Спросить
Войти

Духоборы и Канада: история и современность: рецензия на монографию

Автор: указан в статье

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

ДУХОБОРЫ КАНАДЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Рецензия на книгу: Сушкова Ю. Н. Под небом Канады. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - 304 с. : ил. + цв. вкл.

Новая монография доктора исторических наук, заведующего кафедрой международного и европейского права, декана юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Ю. Н. Сушковой посвящена анализу жизни наших зарубежных соотечественников - российских духоборов в далекой северо-американской стране Канаде, ставшей для них после эмиграции из России второй родиной. Книга написана на базе широкого круга разнообразных источников. В основном это материалы, собранные автором среди духоборов во время экспедиционной поездки в канадскую провинцию Британская Колумбия в 2004 г с помощью методов непосредственного наблюдения и опроса, а также данные архива и библиотеки Университета г Ванкувер Британской Колумбии: статьи в англоязычных периодических изданиях, книгах, фото- и видеоматериалы.

В предисловии к книге, написанном доктором исторических наук, профессором кафедры этнологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова О. Е. Казьминой, верно подмечено, что «до последнего времени в этнологии практически не рассматривался этнический состав духоборов, поскольку сформировалось представление о них как об особой группе

русского этноса. Лишь в немногих исследованиях говорилось об этнической неоднородности духоборов, объединивших в своих рядах не только русских, но и мордву, поляков, цыган, татар, украинцев и др.» [с. 3].

Ю. Н. Сушкову интересовал прежде всего мордовский аспект проблемы. Автор книги убедительно показывает, что, несмотря на множество общих, присущих всем канадским духоборам, черт, возникших на основе религиозного культа, а также в результате совместной жизнедеятельности, одного языка (русского) и общей многотрудной судьбы, духоборы-мордва, проживая за пределами своей исторической родины, и поныне помнят об этнических корнях и сохраняют некоторые черты мордовской традиционной культуры.

Конечно, современная мордва - народ христианский, православный. Православие глубоко и прочно вошло в жизнь, культуру, традиции многих российских народов, тесно сблизив, объединив русских и мордву В то же время следует отметить, что религиозная сфера жизнедеятельности мордовского народа, как и его история, этнография, археология, сложна и много-планова. Как известно, мордва - народ древний, в России автохтонный, аборигенный, исторически широко расселенный в государстве, издавна живущий вперемешку, по соседству

с другими народами, главным образом с русскими. Вполне естественно, что мордва вместе с русскими включалась в их разнообразные религиозные, часто в литературе называемые сектантскими, движения, довольно многочисленные и географически широко распространенные. Собственных (этнических) религиозных движений (сект) у мордвы не было. Она, как правило, будучи уже крещеной, вступала в различные российские религиозные движения, основную массу приверженцев которых составляли русские крестьяне из соседних с мордовскими сел и деревень.

Степень распространения сектантства среди мордвы до сих пор исследована фрагментарно. Замечу, что нахождение мордвы в составе духовных христиан, особенно в разных странах, куда часть из них в силу многих причин эмигрировала еще в дореволюционный период, а некоторые и в ранний советский - вскоре после революций 1917 г, до сих пор практически не изучалось. В этой связи огромную научную ценность представляет работа Ю. Н. Суш-ковой, приоткрывшая нам еще одну страницу в судьбе мордовского народа.

Е. Н. Мокшина,

доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты