Спросить
Войти

Курс истории России для иностранных граждан как инструмент евразийской интеграции

Автор: указан в статье

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

КУРС ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Р.А. Арсланов

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Россия, Москва, 117198

В статье рассматривается роль курса истории России как средства, способного оказать влияние на интеграционные процессы стран СНГ. Отмечается, что изучение гражданами постсоветских государств Средней Азии, приезжающими на работу в Россию, ее традиций и культуры дает им возможность адаптироваться к общественной жизни страны пребывания. Вместе с тем подчеркивается, что общее историческое знание создает условие для преодоления этнокультурных барьеров и становится одним из духовных факторов евразийской интеграции. Особое внимание уделяется содержанию курса, в котором на конкретных исторических примерах показывается, что Россия создавалась и развивалась благодаря единению и взаимодействию различных народов.

Основную массу иностранных граждан, приезжающих сегодня работать в Россию, составляет молодежь из бывших советских республик Средней Азии. Многие из них ничего не знают о прошлом страны пребывания, ее культуре и традициях и зачастую не владеют русским языком. Изучение истории России предполагает ознакомление с ее основными вехами развития, традициями и культурой, без чего невозможно достичь понимания окружающих социокультурных реалий, а следовательно, и адаптироваться к жизни современного российского общества. Более того, получив общее знание о России, в состав которой в разное время входили и ныне суверенные постсоветские государства, иностранные граждане увидят переплетение судеб русского и других народов в прошлом, что может оказать влияние на интеграционные процессы в настоящем.

При этом следует учесть крайне неоднозначное отношение самого российского общества к приезжающим в страну иностранным трудящимся, которые нередко воспринимаются как лишняя обуза, требующая неоправданных расходов, сеющая национальные распри и пр. К тому же оппоненты идеи необходимости изучения иностранными гражданами истории России полагают, что эта мера не только не поможет иностранцам адаптироваться, но и вызовет у них лишь раздражение, способное усилить негативное отношение к российским реалиям.

Однако в ходе острой дискуссии возобладало мнение о необходимости обучения иностранцев не только русскому языку, но и основам истории и права России. При этом отмечалось, что именно привлекательность образования и его ценность

могут стать мощным фактором преодоления социальной замкнутости мигрантов, а освоение русского языка и основ национальной культуры — непременным условием их жизни и работы в России. Дело в том, что ознакомление с основами истории России поможет сформировать у иностранных граждан уважительное отношение к российским национальным ценностям, традициям и законам, к государственной символике Российской Федерации, культуре ее народов, без чего невозможно обеспечить их взаимодействие с местным населением, создать атмосферу межнациональной толерантности.

В результате 20 апреля 2014 г. был принят Федеральный закон (№ 74 ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который обязал трудовых мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов, сдавать экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации [1]. В соответствии с новым Федеральным законом для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента иностранцы должны представлять документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

С другой стороны, преподавание истории иностранным гражданам необходимо и для самого российского общества. Дело в том, что у человека, не знающего окружающей его социальной реальности, в силу непонимания местных традиций и обычаев могут возникнуть проблемы в отношениях с местным населением. Курс истории как раз и призван способствовать адаптации иностранных граждан. Его же содержание и структура во многом ориентированы на создание духовных предпосылок не только для локальной, но и для евразийской интеграции.

При этом следует учитывать, что после распада СССР в новых независимых государствах были созданы учебники по национальной истории, в которых стали формироваться антироссийские, «мифологизированные представления об исторических процессах на получивших новую государственность территориях» [2]. Так, Киевская Русь как подлинно восточнославянское, принадлежавшее к европейской цивилизации и ставшее колыбелью современной Украины государство, противопоставляется в украинских учебниках «азиатской Владимиро-Московской деспотии», которая к тому же была отлучена от славянских корней.

По словам украинского исследователя А. Портнова, история Украины в школьных учебниках «была определена как последовательное развитие разных форм украинской государственности от Киевской Руси до нынешних времен. Через Запорожское казачество, через проблему отношений с Польшей, Литвой, через Российскую империю, которая, конечно, предстает как поработитель» [3].

Таким образом, в ряде постсоветских стран школьная историческая программа оказалась нацелена на формирование у учащихся крайне негативных представлений о российском государстве и русском народе, что превращает историю в инструмент ненависти и насилия. В результате на Украине после распада СССР выросло поколение, которое стало воспринимать Россию как колониальную империю, поработившую «свободолюбивый, талантливый украинский народ», как источник современных его бед и страданий [4].

В этой связи весьма характерными стали обвинения, выдвинутые в адрес России доктором наук В. Дашкевичем. По его словам, Россия виновата в «краже» украинской истории, совершенной с целью деформировать национальное сознание. «Московские, а позднее русские цари, — утверждает он, — понимали, что без великого прошлого невозможно создать великую нацию, великую империю. Для этого нужно было украсить свое историческое прошлое и даже присвоить чужое. Поэтому московскими царями, начиная с Ивана IV (Грозного), была поставлена задача присвоить историю Киевской Руси, ее славное прошлое и создать официальную мифологию Российской империи». Целью же этого «присвоения» являлось «полное уничтожение Украины — ее истории, языка, культуры... На протяжении веков людям внушали и внушают мысль, что Российское государство и российский народ берут начало от великого княжества Киевского; что Киевская Русь — колыбель трех братских народов — русского, украинского и белорусского; что россияне по закону «старшебратства» имеют право на наследие Киевской Руси. Этой жалкой ложью до сих пор пользуется российская историография и государственные деятели России, а также «пятая колонна» на Украине, в которую входят коммунисты и почти все регионалы в Верховной раде» [5].

Именно школьные учебники формировали у украинской молодежи чувство исторической исключительности, внушали ненависть к «москалям», превращая в послушное орудие националистических сил.

В Узбекистане школьные программы по истории замалчивают тесные связи среднеазиатских народов с Россией. Даже общие страницы совместной борьбы в годы Великой Отечественной войны подвергаются забвению. Дореволюционная Россия, а затем СССР предстают империалистическими государствами, использовавшими Среднеазиатский регион лишь как источник дешевого сырья, подавлявшими национально-освободительные устремления его народов и в итоге обрекшие его на экономическую отсталость. При этом авторы узбекского учебника пытаются доказать, что вся территория Среднеазиатского региона является узбекской, а существование остальных независимых государств на этой территории стало результатом заговора, организованного русским царизмом и советским большевизмом, которые преподносятся в качестве главных врагов узбекской независимости [6].

В учебнике утверждается, что «завоевание Российской Империей ханств Средней Азии привело к упадку на данной территории, серьезному отставанию во многих сферах от развитых стран мира, попранию национальных ценностей. Колониальная политика в крае отличалась тем, что в интересах империи упор делался на то, чтобы основная часть местного населения была обречена на неграмотность и отсталость. Хлопкоперерабатывающая, горнорудная промышленность, железнодорожный транспорт и другие отрасли, созданные в годы колониальной зависимости, были направлены на обеспечение потребностей царской России. Вывоз продукции этих предприятий создал непреодолимый барьер на пути получения доходов и совершенствования своего производственного процесса. Вынужденная конкуренция с ввозимыми из России промышленными товарами привела к разорению и кризису кустарно-ремесленного производства Туркестана, что, в свою очередь, еще более усилило зависимость края от России» [7]. Кстати, сама

массовая волна трудящихся мигрантов из стран СНГ в современную Россию предстает в трактовке официальных историографов ряда среднеазиатских республик как следствие их колониального прошлого.

В результате воздействия школьных учебников истории иностранные граждане приезжают в Россию со сформировавшимися представлениями о ее «исторических преступлениях», предвзятым взглядом на историю, культуру и современную политику страны. Естественно, что под влиянием полученных «знаний» они, как минимум, будут настороженно воспринимать окружающую их социальную среду, не смогут толерантно относиться к носителям иной культуры, а это явится препятствием не только на пути их адаптации к российским реалиям, но и к общению с представителями других мигрантских сообществ.

Таким образом, знание основ истории России дает иностранным гражданам возможность не только объективно рассмотреть прошлое страны приема, осмыслить подлинное содержание отношений ее исторического центра и национальных окраин, но и сформировать ценностные ориентации, толерантное восприятие представителей других народов и конфессий, без чего невозможно их участие и в трудовой деятельности, и в межкультурном взаимодействии на территории РФ. Освоение курса истории, ведущее к формированию общего знания, может влиять на складывание такого императива поведения, который будет способствовать объединению людей разных этносов и религий, поможет преодолению их этнокультурной разобщенности. Осознание себя, благодаря постижению общей исторической судьбы, частью цивилизационного целого создает определенные духовные предпосылки для воссоздания этого целого. Таким образом, знание русского языка и русской истории становится важнейшим средством не только социальной идентификации, но и преодоления барьеров, отделяющих миграционные сообщества от местного населения, да и друг от друга.

Освоение курса истории помогает иностранным гражданам найти в прошлом общие корни развития своего и русского народов, осознать факты, свидетельствующие о переплетении их судеб, что является важнейшим духовным фактором евразийской интеграции.

Изучение истории России предполагает создание определенных условий для гармоничной социокультурной адаптации иностранных граждан к российскому обществу, а в перспективе и для складывания духовных предпосылок евразийского сообщества.

Учитывая сложность освоения курса истории, особое внимание при его разработке обращалось на доступность и лаконичность изложения исторического материала. Естественно, что при создании учебного модуля использовался накопленный за долгие годы методический опыт обучения истории иностранных граждан в России [8]. Но специфический характер аудитории, низкий уровень ее общегуманитарной подготовки заставляли искать свои методические решения. При этом особенное внимание уделялось содержанию курса, призванному не только стимулировать познавательный процесс, но и способствовать решению интеграционных задач.

Основными линиями, проходящими через все темы курса, стало выявление и подчеркивание многонационального характера России, изложение взаимоотношений русского народа с другими народами, вошедшими на разных этапах истории в состав Российского государства, созидание и распространение культурных ценностей, определявших не только национальную идентичность, но и духовное взаимодействие между этносами России.

Особое место в курсе отводится тем событиям, в ходе которых наиболее ярко проявлялись лучшие качества русского народа: трудолюбие, патриотизм, умение жертвовать личным благом для достижения общих целей, стремление защитить слабого и оказать помощь нуждающимся, способность преодолевать различного рода трудности и пр. Все эти качества сыграли решающую роль не только в формировании мощного государства и объединении в его границах различных народов, но и в создании великой культуры, влиявшей на их историческое развитие.

Вся история России, представляющей собой крупнейшую многонациональную и поликонфессиональную страну, буквально пронизана многогранными отношениями различных народов. Естественно, что в содержании курса особое внимание уделяется взаимодействию народов России, их культур и религий, подчеркивается необходимость укрепления экономических, социальных и культурных связей как одного из решающих факторов постсоветской интеграции. Уже в первой теме курса история образования и развития Древнерусского государства — Киевской Руси — предстает как результат усилий различных народов, межнационального синтеза, основанного на взаимном интересе и взаимном сотрудничестве земледельцев-славян, скотоводов-тюрок, финнов-охотников, воинов и торговцев норманн. Подчеркивая многонациональный характер российского государства, которое изначально складывалось на славянской основе как симбиоз восточнославянского, тюркского, финно-угорского компонентов, внимание в курсе истории акцентируется на том, что объединяло разные народы, населяющие Россию. Прежде всего, это культурные контакты, взаимодействие в хозяйственной и торговой сферах, взаимовлияние в быту, религиозная толерантность, отсутствие у русского народа чувства национального и расового превосходства.

Естественно, что между племенами и народами существовала и вражда, происходили столкновения, но взаимная заинтересованность в сотрудничестве преобладала, определяя интеграционные процессы и становясь основой складывания централизованного русского государства на территории Восточной Европы. В дальнейшем межнациональное взаимодействие становится одним из факторов создания и развития российской империи [9].

Особое внимание в курсе истории уделяется массовому героизму народов России в освободительных войнах, прежде всего в Великой Отечественной войне. При этом подчеркивается, что общий подвиг, являясь примером гражданственности и самопожертвования во имя Отечества, не только сплотил народы страны, но и, сохраняясь в памяти, может служить фактором их духовного сближения в наши дни. Таким образом, выявление фактов единения народов в борьбе с внешними врагами, значения взаимопомощи и поддержки в трудные годы экономических и политических потрясений в прошлом создает историческую предпосылку для их интеграции в настоящем.

В курсе истории подчеркивается и поликонфессиональный характер российского государства, приводятся примеры сотрудничества православных, мусульман, представителей других конфессий в деле защиты России от врагов, в создании памятников культуры, в развитии науки и образования. Следует обратить внимание и на то, что формирование советской элиты происходило в результате действия не столько национальных, сколько социальных и профессиональных критериев отбора.

В курсе истории России приводятся материалы, опровергающие выводы и суждения тех авторов учебников ряда постсоветских государств, которые останавливались лишь на негативных последствиях «колониального прошлого», например, Среднеазиатского региона. На основе исторических фактов обосновывается идея, согласно которой пребывание различных народов в составе Российского государства, а затем в СССР в целом имело для них положительное значение. Прежде всего, обеспечивалась безопасность от внешних врагов, в ряде регионов ликвидировалось рабство и прекращались внутренние смуты, создавались условия для экономического и культурного развития, распространения просвещения, образования, здравоохранения и т.д.

Таким образом, лейтмотивом преподавания истории для граждан стран СНГ стала идея, что Россию создавали представители разных народов и конфессий, а сложившаяся традиция сотрудничества, получив новый импульс развития, может стать одним из решающих факторов их духовной и экономической интеграции. В результате изучения истории у иностранного гражданина должно сложиться ощущение, с одной стороны, своей востребованности в российском обществе, а с другой — ответственности за будущность отношений между народами.

Знание истории России и ее культуры позволит иностранному гражданину выработать стратегию толерантного межличностного взаимодействия в соответствии с традициями и обычаями российского общества, опытом межнационального сотрудничества, проходящего через всю историю страны.

Более того, изучение истории России позволит противостоять некоторым негативным последствиям процесса глобализации, ведущего, например, к утрате ряда культурных и национальных традиций, девальвации ценностей семьи, бескорыстной дружбы и взаимопомощи, к нарастанию безнравственности и засилью массовой культуры.

Таким образом, изучение основных событий прошлого России определяется необходимостью установления внутренних связей в ее истории, определения роли сотрудничества народов в прошлом страны без чего невозможно, с одной стороны, осмысление национальной идентичности, а с другой — создание духовных предпосылок для постсоветской интеграции.

Литература

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. № 74-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/04/23/inostrantsy-dok.html.

[2] Керов В.В. «Украина-Русь», «финно-угорские колонии» и белорусские национальные обычаи: обоснование государственного суверенитета в официальных учебниках по национальной истории Украины и Беларуси // Вестник РУДН. Серия «История России». — 2013. — № 1. — С. 124—132.

[3] Портнов А. О проблемах постсоветской исторической науки на Украине. URL: http://www.polit.ru/article/2013/03/31/ps_sc20_portnov.

[4] Уроки украинского. Чему учат школьников учебники украинской истории? URL: http://sputnikipogrom.com/russia/ua/10331/ua-textbooks; Серник И. Россия в украинских учебниках истории. URL: http://www.contrtv.ru/common/1838.

[5] Дашкевич Я. Как Московия украла историю Киевской Руси-Украины (доклад доктора исторических наук). URL: http://universum.lviv.ua/journal/2011/6/dashk.htm.

[6] «История Узбекистана» для 9-х классов средних общеобразовательных школ / Отв. ред. Д.А. Алимова. — Ташкент, 2010.

[7] Бейлис Максим. «Новая история» Узбекистана: Мифология каримовских времен. 27.09.2 011. Фергана. URL: http://www.fergananews.com/articles/7112.

[8] Колосницына Г.В., Кастелина И.П. От Руси к России: Учеб. пособие по русской истории IX—ХШ вв. для иностранных учащихся. — МГУ. Центр международного образования. 2004; Кастелина И.П., Парфенова И.А., Рагульская Г.В. История России: Учеб. пособие для иностранных студентов. — МГУ. Центр международного образования, 2005; Третьякова И.А. История России с древнейших времен до февраля 1917 года. Часть I. Учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев филологического факультета и слушателей подготовительного отделения / Под общ. ред. А.Ю. Вьюнова. — М., 2009; Третьякова И.А. История России в XX—XXI: Учеб. пособие для студентов-иностранцев. — Ч. II. — М., 2012.

[9] Александров В.А. Политика российского правительства по национальному вопросу (середина XVII—XVIII вв.) // Национальная политика в России. — М., 1992. — Кн. 1: Середина XVII — конец XVIII в.; Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике. XX век. — М., 1998; Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. — М., 2000; Цимбаев Н.И. Россия и русские (национальный вопрос в российской империи) // Вестник МГУ. Сер. 8, История. — 1993. — № 5 и др.

COURSE OF THE HISTORY OF RUSSIA FOR FOREIGNERS AS AN INSTRUMENT OF EURASIAN INTEGRATION

R.A. Arslanov

Department of Russian History Peoples& Friendship University of Russia Mikluho-Maklay str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article considers the significance of teaching the course of history as a means, that can influence the integration process in CIS countries. It is noted that the studying of traditions and culture of the host country helps them to adapt to Russian social life. Besides, it is emphasized that the general historical knowledge creates the condition for overcoming ethnic and cultural barriers and it becomes one of the spiritual factors of Eurasian integration. Particular attention is paid to the content of the course in which specific historical examples show that Russia was founded and developed through the unity and interaction of different nations, traditions and cultures.

REFERENCES

[1] Federal&nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 20 aprelya 2014 g. N 74-FZ. URL: http://www.rg.ru/ 2014/04/23/inostrantsy-dok.html.

[2] Kerov V. V. «Ukraina-Rus&», «finno-ugorskie kolonii» i belorusskie nacional&nye obychai: obos-novanie gosudarstvennogo suvereniteta v oficial&nyh uchebnikah po nacional&noj istorii Ukrainy i Belarusi [«Ukraine-Rus», «Finno-Ugric colony» and the Belarusian national traditions: the justification of state sovereignty in the official textbooks of the national history of Ukraine and Belarus] // Vestnik RUDN. Serija «Istorija Rossii». — 2013. — № 1. — S. 124—132.

[3] Portnov A. O problemah postsovetskoj istoricheskoj nauki na Ukraine [About the Problems of Post-Soviet Historical Science in Ukraine]. URL: http://www.polit.ru/article/2013/03/31/ ps_sc20_portnov.

[4] Uroki ukrainskogo. Chemu uchat shkol&nikov uchebniki ukrainskoj istorii? [What students are taught in Ukrainian history textbooks]. URL: http://sputnikipogrom.com/russia/ua/10331/ ua-textbooks; Sernik I. Rossija v ukrainskih uchebnikah istorii [Russia in Ukrainian history textbooks]. URL: http://www.contrtv.ru/common/1838.

[5] Dashkevich Ja. Kak Moskovija ukrala istoriju Kievskoj Rusi-Ukrainy [As Muscovy stole the history of Kievan Rus-Ukraine] (doklad doktora istoricheskih nauk). URL: http://universum.lviv.ua/ journal/2011/6/dashk.htm.

[6] «Istorii Uzbekistana» [History of Uzbekistan] dlja 9 klassov srednih obshheobrazovatel&nyh shkol / Otv. red. D.A. Alimova. — Tashkent, 2010.

[7] Bejlis Maksim. «Novaja istorija» Uzbekistana: Mifologija karimovskih vremen. [«New History» of Uzbekistan: Mythology of Karimov&s times]. 27.09.2011. Fergana. URL: http://www.fergananews.com/ articles/7112.

[8] Kolosnicyna G. V., Kastelina I.P. Ot Rusi k Rossii. [From Rus to Russia] (Uchebnoe posobie po russkoj istorii IX—XIII vv. dlja inostrannyh uchashhihsja. — MGU. Centr mezhdunarod-nogo obrazovanija. 2004; Kastelina I.P., Parfenova I.A., Ragul&skaja G.V. Istorija Rossii. [History of Russia]. Uchebnoe posobie dlja inostrannyh studentov. — MGU. Centr mezhdu-narodnogo obrazovanija. 2005; Tretjakova I.A. Istorija Rossii s drevnejshih vremen do fevralja 1917 goda. [History of Russia from ancient times until February 1917]. Chast& I. Uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov-inostrancev filologicheskogo fakul&teta i slushatelej pod-gotovitel&nogo otdelenija / Pod obshhej redakciej prof. A.Ju. V&junova. — M., 2009; Tretjakova I.A. Istorija Rossii v XX—XXI: [History of Russia in the XX—XXI]. Uchebnoe posobie dlja studentov-inostrancev. — Ch. II. — M., 2012.

[9] Aleksandrov V.A. Politika rossijskogo pravitel&stva po nacional&nomu voprosu (seredina XVII— XVIII vv.) [Russian government policy on the national issue (mid XVII—XVIIIth centuries.) // Nacional&naja politika v Rossii. — M., 1992. — Kn. 1: Seredina XVII — konec XVIII v.; Vdovin A.I., Zorin V.Ju., Nikonov A.V. Russkij narod v nacional&noj politike. XX vek. [Russian people in national politics. XX Century]. — M., 1998; Kappeler A. Rossija — mnogonacio-nal&naja imperija. Vozniknovenie. Istorija. Raspad. [Russia — a multinational empire. Emergence. History. Decay]. — M., 2000; Cimbaev N.I. Rossija i russkie (nacional&nyj vopros v ros-sijskoj imperii) [Russia and Russians (the national issue in the Russian Empire)] // Vestnik MGU. Ser. 8, Istorija. — 1993. — № 5 i dr.

ИНТЕГРАЦИЯ integration ЛОКАЛИЗМ localism ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ethnic and cultural isolation ТРУДЯЩИЕСЯ МИГРАНТЫ migrant workers КУРС ИСТОРИИ РОССИИ course of russian history
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты