Спросить
Войти

Прежде всего, о том, почему мы публикуем этот Текст

Автор: указан в статье

Тема

Прежде всего, о том, почему мы публикуем этот текст. У каждого из нас есть на земле место, которое ему особенно дорого — малая родина. Что это, архаика, вызывающая скепсис и скуку у космополитов и ново -испеченных так называемых граждан мира, порожденных глобализацией? Или все -таки именно в условиях глобализации этот феномен становится явлением значимым, духовно укорененным? Особенно это касается тех людей, которые в хаосе XXI в. хотят сохранить себя, свое Отечество и Веру. Мы почти поверили, что социокультурная и национальная идентичности яв -ляются препятствиями на пути к прогрессу, а мультикультурализм гармонизирует нашу жизнь... Оказалось все сложнее. Выиграли те страны, в которых цивилизационное дви -жение сопрягалось с культурно -историческими основами общества и человека. Только в последнее время в России появились установки на то, что без нацио -нально ориентированной элиты, правящего класса, наконец, граждан России, Отечество не сохранить. Не случайно на высшем государственном уровне про -звучали слова о здоровом социальном консерватизме, способном стать идеоло -гией нашей модернизации в третьем тысячелетии. Только в этом случае модерн обновления не превращается в фантом или, точнее, в эрзац, в виртуальную жизнь, а обретает плоть продуктивной активности граждан. Разнообразные симулякры и всевозможные имитации не способны создать продуктивное общество дела в XXI в., поскольку являются продуктом иных, прежде всего потребительских, ориентаций. И еще одно замечание. Оно касается словосочетаний «возраст доживания» и «территория доживания». Эти понятия широко используются, в т.ч. и нашими социальными службами. Не оценивая их чисто бюрократическую функциональ -ность, подчеркну лишь, что в них отсутствует не только нравственная составляю -щая, но и идеологическая продуктивность. Они звучат как приговор безнадежно больному, будь то человек или территория. Дальше — только социальная аномия, энтропия и все: конец, приехали. Материал, который мы Вам предлагаем, опирается на другие нравственно профессиональные основания, которые позволяют видеть движение и развитие, а не только суету потребления и гражданского безразличия. Именно поэтому я уверен: малая родина — не сказка из прошлого, а одна из реалий нашего успешного прогресса в XXI в. И последнее. Почему мы взяли город Вольск? Во - первых, это типичный моно -город. А во - вторых, это моя малая родина. Аркадий ЛАПШИН — главный редактор

Михаил ВОРОБЬЕВ, Владимир ГУСЕВ, Вадим МАЛЫЙ

СОВРЕМЕННЫЙ РЕСУРСНЫЙ МОНОГОРОД: ТЕРРИТОРИЯ ДОЖИВАНИЯ ИЛИ ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

(на примере г. Вольска Саратовской обл.)

В статье поднимается вопрос о судьбах малых городов России, переживших свой расцвет и находящихся в состоянии экономического, духовного и культурного упадка, на примере г. Вольска Саратовской обл.

The article considers the fate of small Russian towns, which have gone through the peak of its prosperity and nowadays suffers conditions of economic, spiritual and cultural decline. The research is based on the example of Volsk town of Saratov region.

малые города России, история провинциальных городов, история российского предпринимательства, духовный запас, духовный потенциал; small Russian towns, provincial towns& history, Russian entrepreneurship&s history, spiritual reserve.

Умирающие города России — больная и требующая осмыс -ленного решения проблема. Не один и не два, а десятки городов с населением в 40—80 тыс. чел. тихо и незаметно превращаются в захолустье, где остаются жить бедняки, неудач -ники и пенсионеры, не ожидающие от будущего ничего нового и обнадеживающего.

Ориентация на туристический бизнес, позволяющая значитель -ной части населения иметь уверенный заработок и поддерживать инфраструктуру и благоустройство, как, например, в Мышкине и Горно -Алтайске, возможна далеко не везде. Экологическое небла -гополучие, низкое качество дорог, отсутствие привлекательных ту -ристических объектов — все это затормаживает или вообще делает невозможным подобный вид деятельности.

Но ведь каждый умирающий город имеет прошлое. Каждый когда то появился на свет и имел время своего расцвета и, пройдя пик своего возвышения, не в один день превратился в умирающий, а безбедно и ровно жил и работал на протяжении столетий.

Попробуем проследить жизнь одного из тысяч малых городов России, которые имели славное прошлое, но в настоящее время находятся в глубоком экономическом, культурном и духовном упадке.

Монастырская слобода

Вольск возник на берегу Волги в последние десятилетия XVII в. как поселение крестьян московского Новоспасского монастыря, занимавшихся рыбной ловлей. В XVI—XVII вв. Волга была, по сути дела, единственным надежным, естественно возобновляемым и по тому практически неисчерпаемым источником рыбы, т.к. выхода к морям Россия в то время еще не имела. Московское правитель -ство объявляет волжские промыслы своей собственностью и уста -навливает правила использования рыбных богатств. Уже в XVI в. правительство упорядочивает право ловли рыбы на Волге, сдавая промыслы в оброк или наделяя ими церковную и государственную знать.

Традиционно неповоротливая российская казна, однако, не по -спевала за предприимчивыми купцами и монастырями, которые

ВОРОБЬЕВ

Михаил Викторович — протоиерей, настоятель Кресто-воздвиженской церкви г. Вольска istucar@mail.ru

ГУСЕВ

Владимир

Владимирович —

к.э.н., доцент

кафедры

антикризисного

управления

Поволжского

института

управления им.

П.А. Столыпина — филиала РАНХиГС vladgus2006@ yandex.ru

МАЛЫЙ

Вадим

Игоревич —

д.соц.н., профессор;

заведующий

кафедрой

антикризисного

управления

Поволжского

института

управления

им. П.А. Столыпина

sreda@email.ru

в ряде случаев действовали куда про ворнее. Лучшие для рыбной ловли места очень скоро оказались монастырской собственностью. Купеческие и казенные дворцовые промыслы были вынуждены сильно потесниться. В 1632 г. московский Новоспасский монастырь за символиче ский оброк в 20 руб. получает право ловли рыбы в саратовских водах, а также по ре кам Иргиз и Терса. Саратовский воевода Чириков попытался было передать право ловли в частную аренду стрельцу Богдану Мордвинову, но обиженные новоспас ские монахи немедленно донесли об этом патриарху Филарету, а тот попенял своему сыну царю Михаилу Федоровичу. Незадачливый воевода получил выво -лочку, а Новоспасский монастырь в 1653 г получил еще более обширные угодья. Вероятно, уже в это время появляется не большое село Малыковка, в котором до поселения монастырских крестьян могли обитать казаки, охранявшие внутренние области Московского государства от ко чевников.

В первые десятилетия монастырские крестьяне занимались рыболовством только весной и летом. Позже, во второй половине XVII столетия, на месте при -вычных стоянок строятся постоянные поселения. В эти годы Новоспасский мо настырь обзаводится в Саратове четырьмя дворовыми местами и открывает контору по управлению волжскими и иргизскими промыслами. Здесь же находились склады заготовленной рыбы и соли.

Важным фактором в развитии монастыр ских рыбных промыслов на Волге стало освобождение от налога на ввоз соли, ко торая тогда была единственным известным консервантом и потреблялась в огромных количествах. Во второй половине XVIII в. правительство, убедившись в неисчерпае мом богатстве соляного озера Эльтон, ре шило сделать добычу соли своей монопо лией. В Саратове в это время учреждается соляная контора, регулировавшая добычу и распределение эльтонской соли. Казенная монополия на соль была установлена в 1705 г., с 1747 г. начинается интенсивная добыча соли из озера Эльтон.

Московские монастыри предпочитали ловить рыбу силами собственных кре -стьян. Казна избрала другой, менее об ременительный, но и менее доходный способ. Право рыбной ловли сдавалось в аренду или, как тогда говорили, «на об

рок» различного рода предпринимателям, стрельцам, посадским людям. Оброк ис -числялся как в денежном, так и в натуральном выражении. Поставляя в счет оброка к царскому столу икру, осетрину, белужину, редкостную вешнюю белоры -бицу, владельцы угодий имели немалую прибыль. На рыбные угодья часто назна -чались торги, и они переходили из рук в руки. Образовывались и росли немалые капиталы. В Саратове складывался круп -нейший в России рыбный рынок.

Волга была удобным естественным транспортным средством, связывающим Саратов не только с Нижним Новгородом и Казанью, но и с городами Востока, Персией, Средней Азией, Кавказом. Торговые караваны, состоящие из нескольких десятков, а зачастую и несколь ких сотен кораблей, с конца XVI столетия дважды в год — весной и осенью — ходили от Нижнего до Астрахани и наоборот.

К началу XVIII столетия Малыковка представляла собой не один только мо настырский рыбный городок. В селе про живало немало свободных крестьян, кото -рые в 1711 г. распоряжением Поместного приказа были пожалованы светлейшему князю А.Д. Меншикову. После конфиска -ции имущества всесильного временщика в 1729 г. эти немонастырские крестьяне Малыковки вместе с крестьянами дру гих меншиковских сел — Белогродни, Рыбного, Терсы и Юловой Мазы — были причислены к Дворцовому ведомству. В этом же 1729 г. образуется Малыковская дворцовая волость, включавшая в себя указанные села. Дворцовое ведомство, менее расторопное, чем монастырские экономы, часто отдавало свои рыбные промыслы в аренду. Рыбой торговали все. К середине XVIII столетия Малыковский рыбный городок ежегодно отправлял в среднем 2 тыс. пудов рыбы, 20 пудов зер -нистой и 40 пудов паюсной икры. Эта ско -ропортящаяся продукция доставлялась в Москву на перекладных в течение 8 дней.

Протоиерей Василий Гаврилович Еланский, один из первых историков Вольска, писал: «Прежде всего, нужно сказать, что слово Малыковка — татарское и буквально значит клад, кладовое место, в более широком, переносном смысле — вообще привольное и приятное по житию место, подобно тому, как у нас часто гово рится: это место — сущий клад, это место

— настоящий рай».

Первоначальное накопление

Малыковка оказалась сущим кладом для предприимчивых крестьян, которые уже во втором и третьем поколении пере ходили в мещанское сословие. Население росло очень быстро. Так, уже в середине XVIII в. по 2 -й генеральной ревизии в Малыковке числилось 494 души мона стырских крестьян. Число крестьян двор -цового ведомства в Малыковке, Терсе и нескольких мелких деревнях доходило до

3 000 душ. Малыковка стремительно росла и благоустраивалась. В 1746 г. был зало -жен трехпрестольный каменный Иоанно -Предтеченский собор. Деревянные здания сменялись кирпичными. В 1780 г. при об -разовании саратовского наместничества село приобрело статус уездного города и получило название Волгска.

Секуляризация церковного имущества, почти с разбойничьей стремительностью проведенная в первые годы правления императрицы Екатерины II, в Малыковке стихийно началась на несколько десяти -летий раньше. Пользуясь отдаленностью владельца монастырских угодий, двор цовые крестьяне самовольно засеивали монастырские земли и объявляли их «на -ходящимися в их крепости».

К концу XVIII в. рыбные промыслы пе -ремещаются в Нижнее Поволжье. Однако в Малыковке к тому времени был создан не -малый торговый капитал, который требо вал нового экономического пространства. Для создания серьезной промышленности его оказалось недостаточно. Поэтому сле -дующим шагом в развитии капитализма в Вольске стали винные откупа.

Эта форма винной монополии прино -сила российской казне немалые доходы. На откупные деньги содержали армию, ко -торая в пору нескончаемых войн с Турцией требовала больших средств. Не менее до -ходными винные откупа были и для их вла -дельцев. Заниматься производством и про -дажей хлебного вина не гнушались весьма знатные особы, как то «бриллиантовый князь» А.Б. Куракин, министр юстиции и великий русский поэт Г.Р. Державин, гене -ральный прокурор Российской империи князь А.А. Вяземский.

Проездом в свое имение Царевщину генерал прокурор оказался в Малыковке. Догадливый волостной писарь Василий Злобин подбил членов волостной избы поднести Вяземскому живого осетра и удивил его размерами царской рыбы. За

обедом, к которому с аристократической ласковостью были приглашены дарители осетра, зашел разговор о выборе земли, которой императрица Екатерина II по -жаловала генерал губернатора. Злобин предложил взять находившуюся среди не мереных заволжских земель в 29 верстах от Малыковки неизвестно кому принадле -жащую деревню Маяньгу и угодил князю. Александр Алексеевич пригласил Злобина в Петербург и сделал его своим компаньо -ном в различных откупах, суливших не -слыханные барыши.

В.А. Злобин взял откупа на торговлю горячительным питием в Саратовской, Пензенской, Астраханской, Кавказской, Оренбургской, Вятской и Тобольской губерниях, не отказываясь при этом и от Санкт Петербурга. Стремясь к бы стрейшему обороту денежных средств, Злобин обращается к едва зарождающе муся в России игорному бизнесу и по лучает право на продажу игральных карт по всей Российской империи. Другим не менее выгодным источником доходов Злобина стали откупа на соль из озера Эльтон и других озер в низовьях Волги и ее продажа в двадцати губерниях. Злобин был владельцем множества мукомоль ных мельниц, садов, винокуренных за водов, магазинов. Вместе со своим кумом и компаньоном Петром Сапожниковым Злобин основывает рыбные промыслы в Астрахани. Вместе с Львом Расторгуевым на Урале он приобретает медеплавильные и чугунолитейные заводы. В лучшие свои годы Злобин получал до полумиллиона ежегодной прибыли и был, без сомнения, одним из богатейших торговых капитали стов.

Основой благосостояния Вольска, безусловно, была общественная со лидарность. Известный историк Н. Костомаров передает предание о том, как, прожив несколько лет в Петербурге, Злобин решил посетить свой родной го -род. Подъезжая к Вольску, он вышел из экипажа, опустился на колени и, глядя на утопавшие в садах улицы, со слезами произнес: «Господи, прошу Тебя, помоги мне сделать что нибудь хорошее из этого уголка!» Рассказывают, что Злобин в один из своих приездов в Вольск собрал вольских граждан и сказал им: «Я зажег вам костер — грейтесь у него, пока он пы -лает, но не рушьте его: щепки одной не троньте с него, иначе он погаснет; тогда

и мне и вам жутко будет». Щепки бро -сились подкладывать вольские сограждане Сапожников, Епифанов, братья Корсаковы, Расторгуев, Волковойнов, Брюханов, Мясников.

Костер горел довольно весело. В 1805 г оборот городской торговли хлебом состав -лял более 600 тыс. руб., торговли рыбой — более 120 тыс. руб., скота продавалось на сумму до 50 тыс. руб. Торговые капиталы, объявленные вольскими купцами при по -ступлении в гильдии, превышали 2 млн руб.

Вместе с тем Злобин был более эпи курейцем, чем аферистом. О его ро -скошных пирах знал весь Петербург, его благотворительность превосходила за частую все разумные пределы, ну а ради государственной пользы он, нимало не задумываясь, шел на решительные для себя убытки. После смерти Василия Алексеевича в 1814 г. (годом раньше умер его сын Константин) выяснилось, что благосостояние вольских граждан во мно -гом строилось на финансовой пирамиде: Злобин строил дома, которые закладывал по оценке, в десятки раз превышавшей их реальную стоимость. Государственная казна испытала ряд горьких разочарова -ний. Оказалось, что разорившийся от купщик оставил после себя долга свыше

4 млн руб. Поскольку Злобин практико -вал сдачу в залог чужой недвижимости, то часть долга, и немалая, легла на вольских граждан. По залогам и поручительствам вольских купцов было насчитано долга свыше 1 млн руб. Немедленно последо вал ряд распоряжений о взыскании не доимок. Оказалось, что реквизирован ные дома имеют ценность ничтожную по сравнению с их «величественной» за логовой оценкой. Четыре с лишним мил лиона казенного долга никак нельзя было покрыть за счет продажи этой недвижи -мости. Указом императора на город был наложен секвестр, запрещавший всякую коммерческую деятельность до полной выплаты задолженности.

Именно в это время Вольск впервые в своей истории превратился в умирающий город. Город оказался в осадном положе -нии, лишенный свободы распоряжения своими капиталами и имуществом. За 1821—1824 гг. из 22 вольских купцов 14 чел. «почислилось в мещане», 7 «умерло от огорчения». После 15 лет отчаянных попыток казны вернуть свое она сдалась:

долг вольских обывателей за именитого гражданина Злобина был прощен.

Новое возвышение Вольска

С этого времени начинается новый пе -риод возвышения Вольска. Он связан, в первую очередь, с братьями Алексеем Петровичем и Александром Петровичем Сапожниковыми, развившими астрахан ские рыбные промыслы, основанные их отцом, до невероятных размеров. При этом все торговые операции совершались в Вольске, куда волей неволей отправля лись их партнеры. Именно здесь, в родном городе, оставались налоги и торговые по шлины. Городской Общественный банк вплоть до 1917 г. составлял финансовую основу местного самоуправления.

Рубеж XIX и XX столетий в Вольске, как и во всей России, ознаменовался бур ным промышленным ростом. Наряду с традиционными для города мельницами, маслобойнями, кожевенными производ ствами, открывается механический завод, начинает быстро развиваться цемент ное производство. Цементные заводы — Д.Б. Зейферта, Глухозерский и акционер -ного общества «Ассерин» — бодро входят в эпоху исторического материализма. Вольск воспринимался, прежде всего, как крупнейший в стране центр цементной промышленности. Рост технологической культуры затрагивал и промышленников старообрядцев. Продолжая ходить «по старой вере», они быстро осваивали все технические новинки, строили электро станции, приобретали новые сельскохо зяйственные машины и промышленное оборудование, занимались мелиорацией.

Общественное согласие:

образование и культура

Особенностью старого Вольска, как, впрочем, и всех других городов Российской империи, которые строились и росли есте -ственным путем, а не возникали как «пузыри земли» комсомольских строек, была гармония производства, торговли, образо -вания и культурной жизни. Никто не пла -нировал число школ, специальных учеб -ных заведений, храмов, которые долгое время в провинции оставались не только культовыми, но и культурными учрежде ниями. Все это возникало само по себе, по мере понимания необходимости в их существовании. Средства на них не изыс кивались в государственном бюджете, а

появлялись как пожертвования частного капитала, причем почти без применения административного ресурса.

Так, первое учебное заведение Вольска

— пансион «Пропилеи» — открылся в 1811 г. в Константиногорске, имении Константина Злобина. «Пропилеи» созда -вались как звено в обширной цепи особых учебных заведений, предназначенных для обучения представителей среднего класса

— детей купцов, духовенства, гражданских чиновников и военных. Проект возник в петербургской масонской ложе «Полярная звезда», в которую помимо К.В. Злобина входили его свояк М.М. Сперанский, про -фессор Санкт- Петербургской духовной академии И.А. Фесслер и др. Директором училища стал Болье — гувернер извест -ного исторического романиста Ивана Лажечникова. Среди преподавателей са мым известным был Игнаций Аврелий Фесслер, изгнанный из Духовной акаде мии по подозрению в атеизме и избравший местом ссылки уездный Вольск. Однако «Пропилеи» вскоре пришлось закрыть из за недостатка средств и из за подозри тельности к ссыльному Фесслеру.

С именем Злобиных связано открытие еще одного учебного заведения, кото рое, меняя названия, дожило до нашего времени. Речь идет о Вольской военной школе, которая в 1831 г. разместилась в оставшейся под казенным присмотром усадьбе В.А. Злобина. Желая спасти от разрушения комплекс великолепных зда ний, правительство перевело в Вольск саратовские батальоны военных кан тонистов. В царствование императора Николая Павловича эти военные учебные заведения были призваны решить одну деликатную задачу — приобщить к право -славию подростков евреев, набиравшихся в западных губерниях России. Вольские священники миссионеры Петр Бибиков и Василий Кузнецов смогли окружить воспитанников атмосферой подлинно христианской любви. В 1858 г. батальоны кантонистов были упразднены, и в Вольске появилась военная прогимназия, также получившая широкую известность в России. Это была, выражаясь совре менным языком, спецшкола, куда со всей страны отправлялись воспитанники дру гих военных учебных заведений, имевшие стойкую репутацию недисциплиниро ванных и нравственно испорченных под ростков. При всей безнадежности задачи

нравственного перевоспитания она ре шалась весьма успешно. Педагогический опыт преподавателей вольской военной прогимназии был обобщен известным русским психологом И.А. Сикорским (от -цом известного авиаконструктора Игоря Сикорского) в докладе, прочитанном на IV Международном конгрессе психологов в Женеве в 1882 г

В 1908 г. вольская военная школа была преобразована в кадетский корпус. Это был один из последних кадетских кор пусов Российской империи, откры -тый благодаря настойчивости великого князя Константина Константиновича. Наследником вольского кадетского кор пуса стало вольское военное училище, открытое в 1928 г. В настоящее время это филиал Военной академии материально технического обеспечения, который, во преки аутсорсингу и прочим торговым новшествам предыдущего министра обо роны, продолжает готовить специалистов тыловой службы для Вооруженных сил РФ.

Во второй половине XIX столетия число учебных заведений в Вольске значительно увеличилось. Кроме городских училищ и церковно приходских школ, дававших начальное образование, появились жен ская гимназия, реальное училище, учи тельская семинария, духовное училище с двумя классами духовной семинарии, женское епархиальное училище, лютеран ское и татарское училища, старообрядче -ская школа — всего 37 учебных заведений (напомним, что население города на 1 января 1913 г. составляло 35 тыс. чел.). В начале XX столетия многие учебные за -ведения города обзавелись новыми зда ниями. Самым роскошным было здание Мариинской женской гимназии, выстро енное в 1907 г. Вольские купцы, входив -шие в строительный комитет, обращали внимание на мельчайшие детали проекта. Всерьез обсуждался вопрос о том, на какую улицу должен был смотреть главный вход в здание гимназии: народный язык мужи -ков, приезжавших на расположенный по -близости базар, не должен был оскорблять нежный слух барышень -гимназисток. К столетнему юбилею Отечественной во йны 1812 г. было построено новое здание училища Александра Благословенного. К трехсотлетию дома Романовых — здание Пушкинского училища.

Учебные заведения формировали осо -

бый культурный облик города. Купечески мещанский дух Вольска в начале XX в. был в значительной степени разбавлен нравами и привычками интеллигенции. В городе появилось несколько типографий, работали несколько фотоателье, почто вая контора едва справлялась с доставкой подписчикам множества газет и журналов. Учащиеся реального училища и женской гимназии устраивали благотворительные концерты в пользу своих товарищей, не имеющих возможности вносить плату за обучение. Широко развивались другие формы благотворительности, в которых принимали участие не только богатейшие семейства промышленных и торговых капиталистов Меркульевых, Плигиных, Меньковых, Квасковых, но и люди с весьма средним достатком.

Общественная солидарность в не большом уездном городке имела важ ную конфессиональную составляющую. Синодальная церковь в Вольске мирно уживалась с несколькими старообрядче скими согласиями. В городе действовали мусульманская мечеть и лютеранская кирха, а в начале XX в. появились синагога и молитвенный дом баптистов.

Особую красоту городу придавали мно гочисленные православные и старообряд ческие храмы, на строительство которых ни государство, ни городская казна не за тратили ни копейки. Храмы вовсе не были средствами идеологической политики государства, как, например, кинотеатры и дворцы культуры при советской власти. Они строились тогда, когда возникала общественная необходимость. А если она возникала (последняя церковь в Вольске была построена при цементном заводе ак -ционерного общества «Ассерин» и освя -щена в 1916 г.), значит, религиозная вера в жизни горожан была не менее значимым фактором, чем развитие бизнеса и забота о семейном благополучии.

Интересна история появления одного из последних вольских храмов — Успенской церкви в Клейменовском конце, где про -живали рабочие Глухозерского цемент ного завода. Этот храм строился на средства вольского духовенства, обратившего внимание на активизацию различного рода сектантов в среде вчерашних кре -стьян — пролетариев, оторванных от вся -кой духовной традиции. Инициатором строительства стал правящий архие рей Саратовско Царицынской епархии

Гермоген (Долганев), который прекрасно знал все реалии церковной жизни, по скольку сам в течение 2 лет (с 1901 по 1903) занимал кафедру викарных еписко пов Вольских.

Учреждение Вольского викариатства — сначала в 1849 г., а затем, во второй раз, в 1901 г. — стало признанием важности места города в церковной жизни епархии. Вольское викариатство просуществовало до 1937 г. Несколько вольских викарных епископов, начиная с преосвященного Гермогена, утопленного чекистами в р. Туре в 1918 г., были расстреляны или по -гибли в сталинских лагерях.

Когда мы сейчас, в начале XXI в., го -ворим об умирающих городах России, подразумеваем, прежде всего, гибель эко номики, уничтожение крупных промыш ленных предприятий, на смену которым пришли рынки и магазины. Казалось бы, возможность создавать вместо непово ротливых гигантов малые предприятия, выпускающие пользующуюся спросом продукцию, у нас есть. Но города про должают умирать. Как будто бы оказались утраченными не только вкус к работе, но и сама воля к жизни, само желание что то создавать, гордиться перед современни ками и потомками собственным трудом.

Здесь можно вспомнить и «Закат Евро пы» Освальда Шпенглера, который почему то начался с заката России. Можно вспомнить и теорию этногенеза Льва Гумилева, согласившись, что послед ний карикатурный всплеск русской пас сионарности пришелся на эпоху горба чевских кооперативов. Проницательный взгляд, однако, без труда заметит, что мы находимся в конце процесса, который начался гораздо раньше. Просто в конце многие процессы заметно ускоряются, и становится заметной тенденция, которая в начале едва просматривалась. Умирание малых городов началось с разрушения старой России: революции и Гражданской войны. На протяжении десятилетий це лым поколениям внушалась мысль, что движущей силой истории является клас совая борьба. А это означает, что обще ственной солидарности, общего дела раз личных сословий нет и быть не может. Воинствующее безбожие лишило метафи зического смысла и обесценило почти до нуля саму человеческую жизнь.

Безусловно, в Советском Союзе было много чего построено. Однако все это

было сделано за счет насилия и страха. А когда страх ослабел, начался застой. Безусловно, вопреки фикции «социали стического реализма», в нашей стране существовало высокое искусство. Но если оно было настоящим, то либо по инерции продолжало традиции дореволюционной русской культуры, либо в лучших своих образцах создавалось вопреки существую щему строю и подверглось гонениям.

Советская власть получила от старой России огромные ресурсы: материальные, культурные, духовные. Все это оказалось бездумно растраченным. Лучше всего дело обстояло с материальными запасами. В больших и малых городах страны сотни тысяч семей по сей день живут в домах до революционной постройки. А запасов по лезных ископаемых хватит, кажется, еще на сотни лет. Культурные ресурсы тоже оказались достаточными, так что мастерам советского искусства было у кого учиться и перенимать традиции. С ресурсами ду ховными все оказалось не так просто!

Духовного потенциала старой России хватило на семьдесят лет советской вла сти. Но сама она не создала никакого ду ховного запаса. И когда в одночасье, без природных катаклизмов и нашествия ино племенников она скончалась, осталась пу стыня, застроенная заводами гигантами и дворцами культуры. Пустыня, которая взяла реванш.

Вольск: территория доживания

или проект социально-политической

стабильности

Проблемы моногородов (или моно -профильных поселений) в современной России обострились в период мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. и последующей посткризисной рецессии. Выяснилось, что на огромной россий ской территории достаточно много таких поселений, и ситуация в них не поддается регулированию силами самих муници -пальных образований. Она требует вме шательства и поддержки, прежде всего финансовой, со стороны высших уровней государственного управления, федераль ного центра.

В советское время государство выпол -няло одновременно две роли — субъекта, определяющего стратегию и тактику функционирования моногорода, и со -циального агента, ответственного за ор ганизацию деятельности социальных ин -

ститутов, ключевых акторов, населения моногорода в целом. В 1990 - х гг., с пере -ходом страны к рыночной экономике и проведением приватизации, бизнес при обрел права собственности на градообра зующие предприятия в моногородах, но в то же время он не был готов принять от ветственность за благосостояние людей, в них проживающих. В моногородах по степенно сложилась кризисная ситуация, имеющая не только экономическую, но и социальную и гуманитарную стороны. Можно утверждать, что после кризиса 2008—2009 гг. проблема моногородов при -обрела острейший внутриполитический характер.

В настоящее время все чаще звучат голоса, что бедственное положение людей объективно (моногорода про изводят продукцию с «отрицательной» стоимостью), российские моногорода

— анахронизм, пережиток плановой эко -номики, их надо закрывать (при этом оставляя предприятия!), а население массово переселять в другие места про живания. Но возможное переселение даже отдельных моногородов оголит и без того малонаселенные российские просторы, огромные территории Урала и Сибири могут остаться вообще без населения. Американская же модель (многие работники в штате Аляска ра ботают на буровых и промышленных предприятиях вахтовым способом) для России не совсем подходит. Территория Аляски намного меньше нашей Сибири, инфраструктура — более развита, нет густонаселенных соседних стран (на пример, граничащего с Россией Китая), на территорию Аляски не претендуют другие субъекты международных отно шений. Кроме того, федеральные власти США активно стимулируют переселение людей на Аляску.

В связи со сложившейся критической ситуацией и согласно поручению прези дента РФ от 9 ноября 2009 г. на федераль ном уровне в 2009—2010 гг. был экстренно сформирован список из 335 монопро фильных поселений, требующих госу дарственной поддержки и инвестиций в городское хозяйство и градообразующие предприятия. Министерство региональ -ного развития РФ проводит работу по диверсификации экономики моногоро дов, вошедших в федеральный список. Минрегионом была разработана методо

логия подготовки комплексных инвести -ционных планов (КИПов) модерниза -ции. К началу 2012 г. все 335 моногородов имели КИПы, 35 моногородов получили господдержку, согласно планам, в 2010 г., 51 моногород — в 2011 г.

Общий объем государственной под -держки моногородов по линии федераль -ного и региональных бюджетов составил в 2010—2011 гг. более 22,7 млрд руб., в т.ч. дотаций — 10 млрд руб. (100% утвержден -ного объема), бюджетных кредитов — 5,7 млрд руб. (57% утвержденного объема), субсидий на реализацию программ раз вития предпринимательства — 2 млрд руб. (100%), средств ГК — Фонда ЖКХ — 5 млрд руб. (100%)1.

Данная статья основана на материалах исследования межрегионального сетевого проекта «Российские моногорода: констру -ирование социально - экономических пер -спектив», выполненного в 2010—2011 гг. по заказу Уральского межрегионального ин -ститута общественных наук при Уральском госуниверситете (г. Екатеринбург). В про -цессе исследования были проанализиро ваны основные показатели социально экономического развития Вольска и Балаково Саратовской обл., проведены интервью с 24 экспертами — жителями городов, представителями молодежи и старшего поколения, крупного бизнеса и местных органов власти (элит)2.

Вольск — единственный город в Саратовской обл., включенный в феде -ральный список моногородов. В городе расположен крупнейший в европейской части РФ цементный завод, входящий в холдинг Holcim Group (с штаб - квартирой в Швейцарии). Имеется и другой завод, поменьше, — ЗАО «Волгацемент», кото -рый также оказывает весомое влияние на ситуацию в городе, а также небольшой завод по производству извести (в настоя щее время производство на нем только запускается) — ООО «Волгаизвесть» (оба предприятия принадлежат саратовскому собственнику). Из промышленных пред приятий в городе также имеются: меха нический завод, молокоперерабатываю

1 Минрегион подвел итоги реализации мер по поддержке моногородов за два года // http://www. minregion.ru/press_ofEce/news/1742.html (дата обращения 09.01.2013).
2 Гусев В.В. Моногорода Саратовской области: социально - экономические и экологические перспективы глазами общества и элит. — Саратов, 2011.

щий и пивоваренный заводы, швейная фабрика, которая закрылась в связи с кризисом. Вольск с 1780 г. является адми -нистративным центром Вольского муни -ципального района Саратовской области. Население в настоящее время составляет 66,5 тыс. чел. (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.).

Классификация Вольска

с точки зрения методологии

исследования по проекту

С точки зрения численности населения г. Вольск относится к средним по раз меру моногородам (численность населе -ния от 50 до 100 тыс. чел.) с продолжаю -щейся убылью населения. С точки зрения включенности в экономическую жизнь Саратовской обл. город является изолятом, приречным (вместо придорожного) горо -дом, т.к. находится в стороне от основных автотранспортных и железнодорожных артерий. Вольск также целесообразно от -нести к ресурсным городам. По оценкам специалистов, сырьевых источников для производства цемента очень хорошего качества (белых известняков) в Вольском районе хватит на ближайшие 100 лет.

Цементное производство города с точки зрения уровня развития градо образующего предприятия можно на звать развивающимся, хотя на объемы производства цемента и финансовые по казатели повлиял кризис 2008—2009 гг. Рейтинг города в области остается не -высоким, что вызвано, прежде всего, недостаточным уровнем основных социально -экономических показателей. Так, уровень инновационной активно -сти градообразующих предприятий низ кий, о чем свидетельствует применение устаревшей и затратной технологии про изводства цемента «мокрым» способом вместо современного и низкозатратного «сухого» способа. В настоящее время на базе ОАО «Волгацемент» строится со -временный завод по производству це мента «сухим» способом. Однако миро вой финансовый кризис притормозил этот инвестиционный проект, стоимость которого составляет 5 млрд руб., и «увя -зание» в проекте уже привело к банкрот ству основного акционера — ЗАО «WDB

— Поволжский немецкий банк». Тем не менее планируется, что первая очередь завода «Волгацемент» будет запущена уже в 2013 г. В настоящее время новый

завод имеет 90 процентную готовность, его производительность составит 1 млн т цемента в год1.

Уровень жизни населения в г. Вольске является низким — средним по области, но более низким, чем в крупных городах области (Саратов, Балаково, Энгельс). С точки зрения инвестиционного критерия город обладает понижающимся инвести -ционным рейтингом. С точки зрения воз никновения градообразующего предпри ятия (сначала возник город, а потом уже цементные предприятия) Вольск является городом трансформером. С точки зре ния ресурсного критерия ресурсная база Вольска является репродуктивной (недо -статочной), о чем свидетельствуют демо графические и миграционн

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты