Спросить
Войти

Музей как проводник народных традиций

Автор: указан в статье

История

УДК 932.2

П.Е. Бардина

МУЗЕЙ КАК ПРОВОДНИК НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

Описывается работа музея г. Северска с населением, основанная на этнографических коллекциях по русским сибирякам и народам Сибири, собранных сравнительно недавно, которые не просто хранятся, а «работают» в постоянной экспозиции, на игровых занятиях и лекциях, на музейных праздниках. В культурно-образовательной программе музея предложено около сотни разнообразных занятий, на которые записываются заранее, на весь учебный год, школы города, учреждения дополнительного образования и детские сады.

Каждый музей не только собирает и бережно хранит экспонаты, но с их помощью старается донести до посетителей разнообразную информацию. На примере музея города Северска можно показать, как «работают» этнографические экспонаты. Особенностью нашего музея является то, что он молодой (в декабре 2007 г. ему исполнилось 20 лет), что он находится в закрытом городе и что он является муниципальным учреждением города, сравнительно обес печенного в недавнем прошлом. В октябре 1993 г. в музее был открыт отдел археологии и этнографии, после чего был начат целенаправленный сбор этнографических экспонатов. Дело в том, что территория в пригороде большого губернского города Томска, где в середине ХХ в. был построен молодой город, является районом давнего обитания русского старожильческого населения Сибири. С первой четверти ХУШ в. известны д. Белобородова и с. Иглаково, на месте которых и стоит город Северск. Кроме того, в зону притяжения города вошла практически вся территория Томской области, поскольку строить город и новое производство собралось молодое поколение из многих селений области. По существу музей начал работу для внуков и правнуков этих первостроителей. Думается, что во многом благодаря активной работе музея город Северск перестает быть чем-то инородным в Томской области и обретает свои корни и связь с народными традициями.

Начало этнографической коллекции было положено двумя десятками экспонатов, собранных ещё до открытия музея в исчезнувших селениях энтузиастами Общества охраны памятников истории и культуры. С 1994 г. по 2003 г. музеем было проведено девять этнографических экспедиций под руководством автора в пригородные селения (Ярское, Нелюбино, Губино, Са-мусь, Орловка и др.). В них было собрано более 150 экспонатов по хозяйству и быту русского старожильческого населения Притомья, записаны рассказы старожилов о местной истории, традиционном укладе жизни, праздниках и обрядах. Некоторые экспонаты были подарены жителями города, главным образом выходцами из местных селений. Собранные материалы, а также проведенные археологические исследования позволили открыть в музее в мае 2000 г. постоянную историко-краеведческую экспозицию «По реке времени», в которой представлены материалы с эпохи палеолита до середины

ХХ в. Этнографическая часть экспозиции посвящена хозяйству и жилищу русских сибиряков. Здесь представлен макет срубной избы с передним углом и русской печью со всей старинной утварью, а также крестьянское подворье с необходимыми орудиями труда. Отдельными комплексами представлены темы «Рыболовство» и «Старообрядцы таежного Притомья» [1]. В 2008 г. к экспозиции добавлена часть по этнографии коренных народов Сибири - хантов и эвенков, небольшие коллекции по которым имеются в музее. Изучены также этнографический состав населения, история селений, проводились научно-практические конференции [2-5]. Наличие постоянной экспозиции и научные публикации оказали значительную помощь в проведении экскурсий, лекций и занятий для школьников города, которые приходят в музей классами на уроки истории, краеведения и на игровые программы по народным праздникам.

В культурно-образовательную программу музея, которая предлагается в начале каждого учебного года во всех образовательных учреждениях города, включая детские сады, входят около сотни лекций, экскурсий, интерактивных игровых программ и занятий, разработанных сотрудниками музея и объединенных в десять наиболее значимых тем. Во многих из них присутствует этнографическая тематика, использование этнографических экспонатов и иллюстративного материала. Широко привлекается также фольклорный материал - пословицы и поговорки, загадки и народные приметы, собранные в томских селениях и опубликованные музеем [6-7]. Запись на определенную программу предусмотрена в виде абонемента, с посещением всех занятий в течение года, по одной в месяц. Внимание школьников привлекают такие программы, как «Мир народной культуры», «Томск. 4 века истории», «Из истории экспоната», «Пир на весь мир (из истории пищи)», «Из истории привычных вещей», «Обряды и верования предков», «Литературное наследие Сибири». Конечно, есть программы и несколько тем собственно по истории города: «Северск - мой город» и «Первостроители», с рассказами о старожильческих русских селениях, которые были здесь до строительства города (П.Е. Бардина); об истории детской трудовой колонии «Чекист» (Н.А. Коверко); о храмах на северской земле, архитектуре и памятниках Северска (С.В. Березовская); о первостроителях (Т.Ю. Назаренко).

В каждую из программ входит 7-8 занятий, объединенных общей темой. На занятиях важное место занимают рассказы о быте и культуре, народных традициях русских сибиряков и народов Сибири, о традиционных праздниках и обрядах годового цикла. Многие занятия проводятся на фоне этнографической части экспозиции «По реке времени», на фоне русской избы и крестьянского подворья, где оформлены витрины и подиумы с традиционными орудиями труда и предметами быта. Кроме того, на занятиях используются богатый иллюстративный материал, экспресс-выставки с использованием экспонатов и игрового материала. С осени, с «Покровских посиделок» начинаются занятия по календарным праздникам и обрядам, которые продолжаются в течение года изучением традиций празднования Нового года, Рождества, Святок, масленицы и Пасхи. Особый интерес детей обычно вызывает интерактивная программа «Святки с Егоровной», где в роли Егоровны в тра-

диционном костюме выступает Т.Ю. Назаренко с рассказом о традициях праздника в местных селениях, с гаданиями и колядками.

На экспозиции «По реке времени», кроме экскурсий, проводятся лекции «Хозяйство и быт русских сибиряков», «Русская изба в поверьях и обрядах», «Иглаково, Белобородово - корни Северска» (П.Е. Бардина) и многие другие. В них рассказывается о традициях обживания окружающего мира, обрядах и поверьях, связанных с бытованием одного из самых важных элементов культуры - жилища, а также об особенностях одежды и хозяйства сибиряков. К 400-летнему юбилею Томска автором была разработана отдельная лекция «Мы - сибиряки», в которую включены сведения не только о строительстве Томской крепости, но и о начале русского освоения Сибири, а также о месте томских селений в общей истории Сибири. В программе «Из истории экспоната» для учащихся начальных классов проводится экскурсия «Где живут экспонаты», с посещением фондов музея (О.В. Швецова). На лекции «Сибирское чаепитие» (И.Ф. Глушенкова) знакомятся с историей самовара с экспресс-выставкой «Русский самовар». В этой же программе проводится музейный праздник «Новый год» - интерактивное игровое занятие с Бабой Ягой и Снегурочкой (Д.С. Русакова, О.В. Прозорович), игровое занятие «Традиции празднования Пасхи» (Е.В. Медюха, Д.С. Русакова) и др.

Программа «Пир на весь мир. Из истории пищи» была представлена в 2006 г. на региональный конкурс «Разговор о правильном питании», где заняла 1-е место, а затем на Всероссийский конкурс в Москве, где отмечена призом зрительских симпатий. В рамках этой программы в течение года проводятся занятия по пище разных народов и разных времен, начиная с игрового занятия «Первобытная охота» на базе археологической части экспозиции «По реке времени» (М.А. Рудковская, Д.Ю. Рыбаков). Далее идет занятие по пище томских татар, с использованием элементов татарской одежды и экспресс-выставки о пище и утвари томских татар (М.С. Андольщик, Д.С. Русакова). На лекции «Русское сибирское хлебосолье» (П.Е. Бардина) посетители знакомятся не только с продуктами земледелия и скотоводства, но и узнают о большой роли охоты и рыболовства в жизни и питании русских сибиряков. При этом демонстрируются свистульки-манки для подмани-вания различных видов животных и птиц, а также рисунки следов для «выслеживания» добычи. Об обрядовой православной пище на Рождество, масленицу, Пасху, а также в дни постов рассказывается на интерактивном игровом занятии в экспозиции с русской избой (Т.К. Новичихина, Д.С. Русакова). Лекцию «Еврейская кухня в русском городе» с элементами театрализации и игровой программой представляет Т.Ю. Назаренко. Лекцию «Чайная церемония. Китайская культура» - О.В. Прозорович, а лекцию «Питание в годы Великой Отечественной войны» с экспресс-выставкой - С.В. Березовская.

В программе «Из истории привычных вещей» широко используются не только этнографические экспонаты и иллюстрации, но и загадки, пословицы и поговорки. На занятии «По одежке встречают, по уму провожают» рассказывается о русской народной одежде и её символике (С.С. Шутова). На занятии «История кухонной посуды» (П.Е. Бардина) знакомятся со старинной посудой и утварью из дерева, глины, металла и стекла, отгадывают загадки и

могут посмотреть «бабушку» мясорубки - корыто с сечкой, попробовать поднять чугун с помощью ухвата. Лекция «Когда не было стиральной машины» знакомит со старинными способами стирки и глажения с использованием рубеля и катка, старых утюгов (Н.Н. Крот, О.В. Прозорович). На лекции о «Секретах Марьи-искусницы» узнают об истории вышивки и рукоделия (Д.С. Русакова); на занятии по «Истории детской игрушки» (Н.А. Коверко) знакомятся с любимыми игрушками бабушек и дедушек. На лекции «От костяной иголки до машинки «Зингер» узнают об истории швейных принадлежностей, старинных иголках, игольницах и швейках (Т.К. Новичихина, Д.С. Русакова). На лекции «Из лаптей да в босоножки» (Н.А. Коверко) знакомятся с историей обуви, с экспресс-выставкой и иллюстрациями.

Программа «Обряды и верования предков» для среднего и старшего школьного возраста вводит в мир далеких предков и народов Сибири на лекциях «В гостях у хантов» (П.Е. Бардина); «Духи славянской мифологии» и «Шаманы - избранники духов» (Т.Ю. Назаренко). Лекция «Таежные отшельники» знакомит с закрытым миром старообрядцев (Т.К. Новичихина), а лекция «Северский храм иконы Владимирской Божией матери» (С.В. Березовская) - с современными духовными традициями.

Программа «Литературное наследие Сибири» включает лекции «Сибирская земля в географических названиях» (С.В. Березовская, Р.И. Барская); «Походы Ермака - легенды, летописи, сказания» (П.Е. Бардина); «Сказки народов Сибири» (Т.Ю. Назаренко); «Легенды томских татар» (О.В. Прозорович); «Русская изба в поверьях, пословицах и поговорках» (П.Е. Бардина); «Народные приметы в календарных обрядах» (С.В. Березовская, Р.И. Барская); «Писатели Томска и Северска» (Т.Ю. Назаренко).

Этнографические экспонаты представлены не только на постоянной экспозиции, но и регулярно участвуют на временных выставках музея. Например, заметной в истории музея была выставка «О женщине, о личном, о судьбе», приуроченная к Международному женскому дню 8 Марта в 2002 г., где предметы традиционного быта сочетались с современными. Выставка А. Тимофеева «Варварский ветер» сопровождалась этнографическими экспонатами по быту народов Сибири. Выставка по истории Алексеевского монастыря, который был основан в ХУІІ в. в устье р. Киргизки, дополнялась экспонатами по традиционному хозяйству русских сибиряков. К 20-летнему юбилею музея была открыта выставка «Жемчужины музейного собрания», где этнографические экспонаты заняли своё достойное место. Таким образом, сравнительно небольшие этнографические коллекции музея г. Северска не лежат на месте, а «работают» на экспозиции, на лекциях и выставках, помогая знакомить, в основном молодых посетителей, с народными традициями далеких и близких предков.

Не без влияния музея, а также в результате работы увлеченных энтузиа-стов-учителей в школах города нередко присутствует этнографическая тематика в докладах и выступлениях школьников на конкурсах, смотрах и форумах. Особенно отличаются в этом отношении школы № 194 (рук. С.В. Виноградова); 87 (рук. Е.Ф. Крылатова); 84 (рук. А.А. Никиенко); Северская гимназия и другие. В школе № 87 под руководством Е.Ф. Крылатовой создан

свой этнографический музей. Школьники готовят доклады, театрализованные выступления по фольклорным мотивам народов Сибири, русских сибиряков и переселенцев, по истории местных селений. На VII городском молодежном форуме в 2006 г. учащиеся Северской гимназии под руководством Т.В. Барановой подготовили доклад, выставку и театрализованное выступление под названием «Хантыйские мотивы». Причем учащиеся своими руками сделали поделки из бересты, ткани, меха и бисера, изучив хантыйские традиции по книгам и коллекциям музея. Школьники представляют доклады не только на конкурсах, но и в зале музея, на фоне выставки «По реке времени», которая работает уже более восьми лет.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 07-01-64107а/Т.

Литература

1. По реке времени. Путеводитель к экспозиции. Северск: Ветер, 2004. С. 65-83.
2. Северск. История и современность. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994.
3. Неизвестный Северск. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996.
4. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995.
5. Труды музея г. Северска. Вып. 1: Музей и город. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.
6. Жили да были. Фольклор и обряды томских сибиряков / Собиратель, сост. и автор комментариев П.Е. Бардина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997.
7. Двенадцать месяцев. Народный календарь. Обрядовые блюда / Собиратель и сост. П.Е. Бардина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты