Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. С. 168-172. Б01: 10.17223/15617793/439/23
УДК 94(430)
Э.Э. Шульц
«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» И ГЕНДЕРНЫЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
В ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Анализируются социально-психологические установки женщин Веймарской республики, участвующих в политической жизни, роль этих установок в политических предпочтениях и голосовании на выборах. Автор приходит к выводам, что все политические партии Веймарской республики в «женском вопросе» отражали всего две позиции. СДПГ и КПГ выступали за эмансипированность и активную политическую и экономическую жизнь женщин, все другие партии выдвигали на знамена «традиционные ценности» того времени, которые и были поддержаны большинством женщин Германии. Ключевые слова: Веймарская республика; гендерное голосование; электоральная история Германии; НСДАП; Коммунистическая партия Германии; СДПГ; суфражизм.
Проблема положения женщин и их политических предпочтений в Веймарской республике и Третьем рейхе привлекает исследователей начиная с 1930-х гг. [1-22]. С тех пор сформировались и до сих пор пользуются популярностью диаметрально противоположные точки зрения. Первая рассматривает нацизм как наиболее реакционное течение, стремившееся лишить женщин прав и статуса, полученных в Веймарской республике [23. Р. 132; 24. Р. 2]. Вторая утверждает, что в Третьем рейхе по сравнению с предыдущим периодом в положении женщин не наблюдается принципиальных изменений [8. Р. 250; 25. Р. 36; 26. Р. 190]. При этом обе эти позиции не помогают разрешить другую проблему: в большей или меньшей степени голосовали женщины за Национал-социалистическую партию и почему? При этом ряд авторов задается вопросом, не дали ли женщины -члены правых партий и выбор женского электората в пользу правых партий - Немецкой народной партии (ННП) и Немецкой национальной народной партии (НННП) - пример для будущей поддержки НСДАП [17. Р. 184]. Среди исследователей даже появился вопрос, имели ли немецкие женщины отношение к победе нацизма [27. Р. 33]. Стоит ли говорить, что подобная формулировка вызывает естественное желание отрицательного ответа? Такое стремление привело, в том числе, к утверждению о невиновности женщин Веймарской республики, так как они стали голосовать за национал-социалистов Гитлера только после 1930 г. [18. Р. 5]. Появились и достаточно радикальные утверждения, что именно немецкие женщины мешали нацистам прийти к власти через выборы [12. Р. 434]. Вопрос, за какие партии и почему голосовали избиратели женского пола Веймарской республики, остается открытым [4. Р. 85; 28. Р. 126].
Все политические партии Веймарской республики в «женском вопросе» отражали всего две позиции. СДПГ и КПГ выступали за эмансипированность и активную политическую и экономическую жизнь женщин, все другие партии выдвигали на знамена «традиционные ценности» того времени.
Если обратиться к результатам распределения голосов женщин-избирателей за различные партии, то получим следующую картину. Мужской и женский электорат пропорционально (50 на 50%) голосует за СДПГ, ННП, НННП и НСДАП, женщины больше
голосуют за консервативные партии Центра, Баварскую народную партию (60 на 40%) [29. Р. 166; 30. 8. 74, 243, 246-247, 250-251; 31. 8. 21].
Здесь очевидно, что консервативные партии получают больше женских голосов, праворадикальная НСДАП (у которой в программе по «женскому вопросу» те же подходы) и социал-демократы, выступающие за расширение эмансипированности, получают в равных долях женских и мужских голосов, а у коммунистов, чьи лозунги в этих вопросах близки СДПГ, наблюдается серьезный дисбаланс в пользу голосов избирателей мужского пола.
Если обратить внимание на сумму всех проголосовавших за правые партии (ННП, НННП, БНП, НСДАП и партия Центра) и сумму голосов за левые партии - СДПГ и КПГ, то получится следующая картина. На выборах в рейхстаг, прошедших в мае 1924 г., первый блок партий (условно - правый блок) получил 15 170 300 голосов избирателей против
Тогда возникает вопрос, а насколько вообще были близки женщинам Веймарской республики лозунги о женских правах и равноправии. Если после ноябрьской революции 1918 г. наблюдался всплеск политической активности среди немецких женщин (значительно выросло количество женщин в партиях и профсоюзных организациях), то уже в начале 1920-х гг. произошло резкое снижение представительства женщин в таких организациях [5. P. 303; 9. P. 314, 323]. На этом основании, а также в связи с тем, что женщины не занимали лидирующих позиций в партиях, часто делаются выводы, что положение женщин в Веймарской республике никак не изменилось [5. P. 303, 315; 9. Р. 314; 33. Р. 36].
Следует учитывать, что, несмотря на законодательное равноправие, на практике это равноправие не могло полностью соблюдаться. Например, мужчин предпочитали брать на рабочие места с равной оплатой (если за данную работу не могли платить меньше в случае приема на работу женщины) и работу, предполагавшую тяжелый труд. Однако немецкие женщины в большинстве своем и не стремились идти работать на заводы.
На левом фланге социал-демократы Германии и Компартия выдвигали лозунги равных прав и обязанностей. Пример реализации таких условий в СССР, где женщины работали наравне с мужчинами, в том числе в тех видах деятельности, которые до этого традиционно считались мужскими, не устраивал немецких женщин. На правом фланге лозунги борьбы за женские права имели второстепенное значение для представительниц женского пола, состоявших в ННП и НННП или поддерживавших их на выборах, главными были проблемы национального благополучия [17. Р. 183]. Жена основателя Немецкой демократической партии в своей политической программе использовала лозунги и идеи, которые встречались (в том или ином виде и системе обоснований) у всех партий: национальное единство, германские традиции, улучшение общественного образования и здравоохранения и т.д. [5. Р. 308].
Работающие немецкие женщины вынуждены были вне основной работы вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Эта «тройная ноша» делала лозунги о том, что работа женщины только дома, весьма привлекательными. Коммунисты и социал-демократы в начале 1930-х вынужденно признавали, что им не удается привить идеи гендерного равенства и оторвать немецких женщин от домашних хозяйств. Представители этих партий были уверены, что женщины массово поддерживают на выборах НСДАП, так как согласны с идеями нацистов, что дом и семья - это предназначение женщины [29. Р. 177].
Можно с уверенностью подтвердить выводы Хелен Боак, что суфражизм и идеи эмансипации не воспринимались большинством женского населения Германии, среди которых были сильны установки, что главное жизненное занятие женщины - это стать женой и матерью, а политика считалась исключительно мужской областью [34. Р. 156, 162, 166]. Последнее подтверждает небольшое представительство женщин в политических структурах, так как складывается мнение, что все сколько-нибудь активные представительницы женского пола, которые к этому стремились, были задействованы партиями и общественными организациями.
При этом в корне неверно считать, что Германия в подобных вопросах чем-то сильно отличалась в худшую сторону от своих соседей и так называемых стран демократии, что здесь сильнее были традиции
идеалов семьи и материнства, разделения мужских и женских ролей в семье и обществе (и питательная почва для соответствующей идеологии) [33. Р. 36]. Небольшое количество женщин в политической системе, неравные экономические условия были типичными для всех стран, когда даже самые развитые в тот период являлись все еще патриархальными обществами [20. Р. 63-64].
Среди исследователей распространено мнение, что все партии стремились получить женский электорат, но это долгое время никак не сказывалось на появлении в их программах и предвыборных платформах лозунгов о женских правах, и только на выборах 1932 г. положение изменилось [4. Р. 85; 5. Р. 306, 319]. Кроме того, в историографии достаточно распространено мнение, что женщины не рассматривались как отдельная важная категория избирателей руководством нацистской партии, и партийная пропаганда не видела в них свою цель (см.: [4. Р. 85]).
Такие выводы не соответствуют действительности. Лозунги о правах женщин были активно взяты в политические программы СДПГ и КПГ с первых лет Веймарской республики. Абсолютно точно в избирательных кампаниях 1928-1932 гг. все партии республики использовали агитационные материалы, нацеленные на женский электорат, и примеров такой агитации сохранилось множество (приводятся в изданиях, в том числе тех авторов, которые утверждают обратное) [4. Р. 74-78, 79; 5. Р. 301-329; 18. Р. 151, 161, 189, 275]. Другое дело, что агитация правых партий (куда следует относить и партию Центра) пропагандировала традиционные семейные ценности той эпохи, а СДПГ и КПГ продвигали идеи женского равноправия во всех сферах и областях.
Позиция и лозунги НСДАП по вопросам семьи, правам и обязанностям женщин не являлась оригинальной и представляла собой смесь консервативных ценностей, которые доминировали в Веймарском обществе: призвание женщины быть супругой, матерью и хозяйкой дома [23. Р. 179]. Образ матери и жены, заботящейся о своих детях, муже и домашнем уюте стал у нацистов стержневым [7. Р. 154-156, 236-238; 27. Р. 13; 35. Р. 34, 54, 87, 113].
Среди исследователей бытует мнение, что политические предпочтения немецких женщин определялись классовой и религиозной принадлежностью: 1) рабочий класс голосовал за СД1II и КПГ; 2) средний класс - за НДП, ННП, НННП; 3) католички выбирали партию Центра, иудейки - либеральные партии [18. Р. 5; 20. Р. 16; 36. 8. 63-64].
Подобные выводы следует воспринимать с большой осторожностью. Католики голосовали и за либеральные партии и партию Центра, и за правые партии. Правые идеи немецких либеральных партий вряд ли могли привлекать иудейский электорат, а вот за СДПГ этот электорат уверенно голосовал. Пропорции же голосования за КПГ говорят о том, что коммунистам больше отдавали свои голоса на выборах одинокие мужчины и / или мужская половина семьи, но не женская - только так может сформироваться уровень 60% мужских и 40% женских голосов за КПГ [37. С. 128-131]. Х. Боак, видимо, справедливо, заметила,
что с рассматриваемой точки зрения женщины-рабочие часто считали себя в первую очередь женами и матерями, нежели работницами [29. Р. 169], и это обусловливало их голосование на выборах в общем тренде всех женских голосов. Следует отметить, что вывод о том, что женщины из рабочих семей (работающие и домохозяйки) большей частью голосовали за СДПГ и КПГ, и вытекающий из этого постулата вывод о том, что они почти не голосовали за НСДАП даже в пиковый для партии результат июля 1932 г. [19. Р. 16; 27. Р. 37; 36. 8. 63-64], являются исключительно умозрительными и требуют доказательств.
Если принять, что на избирательные участки приходили в равных пропорциях избиратели обоих полов (а в пользу этого говорят: 1) большее количество женщин, чем мужчин в избирательных списках, 2) высокая явка за 80%, которая нивелирует небольшие расхождения, если они существуют; 3) сохранившиеся статистические данные раздельного голосования мужчин и женщин, составляющие около 20% бюллетеней по различных избирательным округам Веймарской республики (см.: [37. С. 138, 146-148]), то возникает вопрос, куда ушли голоса указанных категорий, если они на 20% меньше достались КПГ в отличие от голосов отцов, мужей и братьев. Только высоким уровнем голосов женщин за партию Центра эту разницу не объяснить. Возникает и другой вопрос: а почему, собственно, этим женщинам не голосовать за НСДАП, в программе которой наличествовал не уступающий левым партиям сильный социальный блок (см.: [Там же. С. 171-174]). Тем более что, как показывают исследования, рабочий класс в принципе достаточно активно голосовал за НСДАП (хоть в пропорциональных значениях и уступал электорату КПГ) [37, 38].
Отсутствие повышенного интереса женского электората к левым партиям и даже существенное диспропорциональное голосование в отношении радикальной левой партии, вкупе с пропорциональным голосованием за радикальную правую партию и повышенный интерес к правым партиям и их платформам, говорит о психологических установках и системе ценностей женщин Веймарской республики. Учитывая высокую явку избирателей на выборах в Веймарской республике, которая в среднем за весь период была не ниже 80% [37. С. 227-229], эти установки
и особенности поведения можно уверенно экстраполировать на всех женщин Веймарской республики. Количество женщин от 20 лет и старше (возраст избирателей Веймарской республики), выступавших с позиций консервативных взглядов и за сложившиеся традиционные ценности, было больше того, что требовало социальных изменений и расширения женских прав.
Доминирующим представлением Веймарского общества, вне зависимости от половой принадлежности, был образ женщины - матери и хранительницы очага. Немецкие женщины предпочитали не ходить на работу в конторы и на заводы, а воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Эти установки из Кайзеровской Германии перешли в Веймарскую, а затем и в нацистскую. Примечательно, что давление таких установок сказывалось даже в самые тяжелые периоды - так, Гитлер отказывался призывать немецких женщин заменить мужчин у станков вплоть до конца 1943 г., несмотря на то что страна испытывала острую нехватку рабочих рук в связи с военной мобилизацией и потерями. Насмешливо-уничижительное значение 3K (Kinder, Küche, Kirhe - ребенок, кухня, церковь), которое было заимствовано из 4K Кайзеровской эпохи (+Кайзер), появилось только после Второй мировой войны в связи с развитием феминистского движения, и образом, удобным для формирования нарицательного значения 3K, теперь и прочно связанного с явлением нацизма и консервативно-отсталых воззрений довоенной Германии, который можно было использовать как ссылку на русский домострой (см. например, [39]).
Женский электорат Веймарской республики предпочитал: 1) лозунги традиционных ценностей (поэтому правые партии получали большие предпочтения); 2) принципы стабильности и государственности (что давало больше женских голосов пропрезидентской партии Центра, обеспечивало женские голоса реформистской СДПГ, поддерживающей правительства, в противовес радикальной КПГ); 3) следовать в политических решениях за мужчинами семьи (что дает пропорциональный расклад голосов для большинства партий). За НСДАП мужской и женский электорат голосовал в равных пропорциях, так что рост рейтинга этой партии точно не был связан с тендерными предпочтениями.
народов. Сер. Социология. 2014. № 2. С. 61-72.
Critical Essays / ed. by Berenice A. Carroll. University of Illinois Press, 1976. P. 301-329.
Republic // The European Women&s History Reader / ed. by Fiona Montgomery, Cristine Collette. Routledge, 2002. P. 314-328.
Статья представлена научной редакцией «История» 22 октября 2018 г.
"Women&s Question" and Gender Electoral Preferences in the Weimar Republic
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, 439, 168-172. DOI: 10.17223/15617793/439/23
Eduard E. Shults, Center of Political and Social Technologies (Moscow, Russian Federation). E-mail: nuap1@yandex.ru Keywords: Weimar Republic; gender vote; electoral history of Germany; NSDAP; Communist Party of Germany; SPD; arrival of Nazis to power; suffragettism.
The article is devoted to the problem of social psychological attitudes of women of the Weimar Republic from the point of view of fight for the equal rights and duties with men, the role of these attitudes in political preferences and voting. The author comes to the conclusions that all political parties of the Weimar rRepublic reflected only two positions in "women&s question". SDPG and KPG supported emancipation and active political and economic life of women, all other parties supported "traditional values". 50 to 60 percent of women (in relation to men) voted for the right block of the parties (NNP, NNNP, tBNP, NSDAP and Zentrum), and 40 to 50 percent for the left block (SDPG, KPG), which clearly shows that not only in a percentage ratio, but also in absolute figures female voters of the period of the Weimar Republic prevailed in right-wing parties. The problems of emancipation and equality were not supported by most of the German women over 20 as they rejected the increasing duties and supported the rooted ideals of traditional family values. The parties from the center to the right using slogans of traditional values received higher share of women&s votes in comparison with men&s. The left-wing parties with slogans of equal rights and expansion of women&s participation in political and economic life could not receive additional women&s votes. Moreover, if the left-centrist reformist SDPG received votes of women and men in equal shares, the Communist Party received seriously fewer women&s votes. In general, women voted more for the center and right-wing parties with slogans presenting women as mothers, wives and keepers of the home hearth than for the left-wing parties which urged women to get a job on an equal basis with men. The working German women were forced to be in charge of housekeeping out of the main work and to raise children. This "threefold burden" made slogans that women&s only work is home very attractive. In the early 1930s, Communists and Social Democrats forcedly recognized that most German women did not seek to go to work at plants, and they failed to impart the ideas of gender equality and to tear the German women off their households. Representatives of these parties were sure that women in large numbers voted for NSDAP as they agreed with the ideas of the Nazis that the house and family are the mission of the woman. At the same time, it is not correct to consider that Germany was worse in these questions than its neighbors and the so-called "countries of democracy", that its traditions of ideals of family and motherhood, division of male and female roles in family and society were stronger (and the nutritious soil for the corresponding ideology). A small number of women in the political system, unequal economic conditions were typical for all countries, even the most developed ones were still patriarchal societies during this period.
REFERENCES
University Press.
Women&s History. Theoretical and Critical Essays. University of Illinois Press.
Weimar Republic. In: Montgomery, F. Collette, C. (eds) The European Women&s History Reader. Routledge.
Received: 22 October 2018