Спросить
Войти

Политическая история улуса Джучи в 1256-1263 годах

Автор: указан в статье

УДК 94"4"(1-4)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УЛУСА ДЖУЧИ В 1256-1263 ГОДАХ

Ж.М. Сабитов

(Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева)

В статье рассматривается целый ряд вопросов по поводу политического развития Золотой Орды в 1256-1263 годы. Рассмотрен вопрос об обстоятельствах смерти Сартака. Предложена авторская позиция по поводу времени смерти Боракчин-хатун. Автором поддержана позиция по поводу смерти Улагчи летом 1259 года, примерно в то же время, что и Менгу-каган. Синхронная смерть двух правителей привела к анархии в Золотой Орде. В результате к власти пришел Берке. На курултае Берке смог победить Туда-Менгу, кандидата от Боракчин-хатун. Приведена авторская позиция по вопросу идентификации «татарского царя Кутлубия», который отмечается в русских летописях в 1259-1262 годах. Уточнена хронология прихода Берке к власти в Золотой Орде. Автором выдвинуто предположение, что два внука Чагатая (Байджу и Сунтай) служили Берке в силу его конфронтации с Алгу. Выделено 4 причины, повлиявшие на решение Хулагу начать войну с Берке. Первой причиной были обещания Хубилая закрепить все завоеванные земли за Хулагу и его потомством. Второй причиной были союзнические отношения с Алгу, правителем Чагатаидского улуса, который склонялся к военным действиям против Берке и Ариг-буги. Третьей причиной были требования Берке по поводу своей доли в завоеванных землях. Четвертой причиной была потенциальная поддержка со стороны Боракчин притязаний Хулагу на трон Золотой Орды. Хулагу начал войну с Берке, но война Алгу и Ариг-буги, а также разоблачение и казнь Боракчин привели к поражению Хулагу в войне. Египетские правители еще с 1260 года пытались установить дипломатические отношения с Берке, но Берке впервые послал письмо египетским властям только в мае 1263 года, спустя 5 месяцев после победы над Хулагу. Это было вызвано боязнью Берке остаться в одиночестве перед коалицией чингизид-ских улусов. Автор предлагает также свою версию идентификации сподвижников Берке. Также автором аргументирована позиция об антиордынском (а не антиимперском) характере восстания на Руси в 1262 году.

После смерти Бату в Улусе Джучи произошел целый ряд событий, подготовивших его к обретению фактической (с начала 1264 года) и формальной (с Таласского курултая 1269 года) независимости от Монгольской империи [28, с. 53; 19; 15, с. 144].

Одним из наиболее дискуссионных вопросов этого периода истории Улуса Джучи является вопрос о том, как умер Сартак. Существуют две версии отравлении: согласно первой версии Сартак был отравлен по приказу Берке, вторая версия гласит, что отравили Сартака по приказу Менгу-кагана. Мы здесь присоединяемся к точке зрения В.П. Костюкова о том, что Сартак был отравлен по приказу Менгу [6, с. 88-89]. Помимо свидетельства Джузджани (который симпатизировал Берке и противоречит армянским проильханидским авторам), есть и свое рациональное зерно. Бенефициаром от смерти Сартака выступала центральная власть монгольской империи. Смерть Сартака не несла никаких политических дивидендов Берке, так как тот был в то время всего лишь правителем своего улуса в Сыгнаке и не имел никаких шансов стать правителем Улуса Джучи при Менгу. Менгу в Улусе Джучи повторил опыт Чагатайского улуса, назначив на место Сартака малолетнего ребенка и женщину-регентшу. В такой ситуации самостоятельность Улуса Джучи сводилась к нулю. Это отметил еще Джа-мал ал-Карши, писавший, что после смерти Сартака правление в Улусе Джучи перешло к каганам [3, с. 120] (центральному монгольскому правительству). Здесь стоит остановиться на генеалогии Улакчи. Согласно Джувейни, Улакчи был сыном Сартака, согласно Рашид ад-дину, Муизз ал-Ансаб и Таварихи Гузидайи Нусрат-наме, Улакчи был сыном Бату. Здесь, скорее всего более права вторая точка зрения, так как у Джувейни имеются ошибки с определением хронологии правления Улакчи (по Джувейни, умер в тот же год, что и Сартак). Судя по всему, Улакчи стал правителем в Улусе Джучи в конце 1256 года, так как уже в этом году у него побывали русский князь Борис. В 1257 году помимо Бориса в Орду приехали и другие князья [13, с. 474-475]. Бо-ракчин была вдовой Бату, но видимо после смерти Бату (во время кратковременного «правления» Сартака, либо уже после смерти Улак-чи) она вышла замуж за Тукана, сына Бату от другой жены (пасынок Боракчин) по праву левирата, так как уже в арабских источниках она значится как жена Тукана, сына Бату. Скорее всего, Улакчи был ее родным сыном от Бату (иначе она не была бы назначена регентшей при нем). Е.П. Мыськов считает, что Улакчи умер в 1259-1260 годах, на основе сообщения Рогожского летописца, датировавшего его смерть 6767 годом [11, с. 74]. Если посмотреть первоисточник, то можно заметить следующее сообщение: «в лето 6767 (года) царь Оулач1а (Улакчи) умре, а Кутлубеи сел на царство». Также отмечается, что тем же летом из Орды пришли Берке и Кацик, прося десятину, но они были выгнаны. [14, с. 32]. Таким образом, мы можем достоверно датировать смерть Улакчи летом 1259 года, примерно в то же время, что и смерть Менгу-кагана. Е.П. Мыськов считает, что Улакчи умер не естественной смертью, в результате возможного заговора сторонников Берке [11, с. 76-77]. Р.Ю. Почекаев считает, что прямых оснований для обвинений Берке в смерти Улакчи нет [20, с. 39], но позже Почекаев Р.Ю. и Почекаева И.Н. высказали идею, что есть все основания полагать, что Улагчи был отравлен Берке [17, с. 171]. Здесь стоит отметить, что ни в одном первоисточнике таких сообщений об отравлении Улакчи нет, и все домыслы о роли Берке в смерти Улакчи являются беспочвенными. Если бы у современников Берке были какие-либо основания (к примеру, слухи) для таких заявлений, они обязательно остались бы зафиксированными в источниках, тем более среди исторических сочинений, написанных в Ильханате (к примеру, у Рашид ад-дина, стремившегося дискредитировать Берке и обелить Хулагу).

Здесь интересным является упоминание некоего царя Кутлубия. Помимо сообщения о правлении Кутлубия после Улакчи, в 1262 году упоминается сын Татарского царя Кутлубия, который являлся мусульманином [13. с. 476]. А.Н. Насонов считал, что Кутлубей это искаженная форма от Кубилай [12, с. 51]. Вернадский Г.В. предполагал, что Кутлубей это имя сборщика налогов, а не хана [1, с. 167], что нам кажется не совсем обоснованным в виду наличия двух независимых друг от друга сообщений о «татарском царе» Кутлубие. По мнению Ю.В. Кривошеева, Кутлубий это ростовский баскак Кутлук-буга [8, с. 193] По нашему мнению данный Кутлубий (Феннел Д. называет его Кутлу бегом [31, с. 161]) был джучидом, владельцем улуса, который в условиях анархии после синхронных смертей Мен-гу-кагана и Улакчи в 1259 году, «замкнул на себе» управление русскими землями. И только после воцарения Берке (когда именно неизвестно, возможно, в конце 1261 - начале 1262 года) он подчинился Берке. Его можно отождествить с Кутлук-бугой, сыном Бахадура, сына Шибана, сына Джучи [9, с. 42; 25, с. 241; 4, с.104; 4, с. 428].

Большинство исследователей исходят из того, что после смерти Бату, Берке начинает претендовать на власть в Улусе Джучи. Некоторые исследователи склоняются к точке зрения о том, что Берке захватил власть уже в 1258 году [29, с. 56] вопреки воли Менгу-кагана [20, с. 38-40]. Наиболее детально историография этого вопроса разработана у Е.П. Мыськова [11, с. 74-79], который приходит к выводу, что Берке пришел к власти в конце 1259 года, после смерти Менгу.

Вызывает интерес вопрос о дате смерти Боракчин-хатун. А.А. Порсин косвенно поддерживает точку зрения о более поздней дате смерти Боракчин (позднее лета 1259 года) [16, с. 202]. Почека-ев Р.Ю. и Почекаева И.Н. считают, что Боракчин лишилась власти около 1257 года (после смерти Улакчи) и потом попыталась возвести на престол своего сына от Бату - Тудана (Тукана). Но на престол взошел Берке, и Боракчин начала переписку с Хулагу, приглашая его занять престол Улуса Джучи. Об этом узнали эмиры, и Боракчин была казнена около 1258 года [17, с. 171-172]. Косвенно эту точку зрения подтверждают данные Утемиш-хаджи о том, что после смерти Бату и до воцарения Берке оставался один малолетний претендент Туган, сын Бату [30, с. 96-97]. Однако это не совсем верно. Согласно

части арабским источникам имя кандидата от Боракчин было Туда-Менгу. Об этом пишет Рукн ад-Дин Бейбарс [2, с. 113-114] и Ан-Нувайри [2, с. 122-123], Айни [2, с. 352]. Только Ибн Халдун пишет, что претендентом был Тудан, сын Бату [2, с. 269]. По нашему мнению, у Ибн Халдуна (источник второй половины XIV века) было искажено имя: Туда-Менгу, сын Тогана из более раннего сочинения преобразовался в Тудана у Ибн Халдуна.

Также стоит отметить, что смерть Боракчин арабские авторы тесно связывали с началом войны между Хулагу и Берке. К примеру Ан-Нувайри писал: «война между Берке и Хулагу... Это произошло оттого, что Хулагу получив письмо от Боракчин, жены Тогана, захотел завладеть этим государством. Он снарядился и отправился туда (в Кипчак) с войсками своими, но прибыл уже после умерщвления Боракчин, восшествия Берке на царский престол и утверждения его власти» [2, с. 123]. Битва между пришедшим Хулагу и Берке произошла на Тереке [2, с. 123]. Об этом же пишет и Айни [2, с. 354]. Сам факт переписки Боракчин и Хулагу не должен вызывать сомнений, так как он зафиксирован как у арабских авторов, так и у Уте-миш-хаджи (там вместо Боракчин упомянуты некоторые эмиры [30, с. 96-97]). Кроме того отмечается факт, что перед походом Хулагу отрубил головы послам Берке [2, с. 83]. Это произошло в середине -второй половине 1262 года [16, с. 203; 5, с. 69]. По нашему мнению, этими «послами Берке» были джучиды Балакан, Тутар и Кули, постоянно находившиеся при Хулагу.

Стоит отметить, что египетские правители пытались наладить дипломатические связи и союз с Берке против Хулагу, посылая ему посольства в 659 г.х. (06.12.1260-25.11.1261) [2, с. 88] или в 660 г.х. (26.11.1261-14.11.1262) [2, с. 68]. Берке ответил на эти посольства только в мае 1263 года, спустя 5 месяцев, после победы на Тереке [2, с. 89]. Скорее всего, это было связано с тем, что количество сторонников Ариг-буги сокращалось, и Берке понимал, что без Ариг-буги и новых союзников в окружении враждебных улуса Хулагу и улуса Чагатая, его дни могут быть сочтены. Уже в 1264 году, Ногай был побежден из-за того, что Улус Джучи оказался практически совсем один против объединенных сил улуса Хубилая, улуса Хулагу (войска которого были пополнены 30 тысячным отрядом из улуса Хубилая) и улуса Чагатая [4, с. 152].

Как отмечал ал-Муфаддал, Берке оказывал помощь Ариг-буге против Хубилая [2, с. 146]. Скорее всего, эта помощь была произведена с «санкции» Берке силами джучидов Кок Орды (войска Кутуку, сына Орда-ичена [21, с. 162] и войска Карачара, сына Удура (а не Орда-ичена), сына Джучи [21, с. 160]). Контингенты из Ак Орды и Боз Орды (подробнее о соотношении Орд [22, с. 60-72]) вряд ли оказывали поддержку Ариг-буге в силу географической отдаленности.

Политическое противостояние Берке и Хулагу не возможно рассматривать в отрыве от взаимоотношений того времени между Берке и Алгу, правителем улуса Чагатая. Как известно, Алгу изначально был ставленником Ариг-буги, но со временем его предпочтения изменились. В намечавшемся конфликте Берке пытался помирить Худагу и Алгу с одной стороны и Ариг-бугу с другой стороны [21, с. 162]. Как писал Рашид ад-дин: «А в то время Хулагу и Алгу склонялись на сторону каана (Хубилая) и беспрерывно посылали друг другу гонцов. Хула-гу-хан посылал гонцов к Ариг-Буке, сердился и сдерживал его, он посылал также гонцов и к каану, точно так же и Алгу посылал гонцов, а когда узнал, что Кайду и Кутуку находятся на стороне Ариг-Буки, несколько раз нападал на них и отгонял [их]. В то время каан послал Хулагу-хану и Алгу [следующее] сообщение: "В областях смута. От берегов Джейхуна до ворот Мисра войском монголов и областями тазиков должно тебе, Хулагу, ведать и хорошо охранять, оспаривая славное имя наших дедов. С той стороны Алтая и до Джейхуна пусть охраняет и ведает улусом и племенами Алгу, а с этой стороны от Алтая и до берегов моря-океана я буду охранять". И Берке посылал гонцов к обеим сторонам и примирял их» [21, с. 162]. В 661 г.х. (21.11.1262-09.11.1263) Алгу окончательно порвал с Ариг-бугой и стал сторонником Хубилая. Ариг-буга повел против Алгу войска, потерпев два раза поражения, он в третий раз разбил Алгу. Алгу бежал в Бухару и Самарканд [21, с. 97-98]. Спустя год Ариг-буга ушел из улуса Чагатая. По всей видимости, свои действия Алгу координировал с Хулагу («беспрерывно посылали друг другу гонцов»). Известно, что Алгу, помимо конфронтации с Ариг-бугой, начал конфронтацию с Берке (скорее всего в то же время, что и Хулагу): он убил сына шейха Бахарзи, сторонников и нукеров Берке в период до начала военных столкновений с Ариг-бугой, а эмира Учачара отправили в Хорезм [21, с. 163]. Видимо отряд Учачара был направлен против войск Джучидов в Хорезме. Скорее всего, у Алгу и Хулагу были договоренности начать военные действия против Берке совместно. Они оба казнили сторонников и нукеров Берке (Хулагу уничтожил три джучидских туме-на, а Алгу уничтожил сторонников Берке в Средней Азии) в середине

1262 года. Но Алгу не смог выступить против Берке в 1262 году в силу вторжения Ариг-буги. За год до своей смерти Алгу победил в битве войско Берке и разграбил Отрар (видимо после ухода Ариг-буги в
1263 году). У Рашид ад-дина есть отрывок про переговоры Берке, Ху-лагу, Алгу и Хубилая, которые проходили якобы после покорения Ариг-буги (но при этом «до ссоры Берке и Хулагу») [21, с. 167-168]. По нашему мнению, такие переговоры вряд ли могли иметь место после покорения Ариг-буги. Если они и имели место, то только до середины 1262 года (до войны между Берке и Хулагу) с участием всех 5 участников противостояния.

Также интересно посмотреть на развитие ситуации в контексте восстаний на Руси в 1262 году. Насонов А.Н., Мыськов Е.П. [11, с. 83], Порсин А.А. [16, с. 206], Почекаев Р.Ю. [20, с. 41] считали, что восстания были направлены против Хубилая. Вернадский Г.В. аргументировано критиковал позицию Насонова А.Н. и считал, что восстания были против Берке [1, с. 167]. Кривошеев Ю.В. признал вслед за Насоновым А.Н. возможную причастность Александра Невского к восстаниям [8, с. 197], приводя данные Устюжского летописца [8, с. 196], при этом он не уверен, что восстание было против империи (Хубилая) а не Золотой Орды (Берке) [8, с. 197]. По нашему мнению, восстание было направлено против Берке с надеждой на то, что войска Хулагу и Алгу смогут нанести поражение Берке. Видимо слухи о начале войны между Хулагу и Берке быстро дошли до Руси, пробудив надежду избавления от власти татаро-монгол.

Очень ценным источником информации по этому периоду является сообщение из рукописи Рукн ад-Дина Бейбарса о сподвижниках Берке. Ранее этот вопрос уже затрагивался в некоторых работах [7, с. 187-188; 23, с. 166-167; 26, с. 50-52; 24, с. 250; 27, с. 32].

На данный момент, всю информацию о них можно свести в одну таблицу:

Имя в летописи Рукн ад-Дина Бейбарса Версия отождествления Костюкова В.П. Версия отождествления Сабитова Ж.М.

Дети Будакура Кутлук-буга и Джучи-буга дети Бахадура, сына Шибана Дети Буды, единоутробного брата Берке и Беркечара

Пулад-Кукаджасу - Кукджу, сын Беркечара

Ианшунука - Йису-Бука, сын Беркечара

Правители улусов из Кок-Орды (Огланы левого крыла)

Находящиеся на землях их Кудагу Находящиеся на землях Кутуку, сына Орда-ичена

Караджар Карачар, сын Удура, сына Джучи Карачар, сын Удура, сына Джучи

Танушбуга 1. Либо искаженное Тука-Тимур 2. Либо Джучид, чей улус был перемещен в левое крыло на место улуса Тука-Тимура

Ширамун Ширамун, сын Шингкура Ширамун, сын Шингкура

Бузбаку - Йису-Бука, сын Шингкура

Правители улусов из Боз-Орды (Огланы правого крыла)

Менгкадар со своими ратями и слугами Мингкадар, сын Бувала Мингкадар, сын Бувала

Беккадак-Байнал - Кадак и Байнал, сыновья Шибана

Тукузогул Тукуз, сын Тангута Тукуз, сын Тангута

Кутлуктимур - Кутлук-Тимур, сын Саилкана, сына Шибана

Аджи со своими детьми - Абаджи, сын Курмиши, сына Орда-ичена

Дурбай Урбай-хатун, дочь Берке (возможно правила Крымом), которая позже была выдана замуж за Иззаддина Кайкавуса из Сельджукидов, которого устроили в Крыму [2, с. 357]

Байджу, отправившийся с 10 тысяч -ным отрядом в набег на Хорасан Байджу, сын Метукена, сына Чагатая (родной брат Йисун-Дува (Сунтай))

Байнал-нойон - Айкаку - Кроме этих людей можно выделить следующих сподвижников Берке: Сунтай (Йисун-Дува), внук Чагатая, который был сподвижником Ногая [2, с. 270-271]. По всей видимости, он с родным братом Байджу оказались у Берке после начала конфронтации с Алгу (они были родными братьями Кара-Хулагу и родными дядями Муба-рак-шаха).

Тук-буга, правитель Крыма [2, с. 150]. Его можно отождествить с Тук-бугой туменем, который вместе с детьми Шибана был отправлен еще Бату на Запад [10, с. 227].

Из трех жен Берке, можно предположить, что Кехар-хатун идентична наложнице Джучи, Кагри-хатун из племени Меркит (мать Тука-Тимура) [9, с. 38]. Вполне возможно Берке унаследовал ее по праву левирата.

По нашему мнению, стоит выделить несколько этапов развития политической ситуации в Улусе Джучи в 1256-1263 годах:

1. Сартак, после назначения правителем Улуса Джучи, на место отца, был отравлен около улуса Беркечара (около Сузака), не доехав домой.
2. На место Сартака назначили четвертого сына Бату, малолетнего Улакчи. Регентшей назначили жену Бату Боракчин (мать

Улакчи). Схема правления в Улусе Джучи стала идентичной схеме правления в улусе Чагатая (регентша при малолетнем правителе), что позволило максимально укрепить монгольскую империю за счет снижения сепаратизма. Летом 1259 года Улакчи умирает.

2. С лета 1259 года начинается анархия, вызванная отсутствием как центрального правительства Монгольской империи (умер Менгу-каган), так и отсутствием правительства Улуса Джучи (Улакчи умер, регентские полномочия Боракчин истекли). Видимо тогда Боракчин выходит замуж за Тукана, сына Джучи (а не во время кратковременного правления Сартака). Улус Джучи существует в рамках анархии, когда нет правителя, который признавался легальным. Управление Русью перешло в руки улусного правителя Кутлук-буги, внука Шибана.
3. В это время со своего Сыгнакского улуса в столицу Улуса Джучи приезжает Берке. Он один из немногих сыновей Джучи, которые еще живы на тот момент (наряду с Беркечаром, Чимпаем и другими). Берке обладает как авторитетом старшего (ака), так и большим опытом политической деятельности (принимал участие во многих курултаях и политических событиях).
4. В условиях двоевластия в Монгольской империи (Арик-буга и Хубилай) в Улусе Джучи собирается курултай, на котором Боракчин пыталась выдвинуть претендентом Туда-Менгу, своего пасынка (сын Тукана Кучу-хатун из племени ойрат). Такой претендент не устраивал элиту (дужчидов и эмиров), которые устали от регентства Боракчин-хатун. Здесь можно согласиться с Р.Ю. Почекаевым о том, что, возможно Берке был признан правителем Улуса Джучи с условием того, что Менгу-Тимур, внук Бату становился его наследником [20, с. 58]. Зная о мусульманском вероисповедании Берке, египетские правители, пытаются наладить с ним дипломатическую связь. Берке не отвечает до 1263 года в силу убежденности в единстве Монгольской империи.
5. Берке признает Арик-бугу и принимает участие в переговорах Хулагу и Алгу с Арик-бугой, пытаясь их примерить. Войска Кок-Орды (Кутугу, сына Орда-ичена) оказывают помощь Арик-буге с санкции Берке. Берке выдвигает требования Хулагу вернуть удержанную во времена анархии часть добычи, положенную Улусу Джу-чи в результате похода в Иран.
6. Хулагу и Алгу, соблазненные посулами Хубилая, заключают союз против Берке и Арик-буги. Кроме этого, на решение Хулагу о войне против Берке повлияли требования добычи со стороны Берке, тайные переговоры с Боракчин, поддержка со стороны Алгу (возможно Алгу планировал начать наступление на Берке синхронно с Хулагу, но вторжение Арик-буги спутало все карты).
7. В середине 1262 года Хулагу уничтожает джучидских огланов и их военные контингенты. На Руси подымается восстание против власти Берке. Отвечая на карательный набег Ногая и призывы Боракчин, Хулагу направляет войска в Улус Джучи. Узнав о казни Бо-ракчин и «бездействии» Алгу, Хулагу останавливает продвижение. В битве при Тереке Хулагу терпит поражение и бежит.
8. Осознав свое «геополитическое одиночество», Берке налаживает дипломатические отношения с Египтом в 1263 году. После поражения Ариг-буги в 1264 году Берке начинает печатать монеты с именем халифа Багдада, тем самым показывая свою независимость от Хубилая.

Таким образом, Улус Джучи фактически обрел независимость от Монгольской империи в 1263-1264 годах благодаря усилиям Берке, который подготовил почву для формального распада Монгольской империи в 1269 году на Таласском курултае.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь; ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1997. 480 с.
2. История Казахстана в арабских источниках. Т. 1. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 711 с.
3. История Казахстана в персидских источниках. Т. 1. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 416 с.
4. История Казахстана в персидских источниках. Т. 4. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 620 с.
5. Костюков В.П. Железные псы Батуидов // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск, 2008. № 1. С. 43-97.
6. Костюков В.П. Иранский поход Хулагу: предыстория // Золотоор-дынская цивилизация. Вып. 2. Казань, 2009. С. 69-89.
7. Костюков В.П. Улус Джучи и синдром федерализма // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск, 2007. № 1. C. 169-207.
8. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. Исследование по истории СевероВосточной Руси. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 408 с.
9. Муизз ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 672 с.
10. Мустакимов И.А. «Владения Шибанида Абулхаир-хана по данным Таварихи гузида Нусрат-наме» // Национальная история татар. Теоретико-методологическое введение. Казань, 2009. С. 214-232.
11. Мыськов Е.П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313). Волгоград, 2003. 177 с.
12. Насонов А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 178 с.
13. Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентьевская летопись. Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1926-1928. 580 с.
14. Полное собрание русских летописей. Т. XV. Издание второе. Рогожский летописец. Петроград, 1922. 216 с.
15. Порсин А.А. Отношения между Золотой Ордой и Хулагуидским Ираном во время правления Менгу-Тимура (1266 1282 годы) // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск, 2009. № 2. С. 139-156.
16. Порсин А.А. Причины и ход войны между Золотой Ордой и Хулагу-идским Ираном (1262-1265 годы) // Золотоордынское наследие: Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (ХШ-ХУ вв.)». Казань, 2009. С. 200-210.
17. Почекаев Р.Ю., Почекаева И.Н. Властительницы Евразии. История и мифы о правительницах тюрко-монгольских государств Х11-Х1Х вв. Санкт-Петербург: Евразия 2012. 384 с.
18. Почекаев Р.Ю. Батый. Хан, который не был ханом. Москва, Санкт-Петербург: АСТ, Евразия, 2006. 350 с.
19. Почекаев Р.Ю. Правовое положение Улуса Джучи в Монгольской империи 1224-1269 гг. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.kyrgyz.ru/?page=36
20. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб.: Евразия, 2012. 464 с.
21. Рашид ад-Дин. Сборник Летописей. Т. 2. М.-Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 253 с.
22. Сабитов Ж.М. Кушкумбаев А.К. Улусная система Золотой Орды в Х111-Х1У веках: к вопросу о локализации Ак-Орды и Кок-Орды // Золотоордынское обозрение. Вып. 2. 2013. С. 60-72.
23. Сабитов Ж.М. Берке и его правление в Золотой Орде // Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань: Изд-во «Астраханский университет», 2011. С. 164-169.
24. Сабитов Ж.М. Военное противостояние Ногая и Тохта-хана // Военное дело Улуса Джучи и его наследников. Астана, 2012. С. 246-253.
25. Сабитов Ж.М. Рецензия на новый перевод Муизз ал Ансаб // Золо-тоордынская цивилизация. Вып. 3. Казань, 2010. С. 236-244.
26. Сабитов Ж.М. Улусы Джучидов в 1242-1266 годах // Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Вып. II. Казань: Институт истории АН РТ, 2011. С. 46-63.
27. Сабитов Ж.М. Улусы Шибана и Шибанидов в административной структуре Золотой Орды в Х111-Х1У веках // История, Экономика и Культура Средневековых Тюрко-Татарских государств Западной Сибири. Материалы Второй Международной Конференции (Курган, 17-18 апреля 2014 г.). Курган. 2014. С. 31-38.
28. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. 278 с.
29. Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. Казань: Изд-во Фэн АН РТ, 2009. 232 с.
30. Утемыш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова, Комментарии, указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата: Гылым, 1992. 296 с.
31. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси 1200-1304. М.: Прогресс, 1989. 296 с.

Сведения об авторе: Жаксылык Муратович Сабитов - доцент кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева,

Ph.D. (философия) (010008, Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан); babasan@yandex.ru

POLITICAL HISTORY OF THE ULUS OF JOCHI IN 1256-1263

Zh.M. Sabitov

(L.N. Gumilev Eurasian National University)

The article examines a number of issues of the Golden Horde political development in 1256-1263. In particular, the author considers the circumstances of the Sartaq&s death and presents his own position regarding the death of Borakchin khatun. The author assumes the stance over the death of Ulagchi in the summer of 1259, around the same time as the death of kaghan Mongke. As a result, Berke came to power. On the kurultai, Berke was able to defeat Tuda-Mengu, a candidate supported by Borakchin khatun. The author presents his own identification of the "Tatar tsar Kutluby" mentioned in Russian chronicles in 1259-1262. The article contains a clarification of the chronology of the Berke&s coming to power in the Golden Horde. The author suggested that the two grandsons of Chagatai (Baiju and Suntay) served Berke because of his confrontation with Algu. The author identifies four reasons that influenced the Hulagu&s decision to start a war against Berke. The first reason was the Kublai&s promise to convey all conquered lands to Hulagu and his offspring. The second reason was allied relations with Algu, the ruler of Chaghataid ulus, who was inclined to military action against Berke and Arik-Boke. The third reason was Berke&s requirements regarding his share in the conquered lands. The fourth reason was potential support of the Hulagu&s claims to the Golden Horde throne by the side of Borakchin. Hulagu started a war against Berke, but the war between Algu and Arik-Boke as well as exposure and punishment of Borakchin, led to the Hulagu&s defeat in the war. Starting with 1260, the Egyptian rulers tried to establish diplomatic relations with Berke, but Berke sent the first letter to the Egyptian authorities only in May 1263, 5 months after the victory over Hulagu. This was due to the Berke&s fear of remaining alone against the coalition of Mongol uluses. The author also proposes his own identitication of Berke&s associates. Furthermore, the author believes that the uprising in Rus& in 1262 was directed against the Golden Horde and not against the Empire.

REFERENCES

1. Vernadskiy G.V. Mongoly i Rus& [The Mongols and Rus&]. Tver&, LEAN, Moscow, AGRAF Publ., 1997. 480 p.
2. Istoriya Kazakhstana v arabskikh istochnikakh [History of Kazakhstan in the Arab Sources]. Vol. 1. Almaty, Dayk-Press, 2005. 711 p.
3. Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh [History of Kazakhstan in the Persian Sources]. Vol. 1. Almaty, Dayk-Press, 2005. 416 p.
4. Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh [History of Kazakhstan in the Persian Sources]. Vol. 4. Almaty, Dayk-Press, 2006. 620 p.
5. Kostyukov V.P. Zheleznye psy Batuidov [The Iron Hounds of Batuids]. Voprosy istorii i arkheologii Zapadnogo Kazakhstana [Questions of History and Archaeology of the Western Kazakhstan]. Ural&sk, 2008. No. 1, pp. 43-97.
6. Kostyukov V.P. Iranskiy pokhod Khulagu: predystoriya [The Iranian Campaign of Hulagu: The Background]. Zolotoordynskaya Tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization]. Is. 2. Kazan, 2009, pp. 69-89.
7. Kostyukov V.P. Ulus Dzhuchi i sindrom federalizma [The Ulus of Jochi and Syndrome of Federalism]. Voprosy istorii i arkheologii Zapadnogo Kazakhstana [Questions of History and Archaeology of the Western Kazakhstan]. Ural&sk, 2007, no. 1, pp. 169-207.
8. Krivosheev Yu.V. Rus& i mongoly. Issledovanie po istorii Severo-Vostochnoy Rusi [Rus& and the Mongols. A Study of the History of North-Eastern Rus&]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 1999. 408 p.
9. Mu&izz al-Ansab. Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh [History of Kazakhstan in the Persian Sources]. Vol. 3. Almaty, Dayk-Press, 2006. 672 p.
10. Mustakimov I.A. «Vladeniya Shibanida Abulkhair-khana po dannym Tavarikhi guzida Nusrat-name» [Possessions of a Shibanid, Abul Khair Khan, according to Tavarihi Guzida Nusrat-name]. Natsional&naya istoriya tatar. Teoretiko-metodologicheskoe vvedenie [National History of the Tatars. Theoretical and Methodological Introduction]. Kazan, 2009, pp. 214-232.
11. Mys&kov E.P. Politicheskaya istoriya Zolotoy Ordy (1236-1313) [Political History of the Golden Horde (1236-1313)]. Volgograd, 2003. 177 p.
12. Nasonov A.N. Mongoly i Rus& (Istoriya tatarskoy politiki na Rusi) [The Mongols and Rus& (history of the Tatar policy in Rus&)]. Moscow, Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1940. 178 p.
13. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Vol. I. Lavrent&evskaya letopis& [Laurentian Chronicle]. Leningrad, Akademiya nauk SSSR Publ., 1926-1928. 580 p.
14. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Complete Collection of Russian Chronicles]. Vol. XV. Izdanie vtoroe. Rogozhskiy letopisets [Rogozhsky Chronicler]. Petrograd, 1922. 216 p.
15. Porsin A.A. Otnosheniya mezhdu Zolotoy Ordoy i Khulaguidskim Iranom vo vremya pravleniya Mengu-Timura (1266-1282 gody) [Relations between the Golden Horde and Hulaguid Iran during the Reign of Mengu-Timur (1266-1282)]. Voprosy istorii i arkheologii Zapadnogo Kazakhstana [Questions of History and Archaeology of the Western Kazakhstan]. Ural&sk, 2009, no. 2, pp. 139-156.
16. Porsin A.A. Prichiny i khod voyny mezhdu Zolotoy Ordoy i Khulaguid-skim Iranom (1262 - 1265 gody) [The Causes and Course of the War between the Golden Horde and Hulaguid Iran (1262-1265)]. Zolotoordynskoe nasledie: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politicheskaya i sotsial&no-ekonomicheskaya istoriya Zolotoy Ordy (XIII-XV vv.)» [The Golden Horde Legacy: Proceedings of the International Scientific Conference "Political, Social and Economic History of the Golden Horde (13th-15th centuries)"]. Kazan, 2009, pp. 200-210.
17. Pochekaev R.Yu., Pochekaeva I.N. Vlastitel&nitsy Evrazii. Istoriya i mify o pravitel&nitsakh tyurko-mongol&skikh gosudarstv XII-XIX vv. [The Female Rulers of Eurasia. The History and Myths of the Turko-Mongol States& Female Rulers of the 12th-19th centuries]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 2012. 384 p.
18. Pochekaev R.Yu. Batyy. Khan, kotoryy ne byl khanom [Batu. The Khan Who Was Not a Khan]. Moscow, St. Petersburg, AST, Evraziya, 2006. 350 p.
19. Pochekaev R.Yu. Pravovoe polozhenie Ulusa Dzhuchi v Mongol&skoy imperii 1224-1269 gg. [A Legal Status of the Ulus of Jochi within the Mongol Empire in 1224-1269]. Available at: http://www.kyrgyz.ru/?page=36
20. Pochekaev R.Yu. Tsari ordynskie. Biografii khanov i praviteley Zolotoy Ordy [The Golden Horde Tsars. Biographies of Khans and Rulers of the Golden Horde]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 2012. 464 p.
21. Rashid al-Din. Sbornik Letopisey [Compendium of Chronicles]. Vol. 2. Moscow, Leningrad, Akademii nauk SSSR, 1960. 253 p.
22. Sabitov Zh.M., Kushkumbaev A.K. Ulusnaya sistema Zolotoy Ordy v XIII-XIV vekakh: k voprosu o lokalizatsii Ak-Ordy i Kok-Ordy [System of the Golden Horde Uluses in the 13th-14th centuries: The Question of the Localization of the Ak Horde and Kok Horde]. Zolotoordynskoe obozrenie [Golden Horde Review]. Is. 2. 2013, pp. 60-72.
23. Sabitov Zh.M. Berke i ego pravlenie v Zolotoy Orde [Berke and His Reign in the Golden Horde]. Voprosy Istorii i arkheologii srednevekovykh kochevnikov i Zolotoy Ordy. Sbornik nauchnykh statey pamyati V.P. Kostyukova [Questions of History and Archaeology of Medieval Nomads and the Golden Horde. Collection of articles in memoriam of V.P. Kostyukov]. Astrakhan, Astrakhanskiy universitet Publ., 2011, pp. 164-169.
24. Sabitov Zh.M. Voennoe protivostoyanie Nogaya i Tokhta-khana [The Military Confrontation between Nogai and Tokhta Khan]. Voennoe delo Ulusa Dzhuchi i ego naslednikov [Warfare of the Ulus of Jochi and Its Heirs]. Astana, 2012, pp. 246-253.
25. Sabitov Zh.M. Retsenziya na novyy perevod Muizz al Ansab [Review of the New Translation of Mu&izz al-Ansab]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya [Golden Horde Civilization]. Is. 3. Kazan, 2010, pp. 236-244.
26. Sabitov Zh.M. Ulusy Dzhuchidov v 1242-1266 godakh [The Jochid Uluses in 1242-1266]. Natsional&naya istoriya tatar: teoretiko-metodologicheskie problem [National History of the Tatars: Theoretical and Methodological Problems]. Is. II. Kazan, 2011, pp. 46-63.
27. Sabitov Zh.M. Ulusy Shibana i Shibanidov v administrativnoy strukture Zolotoy Ordy v XIII-XIV vekakh [The Uluses of Shibanids and Shiban and Administrative Structure of the Golden Horde in the 13th-14th centuries]. Istoriya, Ekonomika i Kul&tura Srednevekovykh Tyurko-Tatarskikh gosudarstv Zapadnoy Sibiri. Materialy Vtoroy Mezhdunarodnoy Konferentsii (Kurgan, 17-18 aprelya 2014 g.) [History, Economics, and Culture of Medieval Turko-Tatar States of Western Siberia. Proceedings of the Second International Conference (Kurgan, April 17-18, 2014)]. Kurgan, 2014, pp. 31-38.
28. Safargaliev M.G. Raspad Zolotoy Ordy [Dissolution of the Golden Horde]. Saransk, Mordovskoe knizhnoe Publ., 1960. 278 p.
29. Seleznev Yu.V. Elita Zolotoy Ordy [Elites of the Golden Horde]. Kazan, Fen Publ., 2009. 232 p.
30. Ötemish Hajji. Chingiz-name. Faksimile, perevod, transkriptsiya, tekstologicheskie primechaniya, issledovaniya V.P. Yudina. Podgotovila k izdaniyu Yu.G. Baranova, Kommentarii, ukazateli M.Kh. Abuseitovoy. Alma-Ata, Gylym Publ., 1992. 296 p.
31. Fennel J. Krizis srednevekovoy Rusi 1200-1304 [The Crisis of Medieval Russia, 1200-1304]. Moscow, Progress Publ., 1989. 296 p.

About the author: Zhaksylyk Muratovich Sabitov - Associate Professor, Political Science Department, L.N. Gumilev Eurasian National University, Ph.D. (Philosophy) (010008, Munaytpasov st., building 5, Astana, Kazakhstan); babasan@yandex.ru

ЗОЛОТАЯ ОРДА golden horde БЕРКЕ berke УЛАГЧИ ulagchi БОРАКЧИН ХУЛАГУ hulagu МЕНГУ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты