Спросить
Войти

Органы обеспечения правопорядка России в период социальных потрясений 1917 года(материалы межвузовского круглого стола,состоявшегося в Санкт-Петербургском университете МВД России 17 февраля 2017 года)

Автор: указан в статье

Конференции

УДК 95(47).084.1/2 + 351.741 А.Б. Фёдоров*

Органы обеспечения правопорядка России в период социальных потрясений 1917 года

(материалы межвузовского круглого стола,

состоявшегося в Санкт-Петербургском университете МВД России

17 февраля 2017 года)

В статье произведен обзор выступлений участников «круглого стола» «Органы обеспечения правопорядка России в период социальных потрясений 1917 года», проведённого в Санкт-Петербургском университете МВД России 17 февраля 2017 года.

А.В. Fyodorov*. Law enforcement bodies in Russia during the social upheaval of 1917. This article discusses, participants& speeches on the round table «Law enforcement bodies in Russia during the social upheavals of 1917,» held at the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia on February 17, 2017.

В феврале исполнилось сто лет со дня начала в России революционных событий 1917 года. Они радикальным образом повлияли на ход мировой истории, а потому и поныне являются предметом обсуждения не только в нашей стране, но и в зарубежье.

Юбилею начала Революции 1917 года посвящено множество публикаций и передач в средствах массовой информации. В научных и образовательных организациях проводятся соответствующие научно-представительские мероприятия.

Одним из таких мероприятий стал межвузовский круглый стол на тему «Органы обеспечения правопорядка России в период социальных потрясений 1917 года». Помимо сотрудников и курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России, в работе круглого стола приняли участие представители Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации и Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС Российской Федерации, а также работники Российского государственного исторического архива.

От имени руководства Санкт-Петербургского университета МВД России к участникам мероприятия обратился заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор С.А. Денисов. «В современном российском обществе, сказал он, оценка революционных событий столетней давности далеко не однозначна. Очевидно, что всё многообразие мнений невозможно свести к какому-либо одному знаменателю, но надо стремиться в рамках цивилизованного научного обсуждения так продемонстрировать различие в подходах, чтобы способствовать консолидации общества, а не его расколу».

* Фёдоров, Александр Борисович, профессор кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-22-23.

* Fyodorov, Alexander Borisovich, Professor of Department of History of State and Law of the Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, associate professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: (812) 730-22-23.

© Фёдоров А.Б., 2017

В соответствии с заявленной темой и программой круглого стола выступавшие на нём учёные и члены курсантских научных обществ названных выше образовательных организаций последовательно рассмотрели основные этапы и события Российской революции 1917 года, уделив особое внимание роли и судьбе полицейских органов царской России в предреволюционный период и в дни Февраля, попыткам Временного правительства создать новую правоохранительную систему и причинам их краха, деятельности большевиков по наведению порядка и борьбе с преступностью после прихода к власти, формированию рабочей милиции, органов ВЧК, внутренних войск.

В ходе обсуждения всех этих вопросов были затронуты и конкретные судьбы известных исторических деятелей, руководителей МВД - НКВД, Департамента Полиции, РКМ и ВЧК.

Обсуждение предусмотренных программой круглого стола вопросов открыл профессор кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат исторических наук доцент А.Б. Фёдоров выступлением «О мировоззренческо-методологических подходах к изложению революционных событий 1917 года». Он отметил, что в представлениях об истоках революции 1917 г. всё ещё существует немало догм и стереотипов, которые упрощают проблему и зачастую сводят её к облегчённым схемам, мало соответствующим реальной, во многом противоречивой действительности. Сегодня они уже не могут нас удовлетворять. По его мнению, поиск новых подходов следует начинать с оценки геополитических факторов, подытоживших многовековую историю страны. Существование огромной по территории и численности населения многонациональной державы было немыслимо без сильной центральной власти. Сначала империя держалась на инерции и многоукладности хозяйственной жизни и политической косности основной массы народа. Позже, после поражения в Крымской войне, государственная власть вынуждена была приступить к модернизации экономики. Но это привело не только к взаимопереплетению феодальных и капиталистических отношений, но и к параллельной эволюции тех и других.

Создание рынка свободной рабочей силы, необходимой для быстрого развития капитализма, сдерживалось крепостничеством, затем существованием крестьянской общины. Крупное производство создавалось в условиях, ограничивающих развитие свободной конкуренции; промышленный переворот в стране произошел без соответствующего переворота в аграрном секторе. Такой тип промышленного развития формировался в результате прямого вмешательства государства, его протекционистской политики и широкого использования иностранных капиталов. Всё это деформировало соотношение между экономическим и социальным развитием страны при незыблемости политического строя. Предпринятый рывок в промышленном развитии положительно не сказался на благосостоянии народа. Он лишь усилил разлаженность хозяйственной жизни, довёл её до критического состояния, растущей социальной напряжённости во всех классах и слоях населения. Взрывоопасная энергия накапливалась и в городе, и в деревне. И там, и там неумолимо разрасталась социальная среда, для которой был характерен особый тип психологии - неприятие ценностей всего старого общества и склонность к активному противодействию ему. Именно этот фактор приобретал первостепенное значение для судьбы страны. Участие России в Первой Мировой войне «добило» систему хозяйственных связей - прежде всего между городом и деревней. Война необычайно усилила миграционные процессы (мобилизации в армию, беженцы, военнопленные, иностранные рабочие). Выбитые из привычной жизненной колеи маргиналы выступали в роли детонатора революции и обеспечивали взаимосвязь между питающими её потоками. В то время как старое общество вплотную подошло к распаду системообразующих связей, силы его разрушения складывались в системное единство.

Всё это предопределило силу и направленность социального взрыва, а вместе с тем и дальнейшую судьбу российской государственности, правоохранительных органов страны, судьбы тысяч и тысяч современников и участников революционных событий 1917 года и их потомков.

Заместитель начальника кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук доцент Ч.Н. Ахмедов посвятил своё выступление запоздалым мерам царского правительства по укреплению полиции и увеличению её численности. «Сподвигнуть» его на последнюю полицейскую реформу заставили нарастание революционного движения в стране и рост уголовной преступности. 30 октября 1916 г. царь утвердил Положение об усилении полиции в 50 губерниях и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Увеличивалась численность полиции. Если ранее в городах один городовой приходился на 500 жителей, а в сельской местности один стражник на 2,5 тыс., то, согласно новому положению, в городах один городовой на 400 жителей, а сельской местности - на 2 тыс. жителей.

Были пересмотрены штаты и Петроградской столичной полиции. По закону от 23 октября 1916 г. её общая штатная численность составляла 6384 человека, в т.ч. наружная охрана - 4879 человек, полицейский резерв - 201 человек, сыскная полиция - 223 человека, конно-полицейская стража - 427 человек, служительская команда - 428 человек, речная полиция - 226 человек. Для содержания такого количества полицейских только одного жалования выделялось 589435 рублей в год.

В конце 1916 - начале 1917 гг. руководство МВД, собрав сведения из различных губерний, попыталось поднять жалование стражникам и урядникам, выделить деньги на закупку лошадей, фуража и вооружения.

Но все эти меры оказались далеко не адекватными складывавшейся ситуации и безнадежно запоздалыми. В феврале 1917 г. полиция, призванная защищать самодержавие, потерпела полное

Федоров А.Б. Органы обеспечения охраны правопорядка России в период социальных потрясений...

фиаско и ушла в небытие. Как вооруженная охрана царского режима, она в одночасье перестала существовать.

Затронутую Ч.Н. Ахмедовым тему развил курсант факультета подготовки сотрудников для следственных подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России А.А. Ховатов. Революционный взрыв февраля 1917 г. сопровождался повсеместным истреблением и разгромом всего, что напоминало не только о самодержавии, но и о законе и общественном порядке. Толпы обывателей, маргиналов и солдат Петроградского гарнизона громили полицейские участки, Министерство внутренних дел, Департамент полиции, Охранное и сыскное отделения, музей вещественных доказательств и картотеки, охотились на полицейских и жандармов. 27 февраля были разгромлены Дом предварительного заключения и здания судебных установлений. Из дверей «казенного дома» тогда же «выпорхнули» сотни уголовников, сразу же присоединившихся к расправам над чинами полиции и погромам. Сдержать криминальное неистовство Временное правительство с его наскоро созданным Министерством внутренних дел и милиционерами-добровольцами в эти дни оказалось не в силах.

Продолжая разговор о судьбах последнего поколения чинов царской полиции и жандармерии, старший преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России С.В. Ремнёва подробно остановилась на обстоятельствах гибели начальника Петроградского губернского управления (ГЖУ) генерал-лейтенанта И. Д. Волкова. Существует несколько версий случившегося. По одной, наиболее достоверной из них, 27 февраля 1917 г., узнав о том, что возбужденная толпа приближается к зданию управления, генерал отпустил по домам всех служащих, а сам остался в своём кабинете. Там он и был схвачен, избит и доставлен в Таврический дворец. В Министерском павильоне дворца, куда 27 февраля сводили арестованных жандармов и полицейских, кто-то из «революционеров» нанёс ему штыком смертельную рану. Повторив судьбу многих своих коллег, генерал скончался 28 февраля 1917 года в Мариинской больнице (Литейный пр., д. 56). Само же здание Петроградского ГЖУ (Таврическая ул., д. 15) в ночь на 28 февраля было сожжено вместе со всей документацией и архивами.

С.В. Ремнёва отметила, что по официальным данным, опубликованным 23 марта 1917 г. в газете «Биржевые ведомости», в период Февральской революции были убиты 19 и ранены 48 полицейских. По ее мнению, эти данные сильно занижены, т.к. показать реальную картину трагедии новая власть не решилась.

События революционного 1917 г. сопровождались, наряду с прочими негативными явлениями, повсеместными винными программами. На них и борьбу с ними обратила внимание присутствовавших на заседании круглого стола курсант факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России Н.В. Минина. С началом Первой мировой войны, напомнила она, в стране был введен «сухой закон». С одной стороны, на первых порах он способствовал укреплению трудовой дисциплины, сокращению числа прогулов и росту производительности труда. Но, с другой стороны, оказался «бомбой замедленного действия», которая и взорвалась в первые же дни революции.

В сводках Главного управления по делам милиции Министерства внутренних дел Временного правительства приводится масса фактов, свидетельствующих о том, что и обе столицы, и провинцию захлестнула волна погромов винных складов, разгула пьяных толп, незаконного винокурения. С мест потоком шли ходатайства о принятии более решительных мер к зачинщикам погромов, об уничтожении винных запасов, о применении в этих целях военной силы.

Очередной всплеск винных погромов произошел в Петрограде осенью 1917 г. Для борьбы с ними большевики пошли на самые крайние меры. Ими был создан Комитет по борьбе с погромами, введено осадное положение. Винные запасы безжалостно уничтожались. Было ликвидировано и содержимое винных погребов Зимнего дворца. 7 декабря 1917 г. газета «Новая жизнь» сообщала: «За эти дни истреблено вина на десятки миллионов рублей и, конечно, будет истреблено на сотни миллионов. Если бы этот ценный товар продать в Швецию - мы могли бы получить за него золотом или товарами, необходимыми стране, - мануфактурой, лекарствами, машинами».

Таким образом, мы видим, что новая - Советская - власть для пресечения пьяных разгулов не останавливалась ни перед чем. А в 1919 г. В. И. Ленин подписал постановление СНК РСФСР о запрете на территории страны производства и продажи алкоголя.

Курсант командного факультета Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии России В.О. Воронков дал характеристику личности последнего министра внутренних дел Российской империи А. Д. Протопопова. На основе анализа исторических источников, материалов Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, заметок её секретаря А. А. Блока и воспоминаний председателя III и IV Государственной Думы М. В. Родзянко Воронков делает вывод о том, что личность Протопопова была противоречивой и далеко не однозначной. Будучи активным «октябристом», членом «Прогрессивного блока», вице-председателем IV Государственной думы, он неожиданно порвал с буржуазно-помещичьей оппозицией и стал сторонником жесткой правительственной политики, посчитал себя обязанным спасти монархию. В назначении его министром внутренних дел решающую роль сыграли императрица Александра Фёдоровна и Григорий Распутин. Это назначение вызвало взрыв недовольства либеральной общественности. Поведение Протопопова в первые дни Февральской революции свидетельствовало о его полной неадекватности и психическом расстройстве. Жизненный путь последнего царского министра внутренних дел закончился в 1918 г. расстрелом по приговору ВЧК.

Сам факт назначения А. Д. Протопопова на столь ответственный пост в условиях нарастания революционного кризиса свидетельствовал не только о том, что правящая верхушка не понимала всей серьезности ситуации. В распоряжении самодержавия уже не имелось и сколь-нибудь компетентных кадров.

Большой интерес у присутствовавших вызвало выступление Главного специалиста отдела информации и научного использования документов Российского государственного архива Н.С. Крылова, посвященное деятельности кассационного уголовного Департамента Сената в 1917 г. Он отметил, что революционные события 1917 г. почти не повлияли на судебную практику Департамента. Даже когда декретом Советской власти о суде от 24 ноября 1917 г. были упразднены Сенат и прочие судебные инстанции, судопроизводство «по инерции» продолжало осуществляться прежним порядком. Окружные суды и судебные палаты продолжали свою работу и выносили приговоры, кассационные жалобы на которые поступали в Сенат. И даже когда 27 января 1918 г. в здания Сената и Синода ворвался комиссар А. Джибит и разогнал всех бывших там чиновников и сенаторов, эти последние нашли возможность провести общее собрание всех департаментов Сената и постановили: «Не признавать каких-либо самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания» возложенные на Сенат обязанности, «доколе к этому представятся какие-либо возможности».

Для Кассационного уголовного Департамента такие возможности просуществовали до апреля 1918 г. Далее Н.С. Крылов привёл данные анализа кассационных жалоб и результатов их рассмотрения, а также отметил, что документы фонда этого Департамента до сих пор не изучены и ждут своих исследователей.

Профессор кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации доктор исторических наук доцент П.Д. Николаенко рассказал участникам круглого стола о том, как пережили революцию потомки первого министра внутренних дел Российской империи князя Виктора Павловича Кочубея, через какие испытания им пришлось пройти, прежде чем оказаться в эмиграции. Один их них, а именно генерал-адъютант князь Виктор Сергеевич Кочубей пытался спасти последнего русского императора, но опоздал. Царь и его семья были уже расстреляны. Сам Виктор Сергеевич, спасаясь от большевистского террора, уехал на Украину, а оттуда - в Германию.

Представители знатного кочубеевского рода, как и многие другие, в годы революционных потрясений и гражданской войны вынуждены были покинуть страну и найти спасение за границей.

Нынешние потоки В. П. Кочубея проживают в Бельгии, Соединённых Штатах Америки, Франции и Швейцарии. Кто-то из них сумел достичь в своей жизни больших успехов и материального благополучия, кто-то оказался менее удачлив. Но всех их объединяют любовь к России и верность традициям своего знаменитого рода.

Темой выступления доцента кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии России кандидата исторических наук Г.Н. Крижановской стала деятельность революционных властей Петрограда по формированию «народной» милиции.

Разгром полицейских учреждений в ходе Февральской революции и воцарившийся на улицах столицы хаос потребовал срочной замены ликвидированной полиции новыми органами правопорядка. Но центральная власть, которая по своему статусу могла бы принять решение об их создании, ещё практически отсутствовала. Поэтому первые шаги в этом направлении были сделаны по инициативе Советов рабочих и солдатских депутатов и продолжавших действовать местных органов власти. 28 февраля 1917 г. на вечернем заседании Городской думы было объявлено о создании столичной милиции. Её главой был избран Д. А. Крыжановский - архитектор, не имевший ничего общего с полицией. Во все районы города были назначены уполномоченные городской милиции, начали создаваться её районные отделения. В милицию шли добровольцы, среди которых было много студентов; её руководство было выборным. Г. Н. Крижановская обратила внимание на то, что в этот период в ряды городской милиции проникло немало преступников, которые использовали документы сотрудника милиции для совершения преступлений. Поэтому борьба с нараставшей преступностью в это время не могла быть эффективной.

Реальной силой, способной подавить анархию и беспорядки, в возникшей ситуации были лишь отряды рабочей милиции, которыми руководили большевики. Под их давлением 28 февраля исполком Петроградского совета принял постановление об организации милиции на заводах и фабриках. В тот же день состоялся пленум Совета рабочих депутатов, принявший обращение к рабочим с призывом к вооружению. Обстановка продолжала оставаться противоречивой до решения вопроса о формировании Временного правительства. На одном из совместных заседаний думского комитета и лидеров Совета был найден компромисс. Милиция должна была формироваться не только из рабочих, но и из других слоев городского населения, руководить ею должны были муниципалитеты. Эти положения вошли в правительственную Декларацию от 2 марта в формулировке: «Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления».

Таким образом, сделала вывод Г. Н. Крижановская, вместо ликвидированной в ходе революции полицейской системы создавались новые органы охраны общественного порядка, формирование которых первоначально осуществлялось на принципах добровольности, выборности, аполитичности, подчиненности органам местного самоуправления.

Федоров А.Б. Органы обеспечения охраны правопорядка России в период социальных потрясений.

Курсант командного факультета Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии России А.С. Репа поделился результатами своей работы по изучению деятельности большевиков по формированию Красной гвардии. Для захвата власти им необходимо было обеспечить вооруженную поддержку. Хотя уже существовали отряды рабочей милиции, они были не столь многочисленны, чтобы справиться с этой задачей. Нужна была иная форма военной организации рабочих. Ей и стала Красная гвардия, первые формирования которой появились в марте 1917 г. Еще 22 марта Русское бюро ЦК РСДРП (б) приняло постановление, в котором ставилась задача всеобщего вооружения народа и, в частности, немедленного создания Красной гвардии.

29 апреля большевистская «Правда» опубликовала проект устава рабочей гвардии, разработанный Советом рабочих и солдатских депутатов Выборгского района Петрограда. За день до этого, 28 апреля, состоялось первое общегородское собрание представителей Красной гвардии столицы, где присутствовали около двухсот делегатов. На нём был обсуждён вопрос о создании общегородского центра Красной гвардии. В июне 1917 г. в Петрограде было уже свыше 6 тыс. красногвардейцев.

После разгона июньской демонстрации Красная гвардия вынуждена была перейти на нелегальное положение, но продолжала действовать, пополняя свои ряды. Быстрый её рост произошёл в период борьбы с корниловским мятежом. Его ликвидация показала возросшую мощь Красной гвардии. Ее численность достигла 15 тыс. человек. Она полностью перешла под контроль большевиков и превратилась в самую надежную их опору в борьбе за власть.

Доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России кандидат исторических наук, доцент А. А. Смирнова обратила внимание участников круглого стола на то, что в условиях революционного реформирования многих сфер деятельности российского государства в 1917 г. особое значение приобрёл законодательный процесс. Реформы во все времена неизбежно сопровождаются значительным увеличением нормативно-правовых актов, отменой или пересмотром старой нормативной базы.

В этих условиях отсутствие продуманного плана реформ приводит к своего рода «юридическому коллапсу», когда правовая система государства утрачивает главное свойство - системность - и превращается в бесконечный набор разрозненных актов права, применение которых становится крайне затруднительным. В первый период развития революции 1917 г., в марте-апреле, наблюдался именно такой процесс превращения права в средство политической борьбы и развития правового нигилизма, что, безусловно, отразилось на состоянии общественного порядка. Одновременно не следует забывать, что старые имперские органы власти, как известно, бойкотировали многие законодательные инициативы Временного правительства. В итоге сложилась опасная ситуация, когда в стране перестало действовать единое правовое поле.

Выступление доцента кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России кандидата исторических наук, доцента А.В. Панфильца было посвящено созданию и начальному периоду деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем СНК РСФСР.

Несмотря на то, что в состав первого советского правительства сразу же вошёл Наркомат внутренних дел, игравший важную роль как в правоохранительной деятельности, так и в административном управлении государством, потребовалось немногим более месяца для того, чтобы новое руководство страны осознало, что без чрезвычайных мер власть ему не удержать. Период победного шествия революционных преобразований быстро сошёл на нет, и в начале декабря Советская власть столкнулась с нарастающим сопротивлением контрреволюционных сил. Мятежи, заговоры, диверсии, саботаж, политический и уголовный бандитизм буквально захлестнули страну. Для борьбы с ними понадобился специальный орган, наделенный чрезвычайными полномочиями.

7 (20) декабря 1917 г. на заседании СНК РСФСР под председательством В. И. Ленина было принято постановление о создании такого органа - ВЧК. Ее председателем стал Ф. Э. Дзержинский -«Железный Феликс». ВЧК была первой исторической формой органов государственной безопасности Советского государства. Она успешно решала задачи по выявлению, предупреждению и пресечению тайной подрывной деятельности внутренней контрреволюции и агентуры иностранных разведок, по подавлению открытых вылазок антисоветских сил, выступлений анархистов и других бандитствующих группировок.

Сегодня деятельность ВЧК, её периферийных органов и войск в 1917-1922 гг. оценивается далеко не однозначно. Но мы должны признать, что в обеспечении безопасности страны и упрочении Советской власти она сыграла одну из главных ролей.

Выступление А. В. Панфильца было дополнено курсантом факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России К.А. Шуликовым. Он рассказал о спецоперации, проведенной ВЧК против ювелирной компании Фаберже, и результатах охоты чекистов за её драгоценностями.

О ликвидации милиции Временного правительства и первых шагах по созданию советской милиции в Петрограде рассказала доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент С. Е. Байкеева. В первые дни после победы Октябрьской революции руководство охраной общественного порядка в городе взял на себя Петроградский революционный комитет. В своей структуре он имел ряд специальных отделов, в т.ч. отдел рабочей милиции, бюро Красной гвардии и комиссию по борьбе с контрреволюцией. В период

вооруженного восстания именно комиссары ВРК не допустили выступления милиции Временного правительства в его поддержку и привлекли её к охране общественного порядка. Однако вскоре выяснилось, что выполнять эту задачу она не в состоянии, поскольку значительная ее часть, особенно командный состав, была враждебно настроена по отношению к Советской власти. Поэтому 1 ноября 1917 г. по решению ВРК, начальник городской милиции Иванов был арестован, а вскоре было упразднено и её городское управление.

14 ноября состоялось общегородское делегатское собрание милиционеров. Его представители проинформировали ВРК о том, что создают свой профсоюз и отдают себя в распоряжение революционной власти. Но к этому времени первый нарком внутренних дел РСФСР А. И. Рыков уже подписал знаменитое постановление НКВД об организации рабочей милиции, а отдел управления комиссариата уже занимался его реализацией. 4 декабря 1917 г. коллегия НКВД приняла решение упразднить Главное управление по делам милиции Временного правительства. В тот же день исполкомом Петросовета был создан Комитет революционной охраны Петрограда. Его председателем стал К. Е. Ворошилов. По решению СНК РСФСР, именно ему было поручено ликвидировать Петроградское градоначальство, в ведении которого находилась и городская милиция. В ходе этой акции была проведена «чистка» милиции. Вместо уволенных милиционеров уже на новых, классовых началах набиралась их смена. Но процесс шёл довольно медленно, поэтому охраной революционного порядка в городе в этот период занимались и Красная гвардия, и ВЧК, и Комитет по борьбе с погромами. Окончательное решение о ликвидации милиции Временного правительства было принято Петроградским советом 30 декабря 1917 г.

Итоги круглого стола подвел начальник кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент А.А. Удальцов. Он отметил, что рассмотренные вопросы имеют значение не только в ретроспективном плане, они актуальны и для сегодняшнего дня. Дальнейшая их разработка может послужить хорошей основой как для новых научных исследований, так и для обновления содержания историко-правовых дисциплин в профильных образовательных организациях.

Список литературы

1. Ахмедов, Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: исторический опыт формирования и структурирования. - СПб.: Астерион, 2008. - 384 с.
2. Воронин, В. Крушение монархии // Историк. - 2017. - № 3 (27). - С. 9-16.
3. Гутман, М. Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны в России (1917-1920 гг.). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. - 358 с.
4. Иконников-Галицкий, А. Хроники петербургских преступлений: Чёрные тени красного города, 1917-1922. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 352 с.
5. МВД России - 200 лет : материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 г. - Ч. 1. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - 257 с.
6. МВД России - 200 лет. История и перспективы развития : тезисы докладов и выступлений на юбилейной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20-21 сентября 2002 года. -Ч. 1. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002. - 272 с.
7. Министерство внутренних дел России: 1802-2002 : исторический очерк в 2-х томах. - Т. 2.

- СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности, 2002. - 528 с.

8. Назаров, О. Хроника смутного времени. Февраль 1917 года // Историк. - 2017. - № 2 (26).

- С. 6-15.

9. Нижник, Н. С., Сальников, В. П., Мушкет, И. И. Министры внутренних дел Российского государства (1802-2002) : биобиблиографический справочник - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности, 2002. - 584 с.
10. Фёдоров, А. Б., Мусиенко, М. Н. Органы внутренних дел России в революционных вихрях 1917 года // На страже закона. - 2017. - № 3 (187). - С. 8.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПОЛИЦИЯ МИЛИЦИЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРЕСТУПНОСТЬ САМОДЕРЖАВИЕ ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БОЛЬШЕВИКИ КРАСНАЯ ГВАРДИЯ law enforcement bodies
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты