Спросить
Войти

Зубы и челюсти людей в культурной практике населения эпохи поздней бронзы и раннего железного века с территории лорийской области Армении

Автор: указан в статье

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

УДК 930.26

ЗУБЫ И ЧЕЛЮСТИ ЛЮДЕЙ В КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ НАСЕЛЕНИЯ ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА С ТЕРРИТОРИИ

ЛОРИЙСКОЙ ОБЛАСТИ АРМЕНИИ

HUMAN TEETH AND JAWS IN THE CULTURAL PRACTICE OF THE LATE BRONZE AND EARLY IRON AGE POPULATION FROM THE LORI REGION OF

А.Ю. Худавердян, С.Г. Обосян А-Yu. Khudaverdyan, S.G. Hobosyan

Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения Республика Армения, 0025, г. Ереван, ул. Чаренца, 15

Institute of Archaeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of the Republic of Armenia,

15 Charenc st., 0025, Yerevan

E-mail: akhudaverdyan@mail.ru

Аннотация. Цель работы - понять знаковую нагрузку зубов (и фрагментов челюстей с зубами людей), определить роль и место последних в культурной практике населения эпохи поздней бронзы и раннего железного века. У жителей бассейна р. Шнох в определенных обрядовых контекстах зубы могли использоваться в качестве медиаторов при установлении контактов с потусторонним миром. Возможно, мы сталкиваемся со следами жертвоприношений обитателям потустороннего мира, или зубы были связаны с представлениями о благополучии, плодородии, изобилии. Обнаруженные в погребениях фрагменты человеческих челюстей с зубами имеют сакральный характер. Набор зубов человеческих и животных можно рассматривать как олицетворение плодородия, благополучия и изобилия.

Resume. The paper deals with the burials and ceremonial complexes of the Late Bronze Age and Early Iron Age settlements analysis included such a category of the inventory as human teeth and jaws. The purpose of our work is to understand the symbolic load of teeth (and jaws fragments with human teeth), to define the role of the latter in the cultural practices of the population from Armenia. Teeth could be used as mediators in the interconnaction with the other world among the inhabitants of Shnogh river basin in the certain ritual contexts. Perhaps we are faced with traces of sacrifices to the inhabitants of the other world, or teeth have been associated with the ideas about well-being, fertility, abundance. Fragments of the human jaws with teeth discovered in the burials have a sacred character. The humans and animals teeth can be treated (or considered) as the personification of fertility, prosperity and abundance.

Каждая культура обладает редкостной символической системой, кодирующей наиболее важные, особенные черты конкретного социо-культурного сообщества. В систему кодов входят разного рода обряды, в том числе, и погребальный, отражающий мироощущение человека конкретной социальной среды, исторической эпохи, выявляющий его представления о фундаментальных категориях бытия - жизни и смерти. В каждой археологической культуре существуют стандарты погребального обряда, однако встречаются и нетрадиционные виды захоронений. В этой связи некоторые погребения с бассейна р. Шнох как раз и являются случаями, выбивающимися из традиционного канона погребального обряда. Раскопки в могильниках эпохи поздней бронзы и раннего железного века были проведены в 2006-2014 гг. под руководством С.Г. Обосяна. В настоящее время раскопки могильников - Багери чала (п=32), Барцрял (п=39), Бовер (п=50) -завершены, поэтому мы посчитали возможным провести данное исследование. В могильниках в основном практиковались два типа захоронений - погребения по обряду трупоположения и выставление трупов. В погребениях с сосудами, фрагментами керамики и другими артефактами присутствуют зубы или фрагменты челюстей с зубами людей. Нами зафиксированы три варианта погребений, когда 1) обнаружены зубы, отсутствуют остальные части скелета человека. Это ситуация прослежена в могильниках Бовер - 32% (16/50), Багери чала - 15,63% (5/32) случаев, и в Барцрял - 12,83% (5/39) случаев. В погребениях находились от 28 - 32 зубов, однако в некоторых случаев их количество доходило только до 10. Одна часть человеческих зубов помещались с зубами крупного /КРС/ и мелкого рогатого скота /МРС/, а другая - с украшениями; 2) зафиксированы только фрагменты верхней (Барцрял: пог. 35, женщина 30-39 лет; пог. 68, индивид 20-29 лет) или нижней (Багери чала: пог. 2, мужчина 20-29 лет, Бовер: пог. 33, мужчина 30-39 лет, Барцрял: пог. 75, индивид 30-39 лет) челюстей с зубами; 3) около погребенного уложены "лишние" зубы: молодой мужчина + зубы ребенка 4-6 лет (Бовер, пог. 15). Подобные погребения обнаружены и на памятнике Лори Берд1. С.Г. Деведжян зафиксировала в погребении 4 человеческие зубы вместе с украшениями (в частности, с бусами из аметиста, сердолика, с браслетами /9 серебряных змеиноголо-вых/, с золотой диадемой, намотанной на бронзовую гривну и т.д.). Зубы вместе с украшениями находились кучкой. В погребении 21 обнаружены зубы двух индивидов (взрослого + ребенка), в погребении 62 - фрагмент нижней челюсти с зубами.

В нижеуказанных комплексах с территории Евразии также вместе с костными останками людей выявлены "лишние" зубы, принадлежавшие другому индивиду. В погребении 3 днепро-донецкой культуры кургана 4 могильника Попов Яр-2, был захоронен младенец (до 1 года). Рядом с умершим найдены два сосуда, бронзовая трубочка и зуб человека до 30 лет2. В могильнике сруб-ной культуры из Лабазов 1/3 в одном из 7 основных в кургане находились скелеты двух женщин. В западной части могилы размещались останки женщины 35-45 лет, сопровождавшиеся сосудом и набором украшений. В восточной части кургана находился скелет женщины 18-22 лет, близ которого локализовались сосуд и фрагменты керамики. Перед лицевым скелетом женщины находились 6 зубов ребенка 5 лет3. У носителей срубной культуры (Карабаевка I, 2/9) зуб человека корре-лируется с зубами КРС, МРС и свиньи4. В.А. Подобед с соавторами5 отмечают еще 4 комплекса с территории Поволжья, где фиксируются зубы домашних копытных, помещенные в могилы после их извлечения из черепа. В погребении срубной культуры из могильника Нововасильевка 1/2 на груди мужчины 20-25 лет лежали кусочек медного шлака и 2 зуба старика. Вокруг костяка были рассыпаны астрагалы МРС (161 экз.)6. Есть немало примеров, когда зубы животных находились в погребениях7. Раскопки 2015г. у села Пиджут позволили зафиксировать на зубах свиньи отверстия, свидетельствующие об использовании их в качестве подвесок (рис. 1). Зубы, подвергнутые обработке, могут указывать и на использование их в ритуально-магических целях.

Рис. 1. Подвески с зубами свиньи у носителей из эпохи поздней бронзы и раннего железного века (Пиджут, пог. 15/а, Лорийская область) Fig. 1. Pendands from pig teeth in carriers of Late Bronze and Early Iron Ages (Pidzhut, burial 15/a, Lori region)

В погребениях Лори Берд8, святилище Савин9, на поселении Ботай1, в могильнике Беста-мак2 находились только челюсти человека. В зольнике культуры Ноуа была найдена нижняя че1Деведжян С.Г. Лори-Берд. I. Ереван, 1981. С. 59-60.

2Полщович Ю.Б., Кравченко Е.6., Шдобщ В.А., Усачук А.М., Цимщанов В.В. Дослщження кургатв групи Попов Яр 2 на Донеччит // Археолопчт дослщження в УкраЧт 2011. Кт&в, 2012. C. 215.

^Моргунова Н.Л., Гольева А.А., Евгеньев А.А., Китов Е.П., Купцова Л.В., Салугина Н.П., Хохлова О.С., Хохлов А.А. Лабазовский курганный могильник срубной культуры. Оренбург, 2009.C. 9-10.

4Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Зубы человека в обрядах племен Поволжья эпохи бронзы // Поволжская археология. 2013. N3/5. С. 66.
5 Там же.
6 Ковалева И.Ф. Срубные погребения с наборами альчиков // Исследования по археологии Поднепровья. Днепропетровск, 1991. С. 64, 66.
7 Рослякова Н.В., Косинцев П.А. Археозоологические комплексы из могильников эпохи поздней бронзы Самарского Поволжья // Бронзовый век. Эпоха героев (по материалам погребальных памятников Самарской области). Самара, 2012. C. 376.
8Деведжян С.Г. Указ. соч. С. 44.
9 Потемкина Т.М., Ковалева В.Т. О некоторых актуальных проблемах неолита - ранней бронзы лесостепной и лесной зоны Урала. По материалам V полевого симпозиума (Тюмень, 1991) // Российская археология. 1993. № 1. C. 250.

люсть взрослого мужчины с прижизненно подпиленными зубамиз. Модификация зубов (удаление и подпиливания резцов) отмечена и у античного населения Ширакской равнины4. В святилище городища Глинжень II, относящемся к раннегальштатской культуре Козия-Сахарна, обнаружены многочисленные залощенные фрагменты верхних и нижних челюстей людей с подпиленными или частично вырванными зубами5. По мнению исследователей, после смерти этих людей, части их челюстей с подпиленными или вырванными зубами использовались в качестве амулетов6. При раскопках поселения городецкой культуры близ с. Андреевка, был обнаружен обломок верхней челюсти человека с отверстиями "для надевания на ремень" и 6 зубов, которые находились во фрагменте челюсти7. П.Д. Степанов8 отмечал, что обломок верхней челюсти крепился к конской упряжи и мог являться своеобразным военным трофеем, показателем воинской доблести. А в про-кале надмогильного сооружения 12-го и 13-го погребений Кипчаковских курганов зафиксированы пять подвесок из вырубленных челюстей человека. По мнению А.А. Хохлова, эти украшения были изготовлены из челюстей одного человека: женщины 18-30 лет9. Подвеска, созданная аналогичным образом из фрагмента нижней челюсти, была найдена при исследовании Серенькинского городища эпохи раннего железного века10.

Цель данного исследования - понять знаковую нагрузку зубов (и фрагментов челюстей с зубами людей), определить роль и место последних в культурной практике населения эпохи поздней бронзы и раннего железного века с бассейна р. Шнох.

Зубы и челюсти людей использовались для оказания воздействия. Это относится в сфере т.н. "контагиозной" магии, основным принципом которой является то, что имея у себя чьи-то зубы, можно на любом расстоянии навязать свою волю их владельцу. Магическое использование зубов с положительной целью фиксируется у многих народов11. В Армении традиционно считали, что выпавшие молочные зубы ребенка нельзя выбрасывать. В народе существовало поверье: оставлять зубы ребенка под тахтой с надеждой, что мышка их унесет. Считалось, что после этого у человека будет отличные зубы. Немецкие крестьяне полагали, что если выпавший молочный зуб ребенка засунуть в мышиную норку, ребенок на всю жизнь избавится от головной боли. В ходе другой манипуляции владелец выпавшего (или вырванного) зуба заходил за печь, бросал зуб через голову и произносил: "Дай мне, мышка, твой железный зуб. На, возьми мой зуб костяной"12. А армянские крестьяне бросали зуб, выпавший у ребенка, произнося: "На тебе мышка собачий зуб и дай мне зуб ягненка". В Карелии молочный зуб бросали в щель между стеной и печью (или на колпак печи) и при этом говорили: "Вот тебе, мышка, зуб репный, а мне дай костяной"1з. А хакасы вминали зубы в хлеб, который потом бросали собаке со словами: "Плохой зуб сама возьми, хороший зуб мне дай!"14. У приазовских греков существовала практика подвешивания к "чудотворным" иконам небольших железных, серебряных или медных вотивов. Форма их была разнообразная: в виде фигурок людей, частей человеческого тела (рука, нога, зуб, голова, глаз, сердце)15. М.М. Горбова16 счиФыкушина Г.В., Зайберт В.Ф. Предварительное сообщение о скелетных останках людей с энеолитического поселения Ботай. Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1984. C. 123, 125.

2Логвин А.В., Шевнина И.В. Погребения каменного века могильника Бестамак // Проблемы изучения культур раннего бронзового века степной зоны Восточной Европы. Оренбург, 2009. С. 147.
3 Литвинова Л.В. Антропологический материал из раннегальштатского зольника цитадели городища Глинжень II // Гольцева Н.В, Кашуба М.Т. Глинжень II. Многослойный памятник Среднего Поднестровья. Тирасполь, 1995. С. 92.
4 Khudaverdyan A. Artificial modification of skulls and teeth from ancient burials in Armenia // Anthropos. 2011. Vol. 106 (2). P. 606-607.
5Гольцева Н.В., Кашуба М.Т. ГлинженьП. Многослойный памятник Среднего Поднестровья. Тирасполь, 1995. С. 30-31; Литвинова Л.В. Указ. соч. С. 91-97; Кашуба М.Т. Хлинжень II: свидетельства ритуалов IX-VIII вв. до н.э. в Среднем Поднестровье // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. СПб., 2000. С. 60.
6Гольцева Н.В., Кашуба М.Т. О культурно-хронологической стратиграфии городища Глинжены II // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья V тыс. до н.э. - V в. н.э. Материалы Международной археологической конференции. Тирасполь, 1994. С. 31.
7Степанов П.Д. Археологическая работа в восточной части Мордовской АССР в 1967-1968 гг. // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск, 1974. C. 81.
8 Степанов П.Д. Воинские трофеи в погребениях Андреевского кургана Мордовской АССР // КСИА 1973. Вып. 136.

С. 86-87.

9 Зубов С.Э. Кипчаковский культурно-хронологический горизонт в системе пьяноборской культуры // Уфимский археологический вестник. 2007. Вып. 6-7. C. 79.
10 Иванов В.А. Городище Серенькино - памятник пьяноборской культуры в низовьях реки Белой // Уфимский археологический вестник. 2003. Вып. 4. С. 202.
11Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999. C. 74.
12Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1983. C. 43-44.
13Логинов К.К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М., 2010. C. 121.
14Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. C. 217.
15Горбова М.В. Вотивные привески в собрании Донецкого областного краеведческого музея // Каталог. Донецк, 2003. С. 5, 13; Марiупольськi греки. Скарбина родно&1 культури // Огляд грецько&1 етнографiчноï колекцй& Марiупольського краезнавчого музею. Донецьк, 2005. C. 5, 17.
16Горбова М.В. Атрибуции коллекции вотивов из собрания Донецкого областного краеведческого музея // Збере-ження, дослщження, консервацiя, реставращя та експертиза музейних пам&яток. Науюж доповда VI Мiжнародноï науково-практично&1 конференцй&. Кт&в, 2008. Ч. I. C. 127.

тает, что в акте подвешивания их к иконам проявляется "желание передать болезнь всего организма или какой-то части его изображению".

Существовали также мнения о том, что, воздействуя на зуб, можно нанести вред человеку, которому зуб принадлежал. По этой причине выпавшие или вырванные зубы прятали. Данный обычай зафиксирован у аборигенов Австралии и народов Африки1. Выпавшие зубы южные славяне забивали в ствол дерева (дуба, вербы)2, а предки приазовских греков в торце двери хранили зубы3. Согласно другим этнографическим данным, зубы, хранящиеся в торце двери и/или внутри стены, выполняли три функции: охраняющую, защитную, оберегающую4 .

В зубах концентрируется магическая сила их обладателя. Герой ирландской мифологии Финн мог узнать будущее, дотронувшись пальцем к чудесному зубу, находившемуся у него во рту5. Отголоски представлений о концентрации магической силы в зубах можно найти верованиях у разных народов. На Русском Севере верили, что "колдун обладает силой... пока у него целы все зубы"6. Русские Водлозерья считали, что колдуны, шаманы, ведуны, лишившиеся последних зубов, уже не могут лечить, наводить порчу, передать свои способности преемнику. Поэтому, когда у них выпадала большая часть зубов, они пытались найти восприемника своих знаний7.

Известно, что зубы выдающихся личностей обладают особой силой. В итоге эти зубы становились святынями. Последователи буддизма почитают зуб Шакьямуни, уцелевший после кремации мудреца8. Мусульмане поклоняются зубам святого Увейса аль-Карани, полуисторической-полулегендарной личности9. Зубы святой Аполлонии, которые выбили женщине истязавшие ее язычники, "во многих местах сохраняются как святыни"10.

Зубы ассоциировались с сексуальной сферой. В нартовском эпосе осетин фигурирует т.н. "Аркызов" зуб, благодаря которому Хамыц без труда домогается женщин11. Упомянутый зуб выступает в Нартиаде и под другими названиями - "булатный зуб", "щербатый зуб", "золотой зуб". Хамыц получил чудесный зуб от женщины - своей родственницы. В фольклоре айнов и арапахо фигурируют женщины, детородные органы которых обрамлены зубами12. Отзвуки данного мотива можно найти и в русских сказках13. Н.Е. Мазалова14 упоминает поверье у русских, согласно которому у "более слабого колдуна" выпадение зубов случается в связи с рождением детей. В первой сцене первого акта трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта"15, возможно, также отразилась связь зубов с сексуальной сферой. Один из слуг Капулетти, желая оскорбить слуг Монтекки и завязать ссору, грызет ноготь. "Грызть ноготь большого пальца, щелкая им о зубы, считалось оскорблением (таким же, как показать язык)"16. Язык во многих ситуациях носит не только оскорбительный, но и эротический подтекст.

Зубы ассоциировались с представлениями о благополучии. Отголоски данной ассоциации можно найти в осетинской Нартиаде. В одном из сказаний об Аркызовом зубе отмечено, что этот предмет "выполнял все желания"17.

Зубы выступали в качестве медиаторов, позволявших установить контакт с иным миром. У многих древних народов зубы людей, принесенных в жертву, наряду со скальпами, чашами, светильниками из черепов, дудочками из костей и т.п., считались действенными инструментами для общения посвященных, жрецов и шаманов с потусторонними силами, прежде всего, из мира мертвых18. Ассоциация зубов с иным миром отразилась и в Нартиаде. Аркызов зуб превращает женщину, отвергающую притязания Хамыца, в змею19. И в башкирском фольклоре фигурирует живущая на дне озера убыр (ведьма), которая способна извлекать изо рта свои зубы и то1Фрезер Д.Д. Указ. соч. C. 43; Геннеп А. Указ. соч. C. 74.

2Усачева В.В. Зубы. Славянская мифология - 2. URL: http://pagan.ru/slowar/z/zuby8.php (29.02.2015.) 3Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Указ. соч. С. 62.
4Алпояджян А. История армян Кесарии: Географическое, историческое и этнографическое исследование. Каир: Изд-во Патриотического союза Кесарии и ее окрестностей, 1937. Т. 2. C. 1792.
5 Ирландские народные сказки. Мудрая Унах. URL: http://www.hobbitaniya.ru/irish/irish22.php. (29.02.2015.) 6Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000. C. 383. 7Логинов К.К. Указ. соч. С. 328.
8Волкова О.Ф. Траястринса // Мифологический словарь. М., 1991. С. 548.
9Арутюнов С.А., Жуковская Н.Л. «Святые» реликвии: миф и действительность. М., 1987. C. 33.
10Аполлония святая. Энциклопедический словарь. Т. 1А. Алтай - Арагвай. СПб., 1890. С. 206.

"Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. Кн. 2. М., 1989. C. 273-277.

12Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. C. 327.
13 Там же. C. 325-326..
14Мазалова Н.Е. Смех в магических практиках русского колдуна // Уведи меня, дорога: Сборник статей памяти

Т.А. Бернштам. СПб, 2010. С. 191.

15Вильям Шекспир. Трагедии. Сонеты. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 36. М., 1968. C. 28.
16Аникст А., Морозов М. Примечания // Вильям Шекспир. Трагедии. Сонеты. Библиотека всемирной литературы.

Серия первая. М., 1968. Т. 36. C. 775.

17Нарты. Указ. соч. С. 276.
18Винокуров Н.И. Практика человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья) // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии, 2004. № 3. C. 56.
19Нарты. Указ. соч. C. 276.

чить на них топор1. В данном случае можно также констатировать наличие семантической связи зубов с подводным миром. Отголоски ассоциации зубов с этим миром сохранились и в марийской-сказке "Сереброзубая Пампалче". Здесь повествуется о том, как владыка вод решил взять себе в жены девушку с серебряными зубами. Чтобы спастись от Водяного, та залепила свои зубы еловой смолой и в итоге некоторое время осталась неузнанной2.

Приведенные некоторые этнографические и фольклорные параллели позволяют допустить, что у носителей эпохи поздней бронзы и раннего железного века в определенных обрядовых контекстах зубы могли использоваться в качестве медиаторов при установлении контактов с потусторонним миром. Как известно, предметы-медиаторы обладают семантической двунаправленно-стью, т.е. используются как для того, чтобы открыть границу между мирами, так и для того, чтобы блокировать ее3. Не углубляясь в данную проблематику, отметим лишь следующее. Лорийская область Армении богата медными рудниками, с эпохи ранней бронзы здесь развивалась технология горного дела, металлургии и металлообработки. В данном случае, возможно, мы сталкиваемся или со следами жертвоприношений обитателям потустороннего мира, или зубы были связаны с представлениями о благополучии, плодородии, изобилии. Обнаруженные фрагменты человеческих челюстей с зубами имеют скорее сакральный характер. В некоторых погребениях зубы человека коррелируются с зубами КРС, МРС. Перед нами - набор домашних животных, которые обеспечивали племя пищей и другими ресурсами. Отсюда правомерно допускать, что набор зубов человеческих и животных можно рассматривать как олицетворение плодородия, благополучия и изобилия. Что касается погребения взрослого и зубов ребенка, то хочется обратить внимание на то, что зубы ребенка похоронены рядом с мужчиной. Выше мы отмечали, что у многих народов существовал обычай прятать молочные зубы. Возможно, и в данном случае мы сталкиваемся с проявлениями подобного обычая. Поскольку "текст" "взрослый +зубы ребенка" единичен, дать ему более или менее убедительную трактовку затруднительно.

Подводя итог, отметим, что предложенные гипотезы нуждаются в проверке на более репрезентативной сводке палеоматериалов. Отсюда важным является введение в научный оборот новых комплексов с зубами и челюстями людей, а при раскопках погребений - распознание этих комплексов.

Библиография

Алпояджян А. История армян Кесарии: Географическое, историческое и этнографическое исследование. Каир: Изд-во Патриотического союза Кесарии и ее окрестностей, 1937- Т. 2.

Алтын-сака - Золотая бабка. Башкирская сказка. URL: http://www.niworld.ru/Skazki/Skazki_nar_Ros/ Sentiabr/Altin.htm. (22.02.2015)

Аникст А., Морозов М. Примечания // Вильям Шекспир. Трагедии. Сонеты / Библиотека всемирной литературы. Серия первая. М.: Художественная литература, 1968.Т. 36. C. 775-800.

Аполлония святая. Энциклопедический словарь. Т. 1А. Алтай - Арагвай. СПб.: Семеновская Типо-Литографiя, 1890. С. 206.

Арутюнов С.А., Жуковская Н.Л. «Святые» реликвии: миф и действительность. М.: Политиздат, 1987.

Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. C. 217-222.

Вильям Шекспир. Трагедии. Сонеты / Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 36. М.: Художественная литература, 1968.

Винокуров Н.И. Практика человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья) / / OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии, 2004. №3. C. 56-62.

Волкова О.Ф. Траястринса // Мифологический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1991. С. 548.

Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999.

Гольцева Н.В., Кашуба М.Т. Глинжень II. Многослойный памятник Среднего Поднестровья. Тирасполь, 1995.

Гольцева Н.В., Кашуба М.Т. О культурно-хронологической стратиграфии городища Глинжены II // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья V тыс. до н.э. - V в. н.э. Материалы Международной археологической конференции. Тирасполь, 1994. С. 31.

Горбова М.В. Атрибуции коллекции вотивов из собрания Донецкого областного краеведческого музея // Збереження, дослвдження, консервацiя, реставрацiя та експертизамузейнихпам&яток. Науковвдо-повiдiVIМiжнародноiнауково-практичноiконференцii. Ктв, 2008. Ч. I. C. 127.

Горбова М.В. Вотивные привески в собрании Донецкого областного краеведческого музея. Каталог. Донецк: Донбасс, 2003.

1Алтын-сака - Золотая бабка. Башкирская сказка. URL: http://www.niworld.ru/Skazki/Skazki_nar_Ros/ Sentiabr/Altin.htm. (22.02.2015.)
2Марийская сказка «Сереброзубая Пампалче». URL: http://www.mari-obereg.narod.ru/novosti23.html. (02.03.2015. 29.02.2015.)
3Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. C. 95.

Деведжян С.Г. Лори-Берд. I. Ереван: АН Арм ССР, 1981.

Зубов С.Э. Кипчаковский культурно-хронологический горизонт в системе пьяноборской культуры // Уфимский археологический вестник. 2007. Вып. 6-7. C. 79-88.

Иванов ВА. Городище Серенькино - памятник пьяноборской культуры в низовьях реки Белой // Уфимский археологический вестник. 2003. Вып. 4. С. 202-206.

Ирландские народные сказки. Мудрая Унах. URL: http://www.hobbitaniya.ru/irish/irish22.php. (29.02.2015)

Кашуба М.Т. Хлинжень II: свидетельства ритуалов IX-VIII вв. до н.э. в Среднем Поднестровье // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 60-64.

Ковалева И.Ф. Срубные погребения с наборами альчиков // Исследования по археологии Поднепро-вья. Днепропетровск: ДГУ, 1991. С. 64-66.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: АСТ, Астрель, 2000.

Литвинова Л.В. Антропологический материал из раннегальштатского зольника цитадели городища Глинжень II // Гольцева Н.В, Кашуба М.Т. Глинжень II. Многослойный памятник Среднего Поднестровья. Тирасполь, 1995. С. 92-99.

Логвин А.В., Шевнина И.В. Погребения каменного века могильника Бестамак // Проблемы изучения культур раннего бронзового века степной зоны Восточной Европы. Оренбург: ОГПУ, 2009.

Логинов К.К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М: Русский Фонд, 2010.

Мазалова Н.Е. Смех в магических практиках русского колдуна // Уведи меня, дорога: Сборник статей памяти Т.А. Бернштам. СПб.: МАЭ, 2010. С. 191-199.

Марийская сказка «Сереброзубая Пампалче». URL: http://www.mari-obereg.narod.ru/novosti23.html. 2.03.2015. (29.02.2015.)

Марiупольськi греки. Скарби народно! культури // Оглядгрецько! етнографiчноi колекцп Марiуполь-ськог краезнавчого музею. Донецьк: Астро, 2005. C. 5-17.

Моргунова Н.Л., Гольева А.А., Евгеньев А.А., Китов Е.П., Купцова Л.В., Салугина Н.П., Хохлова О.С., Хохлов А.А. Лабазовский курганный могильник срубной культуры. Оренбург: ОГПУ, 2009.

Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. Кн. 2. М.: Наука, 1989.

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Зубы человека в обрядах племен Поволжья эпохи бронзы // Поволжская археология. 2013. N3/5. С. 59-66.

Полвдович Ю.Б., Кравченко Е.6., Пвдобвд В.А., Усачук А.М., Цимвданов В.В. Дослвдження кургатв групи Попов Яр 2 на Донеччит / / Археолопчнвдослвдження в Украш 2011. Ктв, 2012.C. 215.

Потемкина Т.М., Ковалева В.Т. О некоторых актуальных проблемах неолита - ранней бронзы лесостепной и лесной зоны Урала. По материалам V полевого симпозиума (Тюмень, 1991) // Российская археология. 1993. N 1.С. 250-256.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

Рослякова Н.В., Косинцев П.А. Археозоологические комплексы из могильников эпохи поздней бронзы Самарского Поволжья // Бронзовый век. Эпоха героев (по материалам погребальных памятников Самарской области). Самара, 2012. C. 376-381.

Рыкушина Г.В., Зайберт В.Ф. Предварительное сообщение о скелетных останках людей с энеолитиче-ского поселения Ботай. Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. Челябинск: Башк. ун-т, 1984.

Степанов П.Д.Археологическая работа в восточной части Мордовской АССР в 1967-1968 гг. // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1974. C. 81-85.

Степанов П.Д. Воинские трофеи в погребениях Андреевского кургана Мордовской АССР // КСИА. 1973. Вып. 136. С. 86-87.

Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. C. 95-99.

Усачева В.В. Зубы. Славянская мифология - 2. URL: http://pagan.ru/slowar/z/zuby8.php (29.02.2015.)

Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983.

Khudaverdyan A. Artificial modification of skulls and teeth from ancient burials in Armenia / / Anthropos. 2011. Vol.106 (2). P. 602-609

Referenses

Alpoyadzhyan A. Istoriya armyan Kesarii: Geograficheskoe, istoricheskoe i ehtnograficheskoe issledovanie. Kair: Izd-vo PatrioticheskogosoyuzaKesariiieeokrestnostej, 1937. T. 2.

Altyn-saka - Zolotaya babka. Bashkirskaya skazka URL: http://www.niworld.ru/Skazki/Skazki_nar_Ros/ Sen-tiabr/Altin.htm. (22.02.2015).

Anikst A., Morozov M. Primechaniya // Vil&yam SHekspir. Tragedii. Sonety. Biblioteka vsemirnoj literatury. Seriya pervaya. M.: Khudodzestwennaya literature, 1968. T. 36. Pp. 775-800.

Apolloniya svyataya.Enciklopedicheskij slovar&. T. I A. Altaj - Aragvaj. SPb.: Semenovskaya Tipo-Litografiya, 1890. P. 206.

Arutyunov S.A., Zhukovskaya N.L. «Svyatye» relikvii: mif i dejstvitel&nost&. M.: Politizdat, 1987. Butanaev V.Ya. Vospitanie malen&kih detej u hakasov // Tradicionnoe vospitanie detej u narodov Sibiri. L.: Nauka, 1988. Pp. 217-222.

Devedzhyan S.G. Lori-Berd. I. Erevan: AN Arm SSR 1981.

Frezer D.D. Zolotaya vetv&: Issledovanie magii i religii. M.: Politizdat, 1983.

Gennep A., van. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenieo bryadov. M.: Vostochnaya literature, 1999.

Gol&ceva N.V., Kashuba M.T. Glinzhen& II. Mnogoslojnyj pamyatnik Srednego Podnestrov&ya. Tiraspol&, 1995.

Gol&ceva N.V., Kashuba M.T. O kul&turno-hronologicheskoj stratigrafii gorodishcha Glinzheny II // Drev-nejshie obshchnosti zemledel&cev i skotovodov Severnogo Prichernomor&ya V tys. do n.eh. - V v. n.eh. Materialy Mezhdunarodnoj arheologicheskoj konferencii. Tiraspol&, 1994. P. 31.

Gorbova M.V. Atribucii kollekcii votivov iz sobraniya Doneckogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya // Zberezhennya, doslidzhennya, konservaciya, restavraciya ta ekspertiza muzejnih pam&yatok. Naukovi dopovidi VI Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii. Kiiv, 2008. CH. I. P. 127.

Gorbova M.V. Votivnye priveski v sobranii Doneckogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya. Katalog. Doneck: Donbass, 2003.

Irlandskie narodnye skazki. Mudraya Unah. URL: http://www.hobbitaniya.ru/irish/irish22.php. (29.02.2015).

Ivanov V.A. Gorodishche Seren&kino - pamyatnik p&yanoborskoj kul&tury v nizov&yah reki Beloj // Ufimskij arheologicheskij vestnik. 2003. Vyp. 4. Pp. 202-206.

Kashuba M.T. Hlinzhen& II: svidetel&stva ritualov IX-VIII vv. do n.eh. v Srednem Podnestrov&e // Svyati-lishcha: arheologiya rituala i voprosy semantiki. Materialy tematicheskoj nauchnoj konferencii. SPb.: SPbGY, 2000. Pp. 60-64.

Khudaverdyan A. Artificial modification of skulls and teeth from ancient burials in Armenia // Anthropos, 2011. Vol.106 (2). P. 602-609

Kovaleva I.F. Srubnye pogrebeniya s naborami al&chikov // Issledovaniya po arheologii Podneprov&ya. Dnepropetrovsk: DGU, 1991. Pp. 64-66.

Levkievskaya E. Mify russkogo naroda. M.: AST, AstreL, 2000.

Litvinova L.V. Antropologicheskij material iz rannegal&shtatskogo zol&nika citadeli gorodishcha Glinzhen& II // Gol&ceva N.V, Kashuba M.T. Glinzhen& II. Mnogoslojnyj pamyatnik Srednego Podne-strov&ya. Tiraspol&, 1995. S. 92-99.

Loginov K.K. Tradicionnyj zhiznennyj cikl russkih Vodlozer&ya: obryady, obychai i konflikty. M.: Pusskij fond, 2010.

Logvin A.V., Shevnina I.V. Pogrebeniya kamennogo veka mogil&nika Bestamak // Problemy izucheniya kul&-tur rannego bronzovogo veka stepnoj zony Vostochnoj Evropy. Orenburg: OGPU, 2009.

Marijskaya skazka «Serebrozubaya Pampalche». URL: http://www.mari-obereg.narod.ru/novosti23.html. (2.03.2015. 29.02.2015).

Mariupol&s&ki greki. Skarbi narodnoi kul&turi // Oglyad grec&koi etnografichnoi kolekcii Mariupol&s&kogo kra-eznavchogo muzeyu. Donec&k: Astro, 2005. Pp. 5-17.

Mazalova N.E. Smekh v magicheskih praktikah russkogo kolduna // Uvedimenya, doroga: Sbornik statej pamyati T.A. Bernshtam. SPb.: MAE, 2010. Pp. 191-199.

Morgunova N.L., Gol&eva A.A., Evgen&ev A.A., Kitov E.P., Kupcova L.V., Salugina N.P., Hohlova O.S., Hohlov A.A. Labazovskij kurgannyj mogil&nik srubnoj kul&tury. Orenburg: OGPU, 2009.

Narty. Osetinskij geroicheskij ehpos v trekh knigah. Kn. 2. M.: Nauka, 1989.

Podobed V.A., Usachuk A.N., Cimidanov V.V. Zuby cheloveka v obryadah plemen Povolzh&ya ehpohi bronzy // Povolzhskaya arheologiya. 2013. N 3/5. Pp. 59-66.

Polidovich Yu.B., Kravchenko E.S., Pidobid V.A., Usachuk A.M., Cimidanov V.V. Doslidzhennya kurganiv grupi Popov Yar 2 na Donechchini // Arheologichni doslidzhennya v Ukraini 2011. Kiiv, 2012. P. 215.

Potemkina T.M., Kovaleva V.T. O nekotoryh aktual&nyh problemah neolita - rannej bronzy leso-stepnoj i lesnoj zony Urala. Po materialam V polevogo simpoziuma (Tyumen&, 1991) / / Rossijskaya arheologiya. 1993. N 1. Pp. 250-256.

Propp V.Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. L.: LGU, 1986.

Roslyakova N.V., Kosincev P.A. Arheozoologicheskie kompleksy iz mogil&nikov epohi pozdnej bronzy Samar-skogo Povolzh&ya // Bronzovyj vek. Epoha geroev (po materialam pogrebal&nyh pamyatnikov Samarskoj oblasti). Samara, 2012. Pp. 376-381.

Rykushina G.V., Zajbert V.F. Predvaritel&noe soobshchenie o skeletnyh ostankah lyudej s ehneoliticheskogo poseleniya Botaj. Bronzovyj vek Uralo-Irtyshskogo mezhdurech&ya. Chelyabinsk: Bashkir. un-t, 1984.

Stepanov P.D. Arheologicheskaya rabota v vostochnoj chasti Mordovskoj ASSR v 1967-1968 gg. // Materialy po arheologii i ehtnografii Mordovii. Saransk, 1974. Pp. 81-85.

Stepanov P.D. Voinskie trofei v pogrebeniyah Andreevskogo kurgana Mordovskoj ASSR // KSIA. 1973. Vyp. 136. Pp. 86-87.

Toporkov A.L. Simvolika i ritual&nye funkcii predmetov material&noj kul&tury // Etnografi-cheskoe izuchenie znakovyh sredst vkul&tury. L.: Nauka, 1989. Pp. 95-99.

Usacheva V.V. Zuby. Slavyanskaya mifologiya - 2. URL: http://pagan.ru/slowar/z/zuby8.php (29.02.2015).

Vil&yam Shekspir. Tragedii. Sonety / Biblioteka vsemirnoj literatury. Seriya pervaya. T. 36. M.: Khudodzest-wennaya literature, 1968.

Vinokurov N.I. Praktika chelovecheskih zhertvoprinoshenij v antichnoe i srednevekovoe vremya (po materi-alam ritual&nyh zahoronenij Krymskogo Priazov&ya) // OPUS: Mezhdisciplinarnye issledovaniya v arheologii, 2004. № 3. Pp. 56-62.

Volkova O.F. Trayastrinsa // Mifologicheskij slovar&. M.: Sovetskaya enciklopediya, 1991. S. 548.

Zubov S.Eh. Kipchakovskij kul&turno-hronologicheskij gorizont v sisteme p&yanoborskoj kul&tury // Ufimskij arheologicheskij vestnik. 2007. Byp. 6-7. Pp. 79-88.

АРМЕНИЯ ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗА ЗУБЫ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД armenia late bronze and early iron age teeth jaws funeral rite
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты