Спросить
Войти

Краткое историописание в период Пяти династий и Десяти царств (краткий очерк)

Автор: указан в статье

16. Деопик Д.В. Выявление аграрных очагов в Восточной и прото-Юго-Восточной Азии: на материале изучения археологических памятников неолита и ранней бронзы (VI - нач. II тыс. до н.э.) // Научная конференция Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2008, с. 50-53.

17. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Основные этапы исторического процесса в регионе Восточная Азия в IX-I тыс. до н.э. // Научная конференция Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2005, с. 91-95.
18. Деопик Д.В. Некоторые важнейшие аспекты формирования государственности в Восточной и Юго-Восточной Азии в III-II тыс. до н. э. // Научная конференция Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2007, с. 110-114.
19. Деопик Д.В., Комиссаров С.А., Ульянов М.Ю. Древнейшие археологические культуры на территории Китая // БРЭ. Т. 14. М., 2009.
20. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
21. Крадин Н.Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов // История и математика. М., 2008, с. 166-200.
22 . ПереломовЛ.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
23. Ульянов М.Ю. Царство Чу - первое государство в северной части прото-ЮВА (конец II - конец I тыс. до н.э.): периодизация истории в эпохи Западное и Восточное Чжоу (XI-III вв. до н.э.) // Научная конференция Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2004, с. 14-22.
24. Ульянов М.Ю. О выделении периодов при описании исторического процесса: на примере периодизации Чуньцю (771-453 гг. до н.э.) и Чжаньго (453221 гг. до н.э.) в истории Древнего Китая // Научная конференция Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов. М , 2008 , с. 60-63.
25. Ульянов М.Ю. К вопросу о периодизации истории царства Цинь (XI в. -207 г. до н.э.) и последующих событий, предшествующих возникновению государства Западная Хань (202 г. - 8 г. н.э.) // Научная конференция Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2010, с. 75-82.
26. Фастовщук Р.В. О периодизации истории царства Ци // Четвёртая всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. Т. 1. История, источниковедение, историография. М., 1986. С. 83-85.
27. Целуйко М.С. Политическая история царства Цинь (VIII-III вв. до н.э.): основные периоды и их характеристика // История Китая. Материалы китаевед-ческой конференции ИСАА при МГУ. М., 2005, с. 145-159.
28. Штейн В.М. Экономическая география Азии. Л., 1940.
29. The Cambridge history of Ancient China. Cambridge, 1999.
30. Chang Kwang-chih. The Archaeology of Ancient China. Yale University, 1986.
31. Liu Li, ChenXingcan. State formation in early China. L., 2003.

Г.Я. Смолин СПбГУ

Китайское историописание в период Пяти династий и Десяти царств (краткий очерк)

Столь выразительно обозначенный в китайской традиционной исторической хронологии период Пяти династий и Десяти царств (907-960; по другой версии © Смолин Г.Я., 2011

39
892-980), несмотря на его относительную кратковременность, оставил весьма заметный след в историописании Срединного государства. Правда, едва ли не большая часть творений тогдашней литературы исторического содержания -рукописных (средствами каллиграфии) и печатных - до наших дней не дошла. Но набранный к концу первого тысячелетия высокий потенциал историописа-ния, а также смежных с ним сфер знания всё же дал себя знать в Китае и в столь трагичную пору. Среди свидетельств тому - созданная в 941-945 гг., т.е. при Поздней Цзинь (936-946) - третьей из Пяти династий - «История Тан» (Тан шу), вскоре возведённая в ранг нормативных династийных историй.

Весьма ценны в качестве источников информации о жизни Поднебесной в лихолетье Пяти династий и Десяти царств разножанровые материалы, рождённые писчей кистью современников той жизни либо их ближайших потомков. Такую информацию содержит, например, завершённый в 961 г., т.е. уже на другой год после воцарения династии Сун (960-1279), позднецзиньским, а затем сунским сановником и учёным Ван Пу (922-982) сводный труд «Изборник важнейших [материалов] Пяти Династий» (У дай хуэй яо). Подготавливая «Изборник», Ван Пу базировался преимущественно на разного рода актовых источниках, рождавшихся в рамках специализированных структур придворных департаментов историописа-ния (ши гуань). Никоим образом не преувеличивая содержательную полноту данного свода (Ван Пу считал, например, будто своего департамента историописания у Поздней Лян (907-923) - первой из Пяти династий - не было), нельзя не отметить сам по себе факт столь быстрого (по сути, ещё до окончания периода Пяти династий и Десяти царств) появления такого масштабного труда - вероятно, соответствующие «заготовки» и «заделы» в распоряжении Ван Пу уже имелись. Нельзя не принять во внимание и наличие у Ван Пу в архитектонике его «Изборника» специальной рубрики, посвящённой тогдашним службам официального историо-писания, их структурам и деятельности. Во всяком случае привлечение и проработка упомянутых и других источников позволяют констатировать: при императорских дворах буквально каждой из Пяти династий существовали и функционировали департаменты историописания, пусть даже не обязательно возникавшие тотчас по воцарении соответствующих династий.

Численность тогдашней когорты историков-профессионалов была довольно значительной. Среди слагавших эту когорту - Цзян Сян, Хэ И, Инь Чжо, Чжан Гунь, Фэн Си-цзя, Си Инь-сян, Ли Цзи, Фань Чжи и т.д. Их тщаниям обязаны своим созданием такие, например, творения исторической хронистики, как «Записи событий при Лянском Тай-цзу» (Лян Тай-цзу ши лу), а равно «Составленные [в назидание] потомкам записки о Великой Лян» (Дай Лян бянь и лу), - оба посвящённые царствованию Чжу Вэня (852-912), который был основателем первой из Пяти династий - Поздней Лян.

Едва ли не наиболее структурированным и дееспособным предстаёт в показаниях упоминавшихся выше и ещё некоторых источников функционирование департамента историописания у Поздней Тан (923-936) - второй из Пяти династий. Поздне-танские верхи, как и каждый из венценосцев остальных династий и царств, пусть в чём-то по-своему, стремились апеллировать к её давнишним и недавним реалиям, дабы обрести обоснование легитимности своих государственно-политических образований, да и самих названий, будь то Хань, Шу, Минь, Чу и др.

Наряду с упоминавшимся выше Ван Пу стоит особо отметить также Чжан Чжао-юаня (894-972). Он - автор и соавтор по меньшей мере семи разножанровых исторических трудов, включая «Старую историю Тан» (Цзю Тан шу), погодное жизнеописание провозвестника династии Поздняя Тан Ли Кэ-юна (956-1008), «Записи событий», объявших период царствования фигурировавшего выше основателя этой

40

династии и его преемника Ли Сы-юаня (886/887-933; прав. с 926 г.), биографии знаменитых государственных мужей времени Поздней Тан, и др. Создавая эти труды, Чжан Чжао-юань, по его собственным словам, вдохновлялся и руководствовался убеждением, что «без [знания] истории взнуздать смуту невозможно». Уроженец времени Великой Тан, побывавший подданным каждой из Пяти династий, а затем и Сун, Чжан Чжао-юань явился как бы воплощением прямой преемственности китайского историописания в промежутке от танского периода к сунскому. Впрочем, олицетворял эту преемственность не один только Чжан Чжао-юань.

Всего-навсего за 4 года, пока держалась на плаву четвёртая из Пяти династий -Поздняя Хань (947-950), её департамент историописания сумел дать о себе знать, пусть лишь двумя «записями событий», охватившими время царствования основателя данной династии Лю Чжи-юаня (прав. с 947 г.). Последний труд, правда, довести до конца всё-таки не успели.

Наконец, завершившая череду Пяти династий, пусть тоже недолгожительница (процарствовала всего лишь 10 лет, да и то неполных), Поздняя Чжоу (951-960), -также имела департамент историописания, который смог проявить себя весьма активно. Правда, это были проявления тоже по преимуществу на уровне «записей событий» и «записей о текущих дела управления» (ши чжэн цзи), временной охват коих отличался необычной широтой: они объяли царствование не только основателя династии Поздняя Чжоу Го Вэя (904-954) и его наследника Чай Жуна (921-959), но и всей династии Поздняя Лян - первой из пятёрки У дай, обоих императоров династии Поздняя Цзинь - её родоначальника Ши Цзин-тана (892-942) и его преемника Ши Чун-гуя (914-964), а также позднеханьского Лю Чан-ю (931-950; царствовал с 948 г.) и ещё некоторых. Среди создателей этих трудов - уже называвшиеся Чжан Чжао-юань и Инь Чжо, равно как Лю Вэнь-соу и Цзя Вэй. Здесь уместно назвать и позднечжоуского Цзян Вэнь-хуаня, автора книги о царстве Минь (933-945), физико-географическом облике этого царства, его природных ресурсах, жизни «верхов», деяниях тамошних приверженцев конфуцианства, буддизма и даосизма. Нельзя не упомянуть и книгу тоже позднечжоуского Гао Жо-чжо «Дополнения к истории Поздних [династий]» (Хоу ши су), содержащую разного рода суждения о периоде Пяти династий и Десяти царств, но и о Великой Тан тоже.

Итак, налицо конкретные свидетельства наличия и функционирования у всех, без единого изъятия, Пяти династий - от Поздней Лян до Поздней Чжоу включительно, официального историописания в его главном звене - департаменте историописания.

Что касается Десяти царств, с которыми довелось так или иначе сосуществовать Пяти династиям (хотя, впрочем, сами царства и между собою тоже нередко вынуждены были сосуществовать отнюдь не мирно, а вплоть до вооруженных баталий), стоит ещё раз подчеркнуть: в каждом из них, без единого исключения, согласно показаниям различных источников, также наличествовали свои службы историописания. Наиболее продуктивно проявили себя эти службы в царствах У (892-907), Южное Тан (937-975) и Позднее Шу (934-965).

Насколько можно сейчас судить, в «репертуаре» творений историков из числа трудившихся в Десяти царствах преобладали сочинения в жанре «записей» событий» (ши лу) либо сродни с ними. Вместе с тем обращает на себя внимание намного большее у Десяти царств, чем у Пяти династий, количество трудов, создававшихся вне рамок историописания государственного, официального. Так или иначе, но в Десяти царствах детища частного источникотворчества принадлежали к разным жанровым категориям. Наибольшее число таких трудов на счету у историков из царства У и особенно Южное Тан. Весьма уместно назвать тут, к примеру, учёного и литератора Ван Жэнь-юя, коему, стоит попутно заметить, на волнах

41

тогдашней событийной круговерти довелось побыть подданным и Великой Тан, и царств Раннее и Позднее Шу, и четырёх из Пяти династий (кроме самой первой -Поздней Лян). Заслуживают внимания также «Пространные записи о заморском вояже посланца» (Хай вай ши чэн цзи), где зафиксированы наблюдения и впечатления автора, южнотанского Чжан Юя, о его дипломатической миссии на Корейский полуостров. Наблюдения и впечатления эти столь разносторонни и глубоки, что в учёных кругах нарекли тогда Чжан Юя «многосведущим».

В массиве детищ историописания, рождённых в пору Пяти династий и Десяти царств, заметен пласт посвящённых царствам-«тёзкам» Раннее и Позднее Шу (907-925 и 934-963 соответственно). А среди таких творений - те, что создал Ду Гуан-тин (880-933), даосский учёный, автор, наряду с философскими, трудов ис-торико-хроникального и биографического содержания. Двум этим царствам посвятили свои сочинения также Ян Цзю-лин и Хэ Гуан-юань. Между тем оба они были крупными и влиятельными историками-мыслителями. Так, Ян Цзю-лин -составитель «Указателя книг канонических и по истории» (Цзин ши шу му), т.е. труда библиографического, а библиография, стоит напомнить, согласно традиционной китайской классификационной схеме, числилась по разряду «История». Здесь уместно подчеркнуть, что этим своим трудом Ян Цзю-лин декларировал не просто соседство, но, более того, сродство таких притом первых составляющих только что упомянутой четырёхзвенной библиографической классификации, как «каноны» (цзин) и «история» (ши). Нельзя не воздать должное Ян Цзю-лину и как автору «Разных заметок о нормативных историях» (Чжэн ши цза лу).

Из сочинений историков - подданных царства У-Юэ стоит особо отметить «Заметки г-на Пи [Гуан-е] о том, что видел и слышал» (Пи ши цзянь вэнь лу). Автор, сын знаменитого танского поэта Пи Жи-сю (ок. 834 - ок. 883), привёл здесь немало конкретных сведений за время с 874 по 944 г. - сведений о пережитых тогда весьма сложных внутри- и внешнеполитических перипетиях, и не только в царстве У-Юэ, а и в масштабе всего Срединного государства. Но одну из других книг Пи Гуан-е посвятил-таки «своему» царству.

Пусть в более узких временных рамках (рубежа 1Х-Х вв.), но тоже не в пределах лишь «своего» царства (в данном случае - Минь) представали тогдашние острые коллизии на уровне «верхов» в сочинении Хань Во с достаточно выразительным заголовком «Потаённые записи о деяниях в государевых чертогах» (Цзинь луань ми цзи). Чэнь Чжи-юн же - «соподданный» Хань Во, а затем подданный поглотившего Минь царства Южное Тан, оставил после себя книги «Жизнеописания миньских государей» (Минь ван ле чжуань) и «Деяния минь-ских государей» (Минь ван шицзи).

В числе учёных и литераторов царства Цзиннань/Наньпин (907-963) следует назвать Сунь Гуан-цяня (ок. 900 - ок. 983) как автора книги «Краткие речения, [записанные] к северу от [озера Юань]мэн» (Бэй Мэн со инь) - книги, помогающей раскрыть многие важные детали политической жизни времени Великой Тан, а равно и периода Пяти династий и Десяти царств. Из южноханьских же авторов нельзя не упомянуть Ван Дин-бао (870-940) с его «Избранными повествованиями о Тан» (Тан чжи янь). Наконец, для полной картины стоит назвать также Цао Яня и Ши Вань-де - историков царства Чу (896-951) и их собрата Ван Бао-хэня, подданного последнего из Десяти царств - Северного Хань (951-979).

Словом, при каждой из Пяти династий, равно как и во всех без исключения тогдашних Десяти царствах очаги историописания существовали, притом и в официальной, и (в большей мере - в царствах) неофициальной ипостасях. Стало быть, «оголения» данной сферы науки и литературы в Китае в то лихолетье не произошло, сколь бы сложно и трудно это ни далось. Своими жизнестойкостью

42

и масштабностью историописание Срединного государства в большой мере обязано в ту пору достигнутому в оной сфере во многом к исходу I тысячелетия, особенно в период Тан. Но политическая ситуация, в коей оказалась Поднебесная в ту годину, давала импульсы соответствующим процессам в историописании, как уже не раз бывало в смутные времена в Китае в древности и в первые столетия Средневековья. Данный случай примечателен, помимо всего прочего, и тем, что приводившиеся выше примеры с Ван Пу, Чжан Чжао-юанем, Ван Жэнь-юем и Фань Чжи, и не только с ними, наглядно свидетельствовали: образовавшиеся у китайского историописания в период Пяти династий и Десяти царств «кадровые ресурсы», в свою очередь, определённо стимулировали его общий крутой подъём, каковой оно возымело на следующей стадии - в сунский период.

М.Ю. Ульянов ИСАА МГУ

Текстологические аспекты изучения Чуньцю Цзочжуань: к проблеме выделения и характеристики структурно-жанровых групп1

Изучение истории Восточной Азии второй половины I тыс. до н.э. в последние годы вышло на новый этап - в научный оборот постоянно вводятся новые эпиграфические памятники. И тем не менее нам представляется, что историками исчерпаны ещё не все возможности «классических» письменных источников. Многое здесь определяется задачами и используемыми методами, которые постепенно, по мере развития науки, усложняются.

Исследователь периода Чуньцю (771-453 гг. до н.э.) обязательно обращается к ряду памятников, среди которых важнейшее место занимает Чуньцю Цзочжуань («"Вёсны и осени" с комментарием Цзо»)2. Собственно Цзочжуань - это сложное по структуре произведение, которое совмещено с сообщениями конфуцианского канонического сочинения хроникального характера Чуньцю. Чуньцю охватывает период с 722 по 479 г. до н.э., а Цзочжуань на 12 лет больше - до 468 г. до н.э., на которые приходятся правления 12 государей царства Лу, расположенного к востоку от Великой Равнины в западной части п-ова Шаньдун.

Чуньцю - это канонический памятник, согласно преданию появившийся в результате приписываемой Конфуцию редактуры хроники царства Лу, осуществлённой им с целью создания сочинения для использования в своей школе (см. [4, с. 5-16; 23, с. 334; 24, с. 475]) 3. Этот памятник не утратил качеств хроники, жанр которой не предполагал интерпретаций и оценок, ограничиваясь только упоминанием фактов, но в традиции он рассматривался как нечто большее, чем обычная хроника, поскольку в результате отбора и редактирования в неё могли быть заложены некие оценки.

Время создания отдельных частей Цзочжуань относится к периодам Чуньцю и Чжаньго (453-221 гг. до н.э.), а форму, близкую к современной, Чуньцю Цзочжуань, очевидно, принял в конце Западной Хань (202 г. до н.э. - 8 г. н.э.), в разгар борьбы родственников по женской линии династии Лю из семьи Ван (Юань-тайхоу и её племянника Ван Мана) за высшую власть (см. [24, с. 420; 23])4.

© Ульянов М.Ю., 2011

43
china history historiography five dynasties ИСТОРИЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 5 ДИНАСТИЙ КИТАЙ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты