los anti-guos egipcios. por Roghellinini de Schio, traducido por Acerellos (Karl Kossler), por J. Schau-berg, ano 1° y 2 y su Simbolico.

(9) La Francmasoneria traida a su verdadero origen, o la antiguedad de la Francmasoneria pro-bada por la explication de los misterios antiguos y modernos. — P., 1814.

(10) Knight C., Lomas R. The Hiram key. Pharaons, freemasons and the discovery of the secret scrolls of Jesus. — Gloucester, Massachusetts, Fair Winds Press, 2001.

(11) Historia general de la Masoneria. — P., 1851.

(12) См. подробнее: Wallis Budge E.A.. An Egyptian hieroglyphic dictionary. — New York: Dover Publications, 1978, 2 vols. — Vol. I. — P. 30b, 40b, 118b, 432a.

(13) В То

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты